Вахтенный не имеет права оставлять вахту или передавать кому либо исполнение своих обязанностей

Обновлено: 04.05.2024

715. Служба корабельных нарядов имеет назначение:

а) поддерживать на корабле назначенную боевую готовность и готовность к походу;

б) поддерживать распорядок службы и жизни на корабле;

в) обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность корабля;

г) контролировать выполнение всех мероприятий, обеспечивающих живучесть корабля;

д) поддерживать внешнюю и внутреннюю связь;

е) обслуживать средства, определяемые потребностями жизнеобеспечения корабля и обстановкой;

ж) обеспечивать выполнение различных работ и контролировать соблюдение требований безопасности;

з) обеспечивать безаварийную эксплуатацию дежурных и резервных технических средств и систем корабля.

716. По своему назначению наряды разделяются на корабельные и специальные (в боевых частях и службах), а по видам — на дежурство, вахту и наряды на работы. Во время несения службы корабельных нарядов (кроме специальных) лица суточного наряда выходят из подчинения своих непосредственных начальников и подчиняются лицам, указанным в ст. 721.

В особых случаях по приказанию командира соединения (командира корабля) на корабле может быть наряжен караул (кроме подводных лодок постоянной готовности). Караульная служба при этом организуется в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом особенностей корабельной организации.

717. Табели дежурных и вахтенных постов корабля, в том числе и специальных, разрабатывает командир корабля (для однотипных кораблей штаб соединения), утверждает их командир соединения.

718. Число назначаемых в суточный наряд офицеров, мичманов, старшин и матросов не должно превышать одной трети личного состава корабля.

Организация службы корабельных нарядов и руководство ею возлагаются на помощника командира корабля.

Организация службы специальных дежурств и вахт, руководство ими возлагаются на командиров боевых частей (служб) корабля.

Руководство службой корабельных нарядов в дивизионах кораблей 4 ранга при совместной стоянке их в базе приказом командира дивизиона возлагается на одного из офицеров управления дивизиона.

719. Офицеры, мичманы, старшины и матросы после прохождения подготовки к несению службы корабельных или специальных нарядов и соответствующей проверки их знаний приказом по кораблю допускаются к выполнению обязанностей на тех или иных постах дежурной или вахтенной служб.

При этом, в зависимости от выполняемых ими обязанностей по службе они, в части их касающейся, обязаны знать:

  • устройство корабля, отсека (помещения, боевого поста);
  • расположение и назначение постов дежурной и вахтенной служб корабля (боевой части, службы);
  • устройство и правила использования общекорабельных систем обеспечения живучести, непотопляемости и жизнедеятельности корабля, средств борьбы за живучесть корабля, отсека (помещения), боевого поста;
  • правила открытия и закрытия непроницаемых дверей, люков, горловин и иллюминаторов;
  • правила пользования аварийными средствами;
  • установленные сигналы и организацию внутрикорабельной связи;
  • устройство и правила обращения со стрелковым оружием, которым они вооружены;
  • требования настоящего Устава и приказов командира корабля;
  • обязанности согласно специальных инструкций.

720. Командир подразделения, от которого наряжается корабельный наряд, отвечает за подбор личного состава и его подготовку к несению службы, своевременное прибытие на инструктаж и развод.

В день заступления в наряд, в часы указанные в распорядке дня, личному составу должно быть предоставлено не менее 3 часов для подготовки к несению службы, проверки знаний или своих обязанностей, в том числе для проведения практического занятия, и не менее 1 часа для отдыха (сна).

Сменившиеся с суточного наряда освобождаются от занятий и работ в день смены.

721. На всех кораблях на ходу во главе корабельной дежурной и вахтенной служб стоит вахтенный офицер.

При стоянке корабля на швартовах (бочке) дежурную и вахтенную службы возглавляет дежурный по кораблю.

На надводных кораблях 1 ранга при стоянке их на якоре (бочке, швартовах) верхнюю вахту возглавляет вахтенный офицер.

На подводных лодках и надводных кораблях 2 и 3 ранга при стоянке на якоре (бочке) выставляются вахтенные офицеры, дежурный по кораблю не назначается.

723. К несению службы корабельных нарядов привлекается весь личный состав корабля, за исключением старшего помощника (помощника), заместителя командира корабля по воспитательной работе, командира электромеханической боевой части и начальника медицинской службы.

724. Очередность несения дежурств по соединению кораблей ведет начальник штаба соединения. Очередность назначения на службу корабельных нарядов офицеров, мичманов и старшин команд ведет помощник командира корабля.

Старшины команд ведут очередность назначения своих подчиненных на службу корабельных и специальных нарядов.

725. При назначении в наряды офицеров надлежит исходить из следующих норм:

а) дежурство по соединению кораблей должно нестись не менее чем в четыре очереди;

б) дежурство по кораблю должно нестись не менее чем в три очереди;

в) вахтенные офицеры и вахтенные инженеры-механики несут вахту не менее чем в три очереди. На кораблях, где офицерами не может быть обеспечено дежурство по кораблю в три очереди, разрешается допускать к дежурству подготовленных мичманов и старшин.

726. Помощник командира корабля обязан так составить расписание несения вахт офицерами, чтобы одному и тому же офицеру не приходилось нести вахту в одни и те же часы суток.

727. К самостоятельному несению ходовой вахты допускаются офицеры после сдачи ими соответствующего зачета. Список офицеров, допущенных к самостоятельному несению ходовой вахты, объявляется приказом командира корабля.

Командир авиационной боевой части, командиры дивизионов и групп авиационной боевой части в дни подготовки к полетам и проведения полетов, а также офицеры штурманских боевых частей и групп накануне дня выхода в море и в походе на корабельную вахту, дежурство и работы не назначаются.

728. Дежурными по низам надводного корабля назначаются мичманы и старшины. На кораблях 1 ранга на ходу дежурными по низам назначаются офицеры.

729. Расписание корабельного дежурства и вахты составляет помощник командира корабля на неделю, вывешивается оно в определенном месте.

Расписание специальных дежурств и вахт составляют командиры боевых частей (начальники служб) на неделю и доводят до личного состава подразделений.

730. Списки назначенных в суточный наряд (корабельный и специальный) представляются помощнику командира корабля к установленному сроку.

Корабельные и специальные наряды на предстоящие сутки назначаются приказом командира корабля и объявляются всему личному составу по окончании вечерней поверки. Список лиц суточного наряда вручается заступающему дежурному по кораблю за 4 часа до развода. Учет нарядов на службу и работы старшин и матросов ведется на листах нарядов, которые хранятся в течение года, после чего уничтожаются.

731. Личный состав корабля, назначенный в суточный наряд (корабельный и специальный), несет службу в строгом соответствии с требованиями настоящего Устава. На каждом соединении, вследствие особенностей службы на кораблях разных типов, для лиц дежурной и вахтенной служб штабом соединения разрабатываются инструкции. При этом для каждого места несения службы должны быть предусмотрены требования безопасности.

732. Личный состав, назначенный в наряды, должен быть в установленной форме одежды и иметь отличительные нарукавные повязки, которые состоят из трех полос различных цветов:

а) для вахты — красный, белый, красный;

б) для дежурства — синий, белый, синий.

Общая ширина повязки 4,5 сантиметра, а каждой полосы — 1,5 сантиметра. На повязках дежурного по соединению и его помощников, дежурного по кораблю (казарме) и вахтенного офицера нашивается звезда золотистого цвета, а на повязках дежурного по низам, дежурного по команде красная звезда. Размер и рисунок звезды те же, что и на нарукавных знаках обмундирования офицеров.

Для лиц, несущих специальные наряды в боевых частях и службах, на повязках нашиваются отличительные цифры (буквы) черного цвета, присвоенные соответствующим боевым частям (службам).

733. Лица дежурной и вахтенной служб должны быть вооружены:

а) дежурный по соединению, дежурный по штабу соединения, дежурный по кораблю, дежурный по низам, дежурный по казарме — пистолетом с двумя снаряженными магазинами;

б) вахтенный офицер на якоре (швартовах) — пистолетом с двумя снаряженными магазинами;

в) командир вахтенного поста у входного трапа (сходни) — штыком-ножом (штыком) в ножнах;

г) вооруженный вахтенный по охране причальных сооружений, районов стоянки кораблей в порту и у трапа подводной лодки — автоматом с двумя снаряженными магазинами.

На ходу корабля вахтенный офицер, дежурный по низам оружие не носит.

734. Лица дежурной и вахтенной служб при заступлении на дежурство (вахту) обязаны:

а) принять от сменяющихся лиц полученные по дежурству (вахте) приказания;

б) проверить состояние материальной части поста, наличие передаваемого по описи имущества;

в) доложить лицу, которому они стали подчиняться по кругу обязанностей при несении дежурства и вахты.

735. Без особого разрешения или приказания дежурного по кораблю (дежурного по боевой части или службе) лица, несущие службу корабельных нарядов, не имеют права оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.

При объявлении на корабле тревог лица дежурной и вахтенной служб поступают в соответствии с положениями настоящего Устава и инструкций.

736. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер) приказания, касающиеся всего личного состава корабля или отдельных подразделений, может отдавать по радиотрансляционной сети. При этом следует учитывать окружающую обстановку и не передавать по радиотрансляционной сети верхней палубы команд, которые могут раскрыть организацию и деятельность корабля. Другие лица корабельной радиотрансляцией могут пользоваться только при авариях или с разрешения командира корабля.

737. Дежурный по кораблю и дежурный по низам на время обхода корабля оставляют у телефона своего поста рассыльного из числа матросов, хорошо знающих устройство корабля и порядок использования внутрикорабельных средств связи, постоянно осведомлять его о своем местонахождении. Не должно быть такого положения, при котором местопребывание дежурного по кораблю или дежурного по низам в какой-либо момент было неизвестно.

738. Все лица дежурной службы в порядке очередности, установленной на корабле, имеют право отдыхать лежа (спать) с 24 часов и обязаны вставать за полчаса до побудки. Однако в зависимости от своих обязанностей они должны периодически в течение ночи обходить подведомственные им посты, жилые и другие помещения для проверки их состояния.

Дежурный по кораблю (боевой части, службе), помощник дежурного по подводной лодке и дежурный по низам могут поочередно отдыхать (спать) во время дежурства по четыре часа каждый, не раздеваясь и не снимая снаряжения. Они обязаны не менее двух раз за ночь проверить несение службы личным составом.

Лицам свободных смен вахты и дневальных, дежурному по камбузу и дежурному горнисту разрешается раздеваться и отдыхать (спать) от отбоя и до побудки.

739. Личный состав, находящийся в наряде, не должен назначаться на работы или выполнять поручения, препятствующие несению возложенных на него обязанностей.

741. Место развода суточного наряда устанавливает командир соединения (корабля). Типовой порядок построения суточного наряда, который применяется на надводном корабле следующий: на правом фланге развода строится оркестр, затем заступающие на корабельное дежурство в таком порядке: дежурные боцман и горнист, дозор по живучести и дневальные по помещениям; за ними следует личный состав корабельной вахты: командиры вахтенных постов (с подчиненными им вахтенными), далее в порядке боевых частей и служб специальные дежурство и вахта. Расстояние между указанными группами — один шаг.

Вахтенные сигнальщики, штурманские электрики, радиотелеграфисты, радиометристы, гидроакустики и наряд по камбузу и столовой на развод не выходят, а заступают на вахту согласно своим инструкциям.

Развод наряда на работы, а также инструктаж личного состава по требованиям безопасности производится непосредственно перед началом работы (перед отправкой на место работы).

742. Порядок построения наряда, который применяется в отдельном соединении подводных лодок следующий: на правом фланге строится оркестр (барабанщик), затем караул, лица дежурной и вахтенной служб береговой базы, лица дежурной и вахтенной служб подводных лодок (каждой в отдельности).

743. При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) заступающий вахтенный офицер — назначенных на корабельную вахту, заступающий дежурный по низам проверяет наличие назначенных в корабельное дежурство, заступающие дежурные по боевым частям (службам) — назначенных в специальный наряд своих боевых частей (служб). Одновременно проверяется знание подчиненными своих обязанностей и их форма одежды.

По окончании проверки дежурный по низам через рассыльного докладывает заступающему дежурному по кораблю о готовности корабельного наряда к разводу.

Если дежурный по низам в звании мичмана (старшины), а в составе суточного наряда есть офицер, то строит суточный наряд и докладывает дежурному по кораблю офицер.

При проведении развода суточного наряда соединения подводных лодок, надводных кораблей 3 и 4 ранга на берегу команды подаются в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации.

Все упомянутые выше действия дежурного по низам и дежурного по кораблю выполняют соответственно дежурный по береговой базе и дежурный по соединению. О смене заступивший и сменяющийся дежурные по соединению докладывают командиру соединения.

746. После проверки на постах заступившей смены вахтенный офицер, дежурный по низам и дежурные по боевым частям (службам) докладывают новому дежурному по кораблю о заступлении нового наряда и выявленных недостатках. После этого заступивший и сменяющийся дежурные по кораблю докладывают о смене командиру корабля, а дежурные по подводным лодкам — дежурному по соединению.

747. На ходу надводного корабля заступающий вахтенный офицер, вахтенный инженер-механик и дежурный по низам производят развод очередной походной вахты боевых частей, дневальных по помещениям в местах, установленных приказом по кораблю.

На подводных лодках развод вахты производится заступающим вахтенным офицером и вахтенным инженером-механиком в отсеке, установленном приказом командира соединения. Смена личного состава, несущего вахту на боевых постах, производится по команде с вахты.

Вахтенный матрос - рулевой подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он обязан: принять от сдающего курс по компасу и громко повторить его; удерживать судно на заданном курсе; команды перед исполнением дублировать голосом; переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно, а также на аварийное управление; знать назначение огней и знаков на судах; докладывать о неисправностях компаса и рулевого устройства.

Вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или рабочем месте. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. Ответственность за организацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам - на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты - на лиц, несущих вахту. Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость лиц, обеспечивающих вахту, не повлияла на эффективность ее несения, чтобы состав первой при отходе судна в рейс и последующих вахт имели достаточный отдых и были способны должным образом выполнять свои обязанности. При возникновении каких-либо сомнений или при необходимости помощи лицо, несущее вахту, обязано немедленно поставить об этом в известность своего начальника по вахте. Никто из вахтенных без разрешения своего начальника по вахте не имеет права оставлять пост (рабочее место) или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей. Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту заблаговременно и должна явиться к месту несения вахты не позднее чем за 10 минут до ее начала. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется только для временного усиления вахты по решению капитана или для подсмены отдельных вахтенных.

Компасные направления по магнитному компасу

Компасное направление – направление, определяемое по картушке магнитного компаса относительно магнитного меридиана

Компасный курс - направление в плоскости истинного горизонта, измеряемое углом, отсчитываемым по часовой стрелке от северной части компасного меридиана до линии курса

Компасный пеленг – направление на предмет, измеряемое углом в плоскости истинного горизонта, отсчитываемого по часовой стрелке от северной части компасного меридиана до направления на ориентир

Компасные курсы и пеленги измеряются от 0 до 360 градусов

Обратный компасный пеленг – направление, отличающее от компасного пеленга на 180 градусов

КП= ОКП +- 180 градусов.

МК= КК+ девиация, МП= КП + девиация, МП= ОКП+ девиация

КК= МК – девиация, КП= МП - девиация, ОКП= ОМП – девиация

Элементы циркуляции судна

Криволинейная траектория, которую описывает центр тяжести судна при перекладке руля на некоторый угол и последующем удержании его в этом положении, называется циркуляцией.

Различают три периода циркуляции: маневренный, эволюционный и период установившейся циркуляции. Маневренный период циркуляции определяется началом и концом перекладки руля, т.е. по времени совпадает с продолжительностью перекладки руля. В этот период судно продолжает двигаться практически прямолинейно. Эволюционный период циркуляции начинается с момента окончания перекладки руля и заканчивается, когда элементы движения примут установившийся характер, т.е. перестанут изменяться во времени. Период установившейся циркуляции начинается с момента окончания эволюционного периода и длится все время, пока руль судна находится в переложенном положении.

Траектория криволинейного движения центра тяжести судна, т.е. его циркуляция характеризуется следующими элементами:

Диаметр установившейся циркуляции (Дц) - диаметр окружности, описываемой судном в установившийся период циркуляции, который начинается после поворота судна на 90-180°; Тактический диаметp циркуляции (Дт) - кратчайшее расстояние между положением диаметральной плоскоскости судна в начале поворота и после изменения первоначального курса на 180°. Выдвиг l1 расстояние, на которое смещается центр тяжести судна в направлении первоначального курса от точки начала циркуляции до точки, соответствующей изменению курса судна на 90°. Прямое смещение l2 - расстояние от первоначального курса судна до точки положения центра тяжести в момент поворота судна на 90°. Обратное cмещение l3 - наибольшее расстояние, на которое смещается центр тяжести судна от линии первоначального курса в сторону противоположную повороту.

Также к характеристикам циркуляции относят: период установившейся циркуляции Т - время поворота судна на 360°; угловую скорость вращения судна на установившейся циркуляции ω = 2π / Т.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

163. Вахта является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного нахождения на посту или рабочем месте. Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами.

Ответственность за организацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам - на начальников служб. Ответственность за надлежащее несение вахты - на лиц, несущих вахту.

164. Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость лиц, обеспечивающих вахту, не повлияла на эффективность ее несения, чтобы состав первой при отходе судна в рейс и последующих вахт имели достаточный отдых и были способны должным образом выполнять свои обязанности.

165. В течение вахты помощник капитана, механик (электромеханик), радист обязаны вести записи в соответствующих судовых журналах согласно правилам их ведения.

166. При возникновении каких-либо сомнений или при необходимости помощи лицо, несущее вахту, обязано немедленно поставить об этом в известность своего начальника по вахте.

167. Никто из вахтенных без разрешения своего начальника по вахте не имеет права оставлять пост (рабочее место) или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.

168. Очередная вахтенная смена предупреждается о заступлении на вахту заблаговременно и должна явиться к месту несения вахты не позднее чем за 10 минут до ее начала. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется только для временного усиления вахты по решению капитана или для подсмены отдельных вахтенных.

169. При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне.

171. Члены экипажа с совмещенными профессиями (каждая специальность определена Уставом раздельно) выполняют свои основные вахтенные обязанности по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

172. Вахтенный помощник капитана является представителем капитана, обеспечивает и несет ответственность за безопасность судна, людей, груза и другого имущества, производственную деятельность судна, предотвращение загрязнения морской среды.

173. Вахтенный помощник капитана возглавляет всю вахтенную службу на судне и подчиняется непосредственно капитану, а в его отсутствие - старшему помощнику. Распоряжения вахтенного помощника капитана в пределах их полномочий обязательны для всех находящихся на судне лиц. Никто, кроме капитана, а в его отсутствие - старшего помощника не имеет права отменить или изменить его распоряжения.

(01) убедиться, что состав вахты достаточен и готов в соответствующих условиях и обстановке бороться за живучесть и безопасность судна; провести инструктаж; сделать запись в судовом журнале о приеме вахты;

(02) обеспечивать безопасное ведение промысла и работ на судне, приостанавливать производство работ при выявлении нарушений;

(03) принимать все возможные меры для предотвращения как эксплуатационного, так и аварийного загрязнения морской среды;

(04) не передавать вахту, если считает, что принимающий вахту помощник не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности и уведомить об этом капитана; не принимать на себя обязанности, отвлекающие его от выполнения своих основных функций;

(05) в ситуациях, предусмотренных МППСС-72, незамедлительно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства и устройства; использовать УКВ-радиостанцию для целей безопасности, уметь вести переговоры на английском языке с судами, береговыми постами;

(06) в случае падения человека за борт объявить тревогу, принять все возможные меры для спасения и доложить об этом капитану;

(07) своевременно извещать капитана в случаях: резкого изменения гидрометеорологических условий; опасного перемещения других судов; затруднениях сохранения заданного курса, а также если его сохранение становится небезопасным; когда ожидаемые объекты или глубины в рассчитанное время не обнаруживаются; объекты открываются неожиданно или происходит резкое изменение глубин; выхода из строя энергетической установки, рулевого устройства или технических средств навигации; ухудшения управляемости, других факторов в штормовую погоду; появления льда, препятствий на пути судна; угрозы потери орудий лова или промвооружения; обнаружения сигналов бедствия или получения информации об этом; аварийной обстановки, а также случаях любых нарушений или сомнений по ходу вахты.

Несмотря на извещение капитана, вахтенный помощник капитана должен, если потребует обстановка, незамедлительно принимать меры для обеспечения безопасности судна, людей, груза и имущества.

Присутствие капитана на мостике не снимает ответственности с вахтенного помощника капитана за несение вахты и управление судном до тех пор, пока капитан специально не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности и это будет взаимно понято.

(01) прибыть на мостик заблаговременно (не менее чем за 10 минут до начала вахты), чтобы полностью адаптироваться к обстановке;

(02) ознакомиться: с распоряжениями капитана по вахте, районом плавания, навигационной, гидрометеорологической и промысловой обстановкой, действиями течений, погодой, видимостью и влиянием этих факторов на курс и скорость судна, с обстоятельствами и опасностями, возможными в течение вахты, другими сведениями, существенными для плавания;

(03) проверить местоположение судна, курс, скорость, осадку, поправки гиро- и магнитных компасов, лага, РЛС, эхолота, наличие отметки времени на курсографе; убедиться в исправной работе технических средств навигации, поисковой аппаратуры, звукосигнальных средств и ходовых огней;

(05) принять заданный режим промысловых работ (глубину, скорость, время траления, курсы поиска, промысловые ориентиры и т.д.).

(01) неотлучно находиться на мостике и вести визуальное и техническое наблюдение за окружающей обстановкой; пребывание в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок при условии безопасности и обеспечения надлежащего наблюдения на период отсутствия;

(02) вести счисление и его контроль, использовать все возможности для определения места судна, поправок компаса, лага, эхолота с занесением данных в соответствующие журналы; не реже раза в час и после каждого изменения курса делать сличения компасов, следить за курсограммой;

(03) без разрешения капитана не изменять назначенный курс и скорость судна, режим работы энергетической установки, кроме случаев, связанных с предотвращением опасности для судов и людей (в этих случаях о своих действиях немедленно ставить в известность капитана), а также при самостоятельном промысловом судовождении;

(04) при управлении судном с безвахтенным режимом в машинном отделении и при дистанционном управлении машиной контролировать режим работы систем и механизмов, фиксировать в судовом журнале переход на обычное и дистанционное управление, а также случаи сигнализации о неисправности энергетической установки;

(05) с момента обнаружения другого судна установить наблюдение за его пеленгом и дистанцией, выполнять расчеты для выбора маневра расхождения; при угрозе опасного сближения перейти на ручное управление рулем, принять меры согласно МППСС-72, доложить капитану;

(06) знать и учитывать маневренные характеристики своего судна, возможности, ограничения, погрешности и недостатки технических средств навигации и поисковой аппаратуры;

(07) при подходе к району со стесненными условиями плавания заблаговременно предупредить капитана и вахтенного механика, при необходимости обеспечить готовность к отдаче якорей;

(08) при плавании вблизи территориальных вод, запретных районов, экономических зон контролировать местонахождение судна во избежание нарушений границ и заноса орудий лова в эти районы;

(10) при ухудшении видимости или подходе к району с ограниченной видимостью немедленно известить капитана, одновременно перейти на ручное управление рулем, установить безопасную скорость, начать подачу туманных сигналов, выставить впередсмотрящего, включить РЛС, УКВ и сигнально-отличительные огни, предупредить машину, сверить часы машины и мостика, сделать отметку на курсографе и обсервацию;

(11) при плавании с лоцманом на борту контролировать место судна и его движение; при сомнениях в действиях лоцмана известить капитана и до его появления принять необходимые меры;

(01) обеспечивать заданный режим работы и осуществлять по указанию капитана промысловое судовождение и маневрирование;

(03) не допускать усложнения навигационной обстановки при маневрировании с орудиями лова; учитывать воздействие побочных сил, возникающих при рыбопромысловых операциях;

(04) обеспечивать безопасность работ; вести установленную промысловую документацию (планшет, журнал).

Если судно стоит у причала, вахтенный начальник обязан:

(01) при заступлении на вахту получить от сдающего необходимые сведения об условиях стоянки, ходе грузовых и балластных операций, местонахождении капитана, наличии на борту командного и рядового состава и других лиц, не входящих в состав экипажа, о глубине у причала, осадке судна, уровне и времени высокой и низкой воды, о состоянии швартовов, положении якоря (якорей) и количестве вытравленной якорь - цепи, а также сведения об особенностях стоянки, важных для безопасности судна, готовности главных двигателей и возможности их использования в аварийной обстановке, наличии плавсредств у борта;

(02) следить за состоянием глубин у борта судна, за надлежащим креплением и следить, чтобы трап (сходни) были надежно закреплены, поручни установлены, леера натянуты и под трапом установлена предохранительная сетка (если она требуется), чтобы у трапа (сходни) был наготове спасательный круг с бросательным концом и обеспечено надлежащее освещение трапа;

(03) при ухудшении погоды, а также при получении штормового предупреждения принять дополнительные меры к обеспечению безопасной стоянки судна и доложить капитану;

(04) контролировать правильное использование судовых грузовых средств, обеспечивать своевременное открытие и закрытие трюмов, грузовых люков, горловин и вентиляторов; следить, чтобы находящиеся у ватерлинии иллюминаторы были задраены;

(05) контролировать (в помощь второму штурману) ход выполнения грузовых работ в соответствии с правилами перегрузочных операций или грузовым планом, обеспечивая правильность погрузки или выгрузки и размещения и крепления грузов на судне; не допускать загрузки сверх установленных норм;

(06) следить за соблюдением правил пожарной безопасности при выполнении работ по корпусной части;

(07) знать порядок вызова береговых спасательных и противопожарных средств и при необходимости обеспечивать их немедленный вызов;

(08) руководить посадкой и высадкой пассажиров, не допуская нарушения норм пассажировместимости;

(09) перед проворачиванием машин убедиться в том, что под кормой чисто, а во время проворачивания организовать наблюдение за швартовными тросами;

(10) обеспечить своевременную подготовку судна к швартовным операциям (уборка трапов, заваливание шлюпбалок, кранов, стрел и т.д.), быструю приемку (подачу) швартовов, правильное использование кранцевой защиты;

(11) производить периодический обход и осмотр судна. Место нахождения вахтенного начальника должно быть известно вахтенному рулевому (матросу);

(12) вести учет увольнения и возвращения с берега членов экипажа, а также учет посторонних лиц, находящихся на судне;

(13) при возникновении опасности на берегу, вблизи судна или на рядом стоящем судне доложить капитану и действовать по его указанию.

При стоянке на якоре:

Вахтенный начальник также обязан:

(01) при постановке на якорь определить место судна и в дальнейшем систематически его контролировать для своевременного обнаружения дрейфа с достаточной частотой (но не менее установленной капитаном, в случае если место определяется приемами морской навигации);

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
27
т/х ОТА-892
натяжением и положением, а также за измерением уровня воды в месте якорной стоянки, не допуская осушки судна в случае сгона воды;

(03) предупреждать опасное сближение с другими судами или навигационными опасностями при рыскании судна на якоре из-за действия ветра и течения;

(04) следить за положением судов, находящихся поблизости; при обнаружении дрейфа судов, равно как и дрейфа своего судна или других опасностей, немедленно принимать надлежащие меры и докладывать о них капитану;

(05) находиться на ходовом мостике (в рулевой рубке); при сходе с мостика для выполнения других обязанностей убедиться, что судну не грозит опасность и что за период своего отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение за окружающей обстановкой.

Вахтенный помощник капитана и старшие дина на вахте обязаны убедиться в той, что весь персонал заступающей вахты способен эффективно выполнять свои обязанности.
Вахтенный помощник капитана и старшие лица сдающей вахты не должны сдавать вахту персоналу заступающей вахты, если они полагают, что лица заступающей вахты не смогут должным образом выполнять свои обязанности, обязаны доложить об этой капитану и действовать в соответствии с его указаниями.
О результатах приема и сдачи вахты члены палубной команды докладывают вахтенному помощнику капитана, а машинной команды - вахтенному механику, который затем докладывает вахтенному помощнику капитана.
Без разрешения или приказания вышестоящего по вахте командира вахтенный не имеет права оставлять пост (вахту) или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей. Вахтенный помощник капитана обязан нести ходовую вахту на мостике и не оставлять пост управления ни при каких обстоятельствах без должной замены. В случае крайне необходимости судно может быть поставлено на якорь.

1.7.Организация радиолокационного наблюдения и радиолакационной прокладки.

Поскольку САРП обеспечивает автоматическую обработку сигналов РЛС, то все ограничения радиолокатора входят как составная часть в ограничения САРП и их необходимо учитывать при расхождении. Это, прежде всего, ограничения, накладываемые используемой шкалой дальности, возможность не обнаружить эхо-сигналы от малых судов, помехи радиолокационному обнаружению из-за состояния моря, дождя, тумана, теневые секторы и т.д.

Алгоритмы обработки информации, реализованные в САРП, накладывают дополнительные ограничения. Основными из них являются следующие.

• Ни одно из существующих САРП не обеспечивает гарантированного обнаружения и захвата на автосопровождение всех целей, в том числе и опасных. Поэтому использование САРП только в режиме автоматического захвата нельзя рассматривать как надлежащее радиолокационное наблюдение.

• При неустойчивом эхо-сигнале (малые суда, сопровождение в условиях помех) может произойти сброс цели и информация по ней выдаваться не будет. При близком расхождении двух целей возможна потеря одной цели. В этом случае другая цель будет иметь два вектора, один из которых будет ложным.

• Погрешности вычисленных элементов движения цели и параметров ситуации могут достигать:

- истинный курс цели — ±5-7°;

- истинная скорость цели - ±1,2 уз;

- дистанция кратчайшего сближения — ±0,7 мили;

- время кратчайшего сближения — ±1 мин.

• Маневр цели обнаруживается со значительным запозданием, а данные, выдаваемые САРП по маневрирующей цели, будут ненадежны в течение 3-4 минут после его окончания.

• При маневрировании собственного судна выдаваемая САРП информация по всем сопровождаемым целям будет ненадежна.

1. Возможность появления несопровождаемых целей.

2. Точность вторичной радиолокационной информации САРП
зависит не только от ошибок, присущих радиолокационному
методу измерения координат объектов, ошибок лага и ком­
паса, но и от взаимного расположения судов. В Резолюции
ИМО предусмотрены жесткие требования к САРП в следующих контрольных ситуациях встреч. Не более чем через
1 мин устойчивого автосопровождения САРП в любой из
ситуаций должно выдавать данные с вероятностью не ниже
95 %: K0-15°, V0- 2,8 уз, Dкр — 2,0 мили. Не более чем
через 3 мин устойчивого автосопровождения САРП в любой

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
29
т/х ОТА-892
из ситуаций должно выдавать данные с вероятностью не
ниже 95 %: К0 — 4,6°, V0-0,9 уз, Dкр - 0,7 мили,
tкр — 1,0 мили, истинного Кu— 7,4°, истинной Vц — 1,2 уз.

3. Если сопровождаемая цель или наше судно выполнили ма­невр, информация о новых параметрах движения с приведенными выше погрешностями выдается САРП только при­
мерно через 1 мин после окончания маневра, а расчет про­гноза движения становится возможен только примерно через
3 мин после окончания маневра.

4. Разрешающая способность системы автосопровождения из-
за больших размеров стробов значительно ниже разрешаю­
щей способности радиолокационного изображения, вследствие чего две близко расположенные цели, наблюдаемые на
экране раздельно, могут попасть в один строб и сопровождаться как одна цель. Возможен также обмен целями, приво­дящий к полному искажению выдаваемой информации.

5. Сложность автоматического выделения полезных сигналов
на фоне помех от моря и осадков, обусловленная неустойчивостью авто сопровождения целей в зоне действия помех.

6. Возможность автозахвата и сопровождения береговых отметок, не превышающих критерия протяженности, особенно
когда изображение береговой черты сильно раздроблено, и в
то же время невозможность автозахвата точечных целей, от­
метки которых расположены вблизи (до 8 мм) сплошной береговой черты, из-за действия программы запрета захвата.
Эхо-сигналы от целей, расположенных за эхо-сигналом от
мыса, мола, полосы дождя и т. д., классифицируются САРП
как берег, вследствие чего эти цели не захватываются и не
сопровождаются.

7. Запаздывание (примерно на 1 мин) отображения маневра цели и недостоверность информации о параметрах ее движения во время маневра, поскольку сглаживающие фильтры
автосопровождения САРП рассчитаны, как правило, на прямолинейное равномерное движение,

8. Возможность сброса цели с автосопровождения при ее рез­
ком маневре.

9. Условность деления целей на подвижные и неподвижные из-

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
30
т/х ОТА-892

10. за ограниченной точности измерений. Неподвижной считается цель, вычисленная скорость которой составляет менее
1,5-2 уз.

10. При переходе с большей шкалы дальности на меньшую сня­тие с автосопровождения всех целей, которые оказались за

пределами установленной шкалы (характерно для некоторых САШ),

11. Неэффективность использования режима АРП на шкалах
1-2 мили в стесненных районах из-за большого количества
близко расположенных береговых объектов и ложных захватов.

12. Вследствие погрешностей ввода курса и скорости судна-
наблюдателя точность ЛИД меньше, чем точность ЛОД. В
случае работы оператора только в режиме ЛИД без использования ЛОД или цифрового формуляра возможны ошибки в
оценке ситуации и выборе маневра.

13. В районах интенсивного движения судов, характеризую­
щихся малыми глубинами, значительными скоростями тече­ний, частыми изменениями курса и скорости нашего и дру­гих судов, а также на подходах к портам, в проливах, вблизи
берегов возможны дополнительные существенные ошибки в
информации, выдаваемой САРП.

При отношении глубины к осадке порядка 1,5 ошибка в по­казаниях отечественного относительного индукционного ла­га может достигать 20 %* Если же САРП сопряжено с абсо­лютным лагом, скорость приливно-

отливных и иных тече­ний будет составляющей скорости судна и исказит вектор­ные уравнения, решаемые САРП, Причем чем меньше ско­рость судна, тем больше ошибка в решении векторного тре­угольника.

Из-за частых изменений курса нашего судна и автосопровождаемых судов, особенно паромов, пересекающих курс, ошибки в направлениях векторов истинного перемещения могут достигать нескольких градусов, что также искажает результаты решения векторного треугольника. Возрастанию ошибок САРП по сравнению с данными формуляра при пла­вании в стесненных водах способствует частое (нередко че­рез каждые 3 мин) изменение судами элементов движения. В результате в районах, где более всего нужна точная радиоло­кационная информация, она наименее точна. При назначении величин критериев опасности должен быть учтен и этот не­достаток.

Средства связи ТСС

Определение поправки технических средств навигации задача штурмана. Обязательным является поддержание оборудования в параметрах указанных в документации.

Различают следующие виды поправок: Девиация магнитного компаса - определяется на полигоне перед выходом судна в рейс. Таблица девиации действует в течении года.

Временная таблица может быть составлена по сличению показаний ГК и МК на 8 курсах, капитан может продлить таблицу на 3 месяца если при сличении разность не более 2 градусов.

Поправка гирокомпаса - определяется в порту методом пеленгования ориентиров, с последующим осреднением результата.

Поправка курсографа - определяется по меткам, не должна превышать 10 минут

Поправка лага - определяется на мерной линии.

Радиодевиация - определяется на полигоне, может продлеваться капитанам на три месяца при расхождении не более 3 градусов

Поправки РЛС - погрешности возникают в процессе эксплуатации оборудования и технических особенностей конструкции, пределы допустимых погрешностей указаны в заводских инструкциях

Поправка дальномерного устройства - определяется путем измерений

Поправка хронометра - определяется ежесуточно.

В соответствии с основным назначением эти приборы подразделяются на три основные группы: приборы для определения направлений в море, использующие свойства

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
31
т/х ОТА-892
гироскопа (гироскопические компасы, гироазимуты и др.) ; автоматические устройства, обеспечивающие современное судовождение — автоматические счислители, прокладчики и рулевые (авторулевые); приборы для измерения глубины и обнаружения подводных препятствий, базирующиеся на свойстве акустических колебаний при распространении их в воде отражаться от различных объектов (эхолоты, гидролокаторы); приборы для измерения скорости и проходимого судном расстояния, основанные на различных физических принципах, в соответствии с которыми современные лаги разделяются на гидродинамические, инерционные и вертушечные. Вторая составная часть технических средств судовождения — радионавигационные (радиотехнические) средства — представляет собой совокупность радиоэлектронной аппаратуры, предназначенной для решения следующих навигационных задач: определение места судна в море; навигационное обеспечение безопасности плавания вблизи берегов, в узкостях и по фарватерам; обнаружение надводных опасностей; обеспечение расхождения судов в море и регулирование движения на портовых акваториях и др. Среди радиотехнических средств (РТС) также можно выделить три основные группы: азимутальные, позволяющие определять направление на источник излучения радиоволн (радиопеленгаторы, радиомаяки направленного действия); дальномерные и разностно-дальномерные, позволяющие определять место судна с высокой степенью точности на больших расстояниях; азимутально-дальномерные (полярные), позволяющие измерять направление и расстояние до объекта, отражающего радиоволны (радиолокаторы различных систем и назначения)
1.9.Судовое радиооборудование.

Читайте также: