В какой сфере общественной жизни совершаются административные правонарушения

Обновлено: 02.07.2024

За совершение административного правонарушения Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Административная ответственностьпредставляет собой вид юридической ответственности, наступающий за совершение административного правонарушения (проступка).

Обязательными п р и з н а к а м и административного правонарушения, необходимыми и достаточными для привлечения лица к административной ответственности, являются:

1) противоправность деяния, т.е. нарушение запретов, установленных законом, невыполнение возложенных законом или иным нормативным правовым актом обязанностей;

2) виновность, т.е. совершение деяния умышленно или по неосторожности (форма вины — умысел или неосторожность — могут влиять на размер административного наказания, например, штрафа).

Суть административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на установленный порядок управления — на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. Правонарушение изначально посягает на то, что берется государством под защиту. Такое правонарушение всегда является вызовом обществу, пренебрежением тем, что ценно для общества, посягает на условия существования как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Субъектомадминистративного правонарушения, т.е. тем, кто его совершает и кого могут привлечь к административной ответственности, может быть физическое или юридическое лицо. Причем юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В административном правоотношении с у б ъ е к т а м и являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

К ним относятся:

1) государственные органы и их структурные подразделения;

2) государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации;

3) общественные объединения;

4) граждане России;

5) иностранные граждане и лица без гражданства.

Различают индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений. В числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки, отражающие:

1) особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец);

2) служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД);

3) прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);

4) иные особенности правового статуса (военнослужащие, сотрудники налоговой и таможенной служб, иностранные граждане).

В связи с особенностями общественных отношений в сфере государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил должностных лиц, под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т. е. наделенные распорядительными полномочиями, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных, муниципальных органах и организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.




ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

С учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления выделяют в и д ы административных правонарушений.

В экономической сфере:

1) в области охраны собственности;

2) в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

3) в промышленности, строительстве и энергетике;

4) в области связи и информации;

5) на транспорте;

6) в сельском хозяйстве;

7) ветеринарии и мелиорации земель;

8) в предпринимательской деятельности;

9) таможенные правонарушения;

10) в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В социальной сфере:

1) посягающие на права граждан;

2) посягающие на здоровье населения;

3) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4) общественную нравственность.

В административно-политической сфере:

1) посягающие на институты государственной власти;

2) против порядка управления;

3) связанные с защитой государственной границы;

4) нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

5) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

6) нарушения воинского учета;

7) в области дорожного движения.

Разнообразный перечень правонарушений, зафиксированный в Кодексе об административных правонарушениях РФ, наглядно показывает широкий спектр отношений, которые регулируются административным законодательством.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность заключается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к субъектам административных правонарушений. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие в и д ы административных наказаний.

1. Предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Оно выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

2. Административный штраф. Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы. Для граждан он установлен в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, а в случаях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса об административных правонарушениях — пяти миллионов рублей. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Специальное право означает подтвержденную особым документом (лицензией, сертификатом, аттестатом, удостоверением, паспортом, дипломом, разрешением и т.п.), выдаваемым, контролируемым и изымаемым в установленном на основе норм федерального законодательства порядке, как правило, федеральными органами государственного управления, возможность выполнять некоторые действия, которые недоступны для лиц, не обладающих данным документом. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов: лишение права управления транспортным средством; лишение права охоты; лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Также лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

5. Административный арест. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.

7. Дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

8. Административное приостановление деятельности. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, кроме установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, применяться не могут.

За совершение административного правонарушения Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативными актами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Административная ответственностьпредставляет собой вид юридической ответственности, наступающий за совершение административного правонарушения (проступка).

Обязательными п р и з н а к а м и административного правонарушения, необходимыми и достаточными для привлечения лица к административной ответственности, являются:

1) противоправность деяния, т.е. нарушение запретов, установленных законом, невыполнение возложенных законом или иным нормативным правовым актом обязанностей;

2) виновность, т.е. совершение деяния умышленно или по неосторожности (форма вины — умысел или неосторожность — могут влиять на размер административного наказания, например, штрафа).

Суть административного правонарушения заключается в том, что оно посягает на установленный порядок управления — на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан. Правонарушение изначально посягает на то, что берется государством под защиту. Такое правонарушение всегда является вызовом обществу, пренебрежением тем, что ценно для общества, посягает на условия существования как общества в целом, так и отдельно взятого гражданина.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Субъектомадминистративного правонарушения, т.е. тем, кто его совершает и кого могут привлечь к административной ответственности, может быть физическое или юридическое лицо. Причем юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В административном правоотношении с у б ъ е к т а м и являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

К ним относятся:

1) государственные органы и их структурные подразделения;

2) государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации;

3) общественные объединения;

4) граждане России;

5) иностранные граждане и лица без гражданства.

Различают индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица и иные коллективные образования) субъекты правонарушений. В числе индивидуальных субъектов правонарушения административное законодательство наряду с гражданами выделяет особую группу субъектов, которыми являются лица, обладающие специальным административно-правовым статусом. Для специальных субъектов характерны не только общие признаки признания лица субъектом правонарушения, но и специальные признаки, отражающие:

1) особенности труда (машинист тепловоза, водитель, продавец);

2) служебного положения (дипломатический работник, должностное лицо администрации, сотрудник МВД);

3) прошлое противоправное поведение (нахождение под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности);

4) иные особенности правового статуса (военнослужащие, сотрудники налоговой и таможенной служб, иностранные граждане).

В связи с особенностями общественных отношений в сфере государственного управления законодатель в качестве субъектов административных правонарушений выделил должностных лиц, под которыми понимаются лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителей власти, т. е. наделенные распорядительными полномочиями, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных, муниципальных органах и организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.




ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

С учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления выделяют в и д ы административных правонарушений.

В экономической сфере:

1) в области охраны собственности;

2) в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг;

3) в промышленности, строительстве и энергетике;

4) в области связи и информации;

5) на транспорте;

6) в сельском хозяйстве;

7) ветеринарии и мелиорации земель;

8) в предпринимательской деятельности;

9) таможенные правонарушения;

10) в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В социальной сфере:

1) посягающие на права граждан;

2) посягающие на здоровье населения;

3) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

4) общественную нравственность.

В административно-политической сфере:

1) посягающие на институты государственной власти;

2) против порядка управления;

3) связанные с защитой государственной границы;

4) нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;

5) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;

6) нарушения воинского учета;

7) в области дорожного движения.

Разнообразный перечень правонарушений, зафиксированный в Кодексе об административных правонарушениях РФ, наглядно показывает широкий спектр отношений, которые регулируются административным законодательством.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность заключается в применении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к субъектам административных правонарушений. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие в и д ы административных наказаний.

1. Предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Оно выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

2. Административный штраф. Административный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы. Для граждан он установлен в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, а в случаях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса об административных правонарушениях — пяти миллионов рублей. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

3. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Специальное право означает подтвержденную особым документом (лицензией, сертификатом, аттестатом, удостоверением, паспортом, дипломом, разрешением и т.п.), выдаваемым, контролируемым и изымаемым в установленном на основе норм федерального законодательства порядке, как правило, федеральными органами государственного управления, возможность выполнять некоторые действия, которые недоступны для лиц, не обладающих данным документом. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Законодательством предусмотрена возможность лишения специальных прав трех видов: лишение права управления транспортным средством; лишение права охоты; лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Также лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

5. Административный арест. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России.

7. Дисквалификация. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

8. Административное приостановление деятельности. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, кроме установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, применяться не могут.

Административные правонарушения являются одними из самых распространенных преступлений. Они совершаются в различных сферах жизни и труда человека. С понятием административного правонарушения необходимо ознакомиться для того, чтобы знать, какие действия закон назовет противоправными и какое наказание за это последует.

Что такое административное правонарушение

Административные правонарушения обладают отличительными признаками и видами. Они строго контролируются законом и должны наказываться в обязательном порядке. Административное правонарушение - это поступок, который нарушает закон. В Российской Федерации наказание за такие проступки определяет “Кодекс РФ об административных правонарушениях” (КоАП РФ), а также другие законы, действующие на территории отдельных субъектов страны.

Важно! К административной ответственности могут привлекаться все граждане и жители РФ, а также различные фирмы, компании и некоммерческие организации, решающие социальные проблемы на территории России. Вид наказания может зависеть от формы субъекта.

Когда человек или группа лиц совершают какое-то незаконное действие, органы безопасности и судебные комиссии определяют характер проступка. Если действие нарушает общественный порядок, но не причиняет сильный урон жизни и здоровью граждан, его могут назвать административным. В противном случае преступление будет называться уголовным, и за него назначат гораздо более строгое наказание.

Рис. 1. Административное правонарушение

Виды и примеры административного правонарушения

  1. Посягательство на гражданские права человека - препятствование честным выборам, нарушение правил предвыборной агитации, наказание работников за проведение забастовки в рамках закона, предоставление ложной информации;
  2. Нарушение родительских прав - ненадлежащий уход за несовершеннолетним ребенком, невыполнение родительских обязательств;
  3. Причинение вреда здоровью - пропаганда наркотических средств, нарушение санитарных требований на пищевых предприятиях, прием сильнодействующих лекарств без рецепта врача;
  4. Посягательство на общественную и государственную собственность - незаконное владение участком земли, пользование электричеством и газом без согласованного подключения к сети, вандализм по отношению к памятникам культуры и общественным зданиям;
  5. Посягательство на личную собственность - мелкие кражи, повреждение чужих вещей и предметов собственности;
  6. Причинение вреда окружающей среде - выброс мусора в непредназначенных для этого местах, нарушение правил пожарной безопасности в лесу, незаконная вырубка деревьев;
  7. Несоблюдений правил на производствах - нарушения в технических процессах производства, отсутствие нормативной документации, пренебрежение к требованиям общей безопасности на предприятии;
  8. Нарушение правил дорожного движения - несоблюдение правил разметки и дорожных знаков, вождение автомобиля в нетрезвом виде, отсутствие документов на право вождения автомобилем.

Важно! Эти нарушения считаются административными до тех пор, пока не будет нанесен сильный урон здоровью и жизни людей. Тогда их определят как уголовно наказуемые. Бездействие также может считаться правонарушением. Если человек понимал, что здоровью людей может быть нанесен ущерб, но не принял соответствующие меры, этот поступок также может быть наказан в рамках закона.

Рис. 2. Состав административного правонарушения

Структура административной ответственности

Административная ответственность обладает специфической структурой и строго регулируется законами РФ. Существуют отличительные черты для определения противоправности действий, которые называются признаками и элементами.

Признаки административного правонарушения

  • Противоправность. Означает, что действия или бездействия нарушили закон и нанесли вред гражданам или материальным объектам.
  • Виновность. Подразумевает, что на момент совершения преступления человек осознавал потенциальный вред от своего проступка. Виновностью также называют игнорирование законов и пренебрежение правилами безопасности.
  • Наличие преступника. Без доказанной вины человека невозможно выносить приговор. К административной ответственности могут быть привлечены лица старше шестнадцати лет.
  • Наказуемость. Проступок не должен оставаться без наказания. В зависимости от тяжести деяния, определяется степень наказания.

Элементы административной ответственности

  • Основание, на котором определяется факт нарушения закона;
  • Лица и предметы, задействованные в совершении противоправного деяния;
  • Условия, влияющие на будущее наказание;
  • Определение формы наказания;
  • Процесс отбытия наказания правонарушителем.

Важно! Полное название основного закона, который регулирует все аспекты административной ответственности - “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Он относится к тем документам, с которыми стоит ознакомиться каждому жителю страны. Кодекс периодически редактируется, чтобы учитывать все возможные формы преступлений. В законе указывается дата последней редакции, которая определяет начало действия новых поправок. Существуют специальные сокращенные версии этого закона, которые кратко предоставляют самую важную информацию о видах проступков и наказаний.

Без принятия во внимание всех компонентов административного права нельзя выносить решение о виновности человека. Опираясь на признаки, правоохранительные органы должны выявить факт совершения преступного деяния и назначить наказание в соответствии с законами страны.

Читайте также: