В каких странах глава государства имеет право назначение премьер министра
Обновлено: 19.05.2024
Глава правительства — это главное должностное лицо исполнительной ветви правительства, зачастую стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства часто называют премьер-министром, председателем правительства и т. д. В президентских республиках или монархиях глава правительства может быть главой государства, которого часто называют, соответственно, президентом или монархом.
Нынешний рекорд самого многолетней работы главой правительства в демократическом государстве поставил Таге Эрландер (премьер-министр Швеции с 1946 по 1969 гг., в общей сложности 23 года без перерыва). Он победил на всех восьми выборах и ушёл в отставку из-за возраста.
Среди всех глав правительства рекорд по продолжительности непрерывного правления принадлежит премьер-министру Сингапура Ли Куан Ю, возглавлявшему правительство в 1959—1991 годах [источник не указан 1154 дня] .
В полупрезидентских системах глава правительства может являться как главой государства, так и представителем законодательной власти (напр., парламента). Примером может служить Пятая Французская республика (с 1958), где Président de la République (фр. Президент республики ) назначает премьер-министра, но должен выбрать кого-то, кто может проводить госзаказы и иметь поддержку национальной ассамблеи. Если оппозиция контролирует Национальную Ассамблею (а следовательно, и финансирование парламента и бо́льшую часть законодательных актов), то президент, по сути, вынужден выбирать премьер-министра из оппозиции; в таких случаях, известных как сожительство, правительство контролирует внутреннюю политику, тогда как президент вынужден ограничиться внешней политикой и исполнительной властью.
Ссылки
- Jean Blondel & Ferdinand Muller-Rommel Кабинеты министров в Западной Европе (англ.) (ISBN 0-333-46209-2)
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Глава правительства" в других словарях:
Глава правительства — (head of government) Несет ответственность за деятельность системы управления и за группу (команду) министров, управляющих центральными институтами власти и государства. В демократических президентских системах правления, таких как Соединенные… … Политология. Словарь.
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — руководитель высшего исполнительного органа власти (в странах с парламентарными формами правления премьер министр, председатель Совета Министров, канцлер, в т.н. президентских республиках президент). В парламентских странах ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА… … Финансовый словарь
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В странах мира Г.п. может именоваться по разному: премьер министр, председатель совета министров, министр председатель,… … Юридический словарь
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В разных странах Г.п. может именоваться различным образом: премьер министр, председатель совета министров, министр председатель,… … Юридическая энциклопедия
Глава правительства — (англ. head of the government, premier) в конституционном праве руководитель высшего исполнительного органа гос ной власти (в странах с парламентарными формами правления премьер министр, председатель совета … Энциклопедия права
Глава правительства — руководитель высшего органа государственной исполнительной власти. В странах с парламентскими формами правления премьер министр, председатель Совета министров, канцлер; в президентских республиках функции главы правительства выполняет президент.… … Теория государства и права в схемах и определениях
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В разных странах Г.п. может именоваться различным образом: премьер министр, председатель совета министров, министр председатель,… … Энциклопедия юриста
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — обобщенное наименование лиц, возглавляющих правительство государства. Среди наименований, используемых в конституциях различных государств, чаще всего используются словосочетания: председатель правительства; председатель совета министров;… … Энциклопедический словарь конституционного права
глава правительства — руководитель высшего коллегиального органа исполнительной власти в государстве или его самоуправляющейся части. В странах мира Г.п. может именоваться по разному: премьер министр, председатель совета министров, министр председатель,… … Большой юридический словарь
ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА — (Head of the Government) высшее в правительстве (премьер, председатель совета министров, глава кабинета и т.д.) … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
правительство осуществляет общее управление делами государства, в том числе формирует внешнеполитический курс и осуществляет внешнюю политику; обеспечивает комфортную среду функционирования национальной экономики, реализацию прав и свобод граждан, национальную безопасность и общественный порядок, формирует и поддерживает эффективность государственного аппарата (управленческих структур).
В зарубежных странах статус и порядок формирования правительства определяется формой правления.
При парламентарной форме правления правительство - коллегиальный носитель исполнительной власти, наиболее важные решения оно может принимать только совместно. В таких странах правительство формируется на парламентской основе: члены парламента могут входить в состав правительства, программа правительства и кандидатура главы правительства (или весь его состав) должны получить одобрение нижней палаты (в Италии - обеих палат) парламента. В одних странах (Греция, Италия, Канада) глава государства сразу назначает премьер-министром лидера политической партии, победившей на выборах, в других (Германия, Испания, Япония) за кандидатуру премьер-министра должен вначале проголосовать парламент, а затем это решение оформляется актом главы государства. Состав правительства формируется премьер-министром и оформляется актом главы государства. правительство находится у власти до тех пор, пока ему доверяет парламент, и слагает свои полномочия после парламентских выборов.
В президентской республике правительство как коллегиальный орган отсутствует (соответственно отсутствует и должность премьер-министра, а также возможность выражения недоверия правительству), глава государства единолично осуществляет исполнительную власть и формирует свою администрацию. В некоторых государствах (США, Эквадор) назначению министров должно предшествовать их формальное одобрение верхней палатой парламента. При данной форме правления действует жёсткий принцип несовместимости должностей: министры не могут быть членами парламента.
В смешанных республиках правительство, как правило, слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом, однако существуют национальные особенности в формировании его состава. Так, во Франции глава государства назначает премьер-министра, однако он должен исходить из расстановки сил в Национальном собрании. Если партия президента располагает большинством в нижней палате, то фактически глава государства определяет кандидатуры наиболее важных министров и правительство действует под руководством главы государства. Если партия президента не имеет большинства в нижней палате парламента, глава государства не может влиять на состав правительства, он лишь оформляет собственным актом решения премьер-министра - лидера партии, победившей на парламентских выборах. Такое правительство работает под руководством премьер-министра, опираясь на парламентское большинство, а президент лишь формально сохраняет значимые полномочия в сфере исполнительной власти. Во Франции члены правительства не могут быть членами парламента, но правомочны занимать выборные должности в рамках местного и регионального самоуправления. В некоторых странах предусматриваются особые требования для кандидатов в члены правительства: гражданство по рождению (Финляндия, Мексика), возрастной ценз (Бразилия, Азербайджан), принадлежность к определённой конфессии (в Норвегии более половины министров должны исповедовать гос. религию), профессиональный ценз (Япония - только гражданские лица), этническая принадлежность (в Швейцарии из семи членов правительство четыре должны быть немецкоязычными, два - франкоязычными, один - италоязычным).
С точки зрения структуры различают континентальную и британскую модель правительства. Первая предполагает, что в состав правительства входят все руководители министерств и ведомств. Вторая исходит из того, что в качестве правительства рассматривают только членов кабинета, которыми являются руководители наиболее важных министерств и ведомств. В рамках правительства обычно различают министров, стоящих во главе министерства, и министров без портфеля, курирующих определённые вопросы.
В зависимости от того, в каком качестве - личном или представителя партии - входят министры в состав правительства, различают партийные и беспартийные правительства. При парламентарной и смешанной форме правления возможно создание не только однопартийных, но и коалиционных правительств, в состав которых входят представители нескольких партий. Коалиционные правительства могут располагать большинством в палате парламента (правительство большинства) или не иметь большинства и находиться у власти благодаря поддержке партий, не входящих в его состав (правительство меньшинства). При парламентарной форме правления правительство несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом: правительство в целом и отдельные его члены обязаны объяснять и обосновывать свои действия перед палатой парламента, а также должны уйти в отставку, если парламент проголосует за это. Концепция коллективной ответственности предполагает связанность членов правительства программой и коллегиальными решениями правительство, недопустимость высказываний, расходящихся с официальной политикой правительства, коллективную отставку в случае выражения недоверия правительству или его главе, а также в случае смерти главы правительства. В ряде стран (Греция, Италия, Словакия) парламент может отказать в доверии и отдельному министру. Традиционная концепция индивидуальной ответственности министра предполагает, что последний несёт ответственность за все акты и действия служащих своего министерства, однако его отставка допустима в случае личной вины при условии достаточно мощного воздействия СМИ и политических партий.
В России правительство Российской Федерации - федеральный орган государственной власти, возглавляющий единую систему исполнительной власти.
В состав правительства входят председатель и члены правительства (заместители председателя и федеральные министры). Председатель определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.
Правительство формируется после президентских выборов. Глава государства назначает председателя правительства с согласия Государственной думы, а членов правительства - по предложению его председателя. В состав правительства могут входить граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. Члены правительство не могут быть членами парламента.
Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечению обороны страны, государственной безопасности, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и так далее Правительство издаёт постановления и распоряжения. Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации , распределяет полномочия между федеральными органами исполнительной власти, руководит их работой и контролирует их деятельность. Для осуществления своих полномочий правительство может создавать территориальные органы и назначать должностных лиц, формировать федеральные целевые программы и обеспечивать их реализацию. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации правительство может передавать им часть своих полномочий, а также осуществлять полномочия, переданные ему соответствующими органами. Правительство может отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
Глава государства может председательствовать на заседании правительства, отменять постановления и распоряжения, отправлять правительство в отставку. Глава государства руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчётны президенту по вопросам, отнесённым к его полномочиям. По представлению председателя правительства глава государства определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, назначает на должности и отстраняет от должности членов правительства. Председатель правительства систематически информирует президента о работе правительства. Государственная дума рассматривает представленную президентом кандидатуру председателя правительства, ежегодно заслушивает отчёт о деятельности правительства. Последнее обладает правом законодательной инициативы. Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые из федерального бюджета, вносятся в палату только при наличии заключения правительства.
Председатель правительства может поставить вопрос о доверии перед Государственной думой, палата может также выразить недоверие правительству по собственной инициативе большинством голосов от общего числа депутатов. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом. Оно может также уйти в отставку по собственной инициативе или по инициативе президента. Если Государственная дума выразит недоверие правительству, глава государства вправе объявить о его отставке или не согласиться с решением палаты. Вместе с тем, президент должен объявить об отставке правительства или распустить Государственную думу, если Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие правительству.
Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в системе государственных органов необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора (такой орган существует не во всех странах) и политическими партиями. Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. Президентская модель правительства предполагает создание системы, при которой обе "ветви власти" - законодательная и исполнительная - действуют независимо друг от друга, но имеют возможность уравновешивать одна другую. "Система сдержек и противовесов", как ее называют в США, исходит из предположения об идентичном правовом положении высших органов государства. Действительность, однако, отличается от законодательных установлений. Хотя относительная самостоятельность парламента в президентских республиках значительнее, чем в парламентарных странах, правительства тем не менее занимают центральное положение и играют решающую роль как в управлении, так и в законодательстве. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство 206
несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и набавляет деятельность парламента. Нельзя забывать, что правительство состоит из лидеров правящей партии, а это означает, что парламентское большинство в своем поведении связано партийной дисциплиной. Эта закономерность находит свое наиболее полное выражение в тех странах, где действуют однопартийные правительства (в настоящее время консервативное правительство Великобритании). В тех странах, где у власти находятся коалиционные правительства, парламенты обладают большей долей относительной самостоятельности по отношению к правительству. Чем сложнее парламентская коалиция, тем она менее устойчива, тем она более зависима от соотношения партийных сил в парламенте. Однако общая закономерность, в силу которой правительство при всех политических ситуациях играет главную роль в практическом осуществлении государственной власти, действует повсеместно. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства. Институт контрасигнатуры нейтрализует любую попытку главы государства осуществить какие-либо дискреционные действия. Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер. В еще меньшей степени он может оказывать влияние на практическую деятельность. Только при экстраординарных обстоятельствах глава государства может оказать влияние на формирование правительства или его политику. Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. В тех странах, где орган конституционного надзора формируется при щрямом (Япония, США) или косвенном (Франция, Индия) участии правительства, последнее, как правило, имеет большие возможности для контроля над этим органом. Но даже в тех государствах, где орган конституционного надзора создается без участия правительства (ФРГ, Италия), имеются достаточные возможности для воздействия на него высшего исполнительного органа государственной власти
Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства называется председателем Совета министров (Италия), председателем Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Болгария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).
Глава правительства наделен большими полномочиями:
- устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;
- вносит на рассмотрение парламента законопроекты;
- докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;
- осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;
- организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
- руководит внешней политикой, заключает договоры;
- организует гражданскую службу;
- составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;
- издает правительственные указы;
- принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.
По общему правилу, министры, как члены правительства, должны подчиняться главе правительства. В последние годы отмечается усиление роли премьер-министра и ограничение коллегиальности в его работе.
49. Публичная администрация – в административном праве зарубежных стран аппарат управления публичными делами, включающий в себя совокупность публичных служб, не входящих в сферу законодательной и судебной властей.
Публичная служба в ФРГ — это деятельность на службе юридического лица публичного права. Под формальное понятие государственной службы кроме чиновников подпадают также судьи, профессиональные солдаты, солдаты по контракту на определенное время и служащие вместе с рабочими, которые состоят на службе юридического лица публичного права. Чиновничество в землях ФРГ (особенно в так называемых "старых" землях ФРГ) в силу многочисленности полицейских чиновников и учителей (учитель в Германии — чиновник) составляет большинство, т. е. чиновников больше, чем просто служащих и рабочих, занятых на государственной службе.
Публичная служба в Германии — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении определенными субъектами публично-правовых функций в органах федеральной государственной власти, земельных органах, общинах и других субъектах публичного права. К государственной службе относятся:
а) профессиональные судьи, которые выполняют функции правосудия;
б) профессиональные военные;
в) министры, члены дирекции федерального банка;
г) чиновники, осуществляющие управленческие функции.
В США законодательство выделяет политических служащих (в частности, лиц, избранных парламентом на высшие государственные должности). Лица, работающие по найму в государственной администрации и выполняющие возложенные на них "государственные поручения" или "функции", специальным законодательством поставлены в особое правовое положение, отличное от положения прочих граждан.
Институт профессионального чиновничества традиционен для Германии. Чиновник — это настоящая профессия, для которой требуется специальное образование и сдача соответствующих государственных экзаменов, а также наличие профессиональных убеждений. Профессионально выполняя выбранную на всю жизнь деятельность, чиновники должны гарантировать стабильность государства, безупречность управленческой деятельности, ее независимость от политических изменений, которые происходят в обществе регулярно.
Чиновников в Германии следует отличать от так называемых "почетных" чиновников (бургомистр, почетный член окружного управления, торговый судья, судебный заседатель, почетный административный судья, заседатель в дисциплинарном суде и т. д.).
Служащие (как вид занятых на службе лиц) принимаются на публичную службу на основе особых публично-правовых предписаний и состоят, как и чиновники, в публично-правовом служебном отношении. Выделяют различные правовые формы таких публично-правовых отношений: от публично-правовых трудовых отношений до особых публично-правовых отношений различных категорий служащих, например, служащих высшей школы. В общинах, где персонал принимается на службу на основе публично-правовых норм, в соответствии с правилами Обязательственного кодекса заключаются трудовые договоры. Эта возможность установлена отчасти и в законах о чиновниках. Вместе с тем трудовые отношения характерны лишь для особых категорий служащих и, как правило, формируются в тех случаях, когда служащие принимаются на службу временно (на определенный срок). Правовые нормы, устанавливая статус чиновников и служащих, определяют основы и порядок формирования и окончания публично-правовых служебных отношений, а также возлагаемые на чиновников определенные права и обязанности. Возникновение публично-правовых служебных отношений обусловлено существованием системы законодательных актов. Эти правоотношения не должны основываться на административно-правовых документах, т. е. они не возникают в результате применения административных положений и распоряжений.
В публично-правовом служебном отношении особого вида состоят члены органов местного управления или так называемые должностные лица муниципального совета. Для них действуют многочисленные разъяснения и уточнения, особенно касающиеся принадлежащих им прав и обязанностей. Специфика правового положения этих должностных лиц обусловлена, главным образом, политической природой формирования публично-правового служебного отношения, а именно проводимыми выборами этих служащих в двух формах: населением муниципального образования или местным парламентом. Поэтому образование и отчасти окончание этих служебных правоотношений лишены традиционного для публичной службы правового обоснования и оформления. Аналогичные правила действуют также для некоторых других категорий служащих, например для окружных прокуроров, учителей народных школ.
В других странах система квалификационных разрядов (рангов) построена более логично и определенно. Например, в ФРГ в органах государственной власти для чиновников устанавливается 16 рангов (AI—А16). При этом в каждой должностной группе предусматривается увеличение окладов чиновников в зависимости от служебного стажа. Соответственно должностные оклады государственных служащих повышаются через каждые 1—2 года службы в органах государственной власти. Для руководящего состава органов государственной власти Германии действует специальный закон, устанавливающий систему рангов государственных служащих (В1—В11). У этой категории служащих должностные оклады не зависят от стажа службы.
В ФРГ в зависимости от содержания государственной службы и характера деятельности чиновников занимаемые ими должности и, соответственно, виды прохождения государственной службы подразделяются на 4 уровня:
Парламентская монархия – один из видов конституционной формы правления. Данная политическая система в настоящее время является самой распространенной среди государств монархического типа. Чем же обусловлена эта распространенность? Давайте выясним, что представляет собой конституционная парламентская монархия, и какой путь прошли отдельные страны для её установления.
Сущность
Парламентская монархия – форма правления, при которой номинальной главой государства является монарх (король, князь, император и т. д.), но фактически функции управления страной выполняет парламент и сформированный им кабинет министров. Таким образом, зачастую номинальный правитель играет декоративную роль.
С другой стороны, монарх может выполнять представительские функции за рубежом, и даже в экстренных ситуациях брать всю полноту власти в свои руки. Правда, последних случаев, хотя они теоретически возможны, история ещё не знала.
Признаки
Из всего вышесказанного можно сформулировать основные признаки парламентской монархии.
Главный критерий, который отличает данную форму правления от остальных систем, заключается в том, что монарх царствует, но не правит. Другие признаки заключаются в том, что правительство страны формирует парламент. В зависимости от того, насколько сильна конкретная партия в последнем, она может единолично сформировать правительство или в коалиции с другими силами. При этом кабинет министров несет ответственность не перед монархом, а перед законодательным органом. Как правило, лидер победившей на выборах в парламент партии получает должность премьер-министра, то есть становится фактическим главой государства.
Монарх подписывает законы, принятые в парламенте, но практически никакого влияния на исполнительную, законодательную или судебную власть не имеет.
Вот такие главные признаки парламентской монархии.
Сравнение с другими формами правления
Парламентская монархия и парламентская республика имеют очень много общих черт. Схожего между ними гораздо больше, чем между первой из них и другими формами монархии.
Главной чертой, объединяющей парламентские монархию и республику, является то, что у обеих форм источником законодательной власти служит выборный парламент. Он же формирует исполнительный орган власти – кабинет министров во главе с премьер-министром. Парламент имеет право роспуска правительства. Для сравнения: в абсолютной монархии решения обо всех назначениях принимает лично монарх. При президентско-парламентской республике кабинет министров назначается президентом, но при условии утверждения его парламентом.
Впрочем, зачастую в парламентской монархии тоже требуется утверждение решения законодательного органа о назначении правительства монархом. Но в большинстве случаев оно носит чисто формальный характер.
Как видим, абсолютная и парламентская монархия имеют мало общих точек соприкосновения, кроме того, что в обоих случаях главной государства считается монарх. Но во втором случае он фактически не правит страной, а только царствует.
Государства с парламентской монархией
В настоящее время во многих государствах мира практикуется использование такой формы правления как парламентская монархия. Страны с подобным способом устройства имеются в Европе, Азии, Австралии и Океании, Северной Америке и Африке.
Наиболее типичный пример государства с парламентской монархией – Великобритания. В настоящее время королевой этой страны является Елизавета II. Наименование её должности стало крылатым выражением, обозначающим руководителя, который фактически ничем не управляет. Хотя в отношении самой Елизаветы данный фразеологизм верен только отчасти. Она, хотя и не вмешивается в политические дела, но тем не менее принимает активное участие в жизни общества. Кроме Великобритании Елизавета считается главой ещё 15 стран Содружества, которые ранее входили в состав Британской империи, в том числе Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Существуют и другие европейские государства парламентской монархии. Среди них можно выделить Нидерланды, Бельгию, Испанию, Данию, Швецию, Норвегию, а также некоторые карликовые страны.
Подобную форму правления имеет и ряд государств Азии, а именно Япония, Камбоджа и Малайзия. Среди африканских стран парламентской монархией является Лесото.
Зарождение парламентаризма
Путь к парламентской монархии у большинства стран был долог и сложен, он лежал через эпохи средневековья и абсолютизма. Поворот к парламентаризму в одних странах происходил сравнительно спокойно, а в других был последствием кровавых революций.
Одним из старейших парламентов мира является законодательный орган Великобритании. Правда, он далеко не сразу получил те функции и права, которыми обладает сейчас, а обрел их в долгой борьбе с абсолютизмом. Только после завершения этой борьбы о Великобритании можно было говорить как о парламентской монархии.
Начало действия английского парламента связано с нежеланием феодалов терпеть поборы короля, который стремился за счет них увеличить поступления в казну. Это, естественно, не нравилось представителям знати, которые не раз поднимали восстание. В 1215 году им удалось добиться от короля подписания Великой хартии вольностей, которая гарантировала ряд важных прав феодалам. В частности король не мог назначать новых налогов без согласия специального совета, который стал прообразом парламента.
В 1264 году началось новое восстание знати против короля. Монарх даже был схвачен и заключен под стражу. Был организован совет из девяти крупнейших феодалов, который фактически стал управлять страной. В помощь этому парламенту глава мятежа и фактический правитель Англии Симон де Монфор собрал парламент, куда кроме рыцарей и других феодалов входили представители высшего духовенства.
Так, с 1265 года стал функционировать английский парламент, но до полноценной парламентской монархии было ещё очень далеко.
Дальнейшее развитие
Позже парламент собирался в основном когда королю требовалось введение новых налогов для обеспечения жизнедеятельности государства, ведения войн и т. д. Несмотря на то что король Эдуард I победил де Монфора, он понимал, что если введет налоги в единоличном порядке, не спрашивая согласия у представителей высшей знати, то это вызовет новое восстание. С 1295 года он стал регулярно созывать парламент.
Со временем полномочия парламента все больше расширялись. С 1322 года его представители стали обсуждать не только финансовые дела, но и вопросы престолонаследия.
По причине того, что в парламент стали приниматься новые сословия, он разделился на две палаты: лордов и общин. В Палате лордов было представлено высшее духовенство и феодалы. Их называли пэрами. Членство в Палате лордов было пожизненным и передавалось по наследству. Представители в Палату общин избирались от каждого графства страны в заранее предусмотренном количестве. Вначале избранными могли быть в основном мелкие рыцари, но затем в доступ парламент получили и представители зарождающейся буржуазии.
С приходом к власти династии Тюдоров королевская власть в Англии значительно укрепилась, а это означало ослабление влияния парламента на государственные дела. Монарх был настолько силен, что мог в единоличном порядке принимать практически все решения. Парламенту отводилась в основном совещательная функция. Но вместе с тем король не спешил отнимать те привилегии, которые получил парламент в предыдущие века. В своих действиях он опирался на Палату общин против ослабевшей аристократии. Наступила пора абсолютизма.
Но, как показала история, это ослабление роли парламента было временным.
Усиление
После прекращения династии Тюдоров и восшествия на престол Стюартов роль парламента в стране значительно возросла.
В 1640 году Карлом, которому нужны были деньги для восстановления контроля над Шотландией, поднявшей мятеж, был созван так называемый Длинный парламент. Было принято решение, которое заключалось в том, что данный орган не может быть распущен королем или другим лицом. Роспуск был возможен только с согласия самих парламентариев. Ими же была упразднена Палата лордов.
Король вступил в открытую конфронтацию с представителями парламента, которая в конце концов вылилась в Гражданскую войну. В ходе этого противостояния Карл потерпел поражение и был казнен.
В Англии провозгласили республику, а один из лидеров революции, Оливер Кромвель, который фактически стал диктатором, распустил парламент в 1653 году, но уже в следующем году был вынужден созвать новый. Впрочем, это не разрешило внутренних противоречий нового строя, и Кромвель ещё несколько раз распускал и созывал данный орган.
В 1660 году, после смерти Кромвеля, произошла Реставрация Стюартов. Тогда же была снова возобновлена работа Палаты лордов.
Установление парламентской монархии
Тем временем назрело новое противостояние короля из династии Стюартов и парламента. Оно было вызвано желанием короля накладывать вето на решения законодательного органа. Это противостояние вылилось в так называемую Славную революцию.
В 1688 году династия Стюартов была вновь смещена, а королем стал Вильгельм Оранский, женившийся на дочери предыдущего правителя. Уже через год был издан Билль о правах, который существенно расширял полномочия парламента. Именно от него ведет отсчет парламентская монархия в Англии. Теперь король не мог ограничивать действия законов, принятых этим законодательным органом страны.
В 1707 году произошло окончательное объединение Англии и Шотландии в государство под названием Великобритания, что привело к созданию общего парламента. К середине XVIII века роль короля в управлении государством была сведена к минимуму, что говорило о том, что парламентская монархия полностью сформировалась. Практически в неизменном виде она существует в Великобритании до нашего времени.
Современный этап парламентаризма
В настоящее время парламентская монархия в Великобритании является своеобразным эталоном данной формы власти. Королева в этой стране практически не вмешивается в политику, а государством управляет двухпалатный парламент, состоящий из Палаты лордов и Палаты общин.
Право находиться в Палате лордов передается по наследству, но роль этой части парламента в управлении государством в настоящее время существенно ограничена.
Депутаты в Палату общин избираются всенародным демократическим голосованием. Именно победившая на выборах партия получает право формировать правительство страны.
Парламентская монархия в других странах мира
Формирование парламентских монархий в других странах мира имело свои нюансы.
Предтечей современного парламента во Франции стали Генеральные штаты, впервые созванные королем в 1302 году. В 1791-м, после буржуазной революции, предпринята попытка создания конституционной парламентской монархии, но она потерпела крах. Было ещё несколько более успешных попыток идти данным путем развития, но в конце концов народ Франции выбрал республиканскую форму правления.
Но далеко не всегда установление парламентской монархии было следствием войны или революции. Вполне бескровно парламентаризм сменил абсолютизм в Швеции, Дании, Норвегии и во многих других странах мира.
Значение парламентской монархии
Парламентская монархия является своеобразным компромиссом между веками существующими традициями и демократической формой развития. Вернее, данная форма правления помогает объединить эти, казалось бы, несовместимые вещи в одно целое. Монарх продолжает царствовать, но основными процессами в государстве управляет демократически избранное правительство.
Именно это объясняет тот факт, что парламентская монархия как форма правления не теряет свою актуальность даже в наши дни.
Читайте также: