В каком поле карточки риска нужно указать человека ответственного за риск

Обновлено: 25.06.2024

Раздел: Управление рисками

В настоящей статье попытаемся ответить на эти вопросы.

Риски являются объективным и неизбежным фактором любой хозяйственной деятельности. То есть, и управление рисками необходимо при любой хозяйственной деятельности.

Документ COSO ERM (с последующими изменениями и дополнениями) является основополагающим стандартом по управлению корпоративными рисками предприятий любого профиля, определяющий основные рамки, принципы, структуру, компоненты и этапы процесса управления рисками предприятия и являющийся основой для разработки отраслевых и государственных стандартов. В частности, на его основе федеральным агентством по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) разработаны и методические указания по подготовке Положения о системе управления рисками для предприятий, акционером которых является государство.

В отчетах многих организаций, как частных, так и государственных существуют целые разделы посвященные описанию рисков и управлению ими, в отчетах предоставлены карты рисков.

Но стоит ли за этими разделами и картами реальное управление рисками?

Как же заинтересованным лицам (акционерам, совету директоров, менеджменту и пр.) построить эффективную систему управления рисками на предприятии? Постараемся в этом разобраться.

Сущность и цель процесса управления рисками.

Необходимость его формализации.

Хотя существуют международные стандарты в области управления рисками (COSO ERM) и методические указания ФАУГИ, с достаточной долей уверенности можно сказать, что представления об эффективном процессе управления рисками у различных людей разное. Примерно, как представление различных людей о занятиях спортом. Одни под этим словосочетанием подразумевают ежедневную утреннюю зарядку, а другие еженедельную игру по воскресеньям в футбол с друзьями. И те и другие, по своему, правы, но на взгляд специалиста это вещи разные, да и эффект (для укрепления здоровья человека) от этих мероприятий различается.

Практически, управление рисками является важнейшей составной частью процесса управления деятельностью любого предприятия. В любом действующем предприятии менеджеры, в той или иной степени, управляют рисками. Без существования системы управления рисками практически любое предприятие, даже в ближайшей перспективе, маложизнеспособно. Задача - совершенствовать эту систему или, другими словами, совершенствовать процессы управления рисками.

Цель совершенствования системы управления рисками на предприятии - заставить всех принимающих решения думать о последствиях этих принимаемых решений и, естественно, отвечать за них.

Если эта цель достигнута, то только тогда систему управления рисками можно считать эффективной.

Подчеркнем, формализация процессов управления рисками не является целью, это только инструмент, служащий достижению цели.

Формализация процессов управления рисками.

Определить, эффективны процессы управления рисками или нет, достаточно сложно. Ответ всегда будет субъективен.

Сразу отметим, что наличие формализованной системы управления рисками на предприятии не является стопроцентной гарантией того, что управление рисками на предприятии осуществляется эффективно. Но наличие формализованной системы позволяет предположить, что на предприятии уделяется достаточное внимание процессам управления рисками, что способствует повышению эффективности этих процессов.

Часто при построении, точнее сказать, формализации процессов управления рисками совершается одна и та же общая ошибка.

Если опять обратиться к аналогии с занятиями спортом, то это сравнимо с тем, что человеку, пожелавшему заняться физическими упражнениями, сразу предлагают комплекс упражнений, предназначенный для спортсменов – профессионалов. И это несмотря на то, что человек даже отжаться от пола пару раз не может…

По аналогии с занятиями спортом, мы должны научить (увлечь) человека ежедневно делать элементарную утреннюю гимнастику, которая укрепит его здоровье. А по мере укрепления организма переходить к более сложным физическим упражнениям.

Эффективными отчетно-учетными формами формализации, являются паспорта рисков, составляемые на определенную дату, и карты рисков, составленные на основании информации, полученной из паспортов. Паспорт риска составляется на каждый риск, а карта рисков включает в себя все выявленные риски, сопутствующие достижению цели.

Остановимся подробней на оформлении этих двух основных документов.

Паспорт риска.

На рисунке 1. приведен пример паспорта риска.

ПАСПОРТ РИСКА

Дата составления (последнего обновления) паспорта риска

1 - ОПИСАНИЕ РИСКА

Предприятие

Подразделение

Участок подразделения

Процессы, выполняемые подразделением

Владелец риска

Председатель комитета по управлению рисками

Координатор рисков

Цели процессов

Комментарии

Наименование риска

Категория риска

Описание риска

Последствия

2 - ОЦЕНКА ПРИСУЩЕГО РИСКА

Влияние (руб.)

Комментарии

Влияние (баллы)

Комментарии

Вероятность

Комментарии

Скорость реализации

Комментарии

Необходимость создания плана чрезвычайных мероприятий

Способ реагирования

Комментарии

Влияние на другие подразделения

Комментарии

3 - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

Существующие контрольные процедуры

Вовлеченные подразделения /службы

Оценка эффективности

Периодичность

Ответственный

Комментарии

Необходимые дополнительные контрольные процедуры

Вовлеченные подразделения

Необходимые ресурсы

Периодичность

Ответственный

Комментарии

План мероприятий по управлению риском

Необходимые ресурсы

Ожидаемый результат

Ответственный

Комментарии

4 - ПЛАН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Необходимые ресурсы

Ожидаемый результат

Ответственный

Комментарии

5 - ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОГО ОСТАТОЧНОГО РИСКА

Влияние (руб.)

Комментарии

Влияние (баллы)

Комментарии

Вероятность

Комментарии

Скорость реализации

Комментарии

6 - ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ОСТАТОЧНОГО РИСКА

Влияние (руб.)

Комментарии

Влияние (баллы)

Комментарии

Вероятность

Комментарии

Скорость реализации

Комментарии

Необходимость создания плана дополнительных мероприятий

1. Описание риска.

Процессы, выполняемые подразделением - наименование официально регламентированных и не регламентированных, но фактически осуществляемых подразделением функций, процессов;

Владелец риска – руководитель подразделения, персонально отвечающий за оценку, контроль и управление данным риском, т.е. мотивированный на его снижение и располагающий достаточными полномочиями для воздействия на него. Владелец риск может быть только один.

Председатель комитета по управлению рисками. Руководитель

комитета, являющегося совещательным органом по всем вопросам управления рисками при генеральном директоре предприятия. В компетенции комитета входит, в частности, утверждение базовых регламентирующих документов системы управления рисками; подготовка проектов решений для генерального директора по всем вопросам его компетенции в отношении системы управления рисками; регулярное рассмотрение основных рисков предприятия, включая наиболее значительные риски подразделений предприятия; регулярное рассмотрение и утверждение сводной карты рисков предприятия, сводного плана мероприятий по реагированию на данные риски и, при необходимости, плана чрезвычайных мероприятий; надзор за эффективностью деятельности руководителей подразделений предприятия в рамках системы управления рисками. Деятельность комитета по управлению рисками рекомендуется регламентировать Положением о комитете.

Координатор рисков – сотрудник, являющийся экспертом в области управления рисками, который содействует процессам выявления, оценки и реагирования в отношении рисков соответствующего подразделения (или предприятия), консолидирует информацию о рисках и передает в комитет по управлению рисками. Координатор не принимает самостоятельных решений по управлению рисками.

Цели процессов - установленные цели процессов. Указываются цели, отраженные в стратегическом, годовом или каком-либо другом плане предприятия и/или подразделения, так и не закрепленные официально цели, достижение которых, тем не менее, запланировано;

Наименование риска. В данном разделе необходимо указать риск, которому подвержен процесс, выполняемый подразделением.

Категория риска. Примерная типовая классификация рисков приведена на рисунке 2.

Примерная типовая классификация рисков


Список приведенных рисков не является исчерпывающим и может, как включать, так и не включать риски, присущие данному процессу.

Описание риска. Должно включать подробное описание риска с указанием причин или событий, влияющих на вероятность проявления риска и обоснование возможных последствий.

Причины. Подробный перечень причин, обуславливающих наступление данного события. Отсутствие контроля или методов воздействия на риск, причинами не является.

Последствия. Подробный перечень возможных последствий от наступления рискового события, выраженных в конкретных денежных потерях, потерях репутации, доли рынка и т.д.

2. Оценка присущего риска.

Влияние - воздействие риска на долгосрочные и / или краткосрочные

цели предприятия в случае реализации данного риска, последствия его реализации. Выражается в денежных единицах или баллах. Значение коэффициента определяется экспертным методом в соответствии со следующей шкалой (период прогноза, как правило, 1 год):

Последствия

Незначительные и минимальные последствия

Допустимые последствия, присущие деятельности предприятия

Недопустимые, значительные последствия

Критические последствия, реализация которых может привести к значительным потерям или приостановки деятельности

Катастрофические последствия, которые могут привести к прекращению деятельности предприятия или его несостоятельности (банкротству)

Данный показатель субъективен и определяется на основании

Вероятность - вероятность наступления определенного риска, обычно выражаемая величиной от 0 до 100 процентов, либо баллами. Значение коэффициента определяется экспертным методом в соответствии со следующей шкалой (период прогноза, как правило, 1 год):

Коэффициент

Вероятность

Вероятность наступления в процентах

риск не проявится

риск, скорее всего, не проявится

вероятность проявления и непроявления равна

риск, скорее всего, проявится

риск наверняка реализуется

Данный показатель также субъективен и определяется на основании

экспертной оценки лиц, заполняющих паспорт риска.

Скорость реализации - величина, характеризующая время от момента наступления риска до того момента, когда полностью реализуется влияние риска на краткосрочные и / или долгосрочные цели предприятия.

Значимость - величина, равная произведению вероятности возникновения на оценку влияния, определяющая интегрированную оценку важности того или иного риска.

Способ реагирования - основной подход, признанный целесообразным с точки зрения реагирования на тот или иной риск. Возможные способы реагирования на риски включают снижение риска, передачу риска, принятие риска и избегание риска.

В паспорте указаны все участники процесса, ответственные и привлеченные, описан бизнес – процесс (бизнес – процессы), которому сопутствует описанный в паспорте риск, риск оценен и описан, описаны мероприятия по минимизации риска и контрольные процедуры. Разработаны планы чрезвычайных мероприятий, оцениваются остаточные риски, планируемые и фактические. Вся эта информация и делает паспорт отчетно – учетным документом по управлению риском. Если составлять такие паспорта на конкретный риск в течение всего времени его реализации и хранить их в бумажном и электронном виде, то сопоставив их, можно увидеть динамику всех процессов, отраженных в паспорте. Данные из электронных форм паспортов удобно представлять в различных графических формах, что наглядно при анализе того или иного риска.

С достаточной долей уверенности, можно сделать вывод, что процессы составления паспортов рисков, учета самих паспортов, учета изменений в паспортах, учета процессов реализации мероприятий, записанных в этих паспортах и направленных на минимизацию рисков, повышают эффективность системы управления рисками на предприятии. То есть заставляют всех принимающих решения думать о последствиях этих принимаемых решений и, естественно, отвечать за них.

Карта рисков. Общий подход к построению карты рисков.

На основании информации, полученной из паспортов рисков, составляются карты рисков. Карта рисков дает наглядное представление обо всех рисках сопутствующих достижению цели предприятием на дату ее составления. Наподобие того, как бухгалтерский баланс дает наглядное представление обо всех активах и пассивах предприятия на дату его составления.

То есть карта рисков, это документ, отражающий (результирующий) на определенную дату информацию о рисках сопутствующих достижению цели, составленный на основании информации, полученной из паспортов рисков. На рисунке 3 приведен пример карты рисков.

Пример карты рисков.


Карта рисков представляет собой схематичное отображение рисков по степени их влияния и вероятности. Влияние и вероятность – это главные категории оценки риска. На представленном примере карты рисков риски ранжированы по их значимости. Значимость, равная результату от произведения баллов вероятности и баллов влияния определяет место риска на карте рисков предприятия.

Выше мы отмечали, что влияние может быть также определено и в денежных единицах, а вероятность в процентах. Для каждого предприятия это могут быть свои величины, зависящие от специфики и размеров его деятельности.

Карту рисков удобней представлять в виде точечной диаграммы, осями которой являются интервалы значений влияния и вероятности, условно определенные низкой, средней и высокой степенями. Деление на эти степени имеет своей целью дифференциацию подхода к рискам, имеющим различный уровень влияния и вероятности.

Красным цветом на карте выделена область высоких рисков. Последствия их реализации могут быть критичны и даже катастрофичны для предприятия. Эти риски необходимо предотвратить до их появления. Возможно, даже, отказавшись от реализации цели. По всем рискам, попавшим в область высоких рисков необходимо разработать план действий по мониторингу их уровня и снижению вероятности их появления и устранению возможных последствий. Все эти мероприятия необходимо отразить в паспортах соответствующих рисков.

Желтым цветом выделена область средних рисков. Эти риски не являются столь критичными, как риски в красной области, однако также требуют повышенного внимания, поскольку оценки рисков из этих областей могут переместиться в красную область. По рискам, попадающим в эти области, необходимо привести краткую характеристику действий по управлению их вероятностью и влиянием, необходимо разработать перечень мер по снижению этих рисков. Все это также необходимо отразить в паспортах соответствующих рисков.

Зеленым цветом выделена область низких рисков. Эти риски не являются предметом глубокого анализа и управления, поскольку либо маловероятны, либо несут незначительный ущерб. По данным рискам целесообразно идентифицировать факторы, то есть причины их появления, и разработать меры по их контролю, заполнить соответствующие разделы паспортов рисков.

Карта рисков реального предприятия отличается от представленной на рисунке 2 практически только тем, что в соответствующих частях карты указан перечень сопутствующих рисков и владельцы рисков. Это удобно и наглядно при мониторинге процессов управления рисками для дальнейшего анализа паспортов рисков.

С достаточной долей уверенности, можно утверждать, что процессы составления карт рисков на основе данных из паспортов рисков, обсуждение и мониторинг изменений этих карт повышают эффективность системы управления рисками на предприятии и заставляют всех принимающих решения думать о последствиях этих принимаемых решений и, естественно, отвечать за них.

Рассмотренные процедуры формализации процессов управления рисками: составление и актуализация паспортов рисков и карт рисков – не являются вещами затратными. Они не требуют дополнительных вложений, а требуют только желания и усилий менеджмента на свое осуществление. При этом достигается важнейшая цель – принятие взвешенных решений на всех уровнях управления предприятием.

Чем не стимул для формализации системы управления рисками на вашем предприятии?

ГОСТ Р 51901.23-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска

Risk management. Risk register. Guide on assessment of hazards risk for inclusion in risk register

Дата введения 2013-12-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений документа "Руководство по оценке риска опасных ситуаций" (National Emergency Risk Assessment Guidelines), разработанного комитетом Австралии "Менеджмент опасных ситуаций"

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.

Введение

Для повышения способности организации принимать эффективные меры по снижению риска возникновения опасных событий, инцидентов и аварий, а также быстро реагировать при их возникновении государственные, муниципальные, коммерческие и иные организации, общественные группы и домохозяйства могут использовать реестр риска. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.

В реестр риска обычно включают основные виды опасных событий, применяемые методы оценки и снижения риска, план мероприятий по предупреждению и снижению риска.

Опасные события, инциденты, аварии и бедствия, как правило, приводят к существенным социально-экономическим потерям для организаций и государства в целом. Они включают:

- причинение вреда инфраструктуре, оборудованию и другому имуществу организации;

- финансовые затраты и косвенные экономические потери;

- травмирование и/или гибель людей, распространение заболеваний;

- нарушение экосистем, включая флору и фауну;

- социальные и культурные потери и т.д.

Существуют различные методы оценки риска. Для оценки риска опасных событий и дальнейшего включения их в реестр риска в настоящем стандарте рекомендовано использование метода оценки опасных событий, основанного на анализе "галстук-бабочка". Применение этого метода позволяет повысить информативность и достаточность реестра риска организации и позволяет создать безопасные условия труда, снизить риск, уменьшить потери от возникновения опасных ситуаций в будущем.

Основные методы оценки риска и их детальное описание приведены в ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011.

Анализ "галстук-бабочка" представляет собой схематический способ описания и анализа развития опасного события от его причин до последствий. Данный метод сочетает исследование причин события с помощью дерева неисправностей и анализ последствий с помощью дерева событий. Однако основное внимание метода "галстук-бабочка" сфокусировано на барьерах между причинами и опасными событиями и опасными событиями и последствиями. Диаграммы "галстук-бабочка" могут быть построены на основе выявленных неисправностей и дерева событий, но чаще их строят непосредственно в процессе проведения мозгового штурма.

Применение единого метода оценки риска опасных событий для их включения в реестр риска направлено на:

- исследование возникающих опасных событий, проведение необходимой обработки риска и обеспечение обоснованных (нерискованных) инвестиций;

- стандартизацию оценки риска и разработку альтернативных предложений по снижению риска;

- повышение прозрачности процессов оценки риска, улучшение возможности их проверки или изменения в связи с получением новых знаний, информации или опыта;

- стандартизацию данных реестров риска различных организаций;

- повышение сопоставимости данных по различным регионам и/или классам опасности. Настоящий стандарт разработан для интегрированного, всестороннего и объективного понимания риска опасных событий, инцидентов и аварий с учетом сложности и опасности возможных последствий для их включения в реестр риска. Результаты, полученные с помощью метода оценки риска, установленного в настоящем стандарте, позволяют повысить объективность принимаемых решений в области менеджмента риска, оптимизировать распределение ресурсов для обработки риска, улучшить меры реагирования на опасные ситуации и их предупреждения, повысить эффективность разработки и ведения реестров риска организаций.

Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 и ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009.

1 Область применения

В настоящем стандарте установлены общие принципы опасных событий и инцидентов для включения в реестр риска организации.

Основной целью настоящего стандарта является повышение достоверности, оценок риска опасных событий и инцидентов, повышение качества и обеспечение сопоставимости информации о риске в реестрах риска различных организаций.

Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий. Настоящий стандарт может помочь в работе причастных сторон, включая лиц, ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление риском и оценку риска, а также оценку эффективности менеджмента риска организации.

Единый метод оценки риска опасных событий, инцидентов и аварий, используемый для их включения в реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях получать сопоставимые данные о риске и использовать унифицированные способы реагирования на опасные ситуации и инциденты, а также их предупреждения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Действует ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска".

ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" "риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда".

Примечание 1 - Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное).

Примечание 2 - Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).

Примечание 3 - Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания.

Примечание 4 - Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.

Примечание 5 - Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.

3.2 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска

3.3 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.

Примечание - Вместо термина "реестр риска" иногда используют термин "журнал риска".

3.4 опасность (hazard): Источник потенциального вреда.

Примечание - Опасность может быть источником риска.

3.5 последствие (consequence): Результат воздействия события на объект.

Примечание 1 - Результатом воздействия события могут быть одно или несколько последствий.

Примечание 2 - Последствия могут быть определенными или неопределенными, могут быть ранжированы от позитивных до негативных.

Примечание 3 - Последствия могут быть выражены качественно или количественно.

Примечание 4 - Первоначальные последствия могут вызвать эскалацию дальнейших последствий по принципу "домино".

3.6 воздействие (impact): Оцененные последствия для конкретного случая.

4 Общие положения

Настоящий стандарт содержит описание метода оценки риска опасных событий и инцидентов для его использования при разработке реестра риска организации. Применение описанного метода оценки риска направлено на снижение последствий опасных событий и может помочь повысить эффективность процесса менеджмента риска.

Основной целью настоящего стандарта является описание метода оценки риска, который:

- позволяет исследовать риск организаций различных размеров, видов деятельности и форм собственности;

- может быть использован для оценки риска "от" и/или "для" чего-то или кого-то (например, риск возникновения пожара, риск для инфраструктуры, риск всех или отдельных источников риска);

- использует подход, основанный на анализе сценариев опасного события;

- позволяет оценить риск на основе возможных последствий;

- идентифицирует остаточный риск при существующих средствах контроля и методов управления;

- обеспечивает базовую качественную оценку риска и способы его более детального анализа;

- позволяет провести сравнительную оценку риска при изменении неопределенности данных;

- обеспечивает получение сопоставимых выходных данных для оценки и обработки риска.

В настоящем стандарте установлен подход, позволяющий провести оценку широкого диапазона опасностей: природных, биолого-социальных, техногенных и др. Примерами таких опасностей могут быть: пожар, землетрясение, наводнение, шторм, циклон, цунами, эпидемии, нашествие насекомых/паразитов, промышленные аварии, крушения на транспорте, химические выбросы и т.д. Потери могут возникать при экспозиции одной или нескольких опасностей. При реализации альтернативных сценариев множественные источники риска могут оказать разрушающее воздействие на организацию и привести к последовательным или вторичным цепным реакциям опасных событий. Например, циклоны могут привести не только к сильным ветрам и дождям (основным источникам риска), но могут также вызвать опасности, связанные с последствиями основных опасностей, такие как наводнение или оползень (вторичные источники риска).

Метод оценки риска, установленный в настоящем стандарте, позволяет специалистам по риску применить подход, позволяющий оценить все опасности в соответствии с современными методами менеджмента и практического мирового опыта в области управления риском.

Читайте также: