В каком из регионов в возрастной структуре населения наиболее велика доля трудоспособных возрастов

Обновлено: 18.05.2024

Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

  • Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
  • Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
  • Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.

  1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
  2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
  3. Факторы региональных различий.
  4. Типы половозрастных пирамид.

Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.

Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин

На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

  1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
  2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
  3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
  4. Прироста, значение, естественного, отрицательное.
  5. Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
  6. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
  7. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
  8. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
  9. Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
  10. Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).

Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.

Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.

Слушают преподавателя. Слайд 7

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

  • 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
  • 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.

Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
  • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
  • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
  • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту Показатели Страны, регионы Факторы
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

  1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
  2. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
  3. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.

Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

"Символы мировых религий",

"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

Возраст — полное число лет, прожитое человеком от момента его рождения до того или иного события в его жизни.

Выделяют два вида возраста:

  1. биологический возраст, фиксируемый такими периодами как детство, молодость, зрелость и старость;
  2. календарный, определяемый числом прожитых лет.

Демография называет также следующие показатели возраста:

  • возраст совершеннолетия;
  • возраст вступления в брак;
  • репродуктивный (детородный) возраст;
  • трудоспособный возраст,
  • пенсионный возраст;
  • средний возраст продолжительности жизни;
  • возраст долголетия;
  • средний возраст наступления смерти.

На сегодняшний день, в зависимости от определенного государства, различают специальные возрастные цензы, то есть ограничения прав по возрасту, например, право для участия в голосованиях и избрания на тот или иной пост (должность), право поступления в учебное заведение, право для уголовной и административной ответственности для несовершеннолетних.

Данные о дате рождения, а, соответственно, и о возрасте содержатся в документах государственной регистрации конкретных событий (рождение, вступление в брак, смерть и так далее), документах, которые удостоверяют личность (прежде всего паспорт, военный билет для мужчин, водительские права), документах текущего учета населения, переписях населения и осуществляемых эмпирических исследованиях.

Возраст - общая координата всех демографических процессов, которая фиксируется и принимается во внимание при регистрации самых ключевых эпизодов на протяжении всей жизни человека. Как правило, возраст исчисляется в годах, но, у младенцев — в днях, на первом месяце жизни — в неделях, на первом году жизни — в месяцах.

Практически во всех странах мира отсчет возраста начинается со дня появления на свет. Однако есть страны. В которых данное правило не работает, например, в Корее с самого рождения ребенка его возраст начинает исчисление с одного года, а в таких странах как Китай, Вьетнам, Индонезия человек считается на год взрослее с началом каждого календарного года, вне зависимости от фактической даты рождения.

Возраст каждого человека можно узнать либо из его свидетельства (официального документа или устного) о дате его рождения, либо из его ответа на вопрос о полном числе лет, которые ему исполнились в последний день рождения.

Бывают такие случаи, когда при опросах одни люди (чаще всего молодежь) прибавляют к своему фактическому возрасту несколько лет, чтобы казаться старше, а другие – наоборот, отнимают, чтобы казаться моложе.

Классификации возрастной структуры населения

Определение "возрастная структура населения" было впервые использовано в статистике Германии во второй половине XIX века.
Возрастная структура — ранжирование всего населения конкретной страны по возрастным группам с целью изучения демографических и социально-экономических процессов.
Пифагор, предложивший одну из первых моделей возрастной структуры, считал логичным распределить все возрастные группы согласно временам года:

  • до 20 лет — весна (детство);
  • до 40 лет — лето (молодость);
  • до 60 лет — осень (зрелость);
  • после 60 лет — зима (старость).

Отечественный же демограф XIX века - Л. П. Рославский-Петровский (1816—1872) представил иную градацию:

  • "подрастающее поколение" — до 15 лет;
  • "цветущее поколение" — до 60 лет;
  • "увядающее поколение" — после 60 лет.

А по мнению советского демографа Б. Ц. Урланис, целесообразно (особенно для экономической демографии) ранжировать возрастные группы на:

  • период до работы (моложе трудоспособного возраста) периода — до 15 лет,
  • рабочий (трудоспособного возраста) период — до 59 лет
  • период после работы (старше трудоспособного возраста) периода — старше 60 лет.

На сегодняшний день, в демографической структуре населения РФ выделяют такие возрастные группы:

  • новорожденные (с рождения до 7 дней);
  • младенцы (от 7 дней до 1 года);
  • дошкольники (1-6 лет);
  • школьники (6-17 лет);
  • молодежь репродуктивного возраста (17-30 лет);
  • взрослые репродуктивного возраста (женщины — 30-55 лет, мужчины — 30-60 лет);
  • пожилые (женщины — свыше 55 лет, мужчины — свыше 60 лет);
  • долгожители (более 80 лет).

В Китайской Народной Республике имеет места такая классификация:

  • молодежь — до 20 лет;
  • вступившие в брак — до 30 лет;
  • имеющие общественные обязанности — до 40 лет;
  • познающие собственные заблуждения — до 50 лет;
  • переживающие последний творческий период жизни — до 60 лет;
  • достигшие желанного возраста — до 70 лет;
  • старые — старше 70 лет.

Международная классификация рекомендует делить возрастную структуру той или иной страны на группы по 5 лет, от 0 до 100 лет, а также учитывать лишь полное число прожитых лет, например, первая группа 0—4 года, вторая — 5—9 лет, третья — 10—14 и так далее.

При изучении возрастных групп опытном путем, население градируют чаще всего по специальным профессиональным возрастным признакам. Например, определяют медианный возраст — средний возраст населения по всему государству, и модальный — часто встречающийся в стране возраст.

По информации переписи населения Российской Федерации 2010 года средний возраст мужского населения составил 35 лет, женского — 41 год. а модальный возраст – 36 лет и 41 год соответственно.

В статистике России в группе от 0 до 5 лет выделяют возрастные группы по годичному признаку. А для исследования демографической ситуации в стране определяют три ключевые возрастные группы:

  • до детородного возраста (от 0 до 14 лет);
  • обладающая репродуктивной функцией (женское население — от 15 до 55 лет, мужское население — от 15 лет до 60 лет);
  • после репродуктивного возраста (женщины — старше 55 лет, мужчины — старше 60 лет).

На современном этапе развития, в мире группа до детородного возраста составляет 27%, на группу репродуктивного периода приходится до 65%, а на группу после репродуктивного периода - всего 8%.

Виды возрастной структуры населения

В конце XIX века демограф Аксель-Густав Сундберг из Швеции (1857— 1914) привнёс в научный обиход определение "возрастная структура населения", а также её типы: "стационарная структура населения", "прогрессивная структура населения" и "регрессивная структура населения". По его мнению, также логично обозначать такие категории:

  • "дети" — от рождения до 14 лет;
  • "родители" — 15—49 лет;
  • "прародители" — свыше 50 лет.

По его расчетам, стационарная возрастная структура - это структура, в которой дети являются 27,0% от всего населения, а прародители — 23,0%; прогрессивная — 40,0 и 23,0% соответственно; регрессивная — 20,0 и 30,0% соответственно.

Демографы утверждают, что возрастную структура населения стоит считать прогрессивной в том случае, когда удельный вес "детей" превалирует над удельным весом "прародителей", а регрессивной – в обратной ситуации. В нынешней структуре населения мира количество детей составляет в среднем 34%, взрослых — 58%, пожилых — 8%, что подтверждает прогрессивность возрастной структуры глобальной общности населения.

Прогрессивная возрастная структура говорит о расширенном воспроизводстве, а регрессивная — о суженном. Первый вид структуры характерен для развивающихся стран, обладающих молодым населением. Что касается экономически развитых стран, то для них является обыденной и даже характерной регрессивный вид возрастной структуры.

Если изучить данные из среза истории, то, согласно переписи населения Российской Империи конца XIX века, удельный вес "детей" в возрастной структуре составлял 38,0%, "прародителей" — 14,0%, однако, на современном этапе данные показатели уменьшились до 16,0 и 31,0% соответственно, что говорит о замене прогрессивного вида возрастной структуры населения страны на регрессивный.

Согласно демографическим исследованиям были выявлены такие тенденции:

  • чем более высокий уровень рождаемости в стране, тем моложе структура её населения;
  • чем более молода структура населения, тем более высокий уровень рождаемости в стране.

Тенденции и статистика возрастной структуры мира

Если обратиться к данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в возрастную группу, которая моложе трудоспособного возраста, входят 17,4% населения, трудоспособного возраста — 61%, а старше трудоспособного возраста — 21,3%. При этом самый низкий показатель детского населения приходится на самые большие города страны – Москву (13,2% от всей массы населения) и Санкт-Петербург (13,7%). Если сравнивать с такими странами как Йемен и Кения, то им принадлежит самый большой показатель численности детей — до половины всего населения страны.

Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, пожилыми принято считать людей в возрасте от 60 до 74 лет, а старыми — от 75 до 89 лет, долгожителями же называют людей в возрастной категории старше 90 лет.

Старым считается то общество, в котором количество людей старше 65 лет составляет более 7,0% от всего населения. За минувшие 20 лет количество людей в мире старше 60 лет увеличилось в 2 раза, данная цифра больше детского населения до пяти лет.

Демографы всего мира обеспокоены, так как считают, что в недалеком будущем, в 2050 году, количество пожилых людей будет составлять 21% от населения всей нашей планеты, хотя уже сейчас в развитых странах Европейского союза более 16,0% составляют люди старше 65 лет.

Долгожительство

По данным 2013 года в РФ возраста старше 90 лет достигло более 390 тысяч человек., а сотый день рождения отметили около 7 тысяч человек.

Женского населения, которое находится в группе 75 лет и старше, более чем в 3 раза, нежели мужского в той же возрастной категории.

В Советском Союзе старейшим человеком признали жителя Азербайджанской Республики - Ширали Муслимов, который умер в 1973 году в возрасте 168 лет. Так как у Ш. Муслимова не было свидетельства о рождении, ученые из западных государств не признают его самым старым человеком в истории человечества, ссылаясь на фальсификацию данных. Максимальная продолжительность жизни в Европе, которая была подтверждена документами, зафиксирована во Франции у Жанны Кельман, умершей в 1997 г. в возрасте 122 лет. В Российской Федерации максимальный официально подтвержденный возраст был отмечен в 2009 году у гражданки Кабардино-Балкарии Улы Маргушевой, которая прожила 125 лет.

Демографические процессы современности

Процессы трансформации возрастной структуры населения на сегодняшнем этапе объясняются несколькими факторами, с одной стороны, уменьшением числа новорожденных, а с другой — повсеместным ростом числа пожилого населения. Первая тенденция в возрастной структуре страны может повлечь за собой демографический кризис, а вторая - усиливает нагрузку на социально-экономические показатели страны.

С ходом снижения рождаемости и ростом средней продолжительности жизни людей на планете, главной демографической тенденцией во всем мире стал неизменный и упорный рост процента пожилых людей в возрастной структуре социума. Этот процесс в возрастной структуре страны либо ее области (региона) в демографической науке получил название старения населения (нации - в случае конкретной страны).

Основные факторы старения населения - это процессы уменьшения рождаемости и роста средней длины жизни населения. Уменьшение смертности в младших возрастах ведет к омоложению показателей возрастной структуры населения, а рост продолжительности жизни в преклонном возрасте провоцирует старение населения только при крайне низких показателях рождаемости населения. Также стоит отметить, что в связи с оттоком населения из сельской местности, в ней увеличивается показатель старения населения.

Для того, чтобы оценить степень старения населения за рубежом применим такой показатель, как удельный вес жителей, достигших возраста старше 65 лет в общей возрастной структуре населения страны, в нашей же стране данный показатель рассчитывается для жителей старше 60 лет.

Предлагаем отследить тенденцию и сделать собственные выводы: в 1959 году он составлял 9,0%, в 1979 году - 14%, в 1999 году - 18%, в 2002 году - 19%, а уже в 2010 году — 21%. Прогнозы демографов неутешительны: к 2030 году часть пожилых людей в странах Европы составит четверть от всей численности их населения.

Процесс старения населения

Для демографии характерны два вектора процесса старения населения:

Старение снизу можно объяснить уменьшением показателей рождаемости, что провоцирует за собой увеличение процента пожилого населения в возрастной градации населения страны. Старение сверху — итог роста показателя продолжительности жизни жителей, которое обусловлено улучшением уровня жизни: социально-экономических условий и уровня санитарно-медицинского обслуживания в том или ином государстве.

В развитых с точки зрения экономики странах на сегодняшний день превалирует второй тип старения, то есть сверху, а для нашей страны типичным называется первый тип старения населения – снизу.

Обобщенное мнение демографов зарубежных стран говорит о том, что при условиях низких рождаемости и смертности процесс старения возрастной структуры станет необратимым. Как говорилось в докладе "Закономерности развития человечества на глобальном уровне до 2015 года", который был представлен национальным разведывательным советом Соединенных Штатов и их ведущими экспертами, в развитых и развивающихся странах увеличение доли пенсионного населения "спровоцирует перенапряжение системы социального обеспечения, пенсионной системы и системы здравоохранения".

За минувшие два десятка лет на планете количество людей старше 60 лет увеличилось в два раза. На современном этапе практически половина жителей Европейского Союза — пенсионеры, а Россия по количеству лиц старше 60 лет находится на 44-м месте в общемировой статистике.

В Северной столице России - Санкт-Петербурге - каждый четвертый житель является пенсионером.

Увеличение числа пожилых людей в возрастной структуре страны предъявляет завышенные требования к их социально-экономической жизни, а также их медицинскому обслуживанию. Для того, чтобы уменьшить социально-экономическое давление, которое вызвано увеличением количества людей в преклонном возрасте, в перечне государств изменяют критерии для пенсионного обслуживания, а также увеличивают пенсионный возраст.

Например, в Соединенных Штатах Америки, Германии, Финляндии и Японии возрастом выхода на пенсию для мужчин и женщин является 65 лет, во Франции отмечена дифференциация по половому признаку: для мужчин 65 лет, а для женщин — 60 лет, в нашей стране отмечена похожая картина: 60 лет для мужчин и 55 лет для женского населения.

В Государственной Думе Российской Федерации уже не один раз поднимались вопросы об изменении возраста выхода на пенсию в сторону его увеличения, а также снижении числа категорий тех, для кого ранее предусматривался выход на пенсию на льготных условиях. В наши дни Правительство Российской Федерации обсуждает вариант увеличения возраста выхода на трудовую пенсию для россиян по примеру стран Европы.

Половозрастная пирамида

Для более наглядной картины структуры населения по половым, возрастным и другим признакам демография использует половозрастную пирамиду, представляющую собой полосовую диаграмму распределения численности населения того или иного государства согласно полу и возрасту. С помощью данного инструмента фиксируется численность жителей разного пола и возрастных промежутков либо их доля в общей численности населения.
Половозрастная пирамида изображена в виде двусторонне направленной диаграммы, на которой количество людей каждого пола и возраста отображается горизонтальной полосой единого масштаба. Полосы ложатся одна на другую в порядке увеличения показателя возраста от 0 до 100 лет, в левой стороне— для мужчин, в правой— для женщин. Чаще всего половозрастная пирамида имеет форму пирамиды, потому что число людей старшего возраста, чаще всего, меньше, чем число людей более младшего возраста. Для примера представлена половозрастная диаграмма населения Республики Беларусь, изображенная на рисунке ниже.

Половозрастная пирамида


Рис.1 - Половозрастная диаграмма населения Беларуси на 1 января 2015 г.

В ряде случаев демографы пользуются три вида отображения половозрастной структуры:

  • пирамида — для молодого населения;
  • колокол — стареющего населения;
  • округлая амфора — для очень преклонного населения.

Данные формы приходят на помощь при наглядном определении, соответственно, быстрого темпа роста численности населения, снижения рождаемости населения либо убыли последнего.

Вид пирамиды напрямую зависит от общего числа родившихся, а также усопших представителей разного пола в конкретном возрасте. Значительно влияют на конфигурацию современной половозрастной пирамиды миграционные процессы населения, ведь чаще всего мигрантами становятся молодые мужчины в трудоспособном возрасте.

Следовательно, рост числа иммигрантов влечет за собой расширение средней части пирамиды, а рост числа эмигрантов —ее сужение. Половозрастные пирамиды дают возможность сравнивать половую и возрастную структуры мужского и женского, городского и сельского населения, изучить их изменения в динамике, отследить тенденции, провести сравнительные анализы половозрастных структур различных стран, областей и регионов. Как правило, такие пирамиды создаются на основании данных переписей населения либо на базе ежегодной/пятилетней статистики.

Трудовые ресурсы - это доля населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, способностями, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно полезной деятельности.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграции и пр. Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием. Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается) - см. табл. 4.10.

раста дети И подростки

(не работают) работающие подростки трудоспособные нетрудоспособные работающие пенсионеры неработающие пенсионеры учатся

(не работают) имеют возможность работать инвалиды (не могут работать) Имеют возможность работать На пенсии (не работают) часть трудовых ресурсов трудовые ресурсы Трудовые ресурсы (от всех возрастных групп) экономически активное население (хотят и могут работать) экономически неактивное население (могут работать, но не работают) занятые (работающие) безработные учащиеся занятые в домашних хозяйствах В новых общественных условиях социальный состав начинается меняться.

В целом в РФ доля занятых в первичном секторе - 12,9%, во вторичном секторе - 20,1% и в третичном (и в четвертичном) секторах - 67% занятого населения (см. табл. 4.11.).

Различия в структуре занятости по федеральным округам отражают различную специализацию хозяйства (в особенности промышленности и сельского хозяйства).

В изменениях, происходящих в отраслевой структуре занятости выделяются две важнейшие тенденции: •

1)резкое сокращение занятых в сельском хозяйстве и •

2)резкий рост занятости в сфере услуг (за счет торговли и финансовых

услуг), что превращает ее в основную сферу приложения труда.

Большой проблемой для России является неполная занятость

и безработица . Во-многом это связано с нехваткой рабочих мест, особенно в регионах с низким уровнем развития хозяйства в сочетании с ростом населения (Северный Кавказ); но также это предопределяется сезонностью хозяйственных процессов

(особенно в сельском хозяйстве) и низкой мобильностью населения.

Таблица 4.11. Распределение населения по видам экономической деятельности, % занятых. Федеральный округ/вид экономической деятельности Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный Россия (по сумме регионов - субъектов РФ) Первичный сектор (сельское, лесное хозяйство, добывающая

промышленность) Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство 8,2 7,6 19,0 13,2 7,5 12,4 9,7 11,3 Добыча полезных ископаемых 0,3 1,3 0,6 1,2 5,0 3,0 3,4 1,6 Вторичный сектор ( обрабатывающая промышленность) Обрабатывающие производства 18,0 17,5 13,6 20,6 19,9 14,5 9,6 17,2 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,4 3,0 2,6 2,7 3,3 3,4 4,5 2,9 Третичный и четвертичный сектора (усл^ /ги, наука и управление) Строительство 8,1 8,0 6,6 7,2 8,4 5,8 6,8 7,4 Торговля и ремонт изделий 19,3 15,8 16,8 15,5 14,1 14,9 17,0 16,6 Деятельность гостиниц и ресторанов 1,7 2,1 1,9 1,6 1,6 1,6 2,1 1,7 Транспорт и связь 7,1 9,5 7,7 7,0 8,7 9,3 10,9 8,0 Операции с недвижимостью и сопутствующие услуги 10,4 8,4 4,6 5,9 6,8 6,0 6,3 7,3 Образование 7,8 9,3 9,4 9,3 8,8 10,5 10,2 9,0 Здравоохранение 6,0 6,8 7,4 7,0 6,4 7,6 7,3 6,8 Социальные, коммунальные и персональные услуги 4,0 4,0 3,5 3,2 3,4 3,7 3,9 3,7 Другие виды деятельности 6,7 6,7 6,2 5,7 6,0 7,2 8,3 6,5 Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 Сочетание достойно оплачиваемой работы, образования, качественного здравоохранения, благоприятной экологической ситуации называют качеством жизни. По этому показателю РФ в целом существенно отстает от уровня развитых стран, что сочетается с высокой дифференциации регионов РФ по этому показателю (особенно между крупнейшими городами и сельской местностью Сибири и Дальнего Востока).

Вопросы для самопроверки к теме 4. 1.

Какие факторы и как влияют иа сложившееся расселение населения в России? 2.

Как соотносится высокий уровень урбанизации с плотностью и другими особенностями расселения населения в России? 3.

С чем связан сложившийся национальный состав отдельных регионов - субъектов РФ в настоящее время? 4.

Какие факторы способствовали формированию в России основной полосы расселения и отдельных очагов расселения? 5.

Как соотносятся в России масштабы естественного и механического движения населения?

6.Что влияет на формирование и использование трудовых ресурсов секторов экономики в регионах разного типа?

Варианты тестов к теме 4.

Максимальная численность населения России была . А/в 2005 г.; Б/в 1985 г.; В/в 1990-1991 гг.; Г/в 2000 г. Вопрос 4.2

Какая из групп населения России не относится к трудовым ресурсам? А/учащиеся; Б/занятые в домашнем хозяйстве; В/безработные; Г/инвалиды Вопрос 4.3

Как называется крупнейший народ России финно-угорской языковой группы? А/марийцы; Б/коми; В/мордва; Г/карелы Вопрос 4.4

Какой из народов нельзя отнести к малочисленным народам Севера? А/ханты; Б/лакцы; В/эвены; Г/коряки Вопрос 4.5

Число городов в России составляет примерно. А/850; Б/1800; В/500; Г/1100; Д/930 Вопрос 4.6

Какой тип населённых пунктов помимо городов относится в РФ к городскому населению? А/населенные пункты с населением более 3000 человек; Б/п.г.т; В/районные центры; Г/курортные и дачные посёлки Вопрос 4.7

В какой из перечисленных стран мира плотность населения выше, чем в России? А/Казахстан; Б/Канада; В/Австралия; Г/Эстония Вопрос 4.8

Вторым по численности постоянного населения народом России являются . А/украинцы; Б/мордва; В/татары; Г/чуваши Вопрос 4.9

В сельском и лесном хозяйстве занято (от общего числа занятых в отраслях экономики) А/20%; Б/14%; В/11%; Г/25%; Д/8% Вопрос 4.10

Доля населения трудоспособного возраста в России составляет около: А/73%; Б/59%; В/66%; Г/80%. Вопрос 4.11

Регионом с самой большой долей лиц пожилого возраста является.

Где наибольшая доля сельского населения в ЦЧЭР (ЦентральноЧерноземном экономическом районе)? А/Мордовия; Б/Орловская обл.; В/Белгородская обл.; Г/Тамбовская обл. Вопрос 4.13

Процессом заселения территории и формирования системы населенных пунктов - городов, сел и др. типов и их сочетаний называют А/субурбанизацию; Б/депопуляцию; В/расселение населения; Г/появление городских агломераций. Вопрос 4.14

Для второго типа воспроизводства населения характерна: А/высокая рождаемость; Б/низкая смертность; В/низкий естественный прирост; Г/низкая рождаемость Вопрос 4.15

Выберите регион с максимальной долей городского населения: А/Мурманская обл.; Б/Алтайский край; В/Белгородская обл.; Г/Краснодарский край; Д/Республика Дагестан Вопрос 4.16

Укажите регион, население которого в его нынешних границах в XX веке возросло более чем в 25 раз. А/г. Москва; Б/Ненецкий А. О.; В/Мурманская обл.; Г/Адыгея; Д/Московская обл. Вопрос 4.17

Выберите регион, в котором наибольший по численности жителей средний размер сельского населенного пункта. А/Пермский край; Б/Московская обл.; В/Ставропольский край; Г/Красноярский край Вопрос 4.18

Границы городских агломераций принято выделять исходя из: А/изменения плотности населения; Б/специализации хозяйства населенных пунктов; В/административной принадлежности населенных пунктов; Г/транспортной доступности Вопрос 4.19

В каком из регионов в возрастной структуре населения наиболее велика доля трудоспособных возрастов? А/Тува; Б/Вологодская обл.; В/Псковская область; Г/Ханты-Мансийский А. О. Вопрос 4.20

Какой народ проживает преимущественно за пределами Сибири: А/хакасы; Б/тувинцы; В/каракалпаки; Г/шорцы; Д/селькупы

Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

  • Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
  • Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
  • Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.

  1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
  2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
  3. Факторы региональных различий.
  4. Типы половозрастных пирамид.

Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.

Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин

На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

  1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
  2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
  3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
  4. Прироста, значение, естественного, отрицательное.
  5. Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
  6. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
  7. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
  8. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
  9. Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
  10. Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).

Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.

Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.

Слушают преподавателя. Слайд 7

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

  • 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
  • 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.

Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
  • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
  • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
  • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту Показатели Страны, регионы Факторы
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

  1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
  2. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
  3. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.

Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

"Символы мировых религий",

"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

Пол и возраст – важнейшие признаки населения, позволяющие рассчитывать не только демографические, но и социально-экономические показатели: объем и состав трудовых ресурсов, контингенты школьников, призывников, избирателей и т.д. Группировки населения по полу и возрасту в сочетании с другими признаками дают немаловажную информацию о влиянии пола и возраста на демографические и социально-экономические процессы. В условиях сложившейся в настоящее время депопуляции эти показатели представляют несомненный интерес и необходимы для выявления причин и закономерностей данного явления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 5
1.1 Структура населения по полу 7
1.2 Возрастная структура населения 8
2. АНАЛИЗ ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 12
2.1 Анализ половой структуры населения России 12
2.2 Анализ возрастной структуры населения России 13
2.3. Половозрастная пирамида 16
3. ОСТРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 23
3.1 Соотношение полов 23
3.2 Мужчины в России живут меньше, чем женщины 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА Статистика.doc

Федеральное агентство по образованию РФ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

Кафедра автоматизации обработки информации (АОИ)

Пояснительная записка к курсовой работе

________ Цурукина Е.А.

Пол и возраст – важнейшие признаки населения, позволяющие рассчитывать не только демографические, но и социально-экономические показатели: объем и состав трудовых ресурсов, контингенты школьников, призывников, избирателей и т.д. Группировки населения по полу и возрасту в сочетании с другими признаками дают немаловажную информацию о влиянии пола и возраста на демографические и социально-экономические процессы. В условиях сложившейся в настоящее время депопуляции эти показатели представляют несомненный интерес и необходимы для выявления причин и закономерностей данного явления. Выбор данной темы обусловлен именно необходимостью исследования и анализа социально-экономических процессов, поскольку эта сфера жизни в современной России имеет множество проблем и недостатков. Наблюдается тенденция спада численности населения, диспропорции полов, а также другие негативные тенденции. Необходимо исследовать данные проблемы и найти их решение, ведь если мы не будем задумываться о происходящих процессах в нашей стране, то вскоре столкнемся с довольно прискорбными результатами нашей халатности. Поэтому актуальность выбранной темы бесспорна.

Цель данной курсовой работы - исследовать особенности половозрастного состава населе ния, произвести анализ динамики структуры населения России, в том числе с помощью половозрастной пирамиды, отразить наиболее серьезные проблемы, существующие в современной России и предложить пути и направления их оптимизации.

В первой главе курсовой работы произведено исследование теоретических аспектов половозрастного состава населения, определены факторы его формирования - взаимодействие процессов рождаемости, смертности, миграции и ассимиляции на протяжении почти ста лет. Вторая глава – аналитическая часть курсовой работы, в которой осуществлен подробный анализ половозрастного состава населения, произведены необходимые расчеты и построена половозрастная пирамида. Вообще, исследование половозрастного состава населения является важным условием изучения его прошлого и определения перспектив его будущего. В третьей главе курсовой работы описаны основные существующие в России проблемы, связанные с половозрастным составом населения, предложены пути оптимизации этих проблем; показано, что половозрастной состав является одной из характеристик воспроизводственного потенциала населения, а также отражены особенности социального развития населения. Возрастной состав населения является важным демографическим показателем, так как с его помощью определяется доля трудоспособного населения, а, следовательно, некоторые характеристики развития отраслей промышленности, зависящие от доли занятого в них населения. Возрастная структура играет активную роль не только в демографических, но во всех социальных процессах. С возрастом связаны психология, эмоциональность, в какой-то степени - разум человека. Используя знания возрастной структуры населения в тот или иной период времени, можно строить достаточно обоснованные предположения о будущих тенденциях рождаемости и смертности, других демографических процессов, воспроизводства населения в целом.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Под структурой (составом) населения обычно понимают распределение индивидов по тем или иным выделенным по различным основаниям типологическим группам. Поскольку же оснований для выделения типологических групп может быть в принципе сколько угодно и каких угодно, постольку можно построить и любое число любых структур населения.

Поэтому можно говорить, например, о распределении населения на мужчин и женщин, на жителей городов и сельской местности, на состоящих и не состоящих в браке, на грамотных и неграмотных, на имеющих тот или иной уровень образования, на экономически активных и иждивенцев, на принадлежащих к той или иной социальной, этнической или конфессиональной группе.

Половозрастной состав населения - распределение численности населения по возрастным группам отдельно для мужчин и женщин. Возрастно-половая структура является одной из наиболее важных [10 с. 218].

Состав населения по полу обычно рассматривается вместе с возрастным составом как половозрастной состав населения. Это целесообразно делать из-за различий в повозрастной смертности мужчин и женщин.

На каждые 100 родившихся девочек в России рождается в среднем 105-106 мальчиков; это биологическая константа среди родившихся живыми. Ее можно выразить и по-другому – на каждую 1000 новорожденных приходится в среднем 512 мальчиков и 488 девочек [3, с.102].

Есть определенные закономерности пола родившегося ребенка в зависимости от статуса брачного состояния, возраста, условий жизни его родителей, прежде всего его матери.

У родителей, состоящих в официальном браке, больше рождается мальчиков, а среди внебрачных детей – больше девочек. Чем больше возраст матери и чем больше порядковый номер рождений, тем меньше доля мальчиков среди родившихся. То есть у матерей более старшего возраста младшими детьми, как правило, оказываются девочки. В период сложных условий жизни (война, экономические кризисы и др.) больше среди родившихся девочек.

После выхода из этих сложных условий жизни среди родившихся уже больше мальчиков. Это объясняется условиями вынашивания беременности и половыми различиями внутриутробной смертности. Нужно учесть и то, что биологическая стойкость мужчин (мальчиков) ниже, чем женщин (девочек); смертность мужских зародышей и плодов также выше, это особенно остро ощущается в трудные периоды жизни страны, семьи [3, с.105]. Поведенческий фактор населения также влияет на соотношение полов родившихся младенцев. В конце XX века появилась и расширилась практика дородовой диагностики пола еще не родившегося ребенка.

Желание родителей иметь ребенка определенного пола и использование дородовой диагностики в определенной мере способствуют росту частоты искусственных прерываний беременности (абортов).

Из-за смертности мужчин к зрелым возрастам соотношение мужчин и женщин постепенно выравнивается, а в старших возрастах численность мужчин значительно меньше, чем женщин.

1.1 Структура населения по полу

Структура населения по полу (гендерный состав) – распределение населения на мужчин и женщин [9, с. 50]. Обычно измеряется процентом мужчин и женщин в общей численности населения или его группах. Также определяется численность женщин (мужчин), приходящихся на 100 или 1000 мужчин (женщин). Состав населения по полу может характеризоваться равной численностью полов, мужским или женским перевесом и степенью этого перевеса.

Половой состав населения конкретных территорий формируется под влиянием трех основных факторов [12, с.103]:

  1. биологической константы: соотношение полов среди новорожденных – преобладание мальчиков;
  2. половых различий в смертности: существует более высокая повозрастная смертность у мужчин;
  3. половых различий в интенсивности миграций населения: у мужчин миграционная подвижность выше, чем у женщин; в результате в районах притока населения обычно наблюдается повышенная доля мужчин, а в районах оттока – женщин.

В большинстве стран мира и, особенно в развитых странах преобладают женщины за счет очень сильного увеличения их числа в старших возрастных группах, так как женщины в среднем живут дольше, чем мужчины. До сих пор сказываются также последствия Второй мировой войны, когда мужчин погибло больше. В России перевес численности женщин над мужчинами один из самых высоких в мире – на 100 мужчин приходится 151 женщина.

1.2 Возрастная структура населения

Возрастная структура населения – распределение населения по возрастным группам и возрастным контингентам. Структура населения по возрасту может быть представлена однолетними данными и группами возрастов, а так же тенденцией изменения возрастного состава, например постарения или омоложения [9, с.51].

Поколение – это 1) совокупность людей, родившихся в определенный период; 2) потомство супружеской пары или супружеских пар по степеням родства. Длина поколения – средний промежуток времени между рождением совокупности родителей и рождением всех их детей [9, с.52].

Когорта – совокупность людей, у которых в один и тот же период времени произошло демографическое событие (вступление в брак, овдовение, рождение детей и др.). Когорта людей, родившихся в течение определенного периода, и будет поколением в первом смысле [9, с.52].

В возрастной структуре населения рассматривают чаще всего состав населения по одногодичным, пятилетним или десятилетним возрастным группам (интервалам), а также по целевым укрупненным возрастным группам (контингентам). Верхняя граница последней возрастной группы остается открытой (например, 75 лет и старше или 85 лет и старше). В России особенно часто используется распределение населения по возрастным контингентам относительно способности к труду. В настоящее время в России это контингенты [9, с.53]:

  • 0-15 лет включительно – население моложе трудоспособного возраста;
  • мужчины 16-59 лет включительно, женщины 16-54 лет включительно – население в трудоспособном возрасте;
  • мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше – население пенсионного (старше трудоспособного) возраста.

В возрастной структуре населения постоянно наблюдаются изменения, из которых наиболее характерным является следующее. При снижении рождаемости и росте средней продолжительности жизни происходит увеличение доли населения старших возрастов, которое называется демографическим старением. В России в последнее десятилетие главной причиной старения населения является снижение рождаемости. В процентах от общей численности населения России в соответствующем году дети составляли в 1939 году – 38,8%, в 1989 году – 24,5%, в 2001 году – 19,3%; население в возрасте старше трудоспособного возраста – соответственно 8,6%, 18,5%, 20,6%.

Разные территории (страны) имеют различную степень демографического старения, определяемую как долю населения в возрасте 60-65 лет и старше. По международным критериям население считается старым, если доля жителей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7%. В России в этом возрасте находятся 13% населения (13,3% - в 2003 г.).

В соответствии со шкалой демографического старения ООН, если доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет [9, с.55]:

Читайте также: