В каком государстве правительство ответственно перед парламентом

Обновлено: 04.07.2024

1. Политическая ответственность правительства перед парламентом.

Политическая ответственность правительства в значительной степени субъективна. Необходимость применения такой формы ответственности определяется не критериям законности, а потребностями конкретной политики, отраженными в волеизъявлении депутатов парламента. Правительство осуществляет свои функции до тех пор, пока его деятельность удовлетворяет парламент.

В Испании, России, Франции, ФРГ, Чехии, Японии, в некоторых других странах допускается только коллективная ответственность правительств.

Определенные особенности имеет практика Великобритании, а также других стран, которые восприняли основы британской конституционной системы. Формально здесь предполагается возможность как коллективной, так и индивидуальной ответственности. При этом, если нижняя палата парламента выражает недоверие любом министру, глава правительства должен решить: подавать в отставку конкретном министру или правительству в целом.

Такой подход к политической ответственности правительства основывается на идее солидарности его членов. Считается, что все члены правительства несут ответственность за его политику в тех случаях, когда один из них не соглашается с конкретными правительственными решениями и действиями.

Однако и в этом случае трудно выяснить, при каких условиях выражении недоверия отдельному министру приводит к отставке всего правительства. Практически это почти всегда решает премьер-министр, хотя его решение будет детерминированное политической ситуацией, сложившейся в парламенте и вне его.

Что же касается отставки отдельных министров, такие вопросы в условиях, когда палата контролируется определенной партийной большинством, возникают и решаются преимущественно в связи с их персональными действиями, которые привели к политическому скандалу.

В большинстве стран конституционно введены только формализованные процедуры привлечения правительства к политической ответственности. Они имеют название вотума недоверия.

2. Ответственность с использованием процедуры импичмента.

Такая ответственность всегда индивидуализирована и может иметь место при различных форм государственного правления. В некоторых странах с парламентской формой правления ответственность с применением процедуры импичмента исторически предшествовало собственно политической ответственности правительства перед парламентом, но в наше время первая почти полностью потеряла свое значение и уступила место второй. В странах со смешанной формой правления процедура импичмента сохраняет свое значение по президентов. В президентских республиках, где не предусмотрено политической ответственности правительства перед представительным органом, импичмент является важным средством взаимодействия законодательной и исполнительной власти и рассматривается как один из компонентов в системе сдержек и противовесов.

Что же касается самой процедуры импичмента, то она возможна только при условии двухпалатному построению парламента. По упрощенной схеме, нижняя палата выступает в роли следователя и обвинителя, а верхняя палата принимает окончательное решение (квалифицированным большинством голосов) по устранению соответствующего лица с должности или поста.

Существенно отличной является парламентская процедура устранения президентов, принятая в некоторых странах, где имеет место упоминавшийся дуализм исполнительной власти. Главную роль в осуществлении такой процедуры играет однопалатный парламент, который в своем решении опирается на предварительно сформулирован вывод конституционного суда. Соответствующие процедуры установлены конституциями Латвии, Литвы, Молдовы, Румынии, Турции и некоторых других государств.

Значительные особенности имеет и процедура устранения президентов парламентами совместно с конституционными судами. Эта процедура предусматривает, что парламент или одна из его палат формулирует обвинение против президента, а конституционный суд на основании этого обвинения может принять решение о его смещения (Австрия, Болгария, Италия, Словакия, ФРГ, Хорватия, Чехия).

\u041f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0440\u0435\u0441\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0430\u00a0\u2014 \u0440\u0430\u0437\u043d\u043e\u0432\u0438\u0434\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u00a0\u0440\u0435\u0441\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0438\u00a0\u0441 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0432\u0435\u0441\u043e\u043c \u043f\u043e\u043b\u043d\u043e\u043c\u043e\u0447\u0438\u0439 \u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u00a0\u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430. \u0412 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0440\u0435\u0441\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0435\u00a0\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e\u00a0\u043e\u0442\u0432\u0435\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c, \u0430 \u043d\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u00a0\u043f\u0440\u0435\u0437\u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u043e\u043c. \u041d\u0435 \u043f\u0443\u0442\u0430\u0442\u044c \u0441 (\u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u043d\u043e\u0439) \u043c\u043e\u043d\u0430\u0440\u0445\u0438\u0435\u0439.

\u041f\u0440\u0438 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438\u0437 \u0434\u0435\u043f\u0443\u0442\u0430\u0442\u043e\u0432\u00a0\u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u0439, \u043e\u0431\u043b\u0430\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432 \u0432 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0435. \u041e\u043d\u043e \u043e\u0441\u0442\u0430\u0451\u0442\u0441\u044f \u0443 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043e \u0442\u0435\u0445 \u043f\u043e\u0440, \u043f\u043e\u043a\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u0442 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430. \u0412 \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435 \u0443\u0442\u0440\u0430\u0442\u044b \u0434\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u044f \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0438\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u043e \u043b\u0438\u0431\u043e \u0443\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432 \u043e\u0442\u0441\u0442\u0430\u0432\u043a\u0443, \u043b\u0438\u0431\u043e \u0434\u043e\u0431\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437\u00a0\u0433\u043b\u0430\u0432\u0443 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430\u00a0\u0440\u043e\u0441\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430 \u043f\u0430\u0440\u043b\u0430\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u00a0\u0438 \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0432\u044b\u0431\u043e\u0440\u043e\u0432. \u0422\u0430\u043a\u0430\u044f \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0432 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0430\u0445, \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u043e\u0439, \u0432 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043c\u0435\u0440\u0435 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u0443\u0435\u043c\u043e\u0439\u00a0\u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u043e\u0439\u00a0(\u0418\u0442\u0430\u043b\u0438\u044f,\u00a0\u0422\u0443\u0440\u0446\u0438\u044f,\u0413\u0435\u0440\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f,\u00a0\u0413\u0440\u0435\u0446\u0438\u044f,\u00a0\u0418\u0437\u0440\u0430\u0438\u043b\u044c\u00a0\u0438 \u0434\u0440.). \u0412\u044b\u0431\u043e\u0440\u044b \u043f\u0440\u0438 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0435 \u0434\u0435\u043c\u043e\u043a\u0440\u0430\u0442\u0438\u0438 \u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0434\u044f\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e \u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u0439\u043d\u044b\u043c \u0441\u043f\u0438\u0441\u043a\u0430\u043c, \u0442\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u0443\u044e\u0442 \u043d\u0435 \u0437\u0430 \u043a\u0430\u043d\u0434\u0438\u0434\u0430\u0442\u0430, \u0430 \u0437\u0430\u00a0\u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u044e. ">]" data-test="answer-box-list">

В странах с парламентской формой правления разделение властей изначально должно было подтвердить преобладающую роль законодательного органа в системе государственной власти в соответствии с принципом верховенства парламента. Начиная со второй половины XX века, в государствах с парламентской формой правления отчетливо просматривается тенденция усиления исполнительной власти, но, в то же самое время, у рассматриваемой группы стран, обладающих более заметным сходством между собой, чем различные виды президентской республики, остаются неизменными главные общие признаки - порядок формирования правительства на базе парламентского большинства и институт ответственности правительства перед парламентом. Поэтому в настоящее время верховенство парламента выражается главным образом в том, что правительство должно пользоваться доверием законодателей, а глава государства (монарх или президент) вынужден назначать главой правительства представителя партии (многопартийной коалиции), контролирующей большинство мест в парламенте. Парламентская система правления предполагает, что право назначения и отстранения правительства принадлежит парламенту, а отношения между двумя этими конституционными органами регулируются таким образом, что правительство ответственно перед парламентом и подчинено определенным правилам парламентского контроля. При анализе стран с парламентской формой правления главной проблемой исследования выступают взаимоотношения парламента прежде всего с правительством. Рассмотрим эти взаимоотношения на примере парламентской республики Германии.

Основной закон ФРГ 1949 года одним из первых в Европе провозгласил концепцию правового государства, и в эту систему был интегрирован принцип разделения властей как по горизонтали - установление разграничения компетенции между органами одного уровня, федерального и земельного, так и по вертикали - разграничение компетенции между федерацией и землями.

Осуществление законодательной власти возложено на Бундестаг и Бундесрат – орган, через посредство которого земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией и в делах Европейского Союза (ст. 50 Основного закона ФРГ).

Члены Федерального правительства несут политическую ответственность перед Бундестагом, который может сместить Федерального канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия (ст. 67 Основного закона ФРГ). Канцлер может по собственной инициативе поставить вопрос о доверии, и если это предложение не находит поддержки большинства депутатов Бундестага, то Федеральный президент вправе по предложению Федерального канцлера распустить Бундестаг. Однако данное право не может быть использовано Президентом, если Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера (ст. 68 Основного закона ФРГ). Возможность использования этого средства воздействия на Правительство связана с наличием устойчивого парламентского большинства, способного предложить альтернативу Федеральному канцлеру. Указанное обстоятельство несколько ограничивает политическую ответственность Правительства, но, тем не менее, институт конструктивного вотума недоверия был воспринят конституциями ряда стран с парламентской формой правления (Венгрия, Испания).

Правительство формируется Бундестагом и может существовать только при условии его доверия. В интересах обеспечения законной деятельности исполнительной власти в компетенцию парламента входят контрольные функции (депутатские запросы, устные и письменные вопросы, работа следственных комитетов Бундестага). Канцлер и федеральные министры представляют парламенту программы действий Правительства и отдельных министерств. Традиционным и весьма эффективным средством контроля за Правительством выглядит бюджетный и финансовый контроль. В осуществлении бюджетного и финансового контроля Бундестагу помогает специальный орган - Федеральная счетная палата. По закону 1985 г. задачей Федеральной счетной палаты является проверка расчетов, рентабельности и правильности ведения бюджета и руководства экономикой; проверка правительственного отчета о доходах и расходах и т.п. Ежегодно Счетная палата представляет Бундестагу и Бундесрату специальный доклад о проведенной проверке.

Правительство, играет в жизни парламентской республики важнейшую роль. В Основном законе задачи Федерального правительства определены разрозненно и в общих чертах, но именно из этого обстоятельства вытекают возможности Правительства оказывать влияние на государство и общество.

В Великобритании существует институт парламентской ответственности правительства, причем эта ответственность является коллективной. Вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ в доверии правительству в целом. Принцип парламентской ответственности предполагает также ответственность каждого министра перед палатой общин.

Формой парламентского контроля за правительством являются вопросы депутатов министрам. Ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы, в определенные часы. Ответы руководителей министерств на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах.

Исторической традицией является такая форма индивидуальной ответственности перед парламентом должностных лиц правительства, как импичмент. Это - специальная процедура, в соответствии с которой дела должностных лиц парламента об отставке рассматривались с соблюдением особых правил в палате общин, а затем - в палате лордов, выступающей в качестве судебной инстанции. В настоящее время привлечение министров к ответственности в порядке импичмента в Великобритании вышло из употребления. Последний раз импичмент в отношении министров применялся в 1805г.

Коллективная ответственность правительства в целом предполагает, что при условии вотума недоверия всему составу правительства премьер-министр и правительство в полном составе должны либо уйти в отставку, либо просить королеву распустить парламент в надежде на то, что после новых всеобщих выборов премьер-министр и его правительство получит одобрение в палате общин. Коллективная ответственность в сочетании с индивидуальной означает, что любой министр, независимо от занимаемого им поста в кабинет или вне его, несет ответственность за деятельность правительства в целом и какой-либо ее части.

Индивидуальная политическая ответственность министра диктует необходимость ухода в отставку, если палата общин вынесет ему вотум недоверия. Кроме того, согласно правилам, регулирующим парламентскую ответственность министра, он несет ответственность перед парламентом за все действия подчиненных ему должностных лиц. Он обязан отвечать за любые ошибки и упущения аппарата своего министерства и даже за любые действия чиновникам, совершенным вопреки его указаниям. Министр несет, таким образом, ответственность за все действия любых должностных лиц, находящихся в его подчинении.

Примером тимократии считается государственный строй в Афинах, установившийся в VI веке до н.э. в результате реформ Солона, и в Риме – после реформ, приписываемых Сервию Туллию. Для некоторых форм тимократий характерно действие принципа Питера. Но всё-таки тимократия лучше (выше) олигархии и несколько ближе к подлинной аристократии.


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

Синий цвет – президентские республики, полное руководство исполнительной властью президентом, президент является главой правительства.

Зелёный цвет – президентские республики или директории, где исполнительная власть президента или коллективного исполнительного органа зависит от парламента.

Жёлтый цвет – смешанные республики (полу-президентские, парламентско-президентские, президентско-парламентские) – правительство подотчётно парламенту и президенту, парламент влияет на выбор главы правительства президентом.

Оранжевый цвет – парламентские республики, парламент формирует правительство, в которых исполнительную власть выполняет президент или Федеральный совет, избираемый парламентом. Также парламентские республики, в которых исполнительную власть выполняет премьер-министр

Красный цвет – парламентарные конституционные монархии, парламент формирует правительство, а монарх не обладает реальной властью .

Лиловый цвет – конституционные монархии, в которых монарх обладает реальной властью, часто (но не всегда) при слабом парламенте (дуалистические монархии).

Фиолетовый цвет – абсолютные монархии.

Коричневый цвет – республики, в которых ведущая роль одной партии закреплена конституцией (государства с однопартийной системой).

Оливковый цвет – государства, где не существует основного закона по правительству (военные диктатуры).

Серый цвет – государства, не подходящие ни к одному из выше приведённых определений.

Эта карта показывает формы правления de jure, а не de facto.

Некоторые государства, которые по конституции являются многопартийными, с демократической процедурой формирования власти, могут оцениваться как авторитарные, с доминированием исполнительной власти.

1. Форма государственного правления – элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления в узком смысле – это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле – это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Форма правления показывает:

1) система высших органов государственной власти;

2) структуру высших органов государственной власти;

3) какие принципы лежат в основе взаимодействия между органами государственной власти;

4) как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами;

5) в какой мере организация органов государственной власти позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти – наследственный или выборный глава государства в государстве, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, – словом, как устроена система разделения властей.

2. Критерии определения формы правления:

1) с пособ передачи власти (наследование или путём выборов);

2) ответственность высших органов государственной власти перед населением (в монархии глава государства не несёт юридической ответственности, в отличие от главы государства в республике);

3) разграничение властных полномочий между органами государственной власти.

3. Основные формы правления:

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии:

1) единоличным главой государства является монарх;

2) власть переходит по наследству;

3) монарх юридически безответствен (отстранить монарха от власти невозможно).

1) абсолютная монархия (неограниченная) – государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (ОАЭ, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия);

2) ограниченная монархия – государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

2.1) сословно-представительная монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России, Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет;

2.2) конституционная монархия – монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

2.2.1) дуалистическая монархия – государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко);

2.2.2) парламентская монархия – государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Соединённое Королевство, Япония, Дания). Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично.

Принадлежность законодательной власти

разделена между монархом и парламентом

Осуществление исполнительной власти

формально – монарх, фактически – правительство

Назначение главы правительства

формально – монарх, но с учётом парламентских выборов

Право роспуска парламента

у монарха (неограниченное)

у монарха (по рекомендации правительства)

Право вето монарха на решения парламента

предусмотрено, но не используется

Чрезвычайно-указное законодательство монарха

неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

только в период между сессиями парламента

предусмотрено, но не используется

Саудовская аравия, Оман

Иордания, Кувейт, Марокко

Соединённое Королевство, Испания, Нидерланды

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления:

1) в сегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

2) главой государства является президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3) высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

3.1) они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

3.2) возможно досрочное прекращение полномочий.

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

1) президентская республика – государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может – здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор);

3) смешанная республика – в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом государства (Россия, Украина, Португалия, Франция);

4) директория – форма организации верховной власти в виде особой коллегиальной формы управления, в которой исполнительная власть принадлежит нескольким лицам. Термин возник впервые во времена Французской революции, когда по конституции 1795 – 1799 годов, правительство находилось под управлением пяти директоров. В настоящее время такая форма правления существует в Швейцарии, где высшим органом исполнительной власти является Федеральный совет, состоящий из семи членов.

должность символична, осуществляет представительские функции, все действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры

одновременно глава государства и глава исполнительной власти

глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом конституции

Способ избрания главы исполнительной власти

мандат получает от парламента

мандат получает от народа в ходе всеобщих выборов

Порядок формирования правительства

парламентом на основе парламентского большинства

совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)

перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия)

одновременно перед президентом и парламентом

Наличие у президента законодательной инициативы

как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть

Право вето президента на решения парламента

сильное право вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента)

как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право вето

Право президента распустить парламент

используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно

Наличие поста премьер-министра

ФРГ, Италия, Австрия

США, Аргентина, Мексика

Франция, Румыния, Россия

4. Нетипичные (смешанные, гибридные) формы правления:

4.3) теократическая республика (исламская республика) – особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с конституцией 1979 года главой государства является Рахбар – высшее духовное лицо, которое не избирается населением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый населением на альтернативных выборах президент, а законодательную – однопалатный парламент (Меджлис). Кандидаты на должность президента, а также все члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и имеет право наложить вето на любое решение Меджлиса.

5. Формы правления, политические режимы и системы в настоящее время крайне разнообразны. Относительно полный их перечень гораздо шире, нежели монархия и республика. И всё же их стоит перечислить все в алфавитном порядке. Итак:

Читайте также: