В каком из государств европы за бывшим монархом законодательно закреплены особые права и привилегии

Обновлено: 17.04.2024

Все мы привыкли считать монархию чем-то ушедшим в прошлое. А вот в Европе целых 12 государств с такой формой. Всего в Европе 44 страны признанных ООН. Получается, что четверть из них до сих пор монархии.

1. Монако

  • Правитель сегодня - князь Альбе́р II (полное имя - Альбер Александр Луи Пьер Гримальди) — правящий князь Монако и герцог Валентинуа с 2005 года, из дома Гримальди, сын Ренье III и Грейс Келли . Имеет титул Его Светлости.

2. Бельгия

Королевство Бельгии — государство, находящееся на северо-западе Европы. Площадь — 30 528 км², численность населения — 11 414 214 человек. Столица — Брюссель. Форма правления — конституционная парламентская монархия.

Правитель сегодня - король Филипп (полное имя Филип Леопольд Лодевейк Мария).

Стал первым принцем Бельгии, посещавшим обычную школу вместо получения более традиционного домашнего образования. Король интересуется техникой и особенно авиастроением. На счету Филиппа 30 одиночных вылетов, он владеет вертолётом.

Не забудьте оценить публикацию. И подписаться на канал)

3. Швеция

Официальное название — Королевство Швеция. Территория составляет 447 435 км², а население — более 10 миллионов человек — по этим показателям является крупнейшим скандинавским государством. Среди государств Европы занимает 5-е место по территории. Столица — Стокгольм. Официальный язык — шведский.

  • Форма правления - Конституционная монархия.
  • Правитель сегодня - король Карл XVI Густав.

Во всем мире Карл XVI Густав больше всего известен как ведущий Нобелевских премий ежегодно. Он также вручает Polar Music Prize. Король имеет почетные докторские степени шведского университета Сельскохозяйственных наук, Королевского Технологического института, Стокгольмской школы экономики и университета Або в Финляндии.

4. Дания

Официальное название — Королевство Дания. Является старший член содружества Датского Соединённого королевства, в которое также входят Фарерские острова и автономная территория Гренландия . Население на первый квартал 2020 года — 5 822 763 человека. Площадь — 43 094 км². На сегодняшний день Дания является наиболее густонаселённым государством Скандинавии. Столица — Копенгаген.

Форма правления - конституционная монархия.

Правитель сегодня - королева Маргрете II (полное имя Маргрете Александрина Торхильдур Ингрид ).

Является прапраправнучкой Императора Всероссийского Николая I. Двоюродная сестра короля Швеции Карла XVI Густава.

5. Испания

Официальное название — Королевство Испания. Испания занимает бо́льшую часть (80 %) Пиренейского полуострова, а также Канарские и Балеарские острова, имеет общую площадь 504 782 км² (вместе с небольшими суверенными территориями на африканском побережье, городами Сеута и Мелилья), являясь четвёртой по величине страной в Европе (после России, Украины и Франции). Столица - Мадрид.

  • Форма правления -конституционная монархия.
  • Правитель сегодня - король Фили́пп VI (полное имя - Фели́пе Хуáн Пáбло Альфóнсо де Тóдос лос Сáнтос де Бурбóн и Грéсия)

Был членом олимпийской сборной Испании по парусному спорту на летних Олимпийских играх 1992 года в Барселоне. Принимал участие в церемонии открытия в качестве знаменосца олимпийской сборной. В соревнованиях трёхместных лодок занял шестое место, был удостоен олимпийского диплома.

6. Лихтенштейн

Официальное название — Княжество Лихтенштейн. Название княжества происходит от правящей династии Лихтенштейнов (фон унд цу Лихтенштейн). Лихтенштейн в настоящее время — одно из трёх государств мира, имеющих название, данное в честь правящей династии, наряду с Иорданским Хашимитским Королевством (у власти находится династия Хашимитов) и Королевством Саудовская Аравия (династия Саудитов). Не являясь членом ни Европейского союза, ни НАТО, Лихтенштейн входит в Европейское экономическое пространство; участник Шенгенского соглашения.

Столица государства — Вадуц.

Форма правления - дуалистическая монархия.

Правитель сегодня - князь Ханс-Адам II (полное имя Йоханнес Адам Фердинанд Алоиз Йозеф Мария Марко д’Авиано Пий фон унд цу Лихтенштейн).

В период ленной монархии завершилось оформление нового сословного строя английского общества. Как и начальная, англосаксонская, она была основана на феодальной военно-служебной иерархии и взаимосвязанности с земельной собственностью. Однако в период ленной монархии не менее существенными стали различные иммунитеты и привилегии, предоставляемые государственной властью.

Высшее сословие пэров (равных) было весьма немногочисленным; это было одной из особенностей социальной структуры, сформированной английской ленной монархией. Доступ в него затруднен, поскольку зависел от обладания земельными владениями особого статуса. Сословие включало до 50 высших духовных лиц (епископы, архиепископы, аббаты) и до 50 светских феодалов, получивших титулы (герцогов, маркизов, эрлов, виконтов, баронов). Принадлежность к этому сословию была связана с обладанием значительными финансовыми и административными привилегиями, а главное, пэры обладали в подвластных им местностях юрисдикцией, равнозначительной королевской. Пэры были, как правило, наследниками фамилий норманнов, пришедших в Англию вместе с Вильгельмом; большинство из них составляли и королевский двор.

Вторым по значимости было сословие рыцарей – в нем насчитывалось до 6.000 чел. Особое положение занимала немногочисленная прослойка вассалов самого короля, остальные – на основе ленного права подчинялись и пэрам, и покровительству короны. Рыцарство обязывалось к личной военной службе, уплате налогов, пользовалось привилегиями королевского суда, в том числе особыми, введенными при норманнах процессуальными порядками (правом на поединок, повсеместно узаконенным ассизами Генриха II). Вместе с тем еще одной особенностью социальной структуры средневековой Англии было то, что рыцарское сословие (основа феодального класса) не было наследственно-замкнутым: право на принадлежность к нему давало не только пожалование, но и обладание рыцарским поместьем, которое в принципе было доступно любому.

Сословие горожан в позднее средневековье еще не вполне сформировалось в правовом отношении. Население городов считалось общинами на королевских землях. Это в значительной степени препятствовало становлению городских привилегий и иммунитетов. На совершенно особом положении была столица – Лондон, получившая статус графства.

Великая хартия вольностей

Усиление централизаторских устремлений короны противоречило сословной обособленности английского общества, в особенности социальной позиции духовных и светских пэров. Случайное ослабление королевской власти (правление бессильного политика Иоанна Безземельного в начале XIII в.), обострение общеполитической ситуации в связи с борьбой за французские владения, налоговый гнет вызвали резкое обострение сословной борьбы с короной за права и привилегии. Естественное лидерство в этой борьбе принадлежало феодальным магнатам-баронам.

В августе 1213 г. сложившаяся антикоролевская баронская конфедерация выдвинула целый ряд политических и правовых требований, гарантировавших бы сохранение особого феодального статуса и привилегий знати. Требования поддержали прелаты. В 1215 г. бароны и ставшие на их сторону города выдвинули против короля армию почти в 2 тыс. рыцарей. Король был вынужден отступить. 15 июня 1215 г. была утверждена знаменитая впоследствии Великая хартия вольностей (Magna Charta). Ею устанавливались новые принципы взаимоотношений королевской власти с основными сословиями Англии, выступившими практически как политические корпорации. Первоначально подписанный текст насчитывал 39 статей; впоследствии он разросся до 63 и стал опорой для формирования государственно-политических связей новой, сословной монархии.

Сама по себе Хартия дала толчок и к длительной борьбе сословий с короной за свои права и вольности (английские короли в XIII – XIV вв. неоднократно то подтверждали и дополняли Хартию, то отменяли ее), и к существенным переменам в государственной организации.

Изменения системы власти и управления

Политическое ослабление королевской власти и юридическое закрепление привилегий сословий, прежде всего магнатов, вызвали к жизни новые установления и учреждения в государстве. Эти установления выражали существо новой формы – сословной монархии, когда в условиях недостаточной централизации и слабости государственной администрации корона привлекала к соучастию во власти и в управлении представителей господствующих сословий в виде общественно-государственных институтов. В условиях Англии политические учреждения, рожденные сословной монархией, стали особенно важными для последующей государственной истории.

Существование такой сословно-олигархической администрации оказалось недолговечным. Однако оно подвело к окончательному формированию в Англии постоянных учреждений сословного представительства. В ходе Гражданской войны 1263 – 1267 гг. в королевстве возник сословный парламент; в течение второй половины XIII в. он стал постоянным политическим учреждением с важными государственными полномочиями, видоизменив и частью ограничив компетенцию королевской власти (см. § 27). С другой стороны, постоянное закрепление политических компромиссов короны и сословий в особых правовых документах (вслед за Великой хартией 1215 г.) внесло в государственную жизнь идею сословного конституционализма, правовых ограничений королевской власти.

Возникновение в государственно-политической жизни Англии конституционно-ограничительных тенденций не означало вместе с тем отхода от идей политической централизации страны. Уже в Великой хартии были закреплены положения о единстве денежной и весовой системы страны, поставленной под контроль короны. В конце XIII в. был включен в состав королевства ранее самостоятельный Уэльс. Политическую независимость в войне начала XIV в. отстояла только Шотландия.

После длительного ослабления позиций королевской власти, в XIV – начале XV в. корона повела неуклонную борьбу за расширение своих реальных прав в условиях новых учреждений и институтов. С правления Эдуарда I (1272 – 1307 гг.) стала правилом наследственная передача престола в роде монарха. (До того переход престола сопровождался политическим согласием магнатов и духовенства.) Хотя не единичны были случаи низложения царствующих монархов и выдвижения на их место новых по согласию сословий. Постепенно заново сформировалось представление о короле как о верховном собственнике земли, как о наследственном представителе верховной власти в стране, об особых королевских прерогативах в финансах, в сфере юстиции. С XV в. вышло из обихода представление о подзаконном характере власти короны: ее права не ограничиваются простым исполнением законов королевства, но составляют особое правовое пространство. Существование сословных представительств не считалось ограничением законодательных прав короны: согласие сословий в парламенте лишь усиливает их.

Видоизменился королевский двор, он превратился из домениального в государственное учреждение. Центральное управление осуществлял Постоянный совет (с середины XIII в.). В его полномочия входила подача советов королю по законодательству, вопросам войны, мира и дипломатии, чрезвычайная юстиция. В состав Совета входили лорд-казначей, королевский камергер, судьи королевских судов, придворные, а также новая фигура – лорд-канцлер. С XIV в. (после того как в 1322 г. была упразднена должность юстициария) значение лорд-канцлера возросло: он становится хранителем государственной печати, контролером финансов и фактическим главой королевской юстиции. Канцлер, по сути, стал во главе администрации и королевского законодательства, будучи даже отчасти независимым от королевской власти в своих полномочиях.

В условиях сословной монархии в XIV в. определились учреждения и институты местного самоуправления, особое положение которых стало еще одной чертой английской государственности (см. § 33).

Полномочия парламента в государственных делах сложились также не единовременно. Некоторые закрепились за парламентом по традиции, в силу политического равновесия времен сословной монархии. Некоторые были утверждены короной в целях общественного согласия. Но за некоторые полномочия парламенту пришлось вести длительную, с переменным успехом борьбу.

Основным источником определения полномочий парламента стала историческая компетенция собрания магнатов. За собранием знати (или Королевским советом) признавались права на высший суд, в особенности против должностных лиц или представителей знати, на утверждение налогов, на подачу королю советов по государственным делам, на мнение по поводу законов, предложенных королем. Эти полномочия и были возложены на первые парламенты в XIII в.

Позднее и далеко не в полной мере парламент закрепил за собой контрольные права. Объектом парламентского контроля была королевская администрация. Естественно, корона наиболее ревностно отстаивала ее неприкосновенность. В период кризиса середины XIII в. парламенту удалось ввести правило обязательной присяги королевских должностных лиц перед парламентом, но затем это правило исчезло. В XIV–XV вв. парламенту несколько раз удавалось добиться королевского согласия на удовлетворение парламентских петиций о назначении должностных лиц или о снятии их. Наиболее ярким проявлением этой стороны прав парламента стало признание за ним прав обвинения должностных лиц в злоупотреблениях и преступлениях. Впервые эта процедура импичмента была применена в 1376 г. В дальнейшем она неоднократно использовалась как по инициативе парламента, так и по инициативе короны, в том числе для борьбы с политическими противниками из числа знати.

Глава XVII. НАЧАЛО ПАРЛАМЕНТА

Глава XVII. НАЧАЛО ПАРЛАМЕНТА Поздние годы правления Генриха III, если учитывать их последствия, имели особенно важное значение для становления и развития английских институтов. Этот период можно назвать временем, когда были посеяны зерна нашей парламентской системы, хотя

Штурм парламента

Штурм парламента В середине XIX века было ликвидировано большинство ограничений, наложенных на британских евреев. Осталось только одно: им было позволено подчиняться законам страны и осуществлять их на практике, но они не имели права участвовать в создании законов.

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА

РАССТРЕЛ ПАРЛАМЕНТА Если приватизационный процесс в России проходил с минимумом публичной ярости, то отражение этого процесса в политической жизни страны превратилось в нескончаемую череду конфликтов, скандалов, разборок, которые завершились осенью 1993 года

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПАРЛАМЕНТА В АНГЛИИ Заседание английского парламентаСейчас парламенты есть практически во всех странах мира и считаются неотъемлемым атрибутом демократического устройства государства. Но в Англии этот институт имеет особое значение. Это символ Англии

§ 27. Становление английского парламента

§ 27. Становление английского парламента Возникновение парламента В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны — представительный парламент.

Возникновение парламента

Возникновение парламента В период сословной монархии в Англии сложилось учреждение, которое стало неотъемлемой и со временем все более значительной частью государственной организации страны — представительный парламент. Своим возникновением он был обязан как

Противники: господа из парламента

Противники: господа из парламента Следует всегда с осторожностью относиться к словам, особенно словам из XVII века: они лишь с виду похожи на наши, но значение у них совершенно иное.Так, парламент в те времена не был законотворческой ассамблеей (хотя иногда пытался это

Заседание парламента*

Заседание парламента* Бурбонский дворец осаждается массой публики. На трибуне иностранных журналистов, рассчитанной не более как на тридцать человек, сидит не менее шестидесяти. А между тем довольно многочисленный контингент русских журналистов представлен всего 5–6

Расстрел Парламента

Расстрел Парламента Ровно в 20.00, 21 сентября 1993 года, автор включил телевизор, и с монитора на него взглянуло гладко причесанная, а скорее с уложенными волосок к волоску, голова президента с недовольным лицом. Он зачитал свой очередной указ за № 1400 «О поэтапной

Часть 6. Расстрел парламента

Часть 6. Расстрел парламента События 21 сентября — 4 октября описаны многократно, и поэтому я расскажу лишь о тех из них, в которых участвовал сам, и тех, которые были мало освещены.Как я уже говорил в начале своего повествования, в ночь на 21 сентября мы собрались в зале

Через горнило парламента

Через горнило парламента 3 июля 1989 года на первой сессии Верховного Совета СССР формировался состав союзного правительства. Н. И. Рыжков по согласованию с М. С. Горбачевым внес предложение утвердить, министром обороны Д. Т. Язова. При рассмотрении кандидатуры в комитетах

Специфика правового и фактического статуса монарха имеет ряд отличительных черт. Выделяют, прежде всего, две самые характерные.

Первая – это то, что власть монарха считается непроизводной, независимой от каких–либо ветвей власти, от какого-либо другого органа и даже от народа. Монарх, по древнейшей традиции, осуществляет свои полномочия либо по божественному праву, либо по естественному праву, либо по собственному праву. По той же древней традиции монарх в монархиях считается источником всей государственной власти. Всё государственное управление осуществляется от имени монарха. Для граждан, для подданных монарха, даже в современном мире это привычно, и они не задумываются о том, что, например, в Великобритании правительство именуется кабинетом Ее Величества, армия Ее Величества, флот и военно-воздушные силы (Royal Navy, Royal Air Fоrce), и даже академия наук называется Королевским Обществом. В Канаде, где, так сказать, лишь формальная монархия, юридическим главой государства является королева Великобритании, которая представлена в Канаде генерал-губернатором, немного меньше упоминаний королевской власти. Но, например, в Канаде есть такое подразделение, которое именуется Королевская конная полиция, хотя ни к власти короля, ни даже к верховой езде в настоящее время это подразделение отношения не имеет. Традиция сохранена в названии.

Полная, абсолютная, чуть ли не сверхъестественная власть монарха была в средневековье при господстве абсолютизма. В настоящее время также есть несколько абсолютных монархий, которые, конечно, отличаются от средневековых, но власть монарха там почти практически безгранична. Что же касается Западной Европы, где находится несколько монархий (конституционных монархий), там все управление совершается от имени монархов, но фактически от их власти ничего не осталось. При анализе правового статуса современных монархов надо непременно учитывать, какую монархию возглавляет этот монарх.

Мы знаем, что существуют: абсолютная монархия, конституционная и дуалистическая. Реальный статус монарха, его полномочия, его возможности определяются формой монархии, которая сложилась в его стране. Следует упомянуть, что фактическое положение монарха значительно отличается или может отличаться от того, что записано в нормативных актах. Формальные полномочия монарха могут внешне выглядеть достаточно серьезно, но фактическое положение, реальный вклад в государственное управление может быть ничтожным.

В абсолютной и даже в дуалистической монархии, занимая центральное положение во всем государственном механизме, монарх назначает и смещает правительство, перед монархом, а не перед парламентом оно ответственно. Монарх в таких монархиях имеет существенное влияние на парламент. В ряде случаев он имеет право роспуска парламента, имеет право вето. В таких монархиях он является главнокомандующим вооруженных сил, он производит назначения на все важнейшие государственные должности – как военные, так и гражданские. Он назначает или смещает судей. Там его полномочия действительно велики.

Что же касается полномочий монарха в парламентарной или конституционной монархии, то формально перечисленные полномочия могут содержаться в законах о королевской власти или в конституции, но реально все королевские права могут быть лишь декоративными полномочиями. Например, практически всегда король формально подписывая специальные указы, назначает правительство, но он назначает только то правительство, которое пользуется доверием парламента. Король формально (также издавая специальный указ) может распустить парламент, но он делает это только по предложению премьер-министра. Король подписывает все законы, но он не имеет права отказаться от подписи и т.д. Разница между фактическим и юридическим статусом в этих монархиях невероятно велика.

Второй характерной чертой и существеннейшим признаком монархии является то, что власть монарха передается по наследству. Иными словами, должность монарха, престол, корона принадлежит монарху по праву рождения. Он ее получает по наследству и передает в порядке наследования. Титул и престол монархов пожизненные, за исключением редких случаев выборной монархии.

Существует несколько способов престолонаследия. Они закрепляются либо в специальных законах, либо в конституциях, либо и там и там, а также в судебных решениях и в правовых обычаях.

Первый – самый древний способ престолонаследия называется салическим способом или салической системой наследования. По этой системе трон и корону наследуют только представители мужского пола, т.е. наследники по мужской линии. В современном мире салический способ существует, в основном, только в странах Востока – Таиланде, Омане, Саудовской Аравии и Японии. До недавнего времени, как ни странно, такой способ существовал и в Европе: например, в Норвегии и Швеции. Однако же шведы и норвежцы в 90-е годы ХХ века отказались от этого способа и изменили законодательство в данной сфере.

Современный вариант кастильской системы делает наследником короны любого старшего потомка, независимо от пола. Первый сын или дочь получает трон, вне зависимости от пола. В данном случае работает принцип первородства. Упомянутые выше, Норвегия и Швеция сейчас ввели данный способ.

Третий способ имеет два варианта названия: Габсбургский или австро-венгерский. Габсбургским он называется в честь династии Габсбургов, которые были императорами в Австро-Венгрии. Этот способ достаточно интересен. Там, как и по кастильской системе, допускаются наследники и по мужской, и по женской линиям, но мужчины имеют преимущество во всех степенях родства. Женщины здесь могут наследовать престол лишь при полном отсутствии наследников на престол по мужской линии. Этот вариант, с достаточной степенью условности, можно было бы обозначить так: двоюродный племянник, троюродный племянник и т.д. имеют предпочтения перед дочерью короля. Эта система была в России с 1797 по 1917 год. Эту систему ввел император Павел I, и прекратилось она вместе с гибелью династии Романовых.

Отмечаются иные способы и варианты престолонаследия. Например, в арабских монархиях вопрос о престолонаследии в каждом конкретном случае решает королевская семья, представители династии, и династия может отдать престол не обязательно старшему сыну короля, а другому наследнику, одному из нескольких наследников. В некоторых случаях для занятия престола требуется согласие парламента.

Если монарх несовершеннолетний, то обычно в монархиях вводится регентство. То есть при несовершеннолетнем монархе есть официальное лицо, которое называется регентом, и это лицо от имени монарха правит государством до тех пор, пока монарх не достигнет совершеннолетия или того возраста, в котором он сможет самостоятельно принимать решения.

Кроме двух названных наиболее характерных черт, которые выделяют монарха из всех должностных лиц, из всех субъектов права, монарх имеет ряд других исключительных прав, привилегий и полномочий.

Так, следует отметить, что монарх имеет право на особый титул, и этот титул носит только один человек в стране. Этот титул обозначает королевское или царское звание. Титулы различны: это может быть титул Короля, Великого герцога, Великого князя, Императора; восточные титулы – Султан, Эмир, Шах и т.д. В Иране последний монарх присвоил себе титул Шахиншах – царь царей.

Монарх имеет право на особые ритуалы и символы власти. Этими символами власти – короной, троном, скипетром, мантией и т.д. – современные монархи практически не пользуются, и они, чаще всего, изображаются на государственной символике, на почтовых марках и т.д. Единственный монарх, который, пожалуй, действительно употребляет все внешние знаки и государственные регалии – это королева Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II. Она на всех важнейших торжественных государственных церемониях, происходящих в стране, присутствует в короне и специальной королевской одежде.

Особые ритуалы – это торжественная церемония введения монарха во власть (коронация), это особое оформление визитов, встреч, приемов, это особая торжественность при представлении монарха и членов его семьи, т.е. комплекс особых правил поведения, которые предписываются специальным этикетом. Так, в присутствии монарха нельзя садиться без его разрешения; здороваясь, женщины должны делать специальный поклон (книксен); к монарху нельзя поворачиваться спиной, нельзя обращаться первым, если сам монарх к вам не обращается и т.д.

Существуют такие понятия, как королевский двор, свита. Хотя в современных монархиях – это достаточно условные понятия, для ряда стран они все же имеют определенное значение. Государство оплачивает некоторое число слуг, придворных, охрану, выделяются деньги на одежду, на покупку и хранение драгоценностей и т.д. Все это необходимо для того, чтобы подчеркнуть величие монарха. В качестве особой характерной черты и привилегии монарха следует назвать тот факт, что монарх имеет право на содержание из бюджета, т.е. на получение денег на расходы и содержание королевской семьи, обслуживание помещений, где проживает семья и содержание двора. Деньги, которые выдаются ежегодно из бюджета на различные расходы, чаще всего, именуются цивильным листом. Список назначаемых сумм и сами суммы денег – все это называется цивильный лист. Размер получаемых монархом денег устанавливается законом, иногда в начале вступления монарха во власть. В некоторых странах эта сумма ежегодно пересматривается, как правило, в сторону увеличения. Кроме получения доходов от цивильного листа, монархи имеют доходы и от других источников. Например, деньги от аренды принадлежащих монарху и его семье земельных угодий, от вложенных в банки денег и т.д.

В ряде стран существует многовековой обычай – монархи не платят налогов, хотя последнее время распространяются более современные подходы, и в ряде случаев, для того, чтобы не раздражать общественное мнение, не отличаться от других граждан, некоторые монархи добровольно начинают платить налоги. Так сравнительно недавно английская королева стала платить налоги в казну со своих доходов. Такой отказ от многовековой привилегии произошел не случайно: королева Великобритании стала платить налоги после того, как опросы общественного мнения показали, что большая часть граждан Великобритании неодобрительно реагирует на неуплату налогов королевой и членами королевской семьи.

Любой глава государства, в той или иной мере, в большей или меньшей степени, является символом нации, но роль символа нации особенно свойственна для монарха. Поэтому важна безупречная репутация монарха, необходим образ безукоризненного семьянина, человека, занимающегося спортом, благотворительными делами, знатока искусств, военного дела, политика или, по крайней мере, знатока политики. Это должен быть во всех смыслах образцовый человек, самый достойный гражданин своей страны.

В некоторых монархиях, то ли по древней традиции, то ли по закону, монарх еще возглавляет и официальную церковь. Например, королева Елизавета II возглавляет англиканскую церковь. Кстати говоря, поэтому, может быть, столь велико внимание к семейной жизни наследного принца Чарльза. Он, если займет престол, должен стать и главой церкви. Поэтому его развод с принцессой Дианой как бы не совместим с занятием высшей церковной должности. Эта проблема активно обсуждалась и обсуждается в английской прессе.

Портреты монархов вывешиваются в присутственных местах, чеканятся на монетах, печатаются на денежных банкнотах, на почтовых марках. Знаки внимания к монарху призваны поднимать авторитет государственной власти, олицетворять ее авторитет. Такое подчеркнутое уважительное отношение к особе монарха направлено на воспитание уважения к государству и его институтам. Возможно, главное значение современной монархии, и, прежде всего, – современной западной конституционной монархии, именно в том, чтобы укреплять внешний образ государства, поднимать его авторитет и престиж, люди, как правило, не без оснований отождествляют историю своего государства и историю монархии, прослеживая их с глубокой древности. Существование монархии, тем самым, подчеркивает стабильность и незыблемость всех государственных устоев.

Как показали опросы общественного мнения, в большинстве современных монархий, население одобрительно относится к институту монархии и поддерживает его. Граждан, как правило, интересует стоимость содержания монархов и королевских семей. Но, если монархи ведут достаточно скромный образ жизни, присущий, скажем, европейским королям, то подданных не раздражают расходы на монархию, им нравится следить за событиями в королевских семьях. Это придает государственной жизни некую пикантность и своеобразие. Опросы общественного мнения показывают достаточно прочную поддержку монархии в Великобритании, Японии и других странах. Отношение к монархии зависит и от менталитета граждан, и от сложившихся традиций. Справедливо отмечается, что вряд ли возможно когда-нибудь восстановление монархии в ФРГ, Швейцарии, Франции. Там этот институт навсегда вышел из моды.

Что такое МОНАРХИЯ — определение, значение простыми словами.

Простыми словами, Монархия – это страна, возглавляемая одним правителем. Чаще всего это король/ королева, поэтому монархию обычно называют королевством.

  • великое герцогство (например, Люксембург),
  • княжество (например, Монако),
  • город-государство (Ватикан).

Монархия была обычной формой правления в мире в древние и средневековые времена.

Что такое Монархия простыми словами

Известнейшая монархия.

Монархия, знакома большинству людей в мире, – это Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Елизавета II, правительница Великобритании и Северной Ирландии, – пример монарха, который стал сувереном Соединенного Королевства только из-за своего рождения в королевской семье. Теоретически следующим человеком, который займет трон, будет кто-то из ее детей. Елизавета II – также суверен 15 стран Содружества Наций: Антигуа и Барбуды, Австралии, Барбадоса, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи, Канады, Багам, Белиза, Гренады, Ямайки, Сент-Китса и Невиса, Сент-Люсии, Сент-Винсента и Гренадины, Соломоновых островов и Тувалу.

Кто такой монарх?

Монарх – это глава государства монархического типа.

Монарх может быть

  • главой правительства,
  • главой государства,
  • главой правительства и главой государства одновременно.

Монарх является представителем своего государства и своего народа, особенно в дипломатических делах. Глава правительства – это человек, который фактически руководит правительством в процессе формирования и реализации государственной политики.

Монархи имеют различные титулы:

  • король/ королева (в Соединенном Королевстве),
  • принц/ принцесса (в Монако),
  • император/ императрица (в Японии, Индии),
  • герцог/ герцогиня (в Люксембурге).

Некоторых монархов именуют защитниками веры, ведь они часто занимают официальные позиции, которые касаются национальной религии или церкви.

Сегодня роль большинства монархов имеет церемониальный характер. Монарх действует как средоточие национальной идентичности, единства и гордости, дает ощущение стабильности и преемственности, часто поддерживает идеал добровольной службы. Часто не играя политической или исполнительной роли, он или она продолжает иметь очень важную роль в жизни нации.

Хотя монарх по-прежнему глава государства и эмблема государственной власти, управление страной часто переходит к другому институту, например, парламенту. Есть несколько исключений из этого правила, особенно на Ближнем Востоке.

Кто такой монарх

Типы монархов:

Титул передается по наследству. Например, если король умирает или отказывается от престола, корона переходит к его старшему ребенку. Если детей нет, она может достаться брату или двоюродному брату.

Большая часть монархов рождались в королевских семьях (династиях), росли непосредственно в королевском доме и дворе. Таким образом будущие монархи-наследники власти с самого детства обучались обязанностям потенциального правления в будущем.

Титул передается избранному должностному лицу небольшой группой элиты. Например, Коллегия кардиналов выбирает папу сувереном государства-города Ватикана пожизненно. Выборными монархиями в мировой истории были Священная Римская империя и Речь Посполитая.

В монархиях выборного типа специфический орган избирает или назначает монарха пожизненно. К примеру, франкские лидеры избрали Пипина Короткого, который был отцом Карла Великого, королем франков. Таким же образом был избран король Польши Станислав Август Понятовский и Фридрих I, король Дании.

Выборные монархии были характерным типом государства для германских народов, хотя часто это было просто формализацией того, что на самом деле являлось правлением по наследству.

Сегодня существует три современных выборных монархии: Малайзия, Самоа и Объединенные Арабские Эмираты. Еще одна (папство) – давняя выборная монархия.

Кто такие монархи

Некоторые правила преемственности короны.

Иногда порядок наследования короны в монархических государствах зависит от гендерных правил. Матрилинейность определяла королевскую родословную в Древнем Египте на протяжении более трех тысяч лет, но царствовало гораздо больше мужчин, чем женщин. В некоторых монархических системах женщина может быть монархом лишь в случае исчерпания мужской линии.

В 1980 году Швеция провозгласила равное первородство и таким образом стала первой монархией в Европе, которая позволила старшему ребенку независимо от пола восходить на трон. Королевство Нидерланды сделало это в 1983 г., Норвегия – в 1990 г., а Бельгия последовала этим примерам в 1991 г. Иногда преемственность короны затрагивает религию: согласно Акту об урегулировании 1701 года все католики не имеют права быть британскими монархами и пропускаются в порядке наследования.

Особенности монархической власти.

Исторически сложилось так, что большинство монархов были абсолютными правителями. Однако обладание неограниченной политической властью в стране не определяющая характеристика монархии, поскольку некоторые из них являются конституционными монархиями (например, Таиланд и Соединенное Королевство).

Монархи часто также сильно зависели от своего дворянина, которому давали почести и привилегии в пределах государства в обмен на лояльность и сотрудничество.

Наследственное правление часто является общей характеристикой, но не в выборных монархиях (таких, как Ватикан).

В большинстве монархий есть только один правитель, хотя в истории можно найти примеры стран, в которых одновременно было два монарха (двоевластие), как в древнегреческом городе-государстве Спарта. Есть также примеры совместного правления супругов или родственников (например, Уильям и Мэри в королевствах Шотландии и Англии).

Виды и формы монархий

Формы монархий.

Хотя монархия – это система правления с одним сувереном, она принимала несколько форм и имела различные характеристики, в зависимости от культуры и обстоятельств. Легитимация, уровни власти, осуществление власти, роль и обязанности, а также преемственность в большей степени определялись исторической эпохой и местной культурой, чем желаниями и предпочтениями правителя. По мере развития цивилизации дворяне, избранные представители, иностранное влияние и удовлетворенность управляемых подданных оказали огромное влияние на форму и характер института, хотя правящие монархи по-прежнему считались абсолютными властями.

Существуют различные формы монархий в зависимости от того, какой государственной властью обладает монарх и как наследуется их должность.

Абсолютные монархии

Это государства, где монарх имеет полную власть в качестве главы государства и главы правительства. В этом типе правительства полномочия монархов являются абсолютными. Их слово – закон, а их народ не имеет права голоса. У них могут быть парламенты или другие правительственные органы, но окончательная власть принадлежит монархам. Самым известным примером абсолютной монархии сегодня является Саудовская Аравия, где правящий Дом Саудов обладает огромной властью и влиянием. Исполнительная власть правительства – наследственная, а законодательная и судебная ветви власти назначаются королевским указом. Любой, кто назначен монархом, может быть уволен только монархом.

Конституционные монархии

Это государства, где функции и полномочия монарха явно ограничены законом, поэтому их называют также ограниченными монархиями. Конституционная монархия имеет письменную или подразумеваемую конституцию и центральный правительственный орган, такой как парламент. Хотя лидер по-прежнему остается монархом и его правление передается по наследству, он не может делать то, что хочет. Вместо этого монарх должен управлять в рамках установленной конституции законов. Часто в ограниченной монархии монарх является просто номинальным главой, а государство управляется парламентом и премьер-министром.

Как и в случае с Соединенным Королевством, монарх технически может обладать большой властью, но он не уполномочен использовать эту власть. Королева Елизавета II может объявлять войну, накладывать вето на законы и отправлять в отставку правительство. Однако она не сделала бы этого, не посоветовавшись со своим правительством из-за целого ряда юридических и политических факторов.

Нынешний монарх Швеции – Карл XVI Густав, 74-й король Швеции. Он глава государства, но есть специальный кабинет, который устанавливает правила и законы. Поэтому Швеция – тоже пример конституционной монархии.

Если заглянуть в историю, то первой официальной конституционной монархией было государство хеттов – древнего анатолийского народа, жившего в эпоху бронзы. Их король / королева должны были разделять власть с Панку – прототипом современного парламента.

Смешанные монархии

Это государства, в которых функционирует законодательный орган с полномочиями, но в это же время монарх сохраняет большую власть, чем в конституционной монархии. Известный пример – Иордания, где король обладает значительной властью, но страна довольно демократична.

Что означет термин монархия

Государства-монархии в мире

Вы можете подумать, что монархический тип правления – уже далекое прошлое. Однако во множестве стран по всему миру до сих пор используется именно монархическая система.

Конституционные монархии:

  • Бельгия
  • Дания
  • Бахрейн
  • Камбоджа
  • Кувейт
  • Лихтенштейн
  • Лесото
  • Люксембург
  • Монако
  • Норвегия
  • Малайзия
  • Марокко
  • Испания
  • Швеция
  • Таиланд
  • Нидерланды
  • Тонга
  • Япония и др.

Абсолютные монархии:

  • Ватикан
  • Катар
  • Оман
  • Саудовская Аравия и др.

Что такое Сословная монархия.

Сословная монархия – это форма правления, распространенная в западноевропейских державах в Средневековье. Для такого государства характерно участие представителей разных (или одного) сословия в управлении страной. Эти органы могли выполнять законодательные и консультативные функции.

Сословная монархия в Англии

Сословная монархия во Франции

Первый сословно-представительный орган страны был создан во времена Филиппа IV. В него входило духовенство и дворянство. С 1484 года он стал известен как Генеральные штаты. Следует отметить, что этот орган находился в тесном союзе с королевской властью и фактически выражал ее интересы. Король обычно использовал Генеральные штаты для своей поддержки в различных ситуациях. Он даже спрашивал мнение сословий о законах, хотя для их принятия не требовалось согласия или одобрения этого органа. Генеральные штаты также могли обращаться с запросами или протестами в вышестоящие органы.

Сословная монархия в России

В России такая форма правления возникла в 1569 году, когда Иван Грозный созвал первый Собор. Следует отметить, что формирование в этом государстве представительных органов имело свои особенности. В отличие от европейских держав, в России земские советы не ограничивали власть царя. В эту власть входили Боярская дума, Освященный собор, выборные представители из числа горожан и вельмож. Органы сословной монархии в России созывались по особому распоряжению царя. Земские советы были призваны обсуждать важнейшие общегосударственные вопросы. Они принимали решения в области внешней и налоговой политики, а также избирали главу государства. Так, Б. Годунов, В. Шуйский и М. Романов взошли на престол по приглашению Земского собора.

Что такое сословная монархия

Что такое Репрезентативная монархия.

Ключевая идея репрезентативной монархии состоит в том, что есть одна королевская семья в стране, а народ может выбирать, кто из этой семьи будет королем / королевой. Монарх имеет советников, а в каждом штате, провинции или регионе есть по несколько представителей, которые передают свои идеи лидеру. Эта форма монархии характеризуется признаками демократического и республиканского типа правления.

Как люди становятся монархами

Монархия и военная власть

Иногда бывает, что власть монарха ограничена не из-за конституции, а из-за эффективного военного правления. В поздней Римской империи преторианская гвардия свергала императоров несколько раз и устанавливала свою власть. Эллинистические цари Македонии и Эпира избирались армией. Военное господство монарха имело место также в современном Таиланде. В средневековой Японии наследственный военный вождь, сёгун, был фактическим правителем, хотя номинально Страной восходящего солнца правил японский император. В фашистской Италии монархическая власть сосуществовала вместе с властью лидеров фашистской партии, как и Румынии или Греции.

Читайте также: