В каком году создается главное управление государственного страхования ссср

Обновлено: 02.07.2024

Краткая история создания Фонда социального страхования Российской Федерации

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Наемным работникам производилась выплата пособий при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем, полученным у работодателя. С 1918 года по 1929 год шли поиски наиболее приемлемых в те годы видов обеспечения по социальному страхованию. Статьей 176 Кодекса законов о труде в 1922 году были предусмотрены виды пособий:

- при временной нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи);

- территориальные кассы социального страхования (районные, городские, областные, краевые, республиканские в союзных республиках);

Центральное управление социального страхования (Цусстрах) и Союзный совет социального страхования (СССС).

В 1933 году произошла реорганизация управления средствами социального страхования. Наркомтруда СССР был ликвидирован, его функции были переданы Всесоюзному Центральному Совету профессиональных союзов (ВЦСПС).С 1933 года средства социального страхования в СССР находились под управлением советских профсоюзов. В ВЦСПС организацией управления средствами социального страхования занимался отдел по государственному социальному страхованию, который был подотчетен Президиуму ВЦСПС.

В краях, областях, автономных республиках СССР были созданы аналогичные структуры управления: при областных и краевых советах профсоюзов также работали отделы по государственному социальному страхованию, которыми управляли областные, краевые советы профсоюзов.

В 1971 году введено социальное страхование колхозников, для чего был создан Централизованный Фонд социального страхования колхозников наряду с бюджетом государственного социального страхования рабочих и служащих. Страховой тариф был установлен в размере 2,4% от начисленной оплаты труда.

С введением социального страхования колхозников государство завершило свои конституционные обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими.

20 лет просуществовала эта система, претерпевая значительные изменения, и в 1991 г. слилась с системой государственного социального страхования рабочих и служащих.

Этим же постановлением Совету Федерации независимых профсоюзов РСФСР предлагалось в 2-х недельный срок разработать и утвердить Положение о Фонде социального страхования РСФСР.

Была создана структура управления Фондом. Высшим органом стало Правление Фонда в составе 150 представителей Центральных и региональных отраслевых комитетов профсоюзов и Исполнительная дирекция, подотчетная Совету Федерации независимых профсоюзов России.

Но в регионах в 1991 году ничего не изменилось. При областных советах профсоюзов или федерациях профсоюзных организаций (в разных субъектах России объединения профсоюзов в это время уже назывались по-разному) как работали ранее, так и продолжали в течение всего 1991 года работать отделы по государственному социальному страхованию под управлением профсоюзов.

Вновь началась дезинтеграция в управлении социальным страхованием. Как у профсоюзов шло деление на профсоюзные объединения, так и управление средствами социального страхования делилось на мелкие отделения Фонда или даже самостоятельные Фонды при профсоюзных объединениях.

Правление Фонда было сокращено со 150 человек до 23 и в него было решено ввести 5 представителей от Министерств и Ведомств, а также от альтернативных профобъединений, не входящих в состав ФНПР.

В начале 1992 года Правительством Российской Федерации намечалась попытка расширить представительство в управлении Фондом профобъединений, не входящих в ФНПР, и таким образом снять или хотя бы смягчить напряжение, возникшее в связи с усилением роли ФНПР в управлении Фондом социального страхования РФ. Усиление роли ФНПР приводило к конфликтам и, как уже говорилось выше, создавались многочисленные, отдельно взятые Фонды при альтернативных ФНПР профсоюзах.

Окончательно управление средствами государственного социального страхования было передано Совету Министров РСФСР – Правительству РСФСР Указом Президента Российской Федерации от 28 сентября 1993 года № 1503.

В 1994 г. на основе Фонда социального страхования РСФСР был создан Фонд социального страхования Российской Федерации, деятельность которого регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации". Согласно данному нормативному правовому акту Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово - кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральными законами.

С 1994 г. Фонд социального страхования РФ управляет средствами обязательного социального страхования, которые расходуются на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет, а также на оплату путевок на оздоровление детей работников.

В конце 1990-х г.г. взамен ранее существовавших гражданско-правовых институтов возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью работника, которые не гарантировали возмещение вреда пострадавшим в случае тяжелого финансового положения работодателя или его ликвидации, была создана новая система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2005 году на Фонд социального страхования РФ возложена работа по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, а также по санаторно-курортному лечению льготных категорий граждан.

С 1 января 2007 года Фонд социального страхования финансирует пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам.

Как государственное социальное внебюджетное учреждение, Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2011 году на территории области осуществляет два вида страхования:

- обязательное социальное страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 1 января 2010 года за Фондом социального страхования закреплены функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Функции по администрированию страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Фонд исполнял и ранее.

Выполняет обязательства государства в области социального обеспечения отдельных категорий граждан в части санаторно-курортного лечения и обеспечения техническими средствами реабилитации.

Крах системы российского страхования и ее воскрешение в 20-е годы.

Революция 1917 года резким образом изменила всю систему страховой защиты населения. В 1918 году страхование во всех его формах и видах объявлялось монополией государства. Все частные общества страхования, включая взаимные общества, подлежали передаче государству в лице ВСНХ со всеми их фондами и имуществом. Только за кооперативными организациями сохранилось право произведения взаимного имущественного страхования.

Но овладение техникой страхования было довольно-таки обременительным делом для большевистских кадров, и без этого озабоченных проблематикой управления развалившимся хозяйством. В связи с этим в 1919 году было отменено страхование жизни с аннулированием всех заключенных ранее договоров, а в декабре 1920 году абсолютно отменено имущественное государственное страхование. Вместо него вводился порядок государственной бесплатной помощи натурой для трудовых хозяйств, которые пострадали от стихийных бедствий.

Организация системы государственного страхования

Постановление Совнаркома СССР от 11.11.1924 года закрепляло монопольное право Госстраха на реализацию операций по страхованию, никаким иным органам СССР и союзных республик, как местным, так и центральным, не было разрешено заниматься страхованием. Решительно пресекались попытки ведомств к образованию своих фондов страхования.

Последующее развитие страхования в СССР охарактеризовано радикальными и частными организационными преобразованиями. Более интенсивный характер данные изменения имели в период до войны.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Пожаров;
  • Градобития;
  • Падежа скота;
  • Транспортных аварий.

Имущество, которое находилось в арендном либо другом использовании предприятий и частных лиц, подлежало обязательной страховке.

За кооперативами оставлялось право самостоятельной организации страхования своего имущества вместо государственного обязательного страхования. Данная форма страхования в СССР реализовывалась посредством трех крупных кооперативных организаций:

  • страховая секция Центросоюза, обслуживавшая потребкооперацию;
  • Всероссийский кооперативный страховой союз (Коопстрахсоюзом), занимавшийся промысловой, сельскохозяйственной, жилищно-строительной и иными разновидностями кооперации во всем Союзе, исключая Украину;
  • Кооперативный страховой союз Украины.

В 30-е годы кооперативное страхование подверглось ликвидации, его функции были передан Госстраху.

После завершения Второй мировой войны к Госстраху в качестве репараций перешли акции множества страховых компаний Австрии, Германии, Румынии, Венгрии. В связи с увеличением страховой деятельности за рубежом в 1947 году было принято решение по выделению из структуры Госстраха в форме отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстраха) в статусе самостоятельного юридического лица.

Послевоенный период развития сферы страхования охарактеризован новейшими функциональными и организационными изменениями в системе страхования. В 1958 году Госстрах подвергся жесткому преобразованию в централизованную общесоюзную структуру, позже согласно общей политике децентрализации страховое дело передавалось в ведение союзных республик. С 1967 по 1991 годы система государственного страхования строилась в соответствии с союзно-республиканским принципом. Руководство ею реализовывало Правление государственного страхования СССР, которое подчинялось Министерству финансов. В любой союзной республике создано было свое собственное Правление государственного страхования, подчинявшееся, с одной стороны, Правлению государственного страхования СССР, а с иной - министерству финансов союзной республики.

Система перестрахования в советский период

Система перестрахования в нормальном ее понимание в советский период отсутствовала, исключение составлял Ингосстрах, который от самого начала своей деятельности был вынужден перестраховать собственные риски в иностранных страховых компаниях.

В кратковременный период существования кооперативного страхования общества по взаимному страхованию обязывались перестраховывать собственные риски в Госстрахе. После того, как он исчез, потребность в перестраховании сама собой отпала. Сосредоточенные в Госстрахе колоссальные страховые резервы и распоряжение ими из единого центра давали возможность не беспокоиться о перестраховании.

от 14 декабря 1967 г. N А-1093

О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ СССР

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Главное управление государственного страхования СССР (Госстрах СССР) является центральным органом союзно-республиканской системы органов государственного страхования. Главное управление государственного страхования СССР находится при Министерстве финансов СССР.

2. Основной задачей Главного управления государственного страхования СССР является обеспечение единой финансовой политики и общих принципов в проведении государственного страхования в стране.

В этих целях Главное управление государственного страхования СССР осуществляет методологическое руководство работой органов государственного страхования союзных республик, координацию работы этих органов и контроль за их деятельностью.

Главное управление государственного страхования СССР осуществляет руководство на научной основе с учетом практических задач, поставленных перед государственным страхованием.

3. Главное управление государственного страхования СССР в своей деятельности руководствуется законодательством СССР, законодательством союзных республик по вопросам, отнесенным к их ведению законодательством СССР, правилами и инструкциями Министерства финансов СССР и другими нормативными актами, а также настоящим Положением и обеспечивает правильное применение действующего законодательства органами государственного страхования.

Главное управление государственного страхования СССР обобщает практику применения законодательства по государственному страхованию, разрабатывает предложения по совершенствованию этого законодательства и вносит их на рассмотрение руководства Министерства финансов СССР.

4. Главное управление государственного страхования СССР осуществляет свою деятельность на основе хозяйственного расчета и является юридическим лицом.

5. Главное управление государственного страхования СССР отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание.

Главное управление государственного страхования СССР не отвечает по обязательствам органов государственного страхования союзных республик, равно как последние не отвечают по обязательствам Главного управления государственного страхования СССР.

Государство не отвечает по обязательствам Главного управления государственного страхования СССР, а Главное управление государственного страхования СССР - по обязательствам государства.

6. Главное управление государственного страхования СССР (Госстрах СССР) имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.

II. ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

СТРАХОВАНИЯ СССР (ГОССТРАХ СССР)

7. В соответствии с возложенными на него задачами Главное управление государственного страхования СССР (Госстрах СССР):

а) разрабатывает и представляет руководству Министерства финансов СССР проекты законов СССР, указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений и распоряжений Правительства СССР, правил, инструкций и методических указаний по государственному имущественному и личному страхованию, организации учета и отчетности и другим вопросам деятельности органов государственного страхования;

б) разрабатывает и представляет Министерству финансов СССР проекты перспективных и годовых планов развития государственного страхования; рассматривает планы доходов и расходов по государственному страхованию союзных республик с участием их представителей, а также составляет сводные планы доходов и расходов по государственному страхованию;

в) разрабатывает и представляет Министерству финансов СССР проекты планов по численности и фонду заработной платы работников органов государственного страхования союзных республик; распределяет между ними установленные численность и фонд заработной платы; предоставляет Министерству финансов СССР сводный отчет об исполнении планов по труду органов государственного страхования;

г) изучает работу органов государственного страхования союзных республик, организует обмен опытом между ними, популяризируя лучшие методы работы по проведению имущественного и личного страхования; оказывает помощь органам государственного страхования союзных республик в проведении ими рекламной работы и осуществляет рекламные мероприятия в централизованном порядке;

д) осуществляет руководство и контроль за организацией работы по подбору, расстановке, повышению квалификации и воспитанию кадров в органах государственного страхования союзных республик;

е) анализирует финансовые результаты проведения каждого вида государственного страхования, проводимого в СССР, разрабатывает предложения по совершенствованию условий страхования и укреплению хозяйственного расчета в деятельности органов государственного страхования;

ж) осуществляет контроль за деятельностью органов государственного страхования союзных республик, анализирует результаты их контрольно-ревизионной работы и разрабатывает необходимые мероприятия по ее улучшению; обеспечивает регулярное проведение ревизий и проверок работы главных управлений и управлений государственного страхования союзных республик;

з) осуществляет контроль за своевременным поступлением средств в межреспубликанский запасный фонд по страхованию имущества колхозов;

и) выдает по решению Министерства финансов СССР, согласованному с Министерством сельского хозяйства СССР, органам государственного страхования союзных республик возвратные ссуды из межреспубликанского запасного фонда по страхованию имущества колхозов и осуществляет контроль за своевременным их погашением;

к) рассматривает письма (заявления и жалобы) по вопросам государственного страхования и проверяет постановку этой работы в органах государственного страхования союзных республик; изучает причины, порождающие жалобы, и разрабатывает необходимые мероприятия по устранению этих причин;

л) осуществляет операции по страхованию пассажиров на железнодорожном транспорте и по страхованию работников за счет сре дств пр едприятий союзного подчинения;

м) ведет учет и составляет установленную отчетность и балансы по своей непосредственной деятельности, а также составляет сводные по СССР отчеты и балансы по операциям государственного страхования.

8. Для осуществления указанных выше функций Главному управлению государственного страхования СССР предоставляется право:

а) получать от органов государственного страхования союзных республик утвержденные годовые планы доходов и расходов и квартальные планы поступления страховых платежей, установленную статистическую и бухгалтерскую отчетность, балансы и материалы, необходимые для разработки проектов законов и указов СССР, решений Правительства СССР, правил, инструкций и других актов, а также для изучения и обобщения результатов работы органов государственного страхования;

б) производить ревизии и проверки всех участков работы органов государственного страхования союзных республик; при проведении ревизий (проверок) ревизоры Главного управления государственного страхования СССР пользуются правами, предоставленными Правительством СССР страховым ревизорам;

в) заслушивать доклады начальников главных управлений и управлений государственного страхования союзных республик;

г) осуществлять контроль за своевременным и правильным перечислением страхового сбора по страхованию пассажиров на железнодорожном транспорте; производить в установленном порядке взыскание указанных платежей, не перечисленных в срок;

д) открывать и закрывать в учреждениях Госбанка СССР счета для операций Главного управления государственного страхования СССР и для хранения средств межреспубликанского запасного фонда; распоряжаться в установленном порядке средствами, находящимися на этих счетах; заключать договоры и соглашения для осуществления возложенных на Главное управление функций; выдавать в установленном порядке доверенности; вести дела в судебных и административных учреждениях, а также в арбитраже.

III. РУКОВОДСТВО ГЛАВНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ СССР

9. Главное управление государственного страхования СССР проводит работу под руководством и контролем Министерства финансов СССР.

10. Главное управление государственного страхования СССР возглавляет начальник, назначаемый Министром финансов СССР.

Начальник имеет заместителей, количество которых определяется Министром финансов СССР. Распределение обязанностей между заместителями производится начальником.

Заместители начальника, главный бухгалтер и начальники отделов Главного управления назначаются Министерством финансов СССР по представлению начальника Главного управления государственного страхования СССР.

11. Начальник Главного управления в пределах функций, возложенных на Главное управление государственного страхования СССР настоящим Положением (п. 7), издает приказы и дает органам государственного страхования союзных республик соответствующие указания, обязательные для исполнения.

12. Структура, штаты и смета расходов на содержание Главного управления, а также годовые отчеты и балансы по операциям, осуществляемым Главным управлением государственного страхования СССР, утверждаются Министерством финансов СССР.

Назначение, перемещение и освобождение работников Главного управления, за исключением работников, указанных в пункте 10 настоящего Положения, производится начальником Главного управления; начальник Главного управления может также принимать работников на неполный рабочий день с оплатой их труда в установленном порядке. Начальник Главного управления может предоставлять в необходимых случаях работникам по их просьбе кратковременные отпуска без сохранения содержания.

IV. СОВЕТ ПО ВОПРОСАМ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА КОЛХОЗОВ

13. При Главном управлении государственного страхования СССР создается Совет по вопросам страхования имущества колхозов с участием представителей заинтересованных министерств и ведомств. Совет осуществляет свою деятельность на правах совещательного органа.

14. Задачами Совета является обсуждение годовых итогов проведения государственного страхования имущества колхозов и предложений по совершенствованию этого страхования в целях дальнейшего повышения его экономического значения для колхозного производства.

V. СРЕДСТВА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ СССР

15. Средства Главного управления государственного страхования СССР состоят из :

а) основного фонда;

б) текущих поступлений по операциям, осуществляемым непосредственно Главным управлением государственного страхования СССР;

в) других фондов, предусмотренных соответствующими постановлениями Совета Министров СССР.

16. Основной фонд состоит из принадлежащего Главному управлению государственного страхования СССР имущества.

17. Прибыль по результатам финансово-хозяйственной деятельности Главного управления государственного страхования СССР распределяется в соответствии с его балансом доходов и расходов. Если у Главного управления образуется сверхплановая прибыль, то конкретный размер этой прибыли, который может быть направлен в установленном порядке на жилищное строительство, определяется Министерством финансов СССР.

18. Кроме указанных выше собственных сре дств Гл авного управления государственного страхования СССР, в его ведении находится межреспубликанский запасный фонд по страхованию имущества колхозов, образование и использование которого производится в порядке, установленном Советом Министров СССР.

Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

В 1933 г. при Наркомфине СССР было создано Главное управление Госстраха СССР. Ранее существовавшее Правление Госстраха СССР, которое до этого проводило страховые операции, связанные главным образом с внешней торговлей, было ликвидировано и его функции перешли к Главному управлению Госстраха СССР.

В союзных и автономных республиках, краях и областях при соответствующих финансовых органах были созданы управления Госстраха. В районах и городах организованы инспекции Госстраха. Для контроля за работой по ликвидации убытков (рассмот-

рения и утверждения актов об убытках) были созданы районные страховые комиссии (существовавшие до 1940 г.) и сельские страховые комиссии (до 1937 г.).

В 1934 г. возобновилось добровольное сверхокладное страхование колхозного имущества и личного имущества граждан. Личное страхование было вновь передано в Госстрах. В 1936 г. был введен институт страховых агентов для привлечения страхователей и оформления договоров.

В дальнейшем происходит увеличение роли государственного страхования в обеспечении непрерывности расширенного социалистического воспроизводства. Постановлением Совнаркома СССР от 3 февраля 1938 г. мО государственном страховании имущества предприятий, учреждений и организаций’* был расширен перечень страхуемого государственного имущества и введено страхование только с взиманием платежей. Вводилось обязательное страхование всего государственного жилого фонда, а также государственного имущества, сданного в аренду или в иное пользование отдельным лицам или частным организациям. Добровольное страхование распространено на имущество учреждений, состоящих на местном бюджете, находящихся в их ведении предприятий и организаций, а также на имущество кооперативных и других общественных организаций.

4 апреля 1940 г. Верховный Совет СССР принял закон об обязательном окладном страховании, который повысил нормы обеспечения по страхованию животных и сельскохозяйственных культур в колхозах (крупного рогатого скота — вдвое, сельскохозяйственных культур — на 20%).

В период Великой Отечественной войны страхование использовалось в интересах бесперебойного производства сельскохозяйственной продукции и сырья в колхозах с целью удовлетворения потребностей Советской Армии, промышленности и населения. Также страхование приобретало особенно важное значение, как метод привлечения денежных средств. Были значительно повышены нормы обеспечения по страхованию сельскохозяйственных культур и животных. С 1943 г. коллективное страхование жизни трудящихся прекратилось и вводилось индивидуальное страхование жизни.

После войны особое внимание уделялось организационному укреплению системы органов страхования. В 1948 г. было утверждено “Положение

о Главном управлении государственного страхования СССР (Госстрах СССР) и его органах”, заменившее "Положение о государственном страховании СССР” от 18 сентября 1925 г. Госстрах получил большую самостоятельность, повысилась роль страховых инспекций.

Постановлением правительства с 1 января 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений, состоящих на местном бюджете и находящихся в их ведении предприятий и организаций.

Сфера распространения государственного страхования была ограничена рамками колхозно-кооперативной собственности (кооперативных,

профессиональных и других общественных организаций) и личной собственности граждан.

    апреля 1958 г. переданы в ведение министерств финансов союзных республик. Главное управление государственного страхования СССР, находившееся в ведении Министерства финансов СССР, было упразднено, а в составе Министерства финансов организован отдел государственного сграхования, в обязанности которого входили разработка и представление на утверждение министерства правил и инструкций по вопросам государственного страхования, осуществление координации и методического руководства проведением государственного страхования в союзных республиках.

В период 1960—1980 гг. государственное страхование способствовало охране сельскохозяйственного производства от последствий стихийных бедствий и повышению материального благосостояния советских людей. Реальные условия и гарантии для восстановления погибших ценностей и для непрерывности и бесперебойности сельскохозяйственного производства создавала колхозам действовавшая в то время система обязательного окладного страхования колхозного имущества: строений, оборудования, инвентаря, транспортных средств, сельскохозяйственной продукции (урожая и других видов продукции), материалов и племенного скота.

Особое значение для колхозов имела система страхования сельскохозяйственных культур, которая была обеспечена обязательным страхованием лишь в небольшой степени. В 1958 г. общая сумма обеспечения по обязательному окладному страхованию всех сельскохозяйственных культур в колхозах составляла только 14,6% стоимости урожая, начисленной по государственным закупочным ценам. Недостаточными были и нормы обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных животных.

Для того чтобы повысить значение обязательного окладного страхования в современных условиях колхозного производства и повысить уровень страхового обеспечения по страхованию сельскохозяйственных культур и животных, 7 декабря 1959 г. был принят Указ Верховного Совета СССР “О частичном изменении Закона об обязательном окладном страховании” от 4 апреля 1940 г. По этому указу размер обеспечения по обязательному окладному страхованию сельскохозяйственных культур повышен до 40% от средней стоимости урожая, определяемой по государственным закупочным ценам. Например, гектар озимой пшеницы ранее страховался в среднем в размере 10 руб., а теперь - 41 руб., а сумма стра-

хового обеспечения на одно животное (крупный рогатый скот) возросла в среднем с 60 руб до 80 руб

Указ также предусматривал, что колхозные сельскохозяйственные машины и орудия могут быть застрахованы в добровольном порядке Кроме того, были понижены тарифные ставки по обязательному окладному страхованию имущества колхозов на 23%.

В систему добровольного имущественного страхования, дополняющую обязательное окладное страхование, также внесены изменения Постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1959 г “О добровольном страховании имущества колхозов и населения” Добровольное страхование сельскохозяйственных культур и животных должно производиться исходя из их стоимости по закупочным (а не по розничным) ценам Введено добровольное страхование сельскохозяйственной техники и механизированных средств транспорта колхозов Дополнительно к обязательному окладному страхованию введено также добровольное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личнои собственности.

  1. —10%, которые расходуются на финансирование мероприятий по предупреждению пожаров и падежа скота, борьбе с ними, а также по предупреждению гибели и повреждения сельскохозяйственных культур.

Таким образом, с начала 1960-х годов на протяжении 30 лет в СССР действовала система государственного страхования, состоящая из обязательного и добровольного имущественного и личного страхования.

Отличительной чертой обязательного имущественного страхования была и остается его всеобщность* страхователями являются и все колхозы, и граждане, которые имеют имущество, подлежащее обязательному страхованию. Застрахованными являются все объекты данного вида (в колхозах - все строения, урожай, животные, а в хозяйствах граждан - все строения, все достигшие определенного возраста животные).

Законом установлены размеры страхового обеспечения, и поэтому обязательное страхование является нормированным (в сумме или в процентах) : страхователь не может сам назначать или предлагать страховую сумму.

Обязательное страхование является бессрочным и действует непрерывно до тех пор, пока существует та или иная собственность.

нако ипослсдстгши применяются принудительные меры взыскания недоимки

Поскольку добровольное страхование основано на договоре страхова-

ния, то страхователь сам олседеляlt;*1 стг,'л*гgt;тппг, ^ і-ірдлица

- п ст(мховую сумму исходя из стоимости

имущества, а в личном сіраховании эта сумма вообще не ограничивается

Однако договор добровольного страхования вступает в силу, если стаахо- вые платежи внесены вовремя

Ооязательное государствен нос етрахование в СССР включало 2 вида*

окладное имущественное страхование и обязательное личное страхование

пассажиров в пути Основной виц по сбору премии и количеств/застрахо!

ванных объектов - окладное имущественное страхование. В котаозах

объекть окладного страхования следующие: строения, инвентарь, транс- портные средства F ’ к

Страхование в России имеет глубокие корни. Первые сведения о появлении страхования на Руси зафиксированы в законодательстве X-XI вв. Однако до XVIII века страхование в России было развито слабо. Активизация страховой деятельности относится к периоду правления Екатерины II. В 1781 г. императрица издала Устав купеческого пароходства, который включал постановление о морском страховании. Манифестом от 28 июня 1786 г. был учрежден Государственный заемный банк. Таким образом, начиная с 1786 года, в России была установлена государственная монополия на страхование. Вслед за Государственным заемным банком был создан Государственный ассигнационный банк, проводивший страхование на дожитие и страхование ренты.

Однако в начале XIX в. государственная монополия на страхование была снята, и с этого момента началось бурное развитие акционерных, взаимных и земских страховых обществ, которые играли заметную роль в финансово-экономической жизни страны. Апогей развития страхового бизнеса пришелся на XX век, и сегодня страхование становится всё более востребованной услугой. Среди ведущих страховых компаний России можно выделить следующие: Ингосстрах, Росгосстрах, Альфастрахование и др. Речь в реферате пойдет о компании Госстрах (сегодня Росгосстрах), её истории с момента основания и до наших дней.

Страховая деятельность в России начинается в период правления Екатерины II. В 1781 г. императрица издает Устав купеческого пароходства, который включает постановление о морском страховании. Страхование от огня вводится также при Екатерине II. Ее манифестом от 28 июня 1786 г. учреждается Государственный заемный банк, страховой экспедиции которого повелевается производить во всех городах страхование каменных домов, состоящих в залоге в названном банке.

Начиная с 1786 года, в России устанавливается государственная монополия на страхование. Вслед за Государственным заемным банком создается Государственный ассигнационный банк, проводивший страхование на дожитие и страхование ренты.В начале XIX в. (1827 г.) государственная монополия на страхование была снята. С этого времени началось бурное развитие акционерных, взаимных и земских страховых обществ, которые играли заметную роль в финансово-экономической жизни страны.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ. К 1890 г. доля иностранного капитала в страховом деле составила 24,4 процента.

В 1919 году было упразднено страхование жизни, а в 1920 году – государственное имущественное страхование. На смену этим видам страхования пришла организованная государственная монополия на оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий.

Для проведения страховых операций в составе Наркомфина учреждается главное управление государственного страхования. Формируется территориальная сеть Госстраха.

В России вводится государственное имущественное страхование частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, а также страхование от аварий на путях водного и сухопутного транспорта.

Несколько позднее вводится обязательное страхование имущества государственных предприятий, арендуемых частными лицами и коллективными хозяйствами.

В 1922 году постановлением Правительства Госстраху предоставляется право проведения добровольного страхования жизни, от несчастных случаев, государственного окладного страхования крестьянских хозяйств от пожаров.

В 1925 году создается главное управление государственного страхования СССР, которое со всеми его органами (республиканскими, краевыми, областными и др.) составляет единую союзно-республиканскую систему Госстраха[1].

Период индустриализации сопровождается интенсивным развитием обязательного страхования имущества государственных и кооперативных предприятий и организаций.

В 1934 году увеличивается число объектов обязательного страхования, повышается страховое обеспечение. В 1936 г. создается сеть страховых агентов. В финансировании мероприятий по ветеринарному обслуживанию колхозов, по борьбе с пожарами значительную долю составляют отчисления от страховых платежей.

Проведение налоговой реформы в 1930-1931 годах вызывает необоснованное изменение государственной страховой политики. В начале 1931 года резко ограничивается сфера страхования государственного имущества (сохраняется лишь страхование имущества предприятий и организаций местного подчинения, но на явно абсурдных условиях – без взимания страховых платежей). Ликвидируется взаимное кооперативное страхование, добровольное страхование крестьянского имущества. Запрещается заключение договоров долгосрочного страхования жизни. Подвергся разгрому и страховой аппарат: страховые органы на местах подлежали ликвидации, страхование возложено на финансовые органы.

Однако в начале 1933 г. становится ясно, что упадок страхового дела наносит большой ущерб народному хозяйству. Принимается постановление ЦК ВКП (б) от 8 марта 1933 года об извращениях в работе по страхованию в деревне. Восстанавливается система страховых органов, институт страховых агентов, страховых ревизоров. Возобновляется долгосрочное страхование жизни, добровольное страхование имущества колхозов и граждан на селе, кооперативных и общественных организаций, обязательное страхование государственного жилого фонда и имущества, сданного в аренду[1].

В период Великой Отечественной войны средства государственного страхования используются на военные нужды. За 1941-1944 гг. Госстрах СССР передает в государственный бюджет в порядке приобретения облигаций госзаймов и в порядке отчислений от прибыли свыше 5,8 млрд. рублей.

Экономическое значение государственного страхования возрастает после проведения в декабре 1947 г. денежной реформы. В условиях повышения роли денег в народном хозяйстве, дальнейшего укрепления советского рубля и снижения розничных цен материальная помощь населению по линии государственного страхования становится более эффективной.

В послевоенные годы происходит рост операций личного страхования. Если на конец 1945 года по всем видам личного страхования было застраховано 1,8 млн. человек, то на 1 января 1953 года — 5,9 млн. человек.

В 1956 году обязательное страхование строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, дополнено добровольным.

В 1958 году страховое дело передается в ведение министерств финансов союзных республик[1].

В 1968 году отменяется добровольное страхование имущества сельскохозяйственных предприятий и вводится только обязательное страхование имущества колхозов с широким спектром рисков, в частности, страхование посевов от засухи. Эти преобразования направлены на поддержку сельского хозяйства и определяются общеэкономическими задачами государства в целом.

Росгосстрах достигает лидирующего в СССР положения по уровню развития добровольного страхования среди населения, хотя каких-либо особых экономических предпосылок для этого в РСФСР, по сравнению с другими союзными республиками, нет.

В 60-70-е годы вводится: страхование детей, страхование к бракосочетанию, новые правила страхования домашнего имущества и транспортных средств[1].

Читайте также: