В какое время суток риск уснуть за рулем наиболее вероятен

Обновлено: 04.07.2024

Мы уже зависим от гаджетов и технологий. Но эту зависимость можно использовать во благо — например, снижая аварийность на дорогах, улучшая поведение водителей и помогая водителям не уснуть за рулём и обращать внимание на самое важное.

В этой статье я собрал несколько технологий будущего — и даже уже настоящего, которые когда-то казались фантастикой. Добавляйте свои идеи и мысли в комментарии.

Вы знаете, что такое трансгуманизм? Это философская концепция, которая предполагает улучшение человека с помощью технологий — био, нано, информационных, познавательных. Об этом подробно написано в Википедии и эту тему в том числе обсуждал Греф на визионерской лекции. Суть в следующем: мы уже, можно сказать, зависим от гаджетов и технологий.

В случае с автомобилями — есть системы помощи водителю ADAS (advanced driver-assist systems). Если вы ей пользуетесь, то вы знаете, насколько это удобно. Есть и другие инструменты, которые пусть и не полностью лишают вас возможности водить авто, но помогают сосредоточиться на процессе и при необходимости подсказывают, на что обратить внимание.

Упростить вождение пытались ещё в советские времена. И речь идёт не о личном водителе, а о конкретных технологиях.

То, что у нас уже сейчас есть в авиации - это автопилоты. Они появились в начале XX века, в 1912 году оба пилота самолёта Curtiss C-2 вылезли из кабины и прошлись по крыльям. В 1916 году Арчибальд Лоу сделал дрон - самолёт на радиоуправлении. Уже к 1947 году американский Douglas C-54 Skymaster на автопилоте пересёк Атлантику.

Но что же с автомобилями? Если говорить о беспилотниках, то немцы во время Второй мировой применяли самоходные мины на радиоуправлении. Если же о пилотируемых авто - то отличной концепцией когда-то стал круиз-контроль, способный поддерживать постоянную скорость авто и идти в потоке. Массово его начали применять в 1970-х в США, но изобрели ещё в 1940-х в компании American Motors.

В СССР в 1956 году начали выпускать “Волги” ГАЗ-21 с “ручным газом”: водитель вытягивал специальную рукоятку, убирал ногу с педали газа и мог больше не напрягаться.

Но есть полсотни лет назад это были настоящие находки, то сейчас адаптивным круиз-контролем никого не удивить. Поэтому отдельно о нём говорить не будем, зато затронем технологии, которые помогают учиться, не засыпать и обращать внимание на самое важное в дороге.

Главная причина аварий - человеческий фактор. Из-за невнимательности или усталости гибнут люди. По данным минтранса, из-за усталости водителей происходит четверть ДТП. “Это, кстати, относится и к уставшим водителям автобусов. Хочет спать, а заменить некем, сменщика нет: экономят. В результате трагедия”, - говорил руководитель российской Госавтоинспекции Игорь Черняк. В США из-за сонных водителей за 2013 год погибли 800 человек и ещё 44 000 получили травмы в 72 000 аварий. При этом каждый 25 человек рассказал, что за прошедший месяц хоть раз засыпал за рулём.

Почему это происходит? Кто-то страдает от расстройств сна, кто-то хочет больше заработать. У кого-то нет сменщика, а везти людей или груз срочно нужно. Ещё одна причина - медицинские препараты.

На помощь приходят искусственный интеллект, нейротехнологии и машинное зрение.

И ещё один небольшой экскурс в историю и матчасть искусственного интеллекта. Часто, когда говорят об ИИ, подразумевают нечто с “сознанием”, способное самостоятельно принимать решения, творить. ИИ с подобными характеристиками относится к “сильным”. В научной фантастике примеры таких систем - это SkyNet из Терминатора и ВИКИ (Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект) из Я, Робот.

Когда мы говорим об автомобилях, то системы-помощники - это “слабый” искусственный интеллект, то есть узкоспециализированная система, которая выполняет конкретные задачи. Она не выносить решений, неспособна “думать” и “чувствовать”, как люди. Да ей это и не нужно.

И даже на следующем этапе развития беспилотного транспорта этот интеллект останется “слабым”. Беспилотники будут решать, как построить маршрут, как повести себя в конкретной ситуации на дороге. Страшнее всего будет, когда им предстоит решать, кем “пожертвовать” - этические вопросы активно обсуждаются на разных уровнях. Например, можете поотвечать на вопросы от Массачусетского технологического института.

Возвращаемся к тому, как системы на основе ИИ помогают в конкретных ситуациях бороться с человеческим фактором. Особенно важно не уснуть, когда речь идёт об автобусе, заполненном детьми. Для этих целей применяют ряд устройств. Один из носимых аппаратов - Sleep Alert. Устройство, надеваемое на голову, беспрерывно снимает энцефалограмму и контролирует равновесие тела. Как только водитель начинает клевать носом - она подаёт специальный сигнал.

“Важно подчеркнуть, что мы не будим. Будить уже поздно. Если водитель заснул за рулем, то его разбудит столб, который он не смог объехать. Мы предупреждаем засыпание. В тот момент, когда состояние становится критическим, то есть он приближается к засыпанию или потере концентрации внимания, система активирует громкие звуковые сигналы и вибрацию браслета. В инструкции написано, что если срабатывание системы происходит чаще чем раз в 10 минут, то мы предлагаем прекратить управление автомобилем и идти спать. Не стоит надеяться, что система сможет вас стимулировать при предельном уровне усталости. Ведь физиологию человека она изменить не может", — рассказывает генеральный директор компании-разработчика Владимир Статут.

Также давно существуют другие устройства, более простые. Drive Alert Master подаёт сигнал тоже в случае клевания носом, но работает он на простейшем гироскопе - водитель может смотреть по сторонам, но при наклоне вперёд гаджет реагирует. Есть кольца вроде Stop Sleep.

Машинное зрение уже достигло того уровня, что может отличить кошку от собаки (не в 100% случаев, конечно). Это позволяет использовать такие системы для улучшения осведомлённости водителя о дорожной ситуации. Применение, на первый взгляд, логичное, и таким образом технологию давно используют для разработки беспилотников, но редко оснащают ей стандартные на первый взгляд гаджеты вроде видеорегистраторов.

В Neoline решились на такой ход и встроили систему машинного зрения в видеорегистратор. Действительно, зачем просто всё записывать, если есть возможность дополнить этот на первый взгляд обычный гаджет чем-то, что способно предотвратить аварию?

Суть в следующем: устройство G-Tech X77 AI с помощью искусственного интеллекта распознаёт дорожные знаки, затем распознаёт значение на них, определяет, с какой скоростью движется водитель, сравнивает эти показатели и, в случае несоблюдения скоростного режима, сообщает водителю о необходимости снизить скорость.

Обычно у систем машинного зрения есть такая проблема - они плохо работают в сложных погодных условиях. Их засвечивает солнце, они ничего не видят ночью. А в данном случае используется сенсор Sony - один из ключевых игроков на рынке робототехники и один из мировых лидеров в области CMOS-матриц. Это “железо”, достойное роботов и беспилотных автомобилей, дополняет алгоритм для увеличения детализации в условиях низкой освещенности. В итоге видеорегистратор способен записывать в Full HD при FPS 60 ночью или при ярком свете, поэтому он и за знаками сможет следить постоянно.

Статистика свидетельствует о том, что причиной 20% серьезных ДТП является снижение внимательности из-за усталости и засыпание за рулем.

Неуправляемая легковушка, движущаяся со скоростью 60-80 километров в час, способна натворить немало бед. А уж о несущихся по трассам фурах и говорить нечего. Давайте порассуждаем: если дальнобойщик, который едет со скоростью 100 километров в час, заснет хотя бы на три секунды, то успеет промчаться около 80 метров. Вывод определенный – однажды заснув за рулем, можно никогда не проснуться. Причем пострадаете не только вы, но и, скорее всего, другие участники дорожного движения.

Многие водители уверены, что способны зафиксировать первые признаки засыпания за рулем, отреагировать и предотвратить опасность. Однако, как отмечают немецкие ученые, опыты говорят о другом: даже водители-профессионалы зачастую переоценивают свои возможности, не замечают усталость и пропускают момент, когда их мозг отключается.

Но как понять, что вы засыпаете за рулем? По мнению специалистов, необходимо обращать внимание на детали. В частности, первый тревожный звонок - вы начали часто зевать, медленно моргать, клевать носом. Пропадает желание двигать руками и ногами. Еще один сигнал – вы перестали обращать внимание на дорожные знаки и пейзаж за окном. Глаза начинают концентрироваться на очень дальних участках дороги. Из-за усталости вы можете даже съезжать со своей полосы движения.

Особенно внимательным нужно быть по ночам. Ведь человеческий организм настроен на сон именно в темное время суток. Кроме того, обращайте внимание на свое состояние во время длительных поездок – они сильно выматывают. Если вы хотите садиться за руль перед долгой дорогой или ночным путешествием, то следует хорошо отдохнуть.

Самые действенные способы, которые позволят водителю взбодриться

По мнению специалистов, прямо перед непродолжительным сном можно выпить чашку кофе. Дело в том, что этот напиток начинает действовать не сразу, а примерно через полчаса. Так что вы проснетесь с двойным зарядом бодрости.

В целом кофе является известным психостимулятором. При этом нужно помнить, что кофеин просто использует ресурсы организма. Он сужает сосуды и увеличивает частоту сердечных сокращений.

Помогает в дальних поездках и зеленый чай. В его состав входят танины, которые стимулируют активность головного мозга. Но даже если от чая не будет особого толка, мочегонный эффект заставит водителя периодически останавливаться. Такой рваный темп определенно добавит концентрации внимания.

Еще один вариант – нужно заняться физическими упражнениями. Следует выйти из машины, сделать несколько гимнастических упражнений или совершить пробежку. После этого сонливость должна пройти.

Также во время остановок следует умываться холодной водой. Но этот способ эффективен в том случае, если его повторять раз в полчаса – не реже.

Если вас клонит в сон - слушайте музыку, она сильно бодрит. Причем лучше выбирать те песни, которые вас сильно раздражают. Негативные эмоции позволят хотя бы ненадолго встрепенуться.

Помогут не заснуть за рулем и веселые попутчики, которые будут разговаривать и спорить. Но здесь важно не переборщить, так как слишком оживленная дискуссия может отвлечь водителя и снизить его реакцию.

Также добавить энергии может легкая трапеза, состоящая из овощей и фруктов. Тяжелой пищи лучше избегать, так как это только лишняя нагрузка на организм. И борьбе с сонливостью такая еда не поможет.

Возьмите с собой в путь горчичники. Жжение позволит отыграть у сна еще некоторое время. Горчичник лучше всего расположить на спине – между лопаток.

Если в машине есть пассажир, то можно поставить перед ним задачу: сесть на заднее сиденье и в зеркало заднего вида внимательно следить за глазами водителя. Если они начнут слипаться, нужно немедленно дать об этом знать.

Водители с опытом дают совет возить с собой апельсин. Если вы начнете засыпать, нужно очистить плод и вдохнуть запах. Цедру следует разложить по машине. Этот способ также позволит немного продержаться без сна.

Серьезно взбодрить может и свежий воздух. Можно, к примеру, открыть окно автомобиля или поставить климат-контроль на 16-17 градусов.

Многие современные автомобили оснащены специальными системами, способными отслеживать состояние и поведение водителя. Или же их можно купить отдельно. Эти устройства будут подавать звуковой сигнал или направлять в лицо водителя струю холодного воздуха, если он начнет засыпать. Впрочем, данные системы еще недостаточно совершенны, так что полностью уповать на них не стоит.

Лучше не бороться, а подчиниться – мнение дальнобойщиков

Блогер-дальнобойщик Анатолий Кречетов уверен, что если вы ходите спать, не стоит себя заставлять ехать дальше. Лучше остановиться и отдохнуть.

Такого же мнения придерживается дальнобойщик Данил Рудей.

Вывод можно сделать только один. В дороге внимательно следите за своим состоянием. И если вы утомлены и хотите спать – лучше не геройствовать. Остановитесь и отдохните - это самый простой и надежный способ, который позволит не заснуть за рулем.

Апноэ как причина ДТП

Нелеченое апноэ грозит инфарктом, инсультом, сахарным диабетом… Правда, пока эти болезни себя никак не проявляют, они кажутся маловероятными, и человек снова и снова откладывает лечение храпа на потом. Но существует одна опасность, практически ежедневно подстерегающая всех пациентов с апноэ, у которых есть водительские права или чья профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров. Речь идет о риске внезапно заснуть за рулем и попасть в серьезное ДТП.

Впервые о связи синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС) и аварий на дорогах заговорили в 1987 году (George C.F.). С тех пор были проведены исследования, неоднократно подтвердившие: данное расстройство является значимой причиной ДТП, а также несчастных случаев на производстве.

Цифры и факты

ДТП в результате засыпания за рулем

Приведем факты, полученные в ходе научных исследований или сбора статистических данных.

  • В США за 2000 г. произошло порядка 310 тыс. ДТП, причина которых идентифицирована как сон за рулем. В результате аварий погибли почти 1,5 тыс. человек. (Sassani A., 2004).
  • Из-за риска заснуть за рулем у пациентов с сонным апноэ вероятность попасть в ДТП в 4-6 раз выше, чем у здоровых водителей. (Young T.l., 1997).
  • Дальнобойщики с СОАС в 7 раз чаще других попадают в ДТП. Каждая 5-я авария с участием водителей грузовиков происходит из-за внезапного засыпания за рулем. (С. Кейлс).
  • Состояние человека, который хронически не высыпается, можно сопоставить с опьянением. При этом у пациентов с апноэ тяжелой степени риск попасть в аварию выше, чем у водителей, севших за руль после умеренного употребления алкоголя. (George C.F., 1996).

Профессиональные риски + апноэ = гарантия несчастного случая

Опасность апноэ для профессиональных водителей

Низкое качество сна и дневную сонливость можно считать профессиональными проблемами дальнобойщиков, водителей рейсовых автобусов, летчиков и машинистов. В Швеции 70% пилотов авиалайнеров признались, что минимум единожды совершали ошибки в управлении из-за сильной усталости. По статистике Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены, почти 90% машинистов недовольны качеством своего сна. В Норвегии периодически засыпает за штурвалом каждый 2-й летчик. Почти 20% из 492 прошедших опрос капитанов воздушных судов компании EasyJet подтвердили, что их клонит в сон во время полета минимум пару раз в неделю.

Удивляться статистике не приходится, т.к. подобная ситуация обусловлена сразу несколькими факторами:

  • конфликт естественных биоритмов и необходимости работать в ночное время;
  • несоблюдение режима отдыха и сверхурочная работа;
  • неспособность полноценно выспаться в транспортном средстве, гостинице или специальных пунктах оборота;
  • притупляющая бдительность монотонная езда по дороге без поворотов;
  • плохая освещенность дороги или вводящее в своеобразный транс мелькание света на трассе и т. д.

В таких условиях заснуть может даже абсолютно здоровый человек. При этом синдром обструктивного апноэ в значительной мере усугубляет негативное влияние перечисленных факторов.

Короткое засыпание – частая причина аварий

При апноэ мышцы глотки, мягкого нёба, языка и гортани во время сна утрачивают тонус, смещаются в сторону просвета дыхательных путей и полностью перекрывают его. Остановки дыхания могут случаться как 5-6, так и более 30 раз за час ночного отдыха. После каждой из них мозг на несколько мгновений пробуждается, а после засыпания цикл сна не продолжается, а начинается заново. В результате из структуры сна может полностью исключаться фаза медленного сна, важная для восстановления организма. Вот почему при диагнозе СОАС человек не может полноценно отдохнуть, сколько бы часов в постели он ни провел.

Некачественный ночной отдых замедляет скорость реакции, ухудшает концентрацию внимания, нарушает координацию движений. Человек чаще допускает ошибки, а на дороге (как и на опасном производстве) это может привести к печальным последствиям.

Нельзя не отметить, что одной из причин развития и прогрессирования синдрома обструктивного апноэ является ожирение. А ведь водители, машинисты и пилоты обычно ведут малоподвижный образ жизни и не всегда уделяют должное внимание правильному питанию. Таким образом, они склонны к набору веса, что усугубляет течение заболевания и увеличивает риск спонтанного засыпания во время управления транспортом.

Микросон во время управления транспортным средством

Важность концентрации внимания во время вождения

Несмотря на краткосрочность, такой сон очень опасен. С внезапным засыпанием могут столкнуться и машинисты, и пилоты, но особую опасность оно представляет для автомобилистов. Ведь в управлении поездов и самолетов задействуется автоматика, а за движением авто следит исключительно водитель. А на оживленной трассе потеря контроля даже на несколько секунд ведет к смертельной опасности. Согласно статистике, в авариях, произошедших по причине засыпания за рулем, чаще фиксируются летальные исходы и тяжелые травмы. Ведь в таких ситуациях автомобилист никак не может повлиять на ситуацию, например, снизив скорость или уклонившись от препятствия.

Микросон у пациентов с тяжелым СОАС может наблюдаться во время чтения книг, просмотра телевизора, приема пищи и даже беседы. Что уж говорить о ситуации за рулем, когда все условия способствуют спонтанному засыпанию.

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Человек не может объективно оценить свое состояние и склонен преуменьшать опасность хронической усталости и чрезмерной дневной сонливости. Тем не менее при управлении транспортным средством вас должны насторожить следующие симптомы:

При подобных симптомах рекомендуется остановить транспортное средство и найти возможность отдохнуть. Если же проблема возникает регулярно, стоит обратиться к сомнологу, чтобы пройти обследование и проверить, не страдаете ли вы от синдрома обструктивного апноэ или другого расстройства сна.

Лечение апноэ сна при помощи СИПАП-терапии

В России проблема апноэ сна у водителей изучена недостаточно хорошо. В то же время во многих европейских странах, а также в Турции и США на законодательном уровне закреплена необходимость сомнологического обследования для получения лицензии на управление пассажирским и грузовым транспортом. И при наличии диагноза СОАС средней или тяжелой формы водительское удостоверение можно получить лишь после начала СИПАП-терапии. Эта мера существенно улучшила дорожную ситуацию за рубежом. К сожалению, в нашей стране автомобилисты сами должны заботиться о своей безопасности.

Мерами профилактики засыпания за рулем являются:

  • хороший сон накануне поездки;
  • наличие бодрствующих пассажиров, с которыми можно поговорить и которые могут вовремя заметить симптомы чрезмерной сонливости у водителя;
  • планирование поездки на светлое время суток;
  • использование устройств, не позволяющих заснуть за рулем (регистраторы наклона головы водителя, приборы для определения изменения кожно-гальванической реакции, аппараты для измерения постоянного внимания водителя, устройства для слежения за движением глаз, определители положения авто на дороге и т.д.);
  • 10-15-минутные остановки через каждые 2 часа пути, в т.ч. если признаки сонливости отсутствуют. Во время остановок можно выйти из автомобиля, размяться, немного перекусить, выпить кофе, умыться холодной водой.

И конечно, при подозрении на синдром обструктивного апноэ, в первую очередь, важно пройти сомнологическое обследование. И если диагноз СОАС подтвердится, нужно обязательно обратиться к специалисту для назначения терапии. Сегодня существуют эффективные методы лечения (например, СИПАП-терапия), помогающие восстановить нормальное ночное дыхание и устранить симптомы дневной сонливости, а, следовательно, снизить риск ДТП и в целом повысить качество жизни пациентов.

Апноэ как причина ДТП

Нелеченое апноэ грозит инфарктом, инсультом, сахарным диабетом… Правда, пока эти болезни себя никак не проявляют, они кажутся маловероятными, и человек снова и снова откладывает лечение храпа на потом. Но существует одна опасность, практически ежедневно подстерегающая всех пациентов с апноэ, у которых есть водительские права или чья профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров. Речь идет о риске внезапно заснуть за рулем и попасть в серьезное ДТП.

Впервые о связи синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС) и аварий на дорогах заговорили в 1987 году (George C.F.). С тех пор были проведены исследования, неоднократно подтвердившие: данное расстройство является значимой причиной ДТП, а также несчастных случаев на производстве.

Цифры и факты

ДТП в результате засыпания за рулем

Приведем факты, полученные в ходе научных исследований или сбора статистических данных.

  • В США за 2000 г. произошло порядка 310 тыс. ДТП, причина которых идентифицирована как сон за рулем. В результате аварий погибли почти 1,5 тыс. человек. (Sassani A., 2004).
  • Из-за риска заснуть за рулем у пациентов с сонным апноэ вероятность попасть в ДТП в 4-6 раз выше, чем у здоровых водителей. (Young T.l., 1997).
  • Дальнобойщики с СОАС в 7 раз чаще других попадают в ДТП. Каждая 5-я авария с участием водителей грузовиков происходит из-за внезапного засыпания за рулем. (С. Кейлс).
  • Состояние человека, который хронически не высыпается, можно сопоставить с опьянением. При этом у пациентов с апноэ тяжелой степени риск попасть в аварию выше, чем у водителей, севших за руль после умеренного употребления алкоголя. (George C.F., 1996).

Профессиональные риски + апноэ = гарантия несчастного случая

Опасность апноэ для профессиональных водителей

Низкое качество сна и дневную сонливость можно считать профессиональными проблемами дальнобойщиков, водителей рейсовых автобусов, летчиков и машинистов. В Швеции 70% пилотов авиалайнеров признались, что минимум единожды совершали ошибки в управлении из-за сильной усталости. По статистике Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены, почти 90% машинистов недовольны качеством своего сна. В Норвегии периодически засыпает за штурвалом каждый 2-й летчик. Почти 20% из 492 прошедших опрос капитанов воздушных судов компании EasyJet подтвердили, что их клонит в сон во время полета минимум пару раз в неделю.

Удивляться статистике не приходится, т.к. подобная ситуация обусловлена сразу несколькими факторами:

  • конфликт естественных биоритмов и необходимости работать в ночное время;
  • несоблюдение режима отдыха и сверхурочная работа;
  • неспособность полноценно выспаться в транспортном средстве, гостинице или специальных пунктах оборота;
  • притупляющая бдительность монотонная езда по дороге без поворотов;
  • плохая освещенность дороги или вводящее в своеобразный транс мелькание света на трассе и т. д.

В таких условиях заснуть может даже абсолютно здоровый человек. При этом синдром обструктивного апноэ в значительной мере усугубляет негативное влияние перечисленных факторов.

Короткое засыпание – частая причина аварий

При апноэ мышцы глотки, мягкого нёба, языка и гортани во время сна утрачивают тонус, смещаются в сторону просвета дыхательных путей и полностью перекрывают его. Остановки дыхания могут случаться как 5-6, так и более 30 раз за час ночного отдыха. После каждой из них мозг на несколько мгновений пробуждается, а после засыпания цикл сна не продолжается, а начинается заново. В результате из структуры сна может полностью исключаться фаза медленного сна, важная для восстановления организма. Вот почему при диагнозе СОАС человек не может полноценно отдохнуть, сколько бы часов в постели он ни провел.

Некачественный ночной отдых замедляет скорость реакции, ухудшает концентрацию внимания, нарушает координацию движений. Человек чаще допускает ошибки, а на дороге (как и на опасном производстве) это может привести к печальным последствиям.

Нельзя не отметить, что одной из причин развития и прогрессирования синдрома обструктивного апноэ является ожирение. А ведь водители, машинисты и пилоты обычно ведут малоподвижный образ жизни и не всегда уделяют должное внимание правильному питанию. Таким образом, они склонны к набору веса, что усугубляет течение заболевания и увеличивает риск спонтанного засыпания во время управления транспортом.

Микросон во время управления транспортным средством

Важность концентрации внимания во время вождения

Несмотря на краткосрочность, такой сон очень опасен. С внезапным засыпанием могут столкнуться и машинисты, и пилоты, но особую опасность оно представляет для автомобилистов. Ведь в управлении поездов и самолетов задействуется автоматика, а за движением авто следит исключительно водитель. А на оживленной трассе потеря контроля даже на несколько секунд ведет к смертельной опасности. Согласно статистике, в авариях, произошедших по причине засыпания за рулем, чаще фиксируются летальные исходы и тяжелые травмы. Ведь в таких ситуациях автомобилист никак не может повлиять на ситуацию, например, снизив скорость или уклонившись от препятствия.

Микросон у пациентов с тяжелым СОАС может наблюдаться во время чтения книг, просмотра телевизора, приема пищи и даже беседы. Что уж говорить о ситуации за рулем, когда все условия способствуют спонтанному засыпанию.

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Человек не может объективно оценить свое состояние и склонен преуменьшать опасность хронической усталости и чрезмерной дневной сонливости. Тем не менее при управлении транспортным средством вас должны насторожить следующие симптомы:

При подобных симптомах рекомендуется остановить транспортное средство и найти возможность отдохнуть. Если же проблема возникает регулярно, стоит обратиться к сомнологу, чтобы пройти обследование и проверить, не страдаете ли вы от синдрома обструктивного апноэ или другого расстройства сна.

Лечение апноэ сна при помощи СИПАП-терапии

В России проблема апноэ сна у водителей изучена недостаточно хорошо. В то же время во многих европейских странах, а также в Турции и США на законодательном уровне закреплена необходимость сомнологического обследования для получения лицензии на управление пассажирским и грузовым транспортом. И при наличии диагноза СОАС средней или тяжелой формы водительское удостоверение можно получить лишь после начала СИПАП-терапии. Эта мера существенно улучшила дорожную ситуацию за рубежом. К сожалению, в нашей стране автомобилисты сами должны заботиться о своей безопасности.

Мерами профилактики засыпания за рулем являются:

  • хороший сон накануне поездки;
  • наличие бодрствующих пассажиров, с которыми можно поговорить и которые могут вовремя заметить симптомы чрезмерной сонливости у водителя;
  • планирование поездки на светлое время суток;
  • использование устройств, не позволяющих заснуть за рулем (регистраторы наклона головы водителя, приборы для определения изменения кожно-гальванической реакции, аппараты для измерения постоянного внимания водителя, устройства для слежения за движением глаз, определители положения авто на дороге и т.д.);
  • 10-15-минутные остановки через каждые 2 часа пути, в т.ч. если признаки сонливости отсутствуют. Во время остановок можно выйти из автомобиля, размяться, немного перекусить, выпить кофе, умыться холодной водой.

И конечно, при подозрении на синдром обструктивного апноэ, в первую очередь, важно пройти сомнологическое обследование. И если диагноз СОАС подтвердится, нужно обязательно обратиться к специалисту для назначения терапии. Сегодня существуют эффективные методы лечения (например, СИПАП-терапия), помогающие восстановить нормальное ночное дыхание и устранить симптомы дневной сонливости, а, следовательно, снизить риск ДТП и в целом повысить качество жизни пациентов.

Читайте также: