В системе конституционного права россии нет такой подотрасли как

Обновлено: 07.07.2024

Система конституционного права как национальной отрасли права

В философской литературе под системой понимается упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования. Все элементы системы закономерно объединены устойчивыми отношениями и связями, которые в совокупности образуют структуру системы.

Система в отличие от образующих ее элементов обладает новыми интегральными качествами, которые не свойственны входящим в нее компонентам. Они проявляются в способности системы объединять в единое целое комплекс элементов, обеспечивать их взаимодействие, эффективно влиять на их функционирование и развитие, придавать им новые качества. По этой причине в системе совершенно невозможно существование обособленных от нее частей. Все ее элементы способны к развитию и преобразованию не иначе как вместе с системой в целом. Их постоянное обновление служит важнейшим условием и гарантией стабильности системы.

Все признаки системы, схваченные в ее философском определении, характерны и для национальной системы права каждого суверенного государства. Она представляет собой исторически сложившееся объединение правовых норм с одновременной их дифференциацией по соответствующим отраслям права в согласованную, упорядоченную и единую целую правовую общность, обладающую относительной самостоятельностью и автономностью функционирования. В качестве устойчивых отношений и связей между элементами системы выступают предмет и методы правового регулирования.

Национальная система права не существует изолированно от других социальных систем. На правах элемента она интегрируется в систему более высокого порядка, известную в юридической науке как правовая система, включающая действующее право, правовую идеологию, правовую психологию, правовые отношения, юридическую практику и правовые учреждения.

В то же время национальная система права объединяет в своем составе сложившиеся отрасли права конкретной страны, которые являются ее интегрированными элементами.

В отечественной литературе имеются десятки самых различных определений отрасли права. Для настоящего раздела учебника наибольшую эвристическую ценность представляют определения, сформулированные с учетом системных признаков отрасли права. Они дают реальное представление об отрасли права как о системе внутренне согласованных норм, объединенных в правовые институты и подотрасли общностью предмета и методов правового регулирования, которая отличается относительной самостоятельностью, устойчивостью, автономностью функционирования и может по своему уровню выступать в качестве элемента национальной системы права. Обязательным признаком отрасли права является ее способность взаимодействовать с другими отраслями как системами одного и того же порядка, в результате чего возникает система на один порядок выше отрасли права, то есть национальная система права конкретной страны.

Выявленные в результате научного анализа сущностные признаки отрасли права вполне пригодны и для характеристики конституционного права как системного образования.

Первичным элементом системы конституционного права служит юридическая норма - начальная частица всей отрасли права.

При наличии объективных предпосылок нормы интегрируются в институты конституционного права. Институт - это группа, комплекс взаимосвязанных норм конституционного права, регулирующих определенный вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений. Он включает в себя не только нормы-правила поведения, но и учредительные (исходные) нормы, которые в системном взаимодействии участвуют в процессе конституционно-правового регулирования общественных отношений.

При рассмотрении институтов конституционного права надо иметь в виду, что сложившаяся в каждой стране их система носит по существу уникальный характер. Поэтому представляется целесообразным выделить, прежде всего, институты конституционного права России, а затем в порядке иллюстраций обратить внимание на общее и особенное в системе правовых институтов некоторых стран.

Представляется, что типичными институтами конституционного права России, непосредственно входящими в его систему, являются следующие институты: 1) конституционного регулирования общественных отношений; 2) федеративного устройства государства; 3) президентской власти; 4) законодательной власти; 5) исполнительной власти; 6) судебной власти; 7) прокурорско-надзорной власти; 8) местного самоуправления; 9) конституционно-правового принуждения; 10) пересмотра и отмены Конституции РФ.

В институт конституционного регулирования общественных отношений интегрировались правовые нормы, устанавливающие высшую юридическую силу Конституции РФ, ее прямое действие и правообразующее значение, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, соотношение национального и международного права.

Институт федеративного устройства государства объединяет в своем составе конституционно-правовые нормы, определяющие статус Российской Федерации и ее субъектов, суверенитет государства и его символы, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта, состав территории государства, конституционные основы режима государственной границы и границ между субъектами Федерации, единого экономического, валютного и таможенного пространства на всей территории России.

В институт президентской власти входят в качестве его элементов правовые нормы, закрепляющие статус Президента РФ, порядок его вступления в должность, полномочия Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России, неприкосновенность Президента РФ, основания досрочного прекращения исполнения им своих полномочий, виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции. Эти нормы содержатся как в специальной главе Конституции РФ, так и в ее последующих главах.

Структуру института законодательной власти образуют правовые нормы, устанавливающие статус Федерального Собрания РФ, порядок его взаимодействия с другими органами государства, общие принципы организации системы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Институт исполнительной власти конституционного права России составляют правовые нормы, закрепляющие основы формирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации и ее структуру, статус Правительства РФ, общие принципы организации исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В институт судебной власти интегрировались конституционно-правовые нормы, закрепляющие легальное определение судебной власти, ее основные принципы, систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности, механизм назначения судей, их статус и правовые гарантии независимости в отправлении правосудия.

Правовые нормы института прокурорско-надзорной власти устанавливают единую централизованную систему Прокуратуры Российской Федерации, порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей, а также подчиненных ему прокуроров, конституционные основы определения полномочий, организации и порядок деятельности Прокуратуры РФ.

В институт местного самоуправления входят нормы конституционного права, закрепляющие самостоятельность местного самоуправления, формы его осуществления, территориальные основы местного самоуправления, предметы ведения, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации.

Институт конституционно-правового принуждения консолидирует в своем составе нормы, определяющие субъектов конституционно-правового принуждения и его инстанции, основания и меры принуждения, а также процессуальный порядок применения мер юридического воздействия.

Институт пересмотра и отмены Конституции РФ формируют тесно взаимосвязанные и взаимодействующие правовые нормы, регламентирующие порядок изменения действующей Конституции РФ и принятия новой. Они закрепляют порядок внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, вероятные модели решения вопроса об изменении ее содержания, полномочия Конституционного Собрания по подтверждению неизменности действующей Конституции РФ или разработке проекта новой Конституции РФ, а также процессуальные формы принятия новой Конституции РФ.

Кроме того, в конституционном праве России сформировалось немало институтов, которые интегрировались в его систему не непосредственно, а через соответствующие подотрасли права.

В юридической литературе подотрасль права обычно рассматривается как цельное по составу и предмету регулирования системное образование, нормы которого регламентируют относительно обособленную сферу общественных отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных нормами соответствующей отрасли права. Подотрасль права представляет собой образование на один порядок выше правового института.

В системе конституционного права современной России можно с определенной долей условности выделить такие подотрасли права, как основы конституционного строя Российской Федерации, гуманитарное, конституционно-корпоративное, избирательное, референдумное, парламентское, федеральное коллизионное и конституционно-судебное право. Об интегрирующей роли подотраслей в системе конституционного права России можно судить по содержанию представленной ниже таблицы:

Подотрасль конституционного права РФИнституты, интегрированные в подотрасль конституционного права РФ
1. Основы конституционного строя Российской Федерацииа) конституционного статуса Российского государства; б) народовластия (народного суверенитета); в) гражданского общества; г) политической системы; д) экономической системы; е) основ социальной политики Российского государства; ж) основ внешней политики Российского государства.
2. Гуманитарное правоа) российского гражданства; б) конституционных прав, свобод и обязанностей человека, личности и гражданина; в) правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; г) правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев; д) гарантий конституционных прав и свобод человека, личности и гражданина; е) политического убежища; ж) правового статуса русского языка и языков других народов России; з) прав коренных малочисленных народов России; и) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
3. Конституционно корпоративное правоа) конституционно-правового статуса политических партий; б) конституционно-правового статуса общественных объединений; в) национально-культурной автономии; г) конституционно-правового статуса религиозных организаций и групп; д) конституционных основ средств массовой информации.
4. Избирательное правоа) избирательной системы; б) принципов избирательного права; в) избирательного процесса; г) выборов Президента Российской Федерации; д) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ; е) выборов высших должностных лиц и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) гарантий избирательных прав граждан РФ.
5. Референдумное правоа) референдума Российской Федерации; б) гарантий граждан на участие в референдуме Российской Федерации.
6. Парламентское правоа) Федерального Собрания Российской Федерации; б) законодательного процесса; в) правового статуса депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
7. Федеральное коллизионное правоа) разрешения коллизий между Российской Федерацией и ее субъектами; б) разрешения коллизий между Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ; в) разрешения коллизий между Президентом Российской Федерации и Государственной Думой; г) разрешения коллизий между Государственной Думой и Правительством Российской Федерации.
8. Конституционно судебное правоа) Конституционного Суда Российской Федерации; б) правового статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации; в) конституционно-судебного процесса; г) конституционного контроля.

Таким образом, система конституционного права России характеризуется исключительной сложностью, множеством закономерно соединенных между собой элементов, разноуровневым строением. Она в основном соответствует сложности предмета конституционно-правового регулирования.

По своим системным характеристикам ближе всех к конституционному праву России находится конституционное право стран СНГ. Объясняется это тем, что они формировались с учетом исторического опыта конституционного строительства в СССР и в рамках скоординированной правовой политики СНГ. Различия касаются в основном содержания конституционно-правовых институтов политико-территориальной организации государства, законодательной и исполнительной властей. Все страны СНГ, за исключением России, по форме политико-территориального устройства являются унитарными, что накладывает глубокий отпечаток на систему высших органов государственной власти этих стран, а следовательно, и на систему конституционного права как национальной отрасли права.

Российская система права относится к романо-германской правовой семье. Поэтому вполне естественно, что в системе конституционного права России есть много общего с национальными системами конституционного права стран континентальной Европы. Практически в каждой стране сформировались такие подотрасли национальных систем конституционного права, как избирательное, парламентское и конституционно-судебное право. В Швейцарии и Франции в подотрасли национальных систем конституционного права интегрировались институты референдумного права.

Имеется много общего и в видовом составе институтов конституционного права России и стран континентальной Европы. Различия заключаются преимущественно в том, что в системе конституционного права России сложилась подотрасль основ конституционного строя, тогда как в зарубежных странах континентальной Европы сформировались относительно обособленные институты народовластия (народного суверенитета), основ общественного и государственного строя. По известным причинам в системе конституционного права России отсутствует институт монарха, типичный для конституционного права Бельгии, Дании, Испании, Нидерландов, Швеции и ряда других государств.

В Российской Федерации каждый из ее субъектов осуществляет в пределах своей компетенции собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Однако формирование отрасли конституционного права - исключительно сложный, противоречивый и долгий процесс. В этой связи в субъектах Российской Федерации сложились лишь отдельные институты конституционного права, не интегрированные в самостоятельные отрасли регионального права. Среди них можно назвать, например, такие правовые институты, как конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, административно-территориального устройства, референдума, высшего должностного лица, законодательного (представительного) органа государственной власти, уставного (конституционного) суда, уполномоченного по правам человека, мировой юстиции.

Национальные системы конституционного права России и других суверенных государств не находятся в статическом, застывшем состоянии. Как всякие социальные системы они динамично развиваются, взаимодействуют с внешней средой. Происходит это путем отпочкования от конституционного права новых отраслей, отмирания устаревших и формирования новых институтов, изменения содержания функционирующих институтов. Так, в России от конституционного права отпочковалось муниципальное право, в Киргизии появился правовой институт парламентской республики, в Афганистане сложился институт права политических партий, в странах континентальной Европы сформировались институты Государственных советов и социокультурной сферы. Под влиянием международного права во многих странах произошла демократизация институтов общественного и государственного строя, политической системы общества, основных прав и свобод человека, личности и гражданина, а также расширение объема и укрепление института

конституционно-правовых гарантий реализации прав и свобод.

Национальная система конституционного права каждой страны может считаться эффективной, если в регулировании общественных отношений участвуют в целостном взаимодействии все ее элементы: правовые нормы, правовые институты и подотрасли права, каждый из которых играет собственную роль в достижении конечного социального результата. Наличие в ней неработающих компонентов разрушает систему конституционного права, в результате чего она, сохраняя простую целостность, утрачивает качества системности. В этой связи конституционно-правовое регулирование общественных отношений становится хаотичным, фрагментарным, ситуационным, что может подорвать единство и территориальную целостность государства, поставить под угрозу его суверенитет, затормозить социально-экономическое развитие страны. Именно в такой ситуации находилась Россия, страны СНГ и страны Восточной Европы в 90-е годы прошлого столетия и теперь находится Украина, из чего следует извлекать уроки, делать практические выводы.

4. НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ И ПОДОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

Норма конституционного права в традиционном ее понимании представляет собой правило поведения субъектов правовых отношений, выраженное в виде их прав и обязанностей. Существуют нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, а также регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запретительные) и правоохранительные нормы конституционного права.

Выделяют обычно следующие подотрасли конституционного права (и важнейшие правовые институты в рамках указанных подотраслей):

1. Парламентское право (институты права законодательной инициативы, чтений законопроекта, принятия закона одобрения закона, наложения "вето" главой государства, статуса депутата, депутатского запроса и др.).

2. Судебное право (институты назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей, удаления судьи в отставку и др.).

3. Избирательное право (институты избирательных комиссий, регистрации кандидата, предвыборной агитации, финансирования выборов, повторного голосования и др.).

4. Муниципальное право (институты форм прямого волеизъявления граждан, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, финансово-экономической основы местного самоуправления и др.).

5. Выделяют также ряд правовых институтов конституционного права, которые обычно не включают в ту или иную подотрасль конституционного права (например, институты пересмотра Конституции РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и др.).

Наука конституционного права РФ изучает конституционное законодательство, как отечественное, так и зарубежное, а также пути и возможности его оптимизации.

Разработки конституционалистов находят свое выражение на практике, в частности, в деятельности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Большинство судей этих судов обладают учеными степенями докторов и кандидатов юридических наук, являются профессорами и доцентами ведущих юридических вузов (факультетов).

5. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Конституционный строй – тип национальной системы права, в условиях которой верховенство принадлежит конституции, то есть основному закону, принимаемому и изменяемому в особом порядке и обладающем высшей юридической силой.

Впервые конституционный строй формируется в условиях буржуазных революций XVII–XVIII вв., в странах Западной Европы и Северной Америки, когда бурно развивается капиталистическое производство, буржуазное общественное устройство. В связи с этим возникла насущная необходимость введения и закрепления политических и прочих прав и свобод личности, включая формально-правовое равенство перед законом и судом, равное гражданство, всеобщее избирательное право и пр. Вследствие социальной структуризации общества появляется представительный выборный орган законодательной власти (парламент).

Признаками современного конституционного строя являются формально-правовое равенство граждан перед законом и судом; признание и последовательное конституционное закрепление принципа разделения властей; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равное и единое гражданство.

В условиях конституционного строя государство с помощью права ограничивается в интересах личности и общества.

На современном этапе конституционный строй – неотъемлемый атрибут демократического государства. Такая система организации власти ориентирует государство на охрану прав и свобод личности.

Конституционный строй устанавливает необходимость и возможность участия каждого гражданина в управлении государством, ставит государство на службу права и законным интересам личности.

Именно с помощью конституционного строя государство в своей деятельности вынуждено учитывать многообразные общественные интересы, при этом государство не превращается в силу, противостоящую обществу.

Конституционный строй, наряду с правами человека и демократией, следует отнести к важнейшим универсальным достижениям человеческой цивилизации.

6. КОНСТИТУЦИЯ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМА И ФУНКЦИИ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сущность конституции – ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права.

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); институт государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государственную символику; механизм защиты конституции. В формально-правовом аспекте конституция (устав, ордонанс, уложение) – особый основной закон государства.

Обычно в начале текста конституции выделяется декларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты частей, разделов, глав, статей и параграфов.

Содержание и форма конституции взаимозависимы.

Форма конституции в узком (формально-правовом) аспекте – основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте – вся нормативная структура, составляющая конституционный строй страны (все источники норм конституционного права).

Из сущности конституции вытекают ее основные функции: 1. Социальная – является тем социальным компромиссом, которого достигло общество (общественным договором). 2. Политическая – отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму). 3. Юридическая – выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нормах. 4. Учредительная – обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции являются легитимность, реальность, стабильность.

Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, прямое действие.

Предметом конституционного регулирования являются общественные отношения, возникающие в связи с определением правового статуса личности и по поводу организации и осуществления государственной власти, которые делятся на следующие смысловые блоки:

1. Взаимоотношения общества и государства (институты выборов, референдума).

2. Взаимоотношения личности и государства (институты прав и свобод человека и гражданина, участия граждан в государственном управлении).

3. Взаимоотношения между государственными органами, учреждениями и организациями.

4. Соотношение права и государства (правовые ограничения государственной власти).

В конституционном праве используются общеправовые методы дозволения, обязывания, запрета.

Большинство конституционных норм изложено в общем виде (нормы-принципы), следовательно, метод конституционного права связан также с задачей определения общих основ (принципов) действия государства и положения человека в обществе.

7. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Основанием конституционно-правовой ответственности является нарушение норм конституционного права.

Субъектами конституционно-правовой ответственности являются государственные органы (органы местного самоуправления) и должностные лица.

Типичная мера конституционно-правовой ответственности – досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) государственного органа либо органа местного самоуправления (должностного лица).

Также выделяют конституционную ответственность политического характера, наступающую без вины субъекта ответственности (напр., выражение недоверия правительству).

В России легально нет такой формы правовой ответственности, как конституционная. Вместе с тем Конституцией РФ предусмотрен механизм отрешения от должности Президента РФ (правда, здесь есть элемент уголовно-правовой ответственности), типичная конституционно-правовая ответственность просматривается в недавно принятых Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (расформирование избирательной комиссии за неисполнение судебного решения либо решения вышестоящей избирательной комиссии) и Федеральном законе "Об основных принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в случае неотмены (неизменения) ими в течение определенного времени акта, признанного судом не соответствующим нормативному правовому акту более высокой юридической силы). Похожий механизм предусмотрен уставами ряда субъектов РФ.

Институты конституционного права РФ: определение и структура

Для конституционного права, как и для других правовых отраслей свойственно выстраиваться в систему институтов.

Под институтом понимается правовое образование-подсистема сферы права, которая структурирует ряд правовых норм в группы или комплексы и регулирует конкретный вид общественных отношений.

Для конституционного права свойственно выстраивать институты конституционного права в иерархической последовательности, определенной рядом их юридических свойств.

Сумма юридических особенностей каждой группы правовых норм наделяет их качеством элемента направления. Исходное начало, которое определяет ряд юридических свойств элементов направления, выступает в качестве характера того направления общественных отношений, которое контролируется ими.

Существует ряд основных институтов конституционного права, которые определены Конституцией РФ. Речь идет об основах конституционного строя, основах правового статуса человека и гражданина, о федеративном устройстве страны, о системе государственной власти, о системе местного самоуправления.

Данная классификация говорит о том, что каждый из обозначенных институтов характеризуется значительной широтой охвата и разнообразием контролируемых общественных отношений и есть возможность подразделить его на подсистемы или подинституты.

Наиболее широким и разнообразным кругом общественных отношений характеризуется ряд институтов. Речь идет о основах конституционного строя, основах правового статуса гражданина и человека и о системе государственной власти с ее ключевыми внутренними подсистемами.

Для основ конституционного строя применимо разделение их на основы общественного строя и основы государственного строя или же их можно обозначить четырьмя элементами основ:

  • политическая система;
  • экономическая система;
  • социальная система;
  • духовно-культурная система страны и социума.

В состав института основ правового статуса гражданина и человека входит ряд подинститутов. Речь идет о гражданстве, основных личных правах и свободах гражданина и человека, о ключевых политических правах и свободах гражданина и человека, о ключевых экономических правах и свободах гражданина и человека, о ключевых социальных правах и и свободах гражданина и человека, о ключевых духовных и культурных правах и свободах гражданина и человека, о ключевых обязанностях гражданина и человека.

Для данного института также применима дифференциация на основе носителя ключевых прав, свобод и обязанностей (речь идет о субъекте) на две группы. Речь идет о правах, свободах и обязанностях, присущих исключительно гражданам и правах, свободах и обязанностях, присущих любому человеку, даже иностранцу и лицу, которое не имеет гражданства.

Для института системы государственной власти свойственно разделение на ряд подинститутов. Речь идет о главах стран, парламенте, правительстве, судебной системе, прокуратуре и иных правозащитных и правоохранительных органах, об органах государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Суть структуры федеративного устройства можно увидеть через ряд составляющих. Речь идет о правовых принципах федеративных отношений, о конституционно-правовом статусе Федерации, о конституционно-правовом статусе субъекта РФ, о правовых основах взаимоотношений Федерации с ее субъектами.

Если говорить о компактном составе института, то в первую очередь следует уделить внимание институту системы местного самоуправления. Но и он подлежит структурированию на ряд подинститутов. Речь идет об основах местного самоуправления, о самоуправлении населения, о конституционно-правовом статусе муниципального образования, о системе органов местного самоуправления. Важно отметить, что в данной ситуации допустима и иная последовательность.

Вместе с рядом институтов конституционного права, которые имеют отражение в Конституции РФ, рядом федеральных законов создаются и другие институты конституционного права РФ в этом направлении права. Речь идет о институте непосредственной демократии. В качестве его подинститутов выступают референдумы, выборы, обсуждение народом значимых тем, отзывы выборных лиц избирателями и ряд иных форм непосредственного выражения воли социума. Еще одним институтом конституционного права выступает система общественной власти. Его можно структурировать на ряд подразделений.речь идет о конституционных основах общественной власти, видах и формах общественной власти, конституционно-правовом статусе общественного объединения, конституционно-правовом статусе политической партии, конституционно-правовом статусе профсоюза, конституционно-правовом статусе религиозного объединения и о иных подинститутах, которые служат определением формы организации и реализации общественной власти. Особое развитие в России получил институт конституционно-правовой ответственности.

Его структурирование основывается на субъектах ответственности, механизме мер ответственности, процедурах привлечения к ответственности конституционно-правового характера и на иных группах норм, которые имеют отношение к данному институту.


Конституционное право РФ – основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения:

• конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти;

• правовое положение личности;

• государственное (национально-территориальное) устройство государства;

• организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.

Форма государства – это устройство государственной власти, включая приемы и методы осуществления государственной власти (форма политического режима), порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления (форма правления), а также порядок взаимоотношений между центральными и региональными органами власти (форма государственного устройства).

Объектом конституционного права, т. е. сферой общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права (предметом этой отрасли права) является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти, включая отношения между человеком и государством.

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, часто встречаются метод обязывания и метод запрещения, которые вместе образуют так называемый императивный метод. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, представляющие собой двустороннюю конкретную связь между специальными субъектами. Основы отношений типа государство – государство, государство – гражданин, федерация – субъект федерации, президент – парламент, депутат – избиратель, а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.

Элементами конституционно-правовых правоотношений являются субъекты, объект, содержание, юридический факт.

Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны.

Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно- правовых отношений.

Они делятся на следующие виды: 1. Государство. 2. Субъекты РФ. 3. Государственные органы и учреждения. 4. Органы местного самоуправления. 5. Общественные объединения (в частности, политические партии). 6. Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).

Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты разнообразны.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Действия – это факты, которые зависят от воли людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным юридическим фактам относятся, в частности, многочисленные акты – документы различных государственных органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц, как нормативного (содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц), так и индивидуального характера.

По виду наступающих последствий различают следующие категории юридических фактов: а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим составом.

3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ

1. Конституция РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).

6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ).

7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ (напр., принятое в 2002 г. Постановление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание).

9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами

Читайте также: