В основе какой модели лежат положения движения за права человека

Обновлено: 05.07.2024

Перенос является важным аспектом в системе отношений между социальным работником и клиентом. Для клиента социальный работник становится фигурой, играющей важную роль в разрешении возникшей ситуации. Эти отношения в значительной степени определяют контракт, а также цели и задачи терапевтического процесса, поскольку они связаны с изменением индивидуальности.

Психоаналитический подход предполагает, что в ситуации переноса лучше осуществляется помощь, восстанавливается структура индивидуальности. Основная цель состоит в том, чтобы достигнуть большей гармонии между Ид, Эго и Суперэго.

Индивидууму помогают через интерпретации получить рациональное самопонимание подавляемых чувств, тем самым увеличивают силу Эго, Бессознательные импульсы подвергают критике, прослеживая их пути до самого источника.

Работа с сопротивлением — одна из главных задач социального работника. Задача социального работника — преодолеть сопротивление и отрицательное эгосинтоническое поведение перевести в эгодистоническое.

Данная модель социальной работы находит свое применение в ситуациях, связанных с развитием индивидуальности, реабилитации и адаптации.

Таким образом, познание природы проблем клиента, рефлексия взаимоотношений личности и среды, анализ жизненного стиля пациента, отношения между пациентом и терапевтом, система и стратегии помощи, стадии лечения находят отражение в практике психодинамической модели социальной работы.

Схема, предложенная Г.Хатчинсон и С.Олтедал (см. табл. 1), демонстрирует, каким образом истоки психоанализа находят отражение в психодинамических моделях современной теории и практике социальной работы [13. — С. 61 — 62].

Психоанализ в психодинамических моделях социальной работы

Классическая психоаналитическая теория З.Фрейда

Более поздняя теория психоанализа (представитель Э. Эриксон)

Подчеркивается роль бессознательных процессов Психосексуальное развитие ребенка

Предполагается существование бессознательных процессов. Устойчивое отношение к другим важно само по себе для развития ребенка, а не только для удовлетворения потребностей

Трехчастная структура личности: Оно, Я, Сверх-Я, находящиеся в динамическом соотношении друг с другом В центре внимания — подавление Эго бессознательных процессов для понимания развития личности и причин психических страданий

Подчеркивается активная роль Эго и динамический характер сопротивления давлению внешнего мира В кризисных ситуациях развития, возникающих на протяжении всей жизни, появляются возможности для роста и стагнации

Трудно обнаружить модель, сконцентрированную вокруг внутренних конфликтов и динамических процессов личности

Современные психодинамические модели исходят из более поздней теории психоанализа, но в них включают также и другие теории, чтобы понять отношения и условия среды. Это особенно касается теории систем

Психический детерминизм: у всего есть причина, которую нужно искать в ранних переживаниях и реакциях на них Биологические инстинкты лежат в основе поведения человека; оно определяется тем, как человек может

Человек видится как продукт эго-процессов, биологических и социальных процессов.

Предполагается возможность Эго стать более активным

Главная роль отводится созданию атмосферы, в которой пациент воспринимается как уникальная личность. Работа должна вестись над прошлыми конфликтами (часто бессознательными), усилением Эго и поиском более эффективных способов адаптации к условиям среды и собственной жизни

Психодинамическая модель

Модели и теории Социальной Работы

План занятия

Социальная работа, как поле, разделенное то есть на три част:

· Социальная работа как учебная дисциплина;

Теория социальной работы является мультидисциплинарной областью знаний. В состав теории социальной работы входят такие науки как психология, социология, юриспруденция, правоведение, педагогика, медицина, философия, история.

В профессиональной деятельности специалисту по социальной работе необходимо владение определёнными моделями и теориями.

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы оказания помощи клиентам.

Классификация моделей социальной работы:

ü психолого-ориентированные: Акцент делается на личности клиента.

ü социолого-ориентированные: При решении проблемы необходимо обратить внимание на окружения клиента.

ü комплексно-ориентированные: Важную роль в процессе решения возникшей проблемы играют и личность клиента, и его окружение.

Психодинамическая модель основана на работах З.Фрейда и его последователей.

Фрейдом была разработана модель, состоящая из трех глав­ных частей, находящихся в динамическом взаимодействии между собой:

Школы этой модели называются психодинамическими, поскольку в основе лежит теория, предполагающая следующее:

· поведение исходит из работы сознания,

· сознание управляет поведением,

· сознание и поведение влияют и находятся под влиянием социального окружения человека.

· Этот подход повлиял на стиль отношений в социальной работе.Психодинамическая модель социальной работы утвердиласледующий стиль взаимодействия с клиентом: открытый, внимающий, позволяющий высказаться, нацеленный на поиск объяснения и понимания личности. Внимание должно быть обращено на чувства и бессознательные факторы в большей степени, чем на события и мышление. В рамках данной модели акцентируются проблемы детства, ранних зависимостей, материнской депривации. Инсайт как важный компонент понимания и действий в социальной работе. Меньше внимания уделяется социальным факторам, чем психологическим.

Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы базируется на системной социологии (теории социальных систем). Выберите правильный ответ.

4) психодинамическая модель.

В основе данной модели лежат положения движения за права человека. Выберите правильный ответ.

1) кризис-интервентная модель;

2) экзистенциальная модель;

3) социально- радикальная модель;

Ключевая идея данной модели – преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. Выберите правильный ответ.

1) социально-педагогическая модель;

2) марксистская модель;

3) проблемно-ориентированные модели;

4) гуманистическая модель.

Эти теории и модели социальной работы основаны на приоритете познания закономерностей психологического развития и статуса человека в обществе. Выберите правильный ответ.

4) когнитивная модель.

53. Большое влияние на развитие этой модели социальной работы оказали теории гуманистической психологии К. Роджерса,
А. Маслоу. Выберите правильный ответ.

2) марксистская модель;

3) социально-педагогическая модель;

4) гуманистическая модель

Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы подразумевает целостное видение социальных проблем человека. Выберите правильный ответ.

4) социально-радикальная модель.

55. Развитие ролевой модели социальной работы связано с именем:

56. Развитие психодинамической модели социальной работы связано с именем:

57. Социально-педагогическая модель социальной работы относится к группе:

1) социолого-ориентированных моделей;

2) психолого-ориентированных моделей;

3) комплексно-ориентированных моделей;

4) гуманистических моделей.

Основу данной модели составляет положение, что воспитание – это условие успешной социализации человека и его социального становления.

1) социально- педагогическая модель;

2) когнитивная модель;

3) социально-радикальная модель;

4) гуманистическая модель.

59. Интегративный характер теории социальной работы проявляется в том, что она взаимодействует с:

60. Психология выполняет в социальной работе следующие функции:

4) диагностическую и прогностическую;

В социальной работе широко используются такие психологические методы. Исключите не верный ответ.

1) психологическое консультирование;

4) социально-психологические тренинги.

62. Педагогика в социальной работе выступает в роли:

1) методологии социальной работы;

2) деятельностного компонента социальной работы;

3) функции социальной работы;

4) верного ответа нет.

63. По отношению к социальной работе социальная педагогика выступает как:

1) методология социальной работы;

2) технология социальной работы;

3) смежная отрасль знания;

4) педагогический компонент социальной работы.

64. Формирования у будущих социальных работников системы профессиональных знаний, умений и навыков. В этом заключается:

1) дидактическаяфункция педагогики;

2) объяснительная функция педагогики;

3) прогностическая функция педагогики;

4) методологическая функция педагогики.

65. Наука об обществе как целостной системе; об отдельных социальных институтах, группах и общностях – это…:

3) теория социальной работы;

66. Знания в области социологии позволяют социальному работнику:

1) исследовать социальные проблемы;

2) ориентироваться в социуме;

3) понять какие факторы влияют на социальное функционирование индивида, группы, общности;

67. Отношения между людьми как представителями социальных групп по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий развития личности, социальных групп – это…:

1) экономические отношения;

2) политические отношения;

3) производственные отношения;

4) социальные отношения.

68. Главный фактор, который определяет социальные отношения, их формирование, функционирование и изменение это:

4) трудовой коллектив.

69. Отношения, возникающие в социальной группе, которую составляет клиент, его семья и друзья – это…:

В настоящее время вполне определенно обозна­чились три доминирующих по степени влияния на теорию соци­альной работы научные дисциплины: психология (за рубежом еще и психотерапия) социология и педагогика. Соответственно, это определяет различные теоретические подходы к социальной ра­боте, которые разделяются на психолого-ориентированные, социолого-ориентированные и комплексно-ориентированные.

Целостность человека в этой связи видится, во-первых, в его традиционной опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно, гармонично он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящим, решением текущих проблем. Объектом познания в данном случае для социального работника является клиент, имеющий проблемы. Изучение воздействия прошлого опыта чело­века на его современное состояние, анализ противоречия этого опыта реалиям сегодняшнего дня нередко позволяют добиваться известных успехов.

В данном контексте можно говорить о том, что психолого-ориентированные теории обусловливает и некоторую стратегию дейст­вий специалиста как субъекта социальной работы. От этого зависит выбор им технологий помощи клиенту, характера общения с ним, методов экспертизы его состояния и социального положения.

Одной из весьма распространенных пси­холого-ориентированных теорий социальной работы является бихевиористская теория (бихевиорально-когнитивная). На ее основе существенно из­менились представления о целостности человека и его роли как субъекта социальной работы.

Психологическое содержание действий здесь сводится к следу­ющему: большинство людей приобретают опыт, воспринимая и осмысливая получаемые впечатления, копируя поведение друг друга. Иначе говоря, человек руководствуясь наблюдаемыми образцами поведения, моделирует и окружающий мир, и собственные дейст­вия. Основу социального обучения такого типа составляет процесс подражания, копирования культурных стандартов образа жизни, культуры поведения. В этой связи целостность человека как объекта познания в теории и практике социальной работы может быть по­стигнута как система культурных образцов, которым подражает личность.

С другой стороны, специалист как субъект социальной работы так­же может быть представлен как подражающий образцам поведения социальных работников, которые реализуют какую-либо модель ока­зания помощи нуждающимся. Иначе говоря, социальный работник может быть включен в социальное обучение, в соответствии с ко­торым станет моделировать свое поведение. При этом он как субъект социальной помощи обязан учитывать психологию поведения, сти­мулы – реакции своих клиентов. Все это в единстве представляет субъектность социального работника по-бихевиористски со всеми ее достоинствами и недостатками.

В последние три десятилетия в западной теоретической тради­ции сформировалась как относительно самостоятельная ветвь гума­нистическая теория социальной работы, которую нередко называют экзистенциально-гуманистической. Данное направление в теории социальной работы сформировалась под влиянием К. Роджерса, А. Маслоу, развивших гуманистическую психологию, А. Камю, Ж.-П. Сартра, В. Франкла, работавших над экзистенци­альной проблематикой в философии и психологии, Ф. Перла, под­держивавшего традиции гештальт-терапии.

2. Социолого-ориентированныетеории социальной работы сводятся к познанию закономерностей со­циального развития и структурирования общества, взаимодействия его социальных институтов.

Позитивизм в социоло­гии и теории социальной работы установил наличие неизмен­ных законов функционирования и развития общества и человека, которые рассматривались как часть или продолжение природных процессов. В этой связи специалист по социальной работе ори­ентируется на учет естественных потребностей воспроизводства индивидуально-личностной и социальной жизни, объективных за­кономерностей эволюции человека и общества. Существенное зна­чение придается решению конкретных задач социальной помощи.

Заметное влияние на развитие теории социальной работы ока­зал социологический функционализм, использующий структурно-функциональный анализ и системное социологическое знание. В этой связи социальная работа рассматривается, во-пер­вых, как часть более широкой социальной системы, где она вы­полняет свою роль, ряд функций, влияние которых обеспечивает целостность и жизнестойкость общества. Во-вторых, сама социальная работа представляется как система деятельности ряда учреждений, совокупность социальных действий, идей, общественных связей и отношений, социальный институт, имеющий не только разнооб­разные связи с обществом, но и свою внутреннюю относительно самостоятельную логику развития. В-третьих, деятельность соци­ального работника представляется в виде совокупности функций, взаимосвязанных ролей, как система, имеющая характерную внут­реннюю структуру. В-четвертых, клиент, нуждающийся в помощи, также рассматривается функционально, в системе его функций как психобиосоциального существа, удовлетворяющего свои потреб­ности поддержания жизнеобеспечения и деятельности.

Среди социально-ориентированных теорий социальной работы в XX в. выделяется марксистская социологическая теория. Принципиальное значение здесь имеет ориентация на изучение условий коллективного бытия людей, коллективистс­ких ориентаций личности.

В рамках социолого-ориентированных теорий выделяются также идеи системной социологии. За рубежом наиболее активно и широко идеи системной социологии в тео­рии социальной работы стали применяться в 70–80-е гг. XX в. Глав­ным аргументом целесообразности такого подхода было утвержде­ние, что жизнь людей зависит от различных окружающих ее систем. При этом человек представляется и исследуется как часть общест­ва, большой системы, в свою очередь, являясь малой системой, состоя­щей из подсистем (кровообращения, нервной системы, системы пищеварения и др.), а также клеток, состоящих из атомов, вклю­чающих еще более мелкие частицы. Кроме того для человека харак­терны системы тех или иных взглядов, умений и навыков, связей со средой обитания. Целостное видение человека и общества, ори­ентирующее на понимание самостоятельного значения системного осмысления проблем человека и как объекта познания, и как субъек­та социального действия, включая социальную работу как деятель­ность, определяет значимость этой теории.

Также в рамках социолого-ориентированных теорий выделяются культурологические идеи(П. Сорокин). Человек рассматривается на основе этих идей как неотъемлемая часть той культурной среды, социокультурной традиции, которая обусловливает его развитие и характерные для него проблемы. Региональный, поселенческий, национально-культурный контекст жизни человека приобретает здесь весьма существенное значение.

3. Комплексно-ориентированные теории социальной работы подразумевают целостное видение социальных проблем человека, содействие в их реализации с учетом имеющихся у клиента индивидуально-психологических характеристик, способностей, личност-ных резервов, а также психологических характеристик окружающей его среды. Здесь один из вариантов рассмотрения человека в его целостности в окружающем его мире – виталистский подход, опирающийся на формирующуюся социологическую концепцию жизненных сил че­ловека. Целостность осмысления проблем человека в виталистской теории социальной работы обеспечивается, прежде всего, тем, что она учитывает характер взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, вос­производства и совершенствования его деятельности как психобио­социального существа. При этом жизненные силы человека харак­теризуются как единство индивидуальной и социальной субъект­ности личности во всех сферах, как совокупность биофизиологи­ческих, психических и социальных возможностей индивида, peaлизуемых в условиях конкретных социальных отношений.

К комплексно-ориентированным относят также теории: социально-педагогическую, когнитивную, ролевую.

Каждая из трех групп представленных выше теорий определяет конкретные модели социальной работы.

1. На основе психолого-ориентированных теорий выделяются психолого-ориентированные модели социальной работы, которые связаны с возможностью оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях. К таким моделям относятся следующие:

Ø психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (3. Фрейд, Э. Берн и др.). Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи;

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуаль­ной помощи клиенту с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки.

Следует отметить, что, белорусская национальная модель организации со­циальной защиты тяготеет к социолого-ориентированной модели, основывающейся на признании особой роли со­циальной политики, создании условий, предпосылок эф­фективной социальной работы среди различных катего­рий нуждающихся, а также опору на структурные компо­ненты системы, оптимизацию деятельности учреждений и организаций социальной сферы и социальных работников.

Происходящие перемены в экономике, политике, духовной сфере, расширение пространства социальной за­щиты в Республике Беларусь, повлекли за собой существенные перемены в системе социальной защиты населения. Появились новые формы ра­боты с различными группами населения, стали развиваться негосударственные формы социальной помощи, обозначи­лась социальная направленность всей государственной по­литики, осуществляется принцип адресной помощи и т.п.

Современные концептуально-теоретические подходы к проблемам содержания социальной защиты населения обу­словливают соответствующие перемены в ее организации, управлении, и, прежде всего, в обеспечении системного подхода. Система современной социальной защиты включает: со­циальную защиту процесса формирования и развития лич­ности (начиная, естественно, с молодежи); социальную защиту среды формирования и развития личности; социаль­ную защиту прав человека, и в, первую очередь, молодо­го человека; целевую социальную защиту, перспективную и краткосрочную реализацию определенных социальных программ и т.д. Важно заметить, что каждое из этих на­правлений представляет собой достаточно сложный комп­лекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социаль­ных структур на разных уровнях.

3. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенден­ции в практике и теории социальной работы актуализируют по­иск комплексныхмоделей социальной работы, которые основываются на комплексно-ориентированных теориях и позволя­ют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них выделяются: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил.

Ø Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид). Логика обо­снования процесса социальной помощи базируется на психоло­гическом знании, прежде всего – понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схема­ми, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопро­сами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опы­та, понимания значимости актуальных событий и процесса формирования представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента.

Ролевая теория также имеет явно выраженную тенденцию к комплексности, что позволяет многим теоретикам и практикам относить такой подход к комплексно-ориентированным, связывая его с социально-психологической разновидностью комплексно-ориентированных теорий социальной работы.

Ø Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России и Беларуси в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной работы с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро), под воздействием которых в отдельных случаях у личности могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Поэтому процесс социализации в основном является институцио­нализированным, реализуется через систему определенных соци­альных институтов, призванных корректировать формирование со­циальных качеств личности в соответствии с общественно значи­мыми ценностями, ограничивать или активизировать воздействия каких-либо факторов либо нейтрализовать их.

Поэтому сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта учащимися, но и оказание им социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы. Возможности реализации данной модели на структурном уров­не можно показать на примере исследования взаимоотношений школы и общества.

С точки зрения этого подхода система образования и воспита­ния есть средство внедрения новых технологических достижений, которые способны удовлетворять возникающие потребности лич­ности, группы, общества в целом. Современная школа выполняет те основные задачи, которые на других этапах развития общества выполнялись неформально, путем включения индивида в семью или общину и т.д. Школа выступает в роли первоначального меха­низма дифференциации общества, беря на себя задачу профессио­нальной подготовки.

Таким образом, именно школа начинает формировать соци­альный статус человека, помогая ему адаптироваться к жизни об­щества на разных уровнях и этапах его развития. В соответствии с этим реализуются такие функции социальной работы, как профи­лактическая, прогностическая, социального контроля.

С другой точки зрения школа рассматривается как социальный институт, являющийся фактором борьбы различных социальных групп за власть. Задача школы в этом случае – прежде всего фор­мирование таких ценностей, которые оправдывали бы действия, необходимые для поддержания существующей государственной системы. Школа яв­ляется важным элементом политической стабильности, узаконивания существующих в обществе различий. Таким образом, в этом случае реализуется, прежде всего, такая функция социальной работы, как социальный контроль.

В этом случае функциями социальной работы являются соци­ально-психологическая реабилитация индивида и оптимизация ме­ханизмов реализации его возможностей и потребностей.

Ø Когнитивная модель приобрела особую популярность в на­чале 1980-х гг. Один из главных принципов социальной работы данной модели – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. Для повышения эффективности и действенности консультирования социальному работнику важ­но знать особенности мышления клиента, имеющиеся у него ус­тановки и предубеждения, которые в конечном счете и обуслов­ливают его социальные действия по отношению и к себе, и к окружающим. Од­ной из методик в процессе консультирования клиента, разрабаты­ваемого на базе когнитивной модели, является объяснение, основу которого составляет рациональный контроль социального работ­ника за поведением клиента.

Комплексный характер когнитивной модели социальной работы заключается в том. что она включает в себя и социологические, и психологические подхо­ды к организации социальной работы. Такое понимание этой моде­ли практики социальной работы во многом обусловлено тем, что адаптация понимается не только как индивидуально-личностная потребность, но и как имеющая социальные последствия: она ока­зывает влияние на социальную среду (как непосредственно на сре­ду обитания индивида, так и опосредованно на социальную реаль­ность в целом), изменяясь, в свою очередь, под ее воздействием посредством изменения личности.

В рамках витально-ориентированной социальной работы существуют различные подходы к выделению организационных уровней социальной работы. Так, традиционный подход заключается в выделении трех основных уровней: патронажная работа – индивидуальная социальная ра­бота с отдельными клиентами и (или) их семьями; групповая со­циальная работа – работа с малыми группами; коммунальная социальная работа – работа с различными общностями, начиная от общины (коммунального уровня) и до всего общества в целом.

Другой подход к организации социальной работы заключает­ся в разделении ее на микро- и макроуровни. Он основан на раз­личии между усилиями, направленными на макросистемы (орга­низации, коммуны, общества) и микросистемы (индивиды, семьи, малые группы). На макроуровне социальная работа осуществляется в форме социального планирования, коммунальной организации и орга­низационного развития. Микроуровень реализуется через патро­нажную работу, семейную помощь и групповую терапию.

Еще один подход к выделению уровней состоит в разграничении социальной работы, направленной на восстановление нарушен­ного равновесия, функций (реабилитацию), и социальной рабо­ты, направленной на профилактику (превенцию) подобных от­клонений. Профилактика связана с необходимыми социальными изменениями, а реабилитация – с помощью индивидам в непо­средственно существующей ситуации.

Наконец, проблемный под­ход заключается в соотнесении организации социальной работы с особыми окружающими условиями или областями социальных проблем (социальная работа с душевнобольными, алкоголиками и т. п.).

34. Разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности; семьи и других социальных групп.

1) социально- педагогическая деятельность

2) социальная работа

3) экономическая деятельность

4) психосоциальная работа

35. Специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших проблем.

4) социальный работник

36. Специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших проблем.

2) социальный работник

37. Система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержка их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Это

1) социальная помощь

2) социальная реабилитация

3) социальная коррекция

4) социальный патронаж

38. Деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Это

1) социальный патронаж

2) социальное обслуживание

3) социальное сопровождение

3) социальная защита

39. Выражают порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывает вполне определенные изменения других явлений или процессов. Это

4) закономерности

40. Содержание и направления социальной работы зависят от целей социальной политики государства. Это:

2) объективная закономерность

4) субъективная закономерность

41.Эффективность социальной работы закономерно зависит от уровня профессионального мастерства специалиста социальной работы. Это:

1) объективная закономерность

2) субъективная закономерность

42. Основные исходные положения, которые вытекают из установленных наукой закономерностей и в которых выражены требования к содержанию, методам, организации социальной работы. Это:

4) принципы

43. Основные исходные положения, которые вытекают из установленных наукой закономерностей и в которых выражены требования к содержанию, методам, организации социальной работы. Это:

44. Принципы, которые лежат в основе всех наук об обществе, человеке, механизмах их взаимодействия. Это:

1) социально- политические принципы

2) организационные принципы

3) общефилософские принципы

4) специфические принципы социальной работы

45. Принципы, которые выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Это:

2) социально- политические принципы

3)специфические принципы социальной работы

4) общефилософские принципы

46. Принцип социально-технологической компетентности социального педагога, принцип единства прав и обязанностей, принцип стимулирования, принцип контроля входят в группу:

1) педагогических принципов.

2) специфических принципов социальной работы

3) организационных принципов

4) социально- политических принципов

47. Принципы конфиденциальности, социального реагирования, принцип опоры на собственные силы, принцип профилактической направленности, принцип клиентоцентризма входят в группу:

1) специфических принципов социальной работы

2) педагогических принципов

3) общефилософских принципов

4) организационных принципов.

48. Принцип развития, принцип детерминизма, принцип историзма входят в группу:

1) организационных принципов

2) принципов социальной педагогики

3) общефилософских принципов

4) педагогических принципов.

49. Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы базируется на системной социологии (теории социальных систем). Выберите правильный ответ

2) комплексно –ориентированные

3) социолого- ориентированные

4) психодинамическая модель

50. В основе данной модели лежат положения движения за права человека. Выберите правильный ответ

1) кризис- интервентная модель

2) экзистенциальная модель

3) социально- радикальная модель

4) ролевая теория

51. Ключевая идея данной модели – преобразовательная активность личности в решении собственных проблем и проблем окружающей среды. Выберите правильный ответ.

1) социально-педагогическая модель

2) марксистская модель

3) проблемно-ориентированные модели

4) гуманистическая модель

52. Эти теории и модели социальной работы основаны на приоритете познания закономерностей психологического развития и статуса человека в обществе. Выберите правильный ответ

1) психолого-ориентированные

2) комплексно –ориентированные

4) когнитивная модель.

53.Большое влияние на развитие этой модели социальной работы оказали теории гуманистической психологии К.Роджерса, А. Маслоу. Выберите правильный ответ.

1) ролевая модель

2) марксистская модель

3) социально-педагогическая модель

4) гуманистическая модель

54. Эта группа моделей теоретического осмысления социальной работы подразумевает целостное видение социальных проблем человека. Выберите правильный ответ.

3) комплексно-ориентированные

4) социально-радикальная модель.

55. Развитие ролевой модели социальной работы связано с именем:

56. Развитие психодинамической модели социальной работы связано с именем:

57. Социально-педагогическая модель социальной работы относится к группе:

1) социолого-ориентированных моделей

2) психолого-ориентированных моделей

3) комплексно-ориентированных моделей

4) гуманистических моделей

58. Основу данной модели составляет положение, что воспитание – это условие успешной социализации человека и его социального становления. Выберите правильный ответ.

1) социально- педагогическая модель

2) когнитивная модель

3) социально-радикальная модель

4) гуманистическая модель

59. Интегративный характер теории социальной работы проявляется в том, что она взаимодействует с:

5) верны ответы 1-4

60. Психология выполняет в социальной работе ряд функций:

4) диагностическую и прогностическую

5) верны ответы 1 -4.

61. В социальной работе широко используются такие психологические методы. Исключите не верный ответ.

1) психологическое консультирование,

2) личного примера

4) социально-психологические тренинги

62.Педагогика в социальной работе выступает в роли:

1) методологии социальной работы

2) деятельностного компонента социальной работы

3) функции социальной работы

4) верного ответа нет.

63. По отношению к социальной работе социальная педагогика выступает как:

1) методология социальной работы

2) технология социальной работы

3) смежная отрасль знания

4) педагогический компонент социальной работы

64. Формирования у будущих социальных работников системы профессиональных знаний, умений и навыков. В этом заключается:

1) дидактическая функция педагогики.

2) объяснительная функция педагогики

3) прогностическая функция педагогики

4) методологическая функция педагогики

65. Наука об обществе как целостной системе; об отдельных социальных институтах, группах и общностях – это:

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: