Важно ли быть ответственным

Обновлено: 03.05.2024

Я считаю, что ответственность является очень важным качеством, и каждый человек должен его в себе развивать. В чем же заключается ответственность, по моему мнению? Попробую рассказать в своем сочинении.

Мне кажется, что ответственности нужно учить с самого детства. Тут многое зависит от родителей, чему они сумели научить своего ребенка и какие моральные ценности ему вложили. Если человек не хочет проявлять ответственность и ведет себя неподобающе, то ему придется тяжело в обществе, потому что люди не любят и не уважают безответственные поступки.

Рассмотрим простой пример. Представим ситуацию, что маленькая девочка захотела взять домой котенка. Родители соглашаются, и они вместе отправляются за новым пушистым другом. Все рады и счастливы первое время. А потом котенок начинает подрастать и девочке становится не интересно играть со своим питомцем. Она перестает ухаживать за ним, не меняет лоток, не дает ему вовремя воды и корма. Родители, наблюдая такую картину, выкидывают котенка на улицу, но и сама девочка не против, потому что у нее появились другие интересы и питомец ей больше не нужен. Такая ситуация ясно отражает два примера безответственности. Первую проявили родители. Они должны были провести с дочкой много бесед, объяснить, в чем заключается уход и присмотр за животным, и, конечно, не должны были выкидывать невиноватого испуганного зверька за дверь. Девочка, так же отличилась своей безответственностью. Она поигралась с живым существом, как с игрушкой, перестала за ним ухаживать и не помешала родителям расстаться с котенком. А ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Таких ситуаций огромное множество. Мы несем ответственность за своих родных, а самое главное — за свои поступки. Если человек поступает по совести и не пренебрегает ответственностью, то он однозначно будет располагать к себе достойных людей и чувствовать себя уверенно. Поэтому очень важно воспитывать в себе это чувство, контролировать и стараться всегда быть ответственной личностью.

В словаре Д.Н. Ушакова

Вариант 2

То же происходит в личной жизни и в отношениях. Следует понять, что всё, что имеет или не имеет каждый, что сделано или не сделано, зависит исключительно от него. Есть люди, избегающие ответственности, но в обществе остаются те, которым приходится самим полностью отвечать за ситуацию и принимать решение единолично, и вынужденно они становятся спасателями и контролёрами.

Некоторые воспринимают ответственность как тяжкий груз, но это не так, она даёт свободу, лидерство, спокойствие, уверенность. Нужно принять ответственность как ценный дар, так как это возможность творить жизнь такой, какой её хотят видеть. Если картина окружающей жизни не нравится, то начинать нужно с себя. Ответственное отношение к своим поступкам и словам может дать очень выгодную позицию в жизни и позволит быть счастливее.

Структура качества

Ещё можно многое рассказать о данном качестве. Но напоследок хотелось бы отметить, что наличие ответственности красит человека, как ничто другое.

Личностная характеристика

Выше уже были перечислены некоторые качества ответственного человека. Стоит отметить вниманием ещё несколько.

Ещё ответственный человек умеет контролировать свои чувства и управлять ими. Их работе ничто не способно помешать. И такое уместное хладнокровие – одно из ключевых качеств. Если уложиться в сроки могут многие при должном желании, то сдержать бурю эмоций – далеко не все.

Как научиться быть ответственным? Нужно привыкнуть строить планы и выполнять их. Ответственный человек четко знает, что, как, когда и для кого он должен сделать. И для экономии ценного времени он всё просчитывает до мелочей.

Ещё этот человек нередко взаимодействует с окружающими, помогая раскрыть их потенциал. Ему подвластно стимулировать остальных на работу. И, в конце концов, всё это он делает не ради похвалы. Она тоже имеет место быть, конечно, но самое главное – результат и качество проделанной работы.

О действиях

Как распознать такого человека?

Примеры ответственных людей окружают нас. Наверняка в кругу каждого человека есть люди, которые достойны таковыми называться. И их очень легко распознать.

Они принимают ответственность. Не бегут от неё, не перекладывают на остальных. Если такой человек делает что-то, то он с серьёзностью подходит к выполнению задания, чтобы обеспечить качественный результат.

Ему не нужны оправдания. Он не будет искать виноватых и отчаиваться в неудачной ситуации. Этот человек просто начнёт искать пути решения проблем. Практически любой промах он стойко перенесёт, исправит неудачу и впредь постарается не допускать подобных оплошностей.

Ответственный человек всегда соблюдает сроки. Он никогда не подведёт. Потому что знает: ценность каждой задачи зависит от её своевременного выполнения. Ему важно доверие, которое к нему испытывают, и надежды, возложенные другими на него. Потому он всегда пунктуален и выполняет поручения в рамках выделенного срока.

Эпитеты (определения)

Большая, огромная, тяжёлая, страшная, полная, личная, моральная, материальная уголовная, судебная ответственность.
Сочетаемость
Ответственность за кого-что: (о человеке) за детей, за какую-л. работу, за какое-л. дело, за чью-л. судьбу, за чью-л. жизнь, за чьи-л. поступки, за чьё-л. поведение, за выполнение чего-л., за задержку чего-л, за сохранность чего-л., за поддержание чего-л., за всё, за это … Ответственность перед кем-чем. Чувство, сознание, мера, доля ответственности.

Глагольная сочетаемость

Чувствовать, понимать, сознавать, брать на себя, принимать на себя, возлагать (книжн.) на кого-что-л., нести, снимать с кого-л., повышать … ответственность. Бояться … ответственности. Привлечь кого-либо к ответственности, предупредить кого-либо об ответственности, давать, взять что-либо под чью-л. ответственность. Ответственность за кого-что-л. лежит на ком-чём л., падает на кого-что-л. …

Ответственный человек — это…

Ответственный человек
— это 1) такой, на которого возлагается ответственность; та кой, который несёт ответственность за что-л.; наделённый правами и несущий вследствие этого определённую ответственность. Ответственный за работу, за какое-л. мероприятие, за какое-л. дело, за выполнение чего-л, за организацию чего-л.. за отправку кого-чего-л., за строительство, за газету, за это… Быть, являться, назначить кого-л., считать кого-л. … ответственным за что-л. Кто-л. ответствен за что-л.

2) Очень серьёзный, важный.Задание, поручение, работа, участок, заказ, решение, назначение, должность, роль, момент … Очень, довольно, чрезвычайно … ответственный. Быть считаться .. ответственным. Что-л. ответственное/ответственно.

Происхождение слова

Сочинение про Ответственность

С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

Если брать ранние годы нашей жизни, то ответственность у нас мизерная: нам нужно принять вину, в случае, если мы что-то сломаем; попытаться убрать, если мы что-то разобьём. Одним словом, мы должны совершать ошибки и нести наказание за эти ошибки. Ребёнок, который живёт с мыслью о том, что для него нет наказания за его ошибочное действие, вырастает безответственным и неприятным человеком.

Когда ребёнок начинает ходить в школу, в его обязанности входит прилежная учёба, а для этого надо сдавать в срок задания, выполнять поручения учителя и установку своих родителей. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был успешен в учёбе, поэтому в большинстве случаев и требует многого. На этих этапах жизни ребёнок начинает осознавать, что за действиями или бездействием идут последствия. Например, перед контрольной не повторить пройденный материал — это бездействие, которое обычно наказывается плохой оценкой. Ученик обязан понимать это и делать выводы, которые помогут ему в дальнейшем.

То же самое касается, например, опозданий. Всем известно, что в школу необходимо приходить к 8 утра, но есть и те дети, которые пренебрегают этим правилом, за что им тоже сулит наказание. Это правило установлено в школе, чтобы приучить к порядку, который ждёт детей во взрослой жизни. Только если в школе за опоздание можно получить устное замечание и пропустить важный материал, который был рассказан, то во взрослой жизни можно лишиться премии или вовсе вылететь с работы.

Психологический аспект

Но и инстанции имеют немаловажное значение. Чаще всего стимулирующее. Взять, к примеру, рабочую сферу. Человеку был дан месяц на выполнение того или иного задания. Конечно же, у него будет хорошо на душе, если он справится с ним за две недели и сдаст раньше. Но в конкретной ситуации более важную роль играет реакция начальства на такую оперативность. Высокая исполнительность и проявление ответственности работника покажет его в лучшем свете и позволит ему заработать уважение, доверие и авторитет.

Обращаясь к крылатому выражению

Психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

Не сравнивайте ни с кем подростка

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

5. Подкрепляйте права обязанностями

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Личная ответственность

Получается, это некий ограничивающий механизм, помогающий урегулировать взаимодействие между людьми в социуме. Благодаря ему, мы знаем, что можем ожидать от других (а они от нас), можем договариваться о каких-то важных вещах. И наряду с ограничениями в каких-то сферах, получить больше свободы и возможностей в других.

Процесс формирования

Формирование личной ответственности начинается в семье, с раннего детства. Чем осознанней и старше ребенок, чем больше действий он может делать сам, тем за большее он отвечает.

Сначала это вовремя попроситься на горшок, потом дойти до него самому; доесть кашу, собрать игрушки, одеться, помочь маме/папе. Все это регулируется обычно одобрением или неодобрением со стороны взрослых. Так мы социализируемся, научаемся как себя вести, чтобы быть принятыми.

Это, кстати, одна из причин конфликтов людей в отношениях — разные образы ответственности, перенятые из родительских семей.

Ответственность — кнут или пряник для вас?

Какое у вас отношение к понятию личной ответственности? Вызывает ли она чувство свободы? Или это ощущение что вы связаны по рукам и ногам?

Помимо родительского поощрения/порицания в качестве ориентира для наших действий, есть еще один важный импульс, с которым связано восприятие личной ответственности взрослым человеком.

Поэтому, несмотря на воспитание семьи, социума, у каждого есть особенности и предпочтения свойственные только ему. Из них следуют наши желания и цели.

И личная ответственность предполагает, что каждый из нас в ответе перед самим собой за то чтобы они были реализованы. Чтобы глубинные импульсы нашли свое выражение вовне. Потому что именно это приносит чувство глубокого удовлетворения, согласия с собой и жизнью, такая ответственность связана с удовольствием, а не с грузом на плечах и наказанием.

Почему же ответственность так часто не в кайф?

Боится ответственности

Частично из того же детства. Многим родителям сложно определить степень ответственности, к которой их ребёнок реально готов. Так старших детей часто делают ответственными за младших братьев и сестер, хотя реально они к такому не готовы.

Или требуют от ребёнка самостоятельного планирования домашних занятий и наказывают, когда он не справляется.

Мало кто из родителей умеет договориться так, чтобы ребёнок сам согласился быть за что-то ответственным и это ему тоже было выгодно. Обычно это выгодно только родителям. К сожалению, в сфере ответственности очень много манипуляций, которые продолжаются и во взрослой жизни.

Думаю, у каждого есть в жизни примеры и тех и других. А может, это вы сами? 🙂

И для обоих типов людей в результате личная ответственность не в кайф. Первые ее отрицают, а в итоге в жизни много нестабильности и неопределенности, мало достижений и успеха. У вторых очень много напряжения, много чужих целей и часто не хватает времени на себя.

Границы личной ответственности. Как их определить?

Возможно, это прозвучит не очень приятно для любителей отвечать за всё и вся. Наша личная ответственность тесно связана с возможностью влиять на то, за что мы считаем себя ответственными. И чем больше реальная возможность влияния, тем больше ответственность. Как в фильме “День выборов”: “Пуговицу я могу найти? — Могу! А с министерством обороны ничего поделать не могу”.

Самая близкая сфера, где личная ответственность близка к условным 100%, это вы сами. Тело, здоровье, интеллектуальное развитие, эмоции и чувства, желания, реакции на воздействия извне. Это то, что максимально зависит от вашего влияния.

Следующая область, где личная ответственность в пределах 50% процентов — это взаимоотношения. С близкими людьми, детьми, животными процент ответственности выше, потому что на их жизнь вы способны повлиять намного сильнее, чем на жизнь коллеги по работе, например. В любом случае, в отношениях с людьми мы не можем отвечать за реакции, мысли, действия и чувства другого человека. Это уже зона его ответственности. Она есть даже у детей, когда кажется, что родители отвечают за все. Родители могут отвечать за безопасность, рост и развитие, обучение. Но что из этого ребенок возьмет, усвоит и будет применять в жизни, зависит только от него.

Дальше сферы расширяются до уровня сообществ, к которым вы имеете отношение. Там связи сложнее, вовлечено большее количество людей, и влияние отдельно взятого человека уже не так велико. На что вы можете повлиять в масштабе своего района, города, страны? Это и будет вашей личной ответственностью. Возможно, это всего лишь ваш выбор не мусорить и не гулять с собакой на детской площадке. А может, ведение крупных проектов по благоустройству города и жизнь горожан.

Здесь важно давать себе реальный отчет о своих возможностях, но и недооценивать их не стоит.

Если вы определите границы вашей личной ответственности, вам будет проще видеть моменты, когда вас пытаются нагрузить дополнительно. Также снизится уровень претензий к другим людям, если он высок. Вы увидите, что пытаетесь часть своей ответственности на кого-то свалить (если уж манипулируете, то делайте это осознанно).

В любом случае, знание своих границ даст большую осознанность в отношениях с окружающими. Возможно, высвободится время на свои планы, которого не хватало, пока вы решали чужие задачи. А может, даже определив границы личной ответственности, вы не захотите ёе на себя брать. Тогда сможете увидеть, почему некоторые мечты так и остаются мечтами.

Ответственность и свобода — можно ли их соединить?

Мне кажется, что “безответственные” люди являются таковыми во многом из-за страха потерять свободу выбора. Есть привычный стереотип, что там, где начинается ответственность, свобода заканчивается и начинается принуждение и “надо”. Т очнее, “НАДО. ”

Можно ли сказать, что личная ответственность свободе не мешает?

Свобода выбора у нас есть всегда. Чистить зубы или нет, питаться вкусняшками или сбалансированно, поддерживать тело в форме или не обращать внимания, развиваться или остановиться, работать по найму или попробовать фриланс и т.д. Личная ответственность всего лишь помогает сделать этот выбор осознанно, имея ввиду цели, к которым вы идете. Если я хочу иметь возможность свободно ездить в любое время, то моя личная ответственность — прокачать навыки для удаленной работы и найти её. Это полностью в сфере моего влияния и возможностей. Буду ли я более свободным, если оставлю всё как есть? По факту нет.

У свободы с ответственностью противоречий не будет, когда вы для себя запишите свое собственное определение слова “свобода”. Что это конкретно для вас? Полная свобода — это тоже иллюзия. Даже ушедший в горы монах не свободен. Всегда есть какие-то ограничения. Свобода — это наша возможность менять их на более приятные и полезные, на те, с которыми больше внутреннего согласия.

Свобода и ответственность

Подводные камни тренингов личной эффективности

Мы можем отвечать только за свои реакции, действия или их отсутствие, принимать и что-то делать с последствиями этого. Можем влиять на свое тело, но тоже не на 100%. Мы можем оказаться в нужное время в нужном месте, но это не мы на него повлияли. Скорее, на что-то в себе, что позволило так хорошо подстроиться.

Эти иллюзии всемогущества имеют свойство разбиваться о реальность. Например о болезнь, на которую не в силах повлиять ни забота о теле, ни позитивный настрой, ни что-либо еще. И с высоты иллюзий человек падает в глубину депрессии, чувства вины и неполноценности. Эти два чувства — второй подводный камень. Если я на 100% несу ответственность за себя, а нужного результата нет или он совсем не такой, то значит это моя вина, тоже на 100%. Человек начинает думать, что с ним что-то не так. Что он не до конца принял ответственность, что он плохо старается и т.д.

Помогите ! Я отвечаю за всё и уже не вывожу. Что мне делать?

Без лишних слов, по пунктам:

1. Берёте ручку и бумагу, пишите список всего, за что вы считаете себя ответственным. Честно. Лучше в столбик.

(Я отвечаю за здоровье и благополучие своих детей, хотя им за 30 и у них есть свои дети…я отвечаю за жену/мужа…за кошку/собаку…за своё здоровье…за рост цен…выборы президента…урожай помидоров и т.д.)

3. Выделите одним цветом все, что от 0 до 30%, другим от 30 до 60% и третьим все остальное до 100%. Получились сфера, где ваше влияние ответственность максимальны, сфера где они минимальны и сфера где они значительны.

5. А теперь самое интересное, вы же хотели что-то изменить или посмотреть на личную ответственность по-новому?

Берёте и сопоставляете свой трехцветный список со списком ваших приоритетов. Сколько из них совпадает, в какой сфере?

Возможно какие-то выводы вы для себя уже сделали. Чего вы хотели? Разгрести завалы ответственности?

6. Всё, что оказалось в сфере вашего наименьшего влияния (в цветном списке) и совпало с далеко не самыми приоритетными целями можно либо смело отбросить, либо делегировать, чтобы с чистой совестью расчистить место для действительно важного.

Дальше стоит сосредоточиться на совпадениях самых приоритетных целей и той части списка, где ваша ответственность до 100%. И именно это ставить вперед, когда планируете дальнейшие действия. Например семья у вас в приоритете и вы себя чувствуете ответственными за нее на 90%. И на здоровье! Это то, в чем вы счастливы и реализованы. Главное, время от времени пересматривать списки.

Остальные совпадения в средних частях списков уже пойдут следом. Посмотрите: возможно, кое-что из этого спокойно можно делегировать кому-то.

Как быть, если то, что для вас очень важно по целям, не входит в сферу влияния и личной ответственности? Например, вы переживаете за экологию, чистая планета — ваше все, но сфера максимальной ответственности и влияния ограничена детьми?

Я могу предложить пару вариантов, возможно вы найдёте свой.

Во-первых, стоит подумать как вы можете реализовать важную для вас цель в той сфере, где ваша личная ответственность максимальна (прививать детям правильные привычки заботы об окружающей среде).

А во-вторых, возможно, пришло время прокачать именно эту сферу ответственности, увеличить свои возможности и степень влияния (создать себе канал на Ютюбе, где будете продвигать свою тему).

  1. Напишите список всего, за что вас считают ответственным, все что вы “должны”. Можете попросить тех, кто вам это говорит, дополнить список.
  2. Теперь каждый пункт по-честному анализируете на степень вашего влияния, в процентах от 0 до 100%. Отметьте одним цветом пункты, где получилось от 0 до 30%, другим от 30 до 60% и третьим все остальное.
  3. Смотрите насколько реалистичны предъявляемые вам требования. Если от вас требуют ответственности там, где ваша возможность повлиять минимальна — либо человек этого не понимает, либо пытается манипулировать и перекладывать свою ответственность (если только это не ваша должностная инструкция — тогда требования справедливы и вопрос к вам).
  4. Если же есть совпадения у сферы вашей максимальной ответственности и того, что от вас требуют (например аккуратный внешний вид, порядок в комнате), то посмотрите к каким последствиям может привести ваше согласие взять ответственность и ваше нежелание ее брать.И действуйте, чтоб прийти к желаемому результату. Если, например, вы понимаете, что отношения с кем-то могут ухудшиться в результате вашего нежелания брать свою ответственность на себя, но согласны с этим, то имеете право.

В любом случае, берём мы свою ответственность на себя или нет, последствия всегда наши и отвечать нам. Важно это осознавать и периодически смотреть, становимся мы ближе к желаемым достижениям или выбранная стратегия не работает и нужно что-то менять.

Безответственность – не самое приятное качество. Оно мешает строить карьеру, портит наши отношения с людьми и в итоге мешает нам становиться успешными и счастливыми. Давайте разберемся, безответственность – это навсегда, или можно попытаться стать более ответственным человеком?

В детстве я очень хотела домашнее животное: котенка, щенка, ну или хотя бы белого мышонка в клетке. Но родители моего желания не разделяли и всегда повторяли: "Ты же безответственная, сама за себя не отвечаешь, как ты будешь отвечать домашнее животное?" И я тогда в это поверила. Так сильно, что еще много лет не решалась завести домашнего любимца, пока мне его не подарили. Тогда я поняла две вещи:

  1. Ни в коем случае не надо так говорить ребенку.
  2. Я могу отвечать не только за домашнее животное, но и за всю свою жизнь.


Впрочем, еще в подростковом возрасте я поняла, что уровень ответственности – это не константа, его задает наше окружение. Например, в компании опекающих родителей или чересчур ответственного мужчины, девушки часто начинают вести себя довольно инфантильно. Им в этой ситуации не нужно быть ответственными, за них это сделают другие. Но стоит той же барышне оказаться в компании еще более безответственного создания, например, младшей сестры, как она вдруг берет на себя роль умного и ответственного "родителя". Но в любом случае, чтобы не привыкать к безответственности, надо стараться избегать гиперопеки и общаться с окружающими на равных.

Ответственность по отношению к окружающим

Быть ответственным человеком по отношению к окружающим – это значит вовремя и качественно выполнять свои обязательства и обещания. Звучит просто, но сделать это порой гораздо сложнее.

Чтобы стать более ответственным человеком, в первую очередь надо перестать оправдываться собственной безответственностью. Так, например, люди, которые постоянно опаздывают, говорят в свое оправдание: "Ну, ты же меня знаешь!" А ведь это самое плохое оправдание, которое можно придумать. Оно означает, что человек принимает собственные недостатки, как должное, и не собирается ничего менять.

Чтобы выполнять свои обещания, надо давать их только осознанно. Часто люди, которым сложно говорить нет, дают огромное количество обещаний, которые не могут выполнить в принципе. В итоге они подводят других и считаются самыми безответственными людьми в мире. В такой доброте больше вреда, чем пользы. Так что приучите себя не давать обещания, в которых вы не уверены сами.

Не оставляйте дела на последний момент. Безответственные люди часто винят в своих проблемах любые внешние силы и обстоятельства: пробки, перебои с Интернетом или даже заговоры недоброжелателей. Учитесь брать на себя полную ответственность за свои обязательства и предусматривать все форс-мажорные обстоятельства.

Да и вообще, ответственность предполагает умение признавать свои ошибки. Анализируйте свои действия и честно признавайтесь себе, почему в том или ином случае повели себя безответственно, где вы допустили ошибку и как можно в будущем избежать такой ситуации.

Тренируйтесь выполнять обещания. Можно на самом себе – давайте себе каждое утро три обещания и старайтесь выполнить их, во что бы то ни стало, а результаты записывайте.

Повышение ответственности – это тренировка самодисциплины, работать над которой никогда не вредно.


Ответственность по отношению к себе

Есть и другой уровень ответственности, гораздо более сложный, им владеют немногие люди. Это – ответственность за собственную жизнь, умение не плыть по течению, а самому выступать архитектором своей судьбы. Понять, обладает ли человек таким качеством, очень просто – достаточно спросить его, чего он в жизни достиг сам, а что "сложилось само собой". Если большая часть "как-то сложилась" – значит, он лишь плыл по течению, а не управлял своей жизнью.

Выработать такую степень ответственности не так-то просто, этому посвящено множество книг, тренингов и семинаров. Но игра стоит свеч, ведь в случае успеха человек будет сам управлять своей жизнью и вести ее к лучшему результату.

Стивен Кови в своей книге "Семь навыков высокоэффективных людей" предлагает читателям определить свой круг влияния, и не тратить силы на то, что происходит за этим кругом, но делать все возможное, чтобы внутри круга все происходило именно так, как вы хотите.

Для начала надо остановиться и подумать, все ли вас устраивает в жизни. Ваша работа, отношения, увлечения – это то, к чему вы стремились, или просто то, что как-то само пришло в вашу жизнь? Если второй вариант – выпишите свои настоящие желания и цели, и подумайте над тем, как вы можете повлиять на ситуацию, какие шаги приведут вас к нужному результату.

Один из способов изменить свое отношение к жизни – аутотренинг или аффирмации. Постоянное повторение слов: "только я несу ответственность за свою жизнь" поможет выработать соответствующую психологическую установку.


Сочинение №1

Все мы совершаем определенные поступки, которые имеют свои последствия. Умение принимать эти последствия и брать на себя обязательства за те или иные решения называется ответственностью.

Отношение к ответственности у каждого разное. Кто-то пытается, во что бы то ни стало, избежать ее и переложить груз забот на плечи другого человека. Иные люди, напротив, все время стремятся взять на себя обязательства не только свои, но и чужие. Впрочем, бывают и те, кто не очень любит ответственность, но, если уж приходится с ней столкнуться, никогда не убегает от нее. Мне кажется, что таких людей большинство.

Сама ответственность тоже может быть разной. Наиболее сложной из ее форм является та, когда отвечать приходится не только за свои поступки, но и за поступки других людей. Такое случается, например, когда у человека появляются дети. Общественные деятели или официальные представители тех или иных групп населения тоже несут ответственность за своих подопечных.

Научиться быть ответственным не так уж и просто. В молодом возрасте часто хочется быть свободным от любых обязательств и ограничений. Хочется делать то, что нравится, не думая о последствиях.

Сочинение №2

Ответственность — это качество, которое мы проявляем, когда берём под свою опеку более слабого или самостоятель­но справляемся с какой-либо сложной ситуацией. Она про­является в поступках, а не на словах.

Так, в рассказе Ю. Яковлева мальчик Таборка вёл себя ответственно по отношению к бездомной собаке. Опасаясь за её жизнь, он привёл животное сначала домой, а затем в класс, носил собаке завтрак в портфеле.

Ответственность — это умение человека всегда отвечать за взя­тые на себя обязательства. Это качество невозможно без ду­шевной щедрости, внутренней силы.

Только ответственный человек может выстроить с дру­гими людьми отношения, основанные на уважении, внима­нии и заботе.

Сочинение №3

Ответственность – это такая вещь, которая не существует сама по себе, а всегда рассматривается в определенном контексте. Некоторые взгляды на ответственность в нашем обществе настолько масштабные, что определить правильное или не правильное поведение человека достаточно сложно. Чем больше ответственность, тем меньше человек способен что-то изменить и повлиять на то, за что она отвечает. Иногда именно для того, чтобы уменьшить свою ответственность, люди намеренно увеличивают масштаб дела таким образом, что потом почти невозможно найти тех, кто отвечает за те или иные события.

Человека можно назвать настоящим и полноценным членом общества только тогда, когда она способна отвечать за то, что она делает. Человек всегда должен отвечать за свое поведение, за свои поступки, крепко держать в руках свою судьбу, быть готовым к любым испытаниям, постоянно стремиться к победам в личной жизни. Если у человека нет ответственности, в народе говорят, что, по сути, это лишь предисловие, а не полноценный член современного общества.

Ответственность – это обязанность человека перед кем или перед чем. Например, общественный долг, совесть и честь, жизненная позиция и отношение к окружающим согласно общественных моральных норм и принципов является мерой нашей ответственности перед обществом. Кроме того, каждый нормальный человек должен уметь управлять собой, своим поведением и постоянно самовиховувати себя. Самовоспитание также проявление ответственности, которая свидетельствует, что человек уже достаточно зрелый и духовно стойка.

Следует сказать, что выполнять долг перед семьей, друзьями, окружающими нас людьми, перед Родиной, достаточно сложно. Для того, чтобы избежать ответственности и выполнения обязанностей находится довольно много причин. Бывает, не хочется рано вставать, потому что вчера поздно лег, не имеет настроения уважать родителей, не хочется выполнять домашнее задание, потому что болит голова, не хочется ничем заниматься, потому что для этого нет соответствующих условий, и тому подобное. Те, кто придерживаются таких взглядов и живут по таким правилам, к сожалению, не понимают, что достойные условия для своей жизни должны создавать они сами и в этом полагается их обязанность, этим определяется уровень их ответственности. И только от самого человека зависит, сможет ли она осуществить свои мечты и достичь своей цели. Главное в жизни – не только определить цель, но и как можно больше содействовать ее достижению. Не менее важно научиться планировать свои дела и организовывать свою жизнь так, чтобы успевать делать все, что намечено. Но при этом не следует забывать об интересах окружающих людей, потому что еще одной обязанностью является обязанность не отделять себя от других, не отделять свою жизнь от жизни общества, потому что иначе жизнь человека будет бессмысленной.

Человек призван жить так, чтобы ее жизнь была не только на личное благо, а на благо окружающих, на благо своего родного народа, своей Родины. Человек призван отвечать за свои поступки не только перед собой, а перед теми, кого она любит и уважает. А для того, чтобы чувствовать себя Человеком с большой буквы, надо приносить как можно больше радости и счастья в жизнь других людей и вместе с тем чувствовать свою ответственность за все свои поступки и свое поведение.

Читайте также: