В каком году было соглашение мухаммеда и знати мекки

Обновлено: 02.07.2024

Пророк Мухаммед отправляется из Мекки в Медину 20 сентября 622 года по христианскому календарю, а по мусульманскому — в первый день первого года

В начале славных дел

Первоначально это казалось не такой уж масштабной геополитической задачей — Халифат обладал весьма небольшой территорией. При первом халифе, соплеменнике и тесте пророка Абу Бакре (его дочь Аиша была любимой женой основателя ислама), он едва простирался за пределы Мекки с Мединой, которая и стала первой столицей, — дело в том, что вольные кочевые бедуины Аравии, которые признавали раньше Мухаммеда пророком, отпали от новой религии. Но повелителю мусульман удалось вновь привести их к подчинению. А обширнейшие территории были присоединены к арабскому миру уже при следующем местоблюстителе, Омаре ибн ал-Хаттабе (634—644). Ему завещал свой пост, умирая, сам Абу Бакр. Это под его началом асхабы отняли вооруженной рукой почти весь Ближний Восток у Ирана и Византии.

10 октября 680 года. Битва при Кербеле. Окончательный триумф Омейядов — войска халифа Йазида побеждают сторонников Хусейна, внука пророка

Перед своей кончиной Омар назначил особый совет, шура, — из самых авторитетных асхабов, которым поручил выборы нового амира. Те, посовещавшись, решили назначить Османа (644—656) из уже известного нам клана Омейядов. Он тоже был тестем пророка и одновременно зятем — Мухаммед женился на дочери Османа, а за него выдал сначала одну свою дочь, а потом, когда та умерла, другую.

Согласно мусульманскому историческому преданию, халиф этот был праведен. Таковым он почитается до сих пор, учитывая, что среди главнейших заслуг Османа — составление по его приказу канонического сводного текста Корана. Прочие списки, изготовленные прежде, правитель велел изъять и сжечь, чтобы не было соблазна в накопившихся расхождениях рукописей.

С другой стороны, амир, говорят, отличался неподходящим для владыки качеством — безволием. Он не мог устоять перед напором собственных родственников, воспитанных еще при мекканском язычестве в стремлении к роскоши. Те бесцеремонно требовали должностей в крепнущей державе. И вот в мае 656 года в Медину прибыли выборные от войск, расквартированных в Египте, Куфе и Басре, с требованиями прекратить кумовство и безобразия. Они фактически осадили дом халифа, в то время как другие именитые горожане решили ни во что не вмешиваться. В конце концов ополченцы вместе с местными противниками Османа ворвались в его дом и убили. Согласно легенде, престарелый халиф в этот момент читал Коран, и на Книгу пролилась его кровь. Разгоряченные воины, подобно римским преторианцам, сами посадили теперь нового человека на престол — халифом стал очередной родственник (двоюродный брат и опять зять) пророка — знаменитый Али ибн Абу Талиб, человек, которому было суждено сыграть поистине роковую роль в будущем мирового ислама. Ведь из-за него в общине произошел первый и самый крупный раскол, давший трещины, которые существуют и сегодня. Раскол на суннизм и шиизм.

У гробницы праведного халифа Али в иракском городе Наджафе

После гибели Али и отречения его старшего сына ал-Хасана Муавия беспрепятственно провозгласил себя халифом в главном городе Сирии Дамаске, который и сделался в 661 году центром обновленного государства.

Омейяды — нечестивцы или благодетели?

Вернемся, однако, к событиям VII века. Теперь власть в Халифате оказалась в руках одного из величайших деятелей всей арабской истории. Добившись того, чего желал, Муавия не стал преследовать сторонников Али, но постарался привлечь их на свою сторону богатыми дарами и обходительным обращением. И так же вел себя с вождями всех арабских племен. Он понимал, что важнейшее условие благоденствия подвластного ему разноплеменного государства в новых обстоятельствах — это лояльность завоеванных арабами народов, и потому пресекал любые притеснения иноверцев и инородцев, главным образом христиан, чем заслужил добрую память в чужеземных хрониках. В плане государственного строительства эпохе Муавии принадлежит важнейшее нововведение — он впервые в мусульманском мире установил наследственную власть, еще при жизни провозгласив своим наследником сына Йазида и велев влиятельным мужам Халифата присягнуть ему. Считается, что такой властный принцип ибн Абу Суфйан заимствовал у Византии.

Недолюбливали Омейядов и шииты, и хариджиты. Сопротивлялось им и сословие знатоков религиозного канона, улемов, — те считали, что бану умаййа искали не Божьей благодати на Земле для себя и подданных, но погрязли в роскоши, пороках и нечестии. По их мнению, держава перестала быть Халифатом, то есть государством, живущим согласно установлениям Аллаха.

Наконец, критического накала ситуация у вершин власти достигла, когда в лагерь недовольных перешли потомки дяди пророка, ал-Аббаса. Вокруг этого клана сформировалась тайная религиозно-политическая школа ал-хашимиййа. Возглавивший ее старейшина рода Мухаммед ибн Али ибн Абдаллах ибн ал-Аббас (он умер около 740 года) стал рассылать по провинциям своих эмиссаров (дуатов), среди которых встречались как арабы, так и мавали.

Эпоха Аббасидов

А вот при Аббасидах аравийское влияние постепенно пошло на спад.

Борьба за титул

А в начале 910 года в Магрибе (затем и в Египте) устанавливается власть шиитской династии Фатимидов (они утверждали, что ведут род прямо от дочери пророка Фатимы — супруги Али ибн Абу Талиба), которые первыми дерзают нарушить формальное табу — объявляют самих себя халифами. Просуществовал этот самозваный узкоместный Халифат целых два века. И Каир — в ближайшие столетия крупнейший центр мирового ислама — обязан своим возникновением Фатимидам.

Тут уж многие стали брать с них пример — подняли, естественно, голову андалусийские Омейяды, у коих уж точно имелись основания претендовать на священный титул — в 929 году Абд ар-Рахман III (912—961) становится халифом кордовским.

Как знаем мы сегодня, сельджукское нашествие сыграло поистине эпохальную роль в истории этих мест. Во-первых, смешавшись с местным населением, кочевники-огузы положили начало как минимум двум новым народам — современным туркам и азербайджанцам. Кроме того, прямые потомки Сельджука образовали ряд государств, главнейшими из которых на первых порах сделались султанат Великих Сельджуков (он даже завладел на некоторое время Багдадом) и Конийский султанат в непосредственной близости от Босфора и Дарданелл…

Завоевание Мекки ( арабский : فتح مكة Фатх Мекки ) был захват города Мекки по мусульман во главе исламского пророка Мухаммеда в декабре 629 года или в январе 630 AD ( Julian ), 10-20 рамадана , 8 AH . Завоевание положило конец войнам между последователями Мухаммеда и племенем курайшитов .

СОДЕРЖАНИЕ

Древние источники различаются по датам этих событий.

  • Дата, когда Мухаммед отправился в Мекку, по-разному указывается как 2, 6 или 10 Рамадан 8 хиджры.
  • Датой прибытия Мухаммеда в Мекку по-разному считается 10, 17/18, 19 или 20 рамадан 8 хиджры.

Преобразование этих дат в юлианский календарь зависит от того, какие предположения были сделаны о календаре, который использовался в Мекке в то время. Например, 18 рамадан 8 хиджры может быть преобразовано в 11 декабря 629 года нашей эры, 10 или 11 января 630 года или 6 июня 630 года нашей эры.

В 628 году мекканское племя курайшитов и мусульманская община в Медине подписали 10-летнее перемирие, названное Худайбийским договором .

В 630 году это перемирие было нарушено, когда Бану Бакр , союзник курайшитов, напал на Бану Хузаа , который недавно стал союзником мусульман.

Согласно условиям Худайбийского договора, арабским племенам была предоставлена ​​возможность присоединиться к любой из сторон: к мусульманам или курайшитам. Если какое-либо из этих племен столкнется с агрессией, сторона, с которой оно состояло, будет иметь право нанести ответный удар. Как следствие, Бан Бакр присоединился к курайшитам и Бан Khuza'ah присоединился к мусульманам. Таким образом, некоторое время они жили в мире; но скрытые мотивы, уходящие корнями в доисламский период, зажженные неослабевающим огнем мести, спровоцировали новые боевые действия. Бану Бакр, не заботясь о положениях договора, напали на Бану Хузаа в месте под названием Аль-Ватир в Шаабане в 8 году хиджры. Курайшиты помогли Бану Бакру людьми и оружием, воспользовавшись темной ночью. Под давлением врагов племена Бану Хузаа искали Святилище, но и здесь их жизни не пощадили, и, вопреки всем общепринятым традициям, Навфаль, вождь Бану Бакр, преследовал их в освященной местности. - где нельзя проливать кровь - и убил своих противников. Бану Хузаа немедленно отправил делегацию в Медину, чтобы сообщить Мухаммеду об этом нарушении перемирия и обратиться за помощью к мусульманам Медины.

После инцидента курайшиты отправили к Мухаммеду делегацию с петицией о сохранении договора с мусульманами и предложением материальной компенсации. Мусульманские силы собрались в силе, чтобы свести счеты с курайшитами и провести последнюю атаку и открыть Мекку.

Начало завоевания

Мусульманская армия, состоящая из 10 000 человек, выступила в Мекку во вторник, 31 октября 629 г. (10 рамадан, 8 г. хиджры). Это была самая крупная мусульманская сила, когда-либо собранная на то время. Мухаммед приказал всем разжечь костер, чтобы мекканцы переоценили размер армии.

Тем временем Абу Суфьян ибн Харб путешествовал между Мухаммедом и Меккой, все еще пытаясь достичь урегулирования, чтобы избежать завоеваний. Согласно источникам, он нашел помощь в дяде Мухаммеда Аль-Аббасе , хотя некоторые ученые считают, что историки, писавшие под властью потомков Аббаса, династии Аббасидов , преувеличивали роль Аббаса и преуменьшали роль Абу Суфьяна, потомки которого были враги Аббасидов.

Путешествие в 200 миль до Марр-уз-Захрана, расположенного в десяти милях к северо-западу от Мекки, заняло около недели. Армия прибыла туда в понедельник, 16 рамадана, а штурм Мекки начался на следующий день. Мекка расположена в долине Ибрагима, в окружении черных изрезанных холмов, достигающих в некоторых местах высоты 1000 футов (300 м). Было четыре входа через перевалы в холмах. Это были с северо-запада, юго-запада, юга и северо-востока. Мухаммед разделил мусульманскую армию на четыре колонны: по одной для продвижения через каждый проход. Главной колонной, в которой присутствовал Мухаммед, командовал Абу Убайда ибн аль-Джаррах . Ей было поручено войти в Мекку по главному маршруту Медины, с северо-запада около Азахира. Двоюродный брат Мухаммада Зубайр ибн аль-Авам командовал второй колонной, которая планировала войти в Мекку с юго-запада через проход к западу от холма Куда. Колонна, входившая с юга через Кудай, находилась под предводительством двоюродного брата Мухаммеда Али ибн Аби Талиба . Последняя колонна под командованием Халида ибн аль-Валида планировала войти с северо-востока через Хандаму и Лайт.

Их тактика заключалась в том, чтобы наступать одновременно со всех сторон, преследуя единую центральную цель. Это привело бы к рассредоточению сил противника и предотвратило бы их концентрацию на каком-либо одном фронте. Другой важной причиной такой тактики было то, что даже если одна или две из атакующих колонн столкнулись с упорным сопротивлением и не смогли прорваться, атака могла продолжаться на других флангах. Это также предотвратило бы побег любого из курайшитов.

Последствия

Он также заявил:

Люди собрались у Каабы, и Мухаммед произнес следующее обращение:

Тогда Мухаммад, обращаясь к людям, сказал:

Вслед за этим Мухаммад заявил:

Было приказано убить десять человек: Икримах ибн Аби-Джахл , Абдулла ибн Саад ибн Аби Сарх, Хаббар бин Асвад, Микьяс Субабах Лайти, Хувайрат бин Нукайд, Абдулла Хилал и четыре женщины, которые были виновны в убийстве или других преступлениях или спровоцировали от войны и нарушил мир.

Однако не все они были убиты; Икрима жил, чтобы принять ислам и сражаться в будущих битвах среди мусульманских рядов. Из двух певиц, объявленных Мухаммедом вне закона, одна была убита, а другая пощадила, потому что приняла ислам. Ибн Аби Сарху была предоставлена ​​защита при Усмане ибн Аффане, и когда он первоначально отказался принять обязательную присягу на верность Мухаммеду, прохожие по-прежнему не убили его из-за неправильного понимания указа Мухаммеда.

Если интересно узнать об истоках возникновения нового вероучения пророка Мухаммеда в начале VII века, милости прошу ознакомиться со статьей здесь . Максимально доступно и просто постарался продраться через хитросплетения клубка причин и предпосылок, которые были завязаны в землях Аравийского полуострова той эпохи. Но ислам вполне мог проиграть, никогда не вырваться из песков и оазисов. Не случись несколько нечаянных событий.

В кольце врагов .

Сторонники пророка вызывают у них раздражение, подвергаются травле и унижениям. Дело становится явно конфликтным, может пролиться кровь. Некоторые не выдерживают прямого давления, начинают покидать Мекку, найдя убежище за пределами Хиджаза (западная часть Аравии), обосновавшись даже в Аксумском царстве (Северная Эфиопия). Сохранив немалую силу, которая очень поможет пророку в борьбе с караванным трафиком курейшитов, подорвёт их финансовое могущество.

Это было удачным и нечаянным решением. Восточная Африка не была какой-то экзотикой для арабов, большая эфиопская община в Мекке обосновалась ещё с начала VI века. Это были торговцы, караванщики, воины-наёмники. Служили всем на Ближнем Востоке.

К примеру, эфиопы (с боевыми слонами) составляли лучшую часть воинства правителя Химьяритского государства, расположенного на юге Аравийского полуострова, когда он попытался подчинить весь Аравийский полуостров в середине VI века. Теперь они попадают под влияние идей Мухаммеда.

Первые проблемы.

Например. В Мекке и Медине было немало ростовщиков, к которым вынужденно обращались не только купцы, но и малоимущие бедняки. В Коране постоянно натыкаемся на аяты, осуждающие такое бедствие. Но позиция половинчатая, когда Коран начинает выступать… против чрезмерно высоких процентов (когда за одалживаемую монету брали три-четыре). Пророк обращается к тем ростовщикам, которые приняли ислам:

На самом деле, борьба шла не с явлением ростовщичества, лишь гремели увещевания о снижении долгового бремени для заёмщика. Вокруг этого долгие века шла тихая возня под звон монет. Ростовщичество в Аравии, других мусульманских странах при халифах — существовало и процветало, скатываясь в хитрые скрытые формы. Это прекрасно продемонстрировала в XX веке банковская сфера Саудовской Аравии (где находятся Мекка и Медина).

Правящие кланы всех мусульманских стран очень любят быть миллиардными вкладчиками в банки США и Европ, брать там кредиты. Даже пытаются обосновать сознательной благодетелью, мол… неверные будут гореть в аду. Крайне клерикальные Пакистан и Иран от банковской системы тоже не отказываются. Но не суть, никакой реальной борьбы с ростовщиками при пророке не было. Так, порицаемое (но ненаказуемое) явление.

В любом случае, имущественное и социальное неравенство пророком не было изжито, сохранялось среди мухаджиров, ансаров и других племён мединского объединения. Это порождало вполне очевидные трудности, которые едва не привели к гибели идей Мухаммеда. Дело вот в чём.

Не ушли прежние проблемы социального расслоения мединского союза. Это понятно из предания, когда была построена первая крытая мечеть (масджид). Её возвели бедняки, где и жили, укрываясь от зимней непогоды. Хотя первые мечети Аравии, возводимые по воле пророка, … тогда строились без крыш. Это были четырехугольники или квадраты, с четырёх сторон обнесённые стеной. Не было в то время и определённой стороны поклонения молящегося — киблы.

На удачу, вопрос решился сам собой. Как только идеи Мухаммеда стали проникать севернее Медины, мечети там стали строить всегда крытые, даже отапливаемые. Последователи пророка, скрипнув зубами, отступились от бедноты и весьма боеспособных северных племён. Ради такой поддержки пришлось идти на попятную.

На большую дорогу .

Нет, среди жителей Медины было немало тех, кто безвозмездно предоставлял вновь прибывшим свои дома, подсобные помещения, делился пищей. Но долго на подобную благотворительность не стоило рассчитывать, не та ресурсная база. Поэтому… жертвой выбирается богатейшая Мекка, враждебная, изгнавшая мухаджиров. С крайне агрессивным жречеством Каабы и знатью курейшитов.

Влиятельный курейшит Абу Суфйан, возглавлявший караван по пути из Сирии, узнал о готовящемся нападении. Сумел провести тысячи верблюдов в Мекку через Тихаму, область у побережья Красного моря. Там его поджидали наспех собранные отряды мекканцев. Они направились в сторону мухаджиров, столкнувшись с воинами Аллаха при Бедре, у главного источника пресной воды караванного пути Ближнего Востока.

Мединцам откровенно повезло. Их было меньше, но правильно выбранная позиция позволила одержать громкую победу. Была захвачена ценная добыча и пленные, которых отпускали без всякого выкупа, если они принимали Мухаммеда за пророка, изрекавшего Истину. Остальные платили золотом за свободу.

Концепция войны и смерти.

Убивая, его воин выполняет волю Высшего существа, Аллаха. Который заранее всё предопределил и предусмотрел. Коран объясняет причину храбрости и боевой ярости последователей Мухаммеда. Пророк сообщает главную новость: убитому в бою не придётся ожидать ни воскресения мертвых, ни Страшного Суда: он немедленно окажется в раю.

Это тоже было что-то новенькое, неизвестное. Но вожди мухаджиров быстро сообразили, насколько спокойна совесть их воинов, считавших процесс убийства - великим благом. Так они оказывали услугу. Себе (погибая в бою). Неверным, отправляющимся в собственные райские кущи. Все многочисленные эпизоды ратного служения в Коране и поздней литературе вращаются вокруг этого, овеяны героикой, фантастикой и сюрреализмом.

В третьем десятилетии VII века все последователи Мухаммеда вооружились, сели на коней и помчались в безнадежные порой атаки. За немедленным потусторонним воздаянием. С глубоким убеждением: нет более праведного дела, чем война во имя Аллаха.

Где Он помогает ангелами, лично направляет руку воина с копьём и мечом. Это было всегда против человеческой природы и подлинных представлений Аравии. Вояки из них… авторитетом не пользовались никогда. Но неожиданно всё изменилось.

Обезоруживала и страшила ярость, презрение к смерти среди последователей Мухаммеда. Так миф обрастал новыми легендами, против мухаджиров опасались выходить даже бывалые воины, более многочисленные отряды.

Так был сделан следующий шаг. Вероучение превращается в полноценный воинский Устав. Не ограничиваясь религиозными наставлениями, Коран начинает пестреть доводами другого рода: необходимость соблюдения воинской дисциплины, сплочённость, недопущение расхлябанности, обязательность чётких совместных действий отрядов, если они намерены вступить в битву.

Постоянно напоминается воинам Аллаха: только соблюдение этих правил позволит побеждать не числом. Дисциплина, сноровка, быстрота и воодушевление, стойкость и ярость воинов — вот залог успеха.

Решающий бой .

Столь суровые слова Аллаха — не плод возвышенной фантазии, а суровая жизненная необходимость тех лет. Немногочисленные мединцы познали в стычках и сражениях с Меккой не только победы. Были тяжёлые поражения и малодушие. По преданию, когда Абу Суфйан (ок. 625 г.) возглавил выступивший против Медины большой отряд курейшитов… треть воинства Мухаммеда попросту разбежалась.

Мухаджиры и ансары, и без того уступавшие в численности курейшитам, теперь остались в подавляющем меньшинстве. Не сумели проявить достаточной сплочённости, стойкости. Были вдребезги разбиты у горы Оход, Мухаммед ранен. Через год Абу Суфйан опять отправился урезонивать разбойников, собрав 10 тысяч ополчения, пригласив наёмников-ахабишей из Эфиопии (скрытых мусульман, потом перекинувшихся к мединцам).

Мухаммед, трезво оценив соотношение сил, даже не стал выводить свои сотни из города, начав непривычную для арабов войну. Осаждённые вырыли глубокий ров, насыпали вал и посадили за укрытиями лучников. Предание говорит, новую тактику подсказал перс Сальман аль-Фариси, захваченный в плен раб, принявший ислам. Он был отмечен пророком, впоследствии став видным военачальником Халифата. Его гробница и мечеть в Ираке — до сих пор пользуется особым почитанием.

Там было государственное образование прямого конкурента Мухаммеда, пророка Масламы (Мусейлима), проповедовавшего единого бога Рахмана. Но монотеизм учений позволил договориться, многобожникам-курейшитам поставки хлеба перекрыли.

К новым горизонтам .

Наступили относительно спокойные времена. Мекка, изрядно поголодав, начинает снижать свой градус нетерпимости к последователям Мухаммеда. А в Медине, где среди арабов-ансаров было немало христиан и иудеев-книжников (избежавших выселения и смерти), — начинается долгий диспут. Долгие богословские споры, разработка вероучения и культа.

Одним словом, капитуляция прошла тихо и спокойно. Курейшиты не рискнули дальше взвинчивать цены на хлеб, продолжать войну. Примерно в 630 году новой эры город отправил посланников в Медину. О чём они там говорили с пророком — неизвестно, но через два года мухаджиры и ансары Медины (вместе с Мухаммедом) совершили паломничество в Мекку. Свой первый триумфальный хадж.

К Каабе они вышли полными и безоговорочными победителями. Но смерть пророка в 632 году поставила перед его последовательно не менее сложные задачи. Самой главной из которых была: что делать дальше?

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Глава III

Арабы в VI—XI веках

Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространён?

Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?

1. Природа и занятия населения Аравии. Арабы издавна жили на обширном Аравийском полуострове в Юго-Западной Азии. Большую его часть занимают сухие степи и безводные пустыни.

Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьёв они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, сахарный тростник, хлопчатник.


Бедуины в походе. Миниатюра XIII в.


Остановка в оазисе. Миниатюра XIII в.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города, самым крупным из них был город Мекка.

Каждую весну в течение четырёх месяцев в Мекке проходили ярмарки (ежегодные или сезонные торги). Кочевники пригоняли сюда скот и обменивали его на хлеб, ткани, оружие, посуду. Во время ярмарок в Мекке и её окрестностях объявляли общий мир.

2. Племена бедуинов. Бедуины делились на множество племён и родов. Из-за пастбищ и по обычаю кровной мести часто происходили стычки между племенами, а войны между ними длились иногда десятилетиями. Каждое племя поклонялось своим божествам, а это ещё более усиливало рознь среди арабов.

Во главе племён стояли вожди. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков, а также выкупать пленников.

Объединение враждовавших между собой арабских племён было ускорено борьбой с внешними врагами. В конце VI века Иран захватил южную часть Аравии, а в начале VII века Византия укрепилась на севере полуострова. Арабская торговля была нарушена.

3. Мухаммед — основатель ислама. Объединению арабских племён способствовала новая религия — ислам. Основатель ислама — житель Мекки Мухаммед (в Европе его называют Магомет) шести лет остался сиротой; о нём заботились бедные родственники, а он пас их коз и овец. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме всемогущего единого Бога — Аллаха, а себя называл посланником Бога — его Пророком. Мухаммед призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру.


Караван-сарай (постоялый двор на торговом пути) и рынок. Миниатюра. Чем занимаются люди? Как они одеты?

Влиятельная мекканская знать отнеслась враждебно к проповеди Мухаммеда, и в 622 году он со сторонниками переселился в соседний оазис — Медину. Год переселения — хиджра — стал начальной датой мусульманского летосчисления.

В Медину со всех сторон сходились последователи Мухаммеда. В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение и открыла перед ним ворота Мекки. Мекка, как и Медина, превратилась в священный город всех мусульман, а Кааба — в главное их святилище.

Мухаммед стал основателем новой мировой религии — ислама, и главой Арабского государства. Ко времени его смерти иод властью мусульман оказалась большая часть Аравии.

Текст Корана состоит из коротких фраз, которые легко запомнить. Коран состоит из 114 глав, называемых суры.

В Коране, как и в Ветхом Завете Библии, сказано, что Бог — Аллах сотворил мир за 6 дней. После всех живых существ Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека — Адама и из его ребра — Еву. А седьмой день — у мусульман это пятница — стал днём отдыха.


Рождение пророка Мухаммеда. Миниатюра XIV в.


Мусульманская мораль, как и христианская, предписывает верующему: не убивай, не кради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Человеку следует подчиняться правителям и начальникам, быть скромным и терпеливым, мужественно сносить жизненные трудности и невзгоды, платить долги, помогать бедным и убогим. Коран запрещает ростовщичество, но поощряет занятие торговлей. Мусульманам запрещается пить вино, играть в азартные игры, так как то и другое мешает ежедневной молитве.

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоёванных ими стран.

Основные обязанности мусульманина

Ислам возложил на правоверного мусульманина пять основных обязанностей: 1) верить, что существует лишь единый Бог — Аллах, а Мухаммед — Пророк его; 2) молиться пять раз в день, а чтобы верующие не забывали об этом, специальные служители при храмах должны громко созывать их на молитву; 3) соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката солнца; 4) тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; 5) если это возможно, совершить хотя бы раз в жизни хадж (паломничество 1 ) в святые места — Мекку и Медину.

1 Паломничество — путешествие с целью посещения святых мест.

При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница. Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны были истощены длительной войной друг с другом и не оказали арабам сильного сопротивления. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию, Палестину и Египет, завоевали огромное Иранское царство, в Северной Африке подчинили себе племена берберов.

В VIII веке успехам арабских завоевателей способствовала как их сильная воинская организация, так и раздробленность, политическая слабость многих богатых соседей. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским. В 711 году арабы переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров. Только жители северной, горной части Испании и части Португалии не были покорены. Затем арабская конница перешла через Пиренейские горы и напала на королевство франков; но, как вы знаете, там арабы были отброшены на юг.

На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии, потому здесь их власть была непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем и нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию и утвердились там.


Наместник халифа и проситель. Миниатюра XIII в.

Так в течение VII и VIII веков образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Это была лоскутная империя, состоявшая из многих народов и стран, силой удерживавшихся в подчинении.


Завоевания арабов

Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 г.?

Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.


Арабские воины

6. Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии.

Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоёванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена.

Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу — Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселённой долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.

На самом деле Харун ар-Рашид был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом. В столицу халиф наведывался, чтобы наказаниями добиться от жителей полной уплаты налогов.

8. Распад халифата. Все немусульмане в халифате должны были платить высокие налоги и содержать за свой счёт армию. Жители завоёванных стран не имели права носить оружие, такую же, как у арабов, одежду; они могли ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман.


Золотая печать одного из халифов. X в.

В VIII—IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата. Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники — эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.


Распад халифата

Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании — Кордовский эмират (с X века — Кордовский халифат).

К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоёвана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. Они захватили Багдад.

Правитель турок-сельджуков получил от халифа титул султана.

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

2. Что способствовало объединению арабских племён?

3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

4. Как утвердился ислам среди арабских племён?

5. Объясните причины военных успехов арабов.

6. Когда Арабский халифат достиг своего расцвета и когда распался? Почему произошёл его распад?

1. Что общего в религиозных представлениях мусульман и христиан?

2. Чем мусульманские общественные и семейные порядки, образ жизни отличались от христианских? Выясните, существуют ли эти различия в наши дни.

3. Проведите исследование: с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов узнайте, какой сейчас год по мусульманскому летосчислению. По какому правилу происходит перевод лет из христианского календаря в мусульманский?

4. Подумайте, почему именно переселение Мухаммеда в Медину стало начальной датой мусульманского календаря.

5. Сравните карты на с. 18, 52. 74 в учебнике. Какая из изученных вами держав раннего Средневековья была самой обширной по территории: Византийская империя времён Юстиниана, империя Карла Великого или Арабский халифат в период его расцвета? Чем это можно объяснить?

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Меня в последние год-два сильно удивляет то, как мало мы знаем о "теплых" взаимоотношениях трех авраамических религий и о тайнах ислама. Например, совсем не знаем о причинах возникновения ислама и о конфликтах внутри ислама. Чем больше узнаю, тем больше удивляюсь и не могу найти источник такой вроде "мягкой", но неприятной цензуры — кого не спроси, базовых вещей мы и не знаем!

Начнем с азов: кем управлялась Мекка до появления ваххабитов из дома Саудов?


Но всё испортилось в Хиджазе, в этой некогда провинции Османской империи, с приходом ко власти клана Саудов.
В результате паломники ходят в главную мечеть (к Каабе) почти по разоренным могилам родственников Пророка - вот фото:

Сауды принесли с собой своё сектантское представление об исламе, самое крайнее на тот момент мракобесие под названием ваххабизм.

Мекку и весь окрестный регион Хиджаз ваххабиты прочно взяли со второго раза, в 1805 году — после первого захвата Мекки в 1803 году их оттуда выбили османы. Уже в 1803 году ваххабиты ломали многие святыни, мечети в Мекке, гробницы, мавзолеи родственников Пророка на кладбище аль-Баки , а в 1806 году несколько раз порывались уничтожить могилу самого Пророка! Только агрессивные протесты местных жителей удержали и от этого еретического шага. ( THE DESTRUCTION OF HOLY SITES IN MECCA AND MEDINA, Irfan Ahmed ).

Тогда же ваххабиты запрещали другим мусульманам совершать хадж, настаивая на том, чтобы все паломники приняли именно их ваххабизм.

Ваххабитам всего этого безобразия было мало - продолжили рейды в Ирак и Сирию в 1805-10 гг. В 1811 против них выступил вассал Османской империи: египетский султан, который сумел использовать анти-ваххабистское восстание в Омане и к 1813 году отбил у них Хиджаз — это было своё Ватерлоо для ваххабитов. Дальше их теснили по всем фронтам, прям как ИГИЛ сейчас: в 1818 была наконец взята их столица Эд-Диръия. Египтяне сравняли этот город с землей, а эмир ваххабитов Абдаллах I ибн Сауд был отправлен прямо в Стамбул, где османы его и обезглавили.

Но египтяне, боясь конфликтов с британцами, ушли с берегов Персидского залива в 1819 обратно в Хиджаз, уничтожая по пути все укрепления ваххабитов. В 1818 османы начали восстанавливать в Мекке, все что там сломали ваххабиты, в частности Мечеть Пророка, с 1848 года восстановили гробницы на кладбище аль-Баки.



Вроде тот ИГИЛ (не к ночи он будет помянут!), того XIX века на том и окончился… Или нет?

Увы, как и с современным ИГИЛом страшно не то, что мы видим, страшно то, что осталось в тени, страшно, что сейчас ИГИЛ переходит в подполье, чтобы возродиться вновь — и тот старый ИГИЛ (ваххабизм) возродился снова уже в 1821 году: родственник казнённого эмира Турки ибн Абдаллах поднял восстание, а в 1824 году им было провозглашено Второе Саудовское государство на базе эмирата Недж. В 1838 году египтянам пришлось вернуться, навести порядок в Недже, поставить эмиром более лояльного им члена клана Саудов. Далее они ушли из Неджа и зачем-то выпустили из плена принца Фейсала, который устроил в эмирате Недж борьбу за власть. Эта борьба продолжалась до 1890 года, когда захватившая власть в городе Эр-Рияде семья Рашидидов выслала всех Саудов в Бахрейн, в Катар и, наконец, в Кувейт.

В 1902 году к власти в эмирате Недж пришел изгой (отсиживавшийся в Кувейте у британцев) молодой принц Абдул-Азиз ибн Абдуррахман ибн Фейсал Аль Сауд. В январе 1902 года Абдул-Азиз с отрядом в 60 человек захватил Эр-Рияд, потеряв всего двух бойцов и расправившись с губернатором из семьи Рашидидов. Даже отец Абдул-Азиза и тот признал его права на престол, удовольствовавшись ролью советника при сыне.

Теперь эмирату Недж можно было даже Мекку захватить.

А Мекка в те времена тоже переживала бурные времена.
Последний Шариф Мекки с 1908 года Хусе́йн ибн Али́ аль-Хашими́ затеял глобальную политическую игру: он хотел, чтобы Хиджаз стал полностью независимым и подчинил себе арабов всего Аравийского полуострова, включая Ирак, Трансиорданию, Сирию и Палестину. В этом сложном деле он опирался на помощь Великобритании и после секретных переговоров с ними (о разделе сфер влияния и будущих границах), объявил в июне 1916 арабское восстание против Османской империи.

Выиграв (вместе с англичанами) войну с османами Шариф Хусейн продолжал объединение арабов. Англичане сделали одного сына Хусейна королем Ирака, а другого — эмиром Трансиордании.
Кстати, вместе с ними воевали и русские белогвардейские летчики-наемники - их нанял в Египте сам Лоуренс Аравийский. Русские эмигранты бомбили ваххабитов из эмирата Недж в пустыне, а потом наоборот - воевали в ВВС эмирата Недж. Можно сказать, что русские летчики это крестные отцы саудовских ВВС!
Но признанный арабами и англичанами король Хиджаза (ранее просто Шариф Хиджаза) Хусейн ибн Али разошелся: в 1923 году он даже объявил себя халифом всех мусульман и продолжал требовать у Британии и Сирию и Палестину. Вот так он тогда выглядел:



Англичане решили, что с них хватит и серьезно решили этого халифа топить.

Ваххабиты из эмирата Недж возобновили действия против Хиджаза (не исключено, что теперь уже с британской помощью), одержали несколько побед над войсками Хиджаза, лишёнными британской помощи. Знать Хиджаза с испуга заставила шарифа-халифа отречься от престола в пользу сына 6 октября 1924 года. Халиф-всех-мусульман-всего-на-год согласился (выбора у него не было). Но и при его сыне ваххабиты наступали. Уже к 1925 году ваххабиты захватили Мекку, а затем и Медину.

Уже в 1926 году ваххабиты начали избивать на пути в Мекку паломников из Египта, за их игру на горнах, которая были традицией мусульманских паломников в течение многих веков. Также были запрещены паланкины и все безбородые паломники. Всем мусульманским государствам было выслано официальное уведомление, что теперь это во время хаджа вдруг запрещено. И все мусульманские государства это проглотили. Молча.

Они проглотили не только это и уничтожение кладбища:



Уже в наше время, в 1998 году, как часть кампании по уничтожению идолов, саудовские власти распорядились сравнять с землёй бульдозером и залить бензином могилу матери Пророка Мухаммада — Амины бинт Вахб, что привело к волне протестов и резкого осуждения среди мусульман во всём мире.

Увы! Протестами дело и ограничилось — никто не покарал саудитов или хотя бы их посольства по всему миру. Хотя каждый ухаживающий за могилой матери прекрасно поймет какого уровня низости это преступление.

И попробуйте найти хоть скромное упоминание об этом акте вандализма в российских СМИ! Или упоминание о протестах мусульман против этого акта вандализма. Хотя бы в мусульманских странах. Хоть мельком.

Аналогично и в мировых СМИ. Где реакция ООН, где протесты ЮНЕСКО, историков, каких-нибудь либералов, что так любят защищать права религиозных меньшинств в Европе и в США? Они просто молчат.

Как о протестах мусульман насчет карикатур на Пророка в какой-то европейской газетке сообщать по всему миру — это всегда пожалуйста, а как о протестах мусульман насчет уничтожения могилы матери Пророка — вот тут нет, мы скромно промолчим! Почему.

А ведь ваххабиты это наши враги, так официально писали у нас в СМИ во время Второй Чеченской войны — почему бы не вспомнить злейшим врагам этот акт вандализма по отношению к целой мировой религии? Где публикации об этом в нашей прессе? Невольно подумаешь о каком-то международном заговоре по стыдливому сокрытию некрофильских деяний ваххабитов.

Итак: ваххабиты создали свое государство (оно же Третье Саудовское государство) и официально дали ему имя Саудовская Аравия в 1932 году.



Нефтянные деньги хлынули в страну рекой и ваххабитов понесло: они ударились в роскошь, путешествия по Евопе и миру, в различные развлечения (в том числе и запрещенные исламом). Также развивался у них и прозелитизм, миссионерство: стали финансировать ваххабитов и салафитов по всему миру. И сейчас финансируют, включая очень далеких географически: от католических Филиппин (думаю все в курсе того, как ИГИЛ там целый город захватил) до карибских островов Тринидад и Тобаго (даже там восстание мусульман было) и до пока умеренного ислама на Мальдивах.

Но это ударило по ним самим.

Повстанцы-фанатики оставили себе около 6000 заложников и продержались в осаде первые 3 суток. На третьи сутки, получив фетву от верховного муфтия о разрешении щедрого кровопролития в священной Мекке на штурм мечети пошла саудовская армия и нац-гвардия, но их атака была отбита. Потом последовала вторая атака, но она тоже не пробилась даже сквозь центральные ворота. На третий раз в атаку пошли 3000 бойцов, 12 бронетранпортеров и 5 вертолетов. Террористы показали им кузькину мать, саудовцы опять откатились, потеряв вертолет и несколько бронетранспортеров. То есть саудовцы просто облажались - нечто похожее в исполнении саудовской армии мы наблюдаем сейчас в Йемене, уже несколько лет.

Пришлось гордым ваххабитам-саудитам, отбросив варианты помощи со стороны Иордании и Турции (из-за старых обид времен Шарифа Хиджаза), смириться и нанять "неверный" французский спецназ ГИГН (в количестве аж 3 человек!) который и разработал план штурма с применением отравляющих веществ — в просверленные дырки были закинуты канистры с ОВ и подорванны в момент штурма подземелья. Пришлось саудитам врать единоверцам: официально этих трех французских "неверных" в Мекке не было, они всё "дистанционно" из Джидды подрывали. Официально погибли только 255 заложников (что просто не может быть), а живыми взяли только 68 фанатиков — их потом всех казнили отрубанием головы в один день (самая массовая казнь в истории Аравии).

Ну а в XXI веке у саудовских ваххабитов наконец появилась супер-игрушка, своя верная, но слабоуправляемая и опасная для всего живого марионетка: их собственный ИГИЛ.

ИГИЛ, в рядах которого иногда от скуки воюют пресыщенные богатые саудовские и катарские юноши, а устав от войны, спокойно бросают своих соратников по оружию и возвращаются обратно в родные райские пенаты Аравии. И ничего не боятся, ведь Саудовскую Аравию даже гегемон этого мира не смог наказать после терактов 11 сентября 2001 года. Иногда и сама саудовская армия туда порывается съездить - как будто Йемена им мало? Теперь к власти вроде пришел Трамп, что вроде был против мусульман, грозился те самые 28 страниц доклада ФБР про 11 сентября раскрыть. Да, но то было до выборов, а теперь он как-то увял, стал более управляем и даже с королем ваххабитов танец станцевал. У нас короля ваххабитов тоже хорошо приняли и даже намылились ему оружие продавать, вплоть до завода по производству автоматов АК-103.

Всё хорошо прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо…

Ещё креативный крон-принц решил развивать отношения с Израилем, вроде даже съездил туда и наладил контакты даже в религиозной сфере: недавно Мекку свободно (не таясь) посетил еврей иудейского вероисповедания и запостил снимки в соц-сетях, прекрасно понимая последствия. Круто! сказали толерантные люди. Харам! сказали мусульмане, особенно из Катара, который по "милости" того же самого креативного молодого, да нагло-хамоватого крон-принца оказался недавно в блокаде (блокаду быстро разорвали Иран с Турцией) и которых с тех пор за "непокорность" их правительства в Мекку не пускают. "Как так получается?" - вопросили катарцы: "Даже нам, безусловно правоверным, теперь нельзя в Мекку ездить, а еврею можно?!"

Ваххабиты, они и в Африке ваххабиты - логики в их действиях примерно столько же, сколько воды в пустыне.

Читайте также: