Вертикальная линия в силуэте впервые явно заявила себя в какой стране

Обновлено: 30.06.2024

Абсолютный символический язык – это язык геометрических фигур…

Геометрические фигуры – конкретное воплощение чисел. Числа принадлежат к миру принципов, и они становятся геометрическими фигурами, спускаясь в физический план.

О. М. Айванхов

Простейшие геометрические символы

Когда Посвященные прошлого рисовали вертикальную или горизонтальную линию, круг или точку, а затем комбинировали из них крест, треугольник, квадрат, пентаграмму, гексаграмму или змею, кусающую свой хвост… они вкладывали в каждую фигуру вечные знания.

О. М. Айванхов

Практически все геометрические символы состоят из комбинаций нескольких геометрических элементов – простых составных частей, каждая из которых имеет в то же время свое особенное значение, внося свой вклад в общую композицию.

На самом деле значения этих, казалось бы, простых фигур достаточно сложны.

Точка (центр)

В мистических представлениях точка – символ центра, источник жизни, символ первичной созидательной энергии, которую иногда представляют настолько сконцентрированной, что отражать ее может лишь нечто нематериальное, например отверстие. Древний символизм точки как предельно сжатой энергии, широко распространенный в мистической литературе, чрезвычайно близок к современным физическим и астрономическим теориям о происхождении Вселенной.

Чтобы энергия вышла из первичного состояния и проявила себя, ей нужна точка отделения. Точка безразмерна и еще не вышла из единства, но она необходима для проявления. Так как точка состоит из одного-единственного фактора, она несет в себе число единства – 1.

Точка – квинтэссенция всех знаков.

Линия

Если сила, первым проявлением которой была точка, действует в течение некоторого времени, точка двигается и образует линию. Так родилось первое измерение – длина. По существу, линия бесконечна. Таким образом в качестве первого проявления она также соответствует числу один. Но в мире проявлений (в физическом мире), где все имеет начало и конец, линия тоже ограничена тремя факторами: начальной точкой, конечной точкой и пространством, лежащим между ними.

Горизонтальная линия. Горизонталь символизирует материю, обозначает движение внутрь: в плоскости земного – с запада на восток, во времени – из прошлого в будущее. Она представляет линию горизонта, линию разделения между Небом и Землей. Например, в древнем символе, который используется для обозначения зодиакального знака Весов, горизонтальная линия, проведенная в основании, в буквальном смысле слова является горизонтом Земли. Линия, находящаяся вверху, как утверждают астрологи, является рудиментарным графическим изображением Солнца, садящегося за горизонт. Этот символ в конечном счете заимствован из египетского изображения Солнца и Земли, как это видно из рисунка. Разделительная линия между двумя половинками круга, так же как и между двумя частями символа знака Весов, представляет собой не что иное, как линию горизонта – линию, разделяющую Небо и Землю.


Весы (зодиакальный знак)


Схема египетского символа Земли и Солнца (прообраз современного изображения знака Весов)


Египетский символ Земли и Солнца, имеющий отношение к линии горизонта

Горизонтальная линия – это земля, ее цвет – белый.

В наиболее значительной книге оккультиста шестнадцатого столетия Корнелия Агриппы представлен человек, прямо стоящий в центре круга. Его ноги покоятся на кубе, а над его головой – большой круг. Куб, в связи с тем что он построен из квадратов и прямоугольников (то есть фигур, имеющих по четыре стороны), считается обычно символом мира материального, который, согласно воззрениям древних, состоит из разного рода сочетаний и соединений четырех элементов: Огня, Воздуха, Воды и Земли. Круг, расположенный над головой человека, является символом, непосредственно связанным с идеей духа.

Применяя символические термины Агриппы, можно сказать, что человек этот визуализируется как прямо стоящий в мире материальном и, вне всякого сомнения, осознающий свое особенное отношение к нему.


В магическом символизме значение вертикально стоящей линии иногда зависит от того, какое положение она занимает по отношению к горизонтальной (женской) линии. К примеру, когда прямая вертикальная линия изображается подвешенной к горизонтальной линии, то она означает творческий луч (вертикаль), возникающий из материнской утробы (горизонтали), то есть, другими словами, дух человеческий, возникающий из утробы женщины. Эта символическая фигура в виде буквы Т, которую иногда называют тау-крестом, является одним из наиболее распространенных оккультных символов.

Кривая линия. В китайском символизме кривая линия используется для изображения неискреннего человека, стремящегося к показному и броскому великолепию, в то время как прямая линия – символ праведности и совершенного человека.

Круг – символ, имеющий древнейшую мифологическую основу.


Кроме точки (центра), круг – единственная геометрическая фигура, не разделяемая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Круг символизирует дух, описывает весь космос в целом – все, что заключено в широких просторах небес. Это совокупность, совершенство, единство, вечность. Это символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма.

Так как круг (и сфера) – фигура, не имеющая начала и конца, то это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы (колесо, диск, кольцо, циферблат, Солнце, Луну, Ороборо, зодиак), его символизм довольно трудно определить. Это своего рода универсальная проекция мира, сочетающего в себе конечное и бесконечное, ограниченное и безграничное. Так, во многих случаях мифологическая традиция представляет космос как шар (графически это круг) в определенных символических вариантах: черепаха, диск и т. д.

В магическом символизме круг означает духовные силы. Сущее без начала и конца. Спящее око Бога, сферу душевной жизни, где души находятся в промежуточном состоянии.

Для неоплатоников круг является воплощением Бога и неограниченным центром космоса.

Для древних обозримая вселенная виделась кругообразной: так, на их взгляд, выглядели все планеты, включая предполагаемый земной диск, окруженный водой, в этом их убеждали также цикличность процессов и смена времен года. Символические значения и функции при использовании круга для измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологические и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство.


Диск Солнца над головой египетского Гора. Древнеегипетская настенная живопись

Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола; передаваемая по кругу трубка мира у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и стойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалитических знаков и сооружений в неолитический период.

Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени, что особенно заметно в шумерской, древнеегипетской и мексиканской иконографии.

В этих случаях круг символизирует мощь Солнца или созидательные, плодотворные космические силы. Крылатый круг – божественный дух.

Концентрические круги могут означать небесные иерархии (как, например, ангельские хоры, символизирующие Небеса в искусстве Возрождения), круги ада или уровни духовного развития в дзэн-буддизме.


Круг с точкой в центре – открытое око Бога, символ Вселенной, проекция образа мира в плане. Точка в центре подобна вершине, которая поддерживает и собирает все, именно с вершины можно увидеть единство жизни во всех ее проявлениях. Это также астрологический символ Солнца и алхимический символ золота.

Между точкой-центром и периферией круга происходит непрерывный обмен, и этот обмен творит жизнь на всей площади круга. Эту фигуру можно обнаружить повсюду в природе: солнечная система; клетка, состоящая из ядра и периферической мембраны; атом…


Часто толкование дуги связано с ее положением в пространстве.

1. Дуга – символ вместилища (чаша, готовая к наполнению).


Выражает нечто, способное служить вместилищем духа, нечто, способное удержать дух, сохранить его.


Классический пример такой дуги в магической символике – лунная дуга в верхней части символа, обозначающего Меркурий.


Она обычно рассматривается как чаша, содержащая духовную энергию герметической традиции. Такое изображение повернуто в виде чаши полумесяца, характерно для образа Марии, так как этим указывается, что она есть жизнь, содержимое чаши, море (Mare), что и означает имя Мария.

2. Дуга – опрокинутая чаша.

Символизирует нечто, не способное удержать дух, – нечто инертное или безжизненное.


Он доказывает, что символ для зодиакального знака Овен в действительности составлен из двух полумесяцев, соединенных в точку. Хотя это предположение некорректно, оно обрело в двадцатом столетии большую поддержку. Тем не менее, является фактом, что Ди обратил в символ огня (огненный знак Овна) то, что по сути является символом воды (лунный полумесяц).


3. Вертикальное положение дуги.

Символика: духовная, потенциальная жизнь или смерть.


Выражает нечто, находящееся в состоянии равновесия. Она может повернуться и занять одно из двух положений: или перейти в чашу и, таким образом, наполниться жизненными силами, или же она может опрокинуться (опрокинутая чаша) и стать безжизненной и инертной.

Треугольник

Один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число три; первая из фигур, задающая плоскость. Отсюда символ поверхности вообще.


В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание – одно и то же: 1 в 3 и 3 в 1.

Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него четыре меньших равносторонних треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира – числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура (см. рисунок).


Деление треугольника на четыре


Сакральный треугольник с десятью точками

В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: триединая природа вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке – интеллект, сердце и воля; в химии – кислота, основание, соль…

Треугольное сияние – атрибут Бога-Отца.

Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца – круг с точкой-центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце – источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника. Солнце в виде треугольника считается лучшим символом Святой Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога).

Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх – египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему.

Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.

Перевернутый треугольник – возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины.


В символике горы и пещеры гора – это мужской, обращенный вершиной вверх треугольник, а пещера – треугольник женский, обращенный вершиной вниз.

В земном мире треугольники эволюции и инволюции носят название добра и зла, ибо эволюция и инволюция в мире человечества приняли этическую окраску (этика возникает лишь там, где есть антагонизм двух начал).

Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь – обращенный вершиной вверх; вода – обращенный вершиной вниз; воздух – обращенный усеченной вершиной вверх; земля – обращенный усеченной вершиной вниз. Такие же обозначения использовали и алхимики.


Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной.

У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие.

В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх – знак Бога. У христиан равносторонний треугольник или треугольник, образованный тремя пересекающимися кругами, символизирует троицу (единение и равенство трех составляющих ее лиц). Бог христианской троицы иногда представлен глазом внутри треугольника или фигурой с треугольным нимбом.

В индуизме обращенные вершинами вверх и вниз треугольники – это шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти.

В Китае треугольник – почти всегда женский символ. Треугольник с подвешенными мечами символизирует восстановление.

Оккультисты рассматривают треугольник как магический символ, имеющий особенное значение, поскольку он ассоциируется с понятием тройки и символизирует триады в различных оккультных системах.

Квадрат, прямоугольник

Квадрат – это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом четыре, символизирующим такие понятия, как порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Это также союз четырех стихий.


Квадрат – фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения. Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности.

Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат – мужское начало, круг – женское, поэтому квадрат отождествляется с Землей, круг – с Небом. В архитектуре священного здания, храма, церкви преобразование круга в квадрат или квадрата в круг олицетворяет трансформацию сферической формы Небес в квадратную (прямоугольную) форму Земли и наоборот. Таким образом, символика квадрата олицетворяет процессы, проходящие на Земле, в то время как символика круга, как правило, является аллегорией мира высшего, надземного, мира Богов.

Квадрат стабилизирует обычные системы организма, успокаивает вибрации, уравновешивает полярности, фокусирует основную жизненную силу.

Прямоугольник символизирует также Чистилище или Преисподнюю.

Ромб олицетворяет женский творческий принцип, вульву. Жизненный символ богинь плодовитости.

У герметиков стоящий на основании квадрат означает стабильность; квадрат, стоящий на углу и с кругом посередине, – мировую душу (anima mundi).

У пифагорейцев квадрат символизирует душу.

В греко-римской традиции квадрат является символом Афродиты (Венеры) как женской плодородной силы.

В индуизме квадрат – основной символ, являющийся архетипом порядка во вселенной, стандартом пропорций и идеалом для оценки человека. Квадрат представляет собой сбалансированное совершенство формы, Пурушу, суть, пространство, а также пары противоположностей, стороны света, четыре касты и т. п. И круг, и квадрат являются символами дхармы, порядка вещей в космосе и в мире людей. Квадрат в основании ступы представляет собой символическую форму Земли.

В буддизме квадрат или куб в основании чортена олицетворяет земной план существования.

10. Айванхов О. М. Язык геометрических фигур; Бауэр В. и др. Энциклопедия символов; Гудман Ф. Магические символы; Купер Дж. Энциклопедия символов; Рудникова Н. П. Сокровенная мудрость Египта: Солнечный путь. Арканы Таро; Фрисселл Б. В этой книге нет ни слова правды, но именно так все и происходит.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

К огда речь идет о том, чтобы хорошо выглядеть, определяющими факторами являются не размер и форма, а силуэт и покрой одежды. Одежда может быть выполнена по прямым линиям, и тогда она обретает более жесткую и четкую форму, либо по изогнутым линиям, повторяя естественные изгибы тела.

План индивидуального гардероба

План индивидуального гардероба

Пошаговый план по созданию гардероба:

Составляем карту гардеробных потребностей

Проводим анализ имеющегося гардероба

Заполняем таблицу распределения одежды

Составляем шопинг-лист

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Что такое силуэт в одежде?

Силуэт - это плоскостное изображение, очертание предмета. В одежде силуэт определяется положением плеч (их высотой и шириной), степенью приталивания, а также прилегания по линии груди, талии и бедер. Очень важными факторами являются общая длина изделия и его отдельных элементов (к примеру, рукавов), а также степень расширения книзу.

Силуэтные решения меняются с развитием моды. Поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.

Но какие бы необычные варианты ни предлагали нам дизайнеры, существует несколько основных силуэтов:

Давайте их рассмотрим.

Приталенный силуэт

приталенный силуэт в одежде

Приталенный силуэт подходит всем типам фигур, но важно выбрать правильные объемы верхней и нижней части в зависимости от особенностей телосложения.

Прилегающий силуэт

Одежда максимально прилегает в области груди, талии и бедер. Линия талии акцентируется вытачками, рельефными швами или поясом.

прилегающий силуэт в одежде

Этот силуэт не является корректирующим, он подчеркивает все достоинства и недостатки фигуры и может быть рекомендован только женщинам с идеальным телосложением.

Полуприлегающий силуэт

Полуприлегающий силуэт следует очертаниям фигуры, не выделяя ее. Характеризуется небольшим объемом по линии груди, прилеганием к фигуре, с незначительным прилеганием по линии талии.

полуприлегающий силуэт в одежде

Степень прилегания зависит от фигуры женщины. Положение линии талии на изделии не всегда соответствует ее положению на фигуре, т. е. линия талии на изделии может быть расположена выше или ниже ее естественного положения.

Юбка книзу расширена; степень ее расширения внизу также зависит от фигуры, а особенно от полноты по линии бедер.

Прямой силуэт

Прямой силэут представляет собой прямоугольную или квадратную геометрическую форму изделия. Ширина линии плеч и бедер одинаковая. Степень объемности может быть разная. Часто одежда прямого силуэта имеет только нагрудные вытачки или же шьется совсем без них.

прямой силуэт в одежде

Иногда выделяют Овальный силуэт, который по сути является разновидностью прямого силуэта. Для него характерны более округлые плечи, легкое заужение книзу. Самая широкая часть приходится на область талии или бедра.

овальный силуэт в одежде

Прямой силуэт подходит многим типам фигур, но украшает далеко не всех. Если знать некоторые тонкости, то можно с его помощью удачно оформить проблемную фигуру.

Силуэт "Трапеция"

Силуэт, в котором форма расширяется от линии плеча, проймы или линии под грудью. Степень расширения может быть разной: от умеренной до очень большой. Изделия такого силуэта могут быть свободными по всей длине и не подчеркивать линию талии. При желании талию можно зафиксировать поясом.

силуэт трапеция в одежде

Силуэт привлекает внимание к верхней части фигуры и подходит большинству типов фигур в зависимости от степени клешения книзу.

СИЛУЭТ

СИЛУЭ́Т (франц. Silhouette) — форма , воспринимаемая плоскостно по причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "далевой зрительной установки". Иногда какой-либо предмет оказывается осве­щенным таким образом, что отчетливо видны его характерные очертания, контур. Форма предмета видится в общей массе, отдельные детали исчезают, и его очертания становятся подобными отбрасы­ваемой им тени на какую-либо гладкую, белую, хорошо освещенную поверхность. В таких случаях мы говорим, что виден не человек, дерево, дом, а лишь их силуэты .

Силуэт — это плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики . Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства . В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей. Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами. Силуэтным , называют изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном . Силуэт обыкновенно рисуются черною краскою на белой бумаге или вырезываются из тонкой черной бумаги , которая потом наклеивается на светлую.

Силуэт - форма фигуры или предмета, видимая как плоское пятно , заполненное черным или каким-либо другим однотонным цветом , а также разновидность графической техники, когда изображение дается на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром. В этой технике исполнялись обычно профильные портреты и не сложные композиции . Силуэтные портреты были распространенными и модными во Франции, Англии и Германии в 18 и 19 вв. Обычным способом изготовления силуэтов было вырезание их ножницами из черной бумаги ,но уже в 1786 году появилось промышленное производство. Силуэты помещали на гипсовых плитках, на слоновой кости, шелке, пергаменте, игральных картах и фарфоре. Различные изделия из стекла иногда украшались силуэтами при помощи обратной техники, когда фон изображения покрывался воском, красками или листками золота и серебра. В конце 18 века некоторые английские мастера , в частности Фелпс, стали делать силуэтные изображения цветными. Наиболее известным мастером в этом виде искусства был француз Огюст Эдуар, артистически владевший ножницами и замечательно вырезавший силуэты из сложенных вдвое листов бумаги .

Выразительные свойства силуэта и его границ — контура используют в разных видах искусства : архитектуре , скульптуре , живописи , графике . Качества силуэтности или, в более широком значении, графичности противопоставляются объемности и живописности .

История искусства силуэта

Силуэтное и контурное изображения в древнегреческой вазописи (по В. Хенце)

История искусства силуэта восходит к петроглифам - наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву.

Античная легенда о происхождении изобразительного искусства связана с выразительными качествами силуэта и контурной линии . Силуэт доминирует в первобытном искусстве , в произведениях Месопотамии и Древнего Египта , древнеамериканском искусстве. Силуэтными являются чернофигурный и краснофигурный стили древнегреческой вазописи .

Уплощенность и, следовательно, качества силуэтности преобладают во всех формах архаического и примитивного искусства .

Художественный эффект этого природного явле­ния тонко подметили еще мастера искусства Древ­него Китая. Они изображали тушью на бумаге фи­гуры и разнообразные предметы сплошным, пре­имущественно черным пятном, уделяя особое вни­мание при этом их островыразительным внешним очертаниям. Так была создана особая разновид­ность графической техники.

В Древнем Китае и Японии культивировали искусство вырезания силуэтов из черной бумаги и театр теней. Однако по мере развития и усложнения пространственных представлений, осязательного чувства изобразительная форма становится все более пространственной.

В живописи , графике и скульптуре Классицизма художники стремятся сохранять фронтальность переднего плана и фронтальную перспективу , следя за цельностью силуэта и выразительными качествами контура. В искусстве стиля Барокко , напротив,преобладают угловая перспектива, ракурсы, динамическое понимание изобразительного пространства. Поэтому закономерно, что именно в XVII—XVIII вв. формируется потребность в создании особой разновидности графического искусства , в границах которой возможно было бы сохранять и развивать приемы силуэтных изображений .

Легкость и простота техники сделали вырезание "теней" модой французского двора, она быстро распространилась по Европе , в первую очередь среди дилетантов . Силуэтами занимались многие художники стиля Рококо, особенно в ювелирном искусстве , миниатюре .

Силуэты из фольги и цветной бумаги использовал в декоративном искусстве Ж.-Б. Гломи.

Мода на античные камеи также способствовала культу силуэтных изображений . Живописец и гравер Жан Юбер ( 1721—1786 ) создавал серии графических силуэтов , среди которых особенно известны силуэтные портреты философа Вольтера, отчего художник даже получил прозвание "Юбер-Вольтер" («Huber-Voltaire").

В порядке историческом можно напомнить, что силуэтным искусством увлекались Свифт, Гете, Лафантер, Наполеон, Андерсен.

Силуэтные портреты проще и дешевле живописных , поэтому получили быстрое и повсеместное распространение, в особенности в начале XIX в., в период Бидермайера. Силуэты в рамках украшали стены кабинетов и гостиных. Силуэты рисовали в альбомы знатных дам. Силуэты носили в медальонах на груди.

Любители силуэта и искусники их делать расплодились не только во Франции, но и в других странах.

В России один из первых силуэтов выполнил черной тушью по золотой фольге скульптор Ф. И. Шубин ( 1740—1805 ).

В Петербурге в девятидесятых годах XVIII столетия славился приезжий из Парижа силуэтист Сидо ( Sideau ), портретировавший императрицу Екатерину II,членов ее фамилии и многих из представителей и представительниц тогдашней русской знати. Он создал двести двадцать семь силуэтных портретов , вырезанных из черной бумаги , с награвированным обрамлением.

Ф. Сидо. Портрет князя Г. А. Потемкина. Вторая половина XVIII в. Из книги

Силуэты его работы, то рисованные пером и китайскою тушью , то гравированные на меди, побольшей же части вырезанные из черной бумаги и вклеенные в гравированные орнаментированные рамки, сохранились доныне во многих домах. Целая их коллекция, состоящая из 180 листов и принадлежащая его выс. герцогу Г. Г. Мекленбург-Стрелицкому, недавно издана в фототипических снимках.

Соперником Сидо явился некий полковник Иоган Антинг, а подражателями — очень многие, так что силуэтное портретирование сделалось одним из любимых развлечений петербургской аристократии. Немецкий рисовальщик- портретист Йоханн Фридрих Антинг ( 1753—1805 ), сочетал мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А. В. Суворова. С 1784 г. Антинг работал в Петербурге, много путешествовал по России. Созданные им силуэты — портреты известных людей, в том числе членов петербургской Академии наук, — Антинг собрал в альбом и издал его в 1791 г. в Германии, в своем родном г. Гота. В 1799 г. в Петербурге выпущен альбом " Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные " — более ставосьмидесяти портретов , вырезанных силуэтом из черной бумаги и в клеенных в гравированные орнаментальные обрамления.

Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы.

Елизавета Кругликова. Силуэт Ирины Одоевцевой.

Но через несколько лет интерес к силуэту исчез как у нас, таки повсюду: вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывающих себе этим искусством скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках, из людей же хорошего круга лишь изредка кое-кто находил для себя забаву в этом деле.

Заброшенное таким образом рисование силуэтов было в недавнее время введено снова в почет талантливым немецким художником А. Коневкою, изменившим и расширившим круг задач этого мастерства ; он рисовал в виде силуэта не профильные портреты , а целые фигуры в разных позах и сложные сцены, то комичные, то идиллически-милые, и его силуэты этого рода, появляясь в иллюстрированных изданиях и отдельными сборниками, приводили в восторг и взрослых, и детей. Успех Коневки увлек многих других художников на путь подражания ему, в том числе даровитую русскую рисовальщицу сцен детской и народной жизни Е. М. Бем.

Мастером миниатюрного силуэтного портрета был Дмитрий Иванович Евреинов (1742—1814). Лучшим мастером силуэта начала XIX века был русский художник-дилетант граф Федор Толстой. Его пейзажи с батальными или сельскими сценами в силуэтах , искусно вырезанные из бумаги , хорошо передают увлечения общества пушкинского времени.

Е. М. Бём. Силуэт из цикла

Вторая половина XIX века не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории русского силуэта . Счастливое исключение - это иллюстрации Е. Бем, оставившей силуэтные иллюстрации к произведениям И. Тургенева и многочисленным книгам для детей. Она создала особенный стиль графического силуэта, сентиментальный и " бидермайеровский ". Художница Елизавета Меркурьевна Эндадурова — псевдоним Бём ( 1843—1914 ). Выпускница Рисовальной школы Общества Поощрения художеств , Е. Бём издавала книги для детей, произведения писателей русской натуральной школы, иллюстрированные собственными силуэтами с мельчайшей проработкой деталей пером и тушью .

В России искусством силуэта особенно увлекались известные художники М. В. Добужинский, Е. С. Кругликова, Н.В.Ильин.

В XX веке наиболее частой сферой бытования силуэта была книжная графика , иллюстрации . Сообщники "Мира искусства", возвращаясь к традициям русской культуры прошлых веков, оценили прелесть силуэтных изображений : появились изумительные силуэтные иллюстрации Г. Нарбута к сказкам Г. Андерсена и басням А. Крылова. Силуэт предстает в работах Сомова, Добужинского, Александра Бенуа, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Д. И. Митрохина, С. В. Чехонина, В. Н. Левитского.

Елизавета Кругликова , взяв однажды ножницы в руки, нашла в искусстве силуэта столько удовлетворения, что уже не расставалась с ними до конца своей жизни. Она оформила силуэтами книгу "Париж накануне войны" ( 1914 ). Ее вдохновением создана несравненная галерея силуэтных портретов известнейших писателей и художников " серебряного века " ( Ахматова, Гумилев, Блок, Мандельштам, Пастернак, Эренбург и др. ) К этому же времени относятся удивительные в своем совершенстве " белые силуэты " К. Воробьева , сохранившиеся в архивах художника Н. Харламова.

Силуэтное изображение органично входит в книгу , хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью . Это обстоятельство объясняет использование силуэтов " мир-искусниками " в книжной графике . В технике ксилографии ( гравюры на дереве ) выразительные возможности силуэта использовала А. П. Остроумова-Лебедева.

 Н. В. Ильин. Иллюстрация к книге: А. С. Пушкин. Лирика. Москва, 1949. Коллаж из черной и белой бумаги

Приемы силуэта использовал в ксилографиях и гравюрах на линолеуме В. А. Фаворский, другие мастера книжной графики : А. Д. Гончаров, В. В. Лебедев, Н. В. Ильин, Н. В. Кузьмин.

В Париже в 1920—1926 гг. создавала графические силуэты русская самодеятельная художница Е. Ю. Кузьмина-Караваева.

Простота силуэтных изображений, выразитель­ность контрастов черного и белого привлекли к этой технике многих выдающихся художников. Много­численные силуэты создали Ф. О. Рунге в Герма­нии, Ф. П. Толстой в России, советские мастера Г. И. Нарбут и Е. С. Кругликова. Как массовый вид портретирования силуэт в XIX веке был вытеснен фотографией.

Начиная с 30-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. Силуэт редко появлялся на выставках и почти не издавался. Казалось, что силуэт умер. Однако более близкое знакомство с работами современных художников обнадеживает. Магия силуэта по прежнему притягивает и профессионалов и любителей, т.к. силуэт всегда будит воображение и мысль.

Использование взаимосвязанных терминов по горизонтали и вертикали, а также их симметрии и асимметрии варьируются в зависимости от контекста (например, в двух или трех измерениях или в расчетах, использующих приближение плоской Земли вместо сферической Земли).

В астрономии , географии, науке и смежных контекстах направление, проходящее через данную точку, считается вертикальным, если оно локально совмещено с вектором гравитации в этой точке. В общем, что-то вертикальное можно тянуть сверху вниз (или снизу вверх), например, ось y в декартовой системе координат .

Резюме

Физиологический подход

Живые существа ориентируются относительно вертикали, которая обусловлена гравитацией и чей наиболее интуитивный подход - это линия отвеса ; он определяет у растений геотропизм, а у животных - геотактизм .

Кажется, что у человека нет безошибочного органа, который говорит ему о вертикальности. Сенсорные ссылки, используемые при восприятии вертикальности, по существу имеют вестибулярное и визуальное происхождение, и когда существует согласие между этими двумя группами информации, восприятие вертикали очень хорошее; когда, наоборот, между ними возникает конфликт, возникают большие индивидуальные различия; одни испытуемые в основном используют вестибулярные данные, другие - зрительные данные; У космонавтов лабиринтные рецепторы продолжают стимулироваться силой тяжести (ситуация свободного падения ). Однако действие силы тяжести на рецепторы лабиринта изменяется, потому что голова космонавта не имеет своей обычной ориентации. Погружение в водолаз ( недифференцированная ситуация плавучести ) существенно изменяет определенную проприоцептивную информацию , в частности, мышечного происхождения, и отменяет информацию о гравитации; и когда дайвер лишен визуальных подсказок, например, в мутной воде, он вынужден наблюдать за пузырьками воздуха, которые поднимаются, чтобы отличить верх от низа.

Также возможно обмануть живой организм относительно вертикальности, вызвав ускорение, отличное от силы тяжести. Фактически нет никакой разницы между различными линейными ускорениями, кроме их величины и направления; В частности, ничто не способствует гравитации. Кроме того, когда на тело одновременно действуют несколько линейных ускорений, включая ускорение силы тяжести, это в действительности подвергается действию их равнодействующей; отвес, например, принимает направление этой результирующей. Для нашего тела этот результат также играет роль силы тяжести как по величине, так и по направлению.

Историческое определение

В двух измерениях


Двумерный 1. Обозначено вертикальное направление. 2. Горизонталь нормальна к вертикали. Через точку P проходит ровно одна вертикаль и ровно одна горизонталь. В качестве альтернативы можно начать с обозначения сначала горизонтального направления.

В контексте двумерной ортогональной декартовой системы координат в евклидовой плоскости, чтобы сказать, что линия является горизонтальной или вертикальной, необходимо сделать первое обозначение. Можно начать с обозначения вертикального направления, обычно обозначаемого как направление Y. Затем автоматически определяется горизонтальное направление, обычно обозначаемое как направление X. Или мы можем сделать это наоборот, то есть назвать ось x, и в этом случае ось y определяется автоматически. Нет особой причины выбирать сначала горизонтальное или вертикальное: в этом отношении два направления равны.

К двумерному случаю относится следующее:

а) Через любую точку P на плоскости проходит одна и только одна вертикальная линия на плоскости и одна и только одна горизонтальная линия на плоскости. Эта симметрия разрушается, когда человек движется к трем измерениям.

б) Вертикальная линия - это линия, параллельная вертикальному направлению. Горизонтальная линия является любой прямой перпендикулярна к вертикальной линии.

в) Горизонтальные линии не пересекаются.

г) Вертикальные линии не пересекаются.

Не все эти элементарные геометрические факты верны в трехмерном контексте.

В трех измерениях

В трехмерном случае ситуация более сложная, поскольку теперь у нас есть горизонтальная и вертикальная плоскости в дополнение к горизонтальной и вертикальной линиям. Рассмотрим точку P и обозначим направление через P как вертикаль. Плоскость, которая содержит P и перпендикулярна указанному направлению, является горизонтальной плоскостью к P. Любая плоскость, проходящая через P, нормальная к горизонтальной плоскости, является вертикальной плоскостью к P. Через точку P существует одна и только одна горизонтальная плоскость. , но множественность вертикальных плоскостей. Это новая характеристика, которая проявляется во всех трех измерениях. Симметрия, существующая в двумерных случаях, больше не выполняется.

Наблюдения

Отвес и спиртовой уровень


В физике, машиностроении и строительстве направление, обозначенное как вертикальное, обычно совпадает с направлением , указанным отвесом . В качестве альтернативы, спиртовой уровень, который использует плавучесть воздушного пузыря и его тенденцию подниматься вертикально вверх, может использоваться для проверки горизонтальности. Современные лазерные гироскопы, которые могут автоматически нивелироваться, работают по тому же основному принципу.

Приближение плоской Земли

В сценарии плоской Земли, где Земля теоретически представляет собой большую (бесконечную) плоскую поверхность с гравитационным полем, расположенным под прямым углом к ​​ее поверхности, поверхность земли горизонтальна, и любая плоскость, параллельная поверхности земли, также горизонтальна. Вертикальные плоскости, например стены, могут быть параллельны друг другу или пересекаться по вертикальной линии. Горизонтальные поверхности не пересекаются. Кроме того, плоскость не может быть одновременно горизонтальной плоскостью в одном месте и вертикальной плоскостью где-то еще.

Сферическая земля


Когда принимается во внимание кривизна Земли, концепции вертикального и горизонтального приобретают еще одно значение. На поверхности идеально сферической, однородной, невращающейся планеты отвес принимает вертикаль в качестве радиального направления. Строго говоря, вертикальные стены уже не могут быть параллельны: все вертикали пересекаются. Этот факт имеет реальные практические применения в строительстве и гражданском строительстве, например, вершины башен подвесного моста расположены шире, чем их основание.


На сферической планете горизонтальные плоскости пересекаются. В проиллюстрированном примере синяя линия представляет собой касательную плоскость к Северному полюсу, красная - касательную плоскость к экваториальной точке. Два пересекаются под прямым углом.

Точно так же горизонтальные поверхности могут пересекаться, когда они являются касательными плоскостями в разных точках на земной поверхности. В частности, плоскость, касательная к точке на экваторе, пересекает плоскость, касательную к Северному полюсу, под прямым углом. Кроме того, экваториальная плоскость параллельна касательной плоскости Северного полюса и как таковая претендует на то, чтобы быть горизонтальной плоскостью. Но в то же время есть вертикальная плоскость для точек на экваторе. В этом смысле плоскость, несомненно, может быть как горизонтальной, так и вертикальной, горизонтальной в одном месте и вертикальной в другом .

Прочие осложнения

Для вращающейся Земли отвес отклоняется от радиального направления в зависимости от широты. Только на Северном и Южном полюсах апломб гармонирует с местным радиусом. Ситуация на самом деле еще более сложная, потому что Земля не является гладкой однородной сферой. Это неоднородная, несферическая, ухабистая и движущаяся планета, и вертикаль не только не обязательно должна лежать по радиусу, она даже может изгибаться и меняться со временем. В меньшем масштабе гора на одной стороне может отклонить отвес от истинного зенита .

В более крупном масштабе гравитационное поле Земли, которое, по крайней мере, приблизительно радиально около Земли, больше не является радиальным под воздействием Луны на больших высотах.

Стены и полы


Кирпичная стена с горизонтальными линиями раствора и вертикальными перпендикулярами. Напротив, пол состоит только из горизонтальных линий.

На горизонтальной поверхности можно провести горизонтальную линию, но не вертикальную в направлении, указанном отвесом. Но на (вертикальной) стене можно рисовать как вертикальные, так и горизонтальные линии . В этом смысле вертикальная стена дает больше возможностей. Это отражено в инструментах, которые использует каменщик: отвес для определения вертикальности и спиртовой уровень для проверки горизонтальности стяжки раствора. С другой стороны, в отличие от стены, горизонтальный пол дает больше возможностей при рассмотрении направлений по компасу. Можно нарисовать на полу линии, идущие на север, юг, восток и запад, по сути, в направлении, заданном компасом. Стена дает меньше возможностей. Например, по стене, идущей по долготе, насекомое не может ползти на восток.

В классе


В двухмерных случаях, как уже было сказано, обычное обозначение вертикали совпадает с осью y в координатной геометрии. Это соглашение может вызвать путаницу в классе. Для учителя, который, возможно, пишет на доске, ось Y действительно вертикальна в смысле вертикальности, заданной отвесом, но для ученика ось вполне может лежать на горизонтальном столе.

Независимость горизонтальных и вертикальных перемещений

Если пренебречь кривизной земли, горизонтальные и вертикальные движения снаряда, движущегося под действием силы тяжести, не зависят друг от друга. На вертикальное смещение снаряда не влияет горизонтальная составляющая скорости запуска, и, наоборот, на горизонтальное смещение не влияет вертикальная составляющая. Идея восходит, по крайней мере, к Галилею.

Когда принимается во внимание кривизна земли, независимость двух движений не сохраняется . Например, одиночный снаряд, выпущенный в горизонтальном направлении (то есть с нулевой вертикальной составляющей), может покинуть сферическую поверхность земли и, действительно, вовсе покинуть ее.

Читайте также: