Верховное командование армией в риме в период республики осуществлял кто

Обновлено: 07.07.2024

Как гражданское ополчение латинского города стало великой армией античного мира.

Изначально Рим сформировался как торговый и пограничный пост этрусков для защиты дороги по которой перевозили соль (Страбон), от враждебных племен: сабины, эквы, вольски и др. При этом в городе проводилась политика привлечения новых поселенцев независимо от этнической принадлежности. Основными видами деятельности у римлян были скотоводство, торговля и охрана торгового пути. Только при Тарквинии Древнем римляне стали массово заниматься земледелием.

Первый правитель Рима Ромул (VIII в до н. э.) дал начало формированию войска на стадии перехода римской общины от первобытного строя к государственному и разделил граждан на 30 курий и 3 родовые (гентильные) трибы (по 10 курий в каждой). Все совершеннолетние и способные сражаться граждане были обязаны находиться в постоянной готовности к войне.

Термин легион (связывать, избирать), появился при Ромуле — так называлось войско, с которым он выступил против правителя Альба-Лонги Амулия. Легион раннего Рима состоял из 3000 пехотинцев (по 1000 человек от каждой трибы) и 300 всадников (по 100 от каждой трибы). Пехота разделялась на 10 центурий, а конница на 10 декурий. Всадники выбирались из знатнейших родов и экипировались за свой счет.

По итогу курии формировали и конституировали в сакрально- правовом отношении общину до реформы Сервия Туллия, а в некоторых аспектах и после нее. Благодаря своим внутренним тесным родовым связям курии обеспечивали быстрое и бесконфликтное комплектование военного ополчения, а также верность членов общины военному вождю — царю (rех). Посредством принятия специального куриатного закона о вручении военачальнику высшей военной власти — империя — курии санкционировали (давали согласие) осуществление им своих полномочий. Одним из главных условий, ускорявших процесс слияния новых родов со старыми в единый Populus Romanus Quiritxum, было равное участие всех членов курий в войске

и народном собрании (комициях). Войско, таким образом, играло важную роль в вызревании единой римской общины.

В заключение стоит отметить, что куриатный способ комплектования войска в период царей имел как сильные, так и слабые стороны. Сильные стороны: простота набора непостоянных по численности куриатных отрядов и их лояльность общине и вождю. Каждый воин-общинник в бою ощущал локоть своих сородичей (причем не только в фигуральном смысле). Он был крепко связан не столько военной, сколько родовой дисциплиной. Слабые стороны проявлялись в отмеченном выше естественном стремлении родового коллектива к замкнутости. Кроме того, кровнородственный принцип построения войска сужал приток в него свежих, дополнительных сил. Тем самым военная мощь курии и общины в целом ставилась в зависимость от естественного воспроизводства мужского населения.

В ранний царский период, когда римская община еще не достигла своих демографических пределов и была открыта для принятия новых родов из соседних покоренных племен, эти отрицательные стороны еще были скрыты. Но в VII в. до н. э., как явствует из данных письменной традиции, образование новых курий и сравнительно легкое принятие новых родов в уже существующие сходят на нет, и вскоре тормозящая роль куриатного принципа формирования войска особенно ярко проявилась при столкновении римлян в конце VII и в VI в. до н. э. с таким сильным народом, как этруски. Этруски, как известно, ушли в своем развитии дальше римлян и создали мощную военную фаланговую систему (к которой римляне полностью перейдут только после революции 509 г. до н. э.). Противостоять ей римскому куриатному ополчению оказалось не под силу.

Проблема адаптации устаревшего типа комплектования войска под новые условия была решена римлянами не путем трансформирования старой куриатной системы, а созданием совершенно иной военной организации.

Эту миссию выпало осуществить шестому римскому царю Сервию Туллию.

Преемники Ромула продолжали развивать и совершенствовать военное устройство и учреждения Рима в зависимости от обстоятельств, придерживаясь курса первого правителя. Стоит отметить, что царь (rex) был избираемой фигурой и утверждался Сенатом.

Нума Помпилий (717–679 гг. до н. э.) укрепил дух граждан реформой религии. Тулл Гостилий (679–640) умножил количество всадников в двое – до 600 человек. Это было необходимо для своевременной готовности двух легионов. Также он ввел гимнастические и военные упражнения и утвердил в армии систему подчинения и порядок. Анк Марций основал поселение Остия в устье Тибра, что дало выход к Тирренскому морю. Это позволило римлянам получать технологии и ресурсы по морю от других государств (Великая Греция, Карфаген и др.). Тарквиний Приск, по прозвищу Древний (617–578) также увеличил численность кавалерии до 1200 человек (на четыре легиона).

Сервий Туллий больше всего внес изменений в римское войско. Античные источники сообщают нам, что реформы он начал проводить после длительных войн с этрусками. В первую очередь был установлен имущественный ценз среди граждан (патрициев и плебеев) Рима. Он учредил ежегодную перепись населения и разделил их на пять цензовых разрядов (классов) и 3 группы вне классов в зависимости от общей стоимости имеющегося имущества у каждого способного носить оружие жителя.

  • Первый разряд включал тех, чье имущество оценивалось в 100 тыс. ассов (по Геллию — в 125 тыс. ассов). Разделен был на 80 центурий, к которым прибавлялись 18 центурий всадников и патрициев.
  • Ко второму относились лица, располагавшие состоянием в 75 тыс. ассов, по 20 центурий.
  • К 3-му — 50 тыс., по 20 центурий.
  • к 4-му — 25 тыс., по 20 центурий.
  • к 5-му — обладавшие всего лишь 11 или 12,5 тыс. ассов, поделен на 30 центурий.
  • Первыми вне классов были ремесленники (fabri) – 2 центурии.
  • Вторыми -музыканты при войске (tubicines и cornicines) – 2 центурии.
  • Третьими и самыми многочисленными были граждане, не сумевшие собрать 11-12,5 тыс. ассов. Они именовались пролетариями и capite censi, и могли формировать только одну центурию.

Как ранее было отмечено, к 1 разряду прибавлялись 18 центурий конницы, которые составили особый, привилегированный корпус всадников (equites). При этом к шести сдвоенным древнейшим центуриям Тициев, Рамнов и Луцеров, учрежденным еще Ромулом и удвоенными Тарквинием Древним, были добавлены 12 новых центурий, которые были независимы от родоплеменного принципа комплектования. Таким образом, всего по реформе Сервия Туллия было создано 193 центурии, включая отдельную центурию пролетариев, отстраненных от военной службы.

Центурии различных разрядов были, несомненно, разной величины. Ведь еще Цицерон и Дионисий Галикарнасский обоснованно сомневались, могли ли самые богатые граждане в те времена составить целых 80 центурий по 100 человек каждая, т. е. 8 тыс. человек? Явно также, что центурии сениоров должны быть малочисленнее юниоров, так как немного людей в то время доживало до старости. Кроме того, Цицерон определенно свидетельствует, что в каждой центурии 2-5-го классов состояло больше людей, чем во всем первом разряде.

Изложенные вкратце данные римской письменной традиции демонстрируют, что Сервианская конституция в том виде, в каком она зафиксирована в источниках, охватывала все стороны жизни и общественного устройства римлян и именно поэтому возникают сомнения в том, могла ли она явиться плодом деятельности одного, даже очень неординарного лица.

Античные источники позволяют отметить еще одну особенность Сервианского устройства, а именно: деление центурий каждого разряда поровну по возрастам. Военнообязанные граждане — лица от 18 до 46 лет входили в центурии юниоров (младших), а пожилые, старше 46 лет, образовывали центурии сениоров (старших). Срок службы: в пехоте -16 лет, в случае надобности 20, в кавалерии – 10 лет (полных шестимесячных походов). Было установлено, что никто из граждан не мог получать гражданские звания и должности, не отслужив в пехоте 10 лет, а в коннице 5 лет. К трем прежним трибам добавилась четвертая, увеличив тем самым количество пеших воинов до 4000 человек. Численность конницы также увеличилась до 2400 (на 8 легионов).

Регулярность военной службы определялась величиной ценза. Дионисий Галикарнасский дает этому стройное обоснование. Оно сводится к тому, что: 1) лучший воин тот, кто владеет собственностью, ибо он заинтересован в эффективной защите ее, а значит, и всей общины; 2) так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен и получить наибольшее влияние в государстве; 3) наконец, все эти опасности службы компенсируются большей долей в военной добыче. Не стоит забывать, что военная добыча включала главным образом не награбленное имущество — оно в те времена было более чем скромным, а отнятую у врага треть территории, которая поступала в фонд общественной земли (agerpublicus).

Кроме того, членам каждого разряда предписано было определенное вооружение, количество которого с уменьшением величины ценза убывало. Это определяло место пехотинцев в боевом построении войска. Так, воины 1-го разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (осrеа), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) — копье (hasta) и меч (falcata или ксифос). Такое полное вооружение в целом соответствует типу снаряжения греческого гоплита.

Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах войска. Воины 2 го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою источники отводят им место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья — длинную hasta и метательный дротик verrutum; историк Тит Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча. В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую

линию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

Тактика, вооружение и построение тяжелой пехоты (гоплитов) римляне переняли от соседей этрусков, а те в свою очередь от греков-колонистов из Великой Греции (южные районы Апеннинского п-ва).

При построении легион делился на 3 (по числу триб) отделения, и на 30 центурий. Подобно греческой фаланге производились маневры и действия римлян в бою. При этом командиры не боялись экспериментировать и пытались дробить и делать более подвижными свои отряды. В последствии даже они были вооружены либо пилумами, либо метательными дротиками для атаки врага с расстояния. Четыре первых класса составляли тяжелую пехоту, стоя вплотную друг к другу в 2, а иногда и в 3 шеренги каждый. Пятый класс относился к легкой пехоте и действовал врассыпную, не имея определенного места в строю. Таким образом, легион был в глубину от 8 до 12 шеренг, во фронт от 250 до 500 рядов в зависимости от общего количества солдат в нем.

Кавалерия, согласно античной традиции, располагалась на флангах и играла скорее вспомогательную роль в бою. Она была слабо экипирована и хуже подготовлена чем пехота. По началу на относилась к легкому типу войск и только со временем её начали экипировать более тяжелым снаряжением. Общая численность коннице по отношению к пехоте была 1 к 10.

Войска у римлян набирались весной, а распускались осенью. Вследствие этого, армия не могла далеко и надолго выходить за пределы территории Рима.

Парадоксом царской системы Рима было то, что власть, по сути, принадлежала одному человеку, а военная и политическая структура носила демократический характер. Именно это и привело к первой римской революции и основанию нового государства – Римской Республике.

1. Тит Ливий. История Рима от основания города.

2. Диодор Сицилийский. Книги: VIII-X, Рим эпохи царей

3. Дионисий Галикарнасский. Римские древности.

4. Марк Туллий Цицерон. О государстве.

5. Голицын Н. С. Всеобщая военная история. Древний мир. Часть 2. От Александра Великого до 2-ой Пунической войны (356-218 до Р.Х.)

6. Виппер Р. Ю Очерки истории Римской империи

7. Маяк И. Л. Рим первых царей. Генезис римского полиса.

8. Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории.

9. Циркин Ю. Б. История Рима. Царский Рим в Тирренской Италии.

10. Махлаюк А. В. Римские войны. Под знаком Марса.

11. Токмаков В. Н. Армия и государство в Риме: от эпохи царей до Пунический войн.

12. Панищев А. Л. Внешняя политика Древнего Рима в период царей и ранней республики.

13. Коннолли п. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории.

14. Кембриджская история древнего мира. Том VII, книга 2. Возвышение Рима от основания до 220 г. до н. э.

Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В те времена существовало три основных вида таких собраний.

Куриатные собрания проходили в присутствии курионов (глав курий) или 30 ликторов. Эти собрания имели права в решение проблем в семейно-родовой сфере:

· контроль за усыновлением;

· контроль за осуществлением отцовской власти в роде и семье;

· контроль за утверждением в этой связи завещаний.

Центуриатные комиции проводили выборы важнейших магистратов (консулы, преторов, ценхоров) и диктатора. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. В комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом, а также этот вид народного собрания обладал судебной властью: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, а любой гражданин, несправедливо обвиненный имел право апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало. Сходка комиций собиралась за стенами города во главе с одним из высших магистратов.

Правом участия в таких собраниях обладали самостоятельные граждане Рима, прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий. Сначала ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободного происхождения, потом в центурии были допущены вольноотпущенники. А затем ценз исчислялся уже и на основании движимого имущества, в комиции были тем самым расписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы и др.; усилены были и позиции вообще богатых слоев.

В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а также вольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициям принадлежала:

1. Судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами;

2. Выборы плебейских магистратур (народных трибунов и эдилов);

Главным органом государственной власти в республике был Сенат – древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римского народа. Членов Сената, сенаторов, назначали вначале цари, а после их свержения – консулы. В него могли входить только старшие и младшие главы родовитых семей, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи. За период республики количество сенаторов колебалось от 300. Назначались они на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.

Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так как их решения имели опору в согласии народа.

В период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным и даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

1. Общее попечение над культами, надзором за храмами и священными местами и т.д.;

2. Общее финансовое управление (он выделял деньги на ведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.);

3. Соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе;

4. Военно-организационное управления;

5. Дипломатические и международные отношения Рима;

6. Право управлять подвластными Риму провинциями (назначение туда магистратов, определять их полномочия);

7. Рассматривание законодательных предложений магистратов, которые они вносили в народные собрания. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям;

8. Возможность вынести собственное заключение (сенатус-консульт), не требовавшее утверждения комициями;

9. Возможность продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.

Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать. Заседание проходило 4 раза в месяц в священном храме.

Исполнительная власть в республике находилась в руках магистратов.

Вообще появление магистратур в Риме было связано со свержением власти царя. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решений народных собраний или Сената и в широкой собственной правительственной и правовой деятельности.

Первый вид римских магистратов называли сенаторским, а второй – городским. Этот орган власти был выборным, обычно это делали народные собрания. Следуя принципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, преторов, а плебеи избирали несколько народных трибунов. Консулы обладали должностной властью (могли сами наказать неприемлемые действия любого гражданина), правом обращаться к богам; их действия были безотчетными. Они занимались всеми второстепенными делами по гражданской, военной части и следили за внутренней и внешней безопасностью города. Если начиналась война, они набирали войска, назначали командиров и осуществляли высшее военное руководство. Консулы издавали указы по вопросам управления и толкования права.

Преторы занимались судебными спорами. Благодаря их участию в судебном процессе, он стал формулярным.

В период республики был установлен общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся имущественный и возрастной ценз: низшие – в 30 лет, претор – 40, консул – 42 года. Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам (его имя объявлялось на форуме). Потом он вел предвыборную агитацию (встречались массовые подкупы), но закон предусматривал строгую ответственность за предвыборную коррупцию.

Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская армия. В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46 лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службы продлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоко наказуемо, вплоть до продажи в рабство.

В период республике в Риме имело большое значение народное ополчение. Оно состояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч). Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воинов обучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалось жестокой воинской дисциплиной. Большую часть армии теперь составляли выходцы из малоимущих и недоимущих слоев населения. Армия профессионализировалась, становилась самостоятельной деклассированной политической силой и стала постоянной.

Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С 405 года до н. э. в армии появились добровольцы, которым государство стало платить жалование и выдавать вооружение. Ветераны же могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии.

Бой, как правило, начинался легковооруженными пехотинцами, метавшими дротики в неприятеля и отходившими на фланги, на которых располагалась конница. После этого вступали в бой гастаты, за ними – принципы. Оружием служили мечи, копья и дротики, для защиты от врагов пользовались щитами, надевали на себя панцирь и шлем.

Большую роль играли римские укрепленные лагеря, создававшиеся по определенному плану. Они служили для ночлега или для убежища в случае отступления, а также являлись опорным пунктом во всех военных операциях.[9]

Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул повелителя – императора. А по возвращению в Рим победителей обычно ждал особо организованный праздник – триумф (воздвигались триумфальные ворота для прохождения армии).

Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, составлявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность - один год (за исключением диктатора);

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 - 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.


Надпись на арке Тита (1 век н.э.)

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 году до нашей эры, после изгнания Рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

  • имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
  • мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.


Карта Римской Республики

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

  • законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;
  • финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
  • по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,
  • внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

  • ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.
  • экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

  • выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями
  • срочность - один год (за исключением диктатора)

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

Читайте также: