В какой цвет могла быть окрашена взятка врученная чиновнику из далекого прошлого

Обновлено: 23.05.2024

С незапамятных времён подарки были верным подспорьем в решении самых разных вопросов. Казалось бы, обычное дело для многих россиян — занести в качестве презента за хорошую работу и внимательное отношение шоколадку или букет цветов чиновнику, учителю или врачу. Другое дело — подарить служащему элитный алкоголь, дорогую картину и т. д. Если о таких подарках прознает антикоррупционное ведомство, чиновник, учитель или врач может получить штраф и даже уголовку.

Если родственникам, друзьям или коллегам из коммерческой сферы можно дарить любые подарки, то с бюджетниками, работниками госкорпораций всё не так просто.

Кого конкретно это касается

Госслужащие — это огромный круг лиц, но ограничения по подаркам касаются не только их.

В фокусе антикоррупционного законодательства находятся прежде всего государственные служащие как наиболее высокорисковая категория сотрудников, в том числе топ-менеджеры госкомпаний (не путать с компаниями с государственным участием), депутаты Государственной думы, министры, судьи. Для них ограничения могут быть установлены не только законодательством, но и внутренними нормативными актами организаций. На втором плане находится категория работников социальной сферы, к которым относятся педагоги, врачи, работники детских домов, воспитательных учреждений и других госорганизаций, оказывающих социальные услуги, их супруги и родственники.

К чиновникам также относятся лица, занимающие должностные места в субъектах Российской Федерации и в муниципальных областях, например, районные и муниципальные депутаты. Самая большая часть аппарата чиновников — это государственные и муниципальные служащие, например, специалисты министерств или государственных учреждений. И особая подкатегория служащих — это сотрудники Центробанка, чьи служебные обязанности регламентируются отдельно.

Законы и нюансы: что и как дарить

Любому человеку из вышеприведённого списка можно смело вручать подарки любой стоимости на протокольном или официальном мероприятии, если вы также участвуете в нём.

Во время протокольного мероприятия действует протокол — документ, который описывает предполагаемый ход события и действия участников. Обычно на таких встречах собираются люди разных статусов, чьи взаимоотношения и поведение имеют дипломатическое или культурное значение и регулируются протоколом. Например, это международные форумы, визиты иностранных делегаций и так далее.

Официальное мероприятие — это встреча, которая подтверждена распоряжением, приказом или другим документом. Например, служебная командировка, совещание или рабочая встреча. Протокольное мероприятие может, но не обязано быть официальным.

Обмен протокольными подарками — неотъемлемая часть официальных встреч на высшем уровне. Протокольные подарки, как правило, учитывают государственную и национальную специфику, а также традиции и обычаи как стран-дарителей, так и стран-получателей. Важно отметить, что такие подарки не являются личными, а по законодательству должны быть сданы должностным лицом в пользу государства или региона.

Как правило, на протокольных и официальных мероприятиях вручают подарки, связанные с ведомственными, национальными или культурными особенностями, связанными с тематикой события. Это могут быть цветы, недорогие сувениры с символикой, различная печатная продукция (блокноты, календари, книги), различные предметы бытового плана, которые не содержат элементов роскоши, дорогих либо редких материалов. Если указанные предметы вручаются всем участникам мероприятия, обычно в отношении таких подарков спорных вопросов не возникает.


Однако если служащий неожиданно столкнулся с дорогостоящим либо экзотическим подарком, то нужно помнить следующее: принятие для подарка всегда является правом, а не обязанностью. Вместе с тем правила протокола или этикета не всегда позволяют отказаться от подарка, особенно при общении с иностранцами.


На случай, если чиновник получил подарок на сумму свыше 3000 рублей в рамках официального или протокольного мероприятия, законодательством предусмотрена обязанность уведомить ведомство, в котором он состоит на службе, о подарке в течение трёх дней с момента его вручения либо возвращения из командировки. Подарок нужно передать ведомству (государству), после чего в течение двух месяцев чиновник сможет выкупить его за свой счет.

Важно. Закон уточняет, что дарить подарки можно только от себя или от лица дееспособного гражданина. Подарки от лица несовершеннолетних и недееспособных госработник принимать не вправе ни при каких обстоятельствах.

Если стоимость подарка колеблется на границе предельной стоимости, то дарителю стоит приложить к презенту чек. В этом нет ничего постыдного — подобная практика поможет себя обезопасить.

Дело в том, что одна и та же вещь может стоить в разных магазинах по-разному: условно, вы купили музыкальную пластинку за 2990 рублей, а в другом магазине она же стоит уже 3099 рублей. Лучше сразу показать, что сумма не вышла за рамки закона.

Если чека не будет, например, в случае подарка ручной работы, его цену определят по средней или минимальной рыночной стоимости.

Чек сильно поможет одаряемому во время проверок и отчётности. При этом во многих ведомствах чиновник должен уведомить руководство о любых полученных подарках, даже если их стоимость меньше 3000 рублей, но в последнем случае, скорее всего, презент разрешат оставить себе.

Работник вправе оставить себе также все канцелярские принадлежности, если он получил их на официальных мероприятиях или в служебных командировках, например, грамоты и памятные подарки на Дне города. Ему можно не отказываться от цветов, растений и ценных подарков, которые вручили в качестве награды. Как правило, госслужащие забирают и продукты питания, включая алкогольные напитки.

Если в подарке неожиданно оказывается крупная денежная сумма или ценная вещь, запрятанная под отвлекающий презент, чиновник или бюджетник обязан сообщить об этом своему руководству и сдать подарок, чтобы избежать недоразумений. Подарки при этом обычно остаются в организации в общем пользовании или отправляются обратно дарителю.

Кому вообще ничего нельзя дарить

Если такой работник все-таки получил подарок на протокольном мероприятии или в служебной командировке (как мы писали выше, бывают ситуации, когда от подарка нельзя отказаться в силу традиции или протокола), оставить его себе человек не сможет. В течении трёх дней он обязан уведомить руководство о том, что получил подарок и отдать его своей компании или ведомству.

Внимательно стоит отнестись к подаркам госслужащим, с которыми вы близки. Согласно постановлению правительства, получать подарки, не связанные с должностным положением, могут все работники, но госслужащим не стоит принимать подарки от друзей или близких людей, если они находятся в подконтрольном положении по долгу службы. Например, если ваш друг — ваш начальник в государственном учреждении, вы необдуманно можете скомпрометировать его.

Елена Машонская

— Есть расхожее мнение, что подарок дешевле пяти базовых величин не считается взяткой. Так ли это?

— Это основное заблуждение (бытует и среди юристов), что взятка от подарка отличается суммой. В действительности 5 базовых — не критерий для отличия взятки от подарка. Основной признак подарка — безвозмездность. А взятка всегда обусловлена поведением должностного лица.

— Часто говорят, что дающий взятку (статья 431 УК) может избежать ответственности, если раскаялся. Это так?

— В статье 431 УК сразу же есть ответ. В примечании к ней написано, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Что такое вымогательство? Имело ли оно место или это версия задержанного взяткодателя? Это уже будут устанавливать следственные органы. Как правило, задержание по таким статьям производится на основании оперативно-розыскных мероприятий, и изучение оперативного материала ответит на вопрос, имело ли место вымогательство.

Что касается добровольного заявления о даче взятки, то необходимо сделать его до возбуждения уголовного дела — прийти в правоохранительные органы и обо всем чистосердечно рассказать. Тогда это основание для освобождения от ответственности. А вот когда взяткодателя задержали, то деятельное раскаяние и сотрудничество с правоохранительными органами может рассматриваться не более чем как смягчающее уголовную ответственность основание. Например, вместо лишения свободы может быть назначено наказание в виде штрафа. Но оснований для освобождения от уголовной ответственности не будет.

— То есть судимость останется?

— Вернемся к подаркам. Крупные компании к каким-то праздникам или событиям могут преподносить что-то. Даже публично. Это не взятка?

— Чиновнику публично можно что-то подарить на официальном, протокольном мероприятии. Такие мероприятия организуются именно государственной службой протокола. Это не тот случай, когда частная компания создаст службу протокола, назовет свое мероприятие официальным.

— То есть если посольство определенной страны где-то организует прием, и на нем бизнесмены, которые связаны с этой страной, дарят подарки чиновникам, то это не взятка?

— Это ситуация, в которой исключена дача взятки, исходя из статуса мероприятия. Подарок преподносят не где-то в подсобке тайно, а публично, в связи с целью проводимого мероприятия. Просто в этой ситуации чиновник обязан сдать подарок дороже пяти базовых величин. Не сдаст — к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, но не уголовной.

Подарок преподносят не где-то в подсобке тайно, а публично, в связи с целью проводимого мероприятия. Просто в этой ситуации чиновник обязан сдать подарок дороже пяти базовых величин.

Безвозмездный подарок чиновнику практически невозможен, бизнес преследует деловую цель, коммерческий интерес. Какая, например, может быть безвозмездность в подарке от фармкомпании для чиновника Минздрава?

— Хорошо. Ну а если чиновник взял коробку конфет, а в ответ ничего не сделал?

— Но через ресторан принято вести переговоры в таких странах, как, например, Китай.

— Это все-таки другой, восточный менталитет. Но даже в некоторых восточных странах постсоветского пространства установлены ограничения на подарки. До 50 долларов — не взятка. У нас в Беларуси такого нет.

— К сожалению, у нас в законодательстве отсутствует определение, что такое сувенир.

Проще всего посмотреть на конкретный сувенир, раз нет понятия в законодательстве. Если дарят часы Rolex с логотипом компании — это сувенир? Понятно, что логотип не легализует взятку и не превращает ее в подарок. Все равно будут оценивать саму суть.

На мой взгляд, сувенир — это предмет, который не имеет никакой особой ценности, кроме как память о тебе как о хорошем человеке. Если бы я нарисовала кому-то рисунок, не умея особо рисовать, и человек повесил бы его на стену, вряд ли кто-то признает это взяткой, и найдется эксперт, который скажет, что эта вещь ценная. Сувенир в каком-то смысле — это бесполезная вещь, конечно, с точки зрения имущественного обогащения.

— Так сувениры действительно часто бесполезны.

— Это как посмотреть. Фарфоровая статуэтка вроде бы бесполезна, но может стоить дорого. Здесь мы становимся на очень скользкий лед. Нужно ориентироваться на дух закона. На суть. А она всегда понятна. Для чего ты даришь? Хочешь что-то получить взамен?

— Некоторых взяточников оправдывают. Есть ли какие-то типовые обстоятельства, в которых это возможно?

Конечно, и по такого рода делам выносятся оправдательные приговоры. Однако это не система, а исключения.

— Говорят, будто некоторые международные корпорации якобы закладывают в расходы взятки чиновникам. Так ли это?

— В западных странах к этим вопросам подходят еще серьезнее, чем у нас. Многие компании запрещают своим представителям лоббировать их интересы в государственных учреждениях, тем более через вознаграждения чиновникам. Это никак не может быть заложено в затраты. Просто иногда путают представительские расходы и взятки. Пожалуйста, угощайте и дарите подарки, но не чиновнику, от которого зависит что-то.

Другое дело, что коррупция имеет место везде, и мы часто слышим о громких скандалах и в других странах. Нигде это не поощряется.

— А если передаешь подарок партнеру в честь праздника?

— Частое заблуждение, что взятка — подношение только госчиновнику. Нет. Взятка может даваться и должностному лицу частного бизнеса. Это ведь должностное преступление, а должностные лица есть везде, вне зависимости от формы собственности. Два топ-менеджера, конечно, могут обменяться подарками. Но есть особенности. Допустим, один руководит заводом, а другой производит окна. Завод объявляет торги на подряд — застеклить здание. И вот второй задаривает первого, выигрывает тендер. Но по сути итоговая цена оказывается намного больше заявленной изначально, и здесь возможно доказать, что подарок был взяткой, чтобы получить заказ. В действительности предложение взяткодателя дороже, чем у конкурентов. Просто это было завуалировано в самом начале.

Недолжностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за принятие незаконного вознаграждения, то есть имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его трудовых обязанностей действие.

Закон в данном случае логичен. Должна быть совокупность фактов, определенных действий, обстоятельств. Не может же быть так, что совершенно посторонний человек случайно попадает в какой-то офис и случайно начинает дарить подарки. Для этого, повторюсь, есть нуждающиеся люди, которым можно оказать спонсорскую помощь, пожертвование.

— Одно время в Беларуси очень бурно обсуждалась проблема провокаций. Мол, взятку человек не хотел брать, а его спровоцировали во время оперативного эксперимента.

— У нас в белорусском уголовном праве нет понятия провокации взятки. Такие действия в УК РБ именуются инсценировкой получения взятки, незаконного вознаграждения или коммерческого подкупа и представляют собой передачу денег, ценных бумаг, иного имущества либо оказание услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа. Но мне неизвестна судебная практика по таким делам.


Получение взятки, согласно правовым нормам статьи 290 УК РФ, является преступным деянием и выражается в принятии чиновником государственной организации непосредственно от взяткодателя или от человека, выполняющего посреднические услуги в передаче материальных ценностей в любом виде или оказании разного рода услуг за оговоренную деятельность (бездеятельность) вне правового поля к выгоде гражданина, давшего взятку, когда оговоренная деятельность (бездеятельность) является служебной обязанностью чиновника, либо он по своей должности имеет возможность содействовать оговоренной деятельности (бездеятельности), или оказывающий попустительство (покровительство) взяткодателю в силу своего служебного положения.

За дачу взятки непосредственно взяткодателем или через посредника чиновнику иной страны или чиновнику международной организации также назначается уголовная ответственность согласно правовым нормам ст. 291 УК и посреднику согласно правовым нормам ст.291.1 УК России.

Основные отличия между получением взятки (по 290 УК РФ) и подарка

Согласно закону федерального уровня, за номером 79 — ФЗ от 27 июля 2004г. (пп.6 пункта 1, ст.17), регламентирующего деятельность чиновников на государственной службе, им запрещается за свою служебную деятельность получать вознаграждение, как от физлиц, так и от юрлиц в денежном или материальном выражении, а также в виде услуг любого вида. Исключением, согласно ст.575 ГК России, могут быть только подарки стоимостью не более 3 тыс. руб.

Ограничения указанной статьи не касаются подарков, являющихся частью официального протокола и командировок, связанных со служебной деятельностью.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что подарок и взятка, вне зависимости от стоимости и вида, в котором они выражаются, в соответствии со статьями 290 УК РФ и ст. 575 УК России регламентируют различные действия. Кроме того, подобные подарки являются собственностью государства и оформляются соответствующим актом госорганом – местом службы чиновника, которому предоставляется возможность выкупить у государства подаренный ему предмет.

Кто не может быть дарителем

Лицо, желающее сделать подарок, не должно зависеть от одариваемого чиновника в должностном плане, в лечении, в воспитании или содержании.

Безвозмездность считается основным признаком, отличающим подарок от взятки, так как лицо, делающее подарок, не старается получить за него какую-нибудь выгоду, нужную дарителю деятельность (бездеятельность) от чиновника или служащего, обладающего должностными полномочиями.

Подарок может преподноситься чиновнику в знак благодарности за его профессиональные, моральные или нравственные качества, которые не привязаны к деятельности (бездеятельности) в рамках его должностных обязанностей.

Основное отличие взятки от подарка заключается в мотивах, инициирующих одно или другое действие. Базовым признаком в таких ситуациях является не выгода или стоимость материальных ценностей, а морально-этическая сторона, за что вручена и принята взятка или подарок. Когда у чиновника или служащего, получившего подарок, возникает ответственность выполнить какие-либо действия в рамках своих должностных обязанностей, подарок должен оцениваться как взятка (290 УК РФ).

Когда дача взятки становится оконченным противоправным деянием

В судебной практике дача взятки становится оконченным противоправным деянием даже тогда, когда чиновник получил только часть предлагаемых взяткодателем материальных ценностей (например, на его банковский счет была перечислена часть суммы от общего размера взятки). Не играет никакой роли успел или не успел взяткополучатель воспользоваться полученными средствами.

Оконченным преступным деянием считается указанная выше ситуация, сложившаяся во время проведения оперативных или следственных мероприятий, независимо от того, когда была изъята полученная чиновником взятка (сразу после ее получения или через некоторое время).

В обстоятельствах, когда взятка выражается в получении имущественных ценностей, преступное деяние переходит в категорию оконченного преступного деяния после того как чиновник, являющийся взяткополучателем, начал деятельность (бездеятельность), направленную на получение взяткодателем выгоды (например, передачи ему имущественных ценностей, возврат или уничтожение расписки по долгу и т.д.).

В ситуации, когда чиновник отказался брать взятку, попытка ее передачи взяткодателем квалифицируется как покушение на преступное деяние в соответствии с правовыми нормами статей 291 УК и 291.1.

Нереализованное по каким-либо причинам обещание взяткодателя незаконно передать чиновнику вознаграждение в любой форме за оговоренную деятельность или бездеятельность в рамках его должностных полномочий квалифицируется как подготовка к передаче взятки и, если ее размер превышает 10000 рублей, она квалифицируется по ст. 291 УК (ч.3-ч.5) и ст.30 (ч.1). Если размер взятки меньше указанной суммы, то согласно смыслу статьи 291 УК (ч.2) и ст.30 (ч.2) за такое деяние ответственность не налагается.

Обобщая вышесказанное, можно говорить, что квалификация преступного деяния как дача взятки (ст. 291 УК) в качестве оконченного преступного деяния основывается на установлении факта того, что чиновник взял хотя бы часть ее.

Ситуации, в которых взятка является оконченным преступлением

Вопрос брал или не брал государственный чиновник или служащий взятку в каждом отдельном случае должен решаться из сложивших в конкретной ситуации обстоятельств. Принята взятка госслужащим или нет, может определяться не только непосредственным взятием материальной ценности в руки или тем, что лицо, дающее взятку, положило ее в ящик стола и т.п., но и характером поведения госслужащего, свидетельствующего о том, что взятка принята даже в тех случаях, когда взяткополучатель непосредственно в руки взятку не получал.

Примером таких случаев может быть ситуация, когда взяткодатель положил деньги на сиденье служебного автомобиля ГИБДД, а инспектор в ответ отпускает нарушителя правил дорожного движения без составления протокола о нарушении или взяткодатель положил конверт с деньгами на стол чиновника, а тот, не прикасаясь к нему, принимает нужное для лица, давшего взятку решение и т.д.

Доказывая факт получения взятки (ст.290 УК РФ) или ее неприятия, сотрудникам правоохранительных органов следует комплексно оценивать сложившуюся ситуацию (разговор, жесты, мимику) и особенности поведения сторон преступного деяния до, в момент и после получения взятки.

Действия адвоката в деле о даче и получении взятки

В следственной и судебной практике ежедневно расследуется и рассматривается большое количество дел, касающихся дачи и получения взяток в виде денег, иных материальных ценностей и оказания услуг. Профессиональный адвокат по делу о взятке в СПб всегда старается добиться благоприятного исхода расследования и судебного процесса в отношении своего клиента. Поэтому он заинтересован в сборе необходимой и достоверной доказательной базы, правильной подготовке и подаче материалов в суд, в соблюдении всех правовых норм во время судебного разбирательства.

В круг вопросов, решаемых адвокатом при ведении дела о взятках, входят указанные ниже.

  • Отслеживание и проверка достоверных доказательств, касающихся причастности подопечного к делу о взятке.
  • Проверка обстоятельств по факту совершенного преступного деяния.
  • Установление признаков, указывающих на преступный характер деяния. Нередко встречаются ситуации, в которых в действиях подозреваемого в даче взятки отсутствует состав преступления и их следует относить к иным категориям правонарушений.
  • Переквалификация дела о взятках на статью, предполагающую меньшее по тяжести наказание.
  • Принятие мер по опровержению отягчающих и поиску смягчающих обстоятельств в деле.
  • Установление того, что суд имеет необходимое основание для принятия обвинительного решения.
  • Определение того, что тяжесть назначенного судом наказания соответствует тяжести вменяемого клиенту преступного деяния.

Заключение

Чтобы не стать подозреваемым в деле о даче взятки, не следует дарить подарки учителям, врачам и государственным служащим. Лучше обойтись цветами. Доказательствами, что сделан подарок, а не дана взятка, являются отсутствие договоренностей, спонтанность действий и стоимость подарка, не превышающая установленную законом сумму.

Масштабы мздоимства того времени поражают воображение./Фото: weaponsas.narod.ru


Петру I, казалось бы, под силу было осуществить любые задуманные планы. Он построил флот, прорубил окно в Европу, победил всемогущих шведов, поднял российскую промышленность и сделал много великих дел. И лишь коррупция осталась той болезнью, одолеть которую не удалось даже ему. Те же локальные успешные реформы, которые хотя бы снижали остроту проблемы, отменили сменившие императора правители.

Как крепла третья русская беда

Петр I неустанно боролся с коррупцией до конца своих дней./Фото: s12.stc.all.kpcdn.net

Позже взяточничество законодательство разделили на мздоимство (взятка должностному лицу за полномочное действие) и лихоимство (взятка за преступление в ходе исполнения служебных обязанностей). Мздоимство издавна рассматривалось терпимо. Еще в Древней Руси чиновники не получали жалованья, существуя за счет народных подношений. Такая система переложила на людей обеспечение должностных лиц. Это и послужило расцвету коррупции параллельно с растущим недовольством чиновниками.

С расширением госаппарата крепла бюрократия, впитывающая традиции былых поколений. В народе вошло в норму материально благодарить чиновников за подготовку документов или иную работу из круга их непосредственных обязанностей. Причем отличить почесть от посула порой было затруднительно, что лишь подстегивало взяточников.

Попытки обуздать ненасытных чиновников

Взятки шли не только от обывателей чиновникам, но и в чиновничьей среде снизу вверх./Фото: cdn1.leprechaun.land

Взятки шли не только от обывателей чиновникам, но и в чиновничьей среде снизу вверх./Фото: cdn1.leprechaun.land

Борьбу с процветающей коррупцией Петр I начал с личного примера. Отказавшись от любых дополнительных источников, он стал жить только на зарплату. Будучи самодержцем громадной империи, царь велел назначить ему стандартное офицерское жалование, размеры которого часто порождали финансовые проблемы. Когда жить на эти деньги стало совсем невозможно, полковник Петр Романов обратился к Генералиссимусу Александру Меншикову с просьбой ходатайствовать о присвоении Петру I генеральского звания, что предполагало более солидное жалование.

Когда из попытки умерить аппетиты элиты ничего не вышло, Петр инициировал целый комплекс антикоррупционных мероприятий, чего в России до этого момента никогда не предпринималось. В 1715-м, дабы простимулировать чиновников работать честно, царь повелел платить им фиксированное жалование из казны. Следующим шагом было издание в марте 1714 года Указа, регламентирующего полномочия фискалов и предписывающего меры борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Так в России впервые появился орган, предназначенный для тайного слежения за судопроизводством и соблюдением законов. Отныне взяточничество, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, создание фальшивых документов и печатей, лжеприсяга и лжесвидетельство считались серьезными преступлениями. Наказания предусматривались суровые – битье, тюремное заключение и даже смертная казнь.

Чиновничьи поборы были для народа обычным делом./Фото: newizv.ru

Известны случаи особо жестоких мер, предпринятых Петром для наказания любителей наживы. В Петербурге на глазах у российских сенаторов был повешен сибирский губернатор Гагарин, систематически занижавший доходы во вверенном ему крае. Был четвертован известный фискал Нестеров, раскрывший десятки злоупотреблений и сам же попавшийся на мздоимстве. Сенатору Волконскому, князю Апухтину прилюдно раскаленным железом жгли языки.

Размеры поборов Меншикова были колоссальными, но ему многое сходило с рук./Фото: i069.radikal.ru

Никакие предпринимаемые царем меры не останавливали чиновников-взяточников. Как-то на закате жизни уставший от повального воровства Петр I в отчаянии угрожал Сенату вешать каждого чиновника, своровавшего сумму, достаточную для покупки веревки. В ответ генерал-прокурор Ягужинский сказал, что тогда Петру придется царствовать в одиночку, потому как воруют все, а разница лишь в объемах присвоенного.

Что удалось Петру

Приезд воеводы. Картина маслом. Художник Сергей Иванов

Так в петровской России сложилось, что часть антикоррупционных методов царя оказались малоэффективными. Но были все-таки и успешные. В первую очередь это передача государственных предприятий, как главных рассадников казнокрадства, под частное управление. Петр заставлял купцов брать в личное владение казенные предприятия, давая им определенные льготы. Новые хозяева выполняли предписанный госзаказ, поставляли в армию установленный лимит пушек. А все произведенное дополнительно реализовывали в свою пользу.

Получая в управление фабрики и заводы, предприниматели строили на полученную прибыль новые предприятия. В результате появилось такое количество промышленных объектов, что к концу петровского правления Россия приобрела серьезный вес на рынках Европы. Преемники государя оказались не столь радеющими за законный климат в империи. И сразу после смерти императора выплату жалований чиновникам упразднили, отменив вместе с ней и смертную казнь за взятки.

Все же самодержцам вроде Петра иногда удавалось победить коррупцию. Это смог сделать Ли Куан Ю, превратив свою страну из отсталого захолустья в мирового лидера по росту экономики.

Читайте также: