В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов над обычаями

Обновлено: 17.05.2024

Правовая система – совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

1. Англосаксонская правовая система.

Главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

Указанная система предоставила широкие полномочия при принятии решений судьям, а непосредственно решениям придала главенствующий характер. В результате правовой прецедент получил приоритетную роль, отраслевая кодификация права отсутствует.

2. Романо-германская (континентальная) правовая система.

В качестве основы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно-правовые акты, сформированные в единую систему. Во главе ее стоит конституция (Основной закон), принимаемая парламентом или населением страны на референдуме. Система права подразделена на публичное и частное право. Указанные права в свою очередь делятся на отрасли (гражданское, уголовное трудовое и т. д.). Право кодифицировано, устанавливается в законодательном порядке. Судьи выполняют роль правоприменителей.

3. Система мусульманского (религиозного) права.

Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения.

4. Система традиционного (обычного) права.

Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно-правовые акты страны.

29.Закон: понятие, признаки и виды. Правомерное поведение и правонарушение.

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;

обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;

регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

-о военном положении;

-о чрезвычайном положении;

-о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

-об изменении статуса субъекта РФ;

-о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

-о судебной системе;

-о судах основного звена;

-о Конституционном Суде РФ;

-о Верховном Суде РФ;

-о Высшем арбитражном суде РФ;

-о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

-общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;

-специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

Правомерное поведение – осознанное поведение, соответствующее нормам права и социально полезным целям.

Признаки правомерного поведения:

осознанный и волевой характер, т. е. должно быть деянием (действием или бездействием) поэтому, например, поведение невменяемого нельзя считать ни правомерным, ни противоправным;

формальный признак – не противоречит нормам права;

содержательный признак – соответствует социально полезным целям.

Не всякое поведение, не являющееся противоправным, принято считать правомерным, например, безнравственное поведение правомерным называть не принято.

Виды правомерного поведения:

-необходимое (например, уплата налогов);

-желательное (например, учеба в вузе);

-допустимое (например, умеренное употребление алкоголя).

В зависимости от мотивации правомерное поведение бывает:

социально активным (когда лицо признает социальные ценности, охраняемые правом, и добровольно соблюдает, исполняет и использует право в своей деятельности);

конформистским (когда лицо соблюдает нормы права, при этом не осознавая их социальной ценности);

маргинальным, т. е. пограничным (когда лицо не признает ни социальных ценностей, ни норм права, но соблюдает их, опасаясь наказания).

Правонарушение – противоправное, общественно вредное, виновное деяние (т. е. действие или бездействие) деликтоспособного лица.

Противоправность выражается в:

-прямом нарушении правового запрета;

-злоупотреблении субъективным правом;

Всякое правонарушение должно быть общественно вредным, т. е. посягать на охраняемые законом интересы личности, общества или государства. Наибольшей степенью общественной вредности (общественной опасностью) обладают преступления.

Правонарушение должно быть обязательно виновным деянием. Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям (в формах умысла и неосторожности).

По характеру и степени общественной вредности правонарушения подразделяются на преступления и проступки (отсутствие уголовной противоправности и характерной для преступления общественной опасности).

Проступки могут быть гражданско-правовыми (деликты), административными и дисциплинарными. Уголовные преступления и административные проступки относятся к публичному праву. Поэтому нельзя за одно и то же деяние привлечь и к уголовной, и к административной ответственности. С другой стороны, за преступление или административный проступок можно одновременно привлечь к частноправовой ответственности. Например, лицо, совершившее на работе мелкое хищение, можно привлечь к административной ответственности, уволить с работы и взыскать с него причиненный ущерб.

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Сравнительное правоведение тесты Витте (Ответы онлайн) emuiv МИЭМП
Спасаем от лишнего стресса в сессию, консультации по любым дисциплинам
Тесты, Зачеты и экзамены

Специфическая категория сравнительного правоведения, обозначающая совокупность всех существующих на планете национальных правовых систем, называется - это:
Выберите один ответ:
правовая система
правовая семья
система права
правовая карта мира

Как называется сравнение на уровне правовых институтов, отраслей права и правовых систем в целом?
Выберите один ответ:
диахронное сравнение
макросравнение
микросравнение
нормативное сравнение

В каком году была учреждена в Гааге Международная академия сравнительного права?
Выберите один ответ:
1956
1946
1924
1934

Как называется документ рекомендательного характера, который служит образцом для принятия его в качестве национального закона какого-либо государства?
Выберите один ответ:
модельный закон
концепция закона
проект закона
макет закона

Расположите в хронологической последовательности ученых, занимавшихся вопросами сравнительного правоведения:
Р. Давид
Ш.Л. Монтескье
А.Х. Саидов
М.М. Ковалевский

Установите соответствие между подходами к изучению правовой системы и государствами, в которых они существуют:
сравнительно-правовой
прагматический
философский

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Раскройте методологию сравнительного правоведения.
Что понимается под этим понятием?
Разновидность сравнительно-правового исследования, которое выходит за рамки изучения своей национальной правовой системы, предметом которого является правовые системы различных государств:
Сравнение на уровне правовых институтов, отраслей права и правовых систем с целью выявления закономерностей развития правовых систем:
Разновидность сравнительно-правового исследования, отправной точкой которого является социальная проблема, для решения которой осуществляется поиск адекватных правовых средств:
Разработкой и обоснованием для применения в современном сравнительном правоведении функционального сравнения занимался:

К англосаксонской правовой семье не относится система:
Выберите один ответ:
Канады
Австралии
США
Австрии

Как называется государственный орган Германии, основной целью которого является проверка соответствия всех нормативных актов Конституции?
Выберите один ответ:
Государственный Совет
Верховный Суд
Конституционный Суд
Конституционный Совет

В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычаям?
Выберите один ответ:
дальневосточной
традиционной
романо-германской
англосаксонской

В какой правовой семье присутствует четко выраженное деление права на частное и публичное?
Выберите один ответ:
мусульманской
индусской
романо-германской
англосаксонской

Какая отрасль права считается наиболее развитым элементом в системе публичного права Франции?
Выберите один ответ:
уголовное право
административное право
конституционное право
финансовое право

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Установите соответствие между видами правовых актов и их определениями:
акт, принимаемый парламентом государства, в особом порядке с целью регулирования наиболее значимых общественных отношений
документ рекомендательного характера, который служит образцом для принятия его в качестве национального закона какого-либо государства
нормативный акт, издаваемый в ряде стран Западной Европы органами исполнительной власти по вопросам, не урегулированным законом
акты органов исполнительной власти, обладающие силой закона вследствие передачи парламентом части своих законотворческих полномочий указанным органам

Установите последовательность принятия Гражданских кодексов государствами романо-германской правовой семьи:
Итальянский гражданский кодекс
Австрийский гражданский кодекс
Германское гражданское уложение
Французский гражданский кодекс

Установите соответствие между важнейшими правовыми актами и государствами, в которых они были приняты:
Акт о судоустройстве 1873 года
Гражданское уложение 1900 года
Конституция 1787 года
Гражданский кодекс 1804 года

Установите соответствие между источниками права и их определениями:
исторически сложившееся и вошедшее в привычку в результате многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством
судебное решение по конкретному делу, которое принимается за образец при рассмотрении аналогичных дел
нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органов власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой
исходные начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность правового регулирования

Студенту надлежит раскрыть особенности романо-германской правовой семьи.
В каком веке появилась романо-германская правовая семья?
Что является характерной чертой романо-германской правовой семьи?
К романо-германской правовой семье принадлежит:
В странах романо-германской правовой семьи основой правовой системы выступает:
Что является характерной чертой романо-германской правовой семьи?

Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Романо-германская норма права - общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными им органами. Главной особенностью этой нормы по сравнению с англосаксонской прецедентной выступает обобщенный, абстрактный характер. Важнейшим источником романо-германского права выступает закон.

Законы принимаются парламентами стран системы, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины, должны выражать волю большинства общества, основные права человека, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем остальным источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, внутригосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они становятся его частью, содержанием. В настоящее время законы регулируют все основные стороны жизни общества, закрепляют правовое положение субъектов, их имущества, отношения между ними.

Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие). Во всех странах системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство их обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Для конституционных законов предусмотрен особый порядок их отмены, изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура, организация государственной власти.

Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода "центрами притяжения" для других норм данных отраслей.

Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их значение, роль в правовом регулировании определяются полномочиями издавших их органов. Другие решения принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов.

Третьим источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действующей доктрине нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами. Тем не менее существующие противоречия, пробелы законодательства и, самое главное, широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, обусловили разработку судьями принципиальных решений, уточняющих положения закона, а иногда идущих вразрез с волей законодателя.

Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. В странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права - особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Другой структурной особенностью романо-германского права является последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.

Англо-американская (англосаксонская) правовая система.

В странах англо-американской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах.

Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.




В англо-американской правовой семье следует различать группу английского права, и связанного с ним по своему происхождению права США.

В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи. Вторую группу образует право США, которое имея своим источником английское "общее право", в настоящее время является вполне самостоятельным.

Укажем некоторые черты прецедентного права и прежде всего самого прецедента в английском праве.

Основной принцип, который должен соблюдаться при отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом. Пожалуй нет ни одного суда, где судья не был бы склонен решить дело точно так, как было решено аналогичное дело другим судьей. Почти везде судебный прецедент в той или иной

степени обладает убеждающей силой, поскольку stare decisis (решить так, как было решено ранее) - правило фактически повсеместного применения.

Правило прецедента нуждается в детализации, поскольку степень обязательности прецедентов зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

При нынешней организации судебной системы, ситуация выглядит следующим образом.

Решения высшей инстанции - Палаты лордов - обязательны для всех других судов;

Апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного) обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;

Высокий суд (все его отделения, в том числе и апелляционные) связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, его решения обязательны для всех нижестоящих инстанций, но не будучи строго обязательны, влияют на рассмотрение дел в отделениях Высокого суда;

Окружные и магистральные суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

Не считаются прецедентами и решения Суда короны, созданного в 1971 г. для рассмотрения особо тяжких уголовных преступлений.

Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов занимает около 50 увесистых томов.

Закон формировался под воздействеем требований судебной практики, которая диктовала определенную структуру, характер изложения норм. Отсюда казуистический стиль законодательной техники.

Рост числа законов обострил проблему систематизации. Английская правовая система - традиционный представитель правовых систем, определяемых как "некодефицированные". Здесь до сих пор речь идет лишь о систематизации путем консолидации - процесса соединения законодательных положений по одному вопросу в единый акт. Рост писаного права в современный период происходит не только с помощью статутов , но в значительной мере, путем подзаконного нормотворчества.

В Англии и США одна и та же общая концепция права; в обеих странах существует в общем одно и то же деление права, используются одни и те же понятия и трактовка нормы права. Для американского юриста, как и для английского,право-это прежде всего право судебной практики; нормы, выработанные законодателем, по-настоящему входят в систему американского права лишь после того, как они будут неоднократно применены и истолкованы судами, когда можно будет ссылаться не на сами нормы, а на судебные решения, их применившие.

Одно из таких различий, причем весьма существенное, связано с федеральной структурой США. Штаты, входящие в состав США, наделены весьма широкой компетенцией, в пределах которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. В этой связи можно сказать, что в США существует 51 система права - 50 в штатах и одна федеральная.

Ежегодно в США публикуются свыше 300 томов судебной практики и, несмотря на широкое использование. В статутном праве США встречается и немало кодексов, которых не знает английское право. В нескольких штатах действуют гражданские кодексы, в 25 штатах - гражданско-процессуальные,во всех штатах - уголовные, в некоторых - уголовно-процессуальные.

71 Религиозн-традиционная Правовая семья– совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.

Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека а тем более гос-ва, обладают значительным своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного права относят Японию, гос-ва тропической Африки и нек. др.

В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течении достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем, что стали составляющим элементом правосознания были должным образом закреплены на законодательном уровне.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран – священная книга всех мусульман

Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных нормво многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности гос-ва.

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти 2 тыс. лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом гос.-правовых отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д

Мусульманская правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и Африки. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе.

Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

В настоящее время ни в одной из стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Классификация современных правовых систем стран Востока.

1.правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего, его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления.

2. правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Прежде всего, принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность государственного механизма этих стран.

3. правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства.

4правовые положения Туниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

72 ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ,принципы, субъеты

Правотворчество - это деят-ть напр-ная на уст-е, изм-е или отмену норм права. Правотворчество госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключ. правом) гос-ва. Принципы: 1. П-цип демократизма который означает, что правотворческой деятельностью занимаются различные органы и орг-ии, население. 2. П-цип законности, он выражается в том, что правотворческой деятельностью различные органы и орг-ии могут заниматься только в пределах своей компетенции. 3. П-цип научности. Правотворческая деятельность должна осущ-ся на научных основах. 4. П-цип профессионализма, говорит о том, что НПА должны приниматься на профессиональной основе. 5. П-цип оперативности, он говорит о том, что правотворчество должно оперативно реагировать на изменения происходящие в общ-ой жизни. Субъектами правотворчества в РФ являются: Г, гос органы, должностные лица, суды (Конституционный суд), органы М/С и должностные лица М/С (если центральная и местная власти отделены), общественные организации, органы управления юридических лиц, население (народ) посредством референдума, трудовые коллективы. Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями: 1 Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц. 2 Рассмотрение представленного проекта. 3 Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта. 4 Введение в действие.

В Российской Федерации наиболее распространенной является такая форма правотворчества, какпринятие нормативно-правовых актов органа­ми государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разра­ботаназаконодательная процедура (процедура издания законов).

Выделяют следующиестадии законодательной процедуры:

1. Стадияреализации права законодательной инициативы, то есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган страны, который в таком случаеобязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты права законодательной инициативы в Российской Федерации пе­речислены в ст. 104 Конституции. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

2. Стадияобсуждения законопроекта, которое в Российской Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта не­нужные положения.

3. Стадияпринятия законопроекта путем голосования в Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятель­ности высших органов государственной власти.

Правовая система – комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Определение правовой системы

В узком смысле правовую систему можно определить как право определенного государства.

В широком смысле термин правовая система можно рассмотреть с точки зрения сравнительного правоведения и определить как систему, которая включает правовые системы групп государств, похожих по своему историческому происхождению, структуре, источникам права.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Виды правовых систем

Традиционно в мире выделяют четыре правовых системы:

  • романо-германскую,
  • англо-саксонскую,
  • религиозную,
  • традиционную.

Две последние правовые системы объединяют.

Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система или система континентального права возникла на основе римского права. В своем развитии данная правовая система прошла три ключевых этапа:

  • эпоха Римской империи (IX век до н.э. – XII век н.э.). Данный период связан с зарождением римского права и последующим его упадком в связи с гибелью Римской Империи. После гибели Римской Империи на территории Европы право практически отсутствовало, широкое распространение получили такие методы решения споров как поединки, испытания обвиняемого пыткой (ордалии), колдовство и иные нетрадиционные методы;
  • возрождение (ренессанс) римского права (XIII – XVII века н.э.). В течение этого периода римское право получило свое широкое распространение в Европе. Намечаются попытки разделения светского и канонического права, право стало выходить за рамки институтских стен и распространяться в обществе. Именно в данный период дал основу формирования современного романо-германского или писаного права;
  • эпоха Просвещения до наших дней (XVIII век н.э. – текущее время). Данный период характеризуется кодификацией права, утверждением Конституций, появлением отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1895 г.), четко обозначаются национальные правовые системы.

Признаки романо-германской правовой системы

  • источником права является писаный закон;
  • единая иерархическая система писаного права, первостепенная роль в котором отводится нормативным актам (законодательству);
  • законодатель формирует право, создает общие юридические правила поведения. Правоприменитель (судья, административные органы) должен точно следовать букве закона;
  • высшая юридическая сила отводится писаным Конституциям;
  • право подразделяется на публичное и частное;
  • право имеет отраслевое выражение;
  • большая роль отводится подзаконным нормативным актам, представленным в виде инструкций, регламентов, циркуляров и т.д.;
  • правовой обычай и правовой прецедент играют роль вспомогательных инструментов и дополнительных источников;
  • первостепенны права человека и гражданина, а не обязанности;
  • особое значение для построения данной правовой системы отводится доктринальным положениям, разрабатываемым в рамках высших учебных заведений.

Пример

Романо-германская правовая система получила широкое распространение в странах Европы (Германия, Франция, Италия, Португалия, Испания, Австрия и т.д.,), странах Центральной и Южной Америки (бывших колониях Испании, Португалии, Франции – Боливия, Бразилия), а также в ряде стран Востока (Япония, Южная Корея, Тайланд, Индонезия).

К достоинствам этой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства.

К недостаткам относят наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

Англосаксонская правовая система

Англосаксонская правовая система объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций, и США.

В своем развитии англосаксонская правовая система прошла четыре этапа:

Признаки англосаксонской правовой системы

  • источником права является судебный прецедент;
  • суд является правотворческим органом;
  • приоритет отдается правам человека и гражданина, а не обязанностям;
  • главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
  • отсутствует кодификация отраслей права;
  • приоритет отдается статутному праву, юридический обычай выступает в качестве дополнительного источника;
  • юридические доктрины носят сугубо прикладной характер.

Пример

В качестве конкретных примеров стран с англосаксонской правовой системой можем привести Великобританию, США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию.

Достоинством англосаксонской правовой системы является ее гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью. Недостатком – отсутствие четкой структур системы права, его запутанность и недостаточная определенность.

Правовая система религиозного права

Правовая система религиозного права включает правовые системы таких мусульманских стран как Иран, Ирак, Судан, а также индусское право общин Индии, Сингапура, Малайзии.

Признаки правовой системы религиозного права

  • источником права выступают религиозно-нравственные нормы и ценности, которые описаны в духовных религиозных трактатах;
  • правотворческая функция отводится Богу, в связи с чем юридические предписания строго обязательны для исполнения;
  • нормы светского и канонического права тесно переплетены между собой. На юридические нормы большое влияние также оказывают местные обычаи, традиции;
  • доктринальным учениям отводится особая роль, так как они не только толкуют первоисточники, но и конкретизируют нормы;
  • отсутствует деление на частное и публичное право;
  • нормативно-правовым актам отводится второстепенная роль;
  • приоритетны обязанности, а не права человека и гражданина.

Система традиционного права

Система традиционного права объединяет правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаки системы традиционного права

  • источником права являются неписаные обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение;
  • неписаные нормы права признаны законом и объединяют в себе юридические, моральные, мифические предписания;
  • приоритет отдается публичному праву, частное право второстепенно;
  • нормативные акты носят побочный характер, хотя в последнее время к ним обращаются все чаще;
  • судебная власть руководствуется примирительными принципами, тем самым восстанавливая равновесие в общине и ее сплоченность;
  • доктринальное учение не играет существенной роли в юридической практике;
  • многие обычаи и традиции данной правовой системы устарели для современных реалий.

Сравнительная характеристика правовых систем

Романо-германская правовая система Англосакская правовая система Религиозная правовая система Традиционная правовая система
Источник права Писанный закон Судебный прецедент Религиозно-нравственные нормы и ценности Неписаные обычаи и традиции
Правотворческий орган Законодатель Суд Божественное творение закона Религиозные органы
Деление права на публичное и частное Имеется Имеется Отсутствует Имеется, публичное право приоритетно
Кодификация права Имеется Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Роль правового прецедент и правового обычая Второстепенная Первостепенная Незначительная Незначительная
Роль прав человека и гражданина Первостепенные права Первостепенные права Первостепенные обязанности Первостепенные обязанности
Доктринальная составляющая Значительная Прикладной характер Значительная Незначительная

Вывод

Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая имеет свои отличительные черты, достоинства и недостатки. Но все правовые системы объединяет одно – они являются своего рода балансиром общественной жизни, выполняют охранительную, защитительную и принудительную роль.

Виды правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, религиозная, традиционная обновлено: 29 декабря, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Читайте также: