Виновен ли клайд гриффитс

Обновлено: 14.05.2024


Как мечта приводит к трагедии и убивает в человеке личность. Американский "Достоевский" о метании заблудшей души. Самый знаменитый роман Теодора Драйзера.

Приветствую всех книголюбов!

За время прочтения книги я неоднократно меняла свое мнение о главном герое, поскольку Драйзер как прирожденный документалист, не дает оценки всему происходящему, а позволяет читателю самому сделать вывод относительно Клайда, предоставив для этого сухие факты.

Т. Драйзер наткнулся на газетную заметку, рассказывающую о несчастном случае во всех ярких подробностях, что дало возможность писателю использовать ее как основу для своей книги. Драйзер великолепный документалист, он досконально изучил материалы этой истории, сдобрил это потрясающими описаниями и сложными терзающими героев переживаниями, и выдал гениальную книгу, которая в последующем стала почти что отправной точкой в таком направлении как социальный роман.

Книга разделена на 3 части: первая посвящена жизни Клайда, точнее его становлению, неокрепшим шагам в сторону лучшей жизни, перемене его мировоззрения. Вторая книга посвящена его жизни в Ликурге, ну а подробности третьей я рассказывать не стану, ибо это может раскрыть некоторую часть сюжета для тех читателей, кто с книгой еще не знаком.

Клайд Грифитс, в отличие от предприимчивого Фрэнка Каупервуда, не обладал особыми талантами и умениями, он не умел добиваться своих целей, и чаще всего бежал от проблем, опасаясь взять на себя ответственность. Трусость и жалость к самому себе – пожалуй, это главные качества в характере Клайда. Но все же большую роль на его личность оказала среда, в которой ему пришлось находиться. Он с легкостью погружается в новый для него мир наслаждений, удовольствий, и искушений. Но преодолевать трудности, к сожалению, он так и не научился. Неудивительно, что беды одна за другой сваливаются на голову Грифитса.




Мы сами строим вокруг себя забор из запретов и страхов, а потом выгладываем из-за него, наблюдая и завидуя тем, кто этим самым забором себя не отгораживал. И Клайд оказался именно в таком положении: ему всегда хотелось оказаться по ту сторону этого заграждения, выстроенного его набожными родителями. А все то, что запретно, рано или поздно начинает искушать. Вполне ожидаемо, что Клайд соблазняется свободой и мечтой о богатом и состоятельном будущем, в котором нет ни морали, ни запретов. И к чему это приводит? К трагедии.



Роберту и Клайда объединяет общий страх – страх быть раскрытыми перед обществом, перед родителями. И если трагедия Клайда в его малодушии и трусости, то трагедия Берты – в ее патологическом страхе остаться одной.




Но в чем можно обвинить Сондру? В том, что поверила симпатичному молодому человеку, чьи помыслы относительно нее казались чистыми и вполне себе порядочными. В том, что ненамеренно подтолкнула возлюбленного на опасный поступок? Увы, но на лбу у человека не написано, о чем он думает, что замышляет, и чего стоит от него ожидать. Собственно, поэтому мы все и ошибаемся в людях. И как тяжело порой нам это признать и осознать. Но для Сондры, пожалуй, трагедией было не разочарование в любимом мужчине, а скорее страх быть скомпрометированной, а это могло запятнать известное имя Финчли в высшем обществе.

МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ

Как видите, очень многое значило и зависело в обществе от мнения окружающих: с кем ты общаешься, кто твои родственники, и что они могут сделать, если вдруг ты окажешься в беде. Суровые моральные устои выстраивали запреты на внебрачные связи и отношения между социально неравными классами. Но останавливало ли это людей? Разумеется, нет. И я думаю, что нередко подобные отношения приводили к трагедиям. События газетной заметки, которая натолкнула Драйзера на написание романа, одна из них.


В начале отзыва я написала, что неоднократно меняла свое мнение относительно Клайда: где-то мне было жаль его, поскольку условия, в которых он жил, оставляли желать лучшего, где-то я осуждала его родителей – за то, что в своих попытках помочь окружающим, они упустили из виду собственных детей. Это касается не только Клайда, но и Эсты.


Обвиняла и самого Клайда, в трусости, в несамостоятельности, в безответственности и эгоистичности. И жалела, потому что он был молод, неопытен и слишком влюбчив.



Клайд на самом деле противоречивый для меня персонаж, читая каждый раз этот роман, я не могу однозначно определиться в своем мнении к нему, у меня нет явного отвращения или негатива в его сторону, но назвать его положительным персонажем – увы, тоже не могу. Я думаю, именно таким противоречивым персонажем и хотел показать Клайда Грифитса Теодор Драйзер.


Страна, которая провозглашает иллюзию счастливой жизни, в итоге загоняет человека на "эшафот", доказывая обреченность в достижении американской мечты и безграничной свободы. Система, породившая культ богатства, сама же дала сбой. И именно общество несет прямую ответственность за крушение надежд и иллюзий простого обывателя. Поэтому в некоторой степени, Клайд стал жертвой американского развращенного общества.

Мне кажется, что несмотря на то, что роман был опубликован в далеком 1925 году, на сегодняшний день своей актуальности и значимости не потерял. Все больше современных молодых людей ищут легкий путь для наживы, лишь бы самим не совершать лишних движений.

К чему подвожу свою мысль: что за всё в этой жизни приходится расплачиваться, ничего бесплатного (простите за жаргонизм - "халявного") в нашем мире не бывает. Ты либо это заслужил упорным трудом, кровью и потом, либо получил не честным/грязным/преступным и др. путем. Как говорится: "жизнь - это большой супермаркет, бери, что хочешь, но помни, что на кассе нужно за всё платить". Платить деньгами, жертвами, а иногда и собственной жизнью. История Клайда Грифитса очень поучительна в этом плане. Собственно, таких примеров в литературе предостаточно.

При всей сложности описываемого сюжета, роман читается невероятно легко, практически с первых же страниц окунаешься в эту атмосферу американского буржуазного общества, автор настолько правдиво преподносит жизнь Клайда Грифитса, что сомнений о достоверности у меня не остается. Прочитать, разумеется, настоятельно рекомендую. В особенности тем, кто без ума от классики.

*** Отзыв получился немного сумбурным, хотелось многое рассказать и спойлерить. Но что вышло, то вышло)))

Читайте также: