В каком году был зарегистрирован первый случай захвата и угона самолета

Обновлено: 17.05.2024

23 сентября второй пилот самолета Ан-2 Засимов совершил угон своего самолета без пассажиров из Пушкинского района Азербайджанской ССР в Иран. Властями Ирана 25 сентября возвращен в Советский Союз. [1]

25 мая был захвачен самолет Ан-24, совершавший рейс из Риги. Преступник Сосновский, ранее дважды судимый, передал через бортпроводницу записку командиру корабля с требованием изменить курс и следовать в Стокгольм. Самолет с 4 членами экипажа и 18 пассажирами 27 мая возвращен. Угонщик осужден шведским судом на четыре года лишения свободы. [2]

17 июня руководитель полетов аэропорта г. Риги сообщил о захвате самолета Як-40, следовавшего из Таллина в Калининград с 26 пассажирами на борту и тремя членами экипажа, неизвестным преступником, передавшим через стюардессу записку командиру корабля о посадке самолета в Швеции, угрожая взрывом самолета. По решению руководства МГА самолет посажен в аэропорту Вентспилс. [3]

10 июля самолет Ту-134 с 72 пассажирами на борту выполнял рейс Петрозаводск-Ленинград. При наборе высоты 1800 м с борта поступил сигнал, что двое неизвестных, якобы вооруженных гранатами, под угрозой взрыва через бортпроводницу потребовали от экипажа следовать в Стокгольм. Затянув переговоры с преступниками, экипаж дал возможность финским властям задержать их. 6 ноября самолет Ан-24 с 29 пассажирами следовал из Паланги в Вильнюс. Нигде не работавший Альвикас, 1959 г. р., угрожая взрывом, потребовал от экипажа лететь в Швейцарию. Экипажем самолет посажен в Вильнюсе. Опергруппой преступник был задержан, у него изъято деревянное изделие, имитирующее гранату Ф-1. [4]

21 февраля из аэропорта Пулково в Мурманск вылетел самолет Ту-134 с 39 пассажирами. Через 33 минуты после взлета командиру экипажа была передана записка: следовать в Осло. Пассажиры и экипаж покинули самолет. После применения спецсредств преступник был задержан. 9 апреля в самолете Як-40, следовавшем рейсом Паланга-Рига-Таллин с 14 пассажирами на борту, в воздухе Афонин, 1955 г. р., житель Москвы, угрожая пистолетом Марголина, потребовал от экипажа следовать в Швецию. После отказа выполнить его требование 11 раз выстрелил в дверь кабины экипажа и стены самолета. Самолет был посажен в аэропорту г. Пярну. Преступник задержан, билет приобрел в Риге по документам Миронова. [5]

1 мая во время полета самолета Ил-18 рейсом Ашхабад-Минеральные Воды Скубенко, 1958 г. р., предупредил запиской экипаж об изменении курса и посадке самолета в Тегеране, угрожая при этом пистолетом и гранатой. Вторым пилотом Аманязовым Скубенко был застрелен, и самолет посажен в аэропорту г. Ашхабад. У преступника оказался самодельный пистолет под стартовые патроны и учебная граната. [6]

15 октября из аэропорта Симферополь в Одессу-Тернополь вылетел самолет Ан-24 с 42 пассажирами и пятью членами экипажа. Через 11 минут после взлета пассажир Закс в хвостовой части самолета произвел выстрел из пистолета Марголина и потребовал изменения курса (не назвав маршрута), угрожал взрывом. Через 20 минут после взлета самолет приземлился в аэропорту Симферополь, где Закс был задержан. [7]

10 ноября из аэропорта Сухуми по маршруту Харьков-Ростов-Сухуми-Батуми вылетел самолет Ан-24 с 36 пассажирами и пятью членами экипажа. Через 20 минут после взлета пассажир Вуль, 1942 г. р., житель Одессы, сторож киностудии, через бортпроводницу передал записку экипажу лететь в Турцию, угрожая взорвать самолет. Самолет посажен в аэропорту Батуми. Оружия и взрывного устройства у преступника не оказалось. С Вулем следовали дети: сын четырех лет и дочь десяти лет. [9]

1 апреля после взлета самолета Як-40 из аэропорта Симферополя, следовавшего из Одессы в Кутаиси, через стюардессу экипажу была передана записка с требованием следовать в Турцию с угрозой взрыва самолета. Через 20 минут самолет произвел посадку в аэропорту Симферополь. [10]

14 мая Саманаев и Пазунов, оба 1962 г. р., жители г. Новокузнецка, захватили в Новокузнецке пассажирский автобус и потребовали везти их в аэропорт. На возражения пассажиров одного из них убили и, взяв четверых заложников, подъехали к вертолету. Во время перестрелки с охраной и сотрудниками милиции Саманаев был убит. Преступники были вооружены обрезами охотничьих ружей, ручной гранатой и взрывным устройством. [11]

14 сентября самолет Ил-18, летевший по маршруту Анадырь-Магадан-Хабаровск, имел на борту конвой в/ч 6611 в составе прапорщика Евдокимова, рядовых Даньченко, 1958 г. р., члена ВЛКСМ, и Серикбаева, 1958 г. р. Во время полета рядовой Даньченко, угрожая пистолетом, через бортпроводницу передал требование экипажу изменить курс. Евдокимов пытался обезоружить его, но тот четырьмя выстрелами тяжело ранил Евдокимова. Серикбаев прицельным выстрелом смертельно ранил Даньченко. Пассажиры и экипаж не пострадали. [12]

20 марта на борту самолета Ту-134, совершавшего рейс Баку-Ереван, Мартиросов, 1959 г. р., житель Баку, без определенных занятий, в салоне, угрожая бортпроводнице ножом, потребовал изменить курс и следовать в Турцию. Экипажем преступник был обезоружен и связан. Самолет приземлился в аэропорту Ереван. [13]

В апреле из Батуми в Сухуми вылетел самолет Л-410. В воздухе пассажир Бежанидзе, 1964 г. р., ученик 10-го класса, подбросил в кабину экипажа письмо, в котором была угроза взрыва самолета, если его не посадят в Турции. Самолет вернулся в Батуми, Бежанидзе задержан. [14]

В мае несовершеннолетний Маланченко, 1964 г. р., ученик 9-го класса, в Минске перелез через забор, имея малокалиберную винтовку (Биатлон-8) и 17 патронов к ней, которую ранее похитил, поднялся по трапу Ту-134, следовавшего по маршруту Минск-Вильнюс-Ленинград, однако дверь была закрыта. Маланченко был задержан у трапа. [15]

Попыток захвата и угонов самолетов не было. [16]

7 ноября в 11 часов 7 минут из аэропорта МВЛ Новороссийска вылетел самолет Ан-24, выполнявший рейс по маршруту Новороссийск-Одесса. На борту находились 41 пассажир, в том числе 5 детей и 24 женщины. Под угрозой взрыва командир корабля в 13 часов 30 минут совершил посадку в турецком аэропорту г. Синопа. 8 ноября самолет со всеми пассажирами был возвращен в Советский Союз и совершил посадку в аэропорту Одессы. [18]

25 января самолетом Ту-154, выполнявшим рейс № 7118 Ашхабад-Ереван, вылетел пассажир Якименко, 1960 г. р., житель Ашхабада, лаборант Института ботаники; попытался захватить самолет. В результате проведенной спецоперации преступник был обезврежен. [19]

Попыток захвата и угона самолетов не было. [23]

7 июня 1990 года cамолет Ту-154, выполнявший рейс Грозный-Москва, по требованию террориста изменил курс и приземлился в Турции. Экипаж и пассажиры не пострадали, террорист застрелен. [24]

9 июня был угнан самолет Ту-154, выполнявший рейс Минск — Мурманск. Самолет приземлился в аэропорту Арланда в Швеции, затем был возвращен в СССР. Преступник сдался сам, после чего его передали советским властям. [25]

19 июня самолет Ту-134В, выполнявший рейс по маршруту Рига-Мурманск, был угнан неизвестными преступниками. Экипаж совершил посадку в аэропорту Хельсинки. После удачно проведенной спецоперации захватчики были обезврежены. [26]

24 июня был совершен угон самолета Ту-134, выполнявшего рейс по маршруту Таллин-Львов. Самолет приземлился в аэропорту Хельсинки. Угонщики обезврежены. Никто из членов экипажа не пострадал. [27]

5 июля был угнан в Швецию самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Ленинград-Львов. Стокгольмский суд приговорил преступника к четырем годам тюремного заключения. [29]

21 января самолет Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Ташкент-Грозный-Одесса, по требованию террориста взял курс на Стамбул. Самолет приземлился в Бургасе (Болгария). Преступник добровольно сдался болгарским властям. [30]

9 ноября группа из восьми человек чеченской национальности совершила захват и угон самолета Ту-154, выполнявшего рейс по маршруту Минеральные Воды-Екатеринбург. Самолет приземлился в Анкаре (Турция), затем был возвращен в Грозный. [31]

20 февраля террорист совершил угон самолета Ту-134, следовавшего из Тюмени в Санкт-Петербург. Вместе с преступником на борту самолета находилась его семья. Самолет приземлился в аэропорту столицы Швеции. Семья Мусаевых была депортирована шведскими властями. [32]

24 ноября был захвачен самолет Ту-134, выполнявший рейс Сыктывкар-Санкт-Петербург с 60 пассажирами на борту. Террорист потребовал посадить самолет в Таллине, а затем лететь в Данию. В Таллине после переговоров с эстонскими властями террорист сдался полиции. [34]

Июль. Два угонщика захватили самолет Ил-62 со 174 пассажирами на борту, следовавший рейсом по маршруту Якутск-Москва и, угрожая взорвать самолет, потребовали посадить его на дозаправку в Норильске, где и были обезврежены. [35]

10 декабря самолет Ил-62, выполнявший рейс Магадан-Москва со 142 пассажирами и 13 членами экипажа, был захвачен террористом. Под угрозой взрыва он потребовал выкуп в $10 млн, дозаправку в Шереметьево, а затем перелет в Швейцарию. В Москве террорист был обезврежен, пассажиры не пострадали. [36]

9 августа в аэропорту Домодедово на борту пассажирского самолета Ту-154 с 97 пассажирами, прибывшего из Усть-Илимска, стюардессой была обнаружена записка с требованием заплатить деньги, в противном случае неизвестный угрожал взорвать самолет. Террорист найден не был, все пассажиры покинули самолет. Позже следственные действия позволили выявить террориста. [37]

15 марта самолет Ту-154 угнан спустя 30 минут после взлета из аэропорта имени Кемаля Ататюрка в Стамбуле. [40]



Полвека назад в октябре 1970 года в Батуми пассажиры спокойно отправились на посадку на рейс № 244, рассчитывая спустя полчаса спуститься по трапу в Сухуми или чуть позже – в Краснодаре. Но во время полёта на борту разыгралась настоящая кровавая драма, погибла юная стюардесса, были тяжело ранены почти все члены экипажа. Пранас и Альгирдас Бразинскасы, 46 и 15 лет от роду соответственно, совершили первый в Советском Союзе угон самолёта.

Трагедия на борту

Ан-24 компании Аэрофлот. / Фото: www.wikipedia.org

Надежда Курченко. / Фото: www.pinimg.com

После расстрела бортпроводницы террористы открыли беспорядочную стрельбу, тяжело ранили всех членов экипажа, кроме второго пилота, и добились посадки в турецком Трабзоне. Бразинскас-старший держал под прицелом экипаж, а его сын Альгирдас контролировал пассажиров с оружием в руках.

Борьба за террористов

Пранас Бразинскас. / Фото: www.ambebi.ge

После приземления Ан-24 отец и сын были тут же арестованы. Пассажирам и членам экипажа турецкие власти предложили остаться в Турции, но все, как один, ответили отказом. Пассажиры смогли сразу же вернуться домой, раненым членам экипажа была оказана медицинская помощь. Позже власти отправили тело бортпроводницы на родину отдельным рейсом, а затем передали самолёт и позволили вернуться домой экипажу.

Альгирдас Бразинскас. / Фото: www.dayonline.ru

Пранас представал во всей этой истории не банальным преступником, а участником литовского сопротивления, борцом против советской власти. С его слов 19-летняя Надежда Курченко была не просто стюардессой, а опытным агентом КГБ, именно поэтому Бразинскасы были вынуждены открыть огонь. И вообще, со слов воздушных террористов, на борту самолёта велась перестрелка с представителями КГБ.

В результате турецкие власти решили судить советских террористов самостоятельно, и приговор, вынесенный им, был чрезмерно мягким: Бразинскас-старший получил всего 8 лет лишения свободы, а его сын – 2 года. Спустя четыре года старшего террориста освободили по амнистии, обязав находиться под домашним арестом.

Расплата с отсрочкой

Нью-Йорк с высоты птичьего полета. / Фото: www.mignews.com.ua

Попытки получить политическое убежище в США поначалу успехом не увенчались, но Бразинскасы были полны решимости добиться желаемого. После отказа в посольстве они отправились через Венесуэлу в Канаду, но до точки прибытия не долетели, воспользовавшись остановкой в Нью-Йорке, чтобы остаться в США. Позже выяснилось: их нелегальная высадка в США на самом деле была тщательно спланированной операцией.

Миграционная служба, по требованию литовской диаспоры, увидевшей в Бразинскасах участников освободительного движения, предоставила отцу и сыну право проживания с Соединённых Штатах. С этих пор Пранас и Альгирдас Бразинскасы жили под фамилией Уайт, отец называл себя Фрэнком, а сын – Альбертом Виктором. Они обосновались в Санта-Монике в Калифорнии, где, как известно, была самая многочисленная литовская община.

Санта-Моника. / Фото: www.timeout.com

На самом же деле Бразинскасы преспокойно жили в Калифорнии, выступили авторами книги, в которой представили угон самолёта, как один из этапов борьбы за освобождение Литвы от советской власти. Младший Бразинскас стал бухгалтером, а после женился на Вирджинии Уайт, сотруднице госдепа США и бывшей гражданке Литвы. Старший Бразинскас освоить английский язык так и не смог, а его поведение с каждым годом становилось всё агрессивнее.

По воспоминаниям соседей, Пранас какое-то время торговал оружием и часто вёл себя агрессивно, ему в каждом прохожем чудился агент КГБ. Одна из соседок Бразинскаса обращалась в полицию с просьбой защитить её от угроз физической расправы со стороны Фрэнка Уайта.

Расплата настигла террористов спустя 30 лет после совершенного злодеяния. / Фото: www.kp.ru

По имеющейся в открытом доступе информации, в истории СССР произошло более ста угонов самолетов, часть из которых – со счастливым концом. Но известны и особо дерзкие, отчаянные, жестокие преступления, завершившиеся смертями невинных и жертвенностью экипажей. Хоть и некоторые мотивы можно так или иначе назвать благородными, всё равно при их исполнении часто происходили катастрофы.

Отработка спецназом антитеррористической операции на воздушном судне.

Захват лайнера EgyptAir 29 марта удивил весь мир - гражданин Египта, профессор, вдруг приказал вместо Каира лететь на Кипр, иначе взорвет пояс шахида. В итоге выяснилось, что мужчина тяжело переживал развод и, вроде как, летел к своей бывшей жене. У профессора обнаружилось психическое заболевание. К счастью, никто не пострадал. Сам авиа-пират сдался властям. Мы вспомнили, какие еще случаи бывали в истории захвата самолетов.

Самый продуманный

США, 1971

Самолет сел на дальнюю полосу. Сотрудник безопасности аэропорта принес парашюты и сумку с деньгами. Самолет дозаправили. Купер выпустил всех пассажиров — на борту было 36 человек. И скомандовал пилотам взлетать. Как только лайнер набрал высоту, Купер пошел в хвостовую часть и там, открыв люк, выпрыгнул вместе с сумкой. С тех пор его больше никто и никогда не видел.

9 лет спустя на берегу местной реки обнаружили полуистлевшую пачку 20-долларовых купюр. Номера их совпали с теми, что забрал с собой Купер. Некоторые считают, что угонщик погиб. Но никаких останков так и не найдено.

Первый в СССР

СССР, 1970

Отец и сын Бразинскасы (литовцы) , вооружившись ручной гранатой и обрезом, захватили самолет Ан-24 с 46 пассажирами. Дело было в аэропорту Батуми. Лететь должны были в Сухуми .

Пассажирский самолёт

Захватившие самолет Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас.

Папаша с сыном объявили стюардессе, 19-летней Надежде Курченко, что курс меняется, летим в Турцию! Девушка кинулась в кабину пилотов предупредить об опасности. Но была убита из обреза.

Убитая террористами бортпроводница Надежда Курченко. Фото: ТАСС

В итоге самолет сел в Трабзоне (Турция). Бразинскасов арестовали.

А дальше начинается самое интересное! Суд посадил родственничков на 8 лет. Но спустя 2 года за хорошее поведение папу с сыном отпустили по амнистии.

Пройдохи двинули в Латинскую Америку. Оттуда в Канаду. Дальше — в Штаты. Причем нелегально. Американцы их арестовали. Потом, правда, быстро отпустили. И даже оставили жить у себя! Вероятно, поверили, что Бразинскасы на самом деле таким радикальным способом спасались от советской власти…

Закончилось все банально. Сынок проломил папе голову. Гантелей. 8 раз.

Копы, выяснявшие потом все обстоятельства происшествия, вскрыли, что Бразинскасы нелегально торговали оружием. Сынок-убийца снова отправился в тюрьму. Через 2 года должен выйти.

Первый в истории

Мексика, 1929

Сразу оговоримся: достоверных документов о том, что все так и было, нет. Существует только рассказ пилота мексиканской почтовой компании Transportes Aeras Transcontinentales Джея Говарда Деселлеса. И выглядит он, конечно, захватывающе, но довольно странно.

- Я должен был везти груз в Гвадалахару, - вспоминал пилот. - Но на аэродроме в кабину ворвался бандит Сатурниньо Седильо со своими подручными.

Бандюги были с ружьями наперевес, естественно. Приказали пилоту взлетать. Причем буквально пальцем показывали, куда лететь, без карты!

- Мне сказали приземляться в безлюдном районе, на дорогу, - вспоминает Джей Говард Деселлес.

Бандиты прилетели к своим подельникам, которые скрывались от правосудия. Несколько часов продержали пилота в заложниках. Но в итоге, видимо, так и не решив, как еще может он им пригодиться, отпустили. Причем, вместе с самолетом.

Самый странный

Азербайджан – Норвегия. 1993

И дальше события развивались так, как могут развиваться только в Европе. Авиа-пиратов поначалу поместили в тюрьму (с комфортом, у котором в 1993-м мечтал весь бывший СССР ). А потом выпустили. И пообещали подумать над тем, чтобы дать угонщикам политическое убежище. В итоге двоим — это были граждане ирана — убежище таки дали! И теперь пираты живут в Норвегии. А вот третьего власти отправили в Азербайджан. Там парня ждал суд и тюрьма.

Самый трагический

СССР, 1988

Семейный джазовый ансамбль Овечкиных в 1986 году. Фото: Роман Денисов/Фотохроника ТАСС

И Нинель поняла: светлое будущее уже настало. Но оно здесь, а не в Иркутске.

Вернувшись домой, Овечкины на семейном совете постановили: надо бежать. Но как? И тут кто-то придумал захватить самолет.

8 марта 1988 года семейка во главе с Нинель (от поездки отказалась только старшая дочь, которая к тому моменту уже была замужем и жила отдельно) вылетела из Иркутска в Ленинград через Курган. Досмотр на посадке был слабый, Овечкины смогли пронести на борт Ту-154 два обреза, около сотни патронов и даже две самодельные бомбы. Спрятано все это было… правильно, в музыкальных инструментах!

Но что-то пошло не так. Нинель объявила о требованиях, пилоты вроде как все послушно исполняли. Но в итоге посадили самолет на каком-то военном аэродроме под Ленинградом. Произошел очень жесткий штурм. Пятерых захватчиков, включая Нинель, убили на месте. Остальные были ранены. Погибла стюардесса и трое пассажиров, 19 были ранены.

Не все оставшиеся в живых Овечкины достигли возраста, когда наступает уголовная ответственность. В итоге в тюрьму отправилась одна из дочерей (дали 6 лет) и брат Игорь (8 лет). Оба отсидят по половине сроков.

Судьба выживших Овечкиных потом сложится печально. Игоря убьют в тюрьме (попался на торговле наркотиками). Один из младших, Михаил, пережил инсульт и доживает инвалидом в хосписе. Ольгу забил пьяный сожитель.

Египетский самолет захватил профессор-психопат

Этот авиационный триллер может отсрочить возвращение российских авиарейсов в Египет

МЕЖДУ ТЕМ

Египетский самолет захватил профессор-психопат

Возрастная категория сайта 18 +


23.01.2019, 13:06 Лонгрид 3 170

Днем 22 января один из пассажиров самолета, вылетевшего из Сургута в Москву, подозвал бортпроводника и потребовал срочно сменить пункт назначения — развернуться и лететь в Афганистан.

Пять самых громких захватов самолетов в истории советской авиации

В этот раз все закончилось благополучно, но так происходило не всегда. Вспомним самые громкие захваты самолетов в истории СССР.

Угон АН-24 и полет в Турцию

45-летний Пранас Бразинкас имел богатую биографию — он успел послужить в немецких войсках, работал на переправах, собирая понтонные мосты. В то же время помогал литовским националистам, снабжая их оружием. В мирной жизни Бразинкаса один раз осудили за злоупотребление служебным положением, а позднее приговорили к пяти годам заключения за хищение имущества — мужчина тогда работал директором магазина. Его сыну Альгирдасу было всего пятнадцать лет, когда семья решила покинуть СССР.


В Турции Бразинкасов арестовали, в СССР вернули выживших и раненых, а также тело погибшей Надежды Курченко и сам самолет. Бразинкасов оставили в Республике. Они отсидели около двух лет, вышли на свободу и переехали в США.

Впрочем, жизнь у них так и не удалась — местная литовская община сторонилась отца и сына, и им приходилось приторговывать оружием. Через какое-то время Пранас превратился в агрессивного, хоть и практически неподвижного безумца. В процессе одного из его многочисленных приступов ярости Альгирдас, ставший Альбертом, забил отца до смерти — нанес ему восемь ударов гантелей по голове. Американский суд приговорил мужчину к 16 годам тюрьмы.

Крушение Ту-104 в Ленинграде


К Бидюку вышел вооруженный пистолетом бортмеханик Вениамин Грязнов — он убедился, что мужчина действительно опасен — тот держал палец на кнопке устройства, которое вполне могло оказаться бомбой. Грязнов принял решение отвлечь Бидюка разговорами, а в это время командир экипажа Вячеслав Янченко невозмутимо запросил у Ленинграда разрешение на посадку и подал сигнал бедствия.

Чтобы захватчик не понял, что самолет возвращается, Янченко приказал не выпускать шасси до последнего — колеса встали на места лишь когда самолет снизился до 150 метров. Толчок, шум, аэропорт в иллюминаторах — Бидюк понял, что его обманули, и отпустил кнопку. Устройство действительно было бомбой — раздался взрыв. В результате теракта погибли сам преступник, а также бортмеханик Грязнов. Самолет из-за произошедшего едва не завалился на нос, но экипаж выровнял его.

Катастрофа Ту-104 под Читой


Рейс 109, Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита, 81 человек на борту. Подлетая к пункту назначения пилот сообщил диспетчеру о том, что машина снижается, а уже через несколько минут — об опасности на борту и изменении курса. Снижение началось в 3:32, в 3:36 поступил первый сигнал об опасности, а последний, девятый — в 3:38. После этого на экипаж уже не выходил на связь. Его отметка на радаре исчезла, а утром спасатели обнаружили первые обломки рейса 109.

Сейчас известно, что террористом был поднявшийся на борт в Иркутске Тенгиз Рзаев, он пронес с собой в салон самодельное взрывное устройство. Мужчина планировал лететь в Китай, где, как он думал, по достоинству оценят его таланты. Ранее Рзаев неоднократно пытался поступить в МГИМО, но безуспешно — он не знал иностранных языков, но причиной неудач все же считал некий заговор против него. Молодой человек отслужил в армии, обучился на сапера, а после работал на строительстве дорог, где понемногу подворовывал взрывчатку, готовясь к совершению теракта.

Позднее, при обследовании места крушения специалисты обнаружили тело Рзаева с несколькими пулевыми ранениями. Рядом было найдено тело младшего лейтенанта милиции Владимира Ежикова, сопровождавшего рейс. В магазине его табельного пистолета не хватало нескольких патронов. Очевидно, Рзаев попытался вынудить экипаж сменить курс, а Ежиков застрелил его. Похоже, умирая террорист все же успел активировать взрывное устройство.

Попытка угона самолета на рейсе Тбилиси — Батуми в 1983-м

Молодые люди раздобыли оружие и гранаты (гранаты были учебными, но об этом никто не знал, преступники планировали их применить). Погода была плохой. Террористы собирались захватить самолет ближе к Батуми, почти на границе с Турцией, однако из-за погодных условий экипаж принял решение вернуться в Тбилиси. Именно этот момент поворота террористы и сочли началом спуска в Батуми, они начали захват.

Стюардессу Валентину Крутикову взяли в заложники, начали стрелять по пассажирам, которые напоминали представителей авиационной безопасности. К слову, их вообще не было на борту, но одного человека террористы убили, еще двоих — тяжело ранили. Ворвались в кабину, попытались заставить экипаж лететь в Турцию, но безуспешно. Преступники открыли огонь, убив бортмеханика и тяжело ранив еще одного члена экипажа. Штурман Владимир Гасоян начал стрелять в ответ — он убил одного из захватчиков и тяжело ранил Церетели.

Оставшиеся в живых террористы заявили, что самолет будет взорван, если их требования — дозаправка и вылет в Турцию — не будут выполнены. Переговоры длились много часов, а сама операция по обезвреживанию — восемь минут. Тогда-то и выяснилось, что гранаты у террористов учебные. В итоге в результате теракта погибли трое членов экипажа, двое пассажиров и двое террористов. Стюардесса Ирина Химич осталась инвалидом до конца жизни. За проявленную отвагу и мужество штурман Владимир Гасоян и командир экипажа Ахматгер Гардапхадзе получили звания Героев Советского Союза.

Захват Ту-154 семьей Овечкиных в 1988 году

Оружие на борт они пронесли в футляре с контрабасом. В салоне, угрожая обрезами, старшие Овечкины потребовали изменить курс и лететь в Лондон. Однако топлива не хватало не то что до Лондона, даже до Финляндии. Но экипаж все же объявил, что самолет летит в финский город Котка, на деле — на военный аэродром Вещево. В итоге только при приземлении Овечкины увидели советских солдат на полосе и все поняли.

Кроме пятерых террористов и бортпроводницы, погибло трое пассажиров — две пенсионерки и молодой парень, который отравился угарным газом. Самолет сгорел, а действия группы захвата впоследствии были признаны безграмотными.

Читайте также: