Военнослужащие имеют право на хранение ношение применение и использование оружия когда

Обновлено: 25.06.2024

Универсальной обязанностью, исполнение которой исключает уголовную ответственность военнослужащих, выступает применение оружия. Ситуации, в которых возможно применение военнослужащими оружия, не сводятся к необходимой обороне и задержанию лица, совершившего преступление, но включают в себя куда большее число случаев.

Исходным положением в этом вопросе выступает п. 4 ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" , согласно которому военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, как следует из ст. 13 УВС ВС РФ , военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством РФ имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. В той же норме установлен и круг конкретных случаев, в которых допускается применение оружия. При этом применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия (ст. 14 УВС ВС РФ).
--------------------------------
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Российская газета. 1998. 2 июня.
Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749.

На данное обстоятельство как на исключающее уголовную ответственность указала и высшая судебная инстанция. Верховный Суд РФ разъяснил, что сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы .
--------------------------------
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление" (п. 28) // ВВС РФ. 2012. N 11.

Однако ситуации, в которых предоставляется данное право, весьма многочисленны и закреплены в различных источниках применительно к различным случаям. В связи с отсутствием единого порядка применения военнослужащими оружия при определении правомерности соответствующих действий следует обращаться к специальным нормативным правовым актам, регулирующим тот или иной вид деятельности и устанавливающим правила применения оружия в конкретных обстоятельствах .
--------------------------------
См.: Щербак С.И. О праве военнослужащего на применение оружия // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. N 10(160). С. 23.

Например, военнослужащие Вооруженных Сил РФ вправе применять оружие в ходе боевых действий для отражения агрессии, направленной против РФ; в ходе участия в составе специального воинского контингента Вооруженных Сил РФ в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности; в ходе участия в проведении контртеррористической операции; в ходе несения караульной службы; при участии в осуществлении защиты Государственной границы РФ; при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время. В то же время военнослужащие внутренних войск МВД РФ вправе применять оружие в ходе участия совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; в ходе участия в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции; при охране важных государственных объектов и специальных грузов; в ходе участия в территориальной обороне РФ; при оказании содействия пограничным органам ФСБ РФ в охране Государственной границы РФ, а также в ходе несения караульной службы; при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время .
--------------------------------
См.: Там же. С. 18, 22, 23.

Конкретными нормами, предоставляющими право на применение оружия, являются, в частности, ст. 25, 28 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" , ст. 35 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" , п. 3, 5, 7, 11, 12, 22 Правил применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации .
--------------------------------
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. 1997. 12 февр.
Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. 1993. 4 мая.
Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 80 "Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации" // Российская газета. 2010. 2 марта.

Типичными структурными компонентами предписания, закрепляющего анализируемое право, являются следующие положения: о допустимых случаях применения оружия (например, для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью), о необходимости предупреждения о возможном применении оружия, о возможных случаях применения оружия без предупреждения (например, при побеге из-под стражи лиц с оружием), о ситуациях, в которых применение оружия недопустимо (например, в отношении несовершеннолетних, за исключением оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо вооруженного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан). Однако возможность применения оружия определяется в зависимости от оснований, целей, субъектов, обстановки и других факторов.
Иногда законодатель выделяет специфические ситуации. Так, в силу ст. 30 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" право применить оружие военнослужащему внутренних войск МВД РФ предоставляют попытки задерживаемого лица приблизиться к нему с обнаженным холодным или огнестрельным оружием либо предметами, с помощью которых может быть нанесено телесное повреждение, сократив при этом указанное им расстояние, а также попытки прикоснуться к оружию военнослужащего внутренних войск МВД РФ.
Следует подчеркнуть, что применение оружия является не только правом военнослужащих, но и их обязанностью, которая возлагается на данную группу субъектов в связи со спецификой выполняемых ими задач. При этом действующее правовое регулирование демонстрирует существенные особенности такой общей обязанности применительно к конкретным ситуациям, в связи с чем представляется необходимым рассмотреть отдельные разновидности данного обстоятельства, исключающего уголовную ответственность.
Частным случаем применения оружия, заслуживающим самостоятельного анализа, является исполнение обязанностей караульной службы. Это обстоятельство, а именно защита часовым охраняемого объекта и применение им в соответствующих случаях оружия, уже было затронуто выше в целях отграничения выполнения обязанностей военной службы от необходимой обороны. В то же время представляется, что с данным обстоятельством связано несколько спорных вопросов.
Прежде всего, проблемой является допустимость самого факта существования такого предписания. В самом деле, если и признавать наличие обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, вне пределов уголовного закона, то во всяком случае видится, что они должны быть предусмотрены в актах равной с ним юридической силы, т.е. в федеральных законах. А общевоинские уставы, как известно, утверждены подзаконным актом - Указом Президента РФ. Признавая по существу целесообразность предоставления часовому права действовать описанным выше образом, стоит поставить вопрос о надлежащей легитимации данного обстоятельства, исключающего уголовную ответственность.
Обозначенная проблема может быть решена внесением изменений в военное законодательство. В частности, следует дополнить ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ч. 5 следующего содержания: "Военнослужащие, исполняющие должностные и специальные обязанности, не подлежат юридической ответственности, если они действовали в соответствии с предоставленными им дополнительными правами, включая право на применение оружия, физической силы и специальных средств, и другими правами, которые устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нарушение данных предписаний влечет юридическую ответственность таких военнослужащих на общих основаниях".
Следует помнить, что право на применение оружия возникает у часового во многих ситуациях: при нападении на охраняемые объекты, при нападении на часовых, при нападении на смену караульных (контрольно-охранную группу), при нападении на караульное помещение, при непосредственной угрозе нападения (физического воздействия) на охраняемые объекты, часовых, смену караульных (контрольно-охранную группу) и караульное помещение, при возникновении беспорядков среди военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, при побеге военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, при пересечении нарушителем запретной границы поста и невыполнении требований часового оставаться на месте .
--------------------------------
См.: Щербак С.И. Основания применения оружия военнослужащими при несении караульной службы // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2011. N 5(167). С. 20.

Исполнение обязанностей караульной службы как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность, имеет одну важную проблему содержательного плана. Как уже говорилось, в определенных случаях часовой должен действовать в соответствии с установленными требованиями, не допуская оценки или обсуждения целесообразности соответствующих действий. Это правило представляется обоснованным и объективно обусловленным, однако переносит акцент на рассмотрение существа самих правовых предписаний, обращенных к часовому. Всегда ли причинение вреда различным правоохраняемым интересам при соблюдении закрепленных условий правомерности будет обоснованным и каковы в данных ситуациях критерии соразмерности причиненного вреда по отношению к сохраненному благу?
Как известно, охрана военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, также относится к караульной службе. В соответствии со ст. 221 УГКиКС ВС РФ часовой, охраняющий гауптвахту, обязан предупреждать военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, совершающих побег, окриком "Стой, стрелять буду", а при невыполнении этого требования применять по ним оружие. Именно эта ситуация стала предметом рассмотрения ЕСПЧ.
--------------------------------
Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749.

Так, гражданин В. Путинцев совершил дисциплинарный проступок в виде самовольной отлучки из расположения воинской части, за что был подвергнут ответственности и помещен на гауптвахту. По пути из госпиталя в расположение части он попытался скрыться бегством. Конвоир в соответствии со ст. 201 УГКиКСУ [ныне - ст. 221 УГКиКС ВС РФ], предупредив его и увидев, что тот не останавливается, выстрелил и попал ему в ягодицу, в результате чего тот через некоторое время скончался.
В данном деле ЕСПЧ употребил термин "крайняя необходимость" и сформулировал собственное ее понимание, которое, однако, сильно отличается от того, как принято трактовать данное понятие в национальном законодательстве. Необходимо подчеркнуть, что здесь наблюдается лишь терминологическое сходство при значительных различиях по существу. Как было указано по делу, человеческая жизнь может подвергаться опасности только при наличии крайней необходимости, а таковая отсутствует, если лицо не представляет угрозы для жизни и здоровья других лиц и не подозревается в совершении насильственного преступления.
Применение оружия должно быть соразмерным, т.е. должно быть обусловлено оценкой всех обстоятельств дела, включая характер совершенного лицом деяния и представляемую им угрозу. Деяние В. Путинцева не содержало в себе насильственного элемента, и он не представлял опасность для конвоира или третьих лиц. В этой связи ЕСПЧ было констатировано, что попытка применения силы с потенциально летальным исходом недопустима по смыслу ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) независимо от степени риска того, что лицо могло скрыться. Поэтому нормы, предоставляющие часовому (конвоиру) право применять оружие в случае возможного побега с гауптвахты, не соответствуют вытекающим из Конвенции критериям .
--------------------------------
См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Российская газета. 1998. 7 апр.
См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 10 мая 2012 г. по делу "Путинцева (Putintseva) против Российской Федерации" (жалоба N 33498/04) // Бюллетень ЕСПЧ. 2013. N 5.

Применительно к обозначенному критерию соразмерности стоит добавить, что по одному из решений, состоявшихся до рассмотренного дела, ЕСПЧ указал следующее. Для определения того, было ли применение силы совместимо с требованиями ст. 2 Конвенции, может иметь значение, была ли операция спланирована и руководили ли ей таким образом, чтобы снизить, насколько это возможно, применение огня на поражение и возможность намеренного лишения человека жизни .
--------------------------------
См.: Постановление Европейского суда по правам человека от 17 марта 2005 г. по делу "Баббинс (Bubbins) против Соединенного Королевства" (жалоба N 50196/99) // Бюллетень ЕСПЧ. 2005. N 8.

Таким образом, следует принимать во внимание два фактора. С одной стороны, причинение вреда должно быть соразмерным, и в этом правовая позиция ЕСПЧ, безусловно, справедлива. Но с другой стороны, существует объективная необходимость задержания лица, содержавшегося на гауптвахте и пытающегося скрыться. В целях обеспечения баланса в описанной ситуации следует изменить правовое регулирование вопроса.
Ориентиром для этого могут служить положения ст. 39 - 43 приложения N 14 к УГКиКС ВС РФ "О гауптвахте", устанавливающие правила применения в отношении военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, физической силы и специальных средств, к которым относятся резиновые палки, наручники и подручные средства связывания. Эти способы воздействия применяются для пресечения совершаемого правонарушения или преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих, несущих службу на гауптвахте, а также для пресечения попытки побега с гауптвахты или из-под конвоя.
При этом запрещается наносить удары кулаками, ногами и головой (за исключением крайней необходимости - при отражении нападения), а удары резиновой палкой не могут наноситься по голове, шее, животу и половым органам. Применение резиновых палок должно сводиться к минимальному причинению вреда. Кроме того, во всех случаях применения физической силы и специальных средств составляется акт с приложением медицинской справки о телесном осмотре лиц, в отношении которых они применены.
Остается совершенно непонятным, почему в отношении менее жестких и разрушительных способов воздействия на человека - применения физической силы и специальных средств - закреплены специальные требования и дополнительные ограничения, при том что аналогичные правила в отношении оружия отсутствуют. В случае начавшегося побега военнослужащий, несущий службу на гауптвахте, вправе либо применить физическую силу и специальные средства, при этом на него распространяются описанные требования, либо в силу ст. 221 УГКиКС ВС РФ после соответствующего окрика применить оружие, и в этой ситуации никаких ограничений для него не установлено. Подобное положение вещей не соответствует принципу справедливости.
Поэтому представляется необходимым изложить абз. 3 ст. 221 УГКиКС ВС РФ в следующей редакции: "Предупреждать военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, совершающих побег, окриком "Стой, стрелять буду", а при невыполнении этого требования применять в отношении их физическую силу, специальные средства или оружие". Кроме того, следует внести ряд изменений в приложение N 14 к УГКиКС ВС РФ "О гауптвахте". Так, название рассмотренного раздела стоит сформулировать как "Применение физической силы, специальных средств и оружия", правило ст. 43 приложения N 14 к УГКиКС ВС РФ "О гауптвахте" должно быть распространено на применение оружия, а также документ необходимо дополнить новой нормой, которая могла бы выглядеть таким образом:
"42.1. Оружие может быть применено только в случаях:
нападения военнослужащего, содержащегося на гауптвахте, на военнослужащих, несущих службу на гауптвахте, и иных лиц;
попытки побега военнослужащего, содержащегося на гауптвахте, с гауптвахты или из-под конвоя;
захвата заложников, зданий, помещений, сооружений или транспортных средств.
В случае применения оружия военнослужащий, несущий службу на гауптвахте, вправе стрелять только по конечностям. Запрещаются выстрелы в голову, шею, туловище, половые органы и иное применение оружия на поражение. Применение оружия должно сводиться к минимальному причинению вреда военнослужащим, содержащимся на гауптвахте".

Литература:

1. Щербак С.И. О праве военнослужащего на применение оружия // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2010. N 10(160). С. 19 - 24.
2. Щербак С.И. Основания применения оружия военнослужащими при несении караульной службы // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2011. N 5(167). С. 19 - 21.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

от 31 августа 1992 года N 252

О порядке выдачи, хранения, ношения, применения,
(использования) сотрудниками-военнослужащими федеральных
органов государственной безопасности личного табельного оружия

В целях эффективного выполнения оперативно-служебных задач, стоящих перед федеральными органами государственной безопасности, а также для обеспечения личной безопасности сотрудников в соответствии с Законом Российской Федерации "О федеральных органах государственной безопасности"

4*. Считать утратившими силу абзац второй п.289 и п.297 Инструкции, утвержденной приказом КГБ СССР от 11 марта 1980 года N 38/ДСП, и п.1 приказа КГБ СССР от 1 марта 1990 года N 38/ДСП.

* Нумерация соответствует оригиналу. Приказ МБ РФ от 31.08.1992 N 252 опубликован в извлечении. - Примечание "КОДЕКС".

Дополнить Перечень (приложение к приказу МБ России от 4 февраля 1992 года N 03) пунктом 4.8 следующего содержания:

"4.8. О фактах применения (использования) сотрудниками-военнослужащими личного табельного оружия, повлекшими тяжкие последствия".

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства безопасности
Российской Федерации
от 31 августа 1992 года N 252

ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
о порядке выдачи, хранения, ношения, применения
(использования) сотрудниками-военнослужащими федеральных
органов государственной безопасности личного
табельного оружия

I. Общие положения

1. Настоящая Временная инструкция регламентирует порядок выдачи, постоянного хранения и ношения личного табельного оружия, его применения и использования сотрудниками-военнослужащими* федеральных органов государственной безопасности**, имеющими право ношения и хранения огнестрельного оружия, при выполнении ими оперативно-служебных задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в целях личной безопасности.

** Под федеральными органами государственной безопасности имеются в виду органы государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, управления МБ России по краям и областям, органы военной контрразведки, органы пограничной охраны, учебные (кроме военно-учебных) заведения, самостоятельные управления, службы и отделы МБ России. В дальнейшем для краткости будут именоваться "подразделения".

3. Личное табельное оружие и боеприпасы* к нему выдаются военнослужащим подразделений и сдаются обратно в соответствии с действующим порядком.

* В дальнейшем - "оружие".

4. Постоянное хранение и ношение оружия разрешается военнослужащим руководителями органов государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, начальниками управлений МБ России по краям и областям, начальниками управлений и отделов военной контрразведки по группам войск, округам, флотам и объединениям центрального подчинения, командующими войсками пограничных округов, начальниками пограничных отрядов, начальниками учебных (кроме военно-учебных) заведений, начальниками Администрации Министра, Штаба, Аппарата командующего пограничных войск, самостоятельных управлений, служб и отделов МБ России на основании рапортов этих военнослужащих и оформляется приказами. На рапорте военнослужащий обязан получить у непосредственного начальника отметку о сдаче зачета по материальной части оружия, мерам безопасности, владению приемами и правилами стрельбы и знанию положений настоящей Временной инструкции.

5. Нарушение порядка хранения, ношения, применения и использования оружия влечет за собой дисциплинарную, материальную или установленную законом уголовную ответственность, в зависимости от последствий такого нарушения.

II. Хранение оружия

6. Оружие, выданное военнослужащему для постоянного хранения и ношения, находится непосредственно у него или хранится в личном сейфе (металлическом шкафу). Военнослужащий обязан обеспечить надлежащие условия хранения оружия, исключающие возможность его хищения, утраты или потери.

7. Руководители подразделений обеспечивают постоянный контроль за наличием у подчиненных военнослужащих оружия и выполнением ими требований по его хранению, организуют проведение периодических осмотров оружия и мест его хранения, а также учет боеприпасов. Осмотры проводятся в присутствии военнослужащих, которым это оружие выдано.

8. При нахождении военнослужащего на излечении в стационарах медицинских учреждений, а также в иных случаях по усмотрению военнослужащего оружие может быть оставлено на хранение в личном сейфе, опечатанном личной металлической печатью, или передано на временное хранение дежурному по подразделению с уведомлением об этом непосредственного начальника.

При следовании военнослужащего с оружием в командировку или отпуск воздушным транспортом данные об оружии записываются в командировочное (отпускное) удостоверение, а запись скрепляется печатью подразделения.

9. О всех случаях хищения, утраты, порчи оружия или выхода его из строя военнослужащий немедленно докладывает по команде.

III. Ношение оружия

10. Военнослужащий, получивший оружие для постоянного ношения, в соответствии с обстановкой самостоятельно определяет целесообразность ношения оружия в служебное и внеслужебное время.

11. Ношение оружия военнослужащим, одетым в гражданскую одежду, должно быть скрытым от окружающих и исключающим возможность его хищения или утраты.

12. Ношение оружия военнослужащим в военной форме одежды осуществляется в порядке, предусмотренном воинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и правилами ношения военной формы одежды.

13. Демонстрация военнослужащим оружия окружающим, а также передача его другим лицам без служебной необходимости запрещается.

IV. Применение (использование) оружия

14. Военнослужащий в соответствии с конкретной обстановкой, исходя из задач, определенных Законом Российской Федерации "О федеральных органах государственной безопасности", положений ст.ст.13 (необходимая оборона), 14 (крайняя необходимость) УК РСФСР и ст.43 Устава внутренней службы Вооруженных Сил самостоятельно определяет необходимость применения (использования) оружия.

15. При применении оружия военнослужащий обязан:

предупредить о намерении его применения, в необходимых случаях произвести предупредительный выстрел вверх, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего, за исключением тех случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и военнослужащего, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого сопротивления к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи.

16. Военнослужащий вправе обнажить оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.

Попытки лица, задерживаемого военнослужащим с обнаженным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют военнослужащему право применить оружие.

17. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен военнослужащему, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

18. О каждом случае применения оружия военнослужащий в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт непосредственному начальнику по месту службы или руководителю подразделения по месту применения оружия.

Руководитель подразделения принимает меры к уведомлению прокурора о всех случаях смерти или ранения, а также к уведомлению в возможно короткий срок родственников убитых и раненых.

19. Военнослужащий не несет ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

Применение оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

Права и обязанности военнослужащих

Законодательство Российской Федерации четко устанавливает права и обязанности военнослужащих.

Их должен знать каждый, кто имеет статус военнослужащего или только готовится принять воинскую присягу и пополнить ряды защитников Родины. Строгое знание своих прав и обязанностей – залог успеха в военной службе.

Человеку со стороны может показаться, что служба в армии сопряжена лишь с одними обязанностями, но это не так. Государство наделяет военных совокупностью прав и свобод, а также предоставляет различные меры социальной защиты.

Правовая база

1) Права и обязанности лиц, проходящих службу в российской армии, в первую очередь, закреплены в Конституции РФ. Главным здесь является то, что военнослужащие имеют те же права, а также несут на себе те же основные обязанности, что и прочие граждане.

Применительно к рассматриваемому вопросу Конституция указывает, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина, а осуществлять военную службу необходимо в соответствии с федеральным законодательством.

Во втором сказано об общих правах и обязанностях военнослужащих, которые принадлежат им, как и всякому гражданину России, но с учетом того, что эти лица состоят на военной службе. Также в нем упоминается о правах и обязанностях военнослужащих-иностранцев.

3) Общие положения федеральных законов подробнее раскрываются в некоторых других подзаконных актах. Самым детальным образом права и обязанности военнослужащих содержатся в общевоинских уставах.

Среди таковых выделяют уставы внутренней, гарнизонной и караульной служб, дисциплинарный устав. Существует также Корабельный устав, определяющий порядок службы для военных моряков. Имеется и ряд других нормативных актов, которые применяются к лицам, проходящим службу в армии.

Статус военнослужащего и связанные с ним ограничения

Каждая социальная группа имеет свои права и обязанности, а также свою ответственность. Это и определяет ее статус, т.е. положение, занимаемое в обществе и государстве. Своим особым статусом обладают и военнослужащие.

Такой статус в РФ имеют рядовые и офицеры всех званий – войсковых и корабельных, курсанты военных вузов, призывники и контрактники, а в особых случаях его могут получить и подданные других государств. Он устанавливает границы реализации военными своих прав и свобод.

Утверждая права военнослужащих, законодатели руководствовались той основной функцией, которую исполняет данная социальная группа – защита государства и общества. Поэтому не все конституционные права, установленные для граждан России, в полной мере доступны лицам со статусом военнослужащего.

Например, имеет место быть ограничение права свободного передвижения, в целях того, чтобы военнослужащий и каждая воинская часть могли поддерживать свою боевую готовность.

Проживать военнослужащий должен в непосредственной близости от места службы – для того, чтобы всегда была возможность оперативно к нему прибыть. По этой причине местом проживания рядового состава армии являются казармы. Офицерам разрешено проживать в военных городках и прочих подобных местах рядом с воинскими частями. Поездка за границу может быть осуществима только по согласованию с командованием.

Право на свободу слова в отношении военных тоже подвергнуто ограничениям. Военнослужащему запрещается публичное обсуждение отданных ему приказов. Строго запрещено разглашение секретных сведений.

Права военнослужащих

Несмотря на имеющиеся ограничения, военнослужащие обладают достаточно широким спектром прав. Их можно разделить на несколько категорий:

1) Личные права и свободы. Они позволяют военнослужащим защищать свои честь и достоинство, отстаивать законные интересы, обжаловать совершенные в их отношении неправомерные действия, требовать возместить причиненный в ходе службы ущерб. К личным правам относятся, например, право на свободу совести и право на свободу вероисповедания.

Однако в отношении последнего нужно знать, что военные не должны требовать от государства обеспечения условий для совершения религиозных обрядов. Хотя на территории воинской части могут воздвигнуть храм и проводить богослужения, но только за счет личных средств военнослужащих и с разрешения командования.

2) Социально-экономические права. Военнослужащие получают бесплатное питание и необходимое для жизни и несения службы имущество. Проходящие службу по призыву имеют не менее 8 часов в день на сон и два часа личного времени, обладают правом на отпуск по личным обстоятельствам. То время, что лицо состоит на военной службе, идет в общий трудовой стаж. Причем у тех, кто служит по призыву, один месяц службы засчитывается за два месяца работы.

3) Политические права. Военнослужащие имеют право выражать свои мнения и убеждения, получать и распространять информацию, не связанную с государственной или военной тайной. Они могут участвовать в выборах через процедуру голосования. Более того, военным разрешено занимать выборные должности в государственных или же муниципальных органах власти.

Не воспрещается участие в общественных организациях и объединениях неполитического характера. В свободное от службы время разрешается присоединяться без оружия к мирным демонстрациям, митингам или шествиям за территорией военной части.

Общие обязанности военнослужащих

Все обязанности военнослужащих подчинены одной задаче – защите суверенитета и целостности российского государства, пребыванию в готовности отражения потенциальных нападений. Также военные должны быть в состоянии выполнять функции, связанные с международными обязательствами РФ. Все это составляет понятие воинского долга.

Исходя из него, основные обязанности военнослужащих, вне зависимости от их должностей и званий, сводятся к следующим принципам:

Права и обязанности военнослужащих

  1. Быть верными присяге, служить своему государству и народу, дорожить воинской честью;
  2. Соблюдать Конституцию и прочие законы РФ;
  3. Исполнять приказы командования, подчиняться дисциплине;
  4. Совершенствоваться в искусстве военного дела, находиться в готовности применения оружия и техники, а также беречь воинское имущество.
  5. Хранить секретную информацию, связанную с военной или государственной тайной.

Военнослужащие исполняют свои обязанности в следующих обстоятельствах:

  • осуществляя вооруженную защиту государства или же готовясь к таковой;
  • исполняя поставленные перед ними воинские задачи, приказы вышестоящего начальства;
  • являясь участниками боевых действий и вооруженных конфликтов;
  • в период военного или чрезвычайного положения;
  • являясь участниками ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • во время боевого дежурства, наряда или гарнизонной службы;
  • участвуя в учениях и походах военных кораблей;
  • находясь на военных сборах или в служебной командировке;
  • охраняя правопорядок и безопасность граждан страны.

За военнослужащими сохраняются их обязанности во время следования к месту службы и обратно, в период лечения и даже в условиях нахождения в заложниках или в плену (за исключением добровольной сдачи в плен).

Все это оговаривается в законе “О воинской обязанности и военной службе” (статья 36). Каждый военнослужащий обязан быть готовым приступить к исполнению своих воинских обязанностей по первому приказу командира.

Ответственность военнослужащих

В случае неисполнения своих обязанностей или нарушения прав других военнослужащих, военные привлекаются к ответственности. В делах, связанных с нарушением законов, воинских уставов и приказов командиров, предполагаются следующие категории ответственности:

  1. Дисциплинарная (определяется дисциплинарным уставом) – за нарушение дисциплины и проступки, не согласующиеся с воинской честью.
  1. Административная – та же, что распространяется на всех граждан страны. С поправкой на то, что к военным не могут быть применимы все меры Кодекса об административных правонарушениях (например, на них не распространяется арест на общих основаниях).
  1. Гражданско-правовая – за ущерб, нанесенный как отдельным гражданам и организациям, так и государству. Распространяется на военных так же, как и на других граждан. Сюда же можно отнести материальную ответственность – за порчу или утрату вооружения, техники и других видов воинского имущества. Возмещение подобного ущерба может быть как полным, так и частичным.
  1. Уголовная – на общих основаниях, но со своей спецификой.

Уголовная ответственность военнослужащих

Уголовная ответственность распространяется на военных наравне с другими гражданами. Но среди преступлений, которые совершают лица со статусом военнослужащего, есть те, что связаны конкретно с армейской службой. На них и нужно остановиться подробнее.

Такого рода преступления перечислены в 11 разделе (Преступления против военной службы) и 33 главе Уголовного Кодекса РФ. Среди них:

  • Невыполнение приказа (в случае, если это нанесло существенный вред службе или повлекло другие последствия тяжкого характера);
  • Сопротивление вышестоящему по чину;
  • Насильственные действия в отношении начальства;
  • Оскорбление, унижение, насилие в отношении других военнослужащих;
  • Самовольное оставление части, а также неявка на службу из увольнения или отпуска;
  • Имитация болезни или иные способы уклонения от исполнения воинских обязанностей;
  • Дезертирство;
  • Неисполнение правил несения дежурства, караула или пограничной службы;
  • Самовольное оставление погибающего военного корабля.

Наказания за преступления уголовного характера бывают различными – от всякого рода ограничений по службе, помещения в дисциплинарную часть или штрафов до лишения свободы.

Соцзащита военнослужащих и членов их семей

Содержание законов обнаруживает, что особое внимание государство уделяет именно обязанностям военнослужащих. Но для того, чтобы они могли наилучшим образом осуществлять свои обязанности, введен ряд мер социальной защиты, в отношении как самих военных, так и их близких.

Права и обязанности военнослужащих

1) К таковым мерам относятся разного рода денежные выплаты, поощрения и компенсации (например, пособие по беременности и родам для жен военнослужащих), льготы и страхование. Служащие по контракту имеют право на получение зарплаты и других выплат, на обеспечение их семей жильем и т.д.

2) Лицам, проходящим военную службу в условиях Крайнего Севера и в других неблагоприятных для жизни районах, а также занимающим должности, связанные с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. При необходимости военнослужащий имеет право ходатайствовать о переводе его на службу в другую местность, если того требует состояние здоровья.

3) Военные – солдаты, офицеры, включая контрактников, и находящиеся на военных сборах – подобно прочим гражданам имеют право и на обязательное медицинское страхование, и на добровольное страхование в платном порядке. Законодательная логика в деле социальной защиты, в целом, исходит из того, что имеющиеся ограничения в гражданских правах и свободах у военнослужащих должны компенсироваться предоставляемыми льготами.

Права и обязанности военнослужащих в России законодательно существуют в неразрывном единстве. При этом предполагается, что в приоритете для каждого военного должны быть обязанности, поскольку именно их твердое знание и безукоризненное исполнение делают солдата или офицера настоящим защитником Отечества.

Что, в свою очередь, позволяет им должным образом осуществлять свой конституционный и воинский долг, а также поддерживает российскую армию и флот в постоянной боевой готовности.

Право на хранение, ношение, применение и использование огнестрельного оружия закреплено за сотрудниками государственных военизированных организаций, а также должностными лицами иных правоохранительных и контролирующих органов для того, чтобы обеспечить выполнение ими возложенных на них задач, а также обеспечить личную безопасность.

Сотрудники государственных военизированных организаций имеют право на хранение и ношение табельного огнестрельного оружия после прохождения соответствующей подготовки.

Специальная подготовка[73] к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, осуществляется в системе профессиональной подготовки, в первую очередь в рамках первоначальной подготовки[74], а именно: 1) при обучении по месту службы и 2) при курсовом обучении в учебных заведениях МВД России и в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. В период обучения по месту службы и курсового обучения запрещается выдавать работникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья и может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.

После успешной сдачи зачетов и экзаменов по окончании курсового обучения во время стажировки в занимаемой должности по месту службы работникам разрешается выдача табельного оружия.

В дальнейшем специальная подготовка сотрудников милиции к действиям в условиях, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия, осуществляется на занятиях по служебной и боевой подготовке, при проведении учебных стрельб из табельного огнестрельного оружия[76].

В соответствии с Инструкцией на постоянное хранение и ношение сотрудникам органов внутренних дел может выдаваться табельное боевое ручное стрелковое оружие (пистолеты, револьверы) и специальные средства, состоящие на вооружении в органах внутренних дел Российской Федерации. В исключительных случаях на период осложнения оперативной обстановки по решению начальника органа внутренних дел на постоянное хранение и ношение сотрудникам могут выдаваться автоматы или пистолеты-пулеметы[81].

Иные типы табельного боевого ручного стрелкового оружия, состоящего на вооружении органов внутренних дел, могут выдаваться сотрудникам только на время выполнения оперативно-служебных задач.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства выдаются на постоянное хранение и ношение сотрудникам (во время их службы в органах внутренних дел), прошедшим специальное профессиональное обучение, переподготовку либо окончившим образовательное учреждение МВД России, после:

1. Сдачи зачетов:

– по знанию материальной части, тактико-технических характеристик табельного боевого ручного стрелкового оружия, специальных средств, а также мер безопасности при обращении с ними.

– по знанию положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок применения и использования табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов, специальных средств, и настоящей Инструкции.

– по огневой подготовке (выполнение упражнений курса стрельб из табельного боевого ручного стрелкового оружия для рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, предусмотренных программой обучения).

2. Проверки условий хранения табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств по месту жительства и службы.

Принятие зачетов у сотрудников производится комиссией, назначаемой начальником органа внутренних дел.

Основанием для решения вопроса о выдаче табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение является рапорт сотрудника с ходатайством его непосредственного начальника.

Непосредственный начальник ходатайствует либо отказывает сотруднику в выдаче табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение после проверки наличия условий, обеспечивающих надежную сохранность оружия, боеприпасов и специальных средств по его месту жительства и службы, с учетом поведения сотрудника в семье и быту.

В Инструкции указывается, что отказ в выдаче сотруднику табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение оформляется соответствующей резолюцией на рапорте сотрудника с указанием причины отказа. Из этого положения следует, что сотрудник может быть лишен рассматриваемого права не только по причине несдачи зачета или отсутствия условий для хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, но и по иным мотивам, на усмотрение непосредственного начальника или начальника органа внутренних дел.

Постоянное хранение и табельного боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов разрешается сотрудникам милиции руководителями органов внутренних дел и оформляется приказами.

Сотрудник, получивший табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства на постоянное хранение и ношение, несет личную ответственность за их сохранность и обязан постоянно поддерживать указанное оружие и специальные средства, а также специальное снаряжение в исправном состоянии.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие при ношении должно быть надежно закреплено пистолетным (револьверным) шнуром, исключающим возможность утраты оружия.

Ношение табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств без использования специального снаряжения (кобур, пистолетного (револьверного) шнура, автоматного ремня и другое) запрещается.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства по месту жительства сотрудника должны храниться в надежно закрепленном металлическом ящике (сейфе), исключающем доступ к нему других лиц.

Ношение табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудником, одетым в гражданскую одежду, должно быть скрытым от окружающих.

Сотрудникам запрещается обнажать табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства для демонстрации окружающим (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также передавать их другим лицам либо оставлять без присмотра.

При выезде сотрудника в служебную командировку с табельным боевым ручным стрелковым оружием, боеприпасами и специальными средствами в его командировочном удостоверении делается отметка с указанием модели табельного боевого ручного стрелкового оружия, его серии и номера, количества патронов и наличия специальных средств. Запись в командировочном удостоверении скрепляется печатью органа (подразделения) внутренних дел.

При отсутствии возможности надежной сохранности табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств по месту пребывания командированные сотрудники сдают его в дежурную часть ближайшего органа (подразделения) внутренних дел.

Табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу, в случае:

1) неправомерного их применения или использования;

2) невыполнения сотрудником требований настоящей Инструкции;

3) временного отстранения сотрудника от занимаемой должности;

4) грубого нарушения им служебной дисциплины;

5) увольнения сотрудника из органов внутренних дел Российской Федерации;

6) наличия медицинского заключения по противопоказанию к владению оружием;

7) гибели или смерти сотрудника.

Правила ношения сотрудниками милиции табельного огнестрельного оружия при несении патрульно-постовой службы и выполнении оперативно-служебных задач регламентируются также Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности (УППС МОБ), который включает следующие положения:

– заступающий на службу наряд… при себе должен иметь табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными обоймами (магазинами) (ст. 44);

при заступлении на службу заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается (ст. 43);

– наряд приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет спускается с предохранителя, патрон досылается в патронник (ст. 146);

– во время несения службы наряду запрещается передавать и предъявлять кому бы то ни было свое оружие, за исключением лиц, которым он подчинен (ст. 111);

– личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным (ст. 181).

Контролировать соблюдение необходимых мер личной безопасности при несении службы, правил обращения с табельным оружием, техникой и специальными средствами обязаны командир строевого подразделения милиции и его заместители (ст. 21 УППС МОБ). При этом проверять несение службы путем попытки отобрать оружие запрещается (ст. 67 УППС МОБ).

В случае утраты, хищения, порчи или выхода из строя табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудник органа внутренних дел обязан незамедлительно доложить об этом в дежурную часть органа (подразделения) внутренних дел и непосредственному начальнику, который организует служебную проверку по факту утраты табельного оружия, боеприпасов и специальных средств, в ходе которой устанавливается степень виновности сотрудника и в установленном порядке принимается решение о привлечении его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности, и принимает меры по розыску похищенного или утраченного табельного оружия, боеприпасов и специальных средств.

Руководители государственных военизированных организаций вправе передавать для хранения и ношения огнестрельное короткоствольное оружие с комплектом патронов в количестве, равном емкости двух магазинов (барабанов), отдельным категориям военнослужащих и сотрудников государственных военизированных организаций, находящихся на пенсии, т. е. уволенные с военной службы (со службы) в запас или в отставку[85].

Порядок передачи для хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия определяется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1997 г. № 1314, а условия передачи – нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Разрешение на право хранения и ношения огнестрельного короткоствольного оружия, передаваемого сотрудникам государственных военизированных организаций, находящимся на пенсии, а также наградного оружия выдается органом внутренних дел по месту жительства указанных лиц в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации[86].

Военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, в том числе находящиеся на пенсии, получившие в установленном порядке оружие, обязаны обеспечить надлежащие условия его хранения. Требования к хранению оружия в зависимости от его предназначения определяются соответствующими нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций.

В случае хищения или утраты наградного либо выданного огнестрельного короткоствольного оружия военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, в том числе находящиеся на пенсии, обязаны немедленно заявить об этом в органы внутренних дел.

О всех случаях хищения, утраты, порчи или выхода из строя оружия военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций обязаны доложить своим непосредственным (прямым) начальникам, которые в свою очередь информируют органы внутренних дел, а в необходимых случаях – территориальные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органы прокуратуры об обстоятельствах хищения или утраты оружия с указанием модели, калибра, серии, номера, года выпуска каждой единицы, организуют дознание или расследование и принимают меры по розыску похищенного или утраченного оружия.

Нарушение сотрудниками государственных военизированных организаций правил хранения и ношения боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств в зависимости от последствий влечет дисциплинарную или уголовную ответственность. В частности, за небрежное хранение сотрудником огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая тяжкие последствия), поскольку сотрудник государственной военизированной организации в силу примечания 1 к ст. 285 УК РФ является должностным лицом, а надлежащее хранение табельного оружия входит в круг его служебных обязанностей.

Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации[88].

За небрежное хранение гражданами огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 224 УК РФ (небрежное хранение огнестрельного оружия).

Правила ношения оружия определяются Правительством Российской Федерации[89].

При ношении оружия лица, имеющие право на хранение и ношение оружия, обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность (паспорт или служебное удостоверение, военный или охотничий билет и т. п.), а также выданные органами внутренних дел лицензию либо разрешение на хранение и ношение имеющегося у них оружия.

Ношение огнестрельного длинноствольного оружия осуществляется в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином или барабаном, поставленным на предохранитель, а огнестрельного короткоствольного оружия – в кобуре в аналогичном виде.

Досылание патрона в патронник разрешается только при необходимости применения оружия либо для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости.

За нарушение правил хранения и ношения оружия и патронов к нему гражданами ч. 2 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового. Нарушение гражданином установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на хранение и ношение приобретенного по лицензиям органов внутренних дел оружия в соответствии с ч. 1 ст. 20.11 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Следует, кроме того, иметь в виду, что лицам, владеющим на законном основании оружием, запрещается иметь его при себе (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма) во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании или иных массовых акциях[90]. Лица, нарушившие данный запрет, привлекаются к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Читайте также: