Водители маршруток просят перевести деньги на карту почему

Обновлено: 02.07.2024

Мы разбирались, можно ли оплатить проезд в общественном транспорте Калуги банковской картой и что делать, если водитель или кондуктор вам в этом отказывают.

Утро. К остановке подъезжает маршрутка. На входе в нее народ привычно протягивает водителю 22 рубля за проезд. И тут я:

- Можно терминал? Хочу оплатить проезд банковской картой.

Водитель на мгновение замирает:

- А что, налички нет совсем?

Можно, но нельзя

Обязывать-то обязывает, но по факту водители принимают оплату безналом неохотно. Многие и вовсе отказывают в этом.

- По пути на левый берег водитель 26-й маршрутки вежливо попросил меня не оплачивать картой, а перевести деньги на номер телефона. Я отказалась и настояла на оплате через терминал, – пишет в социальных сетях калужанка Лариса Егерева. – По пути назад водители трех (!) маршруток вообще отказали мне в оплате картой, мотивируя это тем, что они не принимают безналичную оплату.

Оплату картой принимают во многих маршрутках, но многие пассажиры об этом не знают.

С аналогичными жалобами к нам в редакцию на прошлой неделе обратилось еще человек пять. По словам калужан, у них отказались принять оплату картой на маршрутах №№ 1, 8, 10, 75 и 80.

Мы решили покататься на коммерческих маршрутках и лично выяснить, как там обстоят дела с безналичной оплатой за проезд.

- А что, на входе нельзя было посмотреть, есть терминал или нет? Где я вам его возьму?

После этого я пересела в маршрутку № 80. Терминал у водителя был. Правда, он лежал, прикрытый полотенцем – видимо, чтобы не бросаться в глаза и не вызывать у пассажиров лишних вопросов. Оплату картой у меня приняли без лишних вопросов. Но чувствовалось, что водитель явно недоволен.

В автобусе № 8 контрольно-кассовый аппарат в наличии тоже был. Лежал у водителя под сумкой. Тот, увидев в моих руках банковскую карту, спросил:

- А что, наличных совсем нет?

- Терминалы-то нам выдали, но они не подключаются.

После чего сделал несколько попыток включить аппаратик – естественно, безуспешно.

Маршрут № 10 – удача! Терминал на видном месте, включен и работает. Оплата проезда занимает три-пять секунд.

Поездка в 44-й маршрутке оказалась более занимательной. Кассового аппарата у водителя не оказалось. Оплатить проезд он предложил онлайн-переводом денег на банковскую карту.

Маршрутка № 12. Терминала для безналичной оплаты проезда снова нет. На вопрос, почему, тот отвечает коротко:

- Садись. Так довезу!

Маршрут № 1: терминал на месте, оплачиваю проезд картой без проблем.

Маршрут № 76: кассовый аппарат тоже есть, проезд картой оплатила, но чувствовалось, что водитель был раздражен и моей просьбой дать возможность оплатить поездку картой, и – особенно – просьбой выдать билет.

Некоторые водители принимают онлайн-оплату на банковскую карту. Это нарушение закона.

Вообще отказ пассажиру в безналичной оплате, а также невыдача билета за проезд – это нарушение. Согласно федеральному закону № 54, оно предусматривает административную ответственность – штраф в размере до 30 тысяч рублей. Это если нарушение допущено впервые. Повторное невыполнение требований законодательства для должностных лиц чревато дисквалификацией на срок от года до двух лет, для ИП и юридических лиц – приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Однако по факту эти меры в отношении нарушителей сейчас не действуют.

- Из-за сложившейся ситуации с пандемией привлечение к ответственности за неприменение контрольно-кассовых аппаратов отложено до 31 декабря 2021 года, – сообщили нам в городской управе Калуги.

В общем, замкнутый круг: закон есть, но он работает не совсем, и никакой ответственности за это на данный момент нет.

Временные трудности

Руководители компаний-перевозчиков считают, что это временные сложности, и постепенно они сойдут на нет.

- Нужно время, чтобы наладить систему, чтобы люди привыкли. Это как с магазинами. Когда-то нам тоже было непривычно оплачивать покупки картами, а теперь это делают, наверное, все покупатели, – комментирует руководитель одной из компаний по перевозке пассажиров Елена ТЮЛЮШ. – Мы раздали терминалы всем нашим водителям. Насколько я знаю, кассовые аппараты закупили все перевозчики, все стараются исполнять законодательство. Раза два нам поступали жалобы. Я с водителями переговорила – проблема решилась. Мы контролируем их. Сейчас основная сложность с пожилыми водителями: они тяжело привыкают ко всему новому.

- Мы каждый день перед выездом проводим своим водителям инструктажи, чтобы они применяли кассовые аппараты, но какие-то перегибы иногда еще могут быть, – говорит руководитель другой компании-перевозчика Александр ШЕМОНАЕВ.

Жалуйтесь, но аргументированно

На вопрос, что делать, если водитель отказывается принимать оплату картой, мои собеседники отвечают: жалуйтесь.

- Но жалобы не должны быть голословными, - добавляет Александр Шемонаев. – Необходимо записать номер машины, в которой не приняли безналичный расчет. Звоните – мы разберемся. Водитель обязан предоставить терминал для оплаты картой и выдать чек. Если он говорит, что кассовый аппарат разряжен или не подключается, это его проблемы. У него есть терминал – он должен принять безналичную оплату.

P.S.

- Почему у вас с собой нет наличных денег? Должны быть! В следующий раз обязательно берите с собой!

Когда я выходила, выкрикнула мне в спину:

- Это вы специально ездите с такой картой, которую не может прочитать терминал, чтобы не оплачивать проезд!

В общем, систему оплаты безналом в общественном транспорте еще отлаживать и отлаживать. Как и культуру общения работников этой сферы с пассажирами.

А вы как оплачиваете проезд – наличными или картой? Почему? Пишите в комментариях!

Жители Краснодара накануне снова начали жаловаться на нежелание водителей маршрутных такси принимать оплату за проезд с помощью терминалов и банковских карт. Вопросы, которые поднимали несколько недель назад, снова актуальны. А именно, почему бездействует городская администрация, какие у органа исполнительной власти в этом вопросе существуют рычаги регулирования и что происходит в транспортных компаниях, если водители так не хотят следовать закону.

В Краснодаре возня с терминалами и возможностью оплатить проезд банковской картой продолжается уже полтора месяца. На деле история тянется уже несколько лет, но двигается она крайне медленно, потому что встречает на своем пути колоссальное сопротивление перевозчиков.

Первыми ввел оплату с помощью банковских карт и терминалов муниципальный общественный транспорт. Случилось это летом 2017 года. Тогда же ставилась задача перевести на бесконтактный способ и коммерческий транспорт.

В 2018 году об этом лично говорил первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко. Президент Союза транспортников Кубани Иван Петров отвечал, что процесс запущен.

Петров добавлял, что следом за муниципальным транспортом валидаторами, то есть кассами для приема бесконтактных платежей, будет оснащаться транспорт коммерческих перевозок. Он также говорил, что автобусы оснастят кондиционерами, но это уже совсем другая история. На тот момент этим планировали заняться в 2019 году.

Алексеенко, говоря о необходимости бесконтактной оплаты, заявлял, что транспортное предприятие теряет от 20% до 50% своей прибыли. А подобная система даст полную картину о доходах предприятий.



На фото: Иван Петров (пресс-служба администрации Краснодара)

Однако, как показал брифинг, состоявшийся в начале года и посвященный очередному повышению стоимости проезда, транспортные предприятия тщательно скрывают финансовые потоки.

Общественники предположили, что поскольку данных в открытом доступе нет, то перевозчики продолжат манипулировать различными предлогами, обосновывая таким образом повышение стоимости проезда. В качестве причин указываются одни и те же – подорожание горюче-смазочных материалов, обновление автобусного парка, часть которого отправилась в Ейск, а позже оказывается простым балластом, из-за чего предприятия несут убытки, закупка терминалов, а их в большинстве маршруток до сих пор нет.

Напомним, с 1 января начало действовать постановление, подписанное губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым о полном оснащении автобусов в том числе частных перевозчиков терминалами для бесконтактной оплаты.

Нововведение откладывалось несколько лет. И даже в прошлом году несколько раз переносилось. Изначально планировалось, что кассы появятся осенью. Но потом все же отложили до нового года.

Суть заключается в том, что пассажиропоток не поддается контролю со стороны транспортной компании и, как следствие, надзорных органов. В том числе и Федеральной налоговой службы.

Именно это и имел ввиду Андрей Алексеенко, когда говорил, что предприятие теряют от 20 до 50% выручки. Финансовый поток оказывается полностью неучтенным, поскольку билетов водители не выдают.

Установка терминалов – шаг к выводу предприятий из серой зоны. И даже после публикации постановления за подписью губернатора перевозчики продолжают игнорировать требование закона.

На брифинге в начале января шла речь о воспитательной работе, которая проводится на предприятиях. Более того, каждому из водителей выдается кассовый аппарат и наставления выставлять его и не принимать деньги на личный счет с помощью онлайн-перевода.

Но ни наклейки в салонах автобусов, предупреждающие недопустимость перевода денег и законность требования касс, ни бесконечные разборы ситуаций в том числе в публичной плоскости особого эффекта не имеют.



Водители продолжают игнорировать нормы законодательства, отказывают пассажирам в предоставлении касс, хамят, грубят, высаживают, хотя еще на брифинге говорилось, что в случае отказа принять платеж банковской картой пассажир может не платить за него.

По социальным сетям в январе разошлось признание одного из водителей. По его словам, рост стоимости проезда отрицательно влияет на его заработок. Во-первых, ежедневная путевка подорожала, во-вторых, при использовании кассы восемь рублей уплывает в неизвестном направлении, то есть он привозит меньше, чем раньше.

Департамент транспорта и городского хозяйства, к которому начали все апеллировать, заявили, что не имеет полномочий по контролю за ситуаций. Это касается не только отсутствия терминала, но и, как оказалось, хамства и грубости водителей, а также произвольной установки цены проезда. Напомним, многие жаловались на повышенную стоимости при оплате банковской картой.

В положении о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Краснодара говорится, что у ведомства есть следующие функции:

– организация контроля за соблюдением установленных условий осуществления регулярных перевозок в границах муниципального образования город Краснодар;

– обеспечение контроля за выполнением перевозчиками условий заключенных муниципальных контрактов (договоров), условий, определенных свидетельством об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, не отнесенных к полномочиям органов государственного транспортного контроля Российской Федерации.

– осуществление контроля за работой пассажирского транспорта на муниципальном маршруте регулярных перевозок в соответствии с требованиями действующего законодательства.

– сбор, обработка и анализ информации о нарушениях правил пассажирских перевозок.



На фото: Марина Репещук

Дептранс наделен контролирующими функциями, поскольку является заказчиком перевозок. При выявлении нарушений он вправе обращаться в надзорные органы и требовать проверки перевозчика и выявленных нарушений и привлекать их к ответственности.

Однако этого не происходит. Жалобы на отказ водителей предоставлять кассовые аппараты перенаправляются дептрансом в компании-перевозчики. Судя по словам их руководителей, с нарушителями проводятся беседы.

В целом же, говорили представители компаний, перед выходом на линии с водителями проводят инструктаж, где якобы доводится до сведения каждого, что перевод денег на чей-либо счет вне закона, но законна оплата картой с помощью кассы.

Иван Петров предлагал пассажирам воспитывать водителей. Якобы они должны доказывать водителю законность и обоснованность требований оплатить проезд с помощью кассы и незаконность перевода на карту.

По словам Марины Репещук, подобная схема порочна. Дептранс должен о таких нарушениях жаловаться в надзорные органы или же идти в суд с требованием разорвать контракт с тем или иным перевозчиком, поскольку тот нарушает требования контракта.

– В руках администрации есть мощнейший аппарата – Центр мониторинга дорожного движения и транспорта. С его помощью видно, сколько машин вышли на линию, где недовыпуск, где перевыпуск, где срыв интервалов движения. Перевозчики постоянно нарушают нормативы, но на это закрывают глаза, – сказала Репещук.

Читайте также: