В рамках концепции право рассматривается как совокупность

Обновлено: 02.07.2024

Если говорить в целом о юридическом позитивизме, следует сказать, что это такое направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением действующего права с формально-догматических позиций, без рассмотрения того, насколько оно справедливо и каким социальным идеалам служит.

Возникновение юридического позитивизма относится к первой половине XIX в. и связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы.

Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма, которым характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. Юридический позитивизм пришел на смену доктринам естественного права, занимавшим господствующее положение в европейской социально-философской мысли XVII-XVIII в.в.

Начало теоретическому обоснованию принципов юридического позитивизма положил английский юрист Джон Остин (1790-1859). По влиянием его трудов в правовой науке Англии и США сформировалась представительная школа, получившая название аналитической юриспруденции.

В XX столетии юридический позитивизм распадается на ряд новых учений и школ. Ведущими среди них выступали такие направления как, нормативизм и лингвистическая теория права.

Нормативная концепция права – учение, отождествляющее право с установлениями (предписаниями), одобренные государственной властью. В основе данного типа правопонимания – представление о нормативности как основополагающем признаке права.

Этот подход имеет два направления: классическое и неоклассическое.

К первой группе наук, согласно взглядов Кельзена, относятся естественные науки, история, социология и другие дисциплины, изучающие явления природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей.

Вторую группу – науки о должном – образуют этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей. В науках о сущем главным постулатом выступает принцип объективной причинности, в науках о должном- принцип вменения.

Основную задачу своего учения Кельзен видел в обнаружении неизменных принципов всякого позитивного законодательства. Он сосредотачивает внимание на исследовании позитивного, то есть действующего права. Перспектива справедливости исключается им из программы теории права на том основании, что существует множество равнозначных концепций справедливости и объективный выбор между ними невозможен. На этом основании Кельзен заключает, что каждый человек должен сам делать выбор в пользу той или иной модели справедливости[270].

Этим высказыванием ученый лишь хочет оттенить тот факт, что на основании лишь содержания определенного предписания невозможно утверждать, что оно является правовым или не является таковым.

Специфику правового принуждения Кельзен видит в том, что оно имеет форму правила. Распоряжение представителя исполнительной власти является частным случаем применения более общего правила. Поэтому иерархическое устройство правопорядка распространяется, по утверждению Кельзена, не только на полномочия, но и на правила.

В соответствии с этим, правовым является то принуждение, которое исходит от обладающей соответствующими полномочиями инстанции и, вдобавок к этому, имеет правила или представляет конкретный случай более общего правила. Таким образом, право образующая форма, иерархия правил и требование одинакового подхода к однотипным случаям являются достаточными гарантиями против правового произвола даже вне перспективы справедливости.

В конце своей жизни Кельзен изменил определение права и предложил понимать под ним совокупность отдельных судебных решений, объединенных единой системой легализации.

Учение Кельзена оказало огромное воздействие на теоретические представления и юридическую практику в странах Запада. Распространение нормативистских концепций привело к тому, что правоведы стали больше уделять внимание противоречиям в праве, созданию системы национального законодательства. С идеями нормативизма связано также широкое признание в современном мире институтов конституционного контроля (создание специального органа конституционной юстиции впервые было предусмотрено в Конституции Австрии 1920г., которую отредактировал Кельзен).[273]

Формирование взглядов Харта происходило в обстановке острых дискуссий, развернувшихся в европейском правоведение после Второй мировой войны. Идеологии либеральной демократии подвергли критике тогда позитивистские доктрины, утверждая, что отказ юридического позитивизма от моральных и политических оценок действующего законодательства неизбежно ведет к признанию легитимности любого общественного строя, в том числе фашизма. Позитивистская юриспруденция, доказывали ее противники, объективно способствовала упрочению тоталитарных режимов в странах континентальной Европы. На этой волне резко возрос интерес к концепциям естественного права, позволявшим обличать антидемократические режимы с позиций общечеловеческих ценностей и неотъемлемых прав личности.

С другой стороны, представители юридического позитивизма под давлением критики приходят к осознанию того, что правовая доктрина не может полностью отказаться от рассмотрения морального и политического содержания права, его социальной роли, заложенных в нем идеалов общественной жизни и т.п.

К числу правоведов, выступающих за обновление позитивистских учений, принадлежал и Харт.

Он определяет право как единство двух типов правил: основных, связанных с санкциями, и второстепенных, передающих правовые полномочия. В полном соответствии с программой правового позитивизма Харт апеллирует для легитимации правовых норм к конкретной действительности. Эта действительность определяется не только внешним социальным одобрением, но и внутренним согласием граждан, которые могут добровольно некоторые нормы признать, подобно тому, как они признают правила игры.

В основе правовой теории Харта лежит достаточно примитивная модель общества, построенная вокруг первичных правил поведения. Эти правила содержат ограничения на свободное использование силы, не поощряют обман, воровство и тому подобные деяния. Но уже в таком обществе существуют напряженные отношения между теми, кто соблюдает правила (их большинство), и теми, кто их отвергает (их меньшинство). К этим первичным правилам Харт добавляет три вторичных: правило признания, правило изменения и правило правосудия. Правило признания помогает преодолеть неопределенность социальной структуры, правило изменения вносит в социальные нормы динамичность, указывает пути их корректировки. Неэффективность и расплывчатость социального принуждения преодолеваются правилами правосудия, которые позволяют отдельным лицам принимать властные решения в конкретной ситуации.

Таким образом, первичные правила, по Харту, налагают обязанности, а вторичные наделяют властью. Главное назначение правовой системы в этом случае состоит в том, чтобы соединить первичные правила, устанавливающие обязанности, с вторичными правилами признания, изменения и правосудия.

Первый тип - первичные нормы, заключающиеся в себе совокупность норм, требующих от людей действовать или воздерживаться от действия. Первичные нормы представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (то есть парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности, обязательства и правомочия.

Вторичный тип норм представляет собой совокупность норм, определяющих процессы создания, изменения и функционирования норм первого типа. Последние нормы подразделяются на нормы - признания (указывающие на существования других правовых норм), нормы изменения и нормы процесса (то есть правила вынесения судебного решения).

Нормы изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Например, в ситуации, когда меняются законы о выборах, парламентские выборы могут в итоге привести к новому парламенту и новому правительству, которые затем могут привести изменения в первичных нормах.

Нормы - признания обусловливают то, что закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права.

Харт утверждает, что лишь в том случае правовая система может действовать эффективно, когда существует реальное сочетание первичных и вторичных норм; он считает, более того, что соединение первичных норм - обязательств с вторичными нормами признания, изменения и процесса способно дать ключ к решению всех вопросов юриспруденции. Отсутствие вторичных правил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества. Там, где нет такого различения юридических правил, не существует и парламентского процесса, который оказывает обычно содействие в их различении и обособлении[277].

Критически оценивая теорию правового позитивизма Харта, ученые обращают внимание и на то обстоятельство, что при построении своей концепции он использовал свои идеи и принципы лингвистической философии, или, как ее иначе называют философии обыденного языка.

Харт подчеркивал, что теоретическая юриспруденция не может ограничиваться анализом категориального и понятийного аппарата, и должна обратиться к изучению повседневного языка, используемого юридической практикой.

Обращение к обыденному языку, полагал теоретик, позволяет усовершенствовать юридический позитивизм, поскольку правовая доктрина, оставаясь аналитической по своему характеру, преобретает благодаря применению методов лингвистического анализа черты дескриптивной социологии. В свою очередь, исследование социальных отношений способствует уяснению того, что само существование общества, необходимость выживания индивидов в процессе совместной деятельности предъявляют к праву известные требования (защита личности, собственности, договоров), которые следуют рассматривать как своего рода минимум естественного права.

Концепция Харта предусматривала развитие аналитической юриспруденции в двух направлениях: с одной стороны, путем расширения ее социальной (прежде всего социолингвистической) проблематики, а с другой – за счет использования в ней приемов и методов критики позитивного права, выработанных в естественно-правовых доктринах.[278]

Второе направление нормативной концепции права получила широкое распространение в отечественной юридической науке. С позиции данного подхода (в отечественной литературе он зачастую именуется узконормативным) право есть совокупность норм, исходящих из государства и им охраняемых.

В России после известных событий начала XX в. юридическая наука и философия были жестко заидеологизированы, что проявилось в ограниченности и догматичности правовых и философских разработок в рамках историко-материалистической теории и марксистской идеологии. Идеологизированность исследований привела к гносеологическому тупику, в который оказалась юриспруденция советской школы. На Западе подобную, ограничивающую кругозор ученого, роль сыграла либерально-позитивистская идеология, не менее навязчивая и категоричная. Исследователи отмечают, что несмотря на различный социально-партийный ангажемент, в рамках этих подходов право получило схожее понимание и толкование. И тот кризис, который охватил философию права на Западе и в России, явился следствием общего для этих идеологий позитивистского, антиметафизического отношения к праву.[279]

Ученые подчеркивают, что смысл неправовой ситуации, существовавший в СССР многие десятилетия, не в отсутствии законов, а в отсутствии права как такового. Существовавшие нормы, по сути, были не правовым явлением, а произволом правящего класса, облеченным в форму законов, обеспечиваемых легальным насилием. Обращается внимание и на то обстоятельство, что, когда критерием принципов свободы, справедливости и равенства, реализацию которых должно обеспечивать принуждение, становится классовый подход, возникает полный релятивизм в понимании допустимых средств правового принуждения и невозможность отделить правовое принуждение от легализованного насилия.[284]

Узконормативный подход к определению понятия права сводился к выработке представления о праве как о системе норм, установленных или санкционированных государством, выражающим волю государства и обеспеченных государством.

Общность обоих направлений в концептуальном подходе: право есть некая формально признаваемая сумма норм.

Преимущества нормативного понимания права заключаются в том, что данный подход: фиксирует границы дозволенного и запрещенного юридическими предписаниями, содержит прямое указание на связь права с государством (хота данная связь и представлена односторонне); фиксирует формальную определенность права (нормы права выражены в тексте нормативного документа, т.е. формально определены).

Для юриста-практика, применяющего право, такой подход вполне приемлем, и иной, какой-то другой (более широкий) взгляд на право по вполне понятным причинам его не устраивает.

Однако для непосредственных адресатов прав (граждан, их объединений), равно как и законодателя, подобный взгляд на право представляется недостаточным.

Практическое использование иных (неправотворческих) способов правового воздействия ослабляется, что ведет к ограничению актов саморегуляции в праве, увеличению государственного регулирования в сферах его (права) действия. Соответственно, растет массив нормативно-правовых актов, упорядочение которых юридическими средствами (инкорпорацией или кодификацией) становится невозможным.

Критикуемый подход к правопониманию не различает право и закон - одну из форм его выражения. А значит, любой акт государства, содержащий общие установления, есть частица права, пусть он даже содержит правонарушающие предписания, ложные правовые нормы.

В означенном случае правом следует также признать те законы, которые противоречат международно-правовым актам о правах человека, ущемляют интересы национальных меньшинств, преследуют людей за их убеждения и т.д. Получается так, что право совместимо с произволом, пусть даже и узакониваемым государством.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Алевтина Монтвилайте

Тема : Правовой позитивизм: сущность и разновидности .

Вопросы для вас:
1. Что такое позитивизм?

2. С чем можно отождествить позитивизм права в его радикальном проявлении?

- с приказом государства (в этом и проявляется и слабость позитивизма, позитивизмы даже не поднимали вопрос о справедливости – так как считали справедливость псевдовопросом);

3. Какое право влечет за собой разрушение правопорядка и анархию?

-естественное право (так как представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное);

Алевтина Монтвилайте

Тема: Особенности развития философии права в России.

1) Сколько основных этапов развития философии права выделяется в России?

2) Какие это этапы?

- Средневековье, эпоха Просвещения, 19-20в

3) Назвать ОДНУ из особенностей отечественной философии права.

- Философская проблематика осваивалась вне официальных структур просвещения// обращенность к человеку //переплетение различных типов философствования

Оля Темерова

Космоцентризм философско-правовых идей античности
1. В чем основная идея космополитизма?
Ответить на вопрос - в чем заключается первооснова мира.

2. По какому принципу образовывались школы представителей космополитизма?

Школы образовывались в древнегреческих городах государствах (полисах): Милете, Эфесе, Элее и тд

3. В чем значение космоцентризма?

1. Идеи космоцентризма - заложили начало европейской философии, оказавшее влияние на все последующее развитие истории.

2. Постановка вопросов о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

3. Особенность постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер

Victoria Sergeevna

Тема. Социологический позитивизм и живое право.

Мария Марчихина

презентация: Восточный и западный типы правопонимания
1)В рамках какого типа правопонимания право рассматривается как основной социальный регулятор?
ОТВЕТ: ЗАПАДНЫЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ
2)В рамках какого типа правопонимания религия рассматривается как основной социальный регулятор?
ОТВЕТ:ВОСТОЧНЫЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ
3)Как вы думаете, что послужило выделению различных типов правопонимания?
Различие правовых систем разных стран запада и востока, разнообразие правовых традиций, разное отношение к праву

Валерия Суханова

Тема: Юриспруденция как "искусство добра и справедливости": история и современность

Там будут вопросы для аудитории. Отправляю их вам с ответами заранее, чтобы вы не тупили.

2) Может ли право создавать справедливость?

Право само по себе НЕ СОЗДАЕТ и не определяет справедливости, а лишь отражает ее.

3) Какие два аспекта взаимосвязи имеют право и справедливость?

-воплощение справедливости в законодательстве

- справедливость как основной принцип реализации права, в том числе правоприменительной деятельности

1. \u0415\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u0430\u044f \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u044f. \u041e\u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u0430 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0443 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0431\u0443\u0440\u0436\u0443\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0439 XVII \u2013 XVIII \u0432\u0432.

2. \u0418\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u041d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435 XVIII \u2013 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435

3. \u041d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432.

4. \u041c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u042d\u0442\u0430 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u0430 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0448\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0443 \u0432 XIX \u2013 XX \u0432\u0432. \u0432 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430\u0445 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0430, \u042d\u043d\u0433\u0435\u043b\u044c\u0441\u0430, \u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0434\u0440. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043a\u0430\u043a \u0432\u043e\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0432 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0432\u043e\u043b\u044f \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0430. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e, \u043a\u0430\u043a \u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0442\u0440\u0430\u043a\u0442\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u043d\u0430\u0434\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u0447\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430. \u041f\u043e\u0434 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0443\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0414\u043b\u044f \u043c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u043d\u043e \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0432 \u0442\u0435\u0441\u043d\u043e\u0439 \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u0441 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0435\u0433\u043e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442, \u043d\u043e \u0438 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u0435 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438. \u0412 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u043c \u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0447\u0435\u0442\u043a\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e. \u041f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0440\u043e\u043b\u044c \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u0432 \u0443\u0449\u0435\u0440\u0431 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u043c, \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u043c\u043a\u0430\u0445 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0436\u0435\u0441\u0442\u043a\u043e \u043e\u0431\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e-\u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c\u0438. \u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f \u0432\u043e\u043b\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0424\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u044b \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 (\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435, \u043d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435) \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0443\u0449\u0435\u0440\u0431 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c, \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0421\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043d\u043e\u0441\u0438\u0442 \u0443\u0437\u043a\u043e\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440.

5. \u041f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432.

6. \u0421\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u042d\u0442\u0430 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432. \u0432 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430\u0445 \u042d\u0440\u043b\u0438\u0445\u0430, \u0416\u0435\u043d\u0438, \u041c\u0443\u0440\u043e\u043c\u0446\u0435\u0432\u0430, \u041a\u043e\u0442\u043b\u044f\u0440\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u041a\u043e\u0432\u0430\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0434\u0440. \u041e\u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u044d\u043c\u043f\u0438\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u0445, \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u0430 \u0441 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442\u043e\u0432. \u041f\u043e\u0434 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f, \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430, \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a.


В Монографии исследуются актуальные вопросы правового и индивидуального регулирования общественных отношений. Сформулирован вывод о том, что на современном этапе право теоретически аргументировано и практически продуктивно исследовать с позиции научно обоснованной концепции интегративного правопонимания, характеризующейся отнесением к праву прежде всего принципов и норм права, содержащихся в единой, развивающейся и многоуровневой системе форм национального и (или) международного права, реализующихся в государстве. Предназначена для научных и практических работников, всем глубоко и заинтересовано изучающим современные проблемы права и государства.

Оглавление

  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Право и государство с общенаучных позиций
  • Глава 2. Актуальные общие теоретические и практические проблемы национального и международного права, реализующегося в России

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Актуальные общие теоретические и практические проблемы национального и международного права, реализующегося в России

2.1. Правопонимание, правотворчество и правореализация

Традиционно в научной юридической литературе проблемы правопонимания, правотворчества и правореализации исследуются как самостоятельные правовые явления. Вместе с тем, как представляется, правопонимание, правотворчество и правореализация самым непосредственным образом объективно также и взаимосвязаны между собой. Прежде всего, с одной стороны, реальные процессы правотворчества и правореализации зависят от преобладающего понимания права на данном историческом этапе развития конкретного государства. С другой стороны, объективные теоретические и практические проблемы, с неизбежностью возникающие в правотворческой и правореализационной деятельности, не могут не влиять на дальнейшее развитие, а в последующем и на изменение типа понимания права в каждом государстве. В связи с этим в рамках данной монографии рассмотрим лишь некоторые актуальные теоретические и практические вопросы взаимопонимания и взаимозависимости правопонимания, правотворчества и правореализации.

Весьма показательно, что в настоящее время проблемы правопонимания исследуются не только специалистами в области общей теории права, но также и научными работниками — представителями отдельных отраслей права в России. Например, Е. А. Ершова, анализируя спорные теоретические и практические вопросы трудового права в Российской Федерации, пришла к выводу о том, что все существующие типы правопонимания можно классифицировать на две группы. В первую группу Е. А. Ершова предлагает включать типы правопонимания, суть которых состоит в разграничении права и закона, во вторую — отождествляющие право и закон. К первой группе типов правопонимания она относит естественно-правовую, психологическую и юридико-либертарную концепции права, которые в свою очередь подразделяет на дуалистические и монистические. В числе дуалистических типов правопонимания автор рассматривает естественно-правовую и психологическую концепции права, соответственно, разграничивающие естественное и позитивное, интуитивное и позитивное право. К монистическому типу правопонимания — юридико-либертарную концепцию права, в соответствии с которой в единой (монистической) системе права могут находиться в том числе правовые законы и иные формы права, соответствующие основополагающим правовым принципам. Во второй группе типов правопонимания, отождествляющих право и закон, выделяется юридический позитивизм [111] .

16 ноября 2000 г. Железнодорожный районный суд г. Новосибирска рассмотрел иск об оспаривании отцовства заявителя. В процессе рассмотрения дела суд установил, что согласно анализам ДНК, сделанным 28 июня 1999 г. и 5 июня 2000 г., заявитель не мог быть отцом ребенка. Суд признал доказанным, что заявитель не является отцом ребенка, поскольку объективных сомнений в достоверности результатов экспертизы не имелось. Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что дело должно было быть рассмотрено в соответствии с Кодексом РСФСР о браке и семье от 30 июля 1969 г., поскольку ребенок родился до 1 марта 1996 г. (даты, когда вступил в силу новый Семейный кодекс РФ). Кодекс РСФСР о браке и семье устанавливал срок в один год для оспаривания отцовства, который исчислялся, по мнению суда, с того момента, когда лицо было уведомлено о регистрации отцовства. Суд установил, что заявитель не оспаривал отцовство сразу после рождения ребенка и обратился в суд лишь в декабре 1997 г., когда срок давности для обращения в суд, по его мнению, уже истек. В связи с этим суд отказал заявителю в иске об оспаривании отцовства. Тот факт, что Семейный кодекс Российской Федерации не содержит сроков для оспаривания отцовства, судом не был принят во внимание, поскольку правоотношения между сторонами возникли до 1 марта 1996 г. Последующие судебные инстанции оставили судебный акт без изменения. 12 сентября 2002 г. мировой судья удовлетворил заявление Г. о присуждении ей алиментов и санкционировал наложение ареста на долю заявителя в их квартире.

Как отмечалось ранее, фундаментальным критерием действительной научности знания, начиная с XVII–XVIII вв. и до настоящего времени является исследование каких-либо явлений в системе элементов, их составляющих. Л. Берталанфи предложил выдающуюся идею исследования явлений с позиции общей теории систем, в основу которой возможно относить принцип целостности системы, позволяющий преодолевать традиционное механистическое мировоззрение. Данное предложение многие исследователи называют дерзкой теоретической идеей, основополагающим научным открытием, ключевым фактором в научном исследовании, определившим путь к новым взглядам и принципам [134] .

Таким образом, с позиции научно обоснованной концепции интегративного правопонимания можно сделать следующие общие выводы:

Читайте также: