В течении какого времени индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить

Обновлено: 19.05.2024

Если вы открываете свой бизнес (кафе, небольшой магазин, даже предприятие) либо работаете на себя, вы обязаны получить статус индивидуального предпринимателя. У этого статуса есть свои преимущества: вы сможете платить куда меньше налогов, чем физическое лицо, избавитесь от рисков нарваться на штраф и блокировку счета, если занимаетесь своим делом неофициально и не декларируете доходы, сможете взять кредит, без проблем получить визу в страну первого мира, совершить крупную покупку. Предпринимателям положены пенсия, страховые выплаты при потере трудоспособности, даже больничные и декретные.

Оформить статус ИП можно самостоятельно или с помощью специальной фирмы. Во втором случае вам придется дополнительно оплачивать услуги компании. Это удобно, если у вас нет времени заниматься оформлением документов и посещением налоговой. Но, будем справедливы, все можно сделать и своими силами: процесс максимально упростили и ускорили.

С момента подачи документов в налоговую и до выдачи свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя проходит всего 5 рабочих дней. В редких случаях срок регистрации продлевают до 7 дней.

Подготовка к регистрации ИП

Для начала определитесь, насколько правильно вы выбираете организационно-правовую форму. Статус ИП имеет свои преимущества (например, можно значительно сократить выплаты в фонды или сэкономить на налогах), но у него есть и недостатки. Если бизнес предполагает высокие риски, вы можете потерять даже то имущество, которое заработали до регистрации в качестве предпринимателя. ИП всегда несет ответственность за свой бизнес личным имуществом. Единственный учредитель ООО эту ответственность несет только в рамках суммы, уплаченной в качестве уставного капитала (разумеется, есть механизмы, позволяющие изъять у учредителя его личное имущество, но применить их не так просто). Еще один недостаток ИП - низкий "потолок". Мы ограничены малым бизнесом, а это - лимиты на оборот и количество сотрудников. Впрочем, если бизнес разрастется, проблем с регистрацией компании не будет.

Итак, если вы определились со статусом и твердо решили стать индивидуальным предпринимателем, самое время выбрать:

  • Виды деятельности. Они прописаны в особом перечне - ОКВЭД (Общий классификатор видов экономической деятельности).
  • Систему налогообложения. Это может быть УСН, ОСНО, ЕНВД, ПСН.

В заявлении, которое вы будете подавать в налоговую, нужно указать коды ОКВЭД, соответствующие той деятельности, которую вы будете вести. Теоретически можно указать даже все коды. На практике выбирают один основной и несколько дополнительных. Подумайте хорошенько и укажите все, чем вы занимаетесь сейчас и можете заниматься в будущем. По закону вы обязаны вести бизнес только по указанным в заявлении (а в последующем и в ЕГРИП) видам деятельности.

Важно! Коды ОКВЭД постоянно меняются. Чтобы не прогадать, найдите и скачайте актуальный классификатор.

Если в будущем вы займетесь деятельностью, не указанной в вашем заявлении, придется подавать еще одно - о внесении изменений в ЕГРИП. Только в этом случае новое направление будет законным и не вызовет проблем.

С системой налогообложения все чуть сложнее, но мы советуем для начала выбрать именно коды ОКВЭД. Дело в том, что от них зависит, какие системы вам будут доступны.

Индивидуальным предпринимателям вовсе необязательно работать по общей системе (ОСНО): она выгодна только в отдельных случаях. Между тем, эта система используется "по умолчанию". Если вы не подадите заявления о переходе на какую-либо систему налогообложения во время регистрации ИП, вам придется платить по ОСНО большие налоги, пока не удасться перейти на другую схему.

Какие схемы еще можно использовать?

  • УСН. "Упрощенка" - самая популярная система у предпринимателей и небольших ООО. Вы платите единый налог - со всех доходов или с доходов за вычетом расходов. УСН "Доходы" составляет 6%, УСН "Доходы минус расходы" - 15%. Что выгоднее? Все зависит от вашего вида деятельности: если вы торгуете, лучше второй вариант; если оказываете услуги в индивидуальном порядке, без работников, лучше платить только с доходов - расходов как таковых нет.
  • ПСН. Патентная система налогообложения действует для ограниченного числа видов деятельности. Патент могут купить, например, ветеринары, водители грузовых автомобилей, отделочники, владельцы фотоателье и некоторые другие специалисты, решившие работать самостоятельно. Процентов здесь нет, вести отчетность необязательно. Достаточно заплатить налог в начале отчетного периода.
  • ЕНВД. Здесь все сложнее, но суть налога схожа с патентом. Оплачивается фиксированная сумма, размер которой зависит от региона, вида деятельности и количества учетных единиц (автомобилей в таксопарке, квадратных метров в магазине и т.д.). Вести отчетность нужно, но от доходов налог не зависит.

Для перехода на одну из этих систем нужно составить и подать заявление в налоговую. Лучше - одновременно с заявлением на регистрацию ИП.

Подготовка документов

Итак, у вас есть список кодов ОКВЭД и система налогообложения, которую вы уже выбрали. Теперь можно приступить к подготовке пакета документов. Для регистрации вам потребуются:

  • Личный паспорт и его копия.
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой (ИНН) и его копия.
  • Заявление №21001 (его актуальную форму можно найти и скачать в интернете).
  • Квитанция об оплате пошлины.

Итак, по порядку. С заявлением все просто: достаточно его скачать, распечатать и заполнить от руки. Не делайте помарок - так его могут не принять. Если оформляете ИП через интернет-сервис, все будет еще проще. В заявление на соответствующие страницы нужно вписать коды ОКВЭД.

ИНН требуется в любом случае. Если у вас его нет, оформите или восстановите в налоговой заранее. Налоговый номер потребуется при оплате государственной пошлины.

Где платить пошлину?

Все зависит от того, как именно вы подаете заявление. Если вы делаете это через "Госуслуги", оплатить можно на самом сайте, с карты или электронного кошелька. Если другими способами - лично в банке или на сайте банка. Квитанцию нужно сохранить и при необходимости распечатать.

Где регистрировать ИП?

Вы находитесь в другом регионе, собираетесь работать по УСН или ПНС, а постоянная прописка у вас еще есть? Ехать домой вовсе необязательно: зарегистрироваться можно и в удаленном режиме.

Этапы стандартной процедуры регистрации

Итак, у вас на руках пакет документов, вы оплатили госпошлину (на данный момент это всего 800 рублей), и вы уточнили, в какое отделение идти. Теперь остается только уточнить дни приема в ИФНС и придти туда лично.

Процедура регистрации выглядит просто:

  1. Вы приходите в налоговую и подаете документы.
  2. Сотрудник просматривает их и, если не выявил никаких ошибок, принимает. Вам нужно отдать заявление, квитанцию и копии паспорта и ИНН. Оригиналы можно оставить себе.
  3. Через 5 рабочих дней вы сможете придти снова и получить на руки другие документы. Это свидетельство о регистрации ИП, выписка из ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет в налоговый орган. Это важные бумаги, которые будут требоваться вам постоянно.

После регистрации останется открыть расчетный счет и, при необходимости, заказать печать. Раньше приходилось идти в ПФР и другие внебюджетные фонды. Сейчас всю информацию в них подает сама налоговая.

Можно ли зарегистрироваться удаленно?

Важно! Если вы регистрируетесь через доверенное лицо, заверить у нотариуса придется и заявление.

Итак, если вы зарегистрировались в качестве ИП и получили все необходимые документы, вам останется:

  • зайти в банк и оформить расчетный счет (оформление может затянуться на несколько дней);
  • заказать печать, если она нужна;
  • купить и зарегистрировать контрольно-кассовый аппарат, если это требуется.

Важно! На данный момент ИП, работающие с ККТ, должны использовать онлайн-кассы. Обычные применять нельзя.

Есть ли подводные камни?

Проблемы могут возникнуть только с заявлением. Если оно не будет соответствовать требованиям, и принимающий документы сотрудник ИФНС заметит это, вам придется заполнять его заново. Если в заявлении будут ошибки, которые выявят только после приема документов, вы рискуете потерять пошлину - в регистрации вам откажут, а оплаченные деньги не вернут. Впрочем, сумма не самая большая.

Читайте также: