Верны ли следующие суждения о естественном праве естественное право это понятие которое обозначает

Обновлено: 18.04.2024

Тест по обществознанию Современные подходы к пониманию права 10 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.

Право на неприкосновенность личности, право собственности, естественное право, право на свободу мысли, право на жизнь.

2. Запишите понятие, пропущенное в таблице.

Теоретическое знание Основное содержание
Эстетика Сущность и формы прекрасного в искусстве, в природе и в жизни
Цельная концепция правовых идей, представление о сущности права

3. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРАВОВАЯ ИДЕЯ

A) Право есть выражение государственной воли, формально закрепленное в законе.
Б) Человек от рождения обладает набором прав и свобод, которые неотчуждаемы и принадлежат ему всю жизнь.
B) Право не должно зависеть от воли и произвола того или иного законодателя.
Г) Только государство имеет право устанавливать санкции за нарушение законов

ПОДХОД К ПРАВУ

1) нормативный
2) естественно-правовой

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Выберите верные суждения о праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

5. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков номера нужных терминов, выбрав их из предлагаемого списка. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) естественное
2) историческая
3) реформирование
4) юридическая
5) гражданство
6) позитивное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Вариант 2

1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запищите это понятие.

Общеобязательность, закон, нормативный акт, позитивное право, определенность санкций.

2. Запишите понятие, пропущенное в таблице.

Наука Предмет изучения
Философия Наиболее общие законы природы, общества и мышления, вопросы, касающиеся сущности познания мира человеком
Государство и право, способы и результаты правового регулирования, подходы к пониманию права

3. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРАВОВАЯ ИДЕЯ

A) Главной целью права является гуманное и справедливое отношение к каждому человеку.
Б) Закон должен ограничивать свободу человека, чтобы не наступило беззаконие.
B) Если закон противоречит нормам морали, то его нельзя считать правовым.
Е) Закон нужен для того, чтобы было на что опереться в решении конкретного дела

ПОДХОД К ПРАВУ

1) нормативный
2) естественно-правовой

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Выберите верные суждения о праве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Право необходимо в качестве регулятора общественных отношений.
2) Все существующие в государстве законы юристы называют позитивным правом.
3) Концепция естественного права возникла только в Новое время.
4) В современном обществе естественное и позитивное право существуют взаимосвязано.
5) Нормы естественного права имеют формальную определенность и всегда устанавливаются государством.

5. Прочитайте текст и вставьте вместо пропусков номера нужных терминов, выбрав их из предлагаемого списка. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Право является одной из общественных форм …(А) поведения людей и отношений между ними. Оно находит свое выражение в утверждении различных норм, которые являются …(Б). Выполнение этих норм обеспечивается принудительной силой …(В). Право, таким образом, определяет меру социальной …(Г).

Список терминов:

1) общеобязательные
2) санкция
3) регулирование
4) государство
5) свобода
6) граница

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответы на тест по обществознанию Современные подходы к пониманию права 10 класс
Вариант 1
1. Естественное право
2. Правопонимание
3. А1 Б2 В2 Г1
4-135
5. А4 Б1 В5 Г6
Вариант 2
1. Позитивное право
2. Правоведение (юриспруденция)
3. А2 Б1 В2 Г1
4-124
5. А3 Б1 В4 Г5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по обществознанию для 10 класса по теме "Право в системе социальных норм. Источники права" по учебнику Боголюбова. Тест составлен с опорой на структуру ЕГЭ по обществознанию, но содержит меньшее количество заданий. Два варианта с ответами. На выполнение работы отводится 45 минут. Цель проводимой работы: 1) проверить знания учащихся по пройденным темам (п. 25-26) 2) формировать представление о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения.

Право в системе социальных норм. Источники права. 1 вариант

1. Одной из форм вы­ра­же­ния права яв­ля­ет­ся

1) тра­ди­ция 2) дис­по­зи­ция 3) ги­по­те­за 4) пре­це­дент

2. Ис­клю­чи­тель­ным при­зна­ком фе­де­раль­но­го за­ко­на как ис­точ­ни­ка права в РФ яв­ля­ет­ся

1) при­ни­ма­ет­ся Фе­де­раль­ным Со­бра­ни­ем РФ

2) не дол­жен про­ти­во­ре­чить Кон­сти­ту­ции РФ

3) обя­за­те­лен к ис­пол­не­нию на тер­ри­то­рии РФ

4) при­ни­ма­ет­ся на ос­но­ва­нии указа Пре­зи­ден­та РФ

3. Все­об­щая де­кла­ра­ция прав че­ло­ве­ка, при­ня­тая Ге­не­раль­ной Ас­сам­бле­ей ООН в 1948 г., яв­ля­ет­ся при­ме­ром

1) до­го­во­ра с нор­ма­тив­ным со­дер­жа­ни­ем

2) нор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта

3) ад­ми­ни­стра­тив­но­го пре­це­ден­та

4) нормы де­ло­во­го обык­но­ве­ния

4. В Рос­сии к под­за­кон­ным актам от­но­сят

1) ко­дек­сы 2) за­ко­ны субъ­ек­тов РФ 3) по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства РФ 4) Кон­сти­ту­цию РФ

5. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что она

1) ос­но­ва­на на при­ме­не­нии к на­ру­ши­те­лю мо­раль­ных норм

2) на­ла­га­ет­ся за дей­ствия субъ­ек­та

3) на­ла­га­ет­ся лю­бы­ми го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми

4) имеет го­су­дар­ствен­но-при­ну­ди­тель­ный ха­рак­тер

6. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы?

1) ини­ци­а­тив­ные груп­пы граж­дан

2) де­пу­та­ты Го­су­дар­ствен­ной Думы

3) об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции

4) по­ли­ти­че­ские пар­тии

7. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к пол­но­мо­чи­ям Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции?

1) осу­ществ­ле­ние по­ми­ло­ва­ния

2) раз­ра­бот­ка фе­де­раль­но­го бюд­же­та

3) про­ве­де­ние ам­ни­стии

4) осу­ществ­ле­ние над­зо­ра за со­блю­де­ни­ем прав че­ло­ве­ка

8. Га­ран­том Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции вы­сту­па­ет

1) Фе­де­раль­ное Со­бра­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

2) Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

3) Кон­сти­ту­ци­он­ный суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

4) Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции

9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­рас­лях права?

А. К от­рас­лям част­но­го права от­но­сит­ся пред­при­ни­ма­тель­ское, граж­дан­ское, се­мей­ное право.

Б. К от­рас­лям пуб­лич­но­го права от­но­сит­ся кон­сти­ту­ци­он­ное, ад­ми­ни­стра­тив­ное, уго­лов­ное право.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о праве?

А. Право яв­ля­ет­ся ча­стью об­ще­че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры.

Б. Для че­ло­ве­ка со­вре­мен­ной куль­ту­ры право яв­ля­ет­ся ру­ко­вод­ством в жизни и де­я­тель­но­сти.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о Кон­сти­ту­ции РФ в иерар­хии пра­во­вых норм?

А. Ни одна норма права ни в одной сфере пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния не может про­ти­во­ре­чить нор­мам Кон­сти­ту­ции.

Б. Осо­бен­ность Кон­сти­ту­ции как нор­ма­тив­но­го акта выс­шей юри­ди­че­ской силы со­сто­ит в не­воз­мож­но­сти из­ме­нить ни одну из со­дер­жа­щих­ся в ней норм.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о нор­мах права?

А. В си­ту­а­ции, когда пра­во­вые нормы со­от­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям мо­ра­ли, граж­да­ни­ну проще их при­нять и со­блю­дать.

Б. В пра­во­вых нор­мах вы­ра­же­но об­ще­ствен­ное мне­ние по по­во­ду того или иного по­ступ­ка.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о праве?

А. Право – это осо­бый, не­офи­ци­аль­ный ре­гу­ля­тор об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний и по­ка­за­тель со­ци­аль­но­го и куль­тур­но­го про­грес­са об­ще­ства.

Б. С по­мо­щью права го­су­дар­ствен­ная власть пе­ре­во­дит не­ко­то­рые со­ци­аль­ные от­но­ше­ния под свою юрис­дик­цию и за­щи­ту, при­да­ет им упо­ря­до­чен­ность, ста­биль­ность.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о пра­во­вых нор­мах?

А. Пра­во­вые нормы пред­став­ля­ют собой об­ще­обя­за­тель­ные пра­ви­ла, охра­ня­е­мые силой го­су­дар­ства.

Б. Право, в от­ли­чие от мо­ра­ли, опи­ра­ет­ся на об­ще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о праве?

А. Пра­во­вые нормы вы­ра­жа­ют го­су­дар­ствен­ную волю, за ко­то­рой в де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве стоит воля на­ро­да.

Б. Все пра­во­вые нормы при­ни­ма­ют­ся выс­шим су­деб­ным ор­га­ном вла­сти.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

1. Най­ди­те в при­ве­ден­ном ниже спис­ке от­рас­ли част­но­го права.

Есте́ственное пра́во (лат. jus naturale ) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Что касается первого противопоставления, то оно обусловливается не только вечным противоречием идеала с действительностью, но также и некоторыми особенностями положительного права, которые обостряют и подчёркивают это противоречие. Положительные законы рассчитываются обыкновенно на долговременное применение. Как нормы общие и твёрдые, они не могут изменяться с каждым изменением отношений, для которых они созданы, — а между тем жизнь уходит вперёд и требует для себя новых определений. Даже самые лучшие законы редко удовлетворяют всех; разнообразие общественных интересов не может найти для себя полного примирения в законодательстве. Отсюда протесты против положительного права, облекаемые в форму требований права естественного. Постановления положительного права объявляются изменяющимися и произвольными; естественное право ставится над ними, как некоторая высшая норма, черпающая свою силу в требованиях природы. Предположению о существовании права, вытекающего из природы, способствовало и то наблюдение, что среди определений каждого права есть известные положения, как будто бы не зависящие от произвола людей и предустановленные самой природой. Это наблюдение заставляло в самом действующем праве открывать следы права естественного и различать в юридических установлениях неизменные и естественные определения от изменчивых и произвольных.

Таким образом, издавна концепция естественного права имела двоякий состав: она покоилась на практическом требовании более совершенного права и на теоретическом наблюдении естественной необходимости известных правоположений. Эти два элемента могли поддерживать друг друга, но не могли быть сведены один к другому: в первом случае естественное право ставится над положительным, во втором оно является лишь известной частью положительного права. В историческом развитии естественно-правовой доктрины можно постоянно наблюдать эту двойственность его концепции.

Содержание

История

Древняя Греция и Древний Рим

Античная философия ещё в досократический период знала противоположение естественного права и положительного. Софисты, в противоположность древнегреческому воззрению на верховное значение законов, утверждали, что все законы, как и сама справедливость, обязаны своим происхождением человеческому установлению: следуя своим случайным взглядам, люди беспрестанно изменяют свои законы, которые носят поэтому печать условности и относительности. Из этого воззрения само собой вытекало известное, хотя и чисто отрицательное, представление о естественном П., а вместе с тем и критическое отношение к положительному праву. Некоторые софисты, в связи со свойственным им индивидуализмом, высказывали мнение, что законы должны служить к охране личной свободы, которая только и может считаться сообразной с природой. Здесь намечалось уже известное представление о естественном П.

Средние века

Средневековый взгляд воспроизводит эту точку зрения, подкрепляя лишь силу естественного закона авторитетом Св. Писания. Так, напр., в декрете Грациана естественное П. определяется так: jus naturale est quod in lege (Mosaisa sc.) et evangelіо continetur. В другом месте декрета находим следующее определение: jus naturale est commune omnium nationum, eo quod ubique instinctu naturae, non constitutione aliqua habetur. У Фомы Аквинского также можно видеть отражение римских воззрений; в подробностях его учения сказывается, кроме того, влияние Аристотеля. Наконец, ко всему этому присоединяются специально средневековые богословские элементы.

Основу естественного права Фома Аквинский видит в законе Божественном, который получает у него значение универсального закона вселенной — lex aeterna est ratio gubernativa totius universi in mente divina existens. Фома Аквинский создаёт при этом довольно сложное разделение, различая закон Божественный и вечный, естественный и человеческий. Особенность его воззрения, сравнительно с римским и Аристотелевским, состоит в том, что у него подчёркивается идеальное значение естественного права, как нормы, определяющей достоинство существующих установлений. Человеческий закон имеет силу лишь постольку, поскольку он согласен с естественным. Законы несправедливые необязательны для подданных, хотя их не запрещается исполнять; но если эти законы несогласны с Божественными установлениями, то они ни в каком случае не должны быть исполняемы, так как Богу следует повиноваться более, чем человеку. Это утверждение чрезвычайно характерно для средневековой доктрины естественного П. Вопрос об отношении положительного права к естественному имел не только теоретическое, но и практическое значение (см. Папство). В борьбе со светской властью сторонникам теократии постоянно приходилось ставить вопрос о том, в какой мере следует повиноваться государственным предписаниям и законам. Ответ на это сам собой вытекал из взгляда средневековой теократии на положение светских правителей. Князья правят в силу полномочий, полученных ими от церкви. Над ними стоит высший Божественный закон, с которым они должны сообразоваться. Если они становятся в противоречие с этим законом, их воля перестаёт быть обязательной. Теократическая доктрина охотно призывала при этом на охрану Божественного закона самих подданных, которых она учила сопротивляться властям, нарушающим Божественные предписания.

Теократические начала сочетались здесь с демократическими.

Подробное развитие этих взглядов мы встречаем ещё до Фомы Аквинского, у писателя XI в., Иоанна Солсберийского. Вообще, в Средние века мы можем проследить в зародыше все основные черты позднейшей доктрины естественного П. Если многие из этих черт встречаются и в древности, то лишь в Средние века они получают более отчётливое выражение, под влиянием того практического значения, которое получила в это время идея естественного П. Таковы в особенности знаменательные теории первобытного договора и народного суверенитета. Возникнув помимо естественно-правовой доктрины и не составляя её необходимого предположения, — так как утверждение высшего критерия, стоящего над положительным законом, возможно и независимо от этих теорий, — они вскоре соединились в одно стройное целое с естественно-правовой идеей, вследствие того внутреннего сродства, которое их сближало. Обе они как нельзя более соответствовали основному стремлению естественного П. — поставить над властью некоторые высшие инстанции, с которыми она должна сообразоваться. Первобытный договор играл при этом роль юридического основания для притязаний подданных по отношению к верховной власти; он предопределял её деятельность, ставил для неё известные границы. Утверждение неотчуждаемого народного суверенитета было логическим дополнением идеи первобытного договора и дальнейшим формулированием юридической зависимости правительства от общества; при помощи этой идеи установлялось для народа постоянное право контроля и верховенства над правящей властью. Первобытный договор считался тем моментом, в силу которого люди от естественного состояния переходят к государственному; но, возникнув по определению воли народной, государство должно навсегда остаться подчиненным этой воле.

Новое время

лат. dicemus legem a jure differre, ut constituens a constitute, causam ab effectu

Пример Гоббса показывает, что естественно-правовым методом можно было пользоваться и для оправдания абсолютизма. Несомненно, однако, что ни на какой иной почве, кроме индивидуализма, естественно-правовая доктрина не могла получить такого широкого развития. Поскольку она являлась результатом практических стремлений, она всегда заключала в себе, вместе с протестом против положительного права, и протест против власти, от которой последнее исходит. В качестве границы для этой власти можно было указывать на высший нравственный закон, на волю Божию, как это часто делали в Средние века; но ещё чаще, в качестве противовеса власти, выставлялись притязания отдельных лиц. Эта индивидуалистическая тенденция позднейшего естественного П. в особенности была подчеркнута присоединением к нему теорий первобытного договора и народного суверенитета, который обе имели ясно выраженный индивидуалистический характер. Первобытный договор был ни чем иным, как соглашением личности с государством; народный суверенитет представлял собой объединение личных воль в одно целое, противополагавшееся государственной власти. Не случайным является то обстоятельство, что индивидуалистические стремления естественного П. развились с особенной силой в новое время, когда государственное начало получило преобладающее значение и в борьбе с разрозненностью общественных сил нередко склонялось к отрицанию их самостоятельности.

Протестантское движение, со свойственным ему стремлением к утверждению свободы совести и мысли, дало новый толчок к развитию естественного П. в индивидуалистическом направлении. На этой именно почве впервые формулируется практическое требование неотчуждаемых прав личности. Каждый раз, когда государство угрожало личной свободе, естественно-правовая доктрина выступала с напоминанием об этих неотчуждаемых правах, о договоре, заключённом личностью с государством, о народном суверенитете, которому должно принадлежать решающее значение. Рассматриваемое с этой точки зрения, естественное П. является отзвуком той роли, которая принадлежала личному началу в первоначальных политических соединениях, и выражением того самостоятельного значения личности, которое должно оставаться её неприкосновенным достоянием при всяких формах политического устройства. В этом виде естественное П. является более, чем требованием лучшего законодательства: оно представляет, вместе с тем, протест личности против государственного абсолютизма. Та форма, которую придал естественно-правовой доктрине Гуго Гроций, воспроизводится затем в нем. учениях XVII и XVIII ст. Главнейшими представителями этого направления в Германии являются Пуффендорф и Томазий, Лейбниц и Вольф.

Одновременно с этим естественное П. развивается и в Англии. Мильтон, Сидней и Локк являются наиболее талантливыми и видными его теоретиками на английской почве (Гоббс, как замечено выше, соединяет метод естественного П. с системой абсолютизма, но это соединение не могло быть прочным, вследствие внутреннего противоречия метода с содержанием). Английская школа стояла ближе к практическим событиям времени, к той политической борьбе, в которой крепла английская политическая свобода. Вследствие этого английские учения получили гораздо более радикальный характер.

Известные практические тенденции не были чужды и немецким писателям: рационалистический метод и индивидуадистические стремления естественного права явились и в Германии освободительными и прогрессивными элементами в борьбе с остатками средневекового гнета над мыслью и совестью. Однако, эти стремления не имели здесь той резкой определённости, как в Англии и впоследствии во Франции. Наряду с индивидуалистическими утверждениями, мы встречаем в них иногда то остатки средневековых католических взглядов (напр., у Лейбница), то систему нравственного деспотизма (напр., у Вольфа). Принцип осуществления в жизни нравственного закона получает здесь преобладание над идеалом политической свободы. Другая отличительная черта немецкого естественного П. заключается в большем значении чисто теоретического элемента — стремления к систематизации данного материала. У последователей Вольфа это теоретическое стремление совершенно вытесняет определённые практические тенденции. Естественное П. вырождается в систему рационалистического обоснования и построения П. положительного. В учебники естественного П. переносятся римские положения, которые объявляются вечными и необходимыми требованиями разума. Так создалась та система плоского и поверхностного догматизма, которая одинаково грешила и против истории, и против философии, и против юриспруденции, и которая ещё в XVIII в. вызвала вполне законную реакцию со стороны представителей исторического направления.

Дальнейшее развитие этому объективному направлению дал Гегель. Объективное понимание П. вытекало из всего его философского миросозерцания. Гегель превосходно выразил ту потребность, которая вызывает естественно-правовые построения.

Законы П. установляются людьми; внутренний голос человека может или соглашаться с ними, или вступать в противоречие. Человек не останавливается на существующем, но заявляет свои притязания на оценку П.; он может подчиняться силе внешнего авторитета, но совершенно иначе, чем необходимым законам природы. В природе высшая истина состоит в том, что закон вообще существует; законы П., напротив, имеют значение не потому, что они существуют, а потому, что они соответствуют нашему собственному критерию П.

Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого,

— так истолковали систему Гегеля Энгельс и Маркс. — В то время как Гегель сообщил естественно-правовой доктрине новое направление, показав возможность сочетания её с идеей исторического развития, так назыв. историческая школа юристов сделала попытку окончательно отвергнуть саму идею естественного П., то есть возможность суда над П. со стороны личного сознания. Гегель проводил различие между законами природы и законами П.; Савиньи сделал попытку отвергнуть это различие. П. развивается, — утверждает он, — подобно растению, путём непроизвольного и органического процесса образования. Оно теряет свои устаревшие части и приобретает новые, как дерево теряет и приобретает свои листья. Понятно, что при подобном взгляде критика положительного П. является совершенно излишней; но собственный пример Савиньи показывает, насколько трудно было остаться верным этому взгляду. Развивая свои мысли, он должен был допустить возможность намеренного, следовательно личного вмешательства в образование П.

Продолжатель исторической школы, Иеринг, решительно возвратился к гегельянской точке зрения. Теория непроизвольного самораскрытия народного духа заменяется у него учением о сложном процессе правообразования, которое сопровождается приложением личных усилий, столкновением интересов и борьбой страстей. Не безусловное уважение к существующему, а критика прошлого и поиск лучших устоев — таков основной практический вывод Иеринга, все более и более приобретающий право гражданства в науке. Историческая точка зрения совершенно основательно отвергла прежние учения о происхождении П. из случая и произвола; но центр естественно-правовой доктрины заключался вовсе не в её взгляде на происхождение П., а в вопросе о возможности нравственного суда над П. Понимание естественного П., как некоторой критической инстанции, оценивающей существующее и подготавливающей будущее, приводит в наше время к его реабилитации. Все чаще и чаще в современной литературе слышатся голоса в пользу старой доктрины. Типичным представителем этого поворота к естественному П. является Рудольф Штаммлер (нем.) русск. .

В наши дни не может быть и речи ни о произвольном возникновении П., ни о неизменности естественно-правовых норм, ни об их практическом первенстве или равенстве с нормами положительного П. Естественное П. само создаётся из закономерного процесса истории, развивается вместе с этим процессом и во всяком случае представляет собой не настоящее П., а только идеальное построение будущего и критическую оценку существующего П. Историческая точка зрения устраняет возможность сплошной критики всего бывшего и существующего, предлагая рассматривать все совершающееся с точки зрения закономерности. Но, утверждая закономерность исторического процесса, эта точка зрения не может не различать, в каждый данный исторический момент, старого и нового, отживающего и нарождающегося. Понятие смены эпох и течений, дающей торжество новому над старым, свежему над отжившим, служит основанием к этому различию, а вместе с тем и к критической оценке существующего. Идеальные построения будущего слагаются из нарождающихся элементов существующего, и потому сами по себе они неспособны создать ничего безусловно нового; но они как нельзя более пригодны для того, чтобы сообщить новым течениям ту определённость и силу, которая служит залогом торжества. Естественное П., понятое таким образом, представляет собой постоянно развивающееся идеальное сознание о П., возникающее из жизненных потребностей и содействующее их дальнейшему росту. Оно является той атмосферой, в которой вырабатывается действительное П. Пока сознание не претворилось в форму закона или обычая, оно представляет собой не более как нравственное требование; но и в этом качестве оно действует на существующее П., смягчая его резкости и односторонности. Нравственность находится в постоянном взаимодействии с П.; естественное П., как идеальная оценка действующих форм, есть ни что иное, как частное проявление этого взаимодействия. Если современная философия П., в полном согласии с исторической наукой, приходит к восстановлению критических тенденций естественного П., то в указаниях этой науки она черпает подтверждение и для того давнишнего наблюдения, которое открывало в природе человека и общества некоторые неизменные и общие основы правообразования. Сравнительно-историческое изучение правовых институтов показывает, насколько справедлива была старая мысль о существовании общих элементов в правовых системах различных народов. Старые основы естественно-правовой философии вновь возрождаются в современной науке, наделенные всей конкретностью иcторического созерцания и освобожденные от прежней произвольности.

2. Выберите термин, обобщающий перечисленные понятия: право на участие в культурной жизни, свобода творчества, возможность пользоваться учреждениями культуры:
а) гражданские права
б) культурные права +
в) социальные права

3. Найдите верное окончание предложения: Независимо от вероисповедания, социального происхождения, пола, имущественного положения:
а) все люди обязаны трудиться
б) все граждане участвуют в управлении государством
в) все люди имеют равные права +

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных:
а) уплата налогов +
б) гарантии прав и свобод
в) Всеобщая декларация прав человека

5. Право на жизнь:
а) экономические права
б) политические права
в) гражданские права +

6. Право на честь и достоинство:
а) экономические права
б) гражданские права +
в) политические права

7. Право избирать депутатов Государственной Думы РФ:
а) гражданские права
б) экономические права
в) политические права +

8. Право быть избранным Президентом РФ:
а) политические права +
б) экономические права
в) гражданские права

9. Никто не должен подвергаться жестокому обращению:
а) экономические права
б) политические права
в) гражданские права +

10. Выберите ситуацию, которая связана с реализацией социального права:
а) Семья Петровых приняла участие в первомайской демонстрации
б) В конце учебного года Саша Петров вместе со своими одноклассниками прошёл диспансеризацию +
в) Петровы любят путешествовать

11. Выберите верное высказывание:
а) Права человека неотчуждаемы +
б) Защита прав и свобод – это личное дело человека, с которым государство никак не связано
в) Гражданские права связаны с управлением государством

12. Выберите верное высказывание:
а) Гражданские права связаны с управлением государством
б) В России существует должность Уполномоченного по правам ребёнка +
в) Защита прав и свобод – это личное дело человека, с которым государство никак не связано

13. Права человека признаны на таком уровне:
а) международном +
б) российском
в) на уровне стран СНГ

14. Нормы и …, которые защищают жизнь, честь и достоинство человека, записаны во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г.:
а) понятия
б) правила
в) принципы +

15. Права человека и гражданина закреплены в … большинства современных государств:
а) законах +
б) распоряжениях
в) правилах поведения

16. Права человека:
а) отчуждаемые
б) неотчуждаемые +
в) неоспоримы

17. Права человека:
а) делимые
б) нерушимые
в) неделимые +

18. Права человека:
а) принадлежат одному человеку
б) всеобщие +
в) принадлежат группе лиц

19. Какой термин обозначает должное, необходимое поведение человека:
а) свободы
б) права
в) обязанности +

20. Выберите термин, обобщающий перечисленные понятия: ежегодный отпуск, выходные дни, праздничные дни:
а) право на охрану здоровья
б) право на отдых +
в) право на социальное обеспечение

II вариант.

1. Выберите верное окончание предложения: Неделимость прав означает, что:
а) человек пользуется всеми правами и свободами в совокупности +
б) люди могут иметь одни права и быть лишёнными других
в) все люди имеют равные права

2. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных:
а) право на жизнь
б) политические права +
в) право на личную неприкосновенность

3. Право на образование:
а) культурные права
б) политические права
в) социальные права +

4. Право участвовать в культурной жизни:
а) социальные права
б) культурные права +
в) политические права

5. Свобода творчества:
а) нравственные права
б) социальные права
в) культурные права +

6. Право на жилище:
а) культурные права
б) социальные права +
в) моральные права

7. Защита семьи, материнства и детства:
а) социальные права +
б) моральные права
в) культурные права

8. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией политического права:
а) Надежда учится в Юридической академии
б) Падина семья купила квартиру
в) Надежде исполнилось 18 лет, и она впервые голосовала на выборах в Государственную Думу +

9. Выберите верное высказывание:
а) Экономические права граждан предназначены для защиты их чести
б) Экономические права граждан предназначены для защиты их достоинства
в) Если права человека нарушены, он может обратиться в суд +

10. Выберите верное высказывание:
а) В соответствии с Конституцией РФ ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина +
б) Забота о детях – это право и обязанность родителей +
в) Экономические права граждан предназначены для защиты их чести и достоинства

11. Определите, верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
1. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.
2. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка.
а) верно только 1
б) верно только 2
в) верно и 1, и 2+
г) оба суждения неверны.

12. Что относится к политическим правам (свободам) человека?
а) Право собственности
в) избирательные права+
б) свобода вероисповедания
г) свобода передвижения

13. Выберите верный ответ. Право в отличие от морали:
а) является видом социальных норм
б) регулирует поведение людей
в) поддерживается силой государства+
г) обращено ко всему обществу

14. Гражданка покупает загородный дом в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?
а) административное право
б) гражданское право +
в) трудовое право
г) налоговое право

15. Определите, что относится к социальным правам человека?
а) право на труд+
б) Избирательные права
в) право на жизнь
г) право собственности

16. Свобода вероисповедания подразумевает:
а) право распространять как религиозные, так и нерелигиозные взгляды+
б) право вести только религиозную пропаганду
в) право преимущественно атеистической пропаганды

17. Определите, к какому виду прав относится право на жилище, охрану здоровья, на благополучную окружающую среду, социальное обеспечение и т. п.?
а) гражданским
б) экономическим
в) социальным+

18. Выберите, в каких международных документах находят свое закрепление гражданские (личные) права (укажите не менее 2-х):
а) Всеобщая декларация прав человека 1948;+
б) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966;
в) Международный пакт о социально-экономических и культурных правах 1966;+
г) Европейская культурная конвенция.

19. Что предполагает право на жизнь?
а) невозможность смертной казни;
б) запрет самоубийства;
в) запрет эвтаназии;+
г) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против государства;
Д) смертная казнь устанавливается федеральным законом за особо тяжкие преступления против жизни.

20. Гражданство Российской Федерации:
а) неразрывная связь лица с Российским государством, выражающая в совокупности их взаимных прав и обязанностей;+
б) устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупность их взаимных прав и обязанностей

21. Какой термин обозначает возможности человека, которые обеспечивают условия его жизнедеятельности:
а) права +
б) деятельность
в) обязанности

Читайте также: