В каких случаях ограничения прав граждан связанные с паспортами правомерны а в каких случаях нет

Обновлено: 16.05.2024

Гражданин СССР Фельдман в 1995 году уехал с семьей из Свердловска на постоянное место жительства в Израиль. В 2010 году сын Фельдмана Борис, которому исполнилось 19 лет, решил вернуться в Россию.

В каком порядке он сможет получить гражданство РФ?

Задача 9.

Проживающий в Омске гражданин РФ Шейман приобрел гражданство Израиля. В октябре 2011 года он получил повестку, обязывающую его явиться для прохождения воинской обязанности в ВС РФ. Однако в ноябре 2011 года посольство Израиля направило ему аналогичное требование – выполнить воинский долг в государстве Израиль.

Правомерно ли требование российского государства, и как следует поступить Шейману, если известно, что РФ и Израиль еще не подписали Соглашения о двойном гражданстве?

Задача 10.

Осужденный за разбой Барбакадзе (гражданин РФ) отбывал наказание в колонии строгого режима в городе Саратове. Он обратился с просьбой о выходе из российского гражданства и приеме его в гражданство Грузии.

Каким образом должно быть рассмотрено заявление Барбакадзе?

Задача 11.

Гражданин РФ Андреев, постоянно проживающий на территории Республики Адыгея, обратился с заявлением на имя Президента РФ о выходе из российского гражданства. Одновременно он подал заявление на имя Президента Адыгеи с просьбой о сохранении за ним республиканского гражданства.

Каким должен быть ответ Президента Адыгеи?

Задача 12.

Какой из принципов российского гражданства отражен в данной статье? Охарактеризуйте этот принцип.

Задача 13.


Законодательство многих государств содержит положение, запрещающее своим гражданам иметь двойное гражданство. Как вы думаете, какими причинами может быть обусловлен такой подход к решению вопроса двойного гражданства (назовите не менее трех причин)?

Задача 14

Гражданин одного из африканских государств, преследуемый за свои политические убеждения, обратился в Государственную Думу РФ с ходатайством о предоставлении ему политического убежища. Государственная Дума удовлетворила ходатайство.

Законно ли данное решение?

11 ноября 2009 года Уполномоченный по правам человека Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на бездействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по обеспечению контроля за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике. В жалобе он просил признать бездействие Центральной избирательной комиссии РФ по обеспечению законности при подготовке и проведении выборов в Чеченской Республике неправомерным и отменить решение органов государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики о проведении выборов в Чеченской Республике 19 декабря 2009 г. до устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению конституционных гарантий избирательных прав граждан.

В жалобе Уполномоченного также было указано, что подготовка и проведение каких бы то ни было выборов на территории Чеченской Республики грубо и в массовом порядке нарушает основные конституционные права граждан, действующее законодательство и Конституцию Российской Федерации, поскольку там существуют незаконные вооруженные формирования, отсутствуют постоянно действующие легитимные органы власти и местного самоуправления, в ряде мест существует комендантский час, действуют иные ограничения прав и свобод граждан, что делает невозможным соблюдение необходимых условий для свободного волеизъявления граждан и осуществление ими своих избирательных прав. Центральная избирательная комиссия, вопреки требованиям Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", не реагирует на имеющиеся грубые нарушения избирательных прав граждан Чеченской Республики, что делает сами выборы в данной республике незаконными.

Какое решение должен вынести суд? Какие права подлежат ограничению? Какие меры могут предприниматься по ограничению прав граждан, в каких целях и какими правовыми средствами? В чем специфика права, гарантированного российским гражданам статьей 32 Конституции РФ?

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда в принятии заявления было отказано. Отказ в принятии заявления судья мотивировала тем, что в суд могут быть обжалованы акты администрации Санкт-Петербурга, а не отсутствие таковых, поэтому и требование о возмещении морального вреда не подлежит рассмотрению в суде.

Правильно ли решение суда?

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащейся в постановлении законодательного органа власти субъекта Российской Федерации нормы, предусматривающей указание во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" паспорт гражданина Российской Федерации является документом, подтверждающим гражданство Российской Федерации. Вопросы гражданства в Российской Федерации согласно п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Представитель Законодательного Собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обеспечения конституционного права граждан этого субъекта Российской Федерации.

Какое решение должен принять суд?

Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в головных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин – такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со статьей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к гражданству РФ и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные правила Конституции не противоречат.

Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, например, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточного основания считать, что конституционные права мусульманок нарушены.

Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет?

Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация. По поручению Президента РФ Правовым управлением Администрации Президента была проведена правовая экспертиза программы и дано заключение, что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности, право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации.

Оцените доводы, приведенные в заключении.

24 октября 2012 года, во время захвата заложников группой чеченских боевиков в помещении театрального центра на Дубровке в Москве, один из террористов позвонил на радио “Эхо Москвы”. Его диалог с журналистами радиостанции был передан в эфир. В связи с этим против журналистов было возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей пособничество террористам, так как преступникам фактически была предоставлена возможность обращения к широкой публике.

Каково содержание действующего законодательства о противодействии экстремистской деятельности? Правомерно ли в данном случае ограничение свободы слова и средств массовой иформации?
Критерии оценки:

5. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА

Практическое занятие:

Цель:проанализировать конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Суд в России - орган государственной власти осуществляющий правосудие, посредством рассмотрения дел различных категорий, основной орган по защите прав и свобод гражданина в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина. И то, что каждый гражданин не может быть лишен права на судебную защиту рассмотрение его дела судом, и тем судьей к подсудности которого разрешение такого дела отнесено законом.

Законами России регулируется различные формы судопроизводства, в зависимости от обстоятельств разрешение которых требует обращение к суду.

Суд – государственный орган который разрешает споры, толкует и применяет закон, назначает наказание и освобождает от него, устанавливает факты, таким образом, судебными актами разрешается судьба людей.

Нужно отметить, что право на судебную защиту не подлежит ограничению, более того государство должно обеспечить доступ к правосудию, учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Суд особая форма организации государственной власти, к которой обращаются за защитой и реализацией прав, тогда, когда иным путем реализовать право предоставленное гражданину страны не представляется возможны в силу различных обстоятельств.

В виду особой роли отводимой Российскому суду, государство предоставляет гарантии независимости самостоятельности неприкосновенности лицам, осуществляющим правосудие в России. Финансирование судебной системы осуществляется только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом.

Кроме, федеральных, конституционных законов, регулирующих статус судьи и организацию судебной власти, существует кодекс судейской этики, который распространяется на каждого судью, в том числе на тех, кто в отставке. В нем содержаться высокие требования, направленные на обеспечение статуса судьи:

Следовать высоким стандартам морали и нравственности, быть честным, в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить совей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и причинить ущерб и репутации судьи.

Судья не должен совершать каких-либо действий, либо давать повод другим лицам совершать такие действия, которые позволяли бы сделать вывод об оказании влияния на осуществление судьей его полномочий и усомниться в независимости и беспристрастности судьи.

Существуют и ограничения.

Так судья не должен участвовать в политической деятельности. Не должен состоять, возглавлять или иметь должность в политической организации, публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность, участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату.

Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

Как мы знаем, формулировки, записываемые в конституции и других законах, могут искажаться, применятся по своему усмотрению и желанию, от того посмотрим, как же обстоит дело фактически.

Почти каждый юрист осуществляющий защиту прав в граждан на профессиональной основе прибегал к судебной защите прав своего доверителя, сталкивался с механизмом рассмотрения дел судебными органами, с порядком и условиями работы при которых осуществляется правосудие.

В зависимости о категории дел, правосудие и условия в которых оно производится сильно отличается. От организации бытовых условий посещения и пребывания в суде до процессуального оформления и исполнения решений суда.

В настоящее время правосудие в России, носит ограниченных характер в связи с принятыми самим судом решениями. Если коротко, то обоснование такого решения это опасность для жизни и здоровья граждан в связи с эпидемией.

Российский суд утратил гласность – один из основных принципов правосудия. Но, погружение в неэффективность и усложнение механизмов судебной защиты прав граждан происходило постепенно.

Ограничение на доступ к правосудию осуществлялось и ранее, но не для каждого заметными и ощутимыми. Меры были экономические, бюрократические и т.д.

2014 год - повышение государственных пошлин необходимых для обращения к суду, Федеральным Законом от 21.07.2014 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса РФ, повысилась стоимость правосудия.

2018 год, - возложение самостоятельной обязанности по направлению копии документов по делу на гражданина и за его счет (при обращении в суд, или подачи жалоб), введение требований для представителей по гражданским делам, кроме мировых и районных судов установлена федеральным законом № 451 от 28.11.2018 года.

Уже не говорю, о территориальной организации кассационных судов общей юрисдикции.

2020 год, - постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации Президиумом Совета судей в Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 808, впервые принято беспрецедентное решение, которое не согласуется с конституцией и нарушает десятки законов России.

Решение, которым судьи ограничили работу судебной системы, основывается на положениях п. 8 ч. 1 ст. 7 ФКЗ-3 "О Верховном Суде Российской Федерации", ст. 12 Регламента Совета судей Российской Федерации, при этом ни в Федеральном Конституционном суде, ни в Федеральном законе об органах судейского сообщества в Российской Федерации, нет прямого полномочия ограничивать работу суда, конкретного судьи или судебной системы, поскольку каждый судья обладает неприкосновенностью, несменяемостью, независимостью.

ФКЗ-7, предусматривает возможность осуществления иных полномочий, отнесенные к ведению совета судей федеральными законами.

Стало быть, судьи суда, возложили на себя полномочия по остановлению работы судебной системы, содержание текста самого постановления напоминает приказ к подчиненным.

Аналогичное постановление, но уже с рекомендациями по ведению определенной формы правосудия, возможной самостоятельности суда, а значит конкретного судьи, принято 8 апреля 2020 года, в которое добавлен указ президента от 2 апреля 2020 года № 239. Судебная власть потеряла свою независимость от исполнительной власти ст. 10 и 120 Конституции России. Постановление от 29 апреля 2020 года № 822, также содержит ограничения судопроизводства России.

21 апреля 2020 года, а затем 30 апреля 2021 года, Верховный суд обдумав ситуацию дает указания в форме рекомендаций, для формирования практики по несвоевременному осуществлению правосудия в новом формате, а не дает разъяснения вопросов, вытекающих из практики применения.

Как мы видим, 13 октября 2020 года, судебная система ограничивает свою работу уже посредством, письма из судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, с рекомендациями и мерами по соблюдению некоторых правил, уже сформированных.

Все это время суд в вялотекущем режиме с нарушением разумных сроков судопроизводства осуществлял рассмотрение некоторых дел с существенным нарушением разумных сроков судопроизводства.

И вот уже в октябре 2021 года, Верховный суд ограничился письмом, которым сослался на ранее утвержденный обзор, с рекомендациями для судебной системы приспособившейся к ограниченному правосудию.

Подобные решения умаляют авторитет судебной власти, ограничивают и парализуют эффективность судебной системы.

Отдельные проблемы произвольного применения закона при проходе в здание суда, выдачи процессуальных документов, ожидание судебных заседание в коридорах здания свидетельствуют об отсутствии профессиональной организации судебной системы, умышленно или по неосторожности, но это создает серьезные сложности в механизме реализации права граждан на доступ к правосудию.

Отсутствие надлежащих, равных, бытовых условий, элементарных гардеробов и туалетов в зданиях некоторых храмах правосудия, порочит саму систему правосудия. Хамское и неуважительное отношение ее работников, а в некоторых случаях и самих представителей фемиды умаляет ее авторитет, унижает достоинство граждан в период пребывания в суде.

Все эти обстоятельства во многом происходят с молчаливого согласия граждан, профессиональных юристов и адвокатов, соглашающихся терпеливо ожидать судебного заседания в коридорах суда, становясь заложниками ситуации, свидетелями грубого ограничения права на правосудие.

Внутренняя система организации судебной системы, каждого судебного учреждения требует реформирования и надлежащей организации ее работы, повышение уровня заработной платы работникам суда, которые находятся в зависимом положении от возлагаемых на них обязанностей, вынуждены осуществлять переработку в условиях двойной нагрузки и постоянной нехватки сотрудников, как результат психологической напряженности вымещаемой на посетителях суда.

Сформировать собственное представление о Российском суде вы можете, посетив судебное учреждение вашего города. О чем рассказать в комментариях.

Тема № 10. Гражданство Российской Федерации

Задание 1.

Понятие и принципы гражданства

Задание 2.

1. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащуюся в постановлении законодательного органа власти субъекта Российской Федерации норму, предусматривающую во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности.

Представитель законодательного собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обес­печения конституционного права граждан этого субъекта Российской Федерации.

Какое решение должен принять суд?

Национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина, поэтому указание в паспорте сведений о национальности не может быть обязательным требованием к содержанию данного документа, но это не лишает граждан возможности определять и указывать свою национальность. Гражданство России является единым и не зависит от оснований его приобретения. Национальность в России не может служить причиной ни для расширения, ни для ограничения прав гражданина. Поэтому законодательный орган власти субъекта Российской Федерации имел право ввести норму, предусматривающую во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности. Это не противоречит основному закону страны – Конституции.

2. Иностранная гражданка В., имеющая нетрудоспособную мать - гражданку РФ и проживавшая в течение 2,5 лет на территории Санкт-Петербурга, 18 августа 2002 года обратилась в паспортно-визовую службу с заявлением о приеме её в гражданство РФ в упрощенном порядке. Ей было отказано в приеме заявления на том основании, что она
должна обратиться в паспортный стол по месту жительства её родителей и не ранее истечения 4-х летнего срока проживания в РФ, поскольку срок постоянного проживания может сокращаться органами внутренних дел максимум на 1 год.

Можно ли обжаловать отказ в приеме заявления и если да, то по ка­ким основаниям?

Решение обжаловать можно. Заявление должны были в любом случае принять, а отказ возможен только при существенном нарушении требований.

Для упрощенного получение (оформления) гражданства РФ (России) иностранному гражданину потребуются: вид на жительство, паспорт состоящего в гражданстве РФ нетрудоспособного родителя,

А также документы, которые подтверждают: существование законного источника средств к существованию, владение русским языком, свидетельство о рождении заявителя, нетрудоспособность родителя, состоящего в гражданстве РФ, просьбу заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

В упрощенном порядке все вопросы, связанные с принятием в Российское гражданство или с выходом из него, решаются соответствующим территориальным или федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции надзора и контроля миграции.

В упрощенном порядке заявления о получении Российского гражданства или о выходе из него рассматриваются в продолжение шести месяцев. Срок рассмотрения документов и заявления отсчитывается со дня их подачи. Заявление и пакет документов должны быть оформлены надлежащим образом.

Итоговое решение по вопросам гражданства России оформляется в письменной форме, при этом обязательно указываются основания принятия того или иного решения.

3. Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное
разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа
МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в го­ловных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит
свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин - такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со стать­ей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к граж­данству РФ и документа учета постоянного места жительства, преду­смотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные пра­вила Конституции не противоречат. Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, на­пример, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточ­ного основания считать, что конституционные права мусульманок на­рушены. Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет?

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, но только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (ст. 10) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Паспортно - регистрационная система едина для всей страны. Ее действие направлено на упорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на укрепление государственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения и раскрытия преступлений. В основном требования паспортной системы относятся к тому, чтобы паспорт гражданина соответствовал действительной ситуации: 1) фотография: по ней должна быть узнаваема личность гражданина (возраст, четкие черты лица). 2) фамилия, имя, отчество – должен меняться с учетом изменений

3) место жительства или место пребывания.

Задание 3.

Имеют ли право иностранные граждане на доступ к государственной службе в Российской Федерации?

Иностранные граждане в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ст. 12 не могутбыть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Согласно ст. 14 этого федерального законаИностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

В каких случаях изъятие паспорта законно

Таковых случаев в законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько:

  • Паспорт был выдан с нарушениями процедуры или действующего законодательства РФ
  • Лицо, у которого изымают паспорт, в уголовном розыске, принадлежит заключенному или осужденному на реальное лишение свободы
  • Лицо является подозреваемым или обвиняемым
  • Уклонение к исполнению судебного решения
  • Лишение гражданства
  • При прохождении срочной службы в рядах вооруженных сил
  • Паспорт поддельный

Это практически полный спектр причин, по которым у гражданина могут изъять его действующий паспорт.

Зачастую, это случаи связанные с неисполнением судебных решений или в подозрении свершения преступления . Остальные ситуации более редки и относятся уже к частным случаям.

Изъять ваш паспорт могут сотрудники полиции (следственный комитет и ОВД), только в случае, если вы подозреваетесь в свершении преступления . Точно при таких же обстоятельствах вас и имею право задержать.

Но только при составлении соответствующего протокола (В котором должны курировать основания) и ознакомлении с делом , по которому вы проходите как подозреваемый .

При любых других обстоятельствах, никто не имеет право забирать ваш паспорт под каким-либо предлогом . Даже сотрудники полиции.

Кто имеет право изымать паспорт

Забрать ваш паспорт могут только:

  • Суд, СК и ОВД
  • ФМС
  • Пограничники и таможенники
  • Дипломатические представительства и консульство страны

На каждое такое решение должно быть соответствующее законное обоснование (перечень которых был указан выше).

Вас должны официально уведомить о причине забора документа и выдать соответствующее постановление , в котором будет указана причина и дата изъятия документа.

Так же, в некоторых случаях, гражданину выдается временный документ удостоверения личности (когда его свобода на передвижение не запрещена).

Незаконные случаи изъятия документа удостоверяющего личность гражданина

Рассмотрим несколько случаев, в которых данное событие незаконно. В случае с сотрудником полиции и представителей власти, а так же в других моментах.

Изъятие документа сотрудником полиции и органами исполнительной власти

Если вас остановил сотрудник полиции для " проверки документов ", он должен полностью представиться, показать свое служебное удостоверение и озвучить причину остановки и аргументировать требование предъявление паспорта.

Рядовая " проверка документов " сама по себе не является весомой причиной для остановки гражданина. Сотрудник полиции имеет право требовать паспорт только в случае, если вы попадаете под ориентировку разыскиваемого лица.

Фактически, даже на проверку вашей личности , у сотрудника полиции должны быть законные основания , а в его случае это может быть только: подозрение в свершении правонарушения или схожесть с ориентировкой преступника ( Закон "О полиции" статья 13, пункт 1, часть 2 ).

В обоих случаях должен быть документ, в котором вы попадаете под описание нарушителя. Иначе, данное требование - незаконно.

И даже в таком случае, сотрудник полиции не имеет право изымать у вас паспорт на месте лично . Он только может доставить вас в отдел, где могут свершить данную процедуру со всеми актами и с законными обоснованиями.

В таком случае, сотрудник совершает административное правонарушение , регулируемое статьей 19.17 частью 1 КоАП РФ - штраф от 100 до 300 рублей.

Изъятие паспорта другим лицом, не являющимся законным представителем органов власти

Если в случае с полицией могут быть законные основания для изъятия документа удостоверяющего личность гражданина на территории РФ и самое худшее что ему будет за нарушение - штраф, то в любом другом случае это уже уголовное преступление .

Никто не имеет законных прав (кроме органов власти), изымать паспорт гражданина ни под каким основанием или предлогом . Никто.

Ни родители, ни военкомат (пока вы не начали службу), ни охранники заведения, ни работодатель - никто. Это незаконно .

В таком случае нужно идти в отделение полиции и писать заявление, что ваш паспорт был задержан посторонним лицом без вашего разрешения. Даже удержание паспорта без вашего согласия - уже повод для обращения с заявлением в полицию.

Вывод

Будем реалистами, если вы не совершали никаких преступлений, не стоит " бодаться " с сотрудником полиции о предъявлении документа. В самом худшем случае, он получит штраф до 300 рублей, а проблем это может создать куда больше (принудительное доставление в отдел).

А вот в случаях в забором документа другими лицами, нужно предпринимать меры. Мало ли, зачем им ваш документ? Да и законных прав на его удержание они не имеют.

Если ситуация выходит из под контроля, не бойтесь обращаться в полицию и к правозащитным организациям . Огласки, такие граждане, бояться больше всего.

Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.

какие ограничения прав и свобод граждан существуют

Как свидетельствует современная правозащитная практика, вопрос о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, является одним из наиболее актуальных сегодня. В качестве одного из подтверждающих фактов этого может выступать ситуация, которая сложилась по поводу принятия законопроекта о пикетированиях, шествиях, митингах, демонстрациях. Вместе с этим в специализированных изданиях данному вопросу уделяется недостаточно внимания. Рассмотрим далее, какие ограничения прав и свобод граждан существуют.

Общее определение

В разных источниках встречается различная трактовка ограничения прав и свобод личности. Множественность подходов к определению обуславливается тем, что наряду с ним в юридическом языке существуют и иные понятия, косвенно либо прямо отражающие данное явление. Так, например, в Европейской конвенции применяется два термина: отступление от обязательств по Конвенции и ограничение прав и свобод человека. Эксперты, учитывая все имеющиеся мнения, предлагают общее определение. Таким образом, ограничение конституционных прав и свобод представляет собой предусмотренное законодательными нормами уменьшение числа вариантов юридически допустимого поведения посредством установления разных пределов или полного запрета.

Основные признаки

Юридически допустимые ограничения характеризуются следующим:

  1. Они представляют собой определенные фактические и юридические последствия. Они, в свою очередь, проявляются в качестве неблагоприятных условий для реализации интересов субъектов, чьи свободы и права ограничиваются при одновременном удовлетворении аналогичных потребностей стороны, заинтересованной в ущемлении.
  2. Правое уменьшение возможностей имеет пределы, установленные законодательными нормами. Эти границы обладают субъектным (по кругу лиц), временным и пространственным (территориальным) характером.
  3. Законные ограничения прав и свобод устанавливаются только уполномоченными на это институтами в определенном порядке и форме для достижения тех или иных целей.
  4. Уменьшение тех или иных возможностей субъекта обеспечивается мерами госпринуждения, предусмотренными нормами для нарушителей предписаний.

ограничения прав и свобод

Основания

Законные ограничения прав и свобод должны быть обоснованы. К основаниям следует отнести:

  1. Необходимость обеспечить защиту и охрану государственной, национальной безопасности, обороны страны. Если говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют в данном случае, то примером может быть объявление чрезвычайного или военного положения в стране. В этом случае устанавливается особый режим перемещения людей в дневное и ночное время, устанавливаются особые графики работ, трудящиеся переводятся на оборонное производство и так далее.
  2. Охрану порядка и безопасности в обществе. Примером в данном случае может выступать принятый закон "О тишине".
  3. Охрану и защиту морали, общего благосостояния, свобод и прав прочих граждан, нравственности, здоровья. Здесь примером может быть закон, запрещающий курить в общественных местах.

ограничения прав и свобод личности

Неправовые средства ограничения

К ним могут относиться силовые (террористические) методы. Примером могут служить массовые аресты и содержание в СИЗО лиц с Кавказа, в связи со взрывами в Москве в сентябре 1999 года. Кроме этого, неправовые средства имеют юридические формы. Но цель, для которой они применяются, как и их содержание, фактически оказываются незаконными. Если в данном случае говорить о том, какие ограничения прав и свобод граждан существуют, то можно сослаться на Основной Закон. В частности, в ст. 25 говорится о том, что никто не может проникнуть в жилище людей против их воли, кроме как в случаях, установленных законодательством. В этом случае имеет место коллизия между конституционным правом на неприкосновенность дома и формальным допущением произвола в вопросе ограничения.

Защита интересов в условиях экономической деятельности

Решениями КС РФ предусматривается предупреждение ограничений на:

  • Использование своего имущества и способностей для коммерческой и прочей экономической деятельности, не запрещенной законом.
  • Наследование, полное возмещение вреда.
  • Частную собственность при вкладах в банки или приватизации, установлении акцизов, сборов, пошлин, налогов, при конфискации имущества.
  • Жилье и связанных с ним гражданских прав.

ограничение прав и свобод человека

Обеспечение защиты личности

Индивидуальные неимущественные свободы и права считаются предметом пристального внимания Конституционного Суда. По определенным делам КС были приняты решения, направленные на отмену законов, умаляющих либо нарушающих их. В частности постановления защищают права и свободы на:

  • Жизнь.
  • Личную неприкосновенность. Согласно решениям, человека нельзя лишить свободы, заключив его под стражу по произволу представителей органов власти.
  • Честь и доброе имя.
  • Передвижение и выбор места проживания, выезда за пределы государства, кроме случаев, при которых имеются конституционные, законные основания для запрета.

Политические интересы

Ряд постановлений КС направлены и на их защиту. Согласно решениям, не могут быть ограничены права граждан на:

  1. Участие в управлении государственными делами.
  2. Объединение.
  3. Гражданство.
  4. Участие в территориальном самоуправлении.
  5. Свободу слова и мысли.

ограничение конституционных прав и свобод

В заключение

Закон может устанавливать те или иные ограничения для реализации прав граждан, но в рамках конституционных норм. В противном случае такие действия признаются неприемлемыми. Конституционный Суд, рассматривая дела, связанные с оценкой правомерных ограничений, сформулировал дополнительные предписания. Соблюдение этих требований обязательно для законотворцев. В частности КС разъясняет, что:

Читайте также: