В советском уголовном праве за антигосударственные преступления была определена какая мера наказания

Обновлено: 30.06.2024

Уголовно-правовые нормы содержались в Декретах СНК РСФСР о борьбе со спекуляцией (от 15 ноября 1917 г.), о революционном трибунале печати (от 18 декабря 1917 г. и от 28 января 1918 г.), о взяточничестве (от 8 мая 1918 г.), о спекуляции (от 22 июля 1918 г.), о набатном звоне (от 30 июля 1918 г.) и др.

Процесс создания новых уголовно-правовых актов в первые годы существования Советской власти шел столь интенсивно, что вскоре возникла необходимость систематизировать и кодифицировать эти акты. И первым таким кодифицированным актом были Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. Они представляли собой первое обобщение уголовного законодательства и практики его применения первых лет Советской власти. Руководящие начала содержат только нормы Общей части и являлись прообразом Общей части будущего УК РСФСР 1922 г. Они состояли из восьми разделов:

  1. об уголовном праве;
  2. об уголовном правосудии;
  3. о преступлении и наказании;
  4. о стадиях осуществления преступлений;
  5. о соучастии;
  6. виды наказания;
  7. об условном осуждении;
  8. о пространстве действия уголовного права.

Первые общесоюзные уголовные законы. После образования в 1922 г. Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. был издан ряд общесоюзных уголовных законов:

  • Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г.;
  • Положение о воинских преступлениях 1924 г. (принятое затем в новой редакции в 1927 г.);
  • Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) 1927 г.

Нормы УК РСФСР 1926 г. с многочисленными изменениями действовали в течение 35 лет, до 1 января 1961 г., когда вступил в силу УК РФ 1960 г. В 1927-1935 гг. в союзных республиках были приняты свои, новые для того времени уголовные кодексы, являвшиеся в значительной степени вариацией УК РСФСР 1926 г., но и имевшие некоторые отличия, вызывавшиеся особенностями национального и местного характера.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Он, как и принятые в 1959-1961 гг. кодексы других союзных республик, полностью соответствовал Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в связи с чем к нему относятся все отмеченные выше достоинства и недостатки Основ. Серьезной антидемократической чертой этого Кодекса было его несоответствие общепризнанным международным нормам о правах и свободах человека. Целый ряд его норм серьезно ограничивал и духовную свободу советских граждан (ст. 70 — об ответственности за антисоветскую пропаганду и агитацию; ст. 142 — о нарушении законов об отделении церкви от государства и школы от церкви и др.), выбор места жительства и рода занятий (ст. 198 — о нарушении правил паспортной системы, ст. 209 — о занятии бродяжничеством или попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни, ст. 153 — о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве) и другие права и свободы. Эти положения противоречили Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., а также последующим международно-правовым документам о правах и свободах человека.

Как известно, в 1985 г. в Советском Союзе начались демократические процессы перестройки и обновления социалистического общества. Определенные изменения коснулись и уголовного законодательства. Первым шагом на этом пути была отмена уголовной ответственности за так называемую антисоветскую агитацию и пропаганду. В соответствии с уголовным законом под ней понималось распространение или хранение в целях подрыва или ослабления Советской власти в письменной, печатной или иной форме произведений, порочащих советский государственный или общественный строй (ст. 70 УК РСФСР 1960 г.). Масштабы репрессий по этой статье были огромны. Во времена сталинизма обвинение в контрреволюционной пропаганде и агитации было одним из самых распространенных для лиц, населявших тогда переполненные лагеря. Осуждались по обвинению в этом преступлении и в относительно недавних 1960-1980-х гг.

Понятно, что в пору перестройки и демократического обновления общества старая редакция ст. 70 УК РСФСР 1960 г. должна была быть отменена, так как вступала в резкое противоречие с гласностью, развитием демократии, идеей правового государства. Она была отменена в 1989 г.

В 1989 г. из УК РСФСР 1960 г. была исключена и статья об уголовной ответственности за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй. Этот явно антидемократический состав преступления был сформулирован в 1966 г. для расправы с диссидентами и являлся своего рода резервом по отношению к составу антисоветской пропаганды и агитации (он применялся нередко тогда, когда не хватало доказательств наличия первого состава).

Кратко назовем другие позитивные новеллы: в Основы была включена норма об ограниченной вменяемости, в соответствии с которой учитывалось наличие у виновного психических отклонений, не исключающих вменяемости; расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, за счет, например, отнесения к ним оправданного профессионального и хозяйственного риска; учтен феномен организованной преступности; расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы. Следует отметить, что многие из этих новелл в силу их прогрессивного демократического характера несколькими годами позже были отражены и в УК РФ 1996 г.


СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В первые годы существования Советского государства инсти­тут уголовного наказания отличался крайней противоречивостью. Это объяснялось прежде всего тем, что советская власть практи­чески полностью отвергла имперское законодательство, а также чрезвычайно сложным внутриполитическим положением, когда законность заменялась целесообразностью, направленной на удержание и укрепление советской власти. Потребовалось опре­деленное время для того, чтобы законодатель смог сделать пер­вое обобщение развития уголовно-правовых норм - это произой­дет с принятием Руководящих начал по уголовному праву РСФСР в декабре 1919 г. До этого вопросы уголовного права и, соответственно, наказания содержались в многочисленных, раз­розненных, зачастую противоречащих друг другу нормативно-­правовых и правоприменительных актах как высших органов со­ветской власти, так и органов управления[1].

В первые годы после революции (1917-1921 годы) закладыва­лись основы советской государственности, при этом ломались и уничтожались остатки старой дореволюционной уголовной сис­темы, принимались первые советские уголовные законы, направ­ленные против врагов социалистического государства. В этот пе­риод отсутствовала четкая система наказаний, виды наказаний появлялись бессистемно в различных нормативных актах, посвя­щенных регулированию различных сфер деятельности.

1) денежный штраф;

2) лишение свободы;

3) удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики;

4) объявление общественного порицания;

5) объявление виновного врагом народа;

6) лишение виновного всех или некоторых политических прав;

7) секвестр или конфискация (частичная или общая) имущест­ва виновного;

8) присуждение к обязательным общественным работам.

Таким образом, обнаруживается, что в первые годы советской власти отсутствовал единый кодифицированный акт уголовного права, нормы, регулирующие вопросы преступности и наказуе­мости, содержались в различных нормативных актах без всякой системы, в хаотичном порядке. Каждый последующий акт принимался без учета предыдущего, что приводило к возникновению все новых и новых видов наказаний, отсутствовал единый исчер­пывающий перечень наказаний, отсутствовали и четкие границы (пределы, сроки) того или иного вида наказания.

Все наказания, предусмотренные УК РСФСР 1922 года, располагались от наиболее тяжких к наименее тяжким. В соответст­вии со ст. 32 УК РСФСР 1922 года система наказаний включала в себя следующие их виды:

а) изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно;

б) лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой;

в) принудительные работы без содержания под стражей;

г) условное осуждение;

д) конфискация имущества - полная или частичная;

ж) поражение прав;

з) увольнение от должности;

и) общественное порицание;

к) возложение обязанности загладить вред.

В качестве исключительной меры мог применяться расстрел, - но это касалось тех дел, которые находились в производстве революционных трибуналов.

Все меры социальной защиты Основные начала подразделяют на три вида:

- меры судебно-исправительного характера;

- меры ме­дицинского характера;

- меры медицинско-биологического харак­тера.

Статья 13 Основных начал перечисляла следующие виды мер судебно-исправительного характера:

а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда;

б) лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в от­даленных местностях Союза ССР;

в) лишение свободы в общих местах заключения;

г) принудительные работы без лишения свободы;

д) поражение прав;

е) удаление из пределов Союза ССР на срок;

ж) удаление из пределов союзной республики или из пределов отдельной местности е поселением в тех или иных местностях или без такового с запрещением проживания в тех или иных ме­стностях или без такового запрещения;

з) увольнение от должности;

и) запрещение занимать ту или иную должность либо зани­маться той или иной деятельностью или промыслом;

к) общественное порицание;

л) конфискация имущества;

Союзным республикам предоставлялось право устанавливать и иные меры наказания в соответствии с общими принципами уголовного законодательства СССР. Основные начала также ус­танавливали, что временно в качестве высшей меры социальной защиты, впредь до полной ее отмены, ЦИК СССР для борьбы с наиболее тяжкими видами преступлений, угрожающими основам советской власти и советского строя, допускается применение расстрела. В дальнейшем перечень мер, предусмотренных Ос­новными началами, подвергался неоднократным изменениям и дополнениям[7].

Сравнивая систему мер социальной защиты судебно-исправи­тельного характера, закрепленную в Основных началах уголовно­го законодательства, и систему наказаний по УК РСФСР 1922 года, обнаруживается, что она была несколько изменена. Так, из­гнание из пределов РСФСР было заменено объявлением врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и изгнанием навсегда из пределов СССР. Изгнание на срок было заменено удалением из пределов союзной республики или из пределов отдельной ме­стности с поселением в тех или иных местностях или без таково­го с запрещением проживания в тех или иных местностях или без такового запрещения. Условное осуждение было исключено из системы наказания и стало рассматриваться как форма условного освобождения от наказания.

В 1926 году был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, ко­торый внес некоторые изменения в существовавшую ранее сис­тему наказаний. Как уже указывалось выше, с 1922 по 1926 г.г. шел процесс смягчения мер наказания, что не могло не отразить­ся и на системе наказаний УК РСФСР 1926 года. Уголовный ко­декс 1926 года предусматривал значительно более мягкие меры, чем Уголовный кодекс 1922 года[9].

В соответствии со ст. 20 УК РСФСР 1926 года система наказа­ний (мер социальной защиты судебно-исправительного характе­ра) включала в себя:

а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его пределов;

б) лишение свободы со строгой изоляцией;

в) лишение свободы без строгой изоляции;

г) принудительные работы без лишения свободы;

д) поражение политических и отдельных гражданских прав;

е) удаление из пределов Союза ССР на срок;

ж) удаление из пределов РСФСР или отдельной местности с обязательным поселением в иных местностях или без этого, или с запрещением проживания в отдельных местностях или без этого;

з) увольнение от должности с запрещением занятия той или другой должности или без этого;

и) запрещение занятия той или иной деятельностью или про­мыслом;

к) общественное порицание;

л) конфискация имущества, полная или частичная;

м) денежный штраф;

о) возложение обязанности загладить причиненный вред.

То есть система наказаний УК РСФСР 1926 года практически полностью дублировала систему наказаний Основ 1924 года, за некоторым уточнением отдельных видов наказаний, кроме того, УК РСФСР 1926 года содержал такой вид наказания, не извест­ный Основам 1924 года, как возложение обязанности загладить причиненный вред.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на слом всей право­вой системы, существовавшей до Октябрьской революции, совет­ское государство достаточно быстро восполнило правовой ваку­ум посредством принятия новых кодифицированных актов, в том числе и уголовных. Результатом этого явилась достаточно разра­ботанная, предусматривающая значительное количество новых видов наказаний система наказаний, широко применявшихся к лицам, совершившим те или иные преступления.

Система наказаний УК РСФСР 1960 года не предусматривала таких наказаний, как лишение родительских прав (прав на воспи­тание своих детей), а также высылку из страны и лишение рос­сийского гражданства.

Статья 21 УК РСФСР закрепляла следующие виды наказаний:

1) лишение свободы;

2) исправительные работы без лишения свободы;

3) лишение права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью;

5) увольнение от должности;

6) возложение обязанности загладить причиненный вред;

7) общественное порицание;

8) конфискация имущества;

9) лишение воинского или специального звания[10].

Так же, как и в Основах 1958 года, устанавливалось, что к военнослужащим срочной службы могло применяться наказание в виде направления в дисциплинарный батальон. Виды наказаний, включая общественное порицание, были расположены по степени их тяжести - от наиболее к наименее тяжкому.

Вне системы наказаний (ст. 23 УК РСФСР) была выделена смертная казнь, которая, как исключительная мера наказания, могла применяться только к лицам, совершившим особо тяжкие преступления.

Все наказания, предусмотренные исследуемым уголовным за­коном, классифицировались по определенным признакам. Непо­средственно в УК РСФСР 1960 года, в зависимости от порядка на­значения, выделялись три группы наказаний: 1) основные (лише­ние свободы, исправительные работы без лишения свободы, обще­ственное порицание и направление в дисциплинарный батальон); 2) дополнительные (конфискация имущества и лишение воинского или специального звания); 3) наказания, которые могут назначать­ся как в качестве основных, так и дополнительных (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обя­занности загладить причиненный вред).

Подводя итог анализу системы наказаний по законодательству советского периода, необходимо отметить, что, несмотря на то, что Советское государство полностью отказалось от опыта зако­нодательного регулирования царской России, тем не менее, уже в первые годы советской власти предпринимались достаточно ус­пешные попытки построения системы наказаний. По сравнению с ситуацией, сложившейся на Руси, во времена советского государства система наказаний приобретает более упорядоченный характер, в систему наказаний не включаются телесные и члено­вредительные наказания. Несмотря на достаточно широкое при­менение смертной казни в первые годы советской власти и в пе­риод сталинских репрессий, тем не менее, смертная казнь исклю­чена из системы наказаний и рассматривалась как временный и исключительный вид наказания, который мог применяться толь­ко в крайних случаях. И хотя смертная казнь все же применялась, исчезли ее квалифицированные виды, широко применявшиеся в России и поражавшие своей жестокостью.

Таким образом, нельзя недооценивать те положительные тен­денции в области развития уголовного права в советский период, направленные на постоянное реформирование системы наказаний. Нельзя недооценивать вклад советского законодательства в разви­тие системы наказаний, так как именно в этот период окончатель­но оформилось понятие системы наказаний, основные принципы ее построения, цели наказаний, которые были восприняты законо­дателем при построении современной системы наказаний.

[1] Упоров И. Развитие уголовного наказания в первые годы советской власти // Уголовное право. 2000. № 4. С. 36.

[2] СУ РСФСР. 1917. № 4.

[3] Упоров И. Развитие уголовного наказания в первые годы советской власти // Уголовное право. 2000. № 4. С. 37.

[4] СУ РСФСР. 1917. № 12.

[5] СУ РСФСР. 1918. № 33.

[6] СЗ СССР. 1935. № 19. Ст. 155.

[7] Шаргородский М.Д. Наказание по советскому уголовному праву. М., 1958. С. 59.

[8] СЗ СССР. 1935. № 19. Ст. 155.

[9] Эстрин А.Я. Развитие советской уголовной политики и советское законодательство. М., 1933. С. 167.

Смертная казнь как вид уголовного наказания существовала почти на протяжении всей истории советского государства. При этом в законе постоянно подчеркивался ее временный характер.

Уголовный кодекс (УК) РСФСР, принятый 26 мая 1922 г. в ст. 32 предусматривал следующие виды наказаний: изгнание из пределов РСФСР на определенный срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; конфискация имущества – полная или частичная; штраф; поражение прав; увольнение с занимаемой должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред.

Высшая мера наказания могла назначаться за следующие виды преступлений: за государственные преступления (организация контрреволюционных вооруженных восстаний, нарушение государственной целостности РСФСР, участие в выполнении в террористических актов, направленных против представителей Советской власти, организация диверсий на транспорте, шпионаж, действия, направленные против рабочего класса и революционного движения, проявленные при царском строе, самовольное возвращение в пределы РСФСР в случае изгнания из страны), преступления против порядка управления (организация и руководство массовыми беспорядками, организация и участие в бандах и организуемых бандами разбойных нападениях, умышленная подделка денежных знаков и других знаков государственной оплаты, сопротивление представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей), должностные преступления (постановление судьями неправосудного приговора при отягчающих обстоятельствах, получение взятки, совершенное при отягчающих обстоятельствах), преступления против военной службы (дезертирство, нарушение военнослужащими уставных правил караульной службы в военное время или в боевой обстановке, военный шпионаж).

Позднее Уголовный кодекс 1922 г. был дополнен еще несколькими составами преступлений, санкции за которые включали высшую меру наказания, – заключение убыточных договоров хищение государственного имущества в особо крупных размерах, превышение должностных полномочий военным начальником или бездействие, совершенные из корыстных побуждений.

Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г., принятый Постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 г., также не включил смертную казнь в систему наказаний, но предусмотрел ее в отдельных статьях. В санкциях Особенной части кодекса она была представлена весьма широко: за контрреволюционные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, некоторые виды хозяйственных, имущественных и военных преступлений.

В перечень преступлений, за которые назначался расстрел (ст. 58 УК), были добавлены: измена Родине, шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или за границу, вооруженное восстание с целью захвата власти, подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, совершение террористических актов против представителей Советской власти.

В декабре 1934 г. после убийства С.М. Кирова были внесены изменения в действовавшие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти. Следствие по этим делам должно было заканчиваться в срок не более 10 дней. Дела слушались без участия сторон. Кассационное обжалование приговоров не допускалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Необходимость в принятии этих уголовных законов вызывалась глубокими изменениями в экономике страны, в структуре общества, в уровне культуры советского народа после принятия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., а также Положений о государственных и воинских преступлениях 1927 г. Следует отметить, что Основы и Законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления закрепил линию советского государства на смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности допустив возможность замены уголовной ответственности мерам дисциплинарного и общественного воздействия.

К началу 90-х гг. в уголовном законодательстве РСФСР насчитывалась 23 состава преступлений, по которым допускалось применение смертной казни. На практике, начиная с 1987 года смертная казнь применялась только за тяжкие насильственные преступления, главным образом за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. В большинстве случаев действия виновных квалифицировались по ст. 102 УК, а остальные осуждались за бандитизм или за посягательство на жизнь работника милиции.

На процессах законотворчества в 1989-1991 гг. существенно сказалось обострение социально-политической обстановки в стране, развернувшиеся в ней различные общественно-политические движения, борьба за власть различных группировок, партий и движений.

2 июля 1991 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. В новых Основах нашли дальнейшее развитие проверенные жизнью институты Общей части отечественного уголовного права, введены его новые положения, закреплена линия на гуманизацию уголовной ответственности, в частности сужена возможность применения смертной казни, воспринята практика приведения национального уголовного права в соответствие с международными договорами СССР. Однако этому важнейшему нормативному акту не суждено было стать действующим законом, а лишь быть ярким памятником истории по уголовному праву СССР, закрепившим уровень науки русского уголовного права.

8 декабря 1991 г. в г. Минске было подписано Соглашение между Республикой Беларусью, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании Содружества Независимых Государств, в котором объявлено о прекращении существования Союза ССР как геополитической реальности.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что развитие института смертной казни в уголовном праве проходило в тесной связи с развитием государства. В догосударственный период смертной казни как таковой не существовало, была лишь кровная месть, которая осуществлялась от имени членов родовой общины. На определенном этапе развития государства появляется смертная казнь, которая закрепляется законодательно и осуществляется уже от имени государства. Позднее она стала не только средством устрашения, но и наказания. Все попытки окончательно отменить смертную казнь заканчивались неудачно, потому что уровень общественного развития, политическая и экономическая ситуации в стране не позволяли этого сделать.

Смертная казнь как вид уголовного наказания существовала почти на протяжении всей истории советского государства. При этом в законе постоянно подчеркивался ее временный характер.

Уголовный кодекс (УК) РСФСР, принятый 26 мая 1922 г. в ст. 32 предусматривал следующие виды наказаний: изгнание из пределов РСФСР на определенный срок или бессрочно; лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; принудительные работы без содержания под стражей; условное осуждение; конфискация имущества – полная или частичная; штраф; поражение прав; увольнение с занимаемой должности; общественное порицание; возложение обязанности загладить вред.

Высшая мера наказания могла назначаться за следующие виды преступлений: за государственные преступления (организация контрреволюционных вооруженных восстаний, нарушение государственной целостности РСФСР, участие в выполнении в террористических актов, направленных против представителей Советской власти, организация диверсий на транспорте, шпионаж, действия, направленные против рабочего класса и революционного движения, проявленные при царском строе, самовольное возвращение в пределы РСФСР в случае изгнания из страны), преступления против порядка управления (организация и руководство массовыми беспорядками, организация и участие в бандах и организуемых бандами разбойных нападениях, умышленная подделка денежных знаков и других знаков государственной оплаты, сопротивление представителям власти при исполнении ими возложенных на них законом обязанностей), должностные преступления (постановление судьями неправосудного приговора при отягчающих обстоятельствах, получение взятки, совершенное при отягчающих обстоятельствах), преступления против военной службы (дезертирство, нарушение военнослужащими уставных правил караульной службы в военное время или в боевой обстановке, военный шпионаж).

Позднее Уголовный кодекс 1922 г. был дополнен еще несколькими составами преступлений, санкции за которые включали высшую меру наказания, – заключение убыточных договоров хищение государственного имущества в особо крупных размерах, превышение должностных полномочий военным начальником или бездействие, совершенные из корыстных побуждений.

Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г., принятый Постановлением ВЦИК 22 ноября 1926 г., также не включил смертную казнь в систему наказаний, но предусмотрел ее в отдельных статьях. В санкциях Особенной части кодекса она была представлена весьма широко: за контрреволюционные преступления, преступления против порядка управления, должностные преступления, некоторые виды хозяйственных, имущественных и военных преступлений.

В перечень преступлений, за которые назначался расстрел (ст. 58 УК), были добавлены: измена Родине, шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или за границу, вооруженное восстание с целью захвата власти, подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, совершение террористических актов против представителей Советской власти.

В декабре 1934 г. после убийства С.М. Кирова были внесены изменения в действовавшие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик по расследованию и рассмотрению дел о террористических организациях и террористических актах против работников Советской власти. Следствие по этим делам должно было заканчиваться в срок не более 10 дней. Дела слушались без участия сторон. Кассационное обжалование приговоров не допускалось. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно.

Необходимость в принятии этих уголовных законов вызывалась глубокими изменениями в экономике страны, в структуре общества, в уровне культуры советского народа после принятия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г., а также Положений о государственных и воинских преступлениях 1927 г. Следует отметить, что Основы и Законы об уголовной ответственности за государственные и воинские преступления закрепил линию советского государства на смягчение ответственности за преступления, не представляющие большой общественной опасности допустив возможность замены уголовной ответственности мерам дисциплинарного и общественного воздействия.

К началу 90-х гг. в уголовном законодательстве РСФСР насчитывалась 23 состава преступлений, по которым допускалось применение смертной казни. На практике, начиная с 1987 года смертная казнь применялась только за тяжкие насильственные преступления, главным образом за умышленные убийства при отягчающих обстоятельствах. В большинстве случаев действия виновных квалифицировались по ст. 102 УК, а остальные осуждались за бандитизм или за посягательство на жизнь работника милиции.

На процессах законотворчества в 1989-1991 гг. существенно сказалось обострение социально-политической обстановки в стране, развернувшиеся в ней различные общественно-политические движения, борьба за власть различных группировок, партий и движений.

2 июля 1991 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. В новых Основах нашли дальнейшее развитие проверенные жизнью институты Общей части отечественного уголовного права, введены его новые положения, закреплена линия на гуманизацию уголовной ответственности, в частности сужена возможность применения смертной казни, воспринята практика приведения национального уголовного права в соответствие с международными договорами СССР. Однако этому важнейшему нормативному акту не суждено было стать действующим законом, а лишь быть ярким памятником истории по уголовному праву СССР, закрепившим уровень науки русского уголовного права.

8 декабря 1991 г. в г. Минске было подписано Соглашение между Республикой Беларусью, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании Содружества Независимых Государств, в котором объявлено о прекращении существования Союза ССР как геополитической реальности.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что развитие института смертной казни в уголовном праве проходило в тесной связи с развитием государства. В догосударственный период смертной казни как таковой не существовало, была лишь кровная месть, которая осуществлялась от имени членов родовой общины. На определенном этапе развития государства появляется смертная казнь, которая закрепляется законодательно и осуществляется уже от имени государства. Позднее она стала не только средством устрашения, но и наказания. Все попытки окончательно отменить смертную казнь заканчивались неудачно, потому что уровень общественного развития, политическая и экономическая ситуации в стране не позволяли этого сделать.

Читайте также: