Воровство в школе что делать

Обновлено: 17.05.2024

Людмила, да просто эту информацию принесут домой, кто-то из родителей, да прокомментирует. Это всё очень просто и быстро. Всё же детям лучше не врать.

Юлия Коровина


Юлия Коровина

Ой, я вас умоляю. У меня вот кто-то спер ежедневник, в котором вся моя жизнь - полис, бумажки всякие, а главное детские деньги. Но, как говорится - не пойман не вор.

Мария Антонова

Мне в голову приходит только беседа, в которой нужно обозначить, что если вор сам подойдёт и признается во всём, никаких санкций не последует (в том числе и беседы с родителями). При повторении эпизода или игнорировании привлекать грозного мужика в полицейской форме)

Вера Гармонщикова

Правда Татьяна

Вычислили однажды так. Сказали, что где-то в кабинете потерялись деньги (на самом деле их кто-то с учит.стола шевельнул), что милиция уже едет и поможет нам везде их поискать. А деткам предложили на всякий случай под столами посмотреть - вдруг они туда нечаянно завалились. Воришка принял легенду за чистую монету, вернул деньги, сказав что да, действительно под его столом валялись))
Сделали вид,, что поверили ему. 1 класс.

Оксана Золотарёва

Александра Рубинштейн

Мария Василенко


Мария Василенко

В этом возрасте еще хорошо действуют рассказы о милиции (полиции), предложения самим поискать, а вдруг найдется.


Тимур Жунусов

Арина Иванова

Наталья Замолотских

Когда у тебя в сумке деньги за питание 20 учащихся, последнее о чем думаешь, так это о нравственности.

Юлия Смышляева

У меня был случай. Украли из кошелька тысячу. Когда обнаружила, поговорила серьезно с классом. Сказала, что уважение мое к ним пропало, что это подло и так далее. Попросила, чтобы вор вернул украденное. И если подобное снова повторится, разбираться с этим будет уже полиция. На следующий день деньги мне подкинули в стол. Уже третий год идёт, никто больше ничего не брал.

Ольга Хацкевич

Была ситуация. Пошли к соцпедагогу,где ему в красках расписали последствия такого поведения, грозились вызвать участкового, сообщили родителям, мальчик испугался, раскаялся, вернулись в класс,где извинился перед девочкой и пообещал, что больше такого не повторит. Важно такие вещи пресекать сразу, жестко,на корню.

Ольга Хацкевич

Лариса Тюлина

Арина, кража - это уголовно наказуемое деяние, расследовать ее должны профессионалы. И наказание за нее предусмотрено законом. Нравственная сторона вопроса? Ну знаю я, что Вася Пупкин (персонаж выдуман) ворует и что? Пальчиком погрожу, скажу, что нельзя так делать? А он, конечно, ну ни разу не слышал, что так нельзя делать. У этого Васи есть родители, и если они не объяснили, не проконтролировали и т.д. да, придется школу этому Васе менять. Потому что доверия к нему не будет уже ни у учителя, ни у детей. Вот и вся нравственная сторона дела.


Некоторое время назад мне написала преподаватель воскресной школы и попросила поднять тему детского воровства. Автор письма рассказала, что об этой проблеме не говорят, но это не мешает ей быть очень распространённой не только в мирской среде, но и в обществе людей православных. Особенно неприятными ей кажутся ситуации, когда родители не реагируют на кражи своих детей, а порой и сами не возвращают взятые на время вещи. Мы поговорили с протоиереем Владимиром Шутовым и попросили его прокомментировать ситуации, описанные в письме.

Нельзя молчать

Я был глубоко поражён фактом, что проблема детского воровства остро стоит не только в обычных школах, но и в школах воскресных. Представляю, какую боль это приносит родителям и воспитателям, и потому особенно ценно, что они находят силы смело говорить об этом. Ведь если замалчивать проблему, это приведёт только к её усугублению. Мы будем почивать на лаврах, думая, что у нас всё хорошо — а потом недоумевать, почему вокруг воруют и откуда берутся преступники.

В основе проблемы — лицемерие и равнодушие

При изучении некоторых случаев детского воровства порой поражает лицемерие взрослых. Именно оно в паре с равнодушием составляет главную причину того, что происходит с детьми. Если ребёнок совершил кражу, пусть маленькую, а родители не обратили на это внимания или сделали вид, что не заметили совершённого, это очень плохо. Конечно же, детскому воровству нужно противодействовать. Если родитель обнаружил, что ребёнок так поступил, он должен акцентировать на недопустимости такого поведения и наказать его — чтобы избежать больших ошибок и более сложных ситуаций.

Ребёнок должен понимать, что всё в мире взаимосвязано, и если он кого-то чего-то лишил, то и с ним произойдёт так же. Если он осознает это в детстве, ему будет проще во взрослой жизни. Возможно, многие родители не согласятся со мной, но мне кажется, что при строгом, но справедливом наказании будет важный результат: ребёнок осознает свой проступок, испытает стыд, а за стыдом может прийти покаянное чувство. Это как духовная прививка, которую родители делают во избежание серьёзных заболеваний. Она может быть болезненной, как любой укол, но без неё ребёнка ждут большие беды.

Вторая проблема — родители скрывают проступок ребёнка. Я глубоко убеждён, что так поступать нельзя. Дело в том, что совершивший кражу ребёнок зачастую не понимает, что сделал что-то плохое, для него этот поступок морально нейтрален. Именно родители и их реакция дают ему понять, что он поступил плохо. Это как в ситуации, когда ребёнок произносит плохие слова. Он услышал их где-то и употребляет, не понимая смысла, и только благодаря негативной реакции взрослых осознаёт, что лучше их не использовать.

Как быть преподавателю воскресной школы, если кто-то из учеников ворует?

Дилемма Раскольникова и современность

Думаю, в воскресной школе непременно нужно провести уроки на тему воровства — не говоря о конкретных поступках и людях, рассказать, к чему приводят кражи и как влияют на человека и его жизнь. Дело в том, что у нас в обществе не принято говорить о воровстве. Помните, как Раскольников размышлял: Наполеон убил сотни тысяч людей — и он герой, так что такого, если я убью одну старушку? Это даже не убийство.

Эта ситуация актуальна и для нашего общества: если голодный украдёт хлеб в супермаркете — он преступник, а укравший миллионы — национальный герой. У нас всё перевёрнуто с ног на голову. А ведь прав классик, который сказал: если общественный деятель незаконным путём присвоит капитал и потом частично отдаст его на благо общества, то это не искусный политик, а искусный вор. У нас такое искусство возносится в подвиг и заслугу — и, конечно, это влияет на детей, потому что при таких взглядах размывается граница между добром и злом. Как ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, если, что скрывать, даже сами родители порой воруют, и это для них норма? Нет, они не отнимают вещи у людей, но им не зазорно украсть у государства, у подчинённых, у предприятия.

Не только образовывать, но и воспитывать

Ребёнка, не устоявшего перед соблазном взять чужое, можно понять. Такие ситуации были везде и всегда. Но всё-таки раньше детей в этом плане воспитывали намного серьёзнее, чем в наше время. Сейчас школа не воспитывает, у неё только образовательная функция, но одно без другого невозможно. В этом вопросе я полностью согласен с Макаренко, который утверждал, что на первом месте должно быть воспитание, а на втором — образование. Невоспитанный, но высокообразованный человек может принести много бед обществу.

Школа не объясняет детям, что воровать недопустимо. Дома родителям некогда заниматься воспитанием и вести беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо. А в некоторых семьях отцы сами нечестно зарабатывают, в итоге далеко не каждый папа может сказать ребёнку, что он свои дом, автомобиль и телефон купил на зарплату. Так чего же мы хотим от детей?

Допустимо ли исключать ребёнка из воскресной школы за воровство?

Я думаю, если такой вопрос будет поднят и предан огласке, всё произойдёт само собой. Хорошо, если родители вникнут в проблему и будут союзниками преподавателей в этом вопросе, тогда ребёнка никто не выгонит, потому что они вместе будут за него бороться. Если же произойдёт конфликт, то родители сами заберут его из воскресной школы.

Я считаю, что ни в коем случае нельзя исключать ребёнка сразу, как только он проштрафился таким образом. Обычно дети этого возраста ещё очень юны для столь сурового наказания. И поймите, он ведь нигде больше не услышит о том, что ему в воскресной школе говорят. Я надеюсь, что когда о ситуации узнает настоятель храма, он начнёт молиться об этом ребёнке, и благодаря молитвенной поддержке всё постепенно пойдёт на лад.

Кто на самом деле виноват?

Окружающие ребёнка люди должны обратить внимание прежде всего на себя и задуматься, чем они его спровоцировали. Возможно, не объяснили причин, по которым у него нет той или иной вещи, может быть, проявили жадность по отношению к нему. А может, при распределении средств внутри семьи некоторые её члены — дети — не получили должного финансового внимания. У нас ведь часто как? Папа может себе позволить потратить часть зарплаты на то, чтобы выпить с друзьями пива, а ребёнок не может себе позволить ничего — он ведь не зарабатывает. И если родители игнорируют его потребности, это ни к чему хорошему не приведёт. Бюджет семьи должен быть распределён между всеми её членами — в том числе и теми, которые пока не могут заработать. Это важно.

Конечно, многое зависит от того, что за кража случилась: это было впервые — или стало закономерностью? Что именно было украдено? От этого зависит и поведение взрослых, и степень взыскания. Одно дело, если ребёнок крадёт конфету или апельсин — он может делать это от голода или потому, что просто не видит таких угощений дома. Другое дело — если ребёнок, имеющий телефон, присвоит себе ещё один. Родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны озадачиться не только вопросом наказания, но прежде всего — выяснения причин воровства.

Статусные вещи в жизни подростка

Родители часто идеализируют своих детей. Им сложно поверить, что их ребёнок может украсть. Тем более сложно поверить в это родителям верующим, которые с пелёнок причащали своих малышей, водили на службы, о которых молились. Но соблазниться может каждый, независимо от уровня церковности семьи.

Ещё очень важно понять следующее: детям, начиная с определённого возраста, важно иметь вещи, которые в их среде считаются статусными. Как правило, это смартфоны, но может быть что-то ещё. Они очень переживают, когда у них нет того, что есть у всех. Их очень травмируют насмешки из-за старомодной одежды или кнопочного телефона. Потом они повзрослеют, и им будет важно другое, но в подростковом возрасте важно дать им желаемый гаджет или одежду. Подростки жестоки и встречают по одёжке.

Я знаю ситуацию, когда девочка-подросток уходила из дома и шла гулять, прогуливая школу, потому что была из бедной семьи и стыдилась своего внешнего вида. То, что нам может показаться глупостью, для них — трагедия. Статус взрослого человека определяется другими вещами, а вот статус ребёнка в круге его общения, к сожалению, зависит от того, есть ли у него телефон. Так, может быть, стоит услышать его и помочь в этом вопросе?

Стоит ли обращаться в полицию?

Если мы говорим о воскресной школе, я не думаю, что это правильное решение. Всё-таки у нас должны быть другие методы воздействия. Что касается общеобразовательной школы, то здесь важно рассматривать каждый случай индивидуально. И обязательно учитывать, что люди в полиции работают разные. Мне встречались разные работники органов, и я, основываясь на своём опыте, могу утверждать, что далеко не все способны работать с детьми. Если вам знаком человек образованный, эмоционально выдержанный, неравнодушный — тогда пожалуйста: он, скорее всего, сможет повлиять на ребёнка. Но такие люди — большая редкость сейчас.

Мы тоже соблазняем

Обсуждая проблему детского воровства, нужно задуматься вот ещё о каком аспекте: не вводим ли мы сами в соблазн малышей, давая своим детям в школу дорогие игрушки и гаджеты, которые мало кто из одноклассников может себе позволить? Думаю, скромность — очень хорошее качество, которое нужно воспитывать и в себе, и в детях. В этой связи мне вспоминаются дневниковые записи Николая II, которые он делал во время своего обучения. Он писал, что кофе со сливками им давали только по выходным. В обычные дни они пили его с молоком, в постные дни — без добавок. Понятно, что будущий император пил кофе со сливками два раза в неделю не потому, что их у него не было, а потому, что его воспитывали как человека, который должен думать о других людях. Это хороший урок всем нам.

За детским воровством стоят проблемы взрослых

За проблемой детского воровства стоит множество других проблем, причём это проблемы взрослых, а наказывают ребёнка. Но если он что-то взял без спроса или украл — это сигнал, что произошёл сбой. Это красная лампочка для всех нас — родителей, преподавателей, священников. Значит, что-то в нашей системе не так, надо что-то отрегулировать. А делать ребёнка козлом отпущения — это очень неверно.

Родителям очень трудно принять факт, что их ребёнок ворует. Им стыдно за него, и этот стыд часто находит выход в жестокости: они стремятся наказать его так, чтобы больше неповадно было. Но жестокость не приведёт ни к чему хорошему. Сегодня отлупите, а послезавтра он вам ответит тем же.

Если вы получили информацию, что ребёнок что-то украл, прежде всего надо поговорить с ним. Потом — разобраться, что вы чувствуете: и по отношению к ситуации, и по отношению к ребёнку. Нужно стараться смотреть на всё через призму любви — ведь это ваш ребёнок, это отражение вашего поведения и вашего воспитания. Хочется его ударить — так бейте себя!

Что делать — и чего не делать ни в коем случае?

Родителям нужно действовать по двум направлениям. Во-первых, решить вопрос с пострадавшей стороной: либо вернуть украденную вещь, либо компенсировать её стоимость. Они жаждут крови — постарайтесь успокоить их, но не обещанием суровой расправы над провинившимся. Никаких показательных порок, оскорблений, унижения и тому подобного. Обещайте разобраться и повлиять. Во-вторых — нужна очень серьёзная работа по анализу причин кражи и проблем, приведших к ней, определению мер наказания и так далее.

Частичная уголовная ответственность грозит ребёнку с четырнадцати лет. До тех пор его никуда не посадят, а за проступки накажут родителей. Надо адекватно на это реагировать. К сожалению, у нас в обществе мало об этом говорят. Ворующий ребёнок — это ребёнок, в воспитании которого что-то упущено. Все дети проходят через соблазны, и мы обязаны их к этому готовить.

Многие дети впервые узнают о воровстве в школьные годы. Но не за каждой кражей стоит преступление. Иногда дети просто исследуют мир и не осознают, что брать чужое запрещено, тем более что можно взять ненадолго. Лайф о том, что несёт в себе воровство ребенка и как объяснить школьникам, что их одноклассник ничего не совершал.


Фото: © Shutterstock, Inc.

На прошлой неделе в подмосковной гимназии на уроке физкультуры произошёл громкий выстрел, в результате которого оказались оглушены несколько школьников. Как оказалось, ученик 8 класса принёс в школу средство защиты от собак (AntiDOG представляет собой пусковое устройство, приводящее в действие светозвуковые элементы, размещённые в сменном картридже), которое было украдено одноклассником и использовано не по назначению. Владелец "Антидога" заявил, что не причастен к произошедшему.

Многие дети впервые сталкиваются с проблемой воровства ещё в начальной школе, часто случается, что вором называют самого наивного ребёнка.

Дети не понимают, что воровство — это плохо

Сёстры Нина и Наташа залезли без разрешения к однокласснице в открытый рюкзак. Они достали из него 500 рублей (а п ервоклассницы никогда не держали в руках такие деньги) и спрятали их в нижнем белье.

Пострадавшая девочка, Рузанна, обнаружила пропажу не сразу — только когда захотела купить воды. Школьница очень сильно испугалась и позвонила маме: она подумала, что потеряла деньги.

Мама девочки сообщила об инциденте классной руководительнице, та, в свою очередь, предположила, что, возможно, деньги украли. Преподаватель ни минуты не сомневалась в своём предположении: ведь воровство среди детей — частая практика. Учительница рассказала всем родителям о случившемся и попросила выяснить у детей — может, кто-то взял. Детей начали проверять, и только тогда, находясь под давлением, две сестры сознались в "краже" и достали спрятанные в трусах деньги.

Такой инцидент, по словам психолога Натальи Варской, не должен стать поводом для школьников называть девочек воровками. В детском возрасте в таком поступке нет ничего страшного — ребята исследуют мир: многие "воровали" в детстве и всё равно стали хорошими и успешными людьми.

— Обращать внимание нужно, но без фанатизма. Потому что кража свойственна детям. С взрослением, если в 13–14 лет воровство продолжается, то это уже криминал. Детям нужно объяснять, что такие поступки невыгодны и вредны для них. А говорить о вреде для другого человека, обсуждать какие-то морально-этические аспекты смысла нет. Ученики младших классов ещё не очень способны воспринимать такие вещи: у них эмоциональный интеллект только на стадии развития. А собственная жизнь и интересы для них более доходчивы, — поясняет психолог. — Однако ребёнка нужно воспитывать в правовом поле. Нужно, чтобы он понимал — такие поступки являются преступлением и такая ситуация могла окончиться тюрьмой. Но объяснять им это нужно спокойно и не на всеобщем обозрении, ведь клеймо вора останется надолго.

В свою очередь, руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов считает, что такие ситуации имеют двойственный характер.

— Похожие инциденты были и в советское время, тогда школьники у друг друга вытаскивали вещи из портфелей и ранцев. Это было и всегда будет. Вопрос же заключается в том, как с этим бороться. Нужно, чтобы психолог помогал разобраться как детям, так и их родителям, как поступать в таких ситуациях. Ведь у детей представления о правонарушениях не совсем как у взрослых: они не понимают, что это кража и воровство.

За воровством подростков скрываются семейные проблемы

Через месяц на страничке во "ВКонтакте" Маша увидела фотографии Кати: на ней были её "сломанные" очки. Девочка попыталась узнать у подруги, в чем дело, почему та ей соврала. Но Катя не стала отвечать Маше, она выбрала тактику "игнора".

Этот поступок, в отличие от первого, может говорит не только о том, что у подростка какие-то проблемы в семье, но и что ребёнок способен на противозаконные поступки.

Как отмечает психиатр Михаил Виноградов, при возникновении таких ситуаций специалист должен объяснить ребятам, что такие действия могут расцениваться как уголовное преступление: дело не в размере стоимости взятой вещи, а в факте поступка.

— Зависть — это побудительный мотив. Проблема заключается в том, что дети в школе собраны по территориальности: богатые, бедные, алкоголики — все вместе, — утверждает эксперт. — Это очень непростая ситуация для школы: нужно всех как-то уравнять, приблизить к пониманию проблем других.

У подростков нет понимания, что это преступление. Например, украсть дорогую куртку или портфель — это дети понимают как воровство и преступление. А такая мелочёвка, как очки, не входит в категорию преступлений. Тем не менее незаконный факт имел место, и подросток должен осознавать это, — поясняет Виноградов.

Как легко обвинить в воровстве невинного


На уроке труда в пятом классе случилась неприятная ситуация. Антон забыл принести из дома картон для занятий и взял тот, который лежал без присмотра на одном из столов в кабинете. Он подумал, что картон общий и рассчитан на весь класс. Но оказалось, что нет — он принадлежал однокласснице. Как только девочка увидела в руках одноклассника свой картон, она подозвала других ребят и громко, показывая пальцем на Антона, заявила, что парень — вор.

По мнению психолога, родители и учителя должны всячески пресекать подобную травлю, ведь ребёнок оказывается без вины виноватым, его это очень ранит.

— Если человек ошибся, нельзя ни в коем случае раздувать из этого целую историю. Создаётся антипиар для этого мальчика, но он не виноват. Травлю нужно пресекать — это работа педагогов и психологов. В школе не должны знать, что он что-то своровал. Нужно сразу всё обсудить взрослым с подростками, — отметила Варская.Пострадавшему ребёнку следует рассказать, что далеко не все бывают правы, и привести примеры, которые бы об этом говорили. Самое главное, чтобы ребёнок знал, что его родители знают, что он прав и не совершал преступления. Дети бывают очень жестоки: они к сочувствию ещё плохо способны.

Психиатр Михаил Виноградов также добавил, что такое поведение у детей вызвано "стадным чувством".

— Здесь нужно искать пути компенсации: родители должны принести такой же картон "пострадавшему" и сказать — ошибся мальчик, мы возмещаем. Тогда такое действие будет наглядным и для тех, кто обвиняет, и для самого мальчика, — говорит эксперт. — Клеймо вора может остаться надолго. Нужен хороший детский психолог, который смог бы объяснить ребёнку, почему его так назвали и весь класс на него ополчился.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Если ребёнок ворует…

hello_html_m6ffcd268.jpg

Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростков – уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение.

В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей. Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Особенно тот, у которого не все благополучно дома. Если родители вечно заняты, им нет дела до проблем ребенка и его интересов, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то школьник еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь уж как повезет, какая компания попадется.

К типу воровства младшего школьника можно отнести ситуации домашнего воровства, когда ребенок может украсть деньги или некую вещь, принадлежащую его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве. Такое воровство – своего рода сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких-то жизненно важных потребностей ребенка.

К сожалению, особенную тревогу у родителей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок – повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу? Анализ работы с ворующими детьми подтверждает, что в их семьях наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Такой ребенок либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он наблюдает отчужденность, даже враждебность между мамой и папой.

Младшие школьники берут то, что им очень хочется иметь в данный момент: красивый ластик или яркий карандаш. И еще то, что они коллекционируют: яйца-сюрпризы, вкладыши, наклейки. Для подростков 11-13 лет украсть что-то в магазине – значит продемонстрировать сверстникам свою смелость, независимость и пренебрежение к социальным нормам. Девочка может украсть лак для ногтей, который не очень даже и понравился, мальчик тайком выносит из супермаркета музыкальные диски, не обращая внимания на их содержание. В школе младшие подростки воруют какую-то вещь у одноклассника, чтобы проучить его за то, что услужлив с учителем, лучше учится или просто не такой, как все.

Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не способны предвидеть последствия действий, не понимают нравственного смысла нормы. Они не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением. Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания.

Воровство в подростковом возрасте (12-16 лет) может быть связано с желанием получить острые ощущения, пережить авантюрное приключение, рискнуть.

Неужели, – удивилась психолог, – все эти мелочи стоят того, чтобы позорить себя, родителей?

Дело не в вещах,махнул рукой Сережа.

Тогда в чем?

Он оживился:

Ну, понимаете, дух захватывает: лезешьмогут поймать, в квартирехозяева прийти, потом выйти незамеченнымполучится или нет?

В общем, риск, да?закончил психолог.

Да!подтвердил Сережа.

Шел бы тогда в летчики лучше!презрительно вставила Леночка, которая случайно услышала разговор.

Сережа опустил голову. Леночка ему очень нравилась.

Через месяц Сережа пошел учиться прыгать с парашютом, а потом поступил в летное училище.

Не стоит думать, что таких любителей приключений, как Сережа, единицы. Что заставляет мальчишек лезть в чужой сад за яблоками, когда в своем – ветки ломятся? Азарт, острые ощущения.

Следовательно, мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать, нужно понять причины. Свершившийся факт – еще не вина. Ведь есть случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.

Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачиваться от него, дать ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дать такой шанс еще раз.

Зачем? Я тебе верю.

Именно эта вера в своего ребенкав то, что он хочет и может быть лучше, спасет его, убережет от рокового шага.

Четыре шага к прекращению воровства

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:

- Что произошло?

- Где и когда это случилось?

- С кем был ваш ребенок?

- Почему он украл?

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

Читайте также: