В какой мере бизнес ответственен за решение социальных проблем страны эссе

Обновлено: 25.06.2024

СОБ: понятие, определение термина

Термин СОБ (КСО, корпоративная социальная ответственность), появился в конце ХХ века. В мире, где много острых соцпроблем, социальная ответственность бизнеса вполне может стать действенным инструментом устойчивого развития.

У термина ряд определений. В общем, они сводятся к тому, что СОБ — это концепция, предусматривающая изготовление качественного продукта (предоставление качественной услуги) и ответственное выполнение своих обязательств компанией перед обществом. Имеются в виду не только потребители, но и персонал , партнёры, поставщики, акционеры, другие люди, которые связаны с компанией. То есть это вклад, который бизнес вносит в развитие социальной, экономической жизни общества, экосферы.

С оциальная ответственность бизнеса может проявляться путём :

  • решения вопросов корпоративного управления;
  • сокращения безработицы за счёт найма персонала;
  • регулирования отношений между работодателем и сотрудником;
  • организации охраны труда;
  • реализации соцпрограмм, экопрограмм;
  • создания надлежащих условий для персонала;
  • соблюдения налогового, экологического, других законодательств, а также этических норм и др.

СОБ и её виды

В Организации Объединённых Наций СОБ делят на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя касается, прежде всего, ответственности перед персоналом и создания надлежащих условий работы в компании. Это:

  • безопасность;
  • регулярная выплата зарплаты;
  • соцстрахование;
  • обучение персонала;
  • материальная помощь в экстренных ситуациях.

Внешняя отображает взаимодействие с клиентами, властями, партнёрами и т. д. Сюда относятся также благотворительность, забота об экологии.

Существуют и уровни социальной ответственности бизнеса .

  • Первый — это следование закону и регулярная выплата налогов, зарплаты. Сюда же относится расширение штата.
  • Второй сводится к желанию действовать в более широком смысле, чем требует закон: создать отличные условия труда для коллектива, повышать его квалификацию, обеспечить жильём, предоставить профилактическое лечение и т. д.
  • Третий, самый высокий, предусматривает меры, направленные на улучшение окружающей среды — благотворительность, меценатство, участие в соцпрограммах.

Модели СОБ в разных странах

В 2002 г. Кофи Аннан, генсек ООН, в одном из докладов упомянул, что КСО является обязательным условием эффективной корпоративной коммуникации. В разных странах она реализуется по-разному, но при детальном рассмотрении можно выделить характерные модели социально ответственного бизнеса .

  • В англо-американской модели в рамках социальной политики бизнес создаёт рабочие места и надлежащие условия труда, разрабатывает гибкую систему заработной платы, оплачивает высокие налоги. Трудовые отношения регулируются преимущественно двусторонним договором между работодателем и сотрудником. Более того, в Америке популярны корпоративные фонды, через которые решаются социальные проблемы. Бизнес вносит свой вклад в бюджеты этих фондов, что поощряется государством (предоставляются налоговые льготы и т. д.)
  • В европейской модели социально ответственный бизнес платит огромные налоги, за счёт которых финансируются социальные программы.
  • В скандинавской модели бизнес также должен регулярно платить большие налоги, которые затем идут на удовлетворение социальных нужд. Стоит отметить и то, что политика скандинавских стран нацелена на устранение безработицы, предоставление права на базовые социальные гарантии (благодаря помощи от государства люди с низкими доходами могут рассчитывать на нормальный уровень жизни).

СОБ и её компоненты

Социальная ответственность бизнеса может включать:

  • предоставление качественного продукта для удовлетворения нужд потребителей;
  • управление персоналом, его развитие;
  • социальные инвестиции, благотворительность, меценатство, волонтёрство;
  • здравоохранение, безопасность на производстве;
  • корпоративную соцполитику;
  • взаимодействие с правительством и влияние на общество через СМИ;
  • ответственность перед партнёрами , поставщиками и т. д.

В зависимости от величины компании (большая или маленькая), а также сферы, в которой она задействована, могут использоваться те или иные компоненты. В то же время в каждой будет выполняться минимум, который закреплён законодательно: оплата труда персонала, налогов.

По мере роста компания меняется, стейкхолдеры (организации или люди, на которых она влияет), возлагают на неё большие ожидания. Чтобы удовлетворить их, руководство использует разные механизмы (вводит корпоративную этику для персонала, систему выплаты дивидендов для акционеров). То есть компания прописывает правила и информирует о них всех стейкхолдеров.

Параллельно расширяются масштабы её деятельности. Ведь основная цель бизнеса — не в прибыли , хотя деньги и помогают быстрее достигать других целей. Бизнес создаётся для того, чтобы принести пользу как можно большему количеству людей. Именно это даёт энергию идти вперёд впоследствии.

Читайте также: