Веды как источники права древней индии

Обновлено: 25.06.2024

Особое место среди источников права Индии занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Понятие дхармы имеет несколько значений. Под ним понимается и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие, "ньяя", сходное с европейским понятием - закон. Ньяя уже по содержанию понятие чем дхарма и обозначает общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

Файлы: 1 файл

источники права древней индии.docx

источники права древней индии

Назовем и о характеризуем источники права Древней Индии.

Особое место среди источников права Индии занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Понятие дхармы имеет несколько значений. Под ним понимается и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности. Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие, "ньяя", сходное с европейским понятием - закон. Ньяя уже по содержанию понятие чем дхарма и обозначает общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

С появлением Законов Ману (далее ЗМ) и последующих дхармашастр начался новый этап в развитии права в Древней Индии. В первую очередь произошло переосмысление и углубление понятия дхармы. Она стала трактоваться в контексте не 4 стадий жизни индуса, а правил жизни четырех варн. Качественное изменение коснулось и содержания дхарашастр: большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков и пр.). Правовые нормы в них были более упорядочены, классифицированы. Все это можно объяснить тем, то Индия испытывала светское влияние и как следствие - приспособление к нуждам практического применения. Также необходимо сказать о структуре дхармашастр. Начиная с ЗМ, правовые нормы стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства: поводы (нормы) - договорные отношения (VIII, 4); затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом (VIII, 4), нормы, касающиеся конкретных деликтов-преступлений, далее поводы, связанные с брачно-семейным и наследственным правом, а также азартными играми, приравниваемых к преступлениям. Еще одна дхармашастра - Яджнавалкья - в рамках 18 членной системы более пристальное внимание уделяет процессуальным нормам. И наконец, Нарадсмрити представляет собой законченный юридический памятник права Древней Индии, в котором на достаточно высоком уровне сформулированы абстрактные рекомендация, что говорит о практическом назначение дхармашастры.

Между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, то должны быть разрешены соответствующим толкованием: ЗМ гласит, что когда имеются противоречия в двух отрывках священного откровения, они оба . объявлены правильной дхармой" (III, 14).

Особое место в системе источников права Индии занимала литература светского жанра, относящаяся к науке политики - артхашастры. Ее содержанием является рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики,

Дхармашастры признают артхашастры в качестве источника права, но вместе с тем в Ядж. Говорится, "что дхармашастра имеет большее значение, чем артхашастр" и в последствии прекратилось дальнейшее развитие литературного жанра артхашастр. Учитывая исторические особенности развития Древней Индии (слабая государственная власть, автономность общин), мы можем сделать вывод, что именно они легли в основе возможности наличия права двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Значение этих письменных памятников велико, но помимо них на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. Так, в дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права. Под обычаем понималось поведение "добрых, благоразумных людей" в соответствии с моралью, общественной пользой.

Таким образом, на виды источников права Древней Индии оказали влияние, выявленные нами предпосылки возникновения права. Религиозные учения в Индии легли в основу появившихся источников права. Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи.

общая характеристика законов ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману.

Авторами Законов Ману были, по-видимому, мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману, одного из мифических прародителей человека. Язык, на котором написаны Законы Ману, называется санскритским, это язык древних индусов.

- I глава излагает сведения о мироздании и его Творце (божественном Самосущем), о происхождении основных четырех сословий (варн) и главенствующей роли брахманов в охранении сокровищницы вселенского Закона, которому следуют и люди;

- III глава содержит нормы и требования к семейной жизни, правильному браку (анулома), а также повествует о последствиях неправильных браков (пратилома) и требованиях к соответствующим обрядам;

- IV, V, VI главы содержат сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня, перечисление запретных поступков, описание ритуалов очищения и аскетических норм и образа жизни.

- VIII глава посвящена 18 поводам для обращения в суд ( нарушение договорных отношений, преступные деяния: кража, насилие, клевета, оскорбление действием, игра в кости, прелюбодеяние, осквернение ложа духовного наставника- гуру, распитие хмельных напитков и др.), а также роли закона и правилам судопроизводства и вынесения решения о наказании, освобождению от наказания в случае необходимой обороны (защита от насилия ребенка, женщины и священника-брахмана).

-X глава содержит правила, общие для трех дваждырожденных варн; семь законных способов приобретения собственности; десять способов существования, дозволенных всем людям в бедственном положении; дхармы, общие всем четырем варнам;

- XI глава посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых (каста появляется вследствие заключения неправильных, смешанных, межварновых браков, нарушивших дхарму).

- XII глава дает предписания относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит об ответственности человека за недостаточный контроль за своими мыслями, словами и своим телом.

правовой статус основных групп населения древней индии

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” - это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” - т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” - инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе - “качество”) - деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие - с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания - с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве - вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться - только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Читайте также: