В каком году была принята декларация о государственном суверенитете рб

Обновлено: 25.06.2024

25 августа 1991 года, через три дня после провала путча в Москве, Верховный Совет 12-го созыва придал документу статус конституционного закона. 19 сентября того же года в связи с переименованием БССР в Республику Беларусь соответствующие изменения были внесены в название и текст декларации. 15 марта 1994 года в развитие положений декларации была принята новая Конституция. В 1991-1996 годах 27 июля отмечалось в Беларуси как государственный праздник – День Независимости. После ноябрьского референдума 1996 года Днем Независимости стало считаться 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровцев.

Декларация, которая продолжает иметь законную силу, состоит из 12 статей

Основные положения Декларации:

Статья 1: "Республика Беларусь – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы".

Статья 2: "Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти.Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету".

Статья 3: "Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами".

Статья 4: "Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемой частью ее суверенитета.Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства".

Статья 5: "Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа.Республика Беларусь образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету,создает свою финансово-кредитную систему,организует собственные налоговую и таможенную службы, имеет право на создание собственной денежной системы".

Статья 6: "Территория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь".

Статья 7: "На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституциии законов Республики Беларусь".

Статья 8: "Республика Беларусь самостоятельно устанавливает порядок организации на территории республики охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народуэкологическую безопасность. Республика Беларусь имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных органов, союзных республик и других государств.Свою свободу и суверенитет Республика Беларусь в первую очередь использует для спасения народаот последствий чернобыльской катастрофы".

Статья 9: "Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов культурного и духовного развития,в создании собственной системы информации, образования и воспитания. Республика Беларусь обеспечивает функционирование белорусского языка во всех сферах общественной жизни, сохранение национальных традиций и исторической символики".

Статья 10: "Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные cилы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету… Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством".

Статья 11: "Республика Беларусь самостоятельно осуществляет права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Республика Беларусь предлагает безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств".

Статья 12: "ПоложенияДекларации реализуются Верховным Советомпутем принятия новой Конституции,законов Республики Беларусь".

Как это было

"Проект декларации предложил ЦК КПБ", – вспоминает Станислав Шушкевич, занимавший тогда пост первого заместителя председателя Верховного Совета БССР. К тому моменту подобный документ уже был принят в России. По словам Шушкевича, представленный ранее проект оппозиционных депутатов Белорусского Народного Фронта был отвергнут. Вариант ЦК КПБ был существенно переработан, в него вошли предложения БНФ. "Хотя у Фронта осталась определенная обида, поскольку в 11-й статье содержалось положение о разработке нового союзного договора. В знак протеста депутаты от БНФ покинули зал заседаний. Они очень хорошие люди, но надо быть готовым к компромиссу", – сказал бывший первый вице-спикер, который в сентябре 1991 года сменил Николая Дементея на должности председателя парламента.

По словам Шушкевича, этой декларацией можно гордиться. Он отметил, что является соавтором первых пяти статей документа. Очень важным и в то же время неожиданным, добавил Шушкевич, стало придание декларации статуса конституционного закона в августе 1991 года, что явилось базой для нового Основного закона. "Главнее того дня, 27 июля 1990 года, только 25 марта 1918 года, когда впервые была провозглашена белорусская государственность. И к 3 июля это не имеет отношения. З июля – это праздник освобождения", – убежден Шушкевич.

Декларация о суверенитете была "очень своевременным и нужным актом", считает депутат ВС 12-го созыва от БНФ Лявон Борщевский. По его словам, первый год документ так и оставался декларацией, но история показала, что в политике "пустых бумажек" не бывает. "Перед принятием документа шла война за каждое слово, – вспоминает будущий преемник Зенона Позняка на посту лидера БНФ. – Нам удалось поломать планы политбюро. В нашем варианте декларации было 30 с лишним статей, и многие формулировки вошли в документ практически в неизмененном виде. Хотя отстоять удалось не все. Например, мы хотели заявить, что являемся безъядерным и нейтральным государством, но в итоге было принято, что такая цель только ставится. А при голосовании 11-го пункта мы вышли из зала".

По словам Борщевского, в рамках реализации декларации о суверенитете был принят закон о гражданстве, в разработке которого он принимал участие. "Белорусский закон позволил избежать ряда конфликтов, имевших место в странах Балтии", – отметил политик.

"Декларацию о суверенитете принял абсолютно легитимный орган власти: фактически только что избранный Верховный Совет 12-го созыва. Основные положения документа, в том числе о безъядерном статусе и нейтралитете, отражены во всех редакциях Конституции. И это – некоторая гарантия в нынешнее тревожное время", – подытожил Борщевский.


В жизни каждого народа есть судьбоносные дни и события, которые становятся точкой отсчета нового этапа в истории государства и вызывают наивысший духовный подъем и единение всех граждан. Для Беларуси такой вехой является день освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Именно эта историческая дата по воле белорусов стала Днем Независимости, связав воедино святые слова - Свобода и Независимость.

Решение о праздновании Дня Независимости 3 июля было принято в 1996 году - так проголосовали белорусы на республиканском референдуме 24 ноября. За одобрение вопроса "Перенести День независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля - день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной войне" проголосовали 88,18% участников голосования на референдуме. В декабре того же года декретом Президента Александра Лукашенко установлен государственный праздник - День Независимости Республики Беларусь.

Решение о праздновании Дня Независимости - это дань героизму и стойкости белорусского народа, самоотверженной борьбе подпольщиков и партизан, беспримерному трудовому подвигу тех, кто поднимал республику из руин, строил заводы, дома, школы, кто выпускал первую продукцию на предприятиях.

День Независимости, 2005 год

В 2016 году Республика Беларусь отмечает 25-летие независимости. Она досталась белорусам нелегкой ценой, отстоять ее помогли стремление к свободе самоопределения на протяжении всей истории, беспримерное мужество и героизм, проявленные в годы войны, трудолюбие наших людей и твердая государственная позиция по данному вопросу.

Процессы демократизации конца 1980-х годов привели к суверенизации всех советских республик. Верховный Совет БССР 27 июля 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. Согласно этому документу на территории республики провозглашалось верховенство Конституции БССР и ее законов.

25 августа 1991 года 5-я внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла Закон "О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики" и постановление "Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Белорусской ССР", которыми фактически была провозглашена независимость БССР.

Торжественное возложение венков к обелиску на площади Победы в Минске в День Независимости, 2001 год

19 сентября 1991 года 6-я сессия Верховного Совета БССР приняла решение БССР в дальнейшем официально называть "Республика Беларусь" (в сокращенных и сложных названиях - Беларусь).

8 декабря 1991 года главы государств и правительств России, Украины и Беларуси в Вискулях (Беловежская пуща) подписали акт о денонсации Союзного договора 1922 года, когда Беларусь вошла в состав СССР, и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В преамбуле соглашения констатировалось, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование". Подтверждалось следование принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств, заявлялось о стремлении построить демократические правовые государства, укреплять дружбу и взаимовыгодное сотрудничество своих стран, придерживаться общепризнанных норм защиты прав человека и народов. Стороны обязывались развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в сферах политики, экономики, культуры, просвещения, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, гуманитарной и других, содействовать широкому информационному обмену, исполнять взаимные обязательства.

10 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял постановление "О денонсации Договора 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик", ратифицировал Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств и принял решение отозвать депутатов союзного парламента от Беларуси. Аналогичные решения были приняты Верховными Советами России и Украины.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате руководители 11 независимых государств, бывших республик СССР, за исключением Грузии и государств Прибалтики, подписали протокол, в соответствии с которым они выступили в качестве основателей СНГ на абсолютно равноправных началах. В принятой декларации отмечалось, что с образованием Содружества Независимых Государств Советский Союз "прекращает свое существование".

Денонсировав Договор 1922 года об образовании СССР, Республика Беларусь, как и другие бывшие советские республики, юридически оформила свой выход из Советского Союза и стала независимым государственным образованием. Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами и как европейская страна с многовековой историей развития государственности.

Шествие ветеранов в День Независимости, 2005 год

15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва была принята Конституция Республики Беларусь. Конституция ввела должность Президента Республики Беларусь.

Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является Национальное собрание, которое состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Исполнительную власть осуществляет правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.

Праздничный салют над Могилевом в День Независимости, 2007 год

Судебная власть принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь.

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального и общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

День Независимости. Панорама праздника, 2008 год

Спортивно-молодежное шествие в Минске в День Независимости, 2013 год

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами нашей страны как суверенного государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Эталон герба и Положение о флаге утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 года по результатам проведенного 14 мая 1995 года республиканского референдума, одним из вопросов которого было установление государственной символики.

5 июля 2004 года был принят Закон Республики Беларусь "О государственных символах Республики Беларусь", который направлен на правовое регулирование вопросов государственных символов Беларуси, установленных Конституцией Республики Беларусь, и определяет описание и порядок их использования.

Герб, флаг и гимн Беларуси являются главными символами нашей страны. Это история и будущее белорусского государства, воплощение идеи национального единства, важнейшие атрибуты суверенитета и независимости Отечества.

Многие поколения белорусов стремились к независимости. На историческом пути к ней нашему народу пришлось пережить тяжелейшие этапы, выдержать колоссальное политическое давление. И сегодня у нас есть уникальная возможность жить в независимой стране, которая самостоятельно определяет приоритеты развития, внутреннюю и внешнюю политику. Этим можно гордиться и следует дорожить.-0-

Именно в этот день, с 1991 по 1996 на государственном, официальном уровне отмечался День Независимости республики Беларусь.

ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(с учетом поправок, внесенных 19.09.1991)
Принята Верховным советом БССР 27.07.1990; с 25.08.1991 имеет статус конституционного закона

Верховный Совет Республики Беларусь,
выражая волю народа Республики Беларусь,
осознавая ответственность за судьбу белорусской нации,
подтверждая уважение достоинства и прав людей всех
национальностей, проживающих в Республике Беларусь,
свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов Союза
ССР и мира,
считая республику полноправным и независимым членом мирового
сообщества,
действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав
человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,
торжественно провозглашает полный государственный суверенитет
Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту
государственной власти республики в границах ее территории,
правомочность ее законов, независимость республики во внешних
отношениях и заявляет о решительности создать правовое государство.

Республика Беларусь - суверенное государство, утвердившееся на
основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на
самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства
народа в определении своей судьбы.
Неотъемлемые права Республики Беларусь как суверенного
государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами
международного права. Республика Беларусь охраняет и защищает
национальную государственность белорусского народа.
Республика Беларусь имеет свой герб, флаг и гимн.
Любые насильственные действия против национальной
государственности Республики Беларусь со стороны политических
партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют
белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным
источником государственной власти в республике. Его полновластие
реализуется непосредственно и через представительные органы
государственной власти.
Право выступать от имени всего народа республики принадлежит
исключительно Верховному Совету Республики Беларусь.

Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во
имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной
жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав
личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее
международными обязательствами.

Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемой частью ее
суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные
интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они
находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь.
Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из
гражданства.

Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории
Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью
белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их
владению, пользованию и распоряжению.
Определение правового режима всех видов имущества относится к
исключительной компетенции Республики Беларусь.
Республика Беларусь имеет право на свою долю в общесоюзном
имуществе соответственно вкладу белорусского народа и как
республика-основательница Советского Союза, которая была его
действительным субъектом, имеет право на свою долю от алмазного,
валютного фондов и золотого запаса СССР.
Республика Беларусь образует Национальный банк, подчиненный
Верховному Совету республики, создает свою финансово-кредитную
систему; подтверждает права собственности на специализированные
банки, находящиеся на ее территории на момент принятия этой
Декларации, организует собственные налоговую и таможенную службы,
имеет право на создание собственной денежной системы.

Территория Республики Беларусь является неделимой и
неприкосновенной и не может быть изменена или использована без
согласия Республики Беларусь.
Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного
согласия между Республикой Беларусь и смежными суверенными
государствами путем заключения соответствующих договоров, которые
подлежат ратификации Верховным Советом Республики Беларусь.

На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство
Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь.
Все граждане и лица без гражданства, государственные органы,
предприятия, учреждения и организации, находящиеся или действующие
на территории Республики Беларусь, обязаны исполнять
законодательство Республики Беларусь.
Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти
является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как
правового государства.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов
Республики Беларусь осуществляется Генеральным прокурором Республики
Беларусь, который назначается Верховным Советом Республики Беларусь.

Республика Беларусь самостоятельно устанавливает порядок
организации на территории республики охраны природы, использования
природных ресурсов и обеспечивает народу республики экологическую
безопасность.
Республика Беларусь имеет право на возмещение ущерба,
нанесенного ей действиями союзных органов, союзных республик и
других государств.
Республика Беларусь требует от Правительства СССР безусловной и
срочной компенсации ущерба, связанного с преодолением последствий
чернобыльской катастрофы.
Свою свободу и суверенитет Республика Беларусь в первую очередь
использует для спасения народа Республики Беларусь от последствий
чернобыльской катастрофы.

Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов
культурного и духовного развития белорусской нации, других
национальных общностей республики, в создании собственной системы
информации, образования и воспитания.
Республика Беларусь обеспечивает функционирование белорусского
языка во всех сферах общественной жизни, сохранение национальных
традиций и исторической символики.
Национальные, культурные и исторические ценности на территории
Республики Беларусь являются исключительно собственностью республики
и ее граждан.

Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные
Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной
безопасности, подконтрольные Верховному Совету Республики Беларусь.
Республика Беларусь имеет суверенное право определять порядок и
условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах
государственной и общественной безопасности, решать вопросы
размещения войск и вооружения на своей территории.
Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и
сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь
без согласия ее Верховного Совета.
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию
безъядерной зоной, а республику -- нейтральным государством.

Республика Беларусь самостоятельно осуществляет права на
добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих
союзов.
Республика Беларусь предлагает безотлагательно приступить к
разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств.

Положения настоящей Декларации реализуются Верховным Советом
Республики Беларусь путем принятия новой Конституции (Основного
Закона) Республики Беларусь, законов Республики Беларусь.

25 августа 1991 года, через три дня после провала путча в Москве, Верховный Совет 12-го созыва придал документу статус конституционного закона. 19 сентября того же года в связи с переименованием БССР в Республику Беларусь соответствующие изменения были внесены в название и текст декларации. 15 марта 1994 года в развитие положений декларации была принята новая Конституция. В 1991-1996 годах 27 июля отмечалось в Беларуси как государственный праздник – День Независимости. После ноябрьского референдума 1996 года Днем Независимости стало считаться 3 июля – день освобождения Минска от гитлеровцев.

Декларация, которая продолжает иметь законную силу, состоит из 12 статей

Основные положения Декларации:

Статья 1: "Республика Беларусь – суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы".

Статья 2: "Граждане Республики Беларусь всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти.Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету".

Статья 3: "Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами".

Статья 4: "Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемой частью ее суверенитета.Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства".

Статья 5: "Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа.Республика Беларусь образует Национальный банк, подчиненный Верховному Совету,создает свою финансово-кредитную систему,организует собственные налоговую и таможенную службы, имеет право на создание собственной денежной системы".

Статья 6: "Территория Республики Беларусь является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия Республики Беларусь".

Статья 7: "На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституциии законов Республики Беларусь".

Статья 8: "Республика Беларусь самостоятельно устанавливает порядок организации на территории республики охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народуэкологическую безопасность. Республика Беларусь имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных органов, союзных республик и других государств.Свою свободу и суверенитет Республика Беларусь в первую очередь использует для спасения народаот последствий чернобыльской катастрофы".

Статья 9: "Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов культурного и духовного развития,в создании собственной системы информации, образования и воспитания. Республика Беларусь обеспечивает функционирование белорусского языка во всех сферах общественной жизни, сохранение национальных традиций и исторической символики".

Статья 10: "Республика Беларусь имеет право на собственные Вооруженные cилы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету… Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории Республики Беларусь без согласия ее Верховного Совета. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику – нейтральным государством".

Статья 11: "Республика Беларусь самостоятельно осуществляет права на добровольные союзы с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Республика Беларусь предлагает безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств".

Статья 12: "ПоложенияДекларации реализуются Верховным Советомпутем принятия новой Конституции,законов Республики Беларусь".

Как это было

"Проект декларации предложил ЦК КПБ", – вспоминает Станислав Шушкевич, занимавший тогда пост первого заместителя председателя Верховного Совета БССР. К тому моменту подобный документ уже был принят в России. По словам Шушкевича, представленный ранее проект оппозиционных депутатов Белорусского Народного Фронта был отвергнут. Вариант ЦК КПБ был существенно переработан, в него вошли предложения БНФ. "Хотя у Фронта осталась определенная обида, поскольку в 11-й статье содержалось положение о разработке нового союзного договора. В знак протеста депутаты от БНФ покинули зал заседаний. Они очень хорошие люди, но надо быть готовым к компромиссу", – сказал бывший первый вице-спикер, который в сентябре 1991 года сменил Николая Дементея на должности председателя парламента.

По словам Шушкевича, этой декларацией можно гордиться. Он отметил, что является соавтором первых пяти статей документа. Очень важным и в то же время неожиданным, добавил Шушкевич, стало придание декларации статуса конституционного закона в августе 1991 года, что явилось базой для нового Основного закона. "Главнее того дня, 27 июля 1990 года, только 25 марта 1918 года, когда впервые была провозглашена белорусская государственность. И к 3 июля это не имеет отношения. З июля – это праздник освобождения", – убежден Шушкевич.

Декларация о суверенитете была "очень своевременным и нужным актом", считает депутат ВС 12-го созыва от БНФ Лявон Борщевский. По его словам, первый год документ так и оставался декларацией, но история показала, что в политике "пустых бумажек" не бывает. "Перед принятием документа шла война за каждое слово, – вспоминает будущий преемник Зенона Позняка на посту лидера БНФ. – Нам удалось поломать планы политбюро. В нашем варианте декларации было 30 с лишним статей, и многие формулировки вошли в документ практически в неизмененном виде. Хотя отстоять удалось не все. Например, мы хотели заявить, что являемся безъядерным и нейтральным государством, но в итоге было принято, что такая цель только ставится. А при голосовании 11-го пункта мы вышли из зала".

По словам Борщевского, в рамках реализации декларации о суверенитете был принят закон о гражданстве, в разработке которого он принимал участие. "Белорусский закон позволил избежать ряда конфликтов, имевших место в странах Балтии", – отметил политик.

"Декларацию о суверенитете принял абсолютно легитимный орган власти: фактически только что избранный Верховный Совет 12-го созыва. Основные положения документа, в том числе о безъядерном статусе и нейтралитете, отражены во всех редакциях Конституции. И это – некоторая гарантия в нынешнее тревожное время", – подытожил Борщевский.

Читайте также: