Воинский учет на аутсорсинге законно ли это
Обновлено: 25.06.2024
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
- выполняющие госзаказы;
- участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.
Такая комиссия предоставит информацию о:
- порядке бронирования граждан запаса;
- документах, необходимых для бронирования;
- перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Шаг 4. Составление списка забронированных работников.
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
- список работников для бронирования;
- военные билеты;
- личные карточки и др.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Порядок такого учета рекомендуется уточнить в военкомате, т. к. многие формы документов не разработаны, а официальных разъяснений нет.
Основные моменты спецучета:
- если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
- при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
- сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
- руководители;
- специалисты;
- служащие;
- рабочие
- штате организации;
- бронировании граждан;
- числе военнообязанных и призывников
Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).
Руководство СберРешений будет одинаково полезно как компаниям, которые только приступают к процедуре воинского учета, так и тем, кто уже столкнулся с определенными трудностями
Шаг 1. Назначить ответственного
Несмотря на то, что ответственность за организацию и ведение ВУ несет руководитель компании, заниматься непосредственно учетной работы может другой сотрудник предприятия. Количество ответственных, прикрепленных к учету, зависит от количества сотрудников, подпадающих под процедуру.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719 установило следующие нормы:
- менее 500 граждан - 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
- от 500 до 2000 граждан - 1 освобожденный работник
- от 2000 до 4000 граждан - 2 освобожденных работника
- на каждые последующие 3000 граждан - 1 освобожденный работник
При этом руководители организаций обязаны выделить ответственным за ВУ специально оборудованные помещения с железными шкафами, доступ к которым находится под контролем.
Вопрос: Можно ли в приказе о назначении ответственного за ведение ВУ прописать, что генеральный директор предоставляет право подписи ВУ документов уполномоченному им лицу? Если да, как это правильнее сформулировать?
Ответ: Право подписи можно оформить приказом с выдачей соответствующей доверенности включающей перечень документов ВУ, которые вправе подписывать уполномоченное лицо. Таким же образом оформляется право подписи на получение документов в соответствующих органах.
Вопрос: Должно ли штатное расписание предусматривать должность для сотрудника, ответственного за ВУ по совместительству? Или достаточно приказом возложить обязанности на какого-то сотрудника? Какое должно быть название этой должности?
Ответ: Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату. Совмещение оформляется по правилам, установленным ст. 60.2 ТК РФ.
Шаг 2. Определить, какие сотрудники подлежат воинскому учету, а какие – нет.
Подлежат ВУ:
- Граждане мужского пола, подлежащие первоначальному учету в возрасте от 15 до 17 лет
- Граждане мужского пола призывного возраста от 18 до 27 лет
- Граждане, пребывающие в запасе
- Граждане женского пола, имеющие военно-учетные специальности
Не подлежат ВУ:
- Граждане женского пола, не имеющие военно-учетной специальности
- Граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания
- Лица, постоянно проживающие за пределами РФ
- Лица, проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу
- Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе
- Граждане, освобожденные от военной службы
- Офицеры запаса внешней разведки и ФСБ
Вопрос: В каких случаях сотрудник-иностранец должен встать на воинский учет и что для этого нужно?
Ответ: Иностранные граждане не подлежат воинскому учету на территории РФ. Воинскому учету подлежат только военнообязанные граждане России (п. 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).
Вопрос: Нужно ли ставить на ВУ студентов, проходящих практику не более месяца?
Ответ: Воинский учет ведется только в отношении работников. Студенты, проходящие практику у работодателя, работниками не являются. Следовательно, воинскому учету они не подлежат.
Шаг 3. Составить номенклатуру дел
Номенклатура дел – это порядок, регламентирующий распределение документов по папкам, описывающий содержимое каждой папки и каждого дела. Ответственному сотруднику необходимо сформировать папки и разложить по ним соответствующие документы. В ВУ есть 4 крупных дела:
2. Картотека личных карточек
Отметим: картотека требует постоянного обновления. Сводка содержит 8 разделов, которые представлены в таблице ниже. Рекомендуем обратить внимание на особенности организации документов внутри архивов.
Раздел 1;Личные карточки на офицеров запаса;Строится в алфавитном порядке Раздел 2.1;Личные карточки на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса;Строится в алфавитном порядке Раздел 2.2;Именной список граждан женского пола;Использовать в качестве описи раздела Раздел 3.1;Перечень военно-учётных специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет;Использовать для проверки корректности отбора личных карточек Раздел 3.1;Личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;Строится в алфавитном порядке Раздел 4;Личные карточки на призывников;Строится в алфавитном порядке Раздел 5.1*;Личные карточки на военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания;Личные карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, выделяются в отдельный раздел. Раздел строится по командам (партиям), в каждой партии - по алфавиту Раздел 5.2*;Личные карточки на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе;Строится в алфавитном порядке. Личные карточки достигших предельного возраста пребывания в запасе выносятся в отдельное дело Раздел 6*;Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, подлежащих снятию с воинского учёта в связи с достижением предельного возраста состояния в запасе;Использовать для проверки корректности отбора личных карточек Раздел 7*;Личные карточки на граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья;Личные карточки сотрудников, признанных негодными к военной службе выносятся в отдельное дело Раздел 8*;Архив (личные карточки уволенных);Личные карточки уволенных сотрудников выносятся в отдельное дело. Строится по годам, используется разделитель, в рамках года в алфавитном порядке
*для организаций, в которых более 500 военнообязанных сотрудников.
- Сопроводительное письмо с просьбой о постановки на ВУ
- Приказ руководителя организации о назначении военно-учетного работника
- Форма Ф-18
- Заверенные копии регистрационных документов
- Приказ об организации ВУ граждан
- План работ по осуществлению ВУ
- Должностная инструкция по ведению воинского учета
- Донесение – 11МУ
- Форма 18
- Заявление о постановке на В
- Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы;
- Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету;
- Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов.
Вопрос: Головной офис организации находится в Санкт-Петербурге, компания имеет более 10 обособленных подразделений и филиалов. Необходимо ли вставать на учет по месту нахождения филиалов?
Ответ: Воинский учет осуществляется по месту регистрации юридического лица, т.е. по месту нахождения центрального офиса организации. Вставать на воинский учет по месту нахождения филиалов не требуется.
Если сотрудник снят с воинского учета по месту регистрации, а информации о том, что работник состоит на воинском учете в другом месте по месту временной регистрации у Вас нет, то необходимо осуществить постановку на воинский учет данного гражданина по месту известной Вам регистрации. Для этого направьте в ВК по месту жительства (регистрации в паспорте) сведения о том, что гражданин обязан состоять, но не состоит на воинском учете, и сопроводительное письмо с просьбой оказать содействие о постановке данного гражданина на воинский учет.
При приеме на работу граждан, подлежащих воинскому учету и не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, необходимо выдавать им сведения по установленной форме. Эти сведения работники будут передавать в военкомат для постановки на воинский учет (Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2020 г. № 103 "О внесении изменений в Положение о воинском учете")
Вопрос: Военный комиссариат отказывается принимать сведения о принятых и уволенных сезонных сотрудниках. Как быть в этой ситуации?
Ответ: Законодательство РФ об обороне и воинском учете не содержит исключений для организаций по ведению воинского учета сотрудников, принимаемых на работу по срочному трудовому договору.
Если сотрудник, принимаемый на работу не относится к категориям, перечисленным в п.15 Положения (Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719), т.е. к категориям, не подлежащим воинскому учету, организация обязана вести воинский учет таких сотрудников на общих основаниях. Направляйте такие сведения по почте, делайте отметки об отправке в журнале исходящей документации, а не приносите их лично в ВК.
Вопрос: Необходимо ли уведомлять ВК о переводе сотрудника на другую должность?
Ответ: Да, нужно.
Вопрос: Каков порядок постановки на воинский учет в районную управу и в ВК? Ежегодный, разовый?
Ответ: Форма №18 ежегодно сдается в администрацию (районную управу) для подтверждения номера в комиссии по бронированию. Второй экземпляр формы №18 сдается в ВК также ежегодно. Третий — хранится у работодателя.
Вопрос: Предусмотрены ли проверки компаний по ведению ВУС? Есть ли график таких проверок? Кто проверяет?
Ответ: Да. В организациях, где число военнообязанных работников в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года; в организациях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно. План проверок нигде не публикуется. Провести проверку может как сам ВК, так и ВК совместно с прокуратурой.
Ведение воинского учета — кропотливая и трудозатратная работа, которую можно передать профессиональным консультантам.
По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.
В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.
Зачем нужен воинский учёт
В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.
Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.
Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Общий и специальный воинский учёт
Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.
Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.
Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.
В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.
Кто не подлежит воинскому учёту
- Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
- Те, кто постоянно живёт за границей.
- Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
- Женщины без военно-учётной специальности.
Кто подлежит воинскому учёту
- Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
- Те, кто отслужил и уволился в запас.
- Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
- Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
- Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.
Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.
Документы воинского учёта
На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:
- удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
- военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.
По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.
Кто ведёт воинский учёт
За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как вести воинский учёт
3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.
4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.
5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:
- В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту. — по запросу военкомата, в течение двух недель. для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.
6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.
Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.
7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.
Чем грозит нарушение воинского учёта
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.
До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:
В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте
от 1000 до 5000 ₽
В срок не ответить на запрос военкомата
от 1000 до 5000 ₽
от 1000 до 5000 ₽
Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат
от 1000 до 5000 ₽
Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.
Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.
Статья актуальна на 08.02.2021
Что такое аутстаффинг?
- Снижение нагрузки на бухгалтерию и кадровую службу
При аутстаффинге персонала компании не надо привлекать к этому бухгалтеров и сотрудников кадровой службы. Она просто платит фиксированную сумму за каждого работника.
- Решен вопрос с трудоустройством иностранцев
Иностранцев принимают на работу по особым правилам, при нарушении которых могут быть существенные штрафы. При договоре аутстаффинга проверять документы иностранцев, сообщать МВД о приеме на работу сотрудников из зарубежья будет агентство.
- Снижается риск вызова в налоговую на зарплатную комиссию
На зарплатные комиссии приглашают в случае, если зарплата в компании ниже среднеотраслевой в регионе. При этом, если низкооплачиваемый сотрудник будет работать за штатом, средняя зарплата в компании буде выше, а значит, приглашение на комиссию по зарплате маловероятно. Подробнее о том, кого приглашают на новые комиссии по зарплате и взносам, читайте в публикации.
Аутстаффинг персонала под запретом, но использовать его можно
Возможность направлять работников к другому работодателю есть по сей день. Но для этого необходимо соблюсти ряд условий, которые прописаны в главе 53.1 Трудового кодекса РФ.
Временный персонал: кто и в каких случаях?
Предоставление сотрудников другому работодателю может быть только временным – на срок не более 9 месяцев. Аренда персонала допускается только в случаях, если это:
- Заведомо временная работа, связанная с расширением объема производства или объема услуг.
- Замещение временно отсутствующего штатного сотрудника.
- Обслуживание и помощь по ведению домашнего хозяйства гражданам.
Кроме этого, агентство занятости может заключить трудовой договор с условием о временном предоставлении с теми, кто не планирует работать постоянно. Это:
- студенты очной формы обучения;
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
- лица, освобожденные из исправительных учреждений.
Их разрешено направлять к принимающей компании в случаях, когда, согласно Трудовому кодексу, может быть заключен срочный трудовой договор.
Брать временный персонал строго запрещено в случае:
- замены бастующих работников;
- выполнения работ в случае простоя, осуществления процедуры банкротства, введения режима неполного рабочего времени в целях сохранения рабочих мест при угрозе массового увольнения работников;
- замены работников, отказавшихся от выполнения обязанностей, в том числе из-за задержки зарплаты больше, чем на 15 дней;
- выполнения отдельных видов работ на объектах I и II классов опасности (перечень таких работ утвержден Приказом Минтруда России № 858н, Ростехнадзора № 455 от 11.11.2015);
- выполнения работ на местах, условия труда на которых отнесены к 3-й или 4-й степени вредности либо к особо опасным условиям труда;
- замещения тех работников, наличие которых является условием получения лицензии, условием членства в СРО или выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ;
- выполнения работ в качестве членов экипажей морских судов и судов смешанного (река – море) плавания.
Как видите, аренда персонала возможна, но с соблюдением многочисленных ограничений.
Одновременно появились строгие требования к самим компаниям, которые предоставляют персонал.
Кто может предоставлять работников
Далеко не каждая компания может заниматься аутстаффингом. По закону, предоставлять персонал в аренду могут только частные агентства, которые прошли специальную аккредитацию в Роструде и соответствуют следующим условиям:
- уставный капитал – не менее 1 млн руб.;
- нет задолженности по налогам и взносам;
- у руководства агентства высшее образование и стаж работы в области трудоустройства не менее 2-х лет за последние 3 года;
- у руководителя нет судимости за совершение преступлений против личности или в сфере экономики;
- уплата налогов по общей системе налогообложения (т.к. спецрежимы для них запрещены).
Помимо агентств занятости, предоставлять временный персонал могут и некоторые организации. Например, материнская организация дочерней или компании-стороны акционерного соглашения – друг другу.
Кто несет ответственность за персонал
Поскольку главной причиной внесения поправок в Трудовой кодекс РФ была защита интересов работников, то у принимающей арендованный персонал компании ответственности за него стало больше:
Очевидно, что после принятия поправок в Трудовой кодекс заключать договоры аутстаффинга стало ощутимо сложнее. А некоторые компании были вынуждены вовсе отказаться от аутстаффинга персонала.
Отличия аутстаффинга и аутсорсинга
В ряде случаев целесообразно вместо договора аутстаффинга оформить договор аутсорсинга. Хотя аутстаффинг часто путают с аутсорсингом, это совершенно разные понятия. И аутсорсинг в нашей стране пока что не подвергся таким жестким гонениям, как аутстаффинг персонала.
Аутсорсинг – это процесс передачи компанией части производственных или бизнес-процессов другой компании, специалисты которой являются экспертами в той или иной области.
Аутстаффинг представляет собой аренду сотрудников, а аутсорсинг – это предоставление конкретных услуг.
Для лучшего понимания разницы между аутстаффингом персонала и аутсорсингом приведем простой пример. В компании не предусмотрен штатный бухгалтер. И сотрудника на эту должность предоставило агентство. В таком случае речь идет об аренде персонала или, другими словами, аутстаффинге. Однако такой бухгалтер сможет проработать максимум 9 месяцев.
Другое дело аутсорсинг – то есть если компания передаст ведение бухгалтерии в целом или отдельных ее участков, например, расчет зарплаты, сторонней профессиональной организации. При этом заключается обычный договор возмездного оказания услуг, где действуют нормы гражданского законодательства, а не трудового.
Так чем отличаются кадровый аутсорсинг и аустаффинг персонала? Для более наглядного понимания сходства и различия приведем небольшую таблицу.
Условия
Аутсорсинг
Аутстаффинг
Таблица сравнения аутсорсинга от аутстаффинга показывает, что на сегодняшний день аутсорсинг бухгалтерии – это самый подходящий вариант для компании, которая по каким-либо причинам не готова расширять штат, но нуждается в дополнительных сотрудниках.
Кроме того, компании чаще всего отдают на аутсорсинг:
Каждый из этих участков мы можем взять на себя и облегчить вашу работу. Наши эксперты проконсультируют вас по всем возникшим вопросам.
Читайте также: