В какое время возможен возврат услуги дополнительное питание

Обновлено: 23.04.2024

Детям, чьи родители пострадали вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подробнее здесь), полагается компенсация на питание в детских садах, школах, колледжах (училищах) размере 250,1 руб. в месяц.

Если у вас изменились реквизиты карты или другие личные данные (например, фамилия), сообщить об этом можно:


Полное наименование:

Выполнение отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде включения в списки получателей ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования

Результат предоставления

  1. Принятие решения о включении заявителя в список получателей компенсации, оформленное распоряжением Администрации о включении заявителя в список получателей компенсации либо об отказе в предоставлении государственной услуги.
  2. Информирование заявителя о принятии решения Администрацией о включении в списки получателей компенсации, либо об отказе во включении в списки получателей компенсации.

Срок предоставления

Не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми для предоставления государственной услуги документами:

  • в течение 10 рабочих дней со дня представления заявления гражданина Администрация включает гражданина в списки получателей компенсации и утверждает указанные списки распоряжением Администрации;
  • в течение 5 рабочих дней со дня включения гражданина в список получателей компенсации или отказа гражданину во включении в список получателей компенсации Администрация информирует его о принятом решении.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в ОСЗН Администрации.
  2. Предоставляет заявление о выплате компенсации по форме и необходимые документы.
  3. Получает расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.
  4. В случае принятия Администрацией решения о включении в список получателей компенсации получает копию распоряжения Администрации об утверждении списка получателей компенсации.
  5. Получает денежные средства на счет в кредитной организации или в отделении федеральной почтовой связи.
  6. В случае принятия Администрацией решения об отказе во включении в список получателей компенсации получает письмо об отказе по форме.

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — непредставление в Администрацию документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

Специалист ОСЗН Администрации, ответственный за прием комплекта документов (по согласованию с начальником ОСЗН):

II. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. При необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы в:
      (запрашивается свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Санкт‑Петербурга); (посредством ЭСРН запрашивает удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в случае если указанный документ выдавался исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга); (запрашивается решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком, выданное на территории Санкт‑Петербурга).
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Если ответ на межведомственный электронный запрос не получен от поставщика информации в течение 5 рабочих дней:
    • направляет повторный межведомственный электронный запрос;
    • информирует об этом в электронном виде Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга и поставщика сведений (информации), своевременно не представившего ответ на межведомственный электронный запрос.
  7. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  8. Передает полученные документы (информацию) специалисту отдела социальной защиты населения, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей компенсации.

III. Принятие решения Администрацией о включении в списки получателей компенсации либо об отказе во включении в списки получателей компенсации, утверждение списка получателей компенсации

Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о включении в список получателей компенсации (по согласованию с начальником ОСЗН):

  1. Осуществляет проверку комплекта документов (в том числе на предмет комплектности документов).
  2. В случае принятия решения о включении в список получателей компенсации готовит проект распоряжения Администрации об утверждении списка получателей компенсации.
  3. В случае принятия решения об отказе во включении в список получателей компенсации готовит проект письма в адрес заявителя об отказе во включении в список получателей компенсации по форме.
  4. Передает комплект документов, а также проект распоряжения (письмо об отказе) главе Администрации для подписи.

Глава Администрации:

  1. Изучает указанные документы и подписывает их.
  2. В случае несогласия излагает замечания и возвращает документы на доработку.

Специалист ОСЗН, ответственный за подготовку проекта решения о включении в список получателей компенсации (по согласованию с начальником отдела социальной защиты населения):

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные документы:

В случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем, и если в соответствии с федеральным законом обработка таких персональных данных может осуществляться с согласия указанного лица, при обращении за получением государственной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие получение согласия указанного лица или его законного представителя на обработку персональных данных указанного лица. Документы, подтверждающие получение согласия, могут быть представлены, в том числе в форме электронного документа. Действие пункта не распространяется на лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. Дополнительные документы (при обращении представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги):

  1. Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность представителя гражданина, имеющего право на получение государственной услуги.
  2. Документ, подтверждающий полномочия представителя:
    • документ, оформленный в соответствии с действующим законодательством, подтверждающий наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, и определяющий условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги;
    • документ, подтверждающий право законного представителя выступать от имени заявителя (свидетельство о рождении, решение органа опеки и попечительства об установлении опеки и попечительства).

Может быть предоставлена доверенность, составленная в простой письменной форме и не требующая дополнительного удостоверения, при условии обязательного предъявления оригинала или нотариальной копии документа, удостоверяющего личность получателя услуги.

III. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

  1. Свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Санкт‑Петербурга.
  2. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки (в случае, если указанный документ выдавался исполнительными органами государственной власти Санкт‑Петербурга).
  3. Решение органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) над ребенком, выданное на территории Санкт‑Петербурга.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством Российской Федерации и Санкт‑Петербурга не предусмотрены.

Документы, выдаваемые заявителю

  1. Копия распоряжения Администрации об утверждении списка получателей компенсации по форме либо
  2. Письмо об отказе во включении в список получателей компенсации по форме.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, осуществляющие денежные выплаты

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);

оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности;

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Гражданину, направившему такое обращение (жалобу), сообщается о недопустимости злоупотребления правом;
  • отсутствия возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе;
  • если в обращении (жалобе) гражданина содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направленными обращениями (жалобами), при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. Государственным органом или должностным лицом, в адрес которых направлено обращение (жалоба), принимается решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, при условии, что указанное обращение и ранее направленные обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении гражданин, направивший обращение (жалобу), уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступило указанное обращение (жалоба).

Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке:

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Российские железные дороги "РЖД"

v0str v0str

v0str v0str запись закреплена

Владимир Приходько

Цена билета ровно такая же как и просто услуга питание без выбора меню . Так что в стоимость это не включено .

v0str v0str

😏

Владимир, подарок?
Но в билет это включено (распечатывается). И заявлено как услуга на сайте РЖД: https://pass.rzd.ru/ticket/public/ru?STRUCTURE_ID=5305
И без "питания" билеты дешевле стоят. Я бы купил без питания, но вагонов таких в составе нет.

Любовь Олеговна


Любовь Олеговна

v0str v0str

Три вопроса: 1) кого-то не волнует, что заказы не приходят. 2) кто-то не протестировал функционал сайта. 3) да и не услуга это вовсе.

Светлана Сучко

При посадке в поезд вам предоставят выбор питания одно из двух рационов: гречу с мясом или рис с курицей.

Владимир Приходько

v0str, не надо слов . На сайте есть вагоны в этом поезде в половине из которых при нажатии на иконку нет выбора питания и цена такая же как и в тех вагонах в которых выбор якобы есть . В цену вашего билета включено только питание .

v0str v0str

Владимир, в составе вагоны разных перевозчиков: ТКС и ФПК. Цена разная (пусть на рубль, но отличается). У ТКС выбрать питание не возможно, у ФПК - можно выбрать питание. Так решили отцы-акционеры ОАО "РЖД".
Я не смог купить билеты в вагон ТКС, где нет выбора типа питания, т.к. места были в разных купе (мужских-женских). При заказе билетов в вагон ФПК сайт предупредил меня, что выбрать тип питания можно после оплаты билетов. Как говориться - "он сам нарвался".
Показать полностью.
Цена может быть разная каждую минуту. Мне продается то, что написано. В том числе и возможность выбора типа питания в вагонах ФПК. Алгоритм ценообразование каждого перевозчика - это не моя забота. Покупают перевозчики питание у одного поставщика или у разных - это не моя забота. Прилично пообедать в кафе стоит 300 рублей (первое, горячее с гарниром, салат и компот). Всё, что в билете взято сверх этой суммы - это плата за организацию сервиса. Если сервис заявлен на бумаге (на сайте), то он должен быть предоставлен в натуре. В противном случае - это обман пассажира.
По замыслу отцов-акционеров ОАО "РЖД" дополнительный сервис формирует ценность компании. В противном случае проезд в купе стоит столько же, сколько проезд в плацкартном вагоне.

Владимир Приходько

v0str, я с вами согласен что раз сказали значит должно , но выбор питания не входит в стоимость . Это как бонус . Возможно на месте выбор еще и предоставят .

v0str v0str

Светлана, "При посадке в поезд вам предоставят выбор питания одно из двух рационов: гречу с мясом или рис с курицей".
Я вам расскажу, как это выглядит на самом деле. Хорошо, если раздавать начнут с моего конца вагона и у меня будет выбор. Если я окажусь в конце, то мне скажут: "извините, осталась только гречка". Вот и весь выбор, о котором вы говорите. Но у меня в условиях перевозки значится возможность выбора рациона питания.
Отдельно с особым садизмом процитирую отзыв о питании с сайта rail-club.ru: "само питание… Об этом стоит сказать особо. Маленькая тарелочка гречки с миниатюрнейшим кусочком вареной курицы и микробутылочка воды. А теперь отнимите от стоимости вашего билета “с питанием” стоимость обычного билета, узнайте, во сколько вам обошелся этот роскошный обед и ужаснитесь или чертыхнитесь – на выбор. Теперь вы знаете еще одну причину, почему билеты “с питанием” никто не хочет покупать и их откровенно навязывают".

v0str v0str

🤗

Владимир, входит. Это не бонус. Цена разная. В условиях перевозки (в билете) указано! Так можно дорассуждаться, что возможно мне на станции дверь откроют в вагон, а возможно и не откроют. Как бы открытие дверей в вагон - бонус.

Владимир Приходько

v0str, вы тролите ? Я заходил на сайт и цена билета была одинаковая в 4 вагонах 5170р . Все значки услуг одинаковые , но в двух вагонах просто питание , а в двух питание с выбором . Вполне вероятно , что выбирать еду нужно на месте , а не за неделю до отправления .

v0str v0str

Владимир Приходько

v0str, дался вам этот выбор ? Зато без выбора и дешевле на 1р , душ , телевизор и еще и белые тапочки на всяк случай . :)

v0str v0str

Владимир, вспоминается давняя покупка билетов в вагон с дополнительными услугами, когда ехали в командировку. Тогда еще нормально кормили. Кассир выговаривала мне за то, что я покупал билеты не в обычный вагон, а в вагон с услугами. В этом видимо вся суть работников РЖД. Я выше написал, что не было возможности купить билеты в вагон с "тапочками на всяк случай" . Не мне, а родителям, один из которых инвалид и оба ехать на верхней полке не могут.
И о цене рубля, над которым вы потешаетесь. Проезд на двоих в вагоне с ужином "жричодалли" обошелся в половину месячной пенсии родителей.

Светлана Сучко

Владимир, я покупала билеты за 60 дней, и сразу же выбирала рацион. А в купе со мной ехали попутчики без выбора питания заранее, им было предложено на выбор два рациона.

Владимир Приходько

v0str, почему не было ? Они вроде и сегодня есть в наличии на ваш поезд . Ну то что дорого и нафиг не нужно это другой вопрос . А питание что с выбором что без выбора мало съедобное . )

v0str v0str

Владимир, потому, что не было. Я решаю задачу не просто перевезти двух человек из пункта А в пункт Б. У меня есть куча ограничений по датам приезда, по местам, по сумме. Очень доставляют так называемые сервисы. Как правильно написали в интернете про выбор типа питания: "а на следующем шаге вы можете выбрать сорт говна".

Владимир Приходько

v0str, хорошо что только кушать за деньги заставляют , а могли бы и стриптиз в пути организовать за пару тысяч с каждого . :) Наверное нужно жалобы писать на навязанные услуги . Все-таки задача жд возить , а не кормить . Да и вообще скорей всего кормежкой занимаются левые компании .

С 30 декабря заработают поправки в закон о потребительском кредите, они дадут заемщику право отказаться от дополнительных услуг, навязанных вместе с кредитом. Период охлаждения составит 14 календарных дней и будет распространяться на любые дополнительные услуги (юридическое сопровождение, консультации, телемедицина и др.), если заемщик был вынужден приобрести их вместе с получением кредита. Клиент сможет вернуть уплаченные за услугу деньги за вычетом фактически понесенных расходов на ее оказание к моменту отказа. Для этого надо будет обратиться с заявлением к поставщику услуги (кредитору или третьему лицу). На его рассмотрение дается семь рабочих дней. При отказе третьего лица в выплате заемщик вправе требовать у банка вернуть средства – он будет обязан выплатить деньги или сообщить об отказе с обоснованием причин.

У банков есть несколько причин для отказа возвращать деньги за дополнительную услугу: у банка есть информация, что гражданин ее не оплатил, третье лицо уже вернуло деньги, услуга была полностью оказана до заявления об отказе или же заемщик пропустил сроки обращения в банк или к третьему лицу для оформления возврата.

Но обязанности заемщика предоставлять банку документы, подтверждающие существование/отсутствие факта для отказа, закон не устанавливает, пишет ЦБ. Отказ банка возвращать деньги заемщику из-за непредоставления последним подтверждающих документов ЦБ счел противоречащим закону. Более того, банки сами должны получать у третьих лиц информацию, подтверждающую их право не возвращать заемщику средства, или данные, необходимые для расчета итоговой суммы возврата. Условия информационного обмена между кредитором и третьим лицом могут устанавливаться на договорной основе, пишет ЦБ.

Заемщик не должен предоставлять информацию или документы, связанные с оказанием ему допуслуг третьими лицами, кроме даты обращения, жаловались ЦБ банкиры в письме АРБ. Но установленные сроки (семь рабочих дней) рассмотрения требования заемщика о возврате денег могут быть недостаточны для проверки достоверности информации, связанной с оказанием таких услуг. Именно поэтому, указано в письме АРБ, банки хотели бы получить право требовать подтверждающие документы, а в случае их непредоставления отказать в возврате денег.

В октябре прошлого года ЦБ и Роспотребнадзор направляли в финансовые организации информационное письмо, в нем регуляторы заявили о недопустимости включать в договор оказания дополнительных платных услуг условий, ограничивающих право отказаться от них или усложняющих процедуру отказа по сравнению с предусмотренным законом порядком.

За девять месяцев этого года россияне пожаловались на банки 107 200 раз. Общее число обращений снизилось на 28,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счет сокращения обращений по поводу кредитных каникул. Наибольшую долю среди жалоб традиционно составили вопросы потребительского кредитования – 32,4% от общего числа. При этом доля жалоб на навязывание допуслуг за год выросла на 2,5 п. п. до 11,7% (5171). Впрочем, больше всего граждане по-прежнему жалуются на взыскание долгов (25,4%) и проблемы с погашением (25,2%).

Новая норма может существенно сократить число поставщиков дополнительных услуг, доступных потребителю, сказал представитель ВТБ: с учетом разъяснений регулятора их круг будет ограничен только теми контрагентами, у которых есть договорные отношения с банком, а это приведет к удлинению процедуры выдачи кредита.

Сейчас все добросовестные участники договора защищены, считает директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов: клиент не обязан собирать документы для подтверждения того, что он не пользовался услугой, и банк при желании всегда может запросить информацию у компаний о предоставленных дополнительных услугах. Предположим, сказал Каганов, недобросовестный клиент воспользуется услугой, но сообщит банку, что не пользовался, и попытается вернуть деньги, банк проверит информацию и будет исходить из реальной ситуации.

Елена Мехоношина

Абонемент — это когда клиент платит за несколько услуг сразу или за возможность получать их без ограничения. По такой схеме продают любые услуги: занятия с логопедом, тренировки, массаж, консультации юристов. Обычно услуга по абонементу дешевле, чем при разовой покупке — этим он и привлекает клиентов.

К великому сожалению предпринимателей, клиент может вернуть абонемент и забрать деньги за неиспользованные услуги. Но тут есть пара исключений.

Из нашей статьи вы узнаете:

❌ Почему нельзя продавать клиентам невозвратные абонементы,

🤷‍♂️ В каких случаях деньги за абонемент можно не возвращать,

🧮 Как посчитать сумму к возврату,

🦠 Что делать, если после коронавируса нет денег на возврат клиенту.

Невозвратные абонементы незаконны

Клиент вправе в любой момент отказаться от услуг, на которые купил абонемент. Объяснять причину он не обязан. Исполнитель должен вернуть деньги за вычетом своих расходов на услуги — на деле просто вычитают количество потраченных сеансов. Безлимитные абонементы не исключение, от них тоже отказываются и забирают деньги за оставшееся время. Это правила из ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о правах потребителей.

Менять правила из закона и продавать невозвратные абонементы нельзя. Даже если клиент согласился и подписался под договором или публичной офертой, такое условие не работает. Это следует из ст. 422 ГК РФ и ст. 16 Закона о правах потребителей.

Штрафовать клиента или удерживать комиссию за отказ от абонемента тоже нельзя. Суды разбирали подобные споры и подтверждали, что это незаконно.

Клиент обязан заявить исполнителю, что отказывается от услуг. С этого момента договор на услуги считается расторгнутым. До заявления договор действует и услуги тратятся, даже если клиент пропал и не ходит на занятия.

Нет правила, что клиент обязан отказаться от услуг письменно. Попросить заполнить заявление на отказ от абонемента можно. Но требовать и угрожать, что без заявления не вернёте деньги — нет.

Если клиенту не вернуть деньги, он получит своё в суде. А сверху — пени за просрочку возврата, штраф, компенсацию морального вреда и расходов на юриста.

Когда услуги по абонементу сгорают и деньги можно не возвращать

Теперь к хорошим новостям. Есть два случая, когда предприниматель вправе не возвращать деньги за неистраченные услуги. Но тут важно, что написано в договоре с клиентом.

У абонемента истёк срок

Продавать абонементы с конкретным сроком действия можно. К примеру, учебный центр обязуется провести восемь занятий робототехники в течение пяти недель с момента продажи абонемента. Или фитнес-клуб продаёт безлимитные абонементы на групповые тренировки в течение года с момента активации.

Главное, чтобы в договоре с клиентом, памятке к абонементу или публичной оферте было ясно прописано, что после истечения срока договора обязательства исполнителя прекращаются. Это значит, услуги сгорают, если не использовать их в срок. Правило — из ст. 425 ГК РФ.

Если клиент за пять недель не отходил все восемь занятий, он не может забрать у учебного центра деньги. А фитнес-клуб не обязан возвращать деньги за тренировки, если за год клиент тренировался только раз. Считается, что договор окончен и обязательства исполнителя прекратились.

Однако на время, когда услугами пользоваться невозможно, абонемент замораживается. Например, если клиент не мог ходить на занятие: ездил в командировку, сидел на карантине. То же самое — если не работал исполнитель, в частности, из-за ограничений по коронавирусу.

С клиентом заключили абонентский договор

Абонентский договор — это когда клиент за плату пользуется услугами, когда хочет, в определенном количестве или без ограничений. Но если не пользуется, плату не возвращают. Так сказано в ст. 429.4 ГК РФ. Договор на абонентские услуги есть у каждого из нас — это интернет и мобильная связь. Работать на условиях абонентского договора могут кто угодно: спортклубы, бухгалтеры, салоны красоты.

Считается, что заключили абонентский договор, если в нём однозначно сказано, что клиент платит исполнителю, даже если не пользуется услугами. Как правило, безлимитный абонемент — это и есть абонентский договор. Но если текст можно понять по-разному, это обычный договор и за неиспользованные услуги плату придётся возвращать. Это позиция Пленума ВС РФ из п. 33 Постановления № 49 от 25.12.2018.

Срок возврата денег клиенту

Предприниматель обязан вернуть деньги за абонемент в течение десяти дней. Срок указан в статье 31 Закона о правах потребителя. За нарушение капает пени в размере 3 % от долга. Делать в договоре с клиентом срок возврата длиннее нельзя.

Как посчитать сумму к возврату

Когда клиент отказывается от услуг, ему возвращают оплату за вычетом фактических расходов исполнителя. Но в законах нет расшифровки, что это за расходы.

Арендные платежи, зарплата и покупка проектора в класс — это, конечно, расходы исполнителя. Но они понадобились для бизнеса в целом, а не для конкретного клиента. Делить на всех клиентов и вычитать такие расходы из стоимости абонемента опасно.

На практике из общей стоимости абонемента вычитают только стоимость услуг, которыми клиент успел воспользоваться.

Возврат за абонемент с фиксированным количеством услуг

В договоре с клиентом может быть пункт о пересчёте стоимости услуг при возврате абонемента по цене за разовую услугу. Это законно.

Клиент купил абонемент на 8 танцевальных занятий за 4000 ₽ по 500 ₽ за одно. Разовое занятие стоит 600 ₽. Клиент отходил 4, а за остальное просит возврат. К возврату будет: 4000-(600х4)=1600 ₽.

Если в договоре нет условия о перерасчёте, стоимость услуг не пересчитывают. Тут действует цена, которую сообщили потребителю в момент покупки абонемента, и повышать её нельзя. Правило — из ст. 10 Закона о правах потребителя.

Если клиент по абонементу на 8 занятий за 4000 ₽ отходил только 4, сумму к возврату считают так: 4000-(500х4)=2000 ₽.

Возврат за безлимитный абонемент

Цену к возврату пересчитывают по условиям договора с клиентом или публичной оферты.

Клиент купил годовой безлимитный абонемент за 11 900 ₽ на танцевальные занятия. В правилах на посещение фитнес-клуба есть пункт: при досрочном расторжении пересчитывают стоимость по цене месячного абонемента в размере 5 500 ₽, если с момента активации абонемента прошло до 1 месяца, и по цене месячного абонемента в размере 1 500 ₽, если с момента активации абонемента прошло больше 1 месяца.

Клиент ходил на танцы 2 месяца, а потом написал заявление на возврат денег. Сумму к возврату посчитают так: 11900-(1500х2)=8900 ₽.

Если в договоре нет условия о перерасчёте, считают стоимость за единицу услуги.

У клиента абонемент на год. Пересчитаем стоимость танцев за один день: 11900:365=32,6 ₽.

Клиент ходил два месяца, это 61 день: 32,6х61=1988,7 ₽.

Получается, сумму к возврату посчитают так: 11900-1988,7=9911,2 ₽.

Время карантинных ограничений в срок использования услуг не включает.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Что делать, если после карантина нет денег для возврата клиенту

Легко представить печальную ситуацию. Предприниматель возвращается к делам после снятия ограничений. За месяцы карантина дела испортились: уволились ценные сотрудники, от части помещения пришлось отказаться, накопились долги. И тут приходят клиенты и сдают купленные в начале года абонементы. А денег нет.

По общему правилу, отсутствие денег из-за трудностей в бизнесе — не отговорка. Но тут работает правило о непреодолимой силе по ст. 401 ГК РФ.

Коронавирусные ограничения и, как следствие, отсутствие выручки и долги — это непреодолимая сила. Пока бизнес закрыт, деньги за абонементы можно не возвращать. Пени и штрафы за это время не набегают.

Если бизнес открыли и предприниматель может зарабатывать, пора расплачиваться. Верховный суд РФ говорит, что в этом случае вернуть деньги без штрафов надо в разумный срок — но сколько это по времени, никто не знает. Стабильной судебной практике по спорам с потребителями после коронавируса пока нет.

Мы рекомендуем заплатить клиентам с ближайшей выручки, хотя бы частично. Если что, в суде покажете нулевые счета до этого срока и момент получения денег от контрагента.

Подробно про непреодолимую силу и срок исполнения обязательств без штрафов — в вопросе 7 Обзора Президиума ВС РФ по коронавирусу № 1 от 21.04.2020 г.

Статья актуальна на 29.01.2021

Читайте также: