Верно ли что власть это право командовать и возможность заставлять других подчиняться себе

Обновлено: 04.07.2024


2. Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если в ранние годы семья не заложила человеку ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Но вот парадокс: человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Сейчас мы стремимся обособиться, уединиться.

Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений мы всё же принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга, профессию, круг интересов.

Момент обращения человека к творчеству позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.


7. Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чем больше мы вкладываем душу, тем сильнее боль измены. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга больнее ножевого удара врага.

Многие напрасно надеются, что у предателя проснётся совесть. Но её у него нет. Один раз предав, человек предаст снова и снова.

Надо ли перечислять всё, что может пробудить интерес ребёнка к природе? Вырастая, человек должен постигать умом, как всё взаимосвязано в живом мире, как этот мир прочен и уязвим одновременно.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если о ней забыть, то можно сбиться с пути. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.

Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения, при которой человек, не уверенный в себе, становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в нем только средство получения удовольствия. Мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Но память человека со временем ослабевает. К тому же все меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать о войне. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие и умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков.


21. Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Доброта приходит как дар.

Чужая доброта - теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.


22. Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, увеличивают словарный запас человека, вырабатывают чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение развивает логическое мышление. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и духовное развитие. После прочтения классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.


24. Что такое хорошая книга? Книга должна быть увлекательной и интересной, написана богатым языком, нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Всю работу по дому она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

Некоторые ученые полагают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках, и в этом смысле власть есть осуществление влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властью продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи утверждают, что власть представляет собой такие взаимоотношения между людьми (группами людей), сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что власть – это стремление к достижению равновесия.

  1. Природа власти, ее социально-психологические основы и источники

Природа власти. Если исходить из того, что власть – способность индивидуума или групп влиять на поведение других в соответствии со своими желаниями, то можно выделить следующие ее аспекты:

– власть – это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;

– власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. “Х” имеет власть над “Y” в вопросе “А”, но не в вопросе “В”;

– власть относительна: “Х” имеет над “Y” больше власти, чем “Z”;

– власть “ситуационна”, т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;

– власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);

– власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказывать давление.

Социально-психологические основы власти. Общественные законы —суть законов сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество – это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно, власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле ими подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия видны во всех отношениях между людьми.

Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Основные элементы власти.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание власти, появляющееся в распоряжениях или приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладать авторитетом и т.д. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации, политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Специалисты в области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания.

Власть, базирующаяся на привычке, т.е. обычае повиноваться, имеет менее болезненный характер. Привычка – надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока она не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Власть, построенная на интересе, побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения – на основе убежденности, авторитета и идентификации. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.

Сила власти, подчиненность объекта субъекту зависит также еще от одного важного фактора — неравенства. В основе подчинения одного человека другому (объекта субъекту) может лежать неравенство. Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее конкретных участников. Например, руководитель предприятия, лидер партии обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для подчиненных.

Существование общества прежде всего зависит от безопасности всех живущих в нем. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол. Как отмечает В. Соловьёв: “Требование личной свободы, чтобы оно могло осуществиться, уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом. Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой. Из их встречи рождается право”.

Власть вовсе не является непременно, результатом насилия, подавления одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество. Искание над собой власти, свободное желание подчинения вовсе не есть выражение слабости. Подобно тому как стремление к независимости может порождаться не только могучей силой, но также грубой необузданностью натуры, тщеславием, так и стремление к подчинению не всегда является результатом слабости.

Таким образом, власть неизбежно оказывается следствием психической природы человека. Однако, как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.

В связи с этим, людям вовсе не нужно создавать власть. Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливая известный порядок. Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти. Анализ общественного мнения показывает, что требование навести твердый порядок в стране находится на одном из первых мест в системе ценностей. Вместе с тем в обществе все прочнее утверждается идея о том, что вряд ли можно достичь этого порядка, если в стране нет сильной власти. Совершенно отчетливо проглядывается ситуация, когда люди, обеспокоенные судьбой страны и своей собственной, ищут властного непререкаемого воздействия, которому бы подчинилось все население со всеми его разнообразными потребностями и интересами, и в котором бы наше общество обрело порыв к деятельности. Власть, занимающуюся призывами, народ поддерживает только на первых порах. Если же она свои обещания не реализует, то крах такой власти неизбежен. Народ требует от власти действий, пусть даже эти действия будут и ошибочны.

Да, власть требует подчинения. Но люди, подчиняясь ей, не жертвуют своей свободой. Они вместо подчинения стихийным силам подчиняются сами себе, т.е. тому, что сами осознали необходимым. Люди лишь выходят из слепого подчинения внешним обстоятельствам и приобретают независимость как первое условие свободы.

Источники власти.

В классификации ресурсов О.Тоффлера выделяются три основных источника власти – сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние.

Источники власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов источников власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности.

Экономические источники. Источниками власти могут быть материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые, занимаемое положение и владение информацией, а также знание, опыт, особые навыки, нередко и организация. Роль тех, кто организует и направляет усилия специалистов, профессионалов, экспертов ценится очень высоко, ибо позволяет осуществлять власть. Организация выступает средой для становления отношений, способствующих не только мобилизации ресурсов людей, но и претворению в жизнь принимаемых решений. И должность, и опыт, и знания имеют смысл и реализуются через организацию: то, что не под силу одному, достигается усилиями организации.

Социальные источники. Они представляют собой способность повышения или понижения социального статуса или ранга. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти. Так, например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п., например источником власти выступает харизма, т.е. культ личности руководителя. Она обладает большой гибкостью, не требует ни длительного времени для своего формирования, ни рационального набора общепризнанных норм. Руководитель харизматического типа часто становится национальным героем, символизирующим идеалы страны.

Культурно-информационные источники. Это знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.

Принудительные (силовые) источники. Общепризнанным источником власти является сила. Поэтому власть в сознании людей часто отождествляется с насилием. Оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы – высших ценностей.

Демографические источники. Специфическим источником власти является и сам человек. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические источники), солдат и членов партии (политико-силовые источники), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные источники) и т.д. Личность выступает источником власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только источник власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делая реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам);

-господство, руководство, организация и контроль.

Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга.


Власть есть потенциал, способность (возможность) субъекта оказать определенное воздействие на объект; она может существовать и без своего воплощения в сознании и (или) поведении объекта. В ряде случаев субъект предпочитает отложить реализацию своих намерений или полагается на то, что желаемый результат будет достигнут и без его вмешательства. Иными словами, субъект может обладать властью над объектом, не осуществляя ее.

Таким образом, власть существует только тогда, когда именно субъект (а не какой-то иной фактор) ответствен за ее результат. Соответственно, не все случаи вынужденного поведения объекта (когда объект действует вопреки своим интересам) следует считать результатом осуществления чьей-то власти: во многих ситуациях неспособность объекта реализовать свои интересы имеет причину в нем самом, например в его неорганизованности, нежелании расходовать свои ресурсы и энергию и т. п., а не во внешних факторах.

Ресурсы бывают самыми разнообразными. В принципе любые предметы (вещи, свойства) могут стать основой подчиняющего воздействия. Например, вода, воздух, пища (при их нехватке), красота, физическая сила, ум, важная информация, организация и т. д. Традиционно выделяются несколько различных типов ресурсов. Принудительные ресурсы (оружие, административные наказания, физическая сила, полиция и т. п.) используются для создания угрозы объекту в случае невыполнения им воли субъекта. Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, земля, продвижение по службе и т. п.) действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться субъекту. Знания (образование, информация, ум, СМИ, эксперты и др.) позволяют субъекту обладать авторитетом и (или) осуществлять власть в форме убеждения и манипуляции. Нормативные ресурсы (законы, права, полномочия, служебные привилегии, традиции, статус и т. п.) придают командам субъекта обязательность; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе.

Однако не все возможные средства воздействия на объект являются ресурсами власти, поскольку многие из них не контролируются субъектом и недоступны ему. Кроме того, эффективность ресурсов власти существенно варьируется в зависимости от объекта. Некоторые ресурсы, весьма эффективные в отношении одних людей, не оказывают существенного влияния на других. Например, деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; легальная позиция может и не оказать воздействия на лиц, не привыкших к соблюдению правовых норм; богатство, орудия принуждения, должностные полномочия окажутся бессильными при попытке осуществить власть над религиозным фанатиком. Поэтому в политическом анализе важно не смешивать всю совокупность средств политического влияния, которые имеются у субъектов политики, и ресурсы, которые могут обеспечить им необходимый результат в отношениях с определенными индивидами, группами или организациями. Другими словами, вещи становятся ресурсами власти только в отношении определенных объектов.

Ресурсы власти обеспечивают подчинение объекта не в любых ситуациях, а только при наличии определенных условий. Оружие не может стать средством власти, если те, на кого оно направлено, находятся в безопасном месте; земля и другие природные ресурсы и ценности обладают потенциалом подчинения только в том случае, если не являются общедоступными. Кроме того, ресурсы власти могут стать основой властного отношения только в том случае, если субъект обладает соответствующими знанием и умением их использовать: богатство обеспечивает победу на выборах только тогда, когда оно применяется рационально и эффективно.

Но даже полная мобилизация ресурсов не гарантирует возникновения власти, поскольку власть, как уже отмечалось ранее, зависит не только от субъекта, но и от объекта, его ресурсов сопротивления. С этой точки зрения объяснение власти требует рассмотрения не столько ресурсов субъекта, сколько соотношения ресурсов субъекта и объекта, возможностей сторон использовать их при разрешении конфликтных ситуаций.

Способность субъекта обеспечить подчинение объекта принимает разнообразные формы. Классифицировать их можно по разным основаниям. По субъекту власти различаются индивидуальная и коллективная власть; по сфере проявления – экономическая власть, политическая власть, власть в семье, в бюрократической организации и т. д.; по уровню существования – власть на мегауровне (между обществами и крупными социальными общностями), макроуровне (центральные властные институты общества), мезоуровне (органы власти, подчиненные центральным институтам), микроуровне (межличностные отношения и отношения между небольшими группами людей); по последствиям осуществления – деструктивная, продуктивная и интегративная и т. д. Наиболее распространенной классификацией форм власти является классификация по источнику (источникам) подчинения, отражающая наиболее существенные различия между способами и механизмами воздействия субъекта на объект. По данному основанию различаются следующие формы власти: сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция и авторитет.

Власть в виде силы означает способность субъекта достичь желаемого результата в отношениях с объектом либо путем непосредственного воздействия на его тело или психику (применение оружия, физической силы, психотропных веществ и т. д.), либо с помощью ограничения его действий (заключение под стражу, сидячая забастовка). В отличие от других форм власти сила исключает альтернативы действия объекта, не давая ему возможности сделать выбор: с людьми обращаются как с физическими объектами.

В принуждении источником подчинения объекта команде субъекта выступает угроза применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения, т. е. угроза силы или каких-либо иных мер воздействия (понижение по службе, лишение прав, арест и т. д.). Хотя сила и принуждение нередко воспринимаются как одно и то же, концептуальное различие между ними является необходимым, поскольку они имеют разные источники подчинения и разные способы осуществления.

Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован. В отличие от принуждения, связанного с негативными санкциями, в процессе осуществления побуждения нежелание объекта следовать распоряжениям субъекта преодолевается с помощью позитивных санкций, обещания вознаграждения (продвижение по службе, повышение заработной платы, приобретение известности и т. п.).

В убеждении источник власти заключается в аргументах, которые субъект может использовать для подчинения объекта. В отличие от принуждения и побуждения, которые внешне могут выглядеть как убеждение, последнее подразумевает отсутствие конфликта между субъектом и объектом; у объекта есть выбор принять или не принять аргументы субъекта, который не ограничен позитивными или негативными санкциями со стороны субъекта.

Манипуляция как вид власти основывается на способности субъекта осуществлять скрытое влияние на объект. В отличие от других видов власти, манипуляция может иметь место без команды субъекта и даже тогда, когда объект не знает о самом существовании субъекта. Хотя с точки зрения объекта манипуляция выглядит как убеждение, это разные виды власти. В процессе убеждения субъект не лишает объект (сознательно) необходимой информации, поскольку ему нужно, чтобы объект принял его точку зрения. Напротив, манипулируя, субъект не хочет, чтобы объект мыслил так же, как и он сам, поэтому сознательно ограничивает поток информации для объекта.

Манипуляция имеет две основные формы. Во-первых, субъект осуществляет скрытый контроль над объектом в процессе коммуникации, делая объекту замаскированные предложения путем селектирования поступающей объекту информации, например утаивая важную информацию, недоступную объекту из других источников. Этот вид манипуляции проявляется в рекламной деятельности и многих формах политической пропаганды. Другой ее вид связан со способностью субъекта изменять окружение объекта; с помощью этого он вызывает желаемую для него реакцию объекта без непосредственного взаимодействия с ним. Управляющие промышленными предприятиями манипулируют поведением рабочих с помощью корректировки служебных инструкций, системы начисления заработной платы, стимулов и т. д. Другим примером данного вида манипуляции является изменение цен, осуществляемое торговыми компаниями. Среди всех форм власти манипуляция пользуется, пожалуй, самой дурной репутацией, поскольку объект не осознает власти над собой и считает, что действует самостоятельно.

Роль убеждения и манипуляции в современной политике существенно возросла в связи с усилением влияния СМИ и появлением новых коммуникативных технологий. В демократическом обществе силовые ресурсы постепенно утрачивают доминирующее положение в системе социального контроля и политика становится все более зависимой от состояния сознания различных групп населения.

Источником подчинения объекта во властном отношении в форме авторитета выступают определенные характеристики субъекта, которые делают объект обязанным принять команду субъекта независимо от ее содержания. Ими могут быть персональные характеристики субъекта (знания, профессионализм, моральные качества и т. п.), его легальный (правовой) статус (должность, права, привилегии), а также традиции, дающие субъекту неформальное право командовать объектом (отношения между родителями и детьми, младшими и старшими, мужчиной и женщиной, патрицием и плебеем и т. д.). В соответствии с источником подчинения, авторитет бывает персональным, легальным или традиционным.

В отличие от силы и манипуляции авторитет всегда зависит от восприятия объекта и обязательно результируется в его повиновении команде субъекта. Границы между авторитетом (особенно легальным) и принуждением часто бывают размыты. Однако в чистом виде авторитетного отношения подчинение объекта субъекту является добровольным, без восприятия команды субъекта как угрозы. Объект повинуется, поскольку рассматривает свое повиновение как должное. Отношения авторитета имеют место в ситуациях, где объект следует распоряжениям субъекта либо вообще не размышляя над его содержанием (он безразличен к команде, т. е. не имеет какой-либо причины сопротивляться ей или просто не способен оценить ее последствия), либо преодолевает свое внутреннее сопротивление, поскольку доверяет объекту или рассматривает свое повиновение как обязанность.

Авторитетные отношения, прежде всего легальный авторитет, составляют ядро политики. Они лежат в основе государственной власти, обеспечивающей единство и целостность общества. Естественно, что субъекты политики стремятся к установлению отношений авторитета, поскольку никакая власть не может бесконечно долго опираться на силовые и принудительные ресурсы. Стабильность политической жизни и эффективность власти напрямую зависят от того, насколько добровольно граждане принимают существующую политическую систему и сложившуюся властную иерархию, т. е. от легитимности политической власти.

Однако кроме государственной власти в сфере политики есть и другие формы властных отношений, также оказывающие существенное влияние на жизнедеятельность больших групп людей. Поэтому сведение политической власти к власти государственной ведет к недооценке роли негосударственных структур политической власти (партии, группы давления, церковь и др.), системы разделения властей, сдержек и противовесов в механизме функционирования государства и отношений между различными элементами политической системы.

Формы политической власти

Основными формами политической власти являются государственная власть, политическое влияние и формирование политического сознания.

Формы государственной власти классифицируются по различным основаниям. Например, в соответствии с определенными функциями отдельных государственных структур, различаются законодательная, исполнительная и судебная формы государственной власти; в зависимости от уровня принятия государственных решений, государственная власть может быть центральной, региональной и местной. По характеру взаимоотношений между ветвями государственной власти (формам правления) различаются монархия, президентская и парламентская республики; по формам государственного устройства – унитарное государство, федерация, конфедерация, империя.

Политическое влияние – это способность политических субъектов оказывать целенаправленное воздействие (прямое или косвенное) на поведение государственных служащих и принимаемые ими государственные решения. Субъектами политического влияния могут быть как обычные граждане, организации и институты (в том числе иностранные и международные), так и государственные структуры и служащие, обладающие определенными легальными полномочиями. Но государство не обязательно наделяет последних правом осуществлять данные формы власти (влиятельный государственный чиновник может лоббировать интересы какой-то группы в совершенно иной ведомственной структуре).

Политическое влияние в форме непринятия решений широко распространено в политической практике. Следствием реализации стратегии непринятия решений стало, например, отсутствие важных законов об охране окружающей среды в тех городах, где крупные и влиятельные экономические концерны (главные виновники загрязнения окружающей среды) препятствовали любым попыткам принятия этих законов, поскольку это было им экономически невыгодно. В тоталитарных режимах целые блоки проблем считались необсуждаемыми по идеологическим основаниям (руководящая роль коммунистической партии, право граждан на инакомыслие, возможности организации альтернативных политических структур и т. п.), что позволяло властвующей элите сохранять основы своего господства.

Хотя связь между формированием политического сознания и государственными решениями носит только опосредованный характер, это не означает, что оно играет второстепенную роль по сравнению с другими формами политической власти: в стратегическом плане привитие населению стабильных политических ценностей может быть важнее тактических выгод, получаемых в результате решения текущих вопросов. Формирование определенного политического сознания фактически означает производство и воспроизводство благоприятных для субъекта власти структурных факторов (действующих независимо от субъектов политики), которые в определенный момент будут работать в его пользу независимо от конкретных действий и специфики ситуации. При этом политический эффект данной формы власти во многих случаях может быть достигнут относительно быстро. В частности, под влиянием каких-то особых событий, в периоды революций и резкого обострения политической борьбы воздействие на сознание людей с целью их политической мобилизации может привести практически к мгновенному вовлечению в сферу политики значительных групп населения, до этого не осознававших необходимость своего политического участия. Это происходит в силу того, что переломный характер ситуации существенно усиливает интерес людей к политике и тем самым подготавливает их к принятию новых политических установок и ориентаций.

В настоящее время политический эффект данной формы власти возрастает. Это связано не только с совершенствованием технических возможностей воздействия на сознание людей (новые психотехнологии, изменение информационной инфраструктуры и т. д.), но и с развитием демократических институтов. Демократия предполагает наличие каналов непосредственного влияния граждан на принятие политических решений и зависимость решений от общественного мнения: правящие элиты не могут игнорировать мнение больших групп людей – хотя бы потому, что в ином случае их нынешнее положение в политической системе окажется под угрозой. Зависимость конкретных политических решений от общественного мнения бывает непросто зафиксировать эмпирически, однако ее наличие в либерально-демократических системах представляется достаточно очевидным.


Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

Воздействие субъекта власти на поведение людей.

Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Сущность элемента власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Те, на кого направлена власть

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т. д.

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

Действует на основе права от имени всего общества.

Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства. Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Рационально-правовое или легальное господство

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Государственная власть

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

исполнительная — контролирует государственные дела;

судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

Объект власти — это тот, от кого она исходит.

Государственная власть ограничена территорией этого государства.

Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

Политика не может влиять на судебную власть.

Государственная власть — важная часть политической.

Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

Власть бывает личная и коллективная.

В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.


Вы, вероятно, сталкивались с такими людьми, будь то на работе или в других ситуациях. Они лично заботятся о каждой мелочи во всех делах, в которых они участвуют. Они полагают, что должны принимать участие в каждом решении и быть теми, кто говорит последнее слово, и в случае, если что-то идет не по их сценарию, они часто теряют контроль над собой и начинают хамить. Это властные люди, обычно трудно изменить их отношение к окружающим, поэтому нужно знать, как с ними правильно обращаться, чтобы не потерять себя и свое достоинство в их присутствии. Чтобы помочь вам в этом, здесь собраны советы по работе с доминирующими личностями.


Научитесь отличать, когда человек властен, а когда он просто пытается убедить

Когда кто-то представляет разумные факты и аргументы, которые показывают, что что-то стоит делать определенным образом, а право выбора и принятия решения остается за вами – это просто попытка убеждения. Она может принести положительный результат, а может и не сработать, но при этом является законной и правдоподобной, поэтому ее не следует рассматривать как господство над вами. С другой стороны, если кто-то пытается обманывать, манипулирует и делает из всего трагедию – это уже попытка оказать психологическое давление.


Их поведение диктуется хорошими намерениями

Когда вы распознаете кого-то с тенденциями доминирования, вам будет трудно не заметить то, как этот человек повсюду сует свой нос и в целом ведет себя отвратительно. Вы почувствуете, что их поведение, когда они вмешиваются в чью-то работу до мельчайших деталей, не нравится никому. В то же время попытайтесь выявить у него положительные черты и осознать, что по крайней мере он обладает высокой трудовой этикой. Это, вероятно, поможет вам правильно относиться к его словам и поступкам.

На самом деле доминирующий человек не специально ведет себя так, чтобы преднамеренно раздражать вас или усложнять вашу работу. Если это так, то это совсем другая история – фанатизма или навязчивого поведения. Скорее всего, он просто увлечен своей работой и хочет, чтобы она выполнялась профессионально – даже если это означает, что его подход к делу будет восприниматься другими как раздражающий. По меньшей мере вы должны признать ценность этого человека и тот факт, что он одержим тем, что он делает, и идет в нужном направлении. В то же время это не дает ему права диктовать, что вам делать до мельчайших деталей.


Не пытайтесь их контролировать

Иногда это может быть очень заманчиво – попытаться поставить на место властного человека и отплатить ему той же монетой. Но это не принесет вам никакой пользы. Более того, это может спровоцировать в дальнейшем отрицательное отношение к вам, которое приведет только к ухудшению проблемы и никоим образом не разрешит ее.


Не бойтесь высказывать свое мнение

Все мы знаем, что властные люди склонны считать, что методы и тактики, которые они используют, являются лучшими. Но это не означает того, что вы не имеете права на независимость и самостоятельность. Если вы абсолютно не согласны с выбранными ими путями решения проблем, не стесняйтесь отстаивать свою точку зрения и без страха высказывать свое мнение. Если властный человек – ваш коллега по работе и находится на одинаковом с вами уровне полномочий, это не должно быть для вас проблемой. Объясните ему и другим сотрудникам, почему вы решили действовать по-своему усмотрению, а не так, как вам диктуют. При этом не нужно оправдываться за ваш выбор.

С другой стороны, если этот человек занимает более высокое положение, чем вы, может показаться немного сложнее встать и высказать свое мнение. Однако даже в этом случае постарайтесь сохранить свою независимость и найти возможность четко заявить о своей позиции. Обоснуйте свое мнение, и ваш начальник, возможно, поймет, что оно верно и поможет достичь желаемого результата. Тогда ему будет намного сложнее настаивать на своей точке зрения.


Вы должны уметь не просто выражать свое мнение, а научиться отказывать властным людям и не подчиняться их требованиям, чтобы они оставили вас в покое. Вы должны понимать, что несмотря на то, что они преданы своей работе и увлечены ею, они тщательно пытаются скрыть то, что в действительности происходит у них в голове. Если вы не согласны с их требованиями, они, как правило, очень эмоционально на это реагируют.


Задавайте им вопросы и постарайтесь поддерживать содержательный разговор

Доминирующим людям нравится отдавать указания, распределять роли и функции. Ваша реакция часто заключается в том, что вы либо игнорируете их, либо пытаетесь как-то под них подстроиться или же противостоите им. Чтобы прекратить эту обычную рутину, которая, вероятно, не приносит положительных плодов, попробуйте другую тактику: постарайтесь завести с ним интересный разговор на тему, над которой вы сейчас работаете.


Не стесняйтесь прибегать к помощи извне

Если вы чувствуете, что ваши отношения с властным человеком полностью вышли из-под контроля и вы не можете с ним договориться о своих обязанностях, не стесняйтесь обращаться за помощью извне. Это означает, что нужно подойти к какому-нибудь авторитету. Им может быть человек в возрасте, работающий в вашей организации, или близкий родственник, которого вы считаете объективным и способным наладить между вами диалог.

Это может быть похоже на поведение ребенка, которого вы стараетесь избегать, насколько это возможно. Но если вы в последнее время так и не смогли достичь прогресса в отношениях с этим человеком и испробовали все способы, этот шаг может помочь. Запишитесь на прием к человеку, которого вы выбрали в качестве посредника, и попросите его высказать свое мнение, чтобы решить некоторые вопросы, с которыми вы не согласны.

Работайте над своей самооценкой

Читайте также: