Верны ли суждения о праве право это особый

Обновлено: 02.07.2024

Цеди: повторить, обобщить и закрепить материал модуля; установить соответствие уровня знаний и умений учащихся требованиям к обществоведческой подготовке.

I. Организационный момент

1. Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется:

а) нормой морали;

б) партийной нормой;

в) правовой нормой;

г) традиционной нормой.

2. Юридической нормой является:

а) право на сочувствие;

б) право на понимание;

в) право на взаимопомощь;

г) право на образование.

3. Пример нормы уголовного права - это утверждение:

а) основные права и свободы неотчуждаемы;

б) арест имущества должника состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжения им;

в) уничтожение дорожных знаков влечет наложение штрафа;

г) деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом, является преступлением, совершаемым умышленно.

4. Орган судебной власти, который решает вопросы соответствия тех или иных нормативно-правовых актов Конституции РФ:

а) Верховный Суд РФ;

б) Конституционный Суд РФ;

в) Высший Арбитражный Суд РФ;

г) мировой судья.

5. В соответствии с действующей Конституцией РФ высшей ценностью в России является (являются):

а) неприкосновенность собственности;

б) человек, его права и свободы;

в) суверенитет РФ;

г) многонациональный народ.

6. В каких случаях гражданин РФ может быть лишен гражданства?

а) в случае совершения особо тяжкого преступления;

б) в случае совершения государственной измены;

в) в случае получения гражданства иностранного государства;

г) гражданин РФ не может быть лишен гражданства.

7. К гражданским (личным) правам и свободам относятся:

а) право на объединение;

б) право частной собственности;

в) право на неприкосновенность жилища;

г) все вышеперечисленное;

д) ничего из вышеперечисленного.

8. Может ли дисквалификация применяться к физическим лицам, не занимающим руководящие должности?

9. К признакам гражданского правоотношения относится (относятся):

а) имущественная самостоятельность сторон;

б) отсутствие равноправия сторон;

в) отношения возникают по инициативе одной из сторон;

г) равенство субъектов правоотношений;

д) один из субъектов правоотношения всегда государственный орган.

10. Верны ли следующие суждения о принципах осуществления правосудия?

А. Правосудие осуществляется только судом в строго определенном законом процессуальном порядке.

Б. Правосудие осуществляется судом, прокурором и адвокатом в строго определенном законом процессуальном порядке.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

1. Установленные государством общеобязательные, формально определенные правила поведения называются:

а) нормами морали;

б) нормами права;

в) корпоративными нормами;

г) традиционными нормами.

2. К юридическим правам относится:

а) право на личную неприкосновенность;

б) право на создание семьи;

в) право на заботу со стороны близких;

г) право на дружбу.

3. Примером нормы административного права является:

а) граждане РФ имеют право на жилище;

б) непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками влечет предупреждение;

в) совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения является отягчающим обстоятельством;

г) каждый обязан сохранять природу.

а) деяние, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание;

б) деяние, осуждаемое общественным мнением;

в) общественно опасное деяние;

г) деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ.

5. Равноправие граждан РФ включает:

а) равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств;

б) равенство прав и свобод, возможностей для их реализации для мужчины и женщины;

в) запрет ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,религиозной, языковой принадлежности;

г) все вышеперечисленное.

6. Действуют ли на территории России международно-право-вые акты о правах человека?

б) нет, не действуют;

в) действуют лишь в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральным законам.

7. В содержание права собственности входят следующие правомочия собственника:

8. Какие субъекты созданы по территориальному признаку?

а) автономная область;

г) автономный округ;

д) город федерального значения.

9. Длительное пребывание гражданина РФ за рубежом прекращает гражданство РФ?

в) при определенных условиях.

10. Расположите в правильной последовательности этапы принятия федеральных законов:

а) утверждение закона в Совете Федерации;

б) внесение законопроекта;

в) опубликование закона;

г) подписание закона Президентом РФ;

д) обсуждение закона в Государственной Думе.

Тест 1: 1в; 2г; Зг; 46; 56; 6г; 7в; 86; 9а, в, г; 10а.

Тест 2: 16; 2а; 36; 46; 5г; 6а; 7а, в, г; 86, в, г; 96; 106, д, а, г, в.

III. Терминологический диктант

Учитель подбирает те термины, в объяснении которых учащиеся чаще всего допускали ошибки. Форма проведения может быть различной: учитель диктует термин, учащиеся записывают определение; учитель диктует определение, учащиеся записывают сам термин.

IV. Согласны ли вы со следующими суждениями?

1. Судебная защита прав и свобод гражданина гарантируется не каждому. (Нет.)

2. Алименты - это средства на содержание не только детей, но и каких-либо других членов семьи. (Да.)

3. Бабушки, дедушки, родители - это близкие родственники по нисходящей линии. (Нет.)

4. Вопрос о виновности или невиновности лица может решить прокурор. (Нет.)

5. Лица, не имеющие гражданства, могут быть субъектами гражданского права. (Да.)

1. Надзор за исполнением законов осуществляет адвокатура. (Нет.)

2. Государство - это монополия на законное насилие. (Да.)

3. Лишенных гражданства лиц конституция не защищает. (Да.)

4. В нашей стране Правительство формируется Председателем Правительства, а Государственная Дума соглашается или не соглашается с его предложениями. (Нет.)

5. Закон запрещает привлекать людей к сверхурочной работе. (Да.)

Таким образом, за урок каждый учащийся получит три оценки. Учитель сам решает, какие из них и по какому принципу он выставит в журнал. Это может быть одна оценка как среднеарифметическое трех оценок; он может выставить за тест и как средний балл за выполнение второго и третьего заданий.

Право - система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это - одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил - норм. Норма (от латинского слова norma) - образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права - воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV - III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения - значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства - виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право - средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

2. А1. Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что…

1) все законы и иные нормативно-правовые
акты не могут противоречить Конституции
2) конституция является единственным
правовым актом государства
3) конституция принимается главой
государства – президентом
4) в Конституцию нельзя вносить никакие
поправки и изменения

3. А2. Кто из нижеперечисленных не подлежит административной ответственности?

4. А3. Действующая Конституция РФ…

1) Запрещает создание оппозиционных партий
2) Устанавливает ограничения для выезда и
въезда на территорию РФ
3) Разрешает деятельность любых
общественных организаций, не
нарушающих закон
4) Признает многообразие и равноправие
различных форм собственности

5. А4. Исходные определяющие идеи, составляющие основу системы права

6. А5. Часть правовой нормы, которая подвержена наиболее частым изменениям

7. А6. Законы, закрепляющие основы общественного и государственного устройства, называются

1)
2)
3)
4)
конституционными
обыкновенными (текущими)
подзаконными нормативными актами
чрезвычайными законами

8. А7. Виновным деянием может (могут) считаться

9. А8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы отличаются друг от друга
тем, что регулируют различные отношения
в обществе.
Б. Социальные нормы формализованы в
законодательстве.
1)
2)
верно только А
верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. А9. Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является

1) определение закона
2) количество совершаемых правонарушений
данного вида
3) общественный вред правонарушения
4) судебное решение

11. А10. Принцип, обеспечивающий обязательность исполнения законов для всех, в т.ч. и для органов государственной власти

1) принцип сдержек и противовесов
2) принцип верховенства закона
3) принцип взаимной ответственности граждан
и государства
4) принцип федерализма

12. А11. Особое социальное явление, характеризующее правовое состояние как отдельной личности так и общества, называется

13. А12. Правоотношения – это

1) урегулированные правом общественные
отношения
2) урегулированные правом и находящиеся
под защитой государства общественные
отношения
3) отношения, строящиеся на основании прав
субъектов общественных отношений и
регулируемые обществом
4) отношения, соответствующие нормам права

15. А14. Верны ли следующие суждения о нормативном правовом акте?

А. Нормативный правовой акт – это система
общеобязательных формально-определенных
норм, которые выражают государственную волю
общества, ее общечеловеческий и классовый
характер.
Б. Нормативный правовой акт – это официальный
документ компетентного правотворческого органа,
который издан в особом порядке и содержит
конкретные нормы права.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

16. А15. Верны ли следующие суждения о текущих законах?

А. Текущие законы принимаются на основе
федеральных конституционных законов.
Б. Текущие законы регулируют различные
стороны экономической, социальной,
политической, культурной жизни общества.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

17. А16. Верны ли суждения о сущности частного права?

А. К частному праву относятся
конституционное, административное,
уголовное право.
Б. К частному праву относятся гражданское,
банковское, страховое право.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

18. А17. Верны ли следующие суждения о сущности правоотношений?

А. Правоотношениями являются такие
отношения, которые урегулированы
нормами права.
Б. Правоотношения отличаются
неопределенностью состава участников.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

19. А18. Верны ли следующие суждения о специфике правоотношений?

А. Правоотношения в сфере власти
называются гражданскими.
Б. Правоотношения в сфере трудовой
деятельности регулируются нормами
административного права.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

20. А19. Совет Федерации федеральные законы

21. А20. Цель юридической ответственности состоит в том, чтобы

1) перевоспитать правонарушителя
2) наказать правонарушителя
3) предупредить совершение противоправных
действий в будущем
4) все вышеперечисленное

22. А21. Принцип конституционного устройства России, реализующийся через признание народа единственным источником власти

1) суверенитет народа
2) признание человека и его прав высшей
ценностью
3) республиканская форма правления
4) ни один из вышеперечисленных

23. А22. Конституционная возможность получения гражданином каких-либо благ называется

24. А23. Политическое право, которое может быть реализовано лицами, не являющимися гражданами России

1)
2)
3)
4)
право избирать
право на собрания
право быть избранным
право на доступ к государственной службе

25. А24. Важнейшим экономическим правом, закрепленным в Конституции РФ, является

1) утверждение приоритета государственной
собственности
2) запрет наемного труда
3) предоставление дополнительных прав
лицам, занятым предпринимательской
деятельностью
4) утверждение свободы
предпринимательской деятельности

26. А25. Психическое отношение лица к своему противоправному деянию называется

27. А26. К функциям Президента РФ не относится

1) выступать гарантом Конституции РФ
2) разрабатывать бюджет России
3) принимать меры по охране суверенитета
РФ
4) определять основные направления
внутренней и внешней политики

28. А27. К компетенции Правительства РФ не относится

1) обеспечение согласованных действий всех
структур исполнительной власти
2) осуществление руководства всеми
основными сферами и отраслями
экономики
3) осуществление представительской функции
4) руководство исполнительной властью

29. А28. Государственная структура, которая на территории РФ осуществляет контроль за соблюдением всех законов

30. А29. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ?

А. Президент России обеспечивает единство
власти в масштабах всей страны.
Б. Президент России представляет РФ внутри
страны и в международных отношениях.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

31. А30. Верны ли следующие суждения о сферах компетенции Государственной Думы?

А. В сферу компетенции Государственной Думы
входит формирование Правительства
России.
Б. В сферу компетенции Государственной Думы
входят защита и восстановление
нарушенных прав и свобод.
1)
2)
3)
4)
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны

А) Право — это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых.

Б) Право — это то, чем мы владеем от рождения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А2. Лицо, виновное в нарушении права, обязано восстановить положение, существовавшее до этого — это принцип

2) неотвратимости ответственности

4) восстановления нарушенных прав

АЗ. Неблагоприятные последствия, возникающие при несоблюдении правила поведения — это

А4. Нормы, содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются, называются

А5. По юридической силе нормы права делятся на

1) общие и специальные

2) временные и постоянные

3) охранительные и регулирующие

4) подзаконные акты и законы

А6. Укажите отрасль права, к которой относятся правовые нормы, закрепляющие основы общественного и государственного строя.

1) административное право

2) гражданское право

3) конституционное право

4) финансовое право

A7. К каким объектам правоотношений относится научная статья?

1) к материальным благам

2) к нематериальным благам

3) к продуктам духовного творчества

4) к ценным бумагам и документам

А8. Человек, который сам совершил преступление или использовал недееспособных людей, — это . преступления.

А9. Основной Закон Российской Федерации — Конституция РФ принимается

1) Государственной Думой

2) Президентом РФ

3) всенародным голосованием (референдумом)

4) Конституционным собранием

А10. Какой вид юридической ответственности предполагает меру наказания в виде исправительных работ, штрафа?

А11. Какой вид юридической ответственности наступает при нарушении правил поведения, установленных различными положениями и уставами?

А12. За постоянное пьянство и невыполнение родительских обязанностей женщина была лишена родительских прав. Какой вид юридической ответственности был к ней применён?

А13. Какой принцип юридической ответственности предполагает, что закон, ужесточающий меру ответственности, не имеет обратной силы, а смягчающий — имеет?

A14. По отраслевой принадлежности право гражданина на предпринимательскую деятельность относится к праву

А15. По отраслевой принадлежности право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства относится к праву

А16. Акты государственных организаций (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права, — это

1) принципы административного права

2) предмет административного права

3) источники административного права

4) субъекты административного права

А17. Какой принцип права предусматривает, что ни один субъект гражданского права не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда?

1) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования

2) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела

3) принцип неприкосновенности собственности

4) принцип свободы договора

А18. Укажите подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения, возникающие по поводу результатов творческой деятельности.

1) интеллектуальная собственность

2) обязательственное право

3) личное неимущественное право

А19. По срокам начала и прекращения действий сделки бывают

А20. Договор дарения — это договор

А21. В соответствии с требованиями закона необеспечение работника средствами индивидуальной защиты является нарушением норм права

A22. Какие из перечисленных действий семьи являются правомерными?

1) отказ платить алименты на ребёнка

2) отказ содержать престарелых родителей

3) расторжение брака в судебном порядке

4) самоустранение родителей от воспитания детей

А23. Что из перечисленного является общей совместной собственностью супругов?

1) драгоценности личного пользования

2) имущество, полученное во время брака по праву наследования

3) имущество, нажитое супругами до вступления в брак

4) награды и подарки

А24. Участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путём тайного голосования — это

3) суверенитет народа

4) избирательное право

А25. К какой группе совместного ведения органов государственной власти Федерации и её субъектов следует отнести разграничение государственной собственности?

1) к вопросам государственного строительства и защиты прав и свобод

2) к вопросам регулирования экономического, социального и культурного развития

3) к вопросам экологии и экологической безопасности

4) к вопросам деятельности правоохранительных органов и функционирования правовой системы

А26. Согласно конституционному законодательству РФ высшим исполнительным органом власти в Российской Федерации является

1) Федеральное Собрание

3) Правительство РФ

4) Счётная палата РФ

А27. Разрешением споров между высшими государственными органами субъектов Федерации занимается

1) Правительство РФ

2) Верховный суд РФ

3) Федеральное Собрание

4) Конституционный суд РФ

А28. Чрезвычайное положение в стране может вводиться

1) Правительством РФ

2) Президентом РФ

3) Советом Федерации

4) Государственной Думой

A29. Назначение референдума в Российской Федерации относится к полномочиям

1) Правительства РФ

2) Президента РФ

3) Совета Федерации

4) Государственной Думы.

А30. Укажите основную функцию прокуратуры

1) осуществлять уголовное преследование за совершение преступления

2) осуществлять надзор за исполнением законов

3) координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью

4) выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах

Часть 2

Ответом к заданиям В1— В6 является слово, последовательность букв или цифр, которые нужно записать без пробелов и других символов.

В1.Укажите вид юридической ответственности, пропущенный в схеме.


В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к принципам, на которых основывается применение всех видов юридической ответственности.

Законность, справедливость, коллективность, неотвратимость, индивидуальность, гуманизм.

ВЗ. Установите соответствие между типами правоотношений и конкретными ситуациями, которые их иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) уголовное правоотношение

Б) семейное правоотношение

B) административное правоотношение

Г) трудовое правоотношение

1) Супруги подали заявление в ЗАГС о регистрации рождения ребенка

2) Двое бандитов совершили разбойное нападение на инкассаторов

3) Водитель автобуса грубо нарушил правила дорожного движения

4) Студентка факультета иностранных языков на летних каникулах устроилась работать переводчиком

Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.

В4. Найдите в приведённом списке отношения, которые соответствуют трудовым правоотношениям, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) отношения городского Департамента образования с руководством детско-юношеской спортивной школы

2) отношения между министерством труда и министерством образования и науки

3) отношения между владельцем строительной фирмы и руководителем бригады строителей

4) отношения между руководителем учебного центра по переподготовке и повышению квалификации и молодыми рабочими по вопросам их переквалификации непосредственно на производстве

5) отношения между дирекцией завода и трудовым коллективом по поводу заключения коллективного договора на будущий год

6) отношения покупателя и продавца

7) отношения между руководством политической партии и её функционерами, выполняющими повседневную партийную работу

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Большое значение правозащитная деятельность имеет в странах Европы. (2) Все европейские организации видят в качестве безусловного приоритета защиту прав человека, расширение индивидуальных свобод. (3) Можно сказать, что современная европейская цивилизация базируется на идее независимости и ценности человеческой личности. (4) Влиятельной европейской организацией является Совет Европы. (5) 4 ноября 1950 года в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер;

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, которой обозначен его характер.

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Федеральное собрание _________(1) Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух ________(2): Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в________(3) Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. В Государственной Думе через____________ (4) представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума вправе создавать _______(5), деятельность которых ограничена определённым сроком или конкретной задачей. Государственная Дума формирует ____________(6) на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов.

В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают_________(7); организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, которой обозначено в списке выбранное вами слово.

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1—С6

Изменившаяся преступность требует изменения идеологии борьбы с преступностью.

Первой и основной задачей должна быть не полная ликвидация преступности и всех причин и условий, её порождающих, что невозможно в обозримом будущем даже теоретически, а установление жёсткого социального контроля над преступностью. Максимально жёсткого, исходя из современных возможностей общества. Контроль должен строиться, опираясь не только и, может, даже не столько на силовые методы и приёмы, сколько на интеллектуальный потенциал, нацеленный на создание научно обоснованной, теоретически грамотной и практически выполнимой программы борьбы с преступностью. При этом вряд ли стоит тратить силы на создание всеобъемлющей федеральной программы. Как показывает опыт последних лет, эти программы в своём подавляющем большинстве остаются на бумаге. Упор надо делать на создание очень компактных целевых программ: региональных и предметно-функциональных. Социальный контроль над преступностью предполагает государственный контроль (профессиональная работа соответствующих органов), общественный контроль (контроль гражданского общества над деятельностью всех государственных институтов власти) и законодательный контроль (разработка и принятие соответствующих законов, их эффективное действие). Вторая задача заключается в реформировании тех органов, которые мы, по старой памяти, называем правоохранительными.

С чего начинать? Пусть это не покажется странным, но начинать надо с изучения преступности. Дело в том, что, не зная объективной картины, просто невозможно выработать адекватные меры реагирования. Открытость, доступность или гласность в сфере криминальной статистики не соседствует с объективностью. Сегодня уже практически никто не подвергает сомнению тезис, что официальная статистика отражает лишь самую верхушку айсберга, а именно то, что никак не поддаётся сокрытию или то, что никак невозможно не учесть. Именно поэтому у нас есть все основания говорить о чрезвычайно высокой степени латентности (скрытности) современной российской преступности. Разные эксперты называют в качестве реальной цифры совершаемых за год преступлений от 10-12 млн до 25-30 млн. Можно давать сколь угодно суровые оценки и называть людей, называющих эти цифры, алармистами, но то, что их утверждения ближе к истине, чем официальная статистика, — с этим не спорит никто.

Наряду с тенденциями важное значение имеет изучение новых качеств, приобретаемых преступностью в современный период. Некоторые из них появились лет десять-двенадцать назад, другие ещё позже; одни сформировались уже достаточно рельефно, другие только-только приобретают очертаемые контуры. При самом беглом взгляде к таковым относятся:

Транснациональность преступности. Самое старое из описываемых качеств. Реально стало проявляться в последние годы существования Союза и быстро расцветает сегодня. Преступность не знает границ, а преступники эти границы преодолевают очень успешно, чего не скажешь о законопослушных гражданах. Кроме того, преступники не знают межнациональной вражды.

У нас в России явление массового вандализма пока не получило широкого распространения, но мы очень быстро перенимаем у Запада всё самое дурное. Первые ласточки уже пролетели (имею в виду участившиеся беспорядки во время проведения спортивных мероприятий в самых разных городах России), возможен всплеск. Именно поэтому я столь подробно остановился на этой частности.

(Из книги «Организованная преступность: тенденции, перспективы борьбы)

С1. Что подразумевает автор под установлением жёсткого контроля над преступностью?

СЗ. О каких задачах по борьбе с изменившейся преступностью говорится в тексте?

С4. Какие реальные шаги по борьбе с преступностью предложены автором?

С5. Какие тенденции роста преступности наиболее характерны для нашего времени?

С6. Какие новые качества, приобретаемые преступностью в современный период, отмечены автором текста?

C7. Женщина, увидев, что квартира соседей открыта, зашла в прихожую, взяла со столика флакончик французских духов и присвоила их. Являются ли её действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует опираться на знания, полученные в курсе обществоведения, на факты общественной жизни им собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам.

Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью.

Закон есть общепризнанное и безличное (т. е. не зависящее от личных мнений и желания) определение права или понятие о должном, в данных условиях и в данном отношении, равновесии частной свободы и общего блага, — определение или общее понятие, осуществляемое чрез особые суждения в единичных случаях или делах.

Право оставляет умонастроению полную свободу. Нравственность же требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий нравственен, если он определяется уважением к праву.

В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням.

Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: