В силу чего осуществлялось содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе

Обновлено: 05.07.2024

Социальное обеспечение Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества

Основные этапы становления Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность. Социальное обеспечение как определённая форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела. Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения трудоспособных.

Становление социального обеспечения на Руси Владимир Святославич Как свидетельствует Начальная русская летопись (Повесть временных лет), Князь Владимир велел: . всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить". В 996 году Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

Принципиально новый этап В конце XIX века социальное обеспечение наёмных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наёмных работников. В дальнейшем начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие всё население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Под напором классовой борьбы 15 мая 1901 года утверждаются Временные правила о пенсиях рабочим казённых горных заводов и рудников, утративших трудоспособность. 2 июня 1903 года принимается Закон о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев. Данный закон определяет сферу действия Правил вознаграждения потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих. Статья 1 Правил предусматривала: При несчастных случаях в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности владельцы предприятий обязаны вознаграждать, на основании настоящих Правил, рабочих, без различия их пола и возраста, за утрату долее, чем на три дня, трудоспособности от телесного повреждения, причинённого им работами по производству предприятия или происшедшего вследствие таковых работ. Если последствием несчастного случая была смерть рабочего, то вознаграждением пользуются члены его семейства.

В 1913 году разрабатывается Устав о промышленном труде, который содержал четыре раздела. Четвёртый раздел, трактовавший виды обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях, включал 13 глав. Первые семь глав содержали нормы, определяющие общие вопросы страхования наёмных работников. В главе семь говорилось о вознаграждении рабочих и служащих, потерпевших вследствие несчастных случаев, а также членов их семейств в фабрично-заводских, горных и горно-заводских предприятиях. Остальные главы включали в себя правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих казённых предприятий отдельных ведомств. Помимо пенсий, пособий и медицинской помощи, предоставлявшихся незначительной части пролетариата, в царской России не существовало иных мер обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дальневосточный государственный гуманитарно- технический колледж осуществляет образовательную деятельность с применением различных форм, в том числе с использованием дистанционных технолог.


Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и .


Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (.


Рабочая программа производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Рабочая программа производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального о.


КТП производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация социального обеспечения" (базовая подготовка)

Календарно-тематический план производственной практики ПМ 01 "Обеспечение и реализация прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты" по специальности 400201 "Право и организация со.

Первобытное общество возникло и развивалось в течение длительного времени. Это был период становления человеческого общежития.

Государство возникает гораздо позже общества, на определенном этапе развития последнего. Общество есть некая целостность, строение которой образуют внутренние связи, направленные на поддержание этой целостности. С данных позиций общество можно определить как такую территориальную совокупность людей, в рамках которой удовлетворяются их основные жизненные потребности. Невозможность реализовать названные потребности индивидуально, необходимость совместного действия являются предпосылками для существования общества.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник порядка 1,5–1 миллиона лет назад, другие относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5–6 тысяч лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н. э., в Америке – в 1-м тысячелетии н. э., в других частях земного шара – еще позднее.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведения людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

– наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

– экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода – и мужчины, и женщины – имело право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Социальная власть, существовавшая в первобытнообщинном строе, обладала следующими главными чертами:

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (то есть субъект и объект власти совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, вече), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы и т. п.), которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Особенностью социальных норм в первобытнообщинном строе являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т. п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Признаки социальных норм, существовавших в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т. п.;

2) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу) как самый простой и элементарный прием воздействия, отсутствие собственно прав и обязанностей;

Документ из архива "Организация социального обеспечения", который расположен в категории "курсовые работы". Всё это находится в предмете "государство и право" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "государство и право" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "29881"

Текст из документа "29881"

1. Основные этапы становления систем социального обеспечения……. ……5

1.1. Понятие и функции социального обеспечения..…………………….…. 7

1.2. Формирование российской федеральной системы социального обеспе­чения……………………………………………………………………….……..11

1.3. Формы социального обеспечения….………………….……………….…..14

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи­лась в общей системе права относительно недавно.

В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от­расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со­циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.

Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко­номической природе являются распределительными. Через системы соци­ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.

Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно­сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо­собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое­нию населения по уровню доходов.

Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со­циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс­формации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри­сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече­нии. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль­ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

1. Основные этапы становления систем социального обеспечения.

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та­ких людей относятся дети и старики.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко­торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин­ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не­трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж­дается предоставлением земельного надела.

Феодальный период характеризуются господством натурального хо­зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери­альному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ­ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким обра­зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо­способных.

С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж­ден первый дом для инвалидов.

Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего­рии:

1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;

2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо­жет работать;

3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по­ведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работни­ком начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ­ством. В качестве способа его организации вводится государственное со­циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель­ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.

В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ­ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци­альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо­микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече­ния. Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально­го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз­менным остается одно: обязательность им придает само государство.

1.1. Понятие и функции социального обеспечения.

Социальное обеспечение как реально существующее общественное яв­ление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущест­венные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспече­ния на современном этапе можно отнести:

• во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе

организационно-правовых способов распределения совокупного

общественного продукта через систему социального обеспечения;

• во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис­ков, признаваемых государством в качестве оснований для предос­тавления тех или иных видов социального обеспечения;

• в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио­нированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

• в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода­тельного закрепления видов обеспечения его уровня и условий пре­доставления.

Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономиче­ский аспект данного понятия.

Социальное обеспечение - это один из способов распределения час­ти валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам ма­териальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, го­сударством, для поддержки их полноценного социального статуса.

Классификация функций социального обеспечения:

• экономические функции социального обеспечения. Ее сущность за­ключается в том, что государство использует социальное обеспечение в каче­стве одного из способов распределения части валового внутреннего продук­та, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен­ного заработка;

• производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро­вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде­ния за труд;

• социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ­ных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

• политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспече­ние выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

• демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идео­логическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек­ларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходи­мых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично­сти прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый че­ловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жи­лище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдов­ства, наступление старости или иного случая утраты средств к существова­нию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис­ков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение , включая социальное стра­хование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая

охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.

Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государст­вом путем проведения им соответствующей политики, согласно Конститу­ции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре­альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Экономические блага - это результаты созидательной производствен­ной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономи­ческой политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Первобытное общество возникло и развивалось в течение длительного времени. Это был период становления человеческого общежития.

Государство возникает гораздо позже общества, на определенном этапе развития последнего. Общество есть некая целостность, строение которой образуют внутренние связи, направленные на поддержание этой целостности. С данных позиций общество можно определить как такую территориальную совокупность людей, в рамках которой удовлетворяются их основные жизненные потребности. Невозможность реализовать названные потребности индивидуально, необходимость совместного действия являются предпосылками для существования общества.

Первобытнообщинный строй был самым длительным по времени этапом истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник порядка 1,5–1 миллиона лет назад, другие относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5–6 тысяч лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до н. э., в Америке – в 1-м тысячелетии н. э., в других частях земного шара – еще позднее.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведения людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

– наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

– экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Все взрослое население рода – и мужчины, и женщины – имело право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Социальная власть, существовавшая в первобытнообщинном строе, обладала следующими главными чертами:

2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (то есть субъект и объект власти совпадали);

3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, вече), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы и т. п.), которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Особенностью социальных норм в первобытнообщинном строе являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т. п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Признаки социальных норм, существовавших в догосударственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т. п.;

2) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (то есть исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу) как самый простой и элементарный прием воздействия, отсутствие собственно прав и обязанностей;

Читайте также: