В какой организационно правовой форме создаются саморегулируемые организации кадастровых инженеров

Обновлено: 28.06.2024

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях применения единых подходов к реализации функции государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - СРО КИ), а также к организации работы, направленной на снижение количества принимаемых решений о приостановлении (отказе) государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета недвижимого имущества, информирует о следующем.

Росреестр в соответствии с подпунктами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.5(2) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение о Росреестре), осуществляет в том числе государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росреестре).

Согласно Типовому положению о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 29.03.2016 N 180, указанные полномочия (функции) закреплены за управлениями Росреестра по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 30.5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон о кадастровой деятельности) государственный надзор за деятельностью СРО КИ осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для проведения внеплановой проверки СРО КИ являются поступившие в орган государственного надзора обращение или жалоба на действия (бездействие) СРО КИ, нарушающие требования Федерального закона о кадастровой деятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также имеющиеся в документах СРО КИ, представленных в орган государственного надзора, несоответствия таким требованиям (пункт 1 части 7 статьи 30.5 Федерального закона о кадастровой деятельности).

В силу пунктов 2, 3, 14 части 8 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности СРО КИ обязана осуществлять контроль за соблюдением своими членами требований Федерального закона о кадастровой деятельности, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров (далее - НПА в области кадастровых отношений), рассматривать жалобы на своих членов и применять к ним меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Порядок проведения СРО КИ проверочных мероприятий в отношении кадастровых инженеров - их членов регламентирован частями 9 - 15 статьи 30.1 Федерального закона о кадастровой деятельности и Положением об осуществлении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров, рассмотрении жалоб на действия своих членов, порядке применения мер дисциплинарного воздействия, утвержденным национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров 28.07.2017 и согласованным Минэкономразвития России 27.06.2017 (далее - Положение о контроле).

В течение 2017 года территориальные органы Росреестра направляли в СРО КИ информацию о типичных нарушениях, выявленных в деятельности кадастровых инженеров при подготовке последними межевых, технических планов, актов обследования.

Выборочное ознакомление с текстом писем, направленных территориальными органами Росреестра в СРО КИ, показало, что зачастую такие письма направлялись для сведения и содержали общую информацию о типичных нарушениях, допускаемых кадастровыми инженерами при осуществлении кадастровых работ.

Между тем, для принятия СРО КИ предусмотренных законодательством Российской Федерации мер реагирования в отношении кадастровых инженеров (проверка, наложение дисциплинарного взыскания) необходимо направлять в СРО КИ следующую информацию в отношении конкретного кадастрового инженера: фамилия, имя и отчество (последнее если имеется) кадастрового инженера, нормы НПА в области кадастровых отношений, которые нарушены таким кадастровым инженером (указываются в качестве основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в соответствующем уведомлении), и информация, идентифицирующая объект недвижимости, в отношении которого проведены кадастровые работы с установленными нарушениями (вид объекта недвижимости, кадастровый номер объекта недвижимости (при наличии), адрес или местоположение объекта недвижимости, номер, который был присвоен заявлению и документам, поданным для кадастрового учета и т.д.).

Представляется, что такая информация должна обобщаться, группироваться по СРО КИ и рассылаться в СРО КИ для проведения последними контрольных мероприятий в отношении кадастровых инженеров - их членов, одним из структурных подразделений территориального органа Росреестра в соответствии с установленной компетенцией с периодичностью, установленной территориальным органом Росреестра, исходя из количества принимаемых решений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав недвижимого имущества.

Сведения о направлении указанной информации в СРО КИ (копии писем) следует передавать в структурное подразделение территориального органа Росреестра, к компетенции которого отнесено осуществление государственного надзора за деятельностью СРО КИ, для организации при наличии оснований мероприятий государственного надзора.

Следует иметь в виду, что необоснованный отказ СРО КИ от проведения в отношении кадастровых инженеров контрольных мероприятий, в том числе применения предусмотренных законодательством Российской Федерации мер реагирования (письменный необоснованный отказ либо отсутствие в территориальном органе Росреестра по прошествии установленного Федеральным законом о кадастровой деятельности срока для проведения контрольных мероприятий сведений о принятых СРО КИ мерах), является нарушением СРО КИ установленных частью 8 статьи 30 Федерального закона о кадастровой деятельности обязанностей, что, в свою очередь, является основанием для проведения внеплановой проверки СРО КИ.

Материалы, свидетельствующие о нарушении СРО КИ требований Федерального закона о кадастровой деятельности и (или) Положения о контроле, направляются в виде обращения об организации мероприятий государственного надзора в отношении СРО КИ (проведение внеплановой проверки, при наличии оснований объявление предостережения) в тот территориальный орган Росреестра, на территории деятельности которого находится такая СРО КИ.

В случае, если СРО КИ и территориальный орган Росреестра, выявивший нарушения в ее деятельности, находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то такой территориальный орган Росреестра направляет указанные материалы в отношении СРО КИ в центральный аппарат Росреестра для принятия решения об организации надзорных мероприятий.

Информация об организации, проведении и результатах внеплановых проверок в отношении СРО КИ должна своевременно вноситься в единый реестр проверок и Автоматизированную информационную систему "Реестр СРО" Росреестра.

Как и во многих других отраслях производства и оказания услуг, в сфере кадастровой деятельности предусмотрено создание саморегулируемых организаций (СРО). СРО образуются кадастровыми инженерами на добровольных началах, являются некоммерческими организациями (партнерствами). Подробнее об этом читайте в нашем материале.

В соответствии с федеральным законодательством кадастровой деятельностью является коммерческая деятельность по формированию объектов кадастрового учета, осуществляемая уполномоченными лицами (кадастровыми инженерами) в рамках публичного возмездного договора.

Это определение четко ограничивает круг субъектов, которые могут выступать в качестве уполномоченных органов при осуществлении кадастровой деятельности. Ключевой фигурой для такой деятельности признается кадастровый инженер, действующий на основании квалификационного аттестата и отвечающего ряду требований федерального законодательства.

Формы деятельности кадастровых инженеров

Законодательство предусматривает две формы осуществления деятельности в сфере кадастрового учета: в качестве предпринимателя без образования юридического лица либо в качестве наемного работника юридического лица.

Конкретную форму кадастровой деятельности инженер выбирает самостоятельно, а о принятом решении он обязан уведомить орган кадастрового учета и уполномоченный орган субъекта РФ, выдавший ему квалификационный аттестат. Непредставление указанных сведений может служить основанием для отзыва аттестата и его аннулированию.

Правовые последствия выбора формы кадастровой деятельности не влияют на ее результат, итоговые документы кадастрового учета в обоих случаях будут иметь равную силу.

Выбранная форма кадастровой деятельности является публичной, информация о ней доступна потенциальным клиентам инженера.

Саморегулирование в сфере кадастровой деятельности

Основной целью создания саморегулируемых организаций является создание условий для профессиональной деятельности инженеров, установления обязательных правил для членов конкретной СРО, контроля за соблюдением указанных правил.

Каждая СРО ведет собственный реестр инженеров, представляет интересы своих членов в отношениях с публичными органами власти РФ, защищает их права и законные интересы.

Порядок вступления во вновь создаваемые СРО определяется на учредительных собраниях, на которых формируется первоначальный список учредителей и условия их партнерства. Инженеры, которые являются учредителями вновь создаваемой саморегулируемой организации, самостоятельно формируют комплект учредительных документов и устанавливают общие правила для принятия новых членов.

Полномочия саморегулируемых организаций предусмотрены федеральным законодательством и направлены на соблюдение как интересов самих кадастровых инженеров, так и сторонних субъектов при осуществлении кадастровой деятельности.

Саморегулируемая организация тщательно следит за профессиональным уровнем своих членов и обязана оказывать содействие в повышении квалификации инженеров. Основные сведения о членах СРО, связанные с его профессиональной деятельностью, доступны для публичного пользования.

Функционирование саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности

Так как СРО действуют в виде некоммерческого партнерства, участие в них является добровольным. Каждый кадастровый инженер вправе сам выбирать СРО исходя из личных интересов, территориальной расположенности и иных факторов.

Государство, в лице уполномоченных органов, осуществляет общий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, однако в отношениях с саморегулируемыми организациями оно ограничено рамками законодательства и не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность. В случаях отзыва или аннулирования квалификационного аттестата инженера уполномоченный орган власти субъекта РФ обязан уведомить об этом СРО, членом которой является кадастровый инженер.

Наличие членства в саморегулируемой организации имеет важное значение как для самого кадастрового инженера, так и для потенциальных клиентов.

Каждая СРО ведет реестр кадастровых инженеров, что позволяет сторонним субъектам оценить уровень квалификации, опыт работы, иные значимые данные еще до стадии заключения публичного возмездного договора на осуществление кадастровой деятельности. Также наличие членства в СРО позволит клиентам кадастрового инженера обратиться за помощью при разрешении конфликтных интересов при несоблюдении инженером правил кадастрового учета.

Для самого инженера наличие членства в саморегулируемой организации подразумевает не только возможность заявлять о своем профессиональном статусе путем выписки из реестра СРО, но и отстаивать личные и коллективные интересы в правоотношениях с различными субъектами (органы власти, юридические и физические лица). СРО имеет огромный комплекс полномочий по защите интересов своих членов, от законодательной инициативы по профессиональной тематике до обращений в судебные органы по оспариванию властных императивных норм, регулирующих кадастровую деятельность.

Функционирование развитого рынка саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности способствует повышению общего уровня оказываемых услуг, а также создает основу для добросовестной конкуренции в указанной области.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Определение правовых оснований деятельности и описание прав и обязанностей саморегулируемых организаций кадастровых инженеров. Порядок юридической регистрации кадастровых инженеров и правовое обеспечение создания межевых и технических планов земель.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.11.2013
Размер файла 20,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров

кадастровый инженер межевой план земля

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров (СРО кадастровых инженеров, СРО в сфере кадастровой деятельности) - это некоммерческое объединение в форме некоммерческого партнерства, основанное на членстве кадастровых инженеров, созданное с целью обеспечения условий для профессиональной деятельности, установления обязательных для членов СРО правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров. СРО кадастровых инженеров относится к саморегулируемым организациям вступление, в которые не является обязательным для осуществления профессиональной кадастровой деятельности.

Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности (СРО кадастровых инженеров):

1.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

2.Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"

Порядок регистрации саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО в сфере кадастровой деятельности):

*Необходимо зарегистрировать в Министерстве юстиции РФ и Федеральной налоговой службе - некоммерческую организацию в форме некоммерческого партнерства.

*Получить статус саморегулируемой организации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). Росреестр вносит сведения о саморегулируемой организации кадастровых инженеров в государственный реестр СРО в сфере кадастровой деятельности.

Цели деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (СРО в сфере кадастровой деятельности):

1.Объединение кадастровых инженеров в профессиональные объединения;

2.Повышение качества оказываемых услуг в области кадастровой деятельности;

3.Информирование профессиональных участников в области кадастровой деятельности;

4.Выработка правил и стандартов профессиональной деятельности кадастровых инженеров, являющимися обязательными для выполнения всеми членами СРО кадастровых инженеров.

СРО кадастровых инженеров имеют право осуществлять следующую деятельность, соответствующую целям их создания:

1.Представлять интересы членов СРО кадастровых инженеров в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов России, органах местного самоуправления при рассмотрении споров, связанных с принятием органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета;

2.Разрабатывать, устанавливать и опубликовывать правила осуществления кадастровой деятельности, правила поведения при осуществлении кадастровой деятельности, правила деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров, обязательных для всех членов данной СРО кадастровых инженеров;

3.Осуществлять контроль за деятельностью членов СРО;

4.Получать от органа кадастрового учета информацию о результатах деятельности членов СРО кадастровых инженеров;

5.Рассматривать жалобы на действия членов СРО;

6.Применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными внутренними документами меры ответственности.

Саморегулируемые организации кадастровых инженеров создаются в соответствии со ст.34 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Федерального закона "О саморегулируемых организациях".

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется разными организациями на территории страны, кроме того этот процесс сам по себе достаточно сложен -- он затрагивает одновременно и технологическую, и экономическую, и юридическую сферу. Для того чтобы возникла стройная система, все действия и процедуры, связанные с кадастром, должны быть чётко отлажены и прозрачны, а кадастровые инженеры должны руководствоваться единой общероссийской методикой. С этой целью и появляются саморегулируемые организации кадастровых инженеров.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СРО

Правовой основой функционирования саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (СРО) на территории Российской Федерации являются положения, закрепленные в следующих нормативных правовых актах:

- Гражданский кодекс РФ;

В соответствии с этими документами любая саморегулируемая организация -- лицо юридическое, а поэтому имеет гражданские права, соответствующие целям своей деятельности, и должна выполнять связанные с этой деятельностью обязанности. Закон оговаривает, что по организационно-правовой форме СРО представляет собой некоммерческое партнерство, поэтому основной её целью не является извлечение прибыли и распределение этой прибыли между участниками.

СРО могут создать кадастровые инженеры, объединившись на добровольной основе. Перечисляя основные права саморегулируемой организации в сфере кадастровой деятельности, прежде всего, следует отметить предоставление законных интересов членов этой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Например, организация может защищать своего члена в споре с кадастровым органом, если последний отказал в постановке на государственный кадастровый учёт. Для этого СРО имеет право проводить переговоры, приглашать медиатора со стороны или иметь в штате своего специалиста по досудебному урегулированию споров. Также организация вправе создать постоянно действующий третейский суд или созывать его по мере необходимости.

Кроме того, каждый кадастровый инженер, входящий в СРО, получает право повышать свою квалификацию в данной организации.

Зато чего не имеет права делать СРО как организация -- так это заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ. Это могут делать только сами кадастровые инженеры.

НУЖНА ЛИ НАМ СРО?

Что произойдёт, если проекту дадут зелёный свет?

Одним из наиболее существенных моментов обсуждаемых изменений является обязательное членство кадастрового инженера в саморегулируемой организации для того, чтобы получить законное право выполнять кадастровые работы. Пока вступать в СРО можно исключительно на добровольной основе и никто не вправе заставить специалиста сделать это. Но с принятием поправок в Закон о кадастре ситуация кардинально изменится, и каждый кадастровый инженер будет обязан стать членом СРО, в противном случае он лишится права вести свою деятельность. Это условие прописано в проекте первым пунктом. Другим обязательным условием для получения права на ведение кадастровой деятельности является наличие договора о страховании кадастровым инженером своей имущественной ответственности. Таким образом, одного лишь аттестата и соответствующего профессионального образования при отсутствии судимости кадастровому инженеру теперь будет недостаточно.

СОЗДАЕМ СРО

Чтобы создать саморегулируемую организацию, необходимо объединиться не менее чем 25 субъектам предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектам профессиональной деятельности определённого вида (кадастровым инженерам).

Другим непременным условием создания СРО является наличие правил и стандартов профессиональной деятельности -- то, ради чего, собственно, организация и создаётся.

СРО не только разрабатывает стандарты и правила деятельности в сфере кадастровых работ и следит за их выполнением, -- важно, что именно эта организация обеспечивает дополнительную имущественную ответственность каждого члена перед заказчиками.

За все блага, которые несёт СРО, входящие в эту организацию кадастровые инженеры обязаны платить членские взносы, из которых и формируется компенсационный фонд.

Результатом кадастровых работ, проводимых кадастровым инженером являются:

1) Межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);

2) Технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);

3) Акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).

Формы организации кадастровой деятельности кадастрового инженера:

1) В качестве ИП;

2) В качестве работника юридического лица (далее - ЮЛ) на основании трудового договора с таким ЮЛ.

Форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления кадастровый инженер может выбрать самостоятельно, о чем обязан уведомить в письменной форме не позднее 30 рабочих дней орган исполнительной власти субъекта РФ, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета. Каждый кадастровый инженер должен иметь печать, штампы, бланки, на которых указываются, в частности, его адрес (место его нахождения) и идентификационный номер его квалификационного аттестата.

1) Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве ИП

2) Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве работника ЮЛ

Кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с ЮЛ, являющимся коммерческой организацией, в качестве работника такого ЮЛ. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким ЮЛ. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого ЮЛ.

При этом данное ЮЛ обязано:

1) иметь в штате не менее 2-х кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность;

2) обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и 3-х лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ.

Саморегулируемые организации (далее - СРО) в сфере кадастровой деятельности

Кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров.

СРО в сфере кадастровой деятельности вправе:

1) представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в частности при рассмотрении спора, связанного с принятием органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении кадастрового учета;

2) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми своими членами правила осуществления ими кадастровой деятельности, правила поведения при осуществлении этой деятельности, правила деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров;

4) получать от органа кадастрового учета информацию о результатах деятельности своих членов;

5) рассматривать жалобы на действия своих членов;

6) применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными внутренними документами меры ответственности.

СРО в сфере кадастровой деятельности не вправе заключать договоры подряда на выполнение кадастровых работ.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона № 221-ФЗ, кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 1 марта 2008 года.

При этом до 1 января 2011 года такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ правом выполнения работ по территориальному землеустройству.

К соответствующим правоотношениям с участием таких лиц при осуществлении ими кадастровой деятельности применяются по аналогии правила Федерального закона № 221-ФЗ, установленные в отношении выполнения кадастровых работ кадастровым инженером и заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ соответственно ИП и юридические лица. В целях применения указанных правил, а также правил, связанных с внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующих кадастровых инженерах, лица, обладающие на день вступления в силу Федерального закона № 221-ФЗ правом выполнения работ по территориальному землеустройству, считаются кадастровыми инженерами.

В Федеральном законе № 221-ФЗ отсутствуют указания об обязательном лицензировании кадастровой деятельности.

Кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат).

Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям:

1) гражданство РФ;

2) наличие среднего профессионального образования по одной из специальностей, определенных Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2009 № 34, или высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении ВПО;

3) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Квалификационные аттестаты выдаются лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Квалификационный аттестат выдается без ограничения срока, территории его действия и является документом единого федерального образца. При этом квалификационный аттестат признается действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров в соответствии с действующим законодательством.

Лица, прошедшие аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, при получении ими квалификационных аттестатов должны предъявлять документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере, установленном п.п. 72 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (за выдачу аттестата, дубликата аттестата - 800 рублей, за внесение изменений в аттестат - 200 рублей).

Аттестация проводится в форме квалификационного экзамена с применением автоматизированной информационной системы.

Квалификационные экзамены принимаются квалификационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта РФ (далее - квалификационная комиссия).

Состав и порядок работы квалификационной комиссии, перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении квалификационного аттестата, порядок выдачи квалификационных аттестатов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Государственный реестр кадастровых инженеров ведется органом кадастрового учета, куда вносятся следующие сведения о кадастровом инженере:

2) дата и место рождения;

3) номер телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером;

4) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

5) дата выдачи квалификационного аттестата и идентификационный номер данного аттестата;

6) дата и основание аннулирования квалификационного аттестата.

Орган кадастрового учета в срок не более чем 2 рабочих дня со дня получения уведомления, вносит в государственный реестр кадастровых инженеров сведения об указанном в таком уведомлении кадастровом инженере. Сведения об аннулировании квалификационного аттестата также вносятся в срок не более чем 2 рабочих дня со дня получения соответствующей копии решения.

В случае смерти кадастрового инженера сведения о нем исключаются из государственного реестра кадастровых инженеров.

В течении 30-ти рабочих дней со дня изменения сведений о кадастровом инженере, он обязан уведомить об этом орган исполнительной власти субъекта РФ, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета.

Содержащиеся в государственном реестре кадастровых инженеров сведения о кадастровом инженере являются общедоступными и предоставляются по запросам любых заинтересованных лиц в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, в срок не более чем 5 рабочих дней.

Подобные документы

Общие сведения о кадастровых инженерах и их деятельности. Особенности квалификационной аттестации по этой специальности. Нормативное правовое регулирование формы организации кадастровой деятельности. Понятие и особенности саморегулируемых организаций.

курсовая работа [25,3 K], добавлен 20.12.2013

Понятие и сущность саморегулируемой организации и его основные функции. Саморегулируемые организации в России. Опыт практического применения в земельно-кадастровом производстве. Анализ деятельности НП СРО "Организация деятельности кадастровых инженеров".

дипломная работа [1,0 M], добавлен 11.07.2014

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности. Требования к членству в организации. Функции коллегиального органа управления. Обязанности организации, меры дисциплинарного воздействия.

контрольная работа [17,2 K], добавлен 30.09.2013

Нормативно-правовая и методическая основа кадастровых работ. Его кадастровое деление, характеристика земельного фонда. Порядок проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка для размещения объектов рекреационного назначения.

дипломная работа [8,2 M], добавлен 21.09.2019

Характеристика гражданско-правовых основ саморегулируемых организаций в Российской Федерации. Основные особенности создания и функционирования саморегулируемых организаций. Нормативно-правовое регулирование саморегулируемых организаций в строительстве.

Для государственного кадастрового учета недвижимого имущества в большинстве случаев гражданам необходимо воспользоваться услугами кадастрового инженера. Выбор грамотного и квалифицированного специалиста – залог качества проведения кадастровых работ и подготовки по их результатам достоверных документов. В этом материале подробно расскажем, на что следует обратить внимание при выборе кадастрового инженера.

Проверка сведений о кадастровом инженере

Кадастровые инженеры – физические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров, включенные в реестр членов СРО.

У кадастрового инженера в обязательном порядке должны быть своя личная печать, которой он утверждает межевые и технические планы в бумажном формате (в случае, если это, например, предусмотрено договором на выполнение кадастровых работ), и сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи – для подготовки документов и подачи в электронном виде.

Поэтому перед заключением договора на выполнение работ рекомендуем проверить сведения о заинтересовавшем вас кадастровом инженере в реестре членов саморегулируемой организации, публикуемом на их официальном сайте, а также в государственном реестре кадастровых инженеров, размещенном на официальном сайте Росреестра.

Важно! Если заинтересовавший вас кадастровый инженер не состоит в СРО, то он не может проводить кадастровые работы, а все подготовленные им документы не имеют юридической силы.

Как заключить договор с кадастровым инженером?

Кадастровые работы проводятся на основании договора-подряда,
в котором подробно должны быть описаны все выполняемые работы, а также стоимость и сроки их исполнения. Обязательным приложением к договору-подряда является утвержденная заказчиком смета, а также задание на выполнение работ.

Обращаем внимание! Согласно новым правилам кадастровый инженер имеет право подать в Росреестр заявление на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в качестве представителя правообладателя объекта недвижимости. При этом закон определил случаи, когда кадастровый инженер может подать заявление в Росреестр без доверенности, а когда нет.

Кадастровый инженер вправе представлять в орган регистрации прав без доверенности документы, подготовленные по результатам проведения кадастровых работ, если они выполнялись при подготовке технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета
и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для которого не предусматривается выдача разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию. Заказчиком кадастровых работ в данном случае должен быть собственник земельного участка либо лицо, которому этот участок предоставлен для строительства на ином праве, или же лицо, которому предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

Какие документы оформляет кадастровый инженер?

Кадастровые инженеры оформляют следующие документы:

Межевой план – при подготовке документов для постановки на учет одного или нескольких земельных участков, учета изменений или учета части земельного участка.

Технический план – при подготовке документов для постановки на учет здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса, учета его изменений или учета его части.

Акт обследования – при подготовке документов для снятия с учета здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства.

Карта-план территории – составляется кадастровым инженером по результатам выполнения комплексных кадастровых работ.

Проект межевания территории – при определении местоположения границ земельных участков, образуемых из государственных и муниципальных земель, земельных участков в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) в границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.

Какую ответственность несут кадастровые инженеры?

Деятельность кадастрового инженера подлежит контролю со стороны саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой он является.

При этом согласно статье 14.35 КоАП Российской Федерации кадастровый инженер несет административную ответственность за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, в том числе за недостоверность подготовленных им документов.

Уголовная ответственность кадастрового инженера за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории предусмотрена ст. 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Действия кадастрового инженера в рамках договора подряда на проведение кадастровых работ по оформлению межевого плана, технического плана и акта обследования могут быть оспорены в судебном порядке.

Читайте также: