В основу сюжета этого произведения положены события евангелие о каком произведении идет речь

Обновлено: 04.07.2024

Ключевое значение в изучаемом рассказе играет приведенный отрывок из Святого Евангелия, который занимает центральное место в композиционном построении, проходит через смысловой контекст всего повествования и помогает глубже осмыслить авторскую задумку.

Кроме того, в нем присутствуют косвенные параллели со Священным Писанием.

Итак, основные действия произведения происходят на Страстной седмице, в Великую Пятницу. Студент духовной академии, сын дьячка, Иван Великопольский возвращается с охоты на вальдшнепов. Как человеку, выросшему в религиозной культуре, и потенциальному священнослужителю ему надлежало благочестиво провести день в храме и дома с благоговейной, скорбящей молитвой. Однако что мы видим? Главный герой тратит время на увеселения, проливая кровь невинных животных ради забавы, приходит домой и снова отправляется на весеннюю тягу, впрочем, не испытывая

Когда человек перестает уповать на Бога, Его милость и любовь, приходит сатана и начинает всеми возможными способами подавлять в несчастном волю к жизни и направлять к еще большим преступлениям. Именно духовное безумие подтолкнуло отрекшегося Иуду на самоубийство, а Раскольникова на убийство. Разочарование в самом себе без наличия смирения ведет по неправильному пути. Однако ни одна заблудшая душа не бывает оставлена Богом.

указывает на покаянное чувство главного героя. Происходит особая, невидимая встреча с Богом.

Дело в том, что святой Лука уделяет особое внимание служению праведных женщин. Помимо этого, он, в отличие от других евангелистов, приводит притчи о потерянной овце и покаявшемся сыне. Подчеркивается общечеловеческая миссия Сына Божия, пришедшего ко всем скорбящим и страждущим, включая самого последнего нищего. Символ Евангелия – телец, указывающий на добровольную смерть Христа для искупления Его горячо любимых детей.

Судя по всему, случилась какая-то семейная трагедия. Кто-то мог поступить с ними жестоко, обидеть. Или конфликт связан с взаимоотношениями между матерью и дочерью. В те времена у сельских жителей преобладал патриархальный уклад. Родители иногда выдавали замуж своих дочерей в очень раннем возрасте. Зачастую мнение невесты не играло никакой роли, что могло в худшем случае испортить судьбу девушки.

Так, возможно, Василиса выдала Лукерью за не очень честного и порядочного человека, вроде жестокого Степана Астахова или слабовольного Тихона Кабанова. Муж не любил и обижал жену. Неспроста героиня обращает внимание на повествование, когда студент описывает бичевание Господа. В этом случае родительница чувствовала свое предательство по отношению к ней и вину перед Богом.

Однако это только догадки и предположения, совсем не обязательно отражающие авторскую задумку. До конца понять сути приключившейся беды читателю не удается. И все же можно смело сказать: они обе познали боль и несправедливость. Вот что научило их понимать чужие муки. Такое

состояние помогло им проникнуться Крестной Жертвой Спасителя, принесенной за человечество в целом, за Петра и за них в частном.

Финал рассказа можно растолковать в символическом и прообразовательном ключе. Переправа на пароме, подобно мифологическому путешествию на лодке старика Харона по реке Стикс, означает путь в жизнь вечную. Дорога в гору – шествие самого героя на личную Голгофу. Багровая заря – страдание. Духовное пробуждение Ивана наступило внезапно и озарило его земное существование. Он через испытания пронесет свой крест до конца. По-видимому, станет священнослужителем. Вероятно, даже церковным иерархом. Достойно встретит приход безбожной власти в 1917 году и примет от нее арест, каторгу или даже мученическую смерть так же, как апостол Петр. В этом-то и состоит его счастье. Иван будет пастырем человеческих душ и пострадает за Христа.

пытается преодолеть искушения и соблазны мира. Только во Христе человек находит истинный смысл. Только Христом мы побеждаем любые невзгоды, препятствия и лишения, обретаем внутреннюю гармонию и настоящее счастье, понимаемое автором как способность вести полноценную духовную жизнь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

7 – 8 классы

Часть 1. Историко-литературные задания.

1.О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

Ответ.

1.1.Летописная история о смерти князя Олега.

1.2. Эпоха Ивана Грозного. Опричнина.

1.3. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

2. Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями следующих произведений:

3.Что связывает Черную речку и гору Машук?

Ответ. Места дуэлей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

4. Назовите авторов произведений.

Ответ.

Часть 2. Знание теории литературы.

5. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора.

5.1. И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.

Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

5.3. И грянул бой…

В огне, под градом раскаленным.

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

6. Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

А) Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… (По А. Гришунину)

Б) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной… (По Ю. Лотману)

В) Воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование, музыка). Учился в Московском университете (1830-32). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834).

Ответ. А) Грибоедов, Б) Пушкин, В)Лермонтов.

7. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке? Объясните.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Ответ. Аллитерация, олицетворение, динамика, многоточие, хорей, эпитет

8. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.

1) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

2) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

3) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

4) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

5) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

Часть 3. Творческое задание

Для учащихся 7 класса.

Кеннинги- поэтические образы, используемые в скандинавском фольклоре: корабль-конь моря, битва-треск стрел. Придумайте кеннинги к следующим словам: орел, лес, дуб, соловей, солнце, волк, речка, золото, луна, радуга.

Для учащихся 8 класса.

Напишите творческую работу (количество слов не менее 60).

Используя данный материал, можно подготовить учащихся 8 класса к муниципальной олимпиаде по литературе.

ВложениеРазмер
lit-ra_8_klass.docx 38.55 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

по литературе 8 класс Время проведения- 2 часа
(Всего – 50 баллов)

1. Прочитайте это поэтическое произведение и ответьте на вопросы (максимальное количество баллов – 15 баллов)
Осёл и Соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: "Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?"

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

"Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился".

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.


а) Назовите жанр произведения, перечислите характерные особенности этого жанра.

б) Какова композиция произведения?

г) Дайте характеристику персонажей.

д) Какими средствами автор создает образ судьи и певца?

е) В чем мораль этого произведения?

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос ( максимальное количество баллов – 3 балла ).
“На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головой, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло её. ”

Что именно? Какой нашелся выход из сложного положения?


5. Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла).
а) - Не смейся, не смейся, батьку.

- Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!


б) - А где же ключик?

А англичане говорят:

- Здесь и ключ перед вашими очами.

- Отчего же,- государь говорит, - я его не вижу?

- Потому, - отвечают, - что это надо в мелкоскоп.


в) - А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

- Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

- Ну, что такое случилось? Сказывай…

- А вот что случилось.


6. Из каких произведений взяты фрагменты изображения боя? Назовите произведение и его автора. (Максимальное количество баллов – 3 балла)
а) И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали ляхов, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя… Сошлись уже в рукопашный. Одолел было уже козак и, сломивши, ударил вострым турецким ножом в грудь, но не уберегся сам. Тут же в висок хлопнула его горячая пуля.


б) Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

В огне, под градом раскалённым.

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей.

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

10 . Творческое задание.

Максимально: 5 баллов.

Этюд - небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о любимом времени года, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).

Ответы на задания 8 кл.

(Всего – 50 баллов)

  1. И.А. Крылов. Басня. (15 баллов)
  1. Всего: 3 б.

а) Титаническая борьба – очень сильная, напряженная борьба, борьба сильных, могучих героев. Титаномахия, миф о борьбе титанов с богами.

б) Панический страх – внезапный, безотчетный, бессмысленный, безрассудный и неодолимый страх. Пан – в греческой мифологии сын бога Гермеса, первоначально почитался как покровитель пастухов, бог стад; впоследствии (ко II веку до н. э.) — как покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой.

в) Сизифов труд – тяжёлая, бесконечная и безрезультатная работа и муки. Сизиф – в древнегреческом мифе строитель и царь Коринфа, после смерти (в Аиде) приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.

  1. 2 балла. Харон
  2. 3 балла . “. Она попробовала было пройти по двору босая, но дёрн колол её нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы”. Настя сбегала к Трофиму (пастуху) и по мерке с Настиной ноги заказала пару лаптей.

Фото Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?

Главный герой проводит три дня на воле - в горах, где получает смертельные раны в схватке с барсом. Юношу находят и возвращают в монастырь. Он умирает, успев рассказать о пережитом и о своих чувствах старому монаху.


Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Когда подросший Мцыри уже готовится принять монашеский обет, он внезапно исчезает из обители. Монахи находят юношу спустя три дня - израненного и умирающего.

Перед смертью Мцыри исповедуется старику-монаху, который некогда его крестил. Большая часть поэмы - это предсмертный монолог послушника.

Юноша рассказывает, что делал, видел и чувствовал на воле. Пораженный красотой и величием горной природы, он вдруг вспомнил родной аул и близких. Увидев красавицу-грузинку, впервые испытал томление любви. Сразившись с могучим барсом, он убил зверя, но и сам был тяжело ранен.

Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.


О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.


В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!


Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?

Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.


Впрочем, одно не исключает другого - первоначалная идея могла вобрать в себя рассказ монаха.

В период Кавказской войны горские дети и правда порой попадали в плен. Так, генерал Алексей Ермолов однажды привез в Тифлис чеченского мальчика: в дальнейшем тот выучился на художника и был известен под русским именем и фамилией - Петр Захарович Захаров (Захаров-Чеченец). Он стал портретистом, был академиком Академии художеств.


Литературный романтизм предполагает описание исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Потому события поэмы происходят в горах Кавказа, на фоне буйной экзотической природы.

В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация - бегство из неволи. А поскольку Мцыри бежит на родину, это возвращение человека к самому себе. Родина в поэме - аллегория свободы и счастья. Но эта свобода и это счастье оказываются для героя недостижимы.

Мцыри так и не попадает домой, но его стремление к свободе самодостаточно, ценно в любом случае. Это естественное, природное чувство. Поэтому в произведение так много места уделено описаниям природы - ветра, скал, птиц. Они олицетворяют душевный порыв самого Мцыри. Природа - это величие и красота, недоступные среди людей.

Но затем природа превращается во врага Мцыри: он не может найти путь к дому и получает смертельные раны в бою с барсом. А окончательное поражение наступает, когда послушник вновь видит ненавистный монастырь и понимает - он вернулся туда, откуда пытался сбежать.

Три дня вольной жизни Мцыри противопоставлены в поэме всей его безрадостной юности. Эти три дня - время высшего наслаждения, настоящая жизнь. И одновременно - самый трагический момент, неотвратимое поражение.

Монастырь в поэме - символ действительности, которая враждебна природе, которая подавляет человека и лишает его свободы. Но и этот монастырь не вечен. Уже из вступления мы узнаем, что теперь на месте обители остались лишь руины.

Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.

Читайте также: