Влияет ли форма обучения на трудоустройство

Обновлено: 16.05.2024

Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение

Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется

Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).

Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации", в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.

После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.

Какие формы повышения квалификации бывают

Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.

Есть три основные формы курсов повышения квалификации:

Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.

Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.

Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.

Для чего нужно повышение квалификации

Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.

После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.

Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.

Отличие переподготовки от повышения квалификации

И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.

Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, - диплом.

Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.

Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью

По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Так, регулярно учиться обязаны:

медицинские работники и фармацевты;

сотрудники органов внутренних дел;

адвокаты и судьи;

водители городского и железнодорожного транспорта;

Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.

Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.

Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается

Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.

Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:

  • Краткосрочные — длятся 72 часа
  • Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов
  • Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме

После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.

Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии

Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.

Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.

В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.

В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.

Фото: пресс-служба

Вызванные пандемией проблемы на рынке труда будут стимулировать массовое переобучение специалистов новым навыкам.

Отдельные сектора экономики продолжали испытывать в этом году кадровый голод — даже несмотря на связанный с массовым локдауном рдост числа безработных. Здравоохранение, производство, распределение и доставка продуктов питания, правоохранительные органы, организации критической инфраструктуры и даже часть сферы услуг продолжали нуждаться в персонале, говорится в аналитическом материале ОЭСР.

Спрос на специалистов постепенно восстанавливается во всех отраслях, отмечает Ирина Святицкая. В правительстве РФ полагают, что пик безработицы пройден — в июле число безработных в стране, по оценкам Международной организации труда (МОТ), достигло 4,7 млн человек (или 6,3% всех трудящихся). К 2021 году рынок труда вернется на докризисный уровень, уверен помощник президента РФ Максим Орешкин.

Не сидится на месте

В целом каждый третий из опрошенных рекрутерами в 2019 году соискателей за последние десять лет кардинально сменил профессию, 28% задумывались об этом, нашли себя в смежной области еще 24%. Более половины соискателей в ближайшие десять лет планируют сменить профессию. Выше всего эта доля среди тех, кто сравнительно недавно начал карьеру, особенно в автобизнесе (68%) и банковской сфере (62%).

Почти 67% трудоспособных граждан планируют получить новые знания и навыки. В частности, квалифицированные рабочие, по результатам опроса HR-специалистов, не оправдывают ожидания работодателей в добросовестности и дисциплинированности (разрыв между ожиданиями и реальностью — 28%), а также наличии специализированных профессиональных и технических знаний и навыков (24%).

У населения наибольшим спросом пользуются профессии, которые открывают возможности для самозанятости и частного предпринимательства, — например, открыть кафе, парикмахерскую, автосервис, отмечает директор Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ Федор Дудырев.

Основная доля (44%) населения проходит переобучение на программах дополнительного профессионального образования, почти треть — на программах профессионального обучения (29%), еще 24% — на краткосрочные программах, по данным Института образования НИУ ВШЭ за 2018 год.

Академия Ворлдскиллс Россия на протяжении последних пяти лет организует реализацию правительственных программ по переподготовке кадров по мировым стандартам WorldSkills.

Апгрейд для работников

Наибольший интерес к программам допобразования действительно проявляют люди предпенсионного возраста, отмечает Максим Фатеев: именно эта категория во время любого кризиса первой оказывается в группе риска.

Другой тренд. С августа этого года аудитория Академии Ворлдскиллс Россия расширилась за счет граждан, которых в условиях пандемии могли уволить или сократить, или испытывающих сложности с трудоустройством, в том числе недавних выпускников, впервые вышедших на рынок труда. До конца года планируется обучение 110 тыс. человек, прогнозируют в академии.

Цифровая среда

41% профессиональных образовательных организаций (ПОО) в мире перешел на полное дистанционное обучение и 10% — на частичное, согласно данным ЮНЕСКО и МОТ. При этом опыт регулярной дистанционной работы до карантина имели только 16%.

В Германии, например, большая часть студентов продолжала обучение на базе предприятий, имея дистанционный доступ к образовательным ресурсам. В Португалии колледжам и учебным центрам доступна инфраструктура цифровой платформы национального Института занятости и профессионального обучения (IEFP).

В России 4,5 тыс. колледжей, и все они сильно отличаются, в том числе с точки зрения применяемых технологий, качества используемого оборудования, уровня подготовки преподавателей, говорит Федор Дудырев.

Все большее применение в профессиональной подготовке специалистов в области медицины, энергетики, нефте- и газодобычи, металлургии, добычи полезных ископаемых приобретают тренажеры и симуляторы. В частности, 75 российских университетов потратили в прошлом году на такую технику 2,5 млрд руб., организации СПО — 324 млн руб., что в два раза больше, чем в 2017-м. Расходы на обучающие системы с использованием виртуальной реальности составили почти пятую часть в общей структуре расходов на симуляторы — 19% против 2% в 2017 году, по данным Института образования НИУ ВШЭ.

Обучения компетенциям, в которых требуется специализированное оборудование и расходные материалы — станки, кирпичи, краска и пр., возможно благодаря распределенной инфраструктуре: преподаватель и слушатели могут находиться в мастерских с оборудованием, расположенных за тысячи километров друг от друга.

С расширением смешанного обучения эксперты связывают развитие профессиональных программ обучения и переобучения специалистов, особенно в области цифровой экономики.


Сотрудникам, совмещающим работу с обучением, для сдачи экзаменов, защиты диссертации или просто для прохождения промежуточной сессии законодательством преду­смотрены учебные отпуска. Причем, в отличие от ежегодного оплачиваемого отпуска, учебный отпуск предоставляется независимо от того, сколько в конкретной организации проработал этот сотрудник – день или полгода. Практически в каждой организации есть работники-студенты и периодически в связи с этим возникают вопросы. В статье расскажем, что должен знать работодатель об учебном отпуске.

Условия предоставления учебного отпуска

В соответствии с гл. 26 ТК РФ работодатель обязан предоставлять лицам, совмещающим работу с получением образования, дополнительные учебные отпуска. Данная обязанность возникает вне зависимости от того, изъявил ли желание учиться сам работник или его направил на обучение работодатель.

Отпуска могут быть как оплачиваемыми, так и неоплачиваемыми – на это влияет форма обучения работника (очная, заочная или очно-заочная). В основном, если работник обучается очно, отпуск не оплачивается, а если заочно или очно-заочно – оплачивается.

Однако у работодателя нет обязанности предоставлять учебные отпуска всем без исключения обучающимся работникам, поскольку законодатель установил для этого определенные условия.

При этом учебный отпуск предоставляется не только работникам, которые получают образование впервые, но и уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем по трудовому или ученическому договору, заключенному в письменной форме (ч. 1 ст. 177 ТК РФ).

а

Гарантии и компенсации работникам, получающим образование соответствующего уровня не впервые и по своей инициативе, а также обучающимся по не имеющим государственной аккредитации программам, могут устанавливаться коллективным или трудовым договором.

Успешно обучающимся считается тот, кто не имеет задолженности за предыдущий курс (семестр), подтверждением чему является справка-вызов, без предъявления которой работником учебный отпуск работодатель предоставлять не обязан.

Если работник получает образование одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебный отпуск предоставляется только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

Обязан ли работодатель предоставлять работникам-совместителям учебный отпуск или ежегодный оплачиваемый отпуск на время учебного?

Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 286 ТК РФ лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству сотрудник не отработал 6 месяцев, отпуск предоставляется авансом. То есть работодатель, у которого сотрудник работает по совместительству, обязан предоставить ему только ежегодный оплачиваемый отпуск одновременно с отпуском по основному месту работы. Предоставление совместителям учебного отпуска или ежегодного оплачиваемого отпуска одновременно с учебным отпуском по основной работе Трудовой кодекс не предусматривает.

Таким образом, на работе по совместительству можно обратиться к работодателю с копией справки-вызова и заявлением с просьбой только об отпуске без сохранения заработной платы на время учебного отпуска. И если работодатель не возражает, совместитель на время обучения оформит отпуск за свой счет, продолжительность которого определяется по соглашению работодателя и работника.

Виды отпуска

Виды и продолжительность отпусков в зависимости от программ образования и формы обучения представим в таблице.

Вид отпуска

Программа образования

Форма обучения

Цель отпуска и его продолжительность (в календарных днях в учебном году)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на 1‑м и 2‑м курсах – 40 дней;

– на последующих курсах – 50 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – до 4 месяцев в соответствии с учебным планом (ст. 173 ТК РФ)

Подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, ординатуре, ассистентуре-стажировке

30 дней в течение календарного года плюс время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно за счет работодателя (ст. 173.1 ТК РФ)

На соискание ученой степени кандидата или доктора наук

Подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени:

– кандидата наук – 3 месяца;

– доктора наук – 6 месяцев (ст. 173.1)

Заочная или очно-заочная

1. Промежуточная аттестация:

– на 1‑м и 2‑м курсах – 30 дней;

– на последующих курсах – по 40 дней.

2. Государственная итоговая аттестация – не более 2 месяцев (ст. 174 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 9 дней (ст. 176 ТК РФ)

Государственная итоговая аттестация – 22 дня (ст. 176)

Профессиональное высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет)

Итоговая аттестация после обучения на подготовительном отделении – 15 дней (ст. 173 ТК РФ)

Вступительные испытания – 15 дней (ст. 173)

1. Промежуточная аттестация – 15 дней в учебном году (ст. 173).

2. Сдача итоговых государственных экзаменов – месяц; сдача итоговых государственных экзаменов и защита выпускной квалификационной работы – 4 месяца (ст. 173)

Вступительные испытания – 10 дней (ст. 174 ТК РФ)

1. Промежуточная аттестация – 10 дней в учебном году.

2. Государственная итоговая аттестация – до 2 месяцев (ст. 174)

Работникам-студентам, кроме учебного отпуска, предоставляются и другие гарантии. Так, работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры, программы среднего профессионального образования по заочной или очно-заочной форме обучения, на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 % среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ.

А для некоторых лиц, совмещающих работу и обучение, преду­смотрены такие гарантии, как оплата проезда к месту нахождения образовательной организации и свободный от работы день.

Порядок предоставления учебного отпуска

Как уже было отмечено, основанием для учебного отпуска при соблюдении всех остальных условий является справка-вызов, выдаваемая работнику образовательным учреждением. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 № 1368. Одновременно со справкой работодатели, как правило, запрашивают у работника заявление с просьбой об учебном отпуске.

Заявление не является обязательным документом согласно законодательству и его отсутствие не должно быть основанием для отказа работнику в отпуске.

Сроки представления работником справки-вызова не установлены, поэтому работник может представить ее в любое время, хоть накануне учебного отпуска.

На основании справки-вызова (и заявления) работодатель издает приказ о предоставлении дополнительного отпуска, который может быть оформлен по унифицированной форме Т-6, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. В приказе указывается, какой вид дополнительного (учебного) отпуска предоставляется: с сохранением среднего заработка или без такового. Работник должен быть ознакомлен с приказом под подпись.

Может ли работодатель на основании просьбы работника предоставить учебный отпуск меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове?

Роструд в Письме от 12.09.2013 № 697‑6‑1 по этому вопросу сообщил, что поскольку отпуска, предоставляемые в связи с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования без отрыва от работы, имеют строго целевое назначение, они должны быть использованы только в установленные сроки. Чиновники считают, что предоставление учебного отпуска меньшей продолжительности, чем указано в справке-вызове, даже при условии, что об этом просит работник, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Однако многие специалисты считают, что если работник в заявлении укажет меньшее количество дней, то можно предоставить ему отпуск меньшей продолжительности, поскольку запрет на это законодательством не установлен.

По соглашению между работодателем и работником к учебному отпуску могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска (ч. 2 ст. 177 ТК РФ).

Отметим, что для работников, допущенных к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, установлен отдельный порядок получения учебного отпуска – см. Правила предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 409.

В отличие от остальных учебных отпусков, соискатель ученой степени кандидата наук или доктора наук должен в письменной форме уведомить работодателя о намерении реализовать свое право на отпуск не позднее чем за год до предполагаемой даты начала отпуска.

Можно ли предоставить работнику учебный отпуск с последующим увольнением в соответствии со ст. 127 ТК РФ?

В силу того, что в Трудовом кодексе есть нормы, в которых не уточняется, какой отпуск имеется в виду, возникает вопрос – относится ли к этим отпускам учебный отпуск (аналогичные проблемы возникают с отпуском без предоставления заработной платы)? Вопрос спорный, но на практике учебный отпуск с последующим увольнением применяется.

Однако в ст. 127 ТК РФ говорится, что работнику при увольнении могут предоставляться все неиспользованные отпуска. Здесь явно речь идет не об учебном отпуске, а о ежегодных основном и дополнительных. Поэтому положения ст. 127 на учебный отпуск не распространяются.

Причем работник-студент вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за 2 недели, если законом не установлен иной срок. Течение срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении (ч. 1 ст. 80 ТК РФ).

Можно ли по инициативе работодателя уволить работника во время нахождения его в учебном отпуске?

А вот в этом случае, считаем, положение ч. 6 ст. 81 ТК РФ, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в периоды его временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске, распространяется и на учебный отпуск. Поэтому если, например, работника хотят уволить в связи с сокращением численности или штата, уведомив его за 2 месяца, и дата его увольнения приходится на время учебного отпуска, то расторгать трудовой договор в тот же день нельзя. Уволить работника нужно в первый день после выхода его из отпуска.

Сотрудник, с которым заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за несколько дней до выхода последнего на работу принес справку-вызов. Должны ли мы предоставить ему учебный отпуск и на сколько дней?

Мнений по данному вопросу несколько.

Кто‑то считает, что сотрудника нужно уволить в день выхода основного работника в силу ч. 3 ст. 79 ТК РФ, но предоставить учебный отпуск и оплатить его полностью. Такой вывод, в частности, сделан в Определении Ленинградского областного суда от 06.08.2015 № 33‑3731/2015.

Вторая позиция: нужно продлить с работником срочный трудовой договор на время учебного отпуска, а расчет с ним произвести в последний рабочий день, то есть по аналогии со ст. 127 ТК РФ при предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением.

Однако мы придерживаемся третьей позиции: если известна дата выхода основного работника, трудовой договор прекращается с выходом его на работу, поскольку учебный отпуск не является основанием для продления срочного договора. А учебный отпуск должен быть предоставлен и оплачен только в пределах сроков действия срочного трудового договора.

Оплата учебного отпуска

Итак, за время нахождения работника в учебном отпуске ему выплачивается средний заработок. Его расчет производится в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Выплатить средний заработок, начисленный работнику за время учебного отпуска, нужно за 3 календарных дня до его начала
(ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 30.07.2014 № 1693‑6‑1).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев (расчетный период) (п. 4 Положения № 922). При этом средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и среднемесячное число календарных дней (29,3) (п. 10 Положения № 922).

Сумма отпускных, причитающаяся работнику, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней в периоде, подлежащем оплате (то есть на количество календарных дней учебного отпуска) (п. 9 Положения № 922).

В силу п. 14 Положения № 922 при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков оплате подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения.

Например, если учебный отпуск совпал с новогодними праздниками, за сотрудником сохранится средний заработок и за эти праздничные дни.

Если в период учебного отпуска работник заболел, пособие по временной нетрудоспособности ему выплачиваться не будет, независимо от того, сохранялся за ним на время учебного отпуска средний или частичный заработок либо нет [1] .

Если работник досрочно сдал экзамены, можно ли удержать с него сумму среднего заработка за оставшийся период отпуска?

Так как учебный отпуск был уже оплачен по среднему заработку до его начала, а Трудовой кодекс не позволяет удержать данную сумму или ее часть при увольнении лица, работающего по срочному трудовому договору, в связи с окончанием действия этого договора, работодатель не имеет права удержать указанную сумму при окончательном расчете.

Нет и правовых оснований удерживать ранее выплаченные отпускные при отчислении из образовательного учреждения до окончания учебного отпуска. На основании ст. 137 ТК РФ удержания из зарплаты работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Если учебный отпуск совпал с ежегодным

В силу ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности последнего, исполнения им во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы, и в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. То есть указания о продлении или переносе ежегодного отпуска в случае совпадения с учебным нет, как и соответствующей обязанности у работодателя.

При этом, как уже было отмечено, в силу ч. 2 ст. 177 ТК РФ к дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173 – 176 ТК РФ, ежегодные оплачиваемые отпуска могут присоединяться по соглашению работодателя и работника.

Таким образом, по согласованию с работником (на основании его заявления) работодатель должен или присоединить к учебному отпуску ежегодный отпуск, или перенести на другое время.

В Апелляционном определении Ярославского областного суда от 23.07.2012 по делу № 33‑3831/2012 суд рассмотрел заявление работницы, которой работодатель не предоставил учебный отпуск, поскольку он совпал по времени с ежегодным отпуском. Вывод суда: сотрудник, обучающийся без отрыва от производства, имеет право на оба отпуска и при совпадении учебного отпуска с основным работодатель по согласованию с сотрудником должен перенести основной отпуск на другой период или продлить его.

Если работник и работодатель не успели согласовать вопрос о том, присоединить ежегодный отпуск к учебному или перенести, работодатель может продлить отпуск самостоятельно, но только если эта возможность установлена локальным нормативным актом.

Итак, мы проанализировали порядок и особенности предоставления учебного отпуска. И как видим, есть достаточно много вопросов, не урегулированных трудовым законодательством. До внесения каких‑либо изменений или уточнений в законодательство мы рассмотрели ситуацию со своей точки зрения, руководствуясь позицией судей и контролирующих органов. Тем не менее основные правила вы должны помнить и соблюдать.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Что сказать работодателю, если вы хотите пойти на образовательные курсы за его счёт. Истории сотрудников ВКонтакте, Леруа Мерлен, BBDO Moscow и других компаний.

Передовые компании заинтересованы в профессионализме сотрудников, поэтому стараются их обучать: организуют мастер-классы, зовут на конференции, приглашают внешних экспертов для проведения тренингов и тимбилдингов.

Не всегда очевидно, но многие компании оплачивают своим сотрудникам обучение и на внешних курсах. Это помогает не только повысить профессиональный уровень человека, но и мотивировать его. В 2018 году по такой схеме в Нетологии прошли обучение 1623 сотрудника разных компаний. И даже если в компании официально не предусмотрена такая возможность, всегда можно спросить напрямую у руководителя.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

кристина некрасова

Организация обучения — это всегда двусторонняя история. В ней должен быть заинтересован как сам сотрудник, так и работодатель. Каждый запрос должен соответствовать бизнес-задачам компании.

Чаще всего инициатива обучения на внешних площадках приходит к нам от руководителей подразделений или самих сотрудников. В таком случае HR-отдел занимается согласованием запроса, обозначением целей и условий прохождения обучения. Например, сотруднику нужно отработать в течение полугода после обучения, чтобы вложения работодателя в развитие были обоснованными.

У нас есть небольшая инструкция для сотрудников, которые хотят пройти обучение от компании на внешних площадках:

Чтобы понять, каких компетенций недостаёт сотруднику, мы проводим оценку, после чего определяем, каким способом он будет проходить обучение: внутренний тренинг, внешние мероприятия, курсы, книги, игры и прочее.

Также можно установить критерии успешности организации обучения:

  • обратная связь от сотрудника: удовлетворенность проведенным обучением, чему научился и как планирует применять полученные знания;
  • обратная связь от руководителя: какое влияние оказало обучение на работу сотрудника;
  • количество новых проектов, предложений от сотрудника;
  • рост вовлеченности в процессы;
  • процент внутренних назначений (кадровый резерв).

Дополнительно можно запланировать проведение ассесментов для понимания результатов в формате тестов, опросов, круглых столов, митапов или мозговых штурмов. Любой из этих форматов эффективен.

Но в каждой компании к обучению сотрудников подходят по-разному. Одни работодатели сами инициируют повышение квалификации своей команды, другие предоставляют выбор курсов и определение целей сотруднику.

Мы расспросили сотрудников разных компаний о том, как они организовали свое обучение на внешних площадках, какие сложности были в процессе и как курс повлиял на их работу.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

дарья кищук

Менеджер по стратегическому планированию BBDO Moscow

Впервые я узнала, что могу пойти учиться за счет работодателя, от коллеги. Она рассказала, что у сотрудников BBDO Group есть возможность потратить определенное количество денег в год на дополнительное обучение, и я решила не упускать такую возможность.

Я спросила у руководителя, есть ли возможность оплатить образовательный проект, посвященный концептуальному мышлению, из средств, заложенных компанией на обучение. Правда, цена курса, который я выбрала, была сильно выше заложенного бюджета. Тогда мой запрос не нашел отклика, но спустя некоторое время руководитель сам предложил другой вариант — интенсив по созданию презентаций. В мои приоритеты навык подготовки презентаций не входил, но я подумала, почему бы и нет. Это достаточно универсальное направление, которое будет полезно в любом случае.

На интенсив в агентство Bonnie&Slide нас отправили сразу командой. Кого-то в будние дни, кого-то в выходные. При этом в BBDO Moscow позволяют тратить даже рабочее время на собственное развитие — это круто, но новых сотрудников такой подход всегда удивляет: мало кто из работодателей в нашей стране готов вкладывать в сотрудников средства и развивать их профессионально.

Перед обучением руководитель не поставил мне никаких KPI. Более того, после курса подробного отчета и диплома с отличием тоже не просили.

У меня сложилось впечатление, что нам дали возможность пойти учиться в первую очередь для того, чтобы замотивировать.

Часто дополнительное обучение — это ещё одна мера, позволяющая повысить лояльность человека к компании.

Но я сама вижу результат прохождения курса. Теперь я готовлю качественные презентации и знаю, как визуально лучше сделать предложение для клиента.

Если говорить о том, как лучше подойти к руководителю с просьбой оплатить обучение, то я считаю, что все зависит от личных отношений и результата, который ты показываешь в работе. У меня достаточно доверительные отношения с руководством, поэтому говорить о дополнительном обучении было легко. Но я могу представить, что, если бы отношения в команде сложились другие или я показывала бы другие результаты, как сложно мне было бы аргументировать желание пойти учиться за счет работодателя.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

александра оленева

Мне важно, чтобы в компании, куда я прихожу работать, были возможности для роста и развития. В крупных IT-компаниях, как правило, такие возможности есть.

В свою очередь я поговорила со своим руководителем и HR о том, что хотела бы пойти учиться, и мне предложили выбрать подходящие для меня курсы. То есть, инициатива исходила от меня — в тот момент я решила, что мне нужен свежий взгляд на задачи и креативная перезагрузка.

Я выбрала полугодовой курс Farm Creative, каждая неделя которого была посвящена отдельному рекламному блоку: от стратегии до креатива. Я объяснила работодателю, что такой курс будет полезен, так как он помогает видеть задачу более объемно, с разных сторон. Попросить оплатить обучение не было для меня проблемой. А каких-то KPI или целей прохождения курса мне никто не ставил.

Если уж ты идешь учиться, это надо в первую очередь тебе, а не кому-то еще. А результаты в любом случае заметны в работе.

По окончанию обучения я перевелась в другой отдел компании, где мне было интересно себя проявить, — думаю, это основной результат. Сейчас я занимаюсь креативными спецпроектами, и мне до сих пор помогают записи с лекций и презентаций, которые остались после курса. Особенно пригодились занятия по копирайту и латеральному мышлению — методу нестандартного решения задач.

Последнее меня настолько впечатлило, что я предложила пригласить к нам преподавателя курса и прочитать интенсивы для всех коллег, которым он может быть полезен. В результате теперь мы в компании используем эту методику, когда срочно надо придумать что-то классное, а в голову сходу ничего не идет.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

элина чернышова

Руководитель отдела маркетинга BeGroup

В моей компании обучение сотрудников предусмотрено как базовое преимущество. Это обсуждается еще на собеседовании. Учредители компании поддерживают дополнительное образование, потому что оно увеличивает интеллектуальный капитал компании.

Чем прокачаннее сотрудники, тем выше эффективность, которая потом выражается в прибыли.

Я проходила интенсив по маркетинговой стратегии в БВШД прошлым летом. Инициатива исходила от меня, я давно следила за курсом, видела положительные отзывы, знала о крутых преподавателях-практиках.

С работодателем я согласовала только стоимость обучения и даты отсутствия на рабочем месте. Привела несколько аргументов: почему именно этот курс и что я могу после этого реализовать для компании. Вопрос оптимизации маркетинговой стратегии был важен, поэтому я сразу же получила одобрение.

График курса был очень напряженный, занимались по 10 часов. Из-за этого мы с руководителем договорились об уменьшении зарплаты в дни интенсива — я старалась работать хотя бы по полдня удаленно.

Сам интенсив оказался очень полезен. Во-первых, это погружение в среду единомышленников и профессионалов, во-вторых, новые скиллы и знания, например, проведение форсайт-сессий, управление стратегическими ресурсами. Третье и самое главное — возможность убедиться, что я все делаю правильно, главное — пробовать и реализовывать новые инструменты.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

Линда Бенотмани

IT project manager в Леруа Мерлен

Я сама выбрала курс Product manager в Нетологии и проявила инициативу.

До Леруа я работала продакт-менеджером, и на курсе мне хотелось систематизировать свои знания и дополнить их новыми. Моя команда работает над digital-продуктами, поэтому такие знания очень нужны.

Также сейчас в компании происходит переход к новой структуре. Мы начинаем работать не над проектами, а над продуктами, создаются продуктовые команды. Поэтому, когда я пришла к руководству с инициативой пойти на обучение по product-менеджменту, ее поддержали.

После курса я стараюсь постоянно рассказывать команде, что узнала на обучении. Например, на занятиях мы строили различные роуд-мапы, а потом я обсуждала с коллегами, как их можно внедрить и в нашей работе.

Но также от компании мне поставили более глобальные цели на год по развитию в связи с обучением. Я должна провести серию митапов для коллег, поделиться своим опытом, погрузить их в разные сферы управления продуктом. Пока я провела всего один митап, но уже готовлюсь к следующим.

Мне кажется, для роста и развития как специалиста нужно проявлять инициативу всегда. Если вы планируете пойти на курс, лучше заранее посмотреть, что сейчас актуально для компании. Если внутри организации нет какой-то экспертизы, а она, по вашему мнению, необходима, обсудите это с руководством, предложите стать экспертом в этом вопросе, чтобы затем помочь коллегам.

На мой взгляд, если в компании появляются новые задачи и у кого-то из менеджеров не хватает знаний или новых решений для работы над задачами, прохождение дополнительных курсов от компании может помочь в этом. И не нужно будет нанимать новых сотрудников.

Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям

Андрей Яковлев

Когда я выбрал направление, пошел с инициативой к руководителю. Аргументировал необходимость учиться тем, что с приобретенными навыками смогу выполнять свои задачи на более высоком уровне, смогу брать больше проектов, соответственно и для компании принесу денежную выгоду.

После курса я постарался сразу же применить в работе все, что узнал нового, но сначала получилось мало хорошего. И только постепенно я начал приходить к какому-то качественному результату. Сейчас я вижу, что сделал большой скачок, даже несмотря на то, что обучение после рабочего дня и домашние задания были трудными.

Внешние курсы помогают быстрее прокачать навыки, чем обучение в процессе работы.

Общение с коллегами и книги полезны, но они не дают нужной систематизации и погружения.

Вообще я считаю, что нужно использовать все возможности. Нужно выбирать пути для саморазвития и роста, даже если тебе кажется, что работодатель не поддержит твою инициативу. Единственное, я понял по своему опыту, что нужно очень осторожно подходить к выбору программ обучения и последующему совмещению занятий с работой. Когда у тебя насыщенный рабочий день, а после сразу учеба, на которой тоже нужно включать голову, хочется все бросить. Поэтому я советую выбирать не очень длинные программы — для меня было оптимально учиться не больше месяца.

Резюмируем

  • Компании заинтересованы, чтобы их сотрудники были профессиональными и мотивированными. Поэтому большинство работодателей готовы поддержать инициативу сотрудника пойти учиться и прокачать свои навыки.
  • Получить новые знания и систематизировать текущие можно не только на внутренних тренингах, митапах и тимбилдингах, но и вовне. Практика обучения сотрудников на внешних курсах или мероприятиях также распространена.
  • Не нужно бояться попросить руководителя оплатить обучение на внешней площадке. Главную роль играет правильная аргументация вашего выбора и постановка целей. И если вы сможете доказать, что приобретенные знания повысят качество вашей работы и будут выгодны для компании, вашу инициативу оценят.
  • Мы советуем заранее с руководителем определить, по каким критериям будет оцениваться эффективность пройденного обучения. Тогда вам будет проще показать хороший результат после курса, а руководителю проще его заметить.
  • К выбору программы обучения нужно подходить грамотно, и особое внимание уделять длительности и нагрузке. Если у вас насыщенная работа в течение дня, на лекции и семинары мотивации может не хватить.

Перед разговором с руководителем четко сформулируйте:

  1. Какие именно знания и навыки сделают вашу работу более результативной.
  2. Сколько рабочего времени придётся уделить обучению.
  3. Каким образом ваше обучение окупится компании.
  4. Почему вы не можете получить эти знания внутри компании.
  5. Какие перспективы и возможности откроются перед компанией, если вы получите новые навыки.

При правильном подходе работодатель не просто оплатит обучение, но и позитивно оценит вашу инициативу.

редакция нетологии

Читайте также: