В каком разделе конституции р уз отражены основные права свободы и обязанности человека и гражданина

Обновлено: 28.06.2024

В процессе борьбы людей за свои права возникало и развивалось множество идей, теорий и учений, в которых отстаивалось право человека на достойную жизнь.Среди выдающихся правоведов Востока особое место занимает Бурхануддин аль Маргинани.

Мыслители эпохи Возрождения поддержали идею Маргинани о том, что необходимо узаконить и обеспечить соблюдение естественных прав каждого человека независимо от того, является он гражданином данного государства или нет. И с того времени государство рассматривается не как институт для подавления личности, а с позиции его служения интересам человека и общества.

Идея естественных прав находит отражение в конституционном праве самых разных государств мира. Высшая ценность человека признана Основным законом страны и в Узбекистане. В Конституции закреплено положение, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

К важнейшим международным документам в области прав человека относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и др. Эти документы закрепляют права любого человека, живущего на планете, и рекомендуют государствам всего мира обеспечивать соблюдение прав каждого человека, живущего на их территории.

Население любого государства состоит не только из граждан данного государства, но и людей, проживающих в нем по тем или иным обстоятельствам временно или постоянно. Иностранные граждане не обладают гражданством, но пользуются всеми правами, которые закреплены в международных и национальных документах.

Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь, личную неприкосновенность, свободу от рабства, пыток, равенство перед законом, право на гражданство, свободу мысли, совести и многое другое. Декларация не является законом. В декларации права и свободы только провозглашаются, а в Конституции их закрепляют для обязательного соблюдения как в отношении граждан, так и любого человека, проживающего на территории данной страны.

Основной закон Узбекистана закрепляет за всеми гражданами одинаковые права и свободы, их равенство перед законом. Они определяются Конституцией как незыблемые, которые никто не имеет права лишать.

Второй раздел Конституции посвящен основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. По своему содержанию права каждого человека и гражданина совпадают, а отличаются они только объемом, т.е. у гражданина прав больше, чем у лица без гражданства, который не имеет права избирать и быть избранным в государственные органы страны, служить в армии данного государства.

Все права граждан, закрепленные в Конституции Республики Узбекистан, разделяются на личные права: жизнь, защиту достоинства личности, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения и выбора места жительства, свободу слова, совести и вероисповедания; политические права: создание общественных и политических объединений, участие в собраниях, митингах и демонстрациях, участие в управлении делами общества и государства, право избирать и быть избранным, свободу средств массовой информации, обращение с заявлениями и жалобами в государственные органы; экономические и социальные права: частную собственность, имущество, свободу труда, свободу выбора деятельности и профессии, труд и оплату, не ниже установленного законом уровня, жилище, не запрещенную законом экономическую деятельность, отдых, защиту материнства и детства, социальное обеспечение по возрасту (пенсия), в случае болезни, инвалидности, охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь, образование, здоровую окружающую среду, свободу творчества и участие в культурной жизни страны.

Право на гражданство относится к одному из важнейших личных и социально-политических прав человека. Гражданство свидетельствует о принадлежности человека к определенному государству. Состояние в гражданстве обеспечивает ему покровительство и защиту государства.

Условия для фактической реализации прав граждан обязано обеспечивать и гарантировать само государство, его органы и должностные лица.

Основаниями для прекращения гражданства Республики Узбекистан могут быть выход из ее гражданства, утрата ее гражданства по другим основаниям, которые предусмотрены законом о гражданстве. Прием в гражданство Республики Узбекистан, восстановление гражданства и выход из гражданства оформляются Указом Президента Республики Узбекистан. Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства Узбекистана осуществляется Комиссий по вопросам гражданства при Президенте.

Таким образом, в Конституции Республики Узбекистан установлено единое для всей территории республики гражданство, которое является равным для всех граждан. Это означает, что граждане равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания, политических убеждений и других обстоятельств.

Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту интересов своих граждан как на своей территории, так и за ее пределами.

Человек, рождаясь и приходя в этот мир, желает о свободной, мирной и благополучной жизни и реализует их при условии обладания им на то правами и свободами. Источником осуществления его мечтаний на протяжении всей его жизни выступает Конституция. Каждое любое государство, несомненно, обладает своей Конституцией, поскольку именно она, будучи Главным Законом государства, показывает его мощь и силу в мире.

Человек, рождаясь и приходя в этот мир, желает о свободной, мирной и благополучной жизни и реализует их при условии обладания им на то правами и свободами. Источником осуществления его мечтаний на протяжении всей его жизни выступает Конституция. Каждое любое государство, несомненно, обладает своей Конституцией, поскольку именно она, будучи Главным Законом государства, показывает его мощь и силу в мире.


По словам главы нашего государства, независимость предоставила нашему народу право определения своей судьбы. Существование Конституции как Основного Закона в государстве обосновывает наличие в нем его свободы, независимости, демократии.


Независимость нашего государства подкрепляется Конституцией, благодаря которой, на мировой карте обозначилось с юридической точки зрения Республика Узбекистан, образовавшись как новое демократическое государство.


Прошедшие 25 лет со дня принятия Конституции составляют отдельные страницы в истории узбекского законодательства. Это время выступает как периоды становления, формирования и развития нашей национальной правовой системы, правового реформирования, законотворчества, правового опыта.


Посредством принятия Конституции, наш народ проявил свою приверженность общечеловеческим ценностям. В системе ценностей такого уровня находится человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и его неоспоримые права, реализация которых в их совокупности должны обеспечиваться государством как его высшая обязанность, и это выступает основной идеей нашей Конституции.


Вековые чаяния наших великих предков, мечты нашего народа о свободной жизни, благополучном обществе и построении справедливого государства, свободной и благоустроенной Родины для наших будущих поколений, о счастье и прогрессивном развитии детей – все это нашло отражение в Конституции Республики Узбекистан. По утверждению руководителя нашего государства самое великое среди всех благ мира- это ранее выдвинутая идея о человеке. Ее первостепенность заключается в упрочении значимости прав и свобод человека, а также суверенитета народа, что еще раз подтверждает наши мысли по поводу данной темы.


В нашей Конституции, и это закреплено в ее преамбуле, проглядываются верность идеям прав и свобод человека, идее независимости, осознание высокой ответственности перед настоящим и будущим поколениями, учет исторического опыта узбекской государственности, уважение к демократии, социальной справедливости, законности, признание верховенства общепризнанных правил международного законодательства, стремление к обеспечению достойной жизни граждан Узбекистана, благородные цели по осуществлению построения демократического правового государства и, наконец, обеспечения гражданского мира и национального спокойствия.


Одним из благ независимости является признание в принятой Конституции в качестве высшей ценности прав человека, а также определения в ней приоритетных принципов служения и государству и обществу, но в первую очередь интересам человека. Кроме того, в ней отражен то факт, что обеспечение защиты прав и свобод человека, граждан выступает обязанностью государства.


Создание в нашей стране правового государства, демократического общества, установление как высшей и приоритетной ценности интересов человека, его прав и свобод, а также достижения и успехи в правовой и политической сферах узбекского общества запечатлены во взаимосвязанных требованиях и принципах Конституции.


Конституция Республики Узбекистан воплотила в себе многовековые чаяния узбекского народа о свободе, независимости, социальной справедливости, национальной государственности, возрождении своих ценностей.


Основной Закон Узбекистана служит прочным фундаментом в созидании его великого будущего. В Конституции закреплены получившие развитие в Узбекистане принципы свободомыслия, свободы слова, свободы вероисповедания, плюрализма мнений, многопартийности, полиморфизма интересов. В соответствующих конституционных нормах выражаются не только основные права и обязанности человека, но также обязанности государственных органов по их обеспечению. Своеобразной важной стороной демократического правового государства являются обязательства государства перед своими гражданами. Так, государство в рамках законности обязано обеспечить людей необходимыми условиями для их проживания. Таким образом, государство должно служить народу, осуществляя его волю и его интересы.


Независимость демократического государства, к которой мы устремлены, в первую очередь непосредственно зависит оттого, в какой мере занимают место в душе и сознании каждого из нас демократические ценности, насколько мы охраняем эти ценности и передаем их нашим будущим поколениям. В связи с этим важно учитывать также меру глубины понимания сущности Конституции и меру высоты соблюдения конституционных норм.

Марки Узбекистана, 2007-52.jpg

В Конституция Узбекистана был принят 8 декабря 1992 г. на 11-й сессии Верховный Совет Узбекистана. Он заменил Конституция Республики Узбекистан 1978 г.. Это Высший закон Республики Узбекистан (Статья 15). Конституция Узбекистана состоит из шести частей и делится на 26 глав.

Содержание

Обзор

В Конституция Узбекистана номинально создает разделение властей между сильным президентом, законодательной властью ( Верховное Собрание Узбекистана или Олий Мажлис) и судебной власти.

150 депутатов Законодательная палата (нижняя палата) двухпалатного Олий Мажлис, высший законодательный орган, избираются сроком на пять лет. Орган может быть распущен Президентом с согласия Конституционного Суда; поскольку этот суд подлежит назначению президентом, положение об увольнении в значительной степени утяжеляет баланс сил в пользу исполнительной власти. 100 членов Сенат включает 16, выдвинутых непосредственно Президентом. В Олий Мажлис принимает закон, который может быть инициирован президентом, в парламенте, высшими судами, генеральным прокурором (высшим должностным лицом правоохранительных органов в стране) или правительством Автономной Республики Каракалпакстан. Помимо законодательства, международные договоры, указы президента и чрезвычайное положение также должны быть ратифицированы Олий Мажлис. [1]

Национальная судебная система включает Конституционный суд, то Верховный суд, и Высший хозяйственный суд. Судебные системы низшей инстанции существуют на областном, районном и городском уровнях. Судьи всех уровней назначаются Президентом и утверждаются Олий Мажлис. Формально независимые от других ветвей власти, суды остаются под эффективным контролем исполнительной власти. Как и в системе советской эпохи, генеральный прокурор и его региональные и местные эквиваленты являются одновременно главными прокурорскими работниками и главными следователями по уголовным делам, что ограничивает досудебные права обвиняемых. [1]

Часть I. Основные принципы

-Глава 1 - Государственный суверенитет

- Статья 1: Узбекистан - суверенная демократическая республика. Оба названия государства - Республика Узбекистан и Узбекистан - равнозначны.

- Статья 2: Государство должно выражать волю народа и служить его интересам. Государственные органы и должностные лица подотчетны обществу и гражданам.

  • Республика Узбекистан определяет свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, структуру государственной власти и управления, а также проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику.
  • Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.

- Статья 4: Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский. Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям всех национальностей и этносов, проживающих на ее территории, и создает условия, необходимые для их развития.

- Статья 5.: Республика Узбекистан должна иметь свои государственные символы - флаг, герб, гимн, утвержденные законом.

- Статья 6.: Столица Республики Узбекистан - город Ташкент.

-Глава 2 - Демократия

- Статья 7.: Народ - единственный источник государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на это Конституцией Республики Узбекистан и принятыми на ее основе законами. Любой захват полномочий, принадлежащих государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов государственной власти в нарушение порядка, установленного Конституцией, а также создание любых новых или параллельных органов государственной власти считаются неконституционными и наказуемыми. в соответствии с законом.

- Статья 8.: Народ Узбекистана состоит из граждан Республики Узбекистан независимо от их национальности.

- Статья 9.: Важнейшие вопросы общественной и государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение и ставятся на прямое народное голосование (референдум). Порядок проведения референдумов определяется законом.

- Статья 10.: Только Национальное собрание (Олий Мажлис) и Президент Республики, избранный народом, может действовать от имени народа Узбекистана. Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не может действовать от имени народа Узбекистана.

- Статья 11.: Государственная власть в Узбекистане делится на законодательную, исполнительную и судебную.

- Статья 12.: Общественная жизнь в Республике Узбекистан развивается на основе разнообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая единая идеология не может считаться государственной идеологией.

- Статья 13.: Демократия в Республике Узбекистан основана на общечеловеческих принципах, которые придают высшую ценность человеку, человеческой жизни, свободе, чести, достоинству и другим неотъемлемым правам. Демократические права и свободы защищены Конституцией и законами.

- Статья 14.: Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благополучия человека и общества.

-Глава 3 - Верховенство Конституции и Закона

- Статья 15.: Конституция и законы Республики Узбекистан имеют абсолютное верховенство в Республике Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения и граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.

- Статья 16.: Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться как наносящее ущерб правам и интересам Республики Узбекистан. Ни один из законов или нормативных правовых актов не может противоречить нормам и принципам, установленным Конституцией.

-Глава 4 - Внешняя политика

  • Республика Узбекистан имеет полные права в международных отношениях. Его внешняя политика должна основываться на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы ее применения, нерушимости границ, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела других государств и других универсальных правил. признанные нормы международного права.
  • Республика может создавать союзы, вступать в союзы и другие межгосударственные организации или выходить из них, исходя из высших интересов государства и народа, их благополучия и безопасности.

Часть II. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

-Глава 5 - Общие положения

  • Все граждане Республики Узбекистан имеют равные права и свободы и равны перед законом без дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, индивидуального и социального положения.
  • Любые привилегии могут предоставляться исключительно законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.

- Статья 19.: И граждане Республики Узбекистан, и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, установленные Конституцией и законами, неотчуждаемы. Никто не вправе отказывать гражданину в его правах и свободах или ущемлять их, кроме как по приговору суда.

- Статья 20.: Осуществление прав и свобод гражданином не должно посягать на законные интересы, права и свободы других граждан, государства или общества.

-Глава 6 - Гражданство

- Статья 21.: В Республике Узбекистан устанавливается единое гражданство на всей ее территории. Гражданство в Республике Узбекистан является равным для всех независимо от оснований его приобретения. Каждый гражданин Республики Каракалпакстан является гражданином Республики Узбекистан. Основания и порядок приобретения и выхода из гражданства определяются законом.

- Статья 22.: Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту всем своим гражданам как на территории республики, так и за ее пределами.

  • Иностранным гражданам и лицам без гражданства во время пребывания на территории Республики Узбекистан гарантируются права и свободы в соответствии с нормами международного права.
  • Они несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами, подписанными Республикой Узбекистан.

-Глава 7 - Личные права и свободы

- Статья 24.: Право на существование - неотъемлемое право каждого человека. Покушение на чью-либо жизнь считается тяжким преступлением.

- Статья 25.: Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никто не может быть арестован или заключен под стражу иначе как на законных основаниях.

- Статья 26.: Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, кроме как по приговору суда и в соответствии с законом. Такому лицу гарантируется право на защиту в ходе открытого судебного разбирательства. Никто не может подвергаться пыткам, насилию или любому другому жестокому или унизительному обращению. Никто не может подвергаться медицинским или научным экспериментам без его согласия.

  • Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь, достоинство и вмешательства в его частную жизнь, и ему гарантируется неприкосновенность жилища.
  • Никто не может входить в жилище, проводить обыск или осмотр, а также нарушать тайну переписки и телефонных разговоров, кроме как на законных основаниях и в порядке, установленном законом.

- Статья 28.: Каждый гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободу передвижения по территории Республики, а также на свободный въезд и выезд из нее, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  • Каждому гарантируется свобода мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, кроме той, которая направлена ​​против существующей конституционной системы, а также в некоторых других случаях, предусмотренных законом.
  • Свобода мнений и их выражение может быть ограничена законом, если речь идет о государственной или иной тайне.

- Статья 30.: Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица в Республике Узбекистан предоставляют любому гражданину доступ к документам, постановлениям и другим материалам, касающимся их прав и интересов.

- Статья 31.: Свобода совести гарантирована всем. Каждый имеет право исповедовать или не исповедовать любую религию. Любое принудительное навязывание религии недопустимо.

Другие главы

Рекомендации

  1. ^ абcНэнси Любин (Март 1996 г.). Гленн Э. Кертис (ред.). Узбекистан: страновое исследование. Федеральное исследовательское управление. Конституция. Эта статья включает текст из этого источника, который находится в всеобщее достояние.

Марки Узбекистана, 2007-52.jpg

Конституция Республики Узбекистан была принята 8 декабря 1992 на 11 - й сессии Верховного Совета Республики Узбекистан. Он заменил Конституцию Республики Узбекистан 1978 года . Это высший закон Республики Узбекистан (статья 15). Конституция Узбекистана состоит из шести частей и делится на 26 глав.

Содержание

Обзор

Конституция Республики Узбекистан номинально создает разделение полномочий между сильным президентством, законодательный ( Верховное Собрание Республики Узбекистан или Олий Мажлиса ), и судебные органы.

150 депутатов Законодательной палаты (нижней палаты) двухпалатного Олий Мажлиса , высшего законодательного органа, избираются сроком на пять лет. Орган может быть распущен Президентом с согласия Конституционного Суда; поскольку этот суд подлежит назначению президентом, положение об увольнении в значительной степени утяжеляет баланс сил в пользу исполнительной власти. Сенат, состоящий из 100 членов, включает 16, непосредственно назначенных президентом. В Олий Мажлис Республики Узбекистан принимает законы, которые могут быть инициированы президентом, в парламенте, высокими судами общей прокуратор (высший правоохранительных органов в стране), или правительством Автономной Республики Каракалпакстан . Помимо законодательства, Олий Мажлис должен ратифицировать международные договоры, указы президента и чрезвычайное положение .

Национальная судебная система включает Конституционный суд , Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Судебные системы низшей инстанции существуют на областном, районном и городском уровнях. Судьи всех уровней назначаются Президентом и утверждаются Олий Мажлисом . Формально независимые от других ветвей власти, суды остаются под эффективным контролем исполнительной власти. Как и в системе советской эпохи, генеральный прокурор и его региональные и местные эквиваленты являются одновременно главными прокурорскими работниками и главными следователями по уголовным делам, что ограничивает досудебные права обвиняемых.

Часть I. Основные принципы

- Глава 1 - Государственный суверенитет

- Статья 1. Узбекистан - суверенная демократическая республика. Оба названия государства - Республика Узбекистан и Узбекистан - равнозначны.

- Статья 2 : Государство должно выражать волю народа и служить его интересам. Государственные органы и должностные лица подотчетны обществу и гражданам.

  • Республика Узбекистан определяет свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, структуру государственной власти и управления, а также проводит независимую внутреннюю и внешнюю политику.
  • Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.

- Статья 4. Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский. Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям всех национальностей и этносов, проживающих на ее территории, и создает условия, необходимые для их развития.

- Статья 5 : Республика Узбекистан должна иметь свои государственные символы - флаг, герб и гимн, утвержденные законом.

- Статья 6. Столицей Республики Узбекистан является город Ташкент.

- Глава 2 - Демократия

- Статья 7. Народ - единственный источник государственной власти. Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на это Конституцией Республики Узбекистан и принятыми на ее основе законами. Любой захват полномочий, принадлежащих государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов государственной власти в нарушение порядка, установленного Конституцией, а также создание любых новых или параллельных органов государственной власти считаются неконституционными и наказуемыми. по закону.

- Статья 8 : Народ Узбекистана состоит из граждан Республики Узбекистан независимо от их национальности.

- Статья 9. Основные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение и ставятся на прямое народное голосование (референдум). Порядок проведения референдумов определяется законом.

- Статья 10. Только Национальное Собрание ( Олий Мажлис ) и Президент Республики, избранные народом, могут действовать от имени народа Узбекистана. Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не может действовать от имени народа Узбекистана.

- Статья 11. Государственная власть в Узбекистане разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

- Статья 12. Общественная жизнь в Республике Узбекистан развивается на основе разнообразия политических институтов, идеологий и мнений. Никакая единая идеология не может считаться государственной идеологией.

- Статья 13 : Демократия в Республике Узбекистан основана на общечеловеческих принципах, которые придают высшую ценность человеку, человеческой жизни, свободе, чести, достоинству и другим неотъемлемым правам. Демократические права и свободы защищены Конституцией и законами.

- Статья 14. Государство основывает свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благополучия человека и общества.

- Глава 3 - Верховенство Конституции и Закона

- Статья 15 : Конституция и законы Республики Узбекистан имеют абсолютное верховенство в Республике Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения и граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.

- Статья 16. Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться как наносящее ущерб правам и интересам Республики Узбекистан. Ни один из законов или нормативных правовых актов не может противоречить нормам и принципам, установленным Конституцией.

- Глава 4 - Внешняя политика

  • Республика Узбекистан имеет полные права в международных отношениях. Его внешняя политика должна основываться на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы ее применения, нерушимости границ, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела других государств и других универсальных правил. признанные нормы международного права.
  • Республика может создавать союзы, вступать в союзы и другие межгосударственные организации или выходить из них, исходя из высших интересов государства и народа, их благополучия и безопасности.

Часть II. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

- Глава 5 - Общие положения

  • Все граждане Республики Узбекистан имеют равные права и свободы и равны перед законом без дискриминации по признаку пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, индивидуального и социального положения.
  • Любые привилегии могут предоставляться исключительно законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.

- Статья 19 : Граждане Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и взаимной ответственностью. Права и свободы граждан, установленные Конституцией и законами, неотчуждаемы. Никто не вправе отказывать гражданину в его правах и свободах или ущемлять их, кроме как по приговору суда.

- Статья 20. Осуществление прав и свобод гражданином не должно посягать на законные интересы, права и свободы других граждан, государства или общества.

- Глава 6 - Гражданство

- Статья 21. В Республике Узбекистан устанавливается единое гражданство на всей ее территории. Гражданство в Республике Узбекистан является равным для всех независимо от оснований его приобретения. Каждый гражданин Республики Каракалпакстан является гражданином Республики Узбекистан. Основания и порядок приобретения и выхода из гражданства определяются законом.

- Статья 22 : Республика Узбекистан гарантирует правовую защиту всем своим гражданам как на территории республики, так и за ее пределами.

  • Иностранным гражданам и лицам без гражданства во время пребывания на территории Республики Узбекистан гарантируются права и свободы в соответствии с нормами международного права.
  • Они несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами, подписанными Республикой Узбекистан.

- Глава 7 - Личные права и свободы

- Статья 24 : Право на существование - неотъемлемое право каждого человека. Покушение на чью-либо жизнь считается тяжким преступлением.

- Статья 25 : Каждый человек имеет право на свободу и неприкосновенность личности. Никто не может быть арестован или заключен под стражу иначе как на законных основаниях.

- Статья 26 : Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, кроме как по приговору суда и в соответствии с законом. Такому лицу гарантируется право на защиту в ходе открытого судебного разбирательства. Никто не может подвергаться пыткам, насилию или другому жестокому или унизительному обращению. Никто не может быть подвергнут каким-либо медицинским или научным экспериментам без его согласия.

  • Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь, достоинство и вмешательства в его частную жизнь, и ему гарантируется неприкосновенность жилища.
  • Никто не может входить в жилище, проводить обыск или осмотр, а также нарушать тайну переписки и телефонных разговоров, кроме как на законных основаниях и в порядке, установленном законом.

- Статья 28 : Каждый гражданин Республики Узбекистан имеет право на свободу передвижения по территории Республики, а также на свободный въезд и выезд из нее, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  • Каждому гарантируется свобода мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, кроме той, которая направлена ​​против существующей конституционной системы и в некоторых других случаях, предусмотренных законом.
  • Свобода мнений и их выражение может быть ограничена законом, если речь идет о государственной или иной тайне.

- Статья 30 : Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица в Республике Узбекистан должны предоставлять любому гражданину доступ к документам, постановлениям и другим материалам, касающимся их прав и интересов.

- Статья 31 : Свобода совести гарантируется всем. Каждый имеет право исповедовать или не исповедовать любую религию. Любое принудительное навязывание религии недопустимо.

Читайте также: