Вопрос о правопреемстве каких республик в отношении бывшего ссср не поднимался

Обновлено: 02.05.2024

Процесс правопреемства в отношении государственной собственности касался двух основных объектов: собственности бывшего СССР за рубежом и собственности, расположенной на его территории. Относительно последнего в рамках СНГ было подписано Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г., направленное на предотвращение взаимных претензий сторон и защиту прав собственности, а также на охрану прав граждан и юридических лиц.

Руководствуясь принципом территориального суверенитета, государства - участники Соглашения взаимно признали осуществляемый в соответствии с их национальным законодательством переход в их собственность имущества, в том числе финансовых ресурсов предприятий, учреждений, организаций, их структурных единиц и подразделений бывшего союзного подчинения, расположенных на территории сторон. Каждая из республик признала права собственности другой стороны, ее граждан и юридических лиц по отношению к находящимся на ее территории объектам, за исключением тех, которые были построены в целях ликвидации форс-мажорных обстоятельств.

В Соглашении указывалось, что объекты социальной сферы, находящиеся на территории сторон - санатории, дома и базы отдыха, пансионаты, гостиницы и кемпинги и т.д., строительство которых осуществлялось за счет средств республиканских бюджетов других сторон, а также за счет средств предприятий и организаций республиканского и бывшего союзного подчинения, расположенных на территории других сторон, являются собственностью этих сторон или их юридических или физических лиц. Это положение ст. 4 Соглашения нашло отражение в практике Республики Беларусь.

Еще более драматичной по своим последствиям представляется практика по правопреемству в отношении собственности бывшего СССР за рубежом. Данный объект правопреемства был регламентирован в одном из первых многосторонних соглашений, Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. В ходе переговоров по правопреемству в отношении зарубежной собственности подразумевалось, что к недвижимости относятся участки, здания и сооружения, принадлежавшие Советскому государству, а к движимой собственности - транспорт, оборудование, средства связи и т.д., предназначенные для обслуживания недвижимости и работников советских загранучреждений. Из статьи 1(6) Договора явствует, что данная собственность является частью активов бывшего СССР.

С первых шагов переговорного процесса в позиции Российской Федерации наметилась тенденция, направленная на сохранение за собой всех активов бывшего СССР, чему противостояли остальные государства, заинтересованные в получении своей доли. Соответствующие доли республик в активах и долгах бывшего Советского Союза были установлены в ст. 4 Договора от 4 декабря 1991 г. и подтверждены в последующих многосторонних соглашениях по правопреемству: для России - 61,34 %, для Украины - 16,37 %, для Беларуси - 4,13 %, для Узбекистана - 3,27 %, для Казахстана - 3,86 %, для Азербайджана - 1,64 %, для Грузии - 1,62 %, для Литвы - 1,41 %, для Молдовы - 1,29 %, для Латвии - 1,14 %, для Кыргызстана - 0,95 %, для Армении - 0,86 %, для Таджикистана - 0,82 %, для Туркмении - 0,70 % и для Эстонии — 0,62 %. В основе данного распределения лежал единый агрегированный показатель, выработанный с помощью факторного анализа на базе четырех показателей: долей республик в экспорте, импорте и производственном национальном доходе и численности населения СССР за 1986-1990 гг.

Позднее в развитие данного Договора были подписаны Соглашение о дополнениях к Договору от 4 декабря 1991 г. от 30 декабря 1991 г. и Соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом от 6 июня 1992 г. В последнем документе, несмотря на взаимозависимость, существующую между обязательством участвовать в погашении внешнего долга и возможностью реализации права собственности на соответствующую долю имущества за рубежом, стороны установили приоритетный порядок для распределения зарубежной недвижимой собственности.

Герб СССР

Ровно четверть века назад государства-правопреемники СССР подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР.

В условиях централизованного советского государства отсутствовала практика и критерии разделения ответственности по долгам между отдельными республиками, так же, как и их права на долю во внешних активах СССР. Выделение из состава СССР и провозглашение суверенитета союзными республиками, ранее входившими в СССР, придали этой проблеме особое значение. В 1990-1991 годах она стала предметом рассмотрения на различных межреспубликанских совещаниях.

28 октября 1991 года Комитет по оперативному управлению народным хозяйством при Правительстве СССР и Парижский клуб кредиторов подписали Меморандум о взаимопонимании в отношении задолженности СССР и его правопреемников иностранным кредиторам, который обозначил порядок обслуживания долгов на основе принципа солидарной ответственности.

4 декабря 1991 года государства-правопреемники СССР подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР.

Договор определил, что государственный внешний долг СССР означает любое финансовое обязательство, взятое СССР или другими законным образом уполномоченными на то СССР лицами, в отношении другого государства, международной организации или любого иного иностранного кредитора.

Активы СССР были определены как недвижимая и движимая государственная собственность СССР за пределами его территории, золотовалютные фонды и резервы СССР, инвестиции за рубежом, любые финансовые обязательства в отношении СССР другого государства, международной организации или любого иного иностранного дебитора.

В преамбуле Договора оговаривалось, что Стороны принимают во внимание принципы международного права и положения Венской конвенции "О правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов" (1983).

Статья 3 Договора зафиксировала соотношение долгов и активов СССР в плане их правопреемства, закрепляя принцип "справедливых долей": при выполнении сторонами обязательств по погашению и обслуживанию внешнего долга СССР в долях, предусмотренных Договором, им гарантировано право собственности на причитающуюся долю активов Союза.

Доли долга определялись на основе единого агрегированного показателя: РСФСР – 61,34%; Украина – 16,37%; Белоруссия – 4,13%; Узбекистан – 3,27%; Казахская ССР – 3,86%; Грузия – 1,62%; Азербайджан – 1,64%; Литва – 1,41%; Молдавия – 1,29%; Латвия – 1,14%; Киргизия – 0,95%; Таджикистан – 0,82%; Армения – 0,86%; Туркмения – 0,70%; Эстония – 0,62%.

Договор предусматривал создание соответствующего механизма, обеспечивающего его выполнение. Агентом по управлению задолженностью был назначен Внешэкономбанк СССР.

За дату момента правопреемства было принято 1 декабря 1991 года.

Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР не подписали прибалтийские страны, Азербайджан, Молдавия, Туркмения и Узбекистан, что существенно осложнило урегулирование данной проблемы.

После официального распада СССР 26 декабря 1991 года все бывшее союзное имущество автоматически перешло в российскую собственность, поэтому потребовалось подписать еще одно соглашение, подтверждающее права других республик как на долю в имуществе бывшего СССР за рубежом, так и на выплаты его внешнего долга (было подписано 30 декабря 1991 года в Минске).

В течение 1992-1994 годов произошло юридическое переоформление обязательств по всему внешнему долгу бывшего СССР на Российскую Федерацию.

РФ подписала со всеми бывшими республиками СССР, за исключением прибалтийских государств и Грузии, двусторонние соглашения, зафиксировавшие принятие Россией на себя обязательств данных государств в части внешнего долга СССР в обмен на их отказ от причитавшейся им доли зарубежных активов СССР (так называемые соглашения о "нулевом варианте").

В 2006 году Россия полностью погасила долг СССР перед Парижским клубом кредиторов.


Свідомий
Свидомый

Тема о том что хватит брехать о исключительной правоприемственности РФ СССР. Все бывшие республики СССР являются правоприемниками СССР. Более того именно Украина, Беларусь дали согласие на то что бы РСФСР-РФ имела право голоса в ООН так как РСФСР членом ООН не была.


Свідомий
Свидомый

6.3. Правопреемство в связи с прекращением существования СССР. Континуитет России

В Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. государства — участники СНГ решили вопрос о правопреемстве в отношении договоров СССР, государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов СССР следующим образом.

Во-первых, они гарантировали выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР, причем почти все государства согласились, чтобы членство СССР в ООН было продолжено Российской Федерацией.
Каждое государство СНГ, как это было закреплено в Соглашении о создании СНГ, имело право подтвердить действие для себя того или иного договора СССР. Так, решениями 1992 г. об участии государств — участников СНГ в Договоре между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности 1987 г., в Договоре между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. государства — правопреемники СССР подтвердили свое участие в указанных Договорах применительно к их территориям и с учетом их национальных интересов.

Государства СНГ, за исключением Украины и Республики Беларусь, самостоятельно должны были вступать в ООН, становиться участниками договоров о правах человека, о разоружении и иных международно-правовых документов.

20 марта 1992 г. на основе Меморандума о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, 1992 г. Советом глав государств СНГ была создана Комиссия по правопреемству в отношении договоров, представляющих взаимный интерес, государственной собственности, долгов и активов бывшего Союза ССР, в рамках которой было подготовлено значительное число соглашений между государствами бывшего СССР. Среди этих договоров следует отметить такие важные международно-правовые акты, как Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР 1991 г., Соглашение глав государств — участников СНГ о собственности бывшего Союза ССР 1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г., Декларацию глав государств — участников СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод 1993 г. и др.


Свідомий
Свидомый

В соответствии с Соглашением о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г. под собственностью понимались: недвижимость, используемая дипломатическими и консульскими представительствами СССР; инфраструктуры СССР за рубежом и прибыль от их эксплуатации; доходы от реализации собственности СССР; собственность СССР и прибыль от деятельности юридических лиц, находившихся под юрисдикцией СССР; прибыль от выполнения работ по международным соглашениям. Собственность СССР, в соответствии с данным Соглашением, была поделена и перешла к государствам в следующих долях: Белоруссия — 4,13%, Казахстан — 3,86%; Россия — 61,34%; Украина — 16,37% Совокупная доля Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии составила 4,77% и данным Соглашением не рассматривалась.

В 1992 — 1994 гг. были заключены двусторонние Соглашения между Россией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной — с другой, об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего Союза ССР, которые вступили в силу в конце 1995 — начале 1996 гг.

Участниками Соглашения о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР 1992 г. являются все страны СНГ (кроме Грузии). В соответствии с положениями Соглашения стороны признали целостность и неделимость архивов Российской империи и СССР, находящихся за пределами их территорий, и не претендуют на право владения ими. Находящиеся на территории государств — участников Соглашения архивы СССР перешли под юрисдикцию соответствующих государств. Стороны Соглашения обязались обеспечивать в соответствии со своим законодательством доступ исследователей к архивам и признавать на своих территориях юридическую силу справок, выданных государственными архивными учреждениями стран СНГ.

Вопросы, связанные с возвращением документов, обменом копиями , регулируются специальными двусторонними соглашениями.

В решении вопросов правопреемства в отношении договорного наследия бывшего Союза ССР те государства-правопреемники, которые образовали СНГ, в значительной мере опирались на норму международного права, выраженную в Венской конвенции 1978 г., согласно которой соответствующие вопросы могут решаться по договоренности между государствами-преемниками. Уже в учредительных актах Содружества (Минское соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинский Протокол к нему и Декларация от 21 декабря 1991 г.) они предусмотрели, что гарантируют выполнение обязательств распавшегося СССР.

Что касается правопреемства в отношении систем противоракетной обороны, то в рамках СНГ в октябре 1992 г. были приняты решения, предусматривающие правопреемство подписавших эти решения Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины, в выполнение Договора между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. и Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г. применительно к их соответственным территориям.

Касательно правопреемства в отношении ядерного оружия существует Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 22 декабря 1991 г., в котором предусмотрены, в частности, перемещение в Россию ядерных средств бывшего СССР из Беларуси, Казахстана и Украины и закрепление этими странами своего статуса неядерных государств с присоединением в этом качестве к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Данные договоры, по общему мнению государств, подписавших упомянутый выше Меморандум, должны оставаться в силе. Следовательно, вопросы правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР должны решаться, как правило, индивидуально в отношении большинства договоров.


Свідомий
Свидомый

Читайте также: