В рамках какой теории права судьи наделяются способностью творить право

Обновлено: 18.05.2024

Выделяют следующие основные теории правопонимания: естественно-правовую, историческую, нормативистскую, материалистическую, психологическую и социологическую.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII–XVIII веков.

Представители: Гоббс, Локк, Радищев и другие.

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

– это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый более свободный строй;

– в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми; должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;

– такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

Историческая школа права наиболее логически завершенную форму получила в конце ХVIII – начале XIX веков.

Представители: Гроций, Савиньи, Пухта и другие.

1) право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

– впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

– справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

– верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

– данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;

– ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.

Нормативистская теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

– верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

– нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

– признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

– признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами и однозначно произвольными.

Материалистическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XIX–XX веках.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

– в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (то есть как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного;

– показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

– обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

– преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

– слишком жестко связывали право с материальными факторами, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие.

1) психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, то есть представляют собой переживания чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

– обращено внимание на психологические процессы, которые тоже выступают реальностью наряду с процессами экономическими, политическими и пр. Отсюда, нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру индивида;

– повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

– осуществлен слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:

Социологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX веке.

Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие.

1) разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

– такое понимание ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

– совершенно обоснованно отмечается приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

– эта теория хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

– если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

– в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц.

Суть данной теории сводится к тому, что в каждом политически организованном обществе на ряду права вюр значении (позитивное право) существует естественное право. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того закреплены они где либо или нет. Они вытекают из самой жизни и существующих в обществе экономических, духовных факторов. В силу этого, естественные права зависят от условий общественной жизни, в своей основе являются природными, прирожденными, т.е абсолютными, неизменными. Естественные права сами по себе не выражены в каких либо нормах, а находятся за ними, существуя в качестве объективных требований, вытекают из самой жизни. Естественные права выражаются вюр нормах, нормах моралей и тд. Содержание природных прав человека не определяется государством. Государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы.Законы, принимаемые гос-ыми органами могут выражать естественные права человека, но могут и расходиться с ними. При расхождении законы с естественными правами, закон не признавался обоснованным и отвечающим правам человека, однако, чтобф оценивать тот или иной закон, как правовой, нужно сначала ответить на вопрос: что есть право?. И все представители данной теории считают, что право- определенная, высокая идея, призванная охватить все проявления правовой реальности. Все мыслители содержание данной идеи определяли по разному. Для одних эта идея сводилась к божественному началу. Для других к объективному разуму. Но в целом, эта идея всегда связывалась с природой человека и признавалась первичной по отношению к законам и регулируемым отношений.

СОЦИОЛОГИГЧЕСКАЯ.

Право- не то, что задумалось, было записано, а то, что получилось в действительности.У различных исследователей отношение к действительности не одинаково. Для представителей этой школы права типичен приоритет реальной действительности перед идеями и нормами. Важным является изучение системы правоотношений. Эта теория наиболее завершенную форму в 20 веке. Представители: Эрлих, который считал, что теория права должна изучать право имперически в связи с другими соц явлениями. Исходная точка права не в законах, а в самом обществе, поэтому источник познания права- изучение жизни и документов конкретного осуществления права. Само право нужно понимать не как систему абстрактных норм, а как живой порядок, сеть взаимоотношений. Формулируют такое живое право судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Именно судьи наполняют законы правом, выступая субъектами правотворчества. Право зафиксированное в законе и право, которое сложилось на практике существенно отличаются. Законодатель не создает новую норму, а фиксирует, после того, как она сложилась на практике.

1. ориентирует на реализацию права

2. указывается на приоритет общественных отношений над содержанием правовой нормы

3. теория хорошо согласуется с ограничением вмешательством гос-ва в экономику.

1. теряются критерии правомерного и неправомерного поведения.

2. в силу переноса центра тяжести на судей, увеличивается опасность проявления некомпетентности.




Основные идеи: 1) исходным, для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юр. силы; 2) По Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, т.о., не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юр. правил поведения. Поэтому, Кельзен считал, что юр. наука должна изучать право в чистом виде вне связи с политическими, социально-экономическими оценками 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, кот.тоже вкл. в понятие права и кот. Тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства: 1) верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, и убедительно доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени их юр. силы; 2) нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юр. требованиями и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; 3) признаются широкие возможности гос-ва влиять на общественное развитие, ибо именно гос-во устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны: 1) слишком значителен крен к формальной стороне права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности и т.п.). Поэтому представители данной теории недооценивает связь права с социально-эк-кими, политическими и духовными факторами. 2) признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль гос-ва в установлении эффективных юр. норм. В силу различных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормам.

Читайте также: