В каком году был утвержден национальный план противодействия коррупции

Обновлено: 02.07.2024


Президент России Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. Соответствующий указ главы государства опубликован в понедельник на сайте Кремля.

Руководителям федеральных органов власти поручено обеспечить реализацию мероприятий плана и до 1 октября внести соответствующие изменения в свои ведомственные планы противодействия коррупции. Аналогичным образом должны быть актуализированы региональные и иные антикоррупционные программы.

Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции поручено ежегодно рассматривать доклад своей рабочей группы о реализации мероприятий национального плана.

О доходах чиновников

Правительство России должно к 15 октября представить предложения о совершенствовании отчета чиновников о своих доходах и расходах, следует из документа.

Президент России поручил Генеральной прокуратуре ежегодно до 1 мая докладывать о выявлении и расследовании случаев подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных сделок.

Об общественном контроле

Путин поручил Минцифры и Минтруду расширить информированность граждан об общественном контроле с использованием интернет-ресурсов.

Доклад о результатах исполнения этого подпункта необходимо представить до 1 октября 2024 года.

Путин также поручил Минфину и Минтруду подготовить рекомендации по выявлению коррупционных рисков при предоставлении субсидий.

О банковской тайне

Генпрокуратуре и ЦБ РФ поручено до ноября подготовить предложения для получения прокурорами доступа к банковской тайне в рамках дел о коррупции.

Президент также предложил Генпрокуратуре проработать вопрос о введении ограничений для людей с непогашенной судимостью на занятие руководящих должностей в государственных унитарных предприятиях и государственных муниципальных учреждениях.

О расходах финансовых уполномоченных

Глава государства поручил администрации президента совместно с Банком России доработать проект закона о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных в сфере финансовых услуг, а также лиц, претендующих на эту должность.

Доработанный проект федерального закона до 20 ноября 2021 года должен быть представлен президенту для внесения в Госдуму.

О лекциях

Путин ожидает от Ассоциации юристов России организации регулярных лекций по теме борьбы с коррупцией и популяризации антикоррупционных стандартов в интернете.

Кроме того, Путин поручил Министерству просвещения продолжить разработку образовательных стандартов, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупции.

Об антикоррупционном форуме

Путин поручил Федеральному казначейству России организовать проведение Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов.

Отмечается, что доклад о результатах исполнения данного пункта необходимо представить до 15 августа 2023 года.

О статистике уголовных дел

Число приговоров за коррупционные преступления в России в 2020 году достигло минимального значения за последние восемь лет.

По данным судебной статистики, в прошлом году в России осудили 6,9 тыс. человек по делам, в которых коррупция являлась основной статьей по приговору. Это самый низкий показатель с 2012 года — тогда приговоры вынесли более 6 тыс. коррупционерам.

Однако средний размер взятки продолжает расти. Количество осужденных за взятку в 1 млн рублей и более за восемь лет увеличилось в 12 раз — с 76 до 944 человек. Число тех, кого осудили за взятку в размере от 150 тыс. до 1 млн рублей, за тот же период выросло с 203 до 1,4 тыс. человек. А количество осужденных за минимальную взятку — до 1 тыс. рублей — уменьшилось с 1,8 тыс. до 1,1 тыс. человек.

В прошлом году доля осужденных по делам коррупционной направленности, получивших в качестве основного наказания условный срок, составила 32,7%. В 2012 году такое наказание получили около 25% приговоренных. Около 15% осужденных получили реальное лишение свободы — 1 тыс. из 6,9 тыс. человек.

Также в 2020 году сумма назначенных штрафов за коррупцию уменьшилась в два с лишним раза по сравнению с предыдущим годом. В 2020-м суммарный штраф в качестве основного наказания по ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) и ст. 291.2 УК РФ (мелкое взяточничество) достиг 624,3 млн рублей. Еще 1,042 млрд рублей составили штрафы по тем же статьям в качестве дополнительного наказания.

Президент России Владимир Путин подписал указ о Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы. В документе перечислены поручения разным ведомствам по борьбе с коррупцией. Они касаются совершенствования системы запретов и ограничений, порядка проведения проверок сведений о доходах и расходах, а также регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов.

Помимо этого, президент поручил изучить практику защиты людей, сообщивших о коррупции, и утвердить программу по просвещению граждан в этой области.


Отчеты чиновников о доходах и расходах

Согласно документу, к 15 октября правительство России должно представить предложения по улучшению отчетности о доходах чиновников. План, в частности, предполагает усовершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками.

Администрации президента совместно с ЦБ поручено доработать законопроект о предоставлении сведений о доходах, расходах и имуществе финансовых уполномоченных, а также тех, кто претендует на эту должность.

Получение подарков

Нецелевое использование госсредств

Документ предусматривает принятие мер по недопущению нецелевого использования госсредств. МВД совместно с ФСБ и Казначейством поручено принять меры, чтобы не допустить нецелевого использования бюджетных средств, выделяемых в том числе на борьбу с распространением COVID-19, а также на реализацию нацпроектов.


Запрет госслужбы для коррупционеров

Усиление общественного контроля

План предусматривает усиление общественного контроля за проблемой коррупции. До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете.

Подкуп иностранных должностных лиц

Полиция сопровождает Яо Цзиньци в Пекине. Яо Цзиньци — подозреваемый в совершении преступления бывший заместитель главы округа Синьчан на востоке Китая. Его экстрадировали из Болгарии. Яо, бежавший за границу в декабре 2005 года, стал первым бывшим государственным служащим, которого Китай экстрадировал из страны-члена ЕС. 2018 г.

Доступ к банковской тайне

Генпрокуратуре вместе с Центробанком поручено подготовить предложения по вопросам, связанным с получением прокурорами информации, составляющей банковскую тайну. Согласно новому плану, надзороное ведомство и ЦБ должны разработать способы упростить доступ к банковской тайне в рамках дел о коррупции.

Проверка цифровых активов и валюты

Минфину с участием Минтруда, Минцифры и Центробанку поручено представить предложения по проверке достоверности и полноты сведений о владении цифровыми активами и валютой.

Популяризация антикоррупционных стандартов

В Национальном плане противодействия коррупции содержится предложение проводить просветительские мероприятия, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Правительству РФ, в свою очередь, поручено проанализировать практику рассмотрения госорганами жалоб на коррупцию. При необходимости кабмин может представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

Создание волонтерских движений

Общественная палата РФ должна будет с участием Минюста и Минтруда подготовить предложения о мерах по стимулированию участия граждан, общественных объединений и НКО в борьбе с коррупцией и по привлечению волонтерских движений к системной работе в этой сфере. Губернаторам рекомендовано с участием профильных ведомств и общественных структур определить приоритетные направления и проекты в области противодействия коррупции для оказания поддержки.

Глава постоянной комиссии СПЧ по гражданского участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами, председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов в интервью "Аргументам-LIVE" рассказал о том, чем принятый Президентом антикоррупционный план на 2018 - 2020 годы отличается от предыдущих.


Президент России Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы. Указ Президента от 29 июня "О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 гг." был опубликован на сайте правовой информации. Руководители министерств, ведомств и других госорганов должны будут до 1 сентября внести изменения в свои планы противодействия коррупции, чтобы обеспечить выполнение национального плана.

В документе, в частности, нашло отражение предложение экспертов разработать методику оценки внутриведомственных антикоррупционных планов и эффективности их реализации. Такую методику правительству поручено разработать и утвердить до 1 октября текущего года. Кроме того, нацплан предусматривает установление порядка определения должностных лиц федеральных госорганов, ответственных за разработку и реализацию политики в области противодействия коррупции.

О том, чем этот план отличается от предудщих в интервью газете "Аргументы-LIVE" рассказал член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии СПЧ по гражданского участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами, председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

- Может ли быть эффективной борьба с коррупцией без конфискации? Знаете, этот вопрос обсуждался в том числе и в рамках подготовки этого Национального плана противодействия коррупции.

Рано или поздно мы все-таки придем к конфискации, хотя у нас и сейчас есть механизмы изъятия предметов и средств незаконного обогащения и мы через гражданский процесс уже изымаем определенную часть незаконно нажитого.

Процесс идет, и суммы, которые уже пришли в доход государства, составляют миллиарды.

Что касается разговоров о том, что Васильевой якобы вернут всё и еще и извинятся, то, во-первых, ей вернули далеко не все и, скажем, не возвратили картины. Ну а то, что суд смог доказать, конечно, вернули.

Кстати, дело Васильевой - это был, так сказать, первый блин. Это был нетипичный случай заключения.

Вот Алексей Кудрин входит в президентский Совет по противодействию коррупции. Кстати, совсем недавно у нас проходило заседание Комитета гражданских инициатив.

Так вот он, так сказать, перейдя на короткое время с госдолжности в рядовые члены этого комитета, сделал доклад и заявил, что борьба с коррупцией является одной из основных наших задач. Кстати, он говорил об этом уже будучи главой Счетной палаты, - и это правильно!

Ведь одна из основных коррупционноёмких схем - это поступление средств в бюджет и управление ими. Кстати в сегодняшнем Национальном плане эта тема очень четко отыгрывается.

Поскольку у Алексея Леонидовича высочайший уровень управленческого профессионализма в работе с финансами, я считаю крайне полезным и важным то, что именно он стал председателем Счетной палаты.

Но он был и достаточно жестким министром финансов, а когда жесткий министр финансов, это всегда уменьшает коррупционную составляющую.

Знаете, это уже третий национальный план, в формировании которого принимали участие общественные организации, эксперты, в том числе и я. Это новая и очень правильная тенденция.

Да, с одной стороны, эти нацпланы имеют общие задачи, потому что рассчитаны на определенный период и с ними связано изменение законодательства и процедур.

Но при этом здесь намечены области конкретного применения государственной власти, например, дорожное строительство, ЖКХ, - последнее, кстати, имеет очень высокую степень коррупционного риска.

Сегодняшний план - это первый план, который принят на три года. Почему именно на три? Дело в том, что до этого в короткие сроки мы активно формировали антикоррупционное законодательство, было принято большое количество законов, и произошло много изменений процедур.

А сейчас уже более сбалансированный и спокойный подход. В новом национальном плане, как, кстати, и в последнем Послании президента Федеральному собранию, были упоминания, связанные как с госзаказом, так и вообще с контрактной системой.

А еще отдельная новелла теперь фактически посвящена антикоррупционной истории в сфере Госдумы, Совета Федерации и депутатского корпуса в целом, потому что это - отдельные субъекты.

Но, действуя даже по прекрасно подготовленному национальному плану, все равно не достичь нужных результатов, если подход к выполнению будет формальным. Ведь исполнение проходит по всей цепочке - от федеральных органов исполнительной власти до муниципальных органов и госкорпораций.

Подготовка и исполнение государственного, национального, регионального планов, а еще, скажем, планов в отрасли - всё это должно входить в систему оценки эффективности того или иного руководителя. То есть должна быть персональная ответственность! Вопрос заключается еще и в том, что надо мониторить. Мы и мониторим.

Вот у нас есть на кого равняться, есть Росатом, подтягивается Ростелеком, но при этом есть компании, которые даже не могут разместить на своих сайтах некую публично историю о противодействии коррупции.

Или есть регионы, которые мы постоянно мониторим, они входят в систему лидеров, - это, например, Кострома, Тула.

Но есть и регионы, работа с которыми, скажем так, просто банальна, формальна. Так вот именно для преодоления этого в Национальном плане принято решение о создании рабочих групп контроля и мониторинга и контроля.

То есть опять же наша экспертная точка зрения была услышана, и я уверен, что будет сохранена эта тенденция увеличения эффективности.

А ведь это такой общий Национальный план, на основании которого пишутся конкретные региональные и муниципальные планы, а также планы бизнеса, госкорпораций, госкомпаний.

Мы лечим в стране глобальную болезнь, ну и как тут можно сказать, что мы увеличим или уменьшим ее лечение? Мы должны ее вылечить, должны сделать так, чтобы не падала эффективность этого лечения. Но те темпы, которые есть, считаю, нормальные.

Читайте также: