В юридической литературе законность рассматривается как в

Обновлено: 17.05.2024

политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII-XIX вв.). Мыслителями эпохи Просвещения 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того, о ком идет речь, но прежде всего как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедливо и что несправедливо.

В современной юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим).

В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании 3. Считалось, что подлинная 3. может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой 3. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и

подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания.

В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь 3. с демократией, выражающуюся в принципе:нет 3.без демократии и нет демократии без 3.

Важное изменение в понимании 3. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. Отсюда 3. - это не просто исполнение законов, но и под-законность деятельности государства. обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того. в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. С этой точки зрения нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах.

В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3.. при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой 4юрмы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

Содержание 3. составляет такое законодательство. которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 3. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (3. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность):

Термин "З." используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие 3.

Юридическая наука рассматривает 3. в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотвор-ческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.

Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала.обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3.. целесообразность и реальность 3.

Верховенство закона понимается как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права (см. Закон). Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол. Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства. Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям. обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы,а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использовать и усмотрение в правоприменительной практике. Неисполнение законов, постановление неправосудных приговоров, издание противоречащих Конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности - грубейшее нарушение 3. Однако бывают случаи, когда, например. принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона. Реальность 3. представляет собой возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения. Осуществление этого принципа достигается посредством:

а) предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; б) создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями.

Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3. Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; б) обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина;

в) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение: г) равенство граждан перед законом и судом.

Требования 3. к действующему законодательству следующие: а) адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений. которые поддаются регулированию только неправовыми социальными нормами;

б) строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и

законам: в) беспробельность и непротиворечивость законодательства; г) соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов.

В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается любое правонарушение. Нарушения законов, совершенные гражданами. не затрагивают 3.. они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена.

Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии.

К общим гарантиям относятся: а) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы): б) политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных. религиозных конфликтов): в) духовно-нравственные (патриотизм,значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям): г) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма).

Специальные (юридические) гарантии 3. выступают как правовые средства. закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3. К таким гарантиям относятся: а) меры надзора и контроля за состоянием законности: б) эффективность мер юридической ответственности.применяемых к правонарушителям: в) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права: г) меры по совершенствованию действующего законодательства; д) меры по профилактике нарушений 3.; е) меры по выявлению нарушений 3.

Лит.: Проблемы обеспечения законности в механизме правоприменения. Волгоград. 1991:Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976;

Венгеров А.Б. Законность, как ее понимал Вышинский//Общественные науки и современность. 1989, № 6; Конституционная законность и прокурорский надзор. Сборник статей. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. М.. 1997.

Однако, как справедливо отмечается в юридической литературе, приведенные и некоторые другие дефиниции акцентируют внимание главным образом на функциональной характеристике законности, но не раскрывают ее сущности и содержательной наполненности. Известно, что функции любого социального явления не тождественны его сущности и содержанию, хотя во многом определяются ими. В литературе отмечается, что трактовка законности как точного и неуклонного следования предписаниям законов и других нормативных правовых актов всеми субъектами правового общения игнорирует содержание законов и других установлений государственной власти. Между тем они могут быть неправовыми, т. е. не воплощать важнейших человеческих ценностей — справедливости, свободы и равноправия людей. Следовательно, законность предполагает оценку содержания законов и других актов. С позиции сторонников различения права и закона, не должно быть слепого следования закону независимо от его содержания.

Поскольку приведенные определения понятия законности не отражают ее природы и сущности, в теории государства и права был предложен комплексный подход к этому понятию. В настоящее время законность трактуется в трех аспектах, как:

1) правовой метод, ориентирующий всех участников правового общения на четкое соблюдение юридических норм и других предписаний. Данный правовой принцип обладает универсальностью. Это означает, что вне законности не могут действовать другие правовые принципы — равенства всех перед законом и судом, неприкосновенности личности, жилища, частной жизни, состязательности, взаимной ответственности личности и государства и др.

Универсальный характер законности сообщает ей свойство общеправового принципа, который имеет самую широкую сферу применения и занимает ведущее положение среди других принципов права;

2) метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство, его органы и должностные лица выполняют свои функции правовыми средствами и в правовых формах. Государственный аппарат в процессе своей деятельности использует специальные приемы и способы решения служебных задач в соответствии с действующим законодательством. При этом законность служит одним из ведущих критериев оценки качества этой деятельности.

Данный аспект функционирования законности требует наличия трех основных условий: развитого и качественного законодательства; его реализуемости и исполнимости; специальных органов надзора и контроля за выполнением правовых предписаний.

Действующее законодательство, включающее в себя не только систему законов и других нормативных правовых актов, но и санкционированные государством иные формы права (правовые обычаи, правовую доктрину, судебную практику, принципы права и т. д.), образуют исходную нормативную основу законности. Однако наличие качественного и развитого законодательства само по себе не означает автоматического установления и укрепления законности, а служит только предпосылкой, внешней, формальной стороной, фундаментом, на котором возможно возведение института законности. Важно также, чтобы действующее законодательство исполнялось на практике, чтобы соблюдались его требования. В противном случае законность будет носить формальный, а не реальный характер. Наконец, еще одно необходимое условие законности как метода государственного руководства обществом — существование специальных правоохранительных органов, которые располагают юридическим механизмом и средствами для контроля за исполнением действующего законодательства, особенно в процессе его реализации. К числу таких средств можно отнести обжалование актов и решений государственных органов и должностных лиц (как единоличных, так и коллегиальных), опротестование, судебный нормоконтроль, проверка актов на их соответствие Конституции и др. В необходимых случаях соответствующие правоохранительные органы вправе подключить механизмы государственного принуждения для обеспечения действия законности.

В системе такого контроля одно из ключевых мест следует отвести контролю гражданского общества за деятельностью государства, всех его структур, поскольку именно государство призвано служить обществу, действовать слаженно и безупречно в процессе претворения в жизнь общей воли народа, всех его слоев и групп населения. Отсюда вытекает, что законность предполагает ответственность государства перед обществом за то, как оно выполняет свою управленческую миссию;

3) самостоятельный аспект законности составляет — режим жизни общества, или устойчивый, повсеместный политико-правовой режим, который характеризуется неотъемлемостью, всеобщностью, общеобязательностью требований, предъявляемых не только к соблюдению действующего законодательства, но и в процессе правореализации. Законность как режим общественной и политической жизни предполагает: верховенство Конституции в правовой системе и ее прямое действие, установление правовых отношений между государственной властью и личностью, приоритет прав и свобод человека, подзаконность любой социально значимой деятельности, правомерность поведения всех действий людей, а также деятельности организаций, учреждений, государственных и общественных структур.

Все три компонента законности: правовой принцип, метод и режим — являются формами выражения законности, которые не образуют ее независимых частей. Их нельзя противопоставлять, напротив, целостное восприятие законности возможно только тогда, когда законность рассматривается как единство принципа, метода и режима, как перерастание сформировавшегося правового принципа законности в метод, а в итоге — в режим законности. Последний представляет собой высшее проявление законности, завершающую ее форму, правомерное состояние жизни общества. Именно в качестве режима государственно-правовой жизни законность составляет главную ценность для общества и страны в целом. Однако нельзя не учитывать значимости и двух других форм проявления и существования законности.

Законность имеет не только разнообразные формы проявления, но и различное содержание. Большинство юристов-теоретиков соглашаются с выделением в содержании законности трех сторон (элементов):

во-первых, предметную сторону, т. е. явления и процессы, а также поведение и деятельность, которые соответствуют требованиям юридического характера. Эту сторону нередко называют поведенческой;

во-вторых, субъективную сторону, которая охватывает состав участников правоотношений, обязанных соблюдать правовые предписания или требовать такого соблюдения от других;

в-третьих, нормативную сторону, включающую совокупность норм права, подлежащих реализации (проф. В. С. Афанасьев).

В юридической литературе к числу дискуссионных относится вопрос о законности требования исполнения и соблюдения абсолютно всех нормативных правовых актов, или речь может идти только о законах.

По мнению ряда ученых, понимание законности как исполнения всех нормативных правовых актов, всех норм права объективно принижает значение и престиж закона в системе законодательства. Закон обладает такими свойствами, которые присущи только ему и сообщают закону высшую юридическую силу, что позволяет ему занимать высшую ступень в иерархии актов. Поэтому проф. М. С. Строгович и проф. Н. В. Витрук полагают, что законность — это требование исполнения закона и только закона.

Дискуссионен в науке вопрос и об определении субъектов законности, т. е. являются ли субъектами законности все субъекты права или только должностные лица.

В свое время отечественный юрист Н. Г. Александров полагал, что нельзя ставить в один ряд нарушение обязанности соблюдать закон гражданами и должностными лицами. Требование соблюдения законности относится в первую очередь к должностным лицам. Несоблюдение же норм права гражданами означает совершение ими правонарушения (за что они несут юридическую ответственность), а не нарушение законности. Аналогичной позиции придерживался теоретик права проф. В. М. Горшенев, а ныне проф. Н. В. Витрук. По мнению последнего, нельзя по общественной опасности сравнивать несоблюдение законов со стороны граждан и должностных лиц.

Против этой позиции возражал в свое время проф. М. С. Строгович, а в наши дни — проф. В. В. Лазарев, считая, что принцип законности является всеобщим и распространяет свое действие и свои требования на всех.

С этой точкой зрения можно согласиться, однако следует иметь в виду, что должностные лица являются представителями государства, работают в государственном аппарате на профессиональной основе, поэтому на них лежит в первую очередь обязанность следить за соблюдением законности и самим исполнять закон. Но исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, видимо, было бы неправильно считать неисполнение закона гражданином правонарушением, а должностным лицом — нарушением законности.

Итак, в общей теории права сложилось узкое и широкое понимание законности. Узкое понятие законности означает требование соблюдать и исполнять только законы, а широкое — любые действующие нормативные правовые акты. Существуют и определения законности, которые раскрывают более подробно данное понятие. Например, проф. В. И. Червонюк определяет законность как такое состояние общественной жизни, которое характеризуется верховенством правового закона, безусловным исполнением его требований всеми субъектами права, наличием специальных механизмов, гарантирующих безопасность и защиту личности от произвола, беспрепятственное осуществление ею своих прав и свобод.

Что касается сущности законности, то ее, как правило, составляет фиксация соответствия деятельности в правовой сфере и результатов этой деятельности юридическими предписаниями. Такое соответствие является ключевым свойством законности, ее сущностью (доц. О. П. Сауляк).

Структура законности характеризуется в юридической литературе по-разному. Чаще всего выделяют:

нормативную основу законности, которая определяется содержанием действующего законодательства: каково содержание законодательства, таково и содержание законности. Иногда говорят, что нормы права служат базой и предпосылкой законности;

теоретико-мировоззренческую основу законности. Ее составляют правовые взгляды, принципы;

средства, приемы, условия осуществления законности;

систему эффективной защиты законности, включая систему контроля и надзора за действием законов и систему защиты прав и свобод граждан и их объединений.

Некоторые специалисты в области теории государства и права вносят в эту структуру изменения. Например, проф. В. К. Бабаев, соглашаясь с четырехзвенной структурой законности и выделением таких элементов, как нормативная и теоретико-мировоззренческая основы, в качестве третьего звена называет законопослушное поведение всех субъектов права, а четвертым элементом считает гарантии законности, т. е. средства ее обеспечения.

Думается, что принципиальных различий между указанными позициями нет, хотя последний тезис Н. Н. Вопленко было бы более корректно назвать соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям. Именно это свойство, как отмечалось выше, относится к сущностной характеристике института законности.

В последние годы в юридической литературе высказываются суждения о необходимости более глубокой разработки понятия законности, концептуального переосмысления этой категории. Среди новых моментов такого переосмысления можно указать на позицию, согласно которой следует отказаться от позитивного правопонимания, которое стирает различия между правом и законом. В связи с этим было выдвинуто предложение о разработке концепции не просто законности, а именно правовой законности, или, что то же самое, — правозаконности. Отсюда следует, что требование всеобщей обязательности соблюдения и строгого исполнения относится не к любому закону, а к правовому закону.

Данная точка зрения неоднократно подвергалась критике в юридической литературе главным образом на том основании, что трудно определить критерии, позволяющие установить, какой закон (или иной нормативный правовой акт) является правовым. Ряд исследователей отмечают также, что подобная трактовка применима лишь к западноевропейской модели правовой системы, где закон понимается как акт, выражающий волю государственной власти. Но категория правозаконности не применима ко многим другим видам правовых семей — мусульманской, традиционной и т. д.

Таким образом, можно констатировать, что несмотря на попытки пересмотреть понятие законности, каких-либо существенно новых подходов не наблюдается.

Законность как социальное явление возникла вместе с процессом происхождения государства и права. С принятием законов на самых первых стадиях образования государства выдвигается задача их обеспечения, т.е. становится актуальной проблема законности. К тому же, законность основана на праве, является существенным элементом правового регулирования и в этом смысле производна от права.

Такое традиционное (узкое) понимание законности ориентирует юридическую практику в сторону отслеживания неуклонного исполнения возложенных юридических обязанностей всеми субъектами права. Это так или иначе объясняет и то, что в настоящее время обеспечение законности сводится в основном к деятельности контрольно-надзорных, правоохранительных и иных органов, устанавливающих факты нарушенных правовых предписаний и реагирующих на них. Вместе с тем многие региональные и муниципальные органы не отнесены к этому процессу, несмотря на обязанность активно содействовать обеспечению правопорядка на соответствующей территории. Такая несогласованность позиций отчетливо проявилась в ситуациях пожаров в домах престарелых и пожаров в связи с засушливым летом 2010 г. в разных регионах России.

В предыдущие десятилетия нашей российской действительности было свойственно декларативное провозглашение многих прав и свобод, не обеспеченных юридическими гарантиями.

Названные выше авторские позиции характеризуют различные грани законности могут быть приняты во внимание для обоснования широкого (не традиционного) ее определения.

В отечественной юридической литературе контуры содержания законности традиционно рассматриваются в единстве трех взаимосвязанных аспектов: принципа деятельности, метода деятельности и режима общественной жизни.

1. Законность как принцип государственно-правовой жизни, признается в качестве основополагающего начала жизни общества, ориентирующего индивидов и организации на надлежащее осуществление (соблюдение, исполнение, использование) юридических предписаний. Ценность этого принципа станет реально значимой при условии, что им будут руководствоваться в своем поведении все субъекты права - и государственные органы, и их должностные лица, и граждане, и их объединения. Вывод о возможности рассмотрения законности в качестве принципа, правового начала деятельности индивидов, организаций основывается на содержании ч.2 ст. 15 Конституции РФ.

В этом контексте следует отметить, что наиболее значимым в деле реализации этого принципа сегодня становится субъективный фактор. Очевидно, законность непосредственно зависит от уровня правосознания граждан и, в особенности, должностных лиц.

3. Законность, как особый режим общественно-политической жизни, отражает господство (верховенство) закона во всех сферах общественной жизни, в отношениях между личностью и государственной властью, распространение его требований на область правотворчества, сферу реализации права, его применения. Понятие законности в этом аспекте означает ее нацеленность на обеспечение безопасности и защиты личности от произвола властных структур, беспрепятственное осуществлением прав и свобод человека и гражданина. Важность осуществления режима законности диктуется углублением демократических начал в государстве и обществе, реализации идеи формирования правового государства и гражданского общества в России. В этом контексте законность выступает как качественная характеристика политико-правовой жизни общества, функционирования правовой системы, реализации основных функций права.

Законность - одно из самых устойчивых политико-правовых явлений, способных сохранить свои основные качественные черты, несмотря на изменения, происходящие в обществе. Под этим углом зрения в содержании законности можно выделить следующие составляющие:

а) обязательное соблюдение, исполнение предписаний права всеми его субъектами;

б) обеспечение для всех субъектов возможности полного и реального осуществления субъективных прав;

в) строгая регламентация деятельности учреждений и организаций;

г) реализация предписаний Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях;

д) независимое и эффективное правосудие;

е) результативная работа правоохранительных органов.

Возникает следующий существенный вопрос: можно ли рассматривать в одном измерении по социальной значимости нарушения правовых предписаний должностными лицами государства и гражданами? В этой связи высказано суждение о том, что законность, по сути, ограничивается сферой действия органов государства, обращена к должностным лицам государственного аппарата, но не относится к гражданам. Соответственно уточняется: нарушения правовых предписаний гражданами и иными лицами суть нарушения правопорядка.

По-видимому, рациональное зерно есть и в суждении о том, что законность обращена, прежде всего, к органам государства, к должностным лицам государственного аппарата. Очевидно, нарушение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов органов власти, должностными лицами значительно опаснее, чем нарушение ее простым гражданином. К тому же, характер и показатель ответственной или безответственной деятельности должностных лиц в сфере права содействует или не способствует формированию правосознания граждан, того или иного их отношения к законности в обществе.

Нормативная основа законности. Конституция РФ, согласно ч. 2 ст. 15 предписывает соблюдать законы и не говорит о подзаконных нормативных правовых актах и актах правоприменительных. Следует ли из этого вывод о том, что требования законности не распространяются на нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и т.д.

По-видимому, нет. Все акты правового регулирования, обладающие свойством общеобязательности, подлежат неукоснительному исполнению в деятельности субъектов права.

Важно видеть и то, что нет прямой зависимости между количеством принятых законов и иных нормативных правовых актов и состоянием законности. Иначе может сложиться следующее впечатление: достаточно принять закон, чтобы обеспечить режим законности; чем больше принято законов, тем прочнее режим законности. В государственно-правовой действительности существует система организационных и иных средств, приемов и условий, с помощью которых происходит осуществление предписаний законов и иных нормативных правовых актов в правовой действительности.

В числе проблемных остается оценка ведомственного нормотворчества в современной России с позиции его соответствия конституционным положениям, нормам иных законодательных актов, согласованность ведомственных правовых предписаний с неотъемлемыми правами и свободами человека и гражданина.

1. Законность – основа дисциплины. Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим, составляют одновременно и содержание дисциплины. Однако дисциплина не исчерпывается требованием законности. Она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу, проявление активности, предприимчивости, что влияет на общие показатели, результаты деятельности коллектива, государственной или общественной структуры.

2. Требования законности в масштабе страны, региона, муниципального образования едины. Дисциплине свойственна иная структура. В зависимости от сферы деятельности субъектов, она подразделяется на государственную, трудовую, воинскую, учебную и т.д.

3. Законность есть соблюдение, осуществление предписаний законов, иных нормативных правовых актов. Дисциплина означает соблюдение не только правил общего характера (сфера финансов, сфера технологии и др.), но и индивидуальных распоряжений, приказов различного служебного уровня.

4. Нормативное обеспечение дисциплины объемнее, шире соответствующего обеспечения законности. Дисциплина органически связана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности. Она предполагает корректное, вежливое поведение служащих не только в сфере их взаимных отношений, но и относительно граждан, пришедших в государственные и иные учреждения с заявлениями, просьбами и т.д.

Законность и демократия.В юридической литературе признается, что законность – существенный компонент демократии, показатель развитости ее институтов. Согласно традиционному пониманию, демократия – это политический режим, характеризующийся значительной степенью участия граждан в управлении делами государства. Как социально-политический институт, демократия возможна при условии юридического оформления и обеспечения. Соответственно права и свободы личности, общественных формирований становятся реальными в условиях законности. Если имеет место нарушение избирательных законов, чинятся препятствия на пути проведения митингов и демонстраций, не действуют юридические гарантии, то это показатель и нарушения демократии, и отступления от принципов законности. Вместе с тем, институты демократии способствуют упрочению законности. Назовем в этой связи сформировавшееся общественное мнение по поводу фактов коррупции, злоупотреблений в воспитательных учреждениях, аналогичная информация, используемая СМИ, оппозиционными партиями и иными демократическими институтами. Такая активность, подкрепленная убедительными аргументами, вызывает ответную позитивную реакцию правоохранительных и иных государственных структур.

Конституционная законность означает:

- правовой характер самой конституции как основного закона государства;

- верховенство конституции в правовой системе;

- верховенство конституции и федеральных конституционных законов на территории государства.

Действующее в Российской Федерации конституционное правосудие призвано обеспечить верховенство Конституции РФ и ее непосредственное действие на всей территории государства, соответствие положений законодательства и практики их применения Основному закону страны.

Итак, в целом, значимость законности предопределяется тем, что право по своей природе действенно лишь в состоянии, когда образуемые его нормативные предписания реальны и фактически претворяются в жизнь.

Любопытный документ обнародован на официальном сайте Государственной Думы. Он фактически пошагово растолковывает гражданам, как появляется закон, кто имеет право внести законопроект на рассмотрение Госдумы, сколько чтений проходит проект, прежде чем стать законом. В чем особенность всех стадий и кто подписывает финальный вариант текста. Из разъяснения становится понятно - появление закона - сложная процедура, где все расписано по деталям.

 Фото: iStock

Документ подчеркивает - далеко не каждая инициатива становится законом. Перечислено, кто имеет право законодательной инициативы. Это в первую очередь президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, правительство страны, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Законопроекты могут инициировать так же Конституционный и Верховный суды, но только по вопросам, касающимся их ведения.

Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

Потом документы идут в профильный комитет Думы. Там их проверяют "на соответствие установленным требованиям". Оттуда законопроект и все бумаги с его обоснованием идут в Совет Госдумы.

Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Именно комитет и проведет основную работу над законопроектом: привлечет экспертов, представителей профессиональных и научных сообществ, создаст рабочие группы для анализа предложений "по совершенствованию инициативы", проведет парламентские слушания, "круглые столы". Список таких мероприятий по закону может быть не маленький.

Рассмотренный ответственным комитетом и рекомендованный к принятию или отклонению законопроект должен быть рассмотрен на пленарном заседании. Сам процесс рассмотрения законопроекта в Госдуме включает три стадии.

Сначала проходит первое чтение. Там рассматривается концепция законопроекта, оценивается его важность и практическая значимость, соответствие Конституции, заслушивается доклад разработчика документа и проводится голосование за его принятие в первом чтении. Если не будет собрано достаточное количество голосов, то законопроект будет считаться отклоненным.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет "для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки". После чего законопроект с заключением Правового управления Госдумы представляется ответственным комитетом в Совет Госдумы. И документ включает порядок работы Госдумы для третьего чтения.

Уже при третьем чтении законодатели выслушают доклад представителя ответственного комитета, выступления фракций и будет голосование за принятие документа в целом.

Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Госдумы, стенограммами пленарных заседаний, заключениями правительства РФ и всеми остальными сопутствующими материалами оформляются ответственным комитетом и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации.

Обязательному рассмотрению верхней палатой парламента подлежат федеральные конституционные законы, законы о поправках в Конституцию, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, а также законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты госграницы. Остальные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать - это будет означать согласие с их принятием.

Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно. Если федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, то он идет на подпись президенту.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после момента их подписания президентом.

Что касается вступления законов в силу, то по общему правилу они начинают действовать через 10 дней после официального опубликования. Но в самом документе может быть указан другой срок.

Читайте также: