Во второй половине 40 х годов советским школьникам гарантировалось право на бесплатное сколько лет

Обновлено: 25.06.2024

Дошкольное

В системе дошкольного образования Советского Союза частных детских садов не существовало. Все учреждения были муниципальными (государственными) или ведомственными - принадлежащими предприятиям: заводам, колхозам, фабрикам и т. д. Их курировали местные органы образования и здравоохранения.

Разветвленная система дошкольных учреждений в СССР состояла:

  • из яслей - в них воспитывались самые маленькие - от двух месяцев до трех лет;
  • детсадов - они принимали трехлеток и до семи лет готовили их к поступлению в первый класс, постепенно переводя из младшей группы в среднюю, старшую и подготовительную;
  • яслей-садиков - комбинатов, под одной крышей объединявших два предыдущих типа заведений.

С воспитанниками дошкольных учреждений работали опытные педагоги и няни. Детей приучали к здоровому образу жизни, а культурное развитие шло в ногу с директивами компартии и постановлениями правительства, которые руководили всей системой образования в СССР.

Школьное

Ученики советской начальной школы

Средняя общеобразовательная школа за время существования СССР несколько раз трансформировалась в соответствии с реалиями изменявшейся жизни, все модификации были нацелены на повышение уровня образованности новых поколений.

В первые годы советской власти общее и профессиональное образование не разделялось: в единых трудовых девятилетних школах РСФСР овладение азами теоретических знаний и ремеслом проходило параллельно. Обучение велось по двум ступеням: первой -пятилетней, второй - четырехлетней. Дополнительно в 1919 г. при средних специальных и высших учебных заведениях открылись рабфаки - рабочие факультеты, готовившие малограмотных пролетариев и крестьян к учебе в вузах. Они просуществовали до середины 30-х годов и за ненадобностью были упразднены.

В 1932 году среднее образование в СССР стало десятилетним и трехэтапным:

  • начальным - с 1 по 4 класс;
  • неполным средним - с 5-го по 7-й;
  • средним - 10 классов.

Во время Великой Отечественной войны в системе образования СССР появились два типа специализированных школ:

  • Суворовские и Нахимовские училища, которые занимались подготовкой абитуриентов высших военных учебных заведений;
  • школы рабочей и сельской молодежи, созданные для того, чтобы трудящиеся в вечерней и заочной форме могли получить среднее образование.

В 1958 году структура среднего образования изменилась: начальными классами стали первые три, средними - с четвертого по восьмой, старшими - девятый и десятый.

В этом же году открылись первые техникумы, а школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), готовившие квалифицированных рабочих на базе начального образования, заменили профессионально-техническими училищами (ПТУ), куда для приобретения трудовой специальности можно было поступить после 8 классов.

Для оказания поддержки неполным, многодетным и малообеспеченным семьям развивалась система интернатов, в которых дети жили в течение рабочей недели, учась, как в обычной школе, а на выходные отправлялись по домам. Во всех общеобразовательных школах ввели группы продленного дня, чтобы дети, не имеющие дедушек и бабушек, находились в школе после окончания уроков до вечера, полноценно питаясь и делая домашние задания под присмотром учителей.

Реформированная в 1958 г. система среднего образования в СССР в неизменном виде сохранялась до развала страны и была признана многими зарубежными авторитетными деятелями просвещения лучшей в мире.

Высшее

Студенты советского вуза на лекции

Вершина системы образования в Советском Союзе - комплекс высших учебных заведений, которые выпускали высококлассных и всесторонне развитых специалистов для каждой сферы народного хозяйства. В стране успешно функционировало более восьми сотен университетов и институтов:

  • политехнических;
  • сельскохозяйственных;
  • педагогических;
  • медицинских;
  • юридические;
  • экономических;
  • искусств и культуры.

Институты готовили кадры преимущественно для промышленности, а университеты в основном занимались обучением специалистов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Вузы выпускали грамотных профессионалов и одновременно служили базой для научной работы, поскольку были оснащены исследовательскими классами и лабораториями, где ставились опыты, велась разработка техники для производства и бытовых приборов. Студенты активно участвовали в новаторской деятельности, но главным занятием для них все же была планомерная учеба. Молодым людям выплачивалась стипендия, размер которой зависел от успеваемости и загруженности общественной работой.

В целях увеличения доступности высшего образования всем слоям населения в СССР впервые в мире стали применять заочную форму обучения.

Несмотря на идеологизированность системы образования в СССР, ее эффективность, особенно качество инженерно-технической подготовки, отмечали даже политические оппоненты Советского Союза.

Говорить о бесплатных кружках и секциях в современной России не приходится. За все придется платить, и даже факультативы в отдельных школах так же существуют исключительно на коммерческой основе.

Среднее профессиональное образование

Для пополнения рабочих кадров в СССР были созданы профтехучилища, которые позволяли не только получить знания, но и овладеть рабочей специальностью, которая, обычно, не нуждалась в высококвалифицированных специалистах.

В современной России большая часть техникумов была преобразована в колледжи. Название поменялась, но суть осталась прежней. Техникумы и колледжи обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года, а по отдельным специальностям – 2 года.

Высшее образование

Пожалуй, одним из достижений советской системы образования является высшее образование, которую по праву можно было считать лучшим в мире на тот период времени. Система высшего образования была представлена институтами и университетами, и если первые в основном специализировались на подготовке технических специалистов, то вторая категория ВУЗов была ориентирована на подготовку гуманитариев и учителей.

Кроме непосредственного обучения специалистов ВУЗы в СССР имели обширную научно – исследовательскую базу, которая позволяла заниматься научной и новаторской деятельностью.

Думаем, что не стоит говорить, что высшее образование в СССР было бесплатным, а студентам на основе их оценок выплачивалась стипендия. Средняя стипендия в СССР составляла 40 рублей. Много ли это? Учитывая, что заработная плата инженера составляла 130 – 150 рублей, студенты могли себе позволить жить достаточно неплохо.

Кроме того, именно в СССР зародилась система заочного образования. Первая в мире! Несмотря на то, что между СССР и политическими оппонентами не редки были обострения отношений, система образования СССР, особенно по инженерно-техническим специальностям, занимала лидирующее положение в мире.

К сожалению, перестройка, чьи плоды мы пожинаем до сих пор, фактически полностью уничтожила высшее образование, каким оно было в СССР, а в 2003 году на всей территории России была введена Болонская система образования, которая в своей основе имела интересные тезисы, но на деле – полностью уничтожила систему высшего образования, которая была создана в СССР. Главное отличие новой системы от прошлой – введение двух уровней в системе высшего образования. Первый уровень длится 4 года и в результате выпускники получают диплом бакалавра, второй уровень – магистратура длиться 2 года. Но большинство студентов завершают свое обучение на первом этапе, ведь бюджетных мест в магистратуре по отдельным специальностям не предусмотрено, а стоимость обучения крайне велика

Образование в СССР и современной России

Кстати о стоимости обучения. Последние несколько лет наметилась тенденция к существенному сокращению бюджетных мест, а не многие семьи в России могут выложить круглую сумму за обучения ребенка.

В настоящее время, стипендии выплачиваются студентам, которые сдали очередную сессию без троек. Существует несколько видом стипендий:
- государственная социальная стипендия составляет 730 рублей в месяц;
- государственная академическая стипендия - 1340 рублей в месяц;
- государственная стипендия аспирантам составляет 6000 рублей в месяц;
- государственная стипендия докторантов составляет 10000 рублей в месяц.
Как вы понимаете, озвученные суммы явно недостаточные для проживания студента, поэтому так или иначе родителям приходится помогать своим детям, поступившим в ВУЗ на бюджетной основе.

Специальности, на которых не предусмотрено бюджетных мест, стоит непосильно дорого для среднестатистической российской семьи. Так, год обучения на гуманитарной специальности начинается от 70 тысяч рублей, технической от 100 тысяч рублей. Конечно, стоимость обучения зависит от ВУЗа и его престижности, а озвученные цифры мы привели для провинциального ВУЗа. Так что, в отличии от времен СССР высшее образование стало для многих роскошью, которую нельзя позволить.

Несмотря на все текущие проблемы, надежда на то, что высшее образование, да и вся система образования в современной России не только достигнет уровня образования в СССР, но и перегонит его. Надежда есть, а действий, направленных на это – нет.

Образование в СССР и современной России

А как вы относитесь к современному образованию? Может ли оно хоть в чем – то конкурировать с советским?

Развитие Отечественной школы и педагогики в 1917-1930 годы. Введение единой системы совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями. Реформы советской школы в 1930-1945 года. Особенность слияния общего и профессионального образования.

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.06.2020
Размер файла 21,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

На тему: Школьные реформы в советский период

Введение

Советское образование, как известно, считалось самым лучшим в мире, и было очень популярно.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

Были распространены программы обмена студентов из других государств. Приезжая учиться иностранные граждане за 5-6 лет вполне овладевали если не всем премудростям, то уж точно частью нашего национального соображения. Русский язык был международным, высоко ценился и был едва ли не первым по количеству знающих его.

В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяются три крупных этапа: 1917 - начало 1930-х г., 1930-е г. и 1945-1991 гг. На этих этапах при определенной преемственности школьной политики и педагогической мысли проявились важные особенности и специфические черты.

1. Развитие Отечественной школы и педагогики в 1917-1930 годов

Вскоре после октября 1917 г. началось разрушение существовавшей системы образования. Уничтожались прежние структуры школьного управления, закрывались частные учебные заведения, было запрещено преподавание древних языков и религии. На протяжении 1918 г. вышел ряд правительственных документов, которые должны были стать законодательной основой школьной реформы: об отделении церкви от государства и школы от церкви, о праве нерусских народов открывать учебно-воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке, о введении во всех типах школ совместного обучения и др.

В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована. "Положением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения. Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом. В 1920-х гг. проверялись варианты структуры школьного обучения, готовились новые учебные программы, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Была основана государственная система опытно-показательных учебных заведений (ОПУ). Одновременно происходила большевистская политизация просвещения. Первые разрушительные действия большевиков натолкнулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде всего Всероссийского учительского союза, насчитывавшего до 75 тыс. членов. Учителя на местах часто отказывались подчиняться советской власти. Они обвиняли коммунистов в терроре и покушении на демократию. В декабре 1917 - марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования. В ответ новые власти прибегли к политике кнута и пряника. Всероссийский учительский союз был запрещен, стачку объявили незаконной. Был создан новый Союз учителей-интернационалистов (позже - Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры), который находился под полным контролем большевиков. Одновременно правительство обещало поднять учителя на высоту, на которой он никогда прежде не стоял. Однако в условиях гражданской войны эти обещания выглядели скорее способом завоевать учителей, чем подлинным изменением школьной политики. Оптимистические обещания большевиков и школьная реальность находились в вопиющем противоречии. Школьные здания пребывали в запустении. Учебники можно было достать только за большие деньги. Для учеников не хватало бумаги, чернил. Наблюдался массовый уход учителей из школ. Рассыпалась сложившаяся сеть учебных заведений.

К 1917г. Россия оставалась страной массовой неграмотности. На окраинах грамотность населения составляла только 23 % . Лишь в столицах уровень грамотности был сравнительно выше - около 50 %. В первые годы после гражданской войны (1920-1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской. Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности (в 1920/21 учебном году их насчитывалось свыше 2 тыс.). Но особых успехов из-за тяжелейших экономических условий достигнуто не было. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около 3 млн. детей и подростков. Многие умирали. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10 % , в 1922 г. упала до 2-3 % . На протяжении 1921-1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней.

Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1927/28 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10 %, а количество учащихся - на 43 %. Если в 1922/23 учебном году на территории РСФСР насчитывалось около 61,6 тыс. школ, то в 1928/29 учебном году - их количество достигло 85,3 тыс. За тот же период количество 7-летних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них -вдвое. Страна подошла к введению всеобщего начального обучения. В 1930 г. было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение). В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: С.Т. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Толстов (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. ОПУ были пионерами иной организации обучения. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др. Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921, 1922, 1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Ценными в комплексных программах были попытки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторный", "экскурсионный" и пр.).

В течение 1920-х годов опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4+5 или 5+4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр.

В целом же, существенного повышения эффективности обучения в 1920-х гг. не произошло. Школьные учреждения работали неудовлетворительно. Объем знаний, которые приобретали учащиеся общеобразовательной школы, был недостаточным. Школа формировала далекую от идеалов отечественной демократической педагогики личность, которую мало интересовали литература, искусство, жизненные отношения, и больше - самоуправление, политические мероприятия и другие виды общественной деятельности. Коллективизм и самоуправление в воспитании вырождались в конформизм, манипулирование детьми. Вместо детской активности насаждалась покорность.

2. Реформы советской школы (1930-1945 гг.)

В 1930-е гг. произошел отход от целесообразных педагогических нововведений 20-х гг. В учебных заведениях насаждался дух казармы, упразднялось самоуправление. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обучение и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. Была упразднена система ОПУ. В школе, как и во всем обществе, усиленно насаждался культ личности Сталина.

В чрезвычайно сложном положении оказалась школа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Масса детей была лишена возможности учиться. В ходе войны только на территории РСФСР фашисты разрушили около 20 тыс. школьных зданий. Многие школьные здания были заняты под казармы, госпитали, заводы (в РСФСР на ноябрь 1941 г. - до 3 тыс.). Обычными были занятия в 2-3 и в 4 смены.

В военные годы были приняты правительственные решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943), об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи (1943), об открытии вечерних школ в сельской местности (1944), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (1944), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944) .

Корректировались учебные планы и программы. Они были частично сокращены. Одновременно вводились военно-оборонные темы и военно-физическая подготовка.

3. Реформы 1945-1991 годов

1) трехлетние общеобразовательные школы;

2) трехлетние вечерние школы;

3) техникумы и другие учебные заведения.

С середины 1960-х гг. переход ко всеобщему среднему образованию был поставлен в центр школьной политики. Эту задачу предполагалось решить к середине 1970-х гг. В 1975 г. в целом по СССР 96 % выпускников восьмилетки посещали различные учебные заведения, где давалось полное среднее образование.

К началу 1980-х гг. созидательный потенциал сложившейся школьной системы был в основном исчерпан. Бюрократизация, унификация, тотальная идеологическая индоктринация, линия на уравнительное (эгалитаристское) обучение превращали школу в закрытое, оторванное от жизни учреждение.

Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные реформой планы слияния общего и профессионального образования, профессионализации общеобразовательной школы, усиления единообразия в системе професионально-технического образования посредством учреждения нового звена - среднего профессионально-технического училища (СПТУ), оказались надуманными и только усугубили кризис образования. В ходе распада СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. школа России приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями.

образование реформа советский школа

Список литературы

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2008.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.

5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2005.

Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2010.

Подобные документы

"Основные принципы единой трудовой школы": смесь идеалов "школы труда" и "свободного воспитания". Авторитарность как негативная черта отечественных педагогических традиций. Адекватная задачам тоталитарного общества образовательная модель – "школа учебы".

реферат [21,7 K], добавлен 13.08.2009

Уровень развития школы в Республике Беларусь на современном этапе. Установление направлений государственной политики в сфере общего образования. Современное состояния системы образования. Проблемы в развитии средней школы и выработка путей их решения.

контрольная работа [42,3 K], добавлен 04.09.2009

Значение образования как социального института. Основные этапы развития просвещения в России. Обучение в Московском государстве в допетровское время. Реформы Петра Великого и Екатерины II. Система общего образования и советская школа в 30 - 80-х гг.

доклад [40,7 K], добавлен 13.11.2010

Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования. Образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре.

реферат [30,2 K], добавлен 30.03.2007

Создание механизма устойчивого развития и раскрытие содержания процесса модернизации отечественного образования как общенациональной задачи. Диагностика основных проблем в модернизации общего и профессионального образования и выявление путей их решения.

Народное образование в СССР — система образования, существовавшая в Советском Союзе, обеспечивавшая широкое развитие, общедоступность и бесплатность всех видов и форм образования, обучение на родном языке, отделение школы от церкви; система просвещения предусматривала высокий уровень образования всего населения, независимо от расовой и национальной принадлежности, имущественного и социального положения, пола, вероисповедания; она предполагала всестороннее развитие личности, строителей коммунистического общества. Система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование 1) .

Народное образование с 1917 г. по 1945 г.

Февральская и последовавшая за ней Великая Октябрьская социалистическая революция — закономерные последствия существовавших в Российской империи социально-экономических проблем, ее отсталости. В том числе недоступности не только среднего и высшего образования для большинства народа, но даже начального, что вело к отсутствию социальных лифтов и невозможности выбраться из бедности и нищеты. Целью Октябрьской революции было, как стремление дать народу достойную жизнь, так и превращение России в современное, высокоразвитое государство, ликвидирование отставания от передовых стран мира. Где особую роль играло образование, оно должно было стать локомотивом, способным вывести Россию в число ведущих государств мира с высоким уровнем жизни. Подробно об образовании в России до 1917 г. читайте: образование_в_царской_россии.

Принципы образования в СССР.

Принципы народного образования были сформулированными в Программе РСДРП (1903): всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др. 2) .

Формирование и развитие системы образования в Советской России 1917-1945 г..

Государство рабочих и крестьян на планете было создано впервые, опыт построения социализма отсутствовал, поэтому действовали методом проб и ошибок, в том числе и в народном образовании, непрерывно шел поиск новых форм и методов обучения, вводились новые программы, предметы, другие предметы убирали. Единой системы не существовало. Она была введена только в 1930 году, хоть в 1922 г. обрисовались приблизительные контуры данной системы 7) . В 1920-е годы существовали школьные органы самоуправления,ученики объединялись в школьные советы и наравне с учителями принимали решения, причем решающий голос часто принадлежал детям. В школах появлялись первые пионерские и комсомольские ячейки, которые вели в школах пропагандистскую работу. В 1925 году ещё только 23% учеников второй ступени были пионерами, и часто агитация встречала сопротивление. В 1928 году в школах ввели обязательный антирелигиозный час 8) .

26 декабря 1919 был подписан декрет о Ликвидации безграмотности в Советской России 9) . Подробно об этом читайте ликвидация безграмотности в ссср 1919-1940 г.г..

От царизма молодой советской стране досталось тяжелое наследство, усугубленное Первой мировой и гражданской войнами, средств на образование тотально не хватало, не хватало школ, в дефиците были школьные принадлежности: в 1920 году в среднем один карандаш приходился на 60 учеников, перо — на 22 ученика, чернильница — на сто. Чернил не было почти нигде, и ученики сами делали их из черники, земляники и свёклы. При нехватке мест в школах преимущество отдавали детям трудящихся. В 1923 году платное обучение было введено по всей стране, при ежемесячной зарплате до 40 рублей за учёбу нужно было отдавать 5 рублей в полугодие, при зарплате больше 125 рублей — уже 30 рублей. Представители непролетарских профессий (торговцы, священники, владельцы предприятий) платили за учебу 50-100 рублей в полугодие. Так продолжалось до конца 20-х годов 10) .

С 1921 наряду со средней школой (9-летней, позже 10-летней) существовала 7-летняя школа. С 1923 в деревне получили распространение школы крестьянской молодёжи (с 1930 - школы колхозной молодёжи) и с 1926 в городе - фабрично-заводские семилетки 11) .

В 1920 г. для подготовки квалифицированных рабочих были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1921 г. существовало 43 школы ФЗУ с 2 тыс. учащихся, преимущественно по холодной обработке металла и по текстильной промышленности, в 1923 г. - 50.000, в 1926 г. - 95.000. С 1930 г. число школ ФЗУ и учащихся в них стало расти гораздо быстрее, что стало следствием индустриализации: в 1939 г. в 1.535 ФЗУ училось 242.236 человек. С 1933 г. около 75% времени отводилось на производственное обучение и 25% — на теоретические предметы, связанные со специальностью, обучение в среднем длилось 12-18 месяцев 12) .

Расходы на народное образование при Советской власти в 1918 году составили 6,3% госбюджета, что выше, чем в Царской России. Затем расходы на образование выросли еще больше: 1921 г. - 8.9% бюджета, 1926 г. - 8% бюджета 13) . В годы 1-й пятилетки расходы на просвещение и образование выросли в денежном выражении более, чем в 3 раза, в 1929 г. расходы на просвещение составили – 111.7 млн. руб. или 12.7% бюджета, из них на образование - 71% или 9% бюджета(79 млн. рублей), в 1932 г. расходы на просвещение - 381 млн. руб. или 10% бюджета , на образование - 255 млн. руб. или 6.5% бюджета 14) .

В конце 20-х г. в школе начали уделять особое внимание трудовому обучению, оборудовались классы для занятий трудом. Главным же было общественно-политическое образование учащихся. Вводились новые школьные программы 15) .

Начавшаяся в конце 1920-х годов индустриализация страны потребовала ускорить подготовку кадров для промышленности. В результате предпринятых для этого мер к концу 1-й пятилетки выпуск специалистов из технических вузов был увеличен в 4 раза по сравнению с 1927 г.; значительно выросло также число, учащихся в ФЗУ 16) .

В 1914 г. в России (без Польши и Прибалтики) существовало всего 295 средних профессиональных учебных заведений, в которых обучалось 35 800 учащихся.В 1929/30 учебном году в СССР было 1115 средних профессиональных учебных заведений, а в 1930/31 г. уже 2955, в среднем на одно профессиональное среднее учебное заведение приходился 121 учащийся, а общее число учащихся них составило 362 тыс.студентов 17) .

После десятилетия экспериментов в 1931 году правительство решило ввести в школе формальный порядок и строгую дисциплину. Педагог наделялся беспрекословным авторитетом, а в основе учёбы было послушание, а не дискуссия с учителем 19) .

В 1934 году начинается переход к всеобщему семилетнему образованию, при этом особое внимание уделяется селу, так как в городе к тому времени эта проблема была решена 20) . Начался Второй этап развития советской школы, Первым был: Ликвидация безграмотности и введение всеобщего обязательного начального обучения в 1930 г., Второй этап охватывает период с середины 30-х и до конца 50-х гг. На этом этапе главной задачей являлось осуществление неполного среднего образования детей и молодежи — сначала семи­летнего, затем восьмилетнего 21) .

В 1934 г. в СССР число школьников выросло в 2.8 раза по сравнению с 1914 г. Причем число учащихся 5-10 классов выросло в 7.5 раз. В 1914 г. в 106.400 школах училось 7.8 млн. детей, причем в старших классах только 564 тыс, то в 1928 г. в 124.400 школах училось 12 млн. детей, причем в старших классах 1.6 млн.; в 1934 г. в 166.700 школах училось 22 млн. детей, в старших классах - 4.2 млн. 22) .

В октябре 1940 г. в СССР было введено платное образование в старших классах школы, техникумах и в высших учебных заведениях.Подробно об этом читайте Платное образование в СССР

В период ВОВ 1941-45 на территории, подвергшейся немецкой оккупации, было уничтожено 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся 23) . Но и в годы ВОВ Советское правительство занималось развитием и совершенствованием общеобразовательные школы. В 1943 г. введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе. (просуществовавшее 11 лет до 1954 года). Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет с 1944 г., организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости 24) . Начиная с 11 января 1944 года вводится цифровая пятибальная система оценки успеваемости и поведения учащихся. До этого в школах использовалась словесная система оценки - отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо 25) .

Статистика народного образования в СССР 1917-1945 г.г.

В 1940 г. все расходы бюджета СССР составили 174 млрд., из них на просвещение – 22.5 млрд. или 12.8% 26) . Что в процентном отношении почти в три раза выше, чем в 1913 г., тогда расходы на просвещение составили 143 млн. руб. или 4.6% бюджета 27) . При этом из 12,8%, что в 1940 г. шло из госбюджета на просвещение, расходы на образование составили 67% или 8.5% бюджета 28) .

В 1940 г. численность учителей в СССР составила 1.2 млн. человек против 280 тыс. в 1914 г. 29) .

В 1940 г. в СССР численность учащихся, охваченных всеми видами обучения, составляла 47.5 млн. человек, что ровно на 37 млн. больше, чем в 1913 г. 30) .

В 1940 г. в СССР было 191.545 дневных школ, из них средних - 18.811, в которых училось - 34.7 млн. детей, из них в 1-8 классах - 33.3 млн., в 9-10 классах - 1.12 млн., остальные в спецшколах. Численность учителей - 1.21 млн. При этом в сельской местности в СССР в 1940 г. находилось 170.044 дневных школ, из них средних - 9.924, в которых училось - 24 млн. детей, из них в 1-8 классах - 23.3 млн., в 9-10 классах - 461 тыс., остальные в спецшколах. Численность учителей - 842 тыс. 31) . Было напечатано 125 млн. школьных учебников 32) .

В 1939-1940 г. в СССР имелось 1.551 профессионально-техническое учебное заведение, в которые поступило 602 тыс. учащихся, окончило 439 тыс. 33) .

В 1940 г. в СССР в 3773 техникуме обучалось 975 тыс. учащихся, из них 787 тыс. на дневном отделении 34) .

В 1940 г. в СССР число высших учебных заведений составило 817, в которых училось 812 тыс. студентов, выпуск составил 100 тыс. специалистов с высшим образованием 35) . В 1914/15 учебном году в вузах и техникумах обучалось немногим более 180 тыс. человек, в 1940 г. в вузах и техникумах в СССР училось 1 млн. 787 тыс. человек, в 10 раз больше 36) .

В 1914 г. численность научных работников составляла 11,6 тыс., в 1940 г.-98,3 тыс., число аспирантов - 16.863 человека 37) .

Развитие образования в СССР 1945-1991 г.г.

После реформы народного образования 1958 года появились и профессионально-технические училища, пришедшие на смену ФЗУ (фабрично-заводским училищам). Туда можно было поступить после окончания 8 классов общеобразовательной школы и получить одновременно со средним образованием рабочую специальность 41) .

Третий этап развития образования в СССР включает 60—70-е гг. Он заключался в переходе ко всеобщему среднему образованию. Он включал процесс укрупнения школ. В конце 6-й пятилетки в средних школах обучалось учащихся больше, нежели в восьмилетних и начальных школах, вместе взятых. За седьмую пятилетку (1961—1965) было введено в действие 14 тыс. новых школ, на 5 тыс. больше, чем в шестую, и на 10 тыс. больше, чем в пятую пятилетку. Количество ученических мест увеличилось на 6,5 млн. 42) .

В 1969 г. возродились рабфаки, теперь они назывались подготовительными отделениями и в отличие от рабфаков 20-х годов не принимали абитуриентов без среднего образования. 20% мест на первых курсах вузов отводилось для выпускников подготовительных отделений, которые сдавали только выпускные экзамены и освобождались от вступительного конкурса 44) .

Всеобщее среднее образование в СССР с 1972 года стало обязательным, а право на его получение было закреплено в советской Конституции 1977 г. 45) . В 1975 г. 86% молодежи, вступающей в жизнь, имела полное среднее образование, более 96% выпускников восьмилетней школы обучались в различных учебных заведениях, дающих среднее образование 46) .

В 1989 г. завершён возврат к 4-х-летней начальной школе, 9-летней неполной и 11-летней средней. Вновь появляется, как в 60-е, 11-ый класс со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. (4-й стал пятым, 5-й - шестым и т.д. до 10-го, который стал одиннадцатым). 1989 год - начало образования негосударственных школьных учреждений со своей программой обучения - лицеев и гимназий 47) .

Оценка народного образования в СССР.

К концу 50-х гг. СССР располагал одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Он занимал второе место в мире по численности студентов на 10 000 человек населения, именно за счет усиленного развития высшего образования, благодаря созданному интеллектуальному потенциалу, был достигнут высокий уровень фундаментальной науки, который позволил СССР добиться грандиозных успехов. В 1917 г. уровень образования населения России равнялся одному году обучения, к началу Второй мировой войны – 4 года, в начале 60-х гг. – 7 лет обучения, в конце 80-х – 10,5 лет 48) .

Слабо использовался научный потенциал вузов. В вузах было сосредоточено свыше 35% научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполня­лись ими не более 10% научных исследований 52) .

Статистика народного образования в СССР 1945-1991 г.г.

В 1945 г. все расходы бюджета СССР оставили – 307 млрд., из них на просвещение - 37.7 млрд. или 12.3%; в 1955 г. – все расходы - 540 млрд., на просвещение - 69 млрд. или 12.7% бюджета 53) . Расходы на образование в СССР в 1970 г. составили – 19.8 млрд. рублей или 6.8% бюджета; в 1988 г. расходы составили 46.7 млрд. руб. или 7.4% бюджета 54) . В 1970 г. расходы в год на одного ученика школы в СССР составили - 124 руб., на учащегося техникума - 462 руб., на одного студента вуза - 852 руб.; в 1988 г. расходы на одного ученика школы составили - 295 руб., на учащегося техникума - 914 руб., на студента вуза – 1.452 руб. 55) .

В СССР в 1967 г. различными видами обучения было охвачено 73,6 млн. человек, или более одной трети населения страны (не считая детей дошкольного возраста). При этом только в школах, вузах и средних специальных учебных заведениях обучалось свыше 56 млн. человек, или на 46 млн. человек больше, чем обучалось в 1914 г. 56) .

В СССР с 1917 по 1967 г.г. построено только за счет государственных средств общеобразовательных школ на 28 млн. ученических мест, из них половина в сельских местностях. Кроме того, на средства колхозов в 1946-1966 гг. построено 50 тыс. школ на 6,2 млн. ученических мест 57) .

В 1950 г. в СССР имелось 201.628 дневных школ, из них средних - 14.961, в которых училось - 33.3 млн. детей, из них в 1-8 классах - 32.4 млн., в 9-10 классах - 0.76 млн., остальные в спецшколах. Численность учителей - 1.43 млн.. В 1970 г. в СССР имелось 174.645 дневных школ, из них средних - 44.226, в которых училось - 45.4 млн. детей, из них в 1-8 классах - 40.3 млн., в 9-10 классах - 4.7 млн., остальные в спецшколах. Численность учителей - 2.5 млн.. В 1989 г. в СССР имелось 130.557 дневных школ, из них средних - 64.919, в которых училось - 43 млн. детей, из них в 1-8 классах - 37.7 млн., в 9-10 классах - 4.7 млн., остальные в спецшколах. Численность учителей - 3.2 млн., из них 77% имели высшее образование 58) . В 1950 г. в СССР было издано 189 млн. учебников, в 1970 г. - 314 млн., в 1988 г. - 294 млн. 59) .

В 1970 г. в СССР имелось 407 педагогических училищ, в которых училось 284 тыс. будущих педагогов, выпуск 1970 г. составил 83 тыс. учителей. В 1989 г. - 511 педагогических училищ, которые готовили 515 тыс. будущих педагогов, выпуск 1989 г. составил 149 тыс. учителей 60) . В 1970 г. в СССР выпуск 204 педагогических институтов составил 145 тыс. учителей; в 1989 г. 199 педаг. института выпустили 148 тыс. педагогов 61) .

В 1989 г. в СССР находилось: 5.171 дворец пионеров, в которых занималось 5.3 млн. детей; 1.714 станции юных техников, в которых занималось 1.4 млн. детей; 91.136 детских лагеря, в которых в тот год отдохнуло 15.9 млн. детей; 9.210 музыкальных, хореографических школы, в которых занималось одновременно 1.5 млн. детей; 9.209 детско-юношеские спортивные школы, в которых занималось 5.1 млн. человек 62) .

В 1970 г. в СССР имелось 5351 профессионально-технических учебных заведения, которые в том году окончили 1.6 млн. человек; в 1988 г. - 7959 профессионально-технических учебных заведения окончило 2.5 млн. человек 63) .

В 1950 г. в СССР в 3424 техникуме обучалось 1.3 млн. учащихся, из них 1.065 тыс. на дневном отделении; в 1970 г. в 4223 техникуме обучалось 4.4 млн. учащихся, из них 2.5 млн. на дневном отделении; в 1988 г. в 4.517 техникуме обучалось 4.3 млн. учащихся, из них 2.9 млн. на дневном отделении, окончило в том году техникумы 1.2 млн. человек, их обучала 251 тыс. преподавателей, из которых 95% имели высшее образование 64) .

В 1950 г. в СССР число высших учебных заведений составило 880, в которых училось 1.2 млн. студентов, они подготовили в данный год 200 тыс. специалистов с высшим образованием; в 1970 г. в 805 вузах СССР, училось 4.6 млн. студентов, они подготовили 600 тыс. специалистов с высшим образованием; в 1988 г. в 898 вузах училось - 5 млн. студентов, выпуск составил 800 тыс. специалистов с высшим образованием 65) . Численность студентов на 10.000 жителей по странам мира в 1988 г. составила: СССР - 174, США - 257, Франция - 162, ФРГ - 142, Британия - 112, Канада - 287, ГДР - 79, Китай - 19 66) .

В 1947 г. в СССР работало 145 тыс. научных сотрудника, из них 7.7 тыс. докторов наук и 36.9 тыс. кандидатов наук; в 1967 г. - 712 тыс. научных сотрудников, из них 16.6 тыс. докторов наук и 152 тыс. кандидатов наук 67) ; в 1988 г.- 1.5 млн. научных сотрудника, из них 49.700 докторов наук и 493.000 кандидатов наук 68) .

Главное отличие советского образования от западного и от российского 90-х г. и 21 века.

Советская школа, включая все образовательные ступени, была устроена по университетскому принципу, главный смысл которого - научить человека мыслить глобально, уметь решать разнообразные сложные задачи и ориентироваться в самых различных жизненных ситуациях. Именно внедрение данного образовательного подхода в отечественную жизнедеятельность в 20-30-е годы позволило качественно шагнуть вперед во всех отраслях народного хозяйства и сделать гигантский скачок в общественном развитии.

Какая ваша первая ассоциация с советской школой? Наверняка строгая дисциплина и твёрдые знания. Единые для всей страны, а потому тщательно выверенные и непогрешимые учебники, бессменная школьная форма и строгий, но справедливый учитель — преисполненная достоинства женщина средних лет, которой побаиваются и родители учеников.

Спустя десятилетия советская школа предстаёт в коллективной памяти как нечто единообразное, как система с очень точными и практически неизменными характеристиками. Но и реформы сверху, и личные нововведения педагогов позволяют оценить школьную систему Советского Союза как поле непрекращающихся экспериментов.

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила — от приёма учеников до снабжения школ — меняются.

И в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко жили за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя.

image_image

Железнодорожная школа – семилетка № 2. Ученики за работой в столярной мастерской. Конец 1920-х гг. – начало 1930-х гг.

image_image

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Следовать не учебнику, а реальности, давать проектные задания, стимулировать командную работу — чем не программа какого-нибудь кванториума? Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение.

Модель советской школы в сталинский период сильно напоминала дореволюционную гимназию, где коммунистическая идеология заменила Закон Божий. Сходство усилилось, когда старшие классы стали платными (с 1940 г.) и было введено раздельное обучение девочек и мальчиков (с 1943 по 1954 гг. только в городах). Но уже во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены.

Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 г. вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс.

Кроме того, дисциплина в классах стала заметно хуже, ученики реже посещали занятия, а в деревнях и в небольших городах родители снова перестали отпускать детей в школу, потому что их труд был нужен дома — или просто потому, что у ребят не было ни одежды, ни обуви.

image_image

image_image

На практике основные усилия министерства просвещения были связаны с материальным обеспечением работы школ, подготовкой большого числа новых учителей и ликвидацией отставания от требований программы. Как это отразилось на учителях?

image_image

Восьмилетнее среднее образование стало обязательным, как и трудовой стаж в 1−2 года на производстве для всех выпускников средней школы. Без этого нельзя было поступить в вуз, и выпускники школ часто отправлялись на предприятие только для того, чтобы наработать необходимый срок. Они не были заинтересованы в своей работе и без сожаления увольнялись.

Как отмечают современные исследователи, главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

image_image

В перестройку главные требования и предложения по обновлению школы раздавались из уст самих учителей: педагогов-новаторов, которые доказали действенность своих методик за несколько предыдущих десятилетий. Но неправильно было бы думать, что развитие новаторских педагогических идей в 1960—1970-е гг. шло только силами нескольких одиночек-практиков в разных частях страны. К этому времени внутри Академии педагогических наук СССР сформировалось несколько исследовательских институтов: теории и истории педагогики, методов обучения, психологии и дефектологии. Идеи психологизации педагогических подходов и практик, раннего выявления способностей, ранней профессионализацией развивались во взаимодействии ученых и практиков.

image_image

Какие идеи провозглашал манифест? Прежде всего, он был не прекраснодушной фантазией. Его выводы шли из десятилетий работы педагогов-новаторов в разных школах страны. Перемены, вызванные всеобщим обязательным средним образованием, а затем — фактическим отказом от второгодничества, поставили учителей в условия, когда слабые ученики перестали отсеиваться из школы. Как в послевоенное время, учителя всего СССР увидели, что стандартные методики не работают для всего класса. Педагоги-новаторы проявили себя не в закрытых матшколах, собиравших лучших, а работая со всеми, кто пришел в класс.

Главным принципом педагогики сотрудничества было вселение в каждого ученика уверенности, что он добьётся успеха и разберется с самой сложной темой. Задача учителя — организовать работу с учениками разных способностей, не разделяя при этом их на группы, не вызывая у отстающих чувства второсортности. Каждый из педагогов-новаторов пришёл при этом к идее опорной схемы, которая поможет ученику при ответе вспомнить и изложить основную идею темы. Наиболее известна система опорных сигналов В. Ф. Шаталова.

Соблюдению ключевого принципа педагогики сотрудничества способствовало учение без принуждения — особенно для маленьких детей в начальной школе, где строгость и плохие отметки только отбивают охоту когда-либо учиться. Никто не ставил двоек, некоторые совсем отказались от оценок в младшей школе. Другими важными идеями были деление материала на крупные блоки, обучение с опережением (самые сложные темы появлялись за 50 или 100 уроков до того, как до них доходила программа), соответствие формы урока содержанию и свобода выбора для учеников, иногда даже в выборе домашнего задания. Каждый из педагогов-новаторов применял ту или иную форму оценки учениками работ друг друга, но ни у кого дети не выставляли друг другу отметок — они учились анализировать и обсуждать, а не просто присуждать баллы.

image_image

Читайте также: