В какой стране социал демократы заявили о завершении построения государства всеобщего благоденствия

Обновлено: 16.05.2024

Красавцев Л.Б., доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск), кандидат исторических наук.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 провозглашает, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. " . До последнего времени это положение оставалось только пожеланием на будущее. Принятие в настоящее время приоритетных национальных проектов - первый шаг в этом направлении. Поэтому опыт построения социального государства в передовых странах мира заслуживает всяческого внимания и изучения. Как известно, больших успехов в этом достигли скандинавские страны - Швеция, Норвегия и Дания. Именно в Швеции была разработана теория государства благоденствия, автором которой является шведский экономист и государственный деятель Карл Г. Мюрдаль (1898 - 1967), автор книги "За пределы государства благоденствия".

Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 7.

В своей книге Мюрдаль утверждает, что всеобщее благоденствие достигнуто в развитых странах Западной Европы. По его мнению, остальные страны также встанут на этот путь развития. Главное, чтобы "мирно и без революции, а фактически взамен революции" провести в государстве политику, в результате которой экономика страны соответствовала бы интересам большинства граждан. Мюрдаль определил общие признаки государства благоденствия: наличие смешанной экономики, сочетание рыночных отношений с государственным планированием, демократизация политической жизни, переход к децентрализации государства и передачи части его функций органам местного самоуправления и различным добровольным объединениям граждан, удовлетворение интересов всех слоев общества и их участие в распределении социальных благ. Мюрдаль ввел понятие "расширяющийся народный контроль", который регулирует политический процесс в развитых странах, создает условия полной гармонии и позволяет преодолеть идеологические разногласия.

К практическому построению общества благосостояния приступили шведы в конце Второй мировой войны. Придя к власти в 1944 г., шведские социал-демократы выдвинули программу, автором которой также был Мюрдаль, реформистской работы "Послевоенная программа рабочего движения" . Программа выдвинула две основные цели: 1 - заложить основу для всеобщей системы социального обеспечения для всех граждан и 2 - с помощью активной государственной политики и планового ведения хозяйства сделать более эффективной и отлаженной частнопредпринимательскую экономику. Социальная политика Программы была выполнена: введены всеобщее страхование по болезни, пособие на детей для всех граждан, принят новый закон о защите труда, увеличены оплачиваемые отпуска с двух до трех недель, введены школьные завтраки для детей, принят закон о всеобщей народной пенсии, введена безэкзаменационная система образования в школе. Для финансирования этих реформ в 1947 г. была проведена налоговая реформа, которая привела к значительному увеличению налогообложения высокооплачиваемых групп населения, а также был повышен налог на предприятия.

Милин Я., Юхансон А.В., Хеденборг С. История Швеции / Пер. со швед. М., 2002. С. 258.

Еще с 1913 г. в Швеции существовала всеобщая народная пенсия, которая позволяла людям обеспечить себя экономически даже после того, как они по возрасту перестали работать и тем самым теряли источник дохода. Но рост зарплаты после войны и связанное с этим повышение жизненного уровня всех групп населения означали, что многие, уйдя на пенсию, ощущали резкое ухудшение своего материального положения. В 1957 г. социал-демократы вынесли законопроект о пенсиях на всенародный референдум. Избиратели в большинстве проголосовали за вариант "обязательной пенсии". Эта пенсия назначалась за выслугу лет для всех работающих по найму, зависела от дохода, финансировалась за счет взносов предпринимателей и управлялась фондом, правление которого назначалось государством, предпринимателями и фабрикантами.

Своего расцвета "шведская модель" экономики достигла в 1960 - 1970-е годы. Было достигнуто сотрудничество между трудом и капиталом, проводилась либеральная экономическая политика, направленная на увеличение экономического роста. Все это способствовало созданию отношений доверия между сторонами на рынке труда. Жизненный уровень в Швеции стал одним из самых высоких в мире.

Структурная перестройка прошла на уровне местного управления - коммун. Было проведено слияние коммун, превращение их в крупные единицы, которые предоставляли населению услуги в сфере образования и медицинского обслуживания на уровне, соответствующем обществу благосостояния. Произошло значительное расширение общественного сектора, что также было логическим следствием создания общества всеобщего благосостояния. В 1980-х годах в общественном секторе работало наибольшее число занятых. Инфраструктура - дороги, больницы, школы, коммуникации - все развивалось быстрыми темпами. Начало формироваться постиндустриальное общество, для которого характерно развитие знаний, информационных технологий, внедрение компьютеров и т.д.

Социал-демократы Швеции выдвинули идею "сильного общества", что подразумевало сильную государственную власть, обладающую достаточными ресурсами и компетенцией, чтобы влиять на все сферы деятельности. Социал-демократический "дом для народа" отличался доброжелательной патриархальностью. От колыбели и до могилы человек пользовался системой обеспечения, которая гарантировала ему безбедное существование! Основой этой системы, имеющей целью создание благосостояния, была политика полной занятости. Все работоспособные должны быть обеспечены работой, а это облегчало нагрузку на систему социального обеспечения. В 1970-х годах были проведены важные реформы в области трудового права: расширены гарантии при найме на работу, отменено положение Устава объединения работодателей Швеции об их праве единолично решать вопросы найма и увольнения рабочей силы. Это укрепило положение трудящихся на рынке труда и означало развитие экономической демократии. В 1960 - 1970-е годы был увеличен оплачиваемый отпуск до четырех недель, введена 5-дневная неделя в школах, уменьшена рабочая неделя до 40 часов, все аптеки стали только государственные, созданы государственные адвокатские бюро, введен закон о всеобщем страховании лечения зубов, снижен пенсионный возраст с 67 до 65 лет.

Одновременно упразднены все привилегии королевского дома по налогам и пошлинам. Кстати, по новой Конституции Швеции 1974 г. король лишался всякой политической власти. Его роль в основном была чисто символической и церемониальной. Для Швеции характерно проведение всенародных референдумов по важнейшим вопросам жизни общества. Так, в 1980 г. был проведен референдум по атомной энергетике. Победили сторонники осторожного использования атомных станций, что привело к росту их удельного веса в энергетике страны.

В 1980-е годы Швеция вступила в стадию "безбедного состояния" . Политика социал-демократов в 80-е годы становится все либеральнее, появились прагматические черты в стремлении удовлетворить интересы средних слоев, возникла благожелательность по отношению к предпринимателям. В этот период богатые стали заметно богаче, но бедные не стали беднее.

Там же. С. 296.

Шведская модель "общества благосостояния" подверглась серьезному экзамену в начале 1990-х годов, когда к власти пришли буржуазные партии. Считалось, что политическая и идеологическая активность социал-демократов была исчерпана после европейских событий 1990 г. Буржуазное правительство решило изменить многолетнюю политику: планировалось сократить расходы на социальные нужды, снизить налоги, дерегулирование, т.е. пыталось изменить систему распределения в шведском обществе и отношение между предпринимателями и трудящимися. Однако ослабление экономики не привело к достижению эффекта от изменения налоговой политики. Безработица быстро увеличилась, нагрузка на систему социального обеспечения значительно выросла, возник дефицит бюджета и вырос государственный долг.

Пропаганда свободы выбора стала центральным политическим лозунгом времени. Считалось, что отдельный человек не должен зависеть от коллективной организации школьной системы, здравоохранения и жилищно-коммунальных услуг. Также стало считаться, что общество благосостояния создает пассивных, зависимых от системы пособий, безответственных людей. Стала поощряться индивидуальная самодеятельность и самоорганизация. Значительно выросла иммиграция, возникли на этой почве враждебные настроения к иностранцам, возник национализм в виде движения "скинхедов".

В обществе стало нарастать недовольство. Люди возмущались тем, что пока буржуазное правительство снижало для простого народа выплаты по болезни, безработице и по причине травматизма, малокомпетентные представители экономической сферы могли легко обогащаться. Возникла так называемая новая алчность. Деятельность буржуазного правительства в эти годы характеризовалась лихорадочным стремлением успеть до смены власти изменить как можно больше. Распродавались государственные предприятия, рыночные отношения получили распространение в государственных учреждениях. Почта и телефон стали частными предприятиями. Бурная деятельность наблюдалась в других областях, но конкретный политический результат был ограниченным. Сокращение расходов на социальное страхование встретило противодействие в профсоюзах и в самом правительстве, некоторые члены которого выступили в защиту государства всеобщего благосостояния. Это, естественно, привело на выборах 1994 г. к победе социал-демократов.

Новое социал-демократическое правительство провело определенные корректировки в области страхования по безработице и трудового права. Для оздоровления бюджета снова повысили налоги и отчисления. В ЕС Швеция остается страной с наивысшими налогами, составляющими 55% валового национального продукта. И это не мешает Швеции, как и ее соседям - Норвегии и Дании, занимать первые места по жизненному уровню среди государств мира. Так, размер ВВП на душу населения в долларах составил в 2000 г. в Норвегии - 35527, в Швеции - 25641, в Дании - 30392 и в России - всего 1639 долларов , или в 15 - 20 раз меньше, несмотря на низкий уровень налогообложения, причем одинаковый для всех слоев населения.

Даниельсен Р., Дюрвик С., Гренм Т. и др. История Норвегии. От викингов до наших дней / Пер. с англ. М., 2003. С. 485.

Опыт Швеции, как и других скандинавских стран, правительства которых длительное время возглавляли социал-демократы, показывает, что общество всеобщего благоденствия, или социальное государство, что близко по смыслу, можно реально построить и добиться существенного улучшения жизни населения. Несмотря на разговоры о кризисе общества всеобщего благосостояния и государственного регулирования в 1990-е годы, многие сложные проблемы общества возможно решить путем активного, но разумного государственного вмешательства и расширением прав местного самоуправления.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Человечество стремится к усовершенствованию. Впервые такое понятие, как социальное государство (государство всеобщего благоденствия), было рассмотрено Лоренцем фон Штейном в середине 19 века. Тогда считалось, что идея такой страны заключается в том, чтобы были восстановлены равенство и свобода. Кроме этого, необходимо было поднять низшие и обездоленные классы общества к уровню богатых и сильных. Реализовано же это может быть посредством государства, которое будет следить за тем, чтобы осуществлялся общественный и экономический прогресс всех его граждан.

Принципы построения

государство всеобщего благоденствия

Теория государства всеобщего благоденствия предусматривает такие особенности реализации, как активное участие людей, направленное на решение социальных проблем, смешанная экономика и прочее, что можно увидеть в большинстве стран мира, которые являются экономически развитыми. Поэтому сейчас представлены самые различные варианты ее воплощения, причем практические особенности рассмотрены и систематизированы. Ознакомиться с ними можно в социальной теории. Кроме этого, в теории имеется ряд предположений насчет того, как можно улучшить существующее положение дел.

При создании типов государства социальная политика строится вокруг определённых принципов, которые внутренне связаны. Такими являются расслоение социальных групп, природа государственного вмешательства и предел перехода рыночного распределения в бюрократическое.

Приход к расцвету

социальное государство государство всеобщего благоденствия

Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия получили широкое распространение после Второй мировой войны. Отличительной особенностью данного времени считается наличие мощного рабочего движения, которое голосовало за партии левого уклона, поэтому часто побеждали социал-демократы. Одновременно существовала возможность проводить политику, в рамках которой создавались условия для постепенного роста экономики и увеличения её эффективности, и относительно справедливо распределять результаты процветания, поэтому государства всеобщего благоденствия и стали такими, какими мы их видим сейчас. Ведь благотворное влияние оказывалось на население стран и на ряд внутренних факторов, стабилизация которых и привела к желаемому результату.

Теория

концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия

Кейнсианская доктрина экономической политики рассматривает государство всеобщего благоденствия в качестве встроенного стабилизатора страны. Благодаря многофункциональному характеру, возможности одновременного удовлетворения многих конфликтующих аспектов и стратегий, такая организация дел является привлекательной для широкого круга разнородных сил.

Интерес в данном случае представляет концепция государства всеобщего благоденствия, озвученная К. Оффе. Что она собой являет? Он считал, что суть государства всеобщего благоденствия формировалась как комбинация последствий широкого набора факторов, структура которых разнится в различных странах. Таковыми являлись социально-демографический реформизм, христианский социализм, крупные отраслевые профсоюзы, а также наличие просвещенных политических и экономических элит. Всё это повлияло на то, что были признаны и реализованы всеобъемлющие схемы обязательного страхования, установлена минимальная ставка заработной платы, принимались законы о защите труда, развивалась система образования и здравоохранения. Кроме этого, люди могут рассчитывать на государство в вопросе получения жилья (здесь подразумевается только наличие помощи, а не бесплатная квартира). Также профсоюзы были признаны законными политическими и экономическими представителями рабочих.

Начало кризисных явлений

суть государства всеобщего благоденствия

Представители теории государства всеобщего благоденствия утверждали, что в конечном итоге можно решить многие трудности и в будущем такая модель позволит избежать проблем внутри страны. Но всё оказалось не так легко. В конце 70-х годов значительные социальные гарантии, высокий уровень безработицы и старение населения начали давить на бюджет государства. Но это было только начало. П. Розанваллон (французский исследователь) утверждал, что эта модель пережила три кризиса только за ХХ век:

  1. Экономический.
  2. Идеологический.
  3. Философский.

Давайте же их рассмотрим более детально.

Кризисы

концепция государства всеобщего благоденствия

В конце 70-х годов казалось, что скоро в общественной жизни будет царить утопия. Люди же будут защищены от основных жизненных рисков и нужды. Но с начала 90-х годов начался значительный (относительно) рост безработицы и появились новые формы бедности. Они показали, что высказанные ранее предложения были иллюзорны. Так государство всеобщего благосостояния пережило первый экономический кризис. Идеологический же приходится на 80-е. Тогда под вопрос поставили эффективность используемых методов государственного вмешательства в хозяйственный сектор общественной жизни (когда делалось это, чтобы решить социальные проблемы). Особенно критиковалась бюрократизация государственного аппарата, а также закрытый характер принимаемых решений. В результате этого образовалась путаница приоритетов. Это в свою очередь вызывало кризис легитимности. Это всё оставалось нерешенным. В конце 90-х годов возник философский кризис. Кроме всего вышеперечисленного, под вопросы ставилась концепция социальных прав и принципы общественной солидарности. А ведь они являлись концептуальными и ценностными основами используемой модели.

Отступление

теория государства всеобщего благоденствия

Направленность

Главным в рассматриваемой концепции является преодоление социальных конфликтов, когда с помощью государства создаются сносные условия жизни абсолютно для всех слоев общества. Для этого используются программы социальной помощи для обладающих низким доходом и неимущих слоев, принимаются меры, направленные на уменьшение безработицы и так далее. То есть решаются проблемы, которые сам по себе рынок разобрать не может. В некоторой степени перенималась программа, работавшая в СССР.

Такая страна с помощью налогообложения хочет создать определённое равновесие между бедными и богатыми. Она старается гарантировать минимально необходимый уровень для цивилизованного существования. Основным камнем преткновения для сторонников данной концепции являются экономические проблемы. Но считается, что со временем это будет решено. Людям в последующем не придётся напрягаться на работе, поскольку они будут полностью обеспечены. Любовь к деньгам будет считаться так, как и должна – болезненным состоянием.

Практическое введение

небесное государство всеобщего благоденствия

Первые шаги в направлении государства всеобщего благосостояния, которые продержались длительное время (а не как с китайцами – несколько лет), были сделаны в 80-х годах 19 века на территории Германии. В качестве инициатора таких изменений выступило правительство Отто фон Бисмарка. Оно реализовало систему социальных гарантий, куда было включено пособие по безработице, страхование на случай болезни или аварии и пенсии по старости. Но это было введено не столько из-за заботы о рядовых гражданах, сколько для ослабления набирающей влияние социалистической партии Германии. Этот пример оказался заразительным, и наработанный опыт начали использовать и многие другие правительства.

Заключение

Государство всеобщего благоденствия является своеобразным эквивалентом социалистической идеологии со стороны либерально-капиталистического лагеря. Несмотря на ряд успехов, из-за существующих проблем многие политологи не воспринимают его всерьез. В качестве опорной точки часто называют то, что подобное мировоззрение влечёт за собой опасность превращения в общество потребления, которое имеет ряд негативных вытекающих последствий.

Читайте также: