Верно ли утверждение семейное право франков допускало многоженство при условии состоятельности мужа

Обновлено: 30.06.2024

Эта статья отсутствует информация о многоженстве в истории. Пожалуйста, разверните статью, чтобы включить эту информацию. Более подробная информация может содержаться на страница обсуждения. ( Декабрь 2015 г. )

Эта статья отсутствует информация о многоженстве в восточных (православных, коптских, ассирийских) церквях.. Пожалуйста, разверните статью, чтобы включить эту информацию. Более подробная информация может содержаться на страница обсуждения. ( Июль 2020 )

Во всем мире разные общества по-разному поощряют, принимают или запрещают полигамию. В обществах, которые допускают или терпят полигамию, в подавляющем большинстве случаев принятой формой является полигамиия. Согласно Кодовая книга этнографического атласа (1998), из 1231 отмеченного общества, 588 имели частую полигинию, 453 - эпизодическую, 186 - моногамные и 4 - полиандрию. [5] - хотя более недавние исследования показывают, что полиандрия может встречаться чаще, чем считалось ранее. [6] В культурах, практикующих полигамию, ее распространенность среди этого населения часто коррелирует с классом и социально-экономическим статусом. [7]

Научные исследования классифицируют человеческую систему спаривания как в первую очередь моногамную, с культурной практикой полигамии в меньшинстве, как на основании опросов мирового населения, так и [8] [9] и по характеристикам репродуктивной физиологии человека. [10] [11] [12]

Содержание

Формы

Полигамия существует в трех конкретных формах:

    , при этом у мужчины несколько жен одновременно , при этом у женщины несколько мужей одновременно , при этом семейная ячейка состоит из нескольких мужей и нескольких жен, достигших совершеннолетия.

Многоженство

Заболеваемость

Многоженство, практика, при которой мужчина имеет более одной жены одновременно, на сегодняшний день является наиболее распространенной формой многоженства. Много [ количественно оценить ] Страны с мусульманским большинством и некоторые страны с многочисленными мусульманскими меньшинствами принять многоженство в различной степени как юридически, так и культурно; некоторые светские страны, такие как Индия также принимайте это в той или иной степени. Исламское право или же Закон шариата это религиозный закон составляя часть Исламский традиция, допускающая многоженство. [13] [14] Это происходит из религиозных заповедей ислама, особенно Коран и хадис. В арабский, период, термин шариата относится к Богs (арабский: الله Аллах) неизменный божественный закон и контрастирует с фикх, который относится к его человеческим научным интерпретациям. [15] [16] [17]

Полижиния более распространена в Африка чем на любом другом континенте, [18] [19] особенно в Западная Африка, и некоторые ученые видят работорговляВлияние на соотношение полов между мужчинами и женщинами как ключевой фактор в возникновении и укреплении полигинных практик в регионах Африки. [20]


Анализ, проведенный Джеймсом Фенске (2012), показал, что детская смертность и экономические потрясения, связанные с экологией, имели значительную связь с уровнем полигамии в странах Африки к югу от Сахары, а не с вкладом женщин в сельское хозяйство (которые обычно относительно невелики в саванне и Сахеле в Западной Африке, где уровень полигинии выше), обнаружив, что уровень полигинии значительно снижается с уровнем детской смертности. [24]

Виды многоженства

Полигинные браки делятся на два типа: сороральная полигиния, в котором сводные жены - сестры, и несороральный, где сводные жены не связаны. Многоженство предлагает мужьям возможность иметь больше детей, может предоставить им большее количество продуктивных работников (где работники являются членами семьи) и позволяет им устанавливать политически полезные связи с большим количеством людей. родственные группы. [25] Старшие жены также могут получить выгоду, когда добавление младших жен в семью облегчает их жизнь. нагрузка. Статус жен, особенно пожилых жен, в обществе может повыситься за счет добавления других жен, которые увеличивают благосостояние семьи или символизируют заметное потребление (подобно тому, как большой дом, помощь по дому или дорогие каникулы работают в западная страна). По этим причинам пожилые жены иногда усердно работают или вносят свой вклад из собственных ресурсов, чтобы позволить своим мужьям накапливать выкуп за невесту на лишнюю жену. [26]

Многоженство также может быть результатом практики левиратный брак. В таких случаях наследник умершего мужчины может унаследовать его имущество и жену; или, чаще, его братья могут жениться на вдове. Это обеспечивает поддержку вдове и ее детям (обычно также членам родственной группы братьев) и поддерживает связь между родственными группами мужей и жен. В сорорат напоминает левират, поскольку вдовец должен жениться на сестре своей умершей жены. Другими словами, семья покойной жены должна предоставить ей замену, поддерживая таким образом брачный союз. И левират, и сорорат могут привести к тому, что у мужчины будет несколько жен. [25]


В моногамных обществах богатые и влиятельные мужчины устанавливают прочные отношения и создают отдельное домашнее хозяйство для нескольких партнеров-женщин, помимо своих законных жен; практика, принятая в Императорском Китае до Династия Цин 1636–1912 гг. Это представляет собой форму де-факто многоженство, называемое сожительство. [27]

Бытовая организация

Многомужество

Заболеваемость

Полиандрия, практика, когда женщина имеет более одного мужа одновременно, гораздо менее распространена, чем полигиния, и в настоящее время запрещена практически во всех странах мира. Это происходит только в отдаленных общинах. [30]

Считается, что полиандрия более распространена в обществах с ограниченными ресурсами окружающей среды, поскольку считается, что она ограничивает рост населения и увеличивает выживаемость детей. [31] Это редкая форма брака, которая существует не только среди бедных семей, но и среди элиты. [32] Например, в Гималаях полиандрия связана с нехваткой земли; брак всех братьев в семье с одной и той же женой позволяет семейной земле оставаться нетронутой и неделимой. [33] Если бы каждый брат женился отдельно и имел детей, семейная земля была бы разделена на неприемлемые небольшие участки. В Европе такого исхода удалось избежать благодаря социальной практике беспристрастное наследство, при котором большинство братьев и сестер лишаются наследства. [34]

Братское многомужество традиционно практиковалось среди кочевой Тибетцы в Непал, части Китай и часть северной Индии, где два или более брата женились на одной и той же женщине. Чаще всего встречается в обществах с высокой мужской смертностью. Это связано с частичное отцовство, культурное убеждение, что у ребенка может быть более одного отца. [35]

Небратское многомужество происходит, когда мужья жен не состоят в родстве, как среди Наярское племя Индии, где девушки проходят ритуальный брак до полового созревания, [36] и первый муж признан отцом всех ее детей. Однако женщина может никогда не сосуществовать с этим мужчиной, взяв вместо этого нескольких любовников; эти мужчины должны признать отцовство своих детей (и, следовательно, продемонстрировать, что нет каста запреты были нарушены), заплатив акушерке. Женщины остаются в материнском доме, живут со своими братьями, а имущество передается по материнской линии. [37] Похожую форму матрилинейной, де-факто полиандрии можно найти в институте ходячий брак среди Мосуо племя Китая.

Серийная моногамия

Серийная моногамия относится к повторному браку после развода или смерти супруга от моногамного брака, т. е. многократных браков, но только с одним законным супругом за раз (серия моногамных отношений). [38]

По словам датского ученого Мириам К. Зейтцен, антропологи лечат серийная моногамия, при котором происходит развод и повторный брак, как форма полигамии, поскольку она также может создать ряд семей, которые могут по-прежнему быть связаны общим отцовством и общим доходом. [25] По сути, они похожи на семейные образования, созданные в результате развода и серийной моногамии. [39]

Групповой брак

Групповой брак - это немоногамный брак-подобная организация, когда трое или более взрослых живут вместе, все считают себя партнерами, разделяют финансы, детей и домашние обязанности. Полиамория находится на континууме семейных уз, включая групповой брак. [42] Термин не относится к двоеженство поскольку не предъявляется никаких претензий на брак с официальной юридической точки зрения. [43]

Религиозное отношение к полигамии

буддизм

Таиланд юридически признанное многоженство до 1955 года. Мьянма с 2015 года объявил многоженство вне закона. Шри-Ланкаполиандрия была законна в королевстве Канди, но запрещена британцами после завоевания королевства в 1815 году. [44] Когда буддийские тексты были переведены на китайский язык, наложницы других были добавлены в список неподходящих партнеров. Полиандрия в Тибете было обычным делом традиционно, [ требуется разъяснение ] как было многоженство, и иметь несколько жен или мужей никогда не считалось [ кем? ] как занятие сексом с неподходящими партнерами. [47] Чаще всего практикуется братская полиандрия, но иногда отец и сын имеют общую жену, что является уникальной семейной структурой в мире. Существуют и другие формы брака, такие как групповой брак и моногамный брак. [25] Полиандрия (особенно братская полиандрия) также распространена среди буддистов в Бутан, Ладакх, и другие части Индийский субконтинент.

Кельтские традиции

Некоторые дохристианские Кельтские язычники были известны полигамии, хотя Кельтские народы колебался между ним, моногамия и многомужество в зависимости от периода времени и местности. [48] В некоторых областях это продолжалось даже после начала христианизации, например Законы Брехона из Гэльский Ирландия явно разрешено для полигамии, [49] [50] особенно среди благородного сословия. [51] Некоторые современные кельтские языческие религии допускают практику полигамии в той или иной степени, [52] хотя неизвестно, насколько широко распространена эта практика в этих религиях.

христианство

Некоторые христианские богословы утверждают, что в Матфея 19: 3-9 и ссылаясь на Бытие 2:24 Иисус прямо заявляет, что у мужчины должна быть только одна жена:

Разве вы не читали, что Сотворивший их вначале мужчину и женщину сотворил их, и сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть?

В К югу от Сахары, часто возникали противоречия между христианским упорством моногамии и традиционной полигамией. Например, Мсвати III, христианин король Свазиленда, имеет 15 жен. В некоторых случаях в последнее время были переселены в целях проживания; в других случаях церкви решительно сопротивлялись таким действиям. Африканские независимые церкви иногда ссылались на те части Ветхого Завета, которые описывают многоженство, защищая эту практику.

Римская католическая церковь

Святой Августин увидел конфликт с ветхозаветной полигамией. Он воздерживался от осуждения патриархов, но не выводил из их практики постоянную приемлемость многоженства. Напротив, он утверждал, что многоженство отцов, которое допускалось Творцом из-за плодородия, было отклонением от Его первоначального плана человеческого брака. Августин писал: «Однако, что благую цель брака лучше продвигает один муж с одной женой, чем муж с несколькими женами, достаточно ясно показывает самый первый союз супружеской пары, который был заключен Само Божественное Существо ". [60]

В наше время меньшинство римско-католических богословов утверждают, что полигамия, хотя и не идеальная, может быть законной формой христианского брака в определенных регионах, в частности в Африке. [69] [70] Римско-католическая церковь учит в своем катехизисе, что

многоженство противоречит моральному закону. [Супружескому] общению радикально противоречит полигамия; это, по сути, прямо отрицает план Бога, который был открыт с самого начала, потому что он противоречит равному личному достоинству мужчин и женщин, которые в браке отдают себя с любовью, которая является тотальной, а потому уникальной и исключительной. [71]

Лютеранская церковь

В Всемирная лютеранская федерация организовал региональную конференцию в Африке, на которой принятие многоженцев в полноправные члены лютеранской церкви в Либерии было признано допустимым. [73] Лютеранская церковь в Либерии, однако, не позволяет многоженцам, ставшим христианами, жениться на большем количестве жен после того, как они приняли причастие Святое Крещение. [74] Евангелическо-лютеранские миссионеры в Масаи также терпят полигамию, а в Южном Судане некоторые многоженцы становятся лютеранскими христианами. [75]

Англиканская община

1988 год Ламбетская конференция из Англиканская община постановил, что многоженство разрешено при определенных обстоятельствах: [76]

  • что полигамист должен пообещать больше не жениться, пока жены его жены на момент обращения;
  • что прием такого полигамиста получил согласие местного англиканского сообщества;
  • что такого многоженца нельзя принуждать к тому, чтобы разлучить какую-либо из своих жен из-за социальных лишений, от которых они пострадают. [76]

Движение Святых последних дней

Портрет Иры Элдридж с тремя его женами: Нэнси Блэк Элдридж, Ханной Мэрайей Сэвидж Элдридж и Хельвиг Мари Андерсен Элдридж.

Многоженство: за и против

Общественная палата РФ намерена провести общественные слушания по проблеме разрешения многоженства в связи с соответствующей инициативой президента Чечни Рамзана Кадырова.

В Российской Федерации, согласно Семейному кодексу, второй (и далее) заключенный брак считается недействительным без разрыва первого. То есть юридически полигамная семья существовать не может, однако, встречаются так называемые гражданские браки из одного мужчины и нескольких женщин, совместно с мужчиной проживающих, добровольно вступающих с ним в сексуальные отношения и ведущих совместное домашнее хозяйство.

История вопроса

Российские политики неоднократно выступали за внесение в Семейный кодекс РФ поправок, узаконивающих многоженство юридически.

В июле 1999 года бывший в то время президентом Ингушетии Руслан Аушев своим указом разрешил в республике многоженство, однако действие указа было приостановлено Борисом Ельциным как противоречащее российскому Семейному кодексу.

Призывал узаконить многоженство в Российской Федерации и Владимир Жириновский. В 2000 году он внес на рассмотрение проект закона, позволяющий мужчине иметь до четырех жен, при обязательном согласии всех имеющихся супруг на каждый новый брак. Предложение было отклонено.

Таким образом, Коран ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Как поясняют исламские богословы, не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал. Иными словами, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того.

Позиция юристов

В Советском Союзе в Уголовном кодексе существовала статья 235-я, которая предусматривала уголовную ответственность за многоженство. Она включала в себя не только случаи юридической регистрации брака, но и фактическое сожительство с более чем одной женщиной. При этом оговаривалось, что эта статья применялась только в отношении тех граждан, которые проживают на территории автономных образований, где многоженство составляет обычай. В остальных же подобное сожительство было негласно разрешено.

Сегодня Семейный кодекс не допускает юридическое заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно состоит в браке. При этом сегодня ни в одном законе не прописана уголовная ответственность за многоженство. То есть лишить кого-либо свободы за двоеженство невозможно, как и существенно наказать рублем.

Кроме того, важно заметить, что женщина в таком браке перестает быть равноправным субъектом. Из-за чего могут возникнуть юридические затруднения в ходе оформления развода: сложно будет определить, кому из супругов что достанется, кто больше совместного имущества создал. Возникает проблема с алиментными обязательствами. Адвокаты считают, что такой брак ущемляет права женщины — в нем она не будет находиться под защитой закона.

Позиция общества

По словам Владимира Жириновского, сегодня 300 тысяч детей в России ежегодно рождаются вне брака. В нашей стране женщин на 10 миллионов больше, чем мужчин. Об их судьбе надо позаботиться, уверен парламентарий. Он уверен, что вопрос о многоженстве требует решения не только в Чечне, но и в России в целом.

С Жириновским согласен уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев. Он уверен, что институт многоженства позволит решить многие проблемы в обществе, не только в Чечне, но и в России: моральные, духовно-нравственные, демографические, гуманитарные.

Он называет большой ответственностью решимость мужчины взять на себя обязательство содержать двух или нескольких жен. Нухаджиев уверен, что в Чечне, где очень строго соблюдаются национальные устои и обычаи, многоженство решает не только проблему устройства одиноких женщин, но и проблемы преступности, воспитания подрастающего поколения, оздоровления в целом общества.

Председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям Николай Сванидзе также обратил внимание на то, что восточные женщины сами могут быть не против стать второй или третьей женой. Если это соответствует их менталитету, заявил Сванидзе, мы не в праве это запретить.

Впрочем, не следует забывать о бытовой стороне вопроса. В случае развода или смерти мужа, раздел имущества между несколькими женами может принять весьма негативную форму.

Позиция духовенства

Представитель Центрального духовного управления мусульман Тахир Саматов затрудняется дать однозначный ответ на вопрос о введении многоженства. Он отметил, что принятие закона о многоженстве может улучшить демографическую ситуацию в стране. Впрочем, он не уверен, что общество готово к этому. Саматов опасается, что тех, кто имеет более одной жены, могут посчитать ваххабитами или радикалами. По его мнению, многоженство в России можно было бы ввести только для мусульман.

Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, в свою очередь, выразил мнение, что в России налицо противоречие исламских и государственных законов. Он считает, что вопрос многоженства следует решить в положительном русле, чтобы не создавалось противоречие между очевидно существующим положением дел и формальными запретами.

Председатель нового синодального Отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин признает право некоторых народов на практику многоженства. Он считает, что к тем, кто ее придерживается, нужно относиться с пониманием. Однако Чаплин призвал не забывать и о том, что для большинство россиян составляют — православные, для которых брак — это союз между одним мужчиной и одной женщиной.

Чаплин убежден, что государство должно поддерживать святость такого союза и утверждать, при этом не ломая традиции тех народов, которые придерживаются других убеждений.

Представитель Буддийской традиционной сангхи в Москве Санжей-лама сообщил, что в буддизме многоженства сейчас нет. Также отрицательно относятся к многоженству в главном раввинате.

Многоженство

Другое

Где разрешено многожёнство

В каких странах разрешено многожёнство:

Объединённые Арабские Эмираты

Объединённые Арабские Эмираты

Исламские законы, основанные на Коране, разрешают мужчинам ОАЭ иметь не больше четырёх жён. Одно из условий таких браков, это высокий достаток мужчины.

Муж должен быть богат, чтобы иметь возможность содержать своих жён. Они должны жить в достатке и ни в чём себе не отказывать. Мужчины среднего и малого достатка живут в моногамных семьях. Закон позволяет женщине развестись, но происходит это очень редко.

Сирия

Сирия - одна из стран где разрешено многожёнство

Для сирийского мужчины семья является основой жизни. К браку юношей в Сирии готовят заранее, а вступление в брак обсуждается между родственниками задолго до свадьбы.

Мужчина должен подтвердить своё материальное положение, а, решив завести несколько жён, он должен быть уверен, что сможет обеспечить им достойную жизнь. Девушки в Сирии выходят замуж довольно рано, и их не сильно беспокоит, что она не единственная.

Афганистан

Афганистан

Среди народностей, населяющих Афганистан, многожёнство — это историческая и национальная традиция. За многолетнюю историю полигамного брака в афганских семьях сложились свои добрые традиции и правила.

Все жёны живут мирно, а детей считаются общими. От каждой дети получают равное количество ласки и любви. Между жёнами строго распределены обязанности по ведению хозяйства. Возможно, бывают разногласия, но все женщины одного мужчины не считают себя соперницами.

Египет

Египет

В развитой африканской стране многожёнство скорее дань культурной традиции. В стране полигамных семей всего 5%. Такая малая цифра обусловлена материальными факторами.

По закону многоженец должен одинаково относиться и содержать своих благоверных. Если одна получает в подарок дорогое ювелирное украшение, все остальные должны получить разнозначные подарки. Есть ещё один момент. Если первая жена не может родить, можно взять в жены другую женщину, не разводясь с первой.

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия - одна из стран где разрешено многожёнство

Законы Шариата, действующие в стране, значительно ограничивают общественные и семейные права женщин. За любое неповиновение мужу, или нарушение строгих правил, представительницы прекрасного пола жестоко наказываются.

Многожёнство разрешено, но и здесь, как во многих мусульманских странах, муж финансово обеспечивает всех своих жён. Общаться замужняя женщина может только с мужем, а также с близкими родственниками мужского пола.

Алжир

Алжир

Во-вторых, мужчина должен обеспечить всех своих жён. Суд рассматривает доходы жениха, и принимает решение о разрешении многожёнства. Алжирским мужчинам разрешается вступать в брак с представительницами любой религии и национальности, но дети, рождённые в алжирской семье, принимают только мусульманство.

Пакистан

Пакистан

В 1965 году в мусульманской стране был принят закон, разрешивший многожёнство. В законе есть примечание. Все последующие браки мужа заключаются только с согласия первой супружницы.

Исламские законы строго регулируют отношения юношей и девушек. Решение о свадьбе принимают родственники, а браки заключаются чаще всего в пределах одного клана. Молодёжь Пакистана стала перенимать западную традицию свиданий и ухаживания. Но всё это происходит тайно, чтобы не компрометировать семью.

Конго

Конго

Гражданский кодекс африканского государства разрешает мужчинам иметь больше одной жены. Первая жена, которую мужчина берёт в жены, становиться старшей.

Супруга даёт разрешение на последующие браки своего благоверного. Случается, что она активно участвует в процессе поиска будущей избранницы своего мужа. Гражданское законодательство также регламентирует отношения между супругами. Муж должен содержать жён, обеспечить защиту.

Мьянма

Мьянма

Власти пошли на разрешение многожёнства по причине демографического неравенства. В среднестатистическом поселении Мьянмы на 80 незамужних женщин приходится 8 мужчин. Государство также поощряет рождение детей. Семья может завести столько малышей, сколько в состоянии вырастить и обеспечить.

Нигерия

Нигерия

Правом на многожёнство, разрешённое гражданским кодексом, пользуются в основном мужчины, исповедующие ислам. Мусульманское население компактно проживает на севере африканской страны.

Закон разрешает жениться на четырёх женщинах, но нигерийцы часто нарушают эту норму законодательства. К примеру, рекордсменом считается Мухаммед Белло Масаба, который содержал 84 жены. Мужчины, проживающие на юге и в центральной части Нигерии отдают предпочтение традиционному браку.

Бруней

Бруней - одна из стран где разрешено многожёнство

Первая жена султана спокойно воспринимала последующие браки правителя со стюардессой и известной журналисткой. Законы шариата суровы, а потому изменницу в этой стране свободно могут закидать камнями.

Сенегал

Сенегал

Многожёнство в Сенегале обусловлено демографической диспропорцией. Женское население значительно преобладает над мужским. Ещё один фактор, это мусульманская вера, которая не возбраняет подобные браки.

Многожёнство в стране показатель зажиточности мужчины. Он не может жениться, пока не построит собственный дом, в который приведёт избранницу. Есть традиция выбирать себе жену ещё маленькой девочкой, а играть свадьбу, когда она повзрослеет.

Гвинея

Гвинея

В западноафриканской стране многожёнство было официально запрещено до 2018 года. Но такие случаи, несмотря на запрет, были частым явлением в религиозных браках.

После долгих и жарких споров власти страны приняли поправки в семейное законодательство. Согласно поправкам мужчина может брать в жены больше одной женщины. Женские общественные организации выступили против. Но отдельные протесты не смогли противостоять многовековой традиции.

Танзания

Танзания - одна из стран где разрешено многожёнство

В африканской стране много одиноких женщин, которые не могут выйти замуж и родить ребёнка. Рождение детей вне брака осуждается обществом.

Чтобы решить проблему одиночества среди прекрасного пола, президент Танзании призвал мужчин жениться на двух и более женщинах. Официально это запрещено, но наказывать за нарушение никто не собирается.

Бутан

Бутан

Полигамные браки в королевстве не разрешены на законодательном уровне, но многожёнство довольно распространённое явление в небольшой азиатской стране. Есть у этого явления свои национальные особенности.

Четвёртый по счёту король Джигме Сингье Вангчук, правивший с 1972 по 2006 год, был женат на четырёх родных сёстрах. Мужчины Бутана могут взять в жены всех девушек одной семьи, но обязательно с согласия первой. Живёт такая семья обычно в доме вышедших замуж сестёр.

Заключение

В каких странах разрешено многожёнство

Зародившись в глубокой древности, полигиния остаётся довольно распространённым явлением современной жизни. В мире многожёнство официально разрешено в 50 странах мира, и только одна из них немусульманская. Это загадочная буддистская Мьянма. Отметим, что институт брака различает два вида многожёнства. Первый, это сороральное, когда все жены являются сёстрами, и второй вид, при котором жёны не являются кровными родственниками.

Вот мы и узнали в каких странах разрешено многожёнство. Если вам известны другие страны или регионы, где это практикуют, напишите об этом в комментариях. TherBiggest ждёт ваших мыслей об этом.

Действительно, госпожа Захарова, как минимум права, в том, что в европейском правопорядке прослеживаются явные двойные стандарты и избирательный подход в правоприменении в зависимости от соответствия явлений и заявителей тем ценностям и убеждениям, которые разделяются государствами и большинством в странах Запада. А именно европейский правопорядок последовательно продвигает идею о том, что государства не имеют права дискриминировать граждан в зависимости от их мировоззренческих убеждений и обязаны уважать частную, семейную жизнь каждого вне зависимости от формы организации семейного союза (ст. 8 Европейской Конвенции).

Однако такой подход стран Западной Европы и их юридические требования уважать любую форму семейного союза граждан, которые созданы на добровольной основе совершеннолетними дееспособными людьми, действуют ровно до тех пор, пока это соответствует убеждениям и ценностям большинства в Европе. Как только речь заходить о полигамном союзе, в первую очередь о многоженстве согласно нормам ислама, европейский правопорядок тут же забывает о своих призывах уважать семейную, частную жизнь каждого, запретах дискриминации и начинает вести себя точно как Российская Федерация, которая заявляет о своих ценностях, традиции общества.

Подчеркну, в настоящей публикации под полигамным мусульманским браком речь идёт только о добровольном равноправном союзе совершеннолетних дееспособных граждан, где согласно нормам ислама права и свобода женщины должны быть защищены наилучшим образом. Любые отступления от такого принципа, где нарушаются права и интересы женщины, есть грубое нарушение норм исламского семейного права, которые не просто не отражают суть данного института, а противоречат канонам ислама, и не должны вводить в заблуждение обывателя относительно природы семейного религиозного союза.

Вопрос о полигамном браке отнюдь непраздный. Данный институт мусульманской жизни не распространён в России, является довольно редким, но всё же встречается и не только в регионах традиционного проживания граждан, исповедующих религию ислам (коренные народы нашей страны, а не мигранты, прошу заметить). И нередко возникают вопросы касательно социальной защиты второй неофициальной супруги, детей, рождённых в таком союзе, имущественные, наследственные последствия, возможность доступа второй супруги в учреждения здравоохранения и получение документов, содержащих медицинскую тайну, в случае критического состояния второй супруги, и много иных подобных вопросов. В целом полигамный брак (многожёнство) не предусмотрен в законодательстве большинства мусульманских стран. А некоторых государствах СНГ, где большинство граждан составляют мусульмане, за многожёнство предусмотрена уголовная ответственность, которая есть пережиток или дань советской антирелигиозной государственности, хотя реальных уголовных дел по таким составам единицы.

Конституционный суд Российской Федерации высказывался по вопросу полигамного мусульманского брака в российском правопорядке:

«Российская Федерация является светским государством (часть 1 статья 14 Конституции Российской Федерации), а потому те или иные религиозные установления и правила, допускающие полигамию брачных союзов, иной подход к решению этого вопроса в ряде других государств, не могут оказывать влияния на государственную политику в области семейных отношений, основные начала которой характеризуются, в частности, принципом единобрачия (моногамией), исходящим из отношения к браку как биологическому союзу только одного мужчины и одной женщины, что не допускает одновременного нахождения в нескольких браках (Определение от 18.12.2007 № 851-О-О).

Вернёмся снова к нашим европейским партнерам. Например, если проживающий во Франции иностранец имеет несколько жен и проживает во Франции с первой супругой, то право на воссоединение семьи не распространяется на другую супругу и ее детей (исключения допускаются только в отношении тех детей, которые лишены за пределами Франции родительской опеки). Тем самым, во Франции полигамный брак официально является основанием для отказа в уважении частной жизни личности[2].

Аналогичные нормы, на основе которых не признаются и не придают правовые последствия полигамному мусульманскому браку, действуют практически во всех государствах Европы.

Ни в одном государстве Европы на сегодня не разрешены полигамные браки, в частности многоженство. Однако европейский правопорядок не видит в этом абсолютно никаких правовых проблем и на законодательном уровне последовательно подвергает дискриминации указанную группу граждан, почему-то забывая о декларируемой им же гарантии уважения частной жизни граждан.

На каком основании европейские страны могут отстаивать свои принципы, ценности, традиции и на основании этого не признавать полигамные браки мусульман, а Российская Федерация точно также только на основе уже своих ценностей и убеждений не может не признавать однополые браки?

Или на каком основании европейский правопорядок признает за своими убеждениями относительно форм семейного союза единственное преимущество и монополию на истину, тем самым защищая ЛГБТ-браки, но совершенно отвергая полигамные браки, построенные на основе норм религии? Или ЛГБТ-сообщество имеет преимущество в правах по сравнению с людьми, исповедующими другие убеждения относительно семейной жизни? На каком основании, по мнению ЕСПЧ, ЛГБТ-сообщество имеет свободу реализовывать свои убеждения касательно семейной (интимной) жизни, а мусульмане такого права должны быть лишены?

В данном случае я не вижу разницы между европейскими странами, которые не признают полигамные мусульманские браки, с одной стороны, и Российской Федерацией, которая, со своей стороны, не признает однополые союзы. И в первом, и во втором случае речь идет о принятых убеждениях в качестве правовых ценностей государства и соответствия им разных форм семейной жизни: страны секулярной Европы не признают полигамный мусульманский брак по причине несоответствия этого института либеральным установкам, точно по такому же принципу Российская Федерация не признает однополые союзы в силу противоречия такой формы союза консервативно-традиционным ценностям российского общества. Возникает вопрос, почему одним можно дискриминировать определенную группу граждан на основе своих ценностей и убеждений, а другим нельзя? Или у нас уже установлена не только монополия на толкование Европейской Конвенции, но и монополия на истину в интимной жизни человека: государства, по смыслу ЕСПЧ, должны поддерживать только ЛГБТ-союзы, но не религиозные браки? Тогда чем ЕСПЧ отличается от тех государств, которых сам же подвергает критике за дискриминацию определенной группы граждан? На мой взгляд, абсолютно ничем. Просто разные критерии, но та же самая дискриминация.

Данной заметкой я не призываю ввести в законодательство Российской Федерации институт полигамного брака (в частности, многоженство), ибо довольно скептически к нему отношусь (на мой взгляд, последнее есть архаичное явление жизни, однако можем ли мы ограничивать свободу других и запрещать им добровольно и осознанно вступать в такие браки?), а также не выступаю против признания юридических последствий однополых партнерств. Здесь я попытался показать прежде всего противоречивость и явное лицемерие некоторых правопорядков, межгосударственных прежде всего, в области реализации свободы граждан самим решать, в каком союзе им состоять и как строить свою интимную жизнь.

Читайте также: