Водитель троллейбуса обратился к пассажирам с просьбой оплатить за проезд где ошибка

Обновлено: 16.06.2024

При входе в трамвай замешкался и сразу не оплатил проезд. Пока доставал свой проездной, ко мне незаметно подходил контролёр. Я успел приложить свою карту только в момент, когда он резко подошёл и на экране валидатора загорелось "-40 рублей" - оплата с "Тройки" совершенно точно прошла. Контролёр заявил: "Вы сразу на входе не оплатили, а оплата при контролёре считается административным правонарушением". После этого заявления взял мою "Тройку", приложил к своему проверочному аппарату, проверил билет на факт оплаты, но решения своего по постановлению не изменил. Установил нарушение правил пользования наземным городским транспортом п. 6.41, и, соответственно, части 1 статьи 10.1 КоАП Москвы.

В обстоятельствах нарушения контролёр написал: "Безбилетный проезд при проверке в б/с", - базовой станции? Наверное, тот его аппарат.. он прямо врёт, получается? До моей оплаты он билет не проверял. Читаем дальше: "Был факт оплаты при контролёре, на момент контроля проезд не был оплачен". Но не является ли это абсурдом? И далее: "номер тройки*. б/с (б/т?) пройден", – что-то типа этого, трудно разобрать. Получается, во время моей оплаты его "момент контроля" скоропостижно закончился. А когда он вообще начался, он ведь не мог вынести решения просто "увидев" - он же должен был как минимум истребовать билет… Видимо, при оплате непосредственно рядом с контролёром контроль заканчивается, раз он об этом так постфактум отстранённо пишет, как будто к делу это не имеет отношения. Свершившуюся оплату не принимает за оплату. Если так рассуждать, то вообще на всех оплативших проезд можно составлять протоколы по умолчанию, ведь "момент контроля" всегда можно установить за секунду до оплаты.

Читаю пункт 6.41 правил пользования, где пассажирам запрещается: "Проезжать в трамвае, троллейбусе, автобусе без оплаты проезда". Читаю ч.1 10.1: "Безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах)". И нигде не пишется про "оплату в момент контроля" или другие детали, либо да, либо нет.

Могу сделать вывод, постановления за такие правонарушения составляются в момент выявления правонарушения, в момент, когда контролёр фиксирует "безбилетность", а зафиксировать он её может, только проверив билет на своём аппарате. Ну или если человек совсем не предъявил билет, тогда по факту отсутствия проездного документа. Но как он может фиксировать эту самую безбилетность, если после моей оплаты он даже приложил мою "Тройку" к своему проверяющему билеты аппарату и там ему гарантированно было отмечено – "проезд оплачен"? (Ну или что там у них отмечается… И ладно, я уже молчу, что он лжёт в части проверки по этой "б/с", если это его аппарат.. хотя что это ещё может быть, надо же ему было что-то написать, пусть оплата 100% прошла). То есть бездействия, как не оплаты проезда, нет. Существования этого признака правонарушения на момент проверки контролёром моей "Тройки" не было. Объект правонарушения отсутствует. Контролёр не имеет права заявлять об административных правонарушениях. А он взял и тут же после этого начал заполнять бланк постановления о безбилетности, что "на его момент контроля" оплаты не было… но оплата "в целом была".. но "на тот момент" не было… Как он может писать про закончившийся контроль оплаты, если он сейчас, находясь при исполнении своих должностных обязанностей, контролирует и в момент составления постановления? Оплата либо была, либо не было. Каким образом факт оплаты при контролёре нивелирует факт оплаты?

Как контролёр может считать меня безбилетником, если факт оплаты проезда был? Более того, факт оплаты зафиксирован самим контролёром в обстоятельствах нарушения. Получается, в этом трамвае я занял суперпозицию и стал заплатившим за проезд безбилетником? Где вообще регламентированы "моменты контроля" пассажира?

И, если уж так рассуждать.. можно, наверное, было бы потребовать от него оставить меня в трамвае, так как на момент "немного после начала момента производства контроля" и последующего за этим великолепного "окончания момента контроля".. проезд был оплачен? :)

Очевидно, что по формулировке обстоятельств нарушения невозможно было бы доказать в суде, что я оплатил проезд до проверки моего проездного документа на факт оплаты по валидатору. И в целом такие дела вряд ли выиграешь.. Да и я ещё, дурень, подписал, что не оспариваю наличие правонарушения… Но.. чтобы знать на будущее, пожалуйста, подскажите, правомерно ли вынесено административное постановление? Имел ли я право оплатить проезд прямо перед носом у этого контролёра? Дабы в будущем сразу и прямо заявить, если подобное, упаси боже, произойдёт снова: "Моя поездка оплачена и вы можете это проверить на своём устройстве, не имеете права составлять постановление!".

Сегодня на официальном сайте службы появилась соответствующая памятка. В ней содержится перечень прав потребителей при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам, а также приводится инструкция в части действий при возникновении ДТП или причинении вреда. Одновременно разъясняются особенности обязательного страхования ответственности перевозчика и судебной защиты прав пассажиров.

Так, приоритетным правом пассажира, пользующегося транспортными услугами (независимо от формы оплаты проезда – самостоятельно или через третье лицо), считается его право на безопасность перевозок. А в случае ДТП или причинения пассажиру, его имуществу вреда перечень прав включает также права требовать:

  • возврата или снижения стоимости перевозки;
  • возмещения убытков, связанных с оказанием услуги ненадлежащего качества;
  • выплаты страхового возмещения за причинение вреда жизни или здоровью, а также вреда, причиненного имуществу;
  • компенсации морального вреда;
  • рассмотрения и удовлетворения своей претензии (требований) в 30-тидневный срок (при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

При этом приводятся советы в части действий потерпевших при возникновении ДТП или при причинении вреда на транспорте по иным причинам. Так, в первом случае Роспотребнадзор призывает настаивать на вызове сотрудников Госавтоинспекции для оформления происшествия. Если же имело место причинение вреда здоровью, то рекомендуется дождаться приезда бригады скорой медицинской помощи или обратиться к водителю с просьбой довезти до ближайшего лечебного учреждения, либо самостоятельно прибыть в медучреждение, проинформировав об этом водителя или перевозчика. Эксперты советуют, по возможности, зафиксировать на фото или видео место в салоне, где был причинен вред, причиненные травмы или ущерб имуществу. Также следует обменяться контактами с пассажирами или свидетелями ДТП для облегчения процесса доказывания в последующем.

В числе рекомендаций также:

  • информирование по телефону перевозчика о произошедшем событии и причиненном вреде и получение от него информации о сроках подготовки документа о произошедшем событии и месте его получения;
  • обращение в страховую компанию, информирование о произошедшем, получение инструкции о дальнейших действиях;
  • подготовка и подача претензии перевозчику.

Что касается вопросов обязательного страхования ответственности перевозчика, то Федеральный закон от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ (далее – Закон № 67-ФЗ) обязывает всех перевозчиков, кроме метрополитена, страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. "Данная норма закона означает, что каждый гражданин, который воспользовался услугами перевозки, застрахован и при получении травмы имеет полное право требовать денежную компенсацию", – подчеркивается в материале. Это не распространяется на перевозки легковыми такси – при причинении вреда в процессе его использования действует полис ОСАГО.

Отмечается, что с информацией о страховой компании, с которой у перевозчика заключен договор, подлежит размещению во всех местах продажи билетов или на билете либо на официальном сайте перевозчика. После получения такой информации у потерпевшего есть возможность обратиться за страховой выплатой. Последняя выплачивается в установленных размерах, которые определены в зависимости от риска гражданской ответственности (например, по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира – не менее чем 2 025 000 руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира – не менее 2 млн руб. на одного пассажира, по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира – не менее 23 тыс. руб. на одного пассажира).

Если же на момент причинения вреда пассажиру у перевозчика нет действующего договора страхования, то ответственность за причиненный вред несет непосредственно перевозчик (п. 3 ст. 5 Закона № 67-ФЗ). В этом случае пострадавший может написать заявление-претензию на имя перевозчика и потребовать от него компенсировать причиненный вред. Если требование не будет удовлетворено в добровольном порядке, то следует обращаться в суд за защитой своих прав. Соответствующий иск потребитель может предъявить в суд по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства ответчика, являющегося ИП. Если цена иска каждого из истцов не превышает 1 млн руб., то уплачивать госпошлину по искам о защите прав потребителей не придется.


Многие из них были схожи – как бороться с курением водителей, кто к кому должен подходить при расчете за проезд и когда в Бийске появятся современные автобусы? На эти и другие вопросы отвечает Елена Кривцова, начальник диспетчерской службы Городского транспортного диспетчерского центра.

Водители продолжают курить в салонах.

– За это на них может быть наложен штраф в размере 500 рублей. Если вы увидели, что водитель курит, – зафиксируйте и сам факт курения, и номер транспортного средства, или запомните, в какое время автобус шел по маршруту, чтобы было можно установить экипаж. Снимите на телефон и предоставьте запись к нам в диспетчерскую либо в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

Как часто водители автобусов и маршрутных такси сдают экзамены на знание ПДД?

– Экзамены они сдают в общем порядке, как и водители других транспортных средств. Если вы уверены, что нарушение было, обращайтесь в ГИБДД. Фото- и видеофиксация также приветствуются.

Кто к кому должен подходить для оплаты проезда?

– В правилах перевозок прописано, что оплата проезда осуществляется при входе в автобус. Вы же билет на междугородний рейс покупаете заранее, здесь та же аналогия. Но если зашло несколько человек одновременно, и вы не оплатили проезд сразу, а прошли на свободное место, то кондуктор обязан подойти и рассчитать вас.

Тех пассажиров, которые оплачивают проезд, но не берут билет, могут высадить из автобуса.

Вопрос по поводу форточек. Кому-то дует, а кто-то плавится от жары. Есть какое-то правило?

- Правил по этому вопросу нет - ни в уставе автомобильного транспорта, ни в правилах пассажироперевозок. Выход один - договариваться. Ну, если кому-то дует из форточки, а другим жарко и они против того, чтобы ее закрыть - пересядьте. Или если жарко - попросите открыть форточку. Если вежливо попросите - не думаю, что откажут.

Есть ли регламент, как долго один автобус может стоять на остановке? Идущие по 21-му маршруту стоят по 10 минут (у детской поликлиники, у Сбербанка). Из-за этого идущие следом не могут подъехать к павильону.

– Регламента как такового нет, но есть расписание движения транспорта, которого водители должны придерживаться. Если отставание от него есть – это доводится до автопредпринимателя и водителя. Если такие задержки на этом рейсе стали регулярными, водитель будет наказан.

Пазики морально и технически устарели. Планируется ли их замена пусть не на новые, но на современные автобусы, рассчитанные на движение по городским маршрутам, с накопительными площадками, нормальными поручнями и прочим?

– У нас в городе есть координационный совет в сфере общественного транспорта, на одном из заседаний которого поднимался вопрос о необходимости замены пазиков на более комфортабельные автобусы городского типа. Перевозчики это предложение поддержали, но все упирается в финансовый вопрос. Новые автобусы очень дорогие. Но на уровне идеи такие планы уже есть.

В расписании движения бийских автобусов маршрута № 17С произошло изменение

Обязываете ли вы собственников автобусов следить за состоянием салона? Сидения выпадают, окна дребезжат, чехлы на сидениях - ужасно грязные…

- У перевозчиков в контракте прописано, что они обязуются содержать свой салон в чистоте, в порядке. Если есть претензии к транспортному средству - звоните в диспетчерскую.

– В нормативных документах не оговаривается, что наличие кондуктора в салонах автобусов обязательно.

В район кирпзавода и за реку после 9 часов вечера не уедешь. Будут ли пересматривать расписание?

– Расписание и количество выводимых транспортных средств в первую очередь зависит от числа пассажиров. Да, вечером число машин, выходящих на маршруты, меньше чем в дневное время. Но если пассажиры уверены, что имеющихся рейсов и транспорта недостаточно, можно с заявлением обратиться к нам или в отдел транспорта и связи при управлении ЖКХ. Опишите свою просьбу, соберите подписи – автобусы будут.

На разных маршрутах при оплате проезда все чаще не выдают билеты.

– Пассажир вправе требовать билет, это своего рода заключение договора между пассажиром и перевозчиком. Заинтересован в этом пассажир – так отслеживается пассажиропоток и диспетчеры понимают, например, куда нужно добавить рейсы. Заинтересован и автопредприниматель – так он уверен, что оплата проезда не прошла мимо кассы. Поэтому если вам не дали билет – звоните в диспетчерскую. По камерам из салона можно будет проверить, был выдан билет или нет. Многие перевозчики даже увольняют кондукторов из-за подобных фактов.


Часто не сдают 50 коп. с 18 руб. Говорят, нет сдачи. В таком случае, может быть, брать в сторону уменьшения цены – 17, а не 18 рублей? Законна ли разница 17 и 17,50 для тех, кто рассчитывается картой и наличкой. Это же дискриминация!

– По поводу разницы. В июне 2016 года администрацией города было принято постановление о стоимости проезда в общественном транспорте. В нем прописано, что на городских маршрутах она составляет 17,50 руб., на городских экспресс – 22,50 руб. Это тот порог, выше которого автоперевозчики не могут поднять цену билета. А опустить ниже могут. Из этого следует, что если сдачи у экипажа нет, то округлить стоимость проезда должны до 17 руб., а не брать плату выше положенной. Но и недобросовестные пассажиры нередко пользуются этим, и часто подают крупные купюры в ранние часы, когда сдачи у водителя действительно нет, а в итоге едут бесплатно. Перекоса не должно быть ни в одну сторону. Если вы знаете, что вам нужно ехать на общественном транспорте, позаботьтесь, чтобы у вас была нужная сумма на проезд. Будьте взаимно вежливы.

С 1 июля размер платы за проезд в городском транспорте установлен в размере 17 руб. 50 коп.

– Да, такие обращения есть. Как нам поясняет оператор, это следствие возникающих технических проблем в банковском программном обеспечении. К счастью, они краткосрочны. Также одной из причин может быть срок эксплуатации карточки: если она была выпущена до запуска программы, подобные проблемы тоже могут возникать.

Почему летом не отключают отопление в автобусах?

Необходимо пустить автобусы до лесозавода и по улице Советской мимо Дома детского творчества. Детям, которые там занимаются, приходится пересекать несколько проезжих частей.

– Попытки пустить автобусы до лесозавода были. Но ширина проезжей части не позволяет запустить здесь автобусы. Кроме того, если говорить о лесозаводе, то там ходит трамвай, и люди транспортной составляющей обеспечены. Что касается улицы Советской, Дома детского творчества, то здесь необходимо разъяснение, по какому конкретно маршруту нужно пустить автобус.

В Бийске планируют изменить схему движения транспорта и ввести нерегулируемые тарифы на проезд

Автобусы не подъезжают к посадочным площадкам, а останавливаются на самой дороге. Из-за этого очень трудно подниматься и спускаться из автобуса больным людям, пожилым.


Когда уже переделают трамвайную остановку на табачной фабрике (в сторону старого центра)? Она стоит на непонятном постаменте. Выходить и входить не удобно, особенно зимой.

– В скором времени постамент будет убран и установлен новый остановочный павильон.

Наказывают ли экипаж за хамство? И как можно доказать, что тебе нахамили?

Что делать, если автобус проехал остановку?

– Вопрос этот действительно болезненный. Теперь наши диспетчеры даже напоминания водителям сбрасывают на навигационное оборудование, что все остановки являются обязательными, однако, хочу особо внимание заострить, при наличии пассажиров. Также в правилах пассажирских перевозок прописана необходимость заблаговременно уведомлять водителя о том, что вы выходите на ближайшей остановке. И водители, кондукторы почти всегда спрашивают, выходят здесь или нет. Сказать, что вы выходите, уже достаточно. Никто не должен заставлять вас во время движения транспорта идти по салону к выходу. А вот если вы стоите на остановке и автобус не останавливаясь проехал мимо вас, сразу звоните в диспетчерскую. Но и к пассажирам просьба: если вы ждете общественный транспорт – ждите его на остановке, а не в пятнадцати метрах от нее. Иначе как о ваших намерениях узнает водитель? Или хотя бы махните водителю рукой.

У нас все остановки – в мусоре, в билетах, хотя рядом стоят урны. Кто отвечает за чистоту на остановках?

– Урны есть на большей части остановок, но не на всех, например, в Заречье. В следующем году этот вопрос будет решен. Промежуточные остановки, то есть между конечными, убирают дорожные службы, с которыми заключает договор управление ЖКХ. За состояние конечных остановок отвечает наш Транспортный диспетчерский центр. Для наведения здесь порядка нанят подрядчик.

Появится ли в Бийске хоть один автобус, оборудованный подъемом для колясочников?

– Наверное, это не решило бы проблемы, если бы появился лишь один такой автобус. Адресная доставка будет гораздо эффективнее и удобнее людям с ограниченными возможностями. В Бийске есть социальное такси.

Надоел шансон в автобусах. Ведь не только про зэков поют, но порой еще и песни с матом. А едут дети. На претензии водители не реагируют. Это повод для заявления?

На основании чего контролеры проверяют билеты в автобусах частных перевозчиков?

Справка

Дежурный диспетчер Городского транспортного диспетчерского центра:

55-55-09 (круглосуточно).

Бийское подразделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:

47-20-90.

47-64-23 (круглосуточно).

Отдел транспорта и связи администрации Бийска:

40-51-49.

Ответы на вопросы по работе маршрутов Бийского района и от жителей района мы надеемся получить в скором времени в районной администрации.

Читайте также: