В каких случаях исповедь недействительна

Обновлено: 16.05.2024

Нужно ли говорить на исповеди о дурных мыслях?

Как часто нужно ходить на исповедь?

Можно ли причащаться без исповеди?

Боюсь идти на исповедь, что делать?

Сервисы для исповеди онлайн

Приблизительное время чтения: 20 мин.

Зачем нужна исповедь?

С точки зрения истории Церкви, первое предназначение исповеди — это примирение и воссоединение с Церковью отпадших от Бога — тех, кто от Него отрекся или совершил тяжкие смертные грехи, такие, например, как убийство, блуд, воровство. Но почему же мы говорим лишь о столь радикальных проступках? А потому, что в ранней Церкви от грубых грехов христиане всеми силами воздерживались, а в мелких, повседневных, возможно, каялись сразу же, не дожидаясь исповеди. То есть жизнь большинства христиан до поры до времени выстраивалась так, что необходимость в отдельной исповеди как регулярном таинстве не возникала: раз стал христианином, то во всем следуешь за Христом, не делаешь того, что могло бы поводом для исповеди стать.

Но в период гонений на христиан, во время правления римского императора Деция (249-251 годы), многие христиане убоялись мучений и произошло массовое отступление от веры. Когда гонения прекратились, встал вопрос: что делать с теми, кто испугался, не выдержал и отрекся от Христа?

Со временем для верующих становилась все более очевидной необходимость прибегать к исповеди — не только в случае совершения каких-то особо тяжких грехов, но постоянно.

Какая бывает исповедь?

Исповедь — таинство — всегда имеет один смысл: покаяние в грехах. Но иногда она может иметь несколько разные формы: в зависимости от внешних и личных обстоятельств. Мы

Что такое общая исповедь?

Во время общей исповеди человек не называет сам свои грехи, за него это делает священник. Чтобы детальнее ответить на вопрос, что такое общая исповедь, я опишу процесс — как происходит это Таинство. А выглядит это примерно так.

Общая исповедь часто практиковалась на исходе советской эпохи, когда произошел резкий наплыв людей в храмы и священники физически не успевали исповедовать каждого желающего. Однако эта практика справедливо критиковалась, и сегодня общая исповедь проходит только в редких случаях.

Что такое генеральная исповедь?

Генеральная исповедь — это исповедь во всех грехах, совершенных человеком за жизнь, от самого детства до настоящего дня. К такой исповеди специально готовятся, заранее, договариваются со священником и приходят в такое время, когда у них обоих будет достаточно времени и ничто не будет отвлекать или торопить.

  • Перед крещением в осознанном возрасте. Отмечу, что эта исповедь таинством не является, потому что священник не читает разрешительную молитву — грехи прощаются в самом таинстве Крещения. То есть человек кается, священник выслушивает его, после этого человек принимает крещение, во время которого он и получает прощение своих грехов.
  • В ситуации, когда человек был крещен в детстве, но ни разу не исповедовался. Но даже в этом случае не обязательно делать свою первую исповедь генеральной. Можно начать с того, что лежит у вас на совести, а затем, постепенно начиная входить в церковную жизнь, больше читая и узнавая, приблизиться к исповеди более глубокой.
  • Во время тяжелой болезни, на смертном одре. Если человек долго не исповедовался, то перед смертью, готовясь к встрече с Богом, он в прямом смысле слова подводит итог своей жизни, вспоминая все грехи от детства до настоящего момента. Но, опять-таки: если человек регулярно исповедовался до этого, я не вижу смысла в генеральной исповеди перед смертью.

В последний раз мне довелось принимать генеральную исповедь родителей, у которых серьезнейшим образом пострадал малолетний ребенок. Они чувствовали свою вину и восприняли горе как призыв не просто поисповедоваться, а как бы поднять из самой глубины души то, что лежит там давно, и очиститься, принеся покаяние.

Что такое частная исповедь?

Личная исповедь — это исповедь индивидуальная, когда человек подходит к священнику и кается — неважно, по бумажке ли, по памяти, просто по порыву совести. Он открывает священнику свою душу и просит у Бога прощения в грехах. Таинство исповеди, как бы внешне оно ни выглядело, всегда происходит в присутствии троих: кающегося, Бога и священника, который свидетельствует перед Богом о покаянии пришедшего на исповедь человека.

А вот духовную беседу от исповеди нужно отличать. Беседа может предварять исповедь, но сама по себе она не является таинством.

С просьбой о беседе к священнику можно обратиться, если вас мучают какие-то сомнения, вопросы, вы не понимаете, в чем конкретно каяться в определенной ситуации, у вас не получается бороться с грехом или вам нужен пастырский совет.

Исповедь перед венчанием

Венчание — это таинство, а любое церковное таинство, будь то Крещение, Покаяние, Соборование, восполняется, то есть доводится до полноты Причащением Святых Христовых Тайн. А перед причастием, как мы знаем, необходимо исповедоваться — принести покаяние в совершенных грехах, чтобы принять Тело и Кровь Христовы с чистой душой.

Когда венчаются церковные люди, которые регулярно исповедуются и причащаются, никакой специальной исповеди перед венчанием не нужно. Но венчаются и те, кто ходит в храм редко, редко исповедуется и причащается. В таком случае настоятельно рекомендуется перед тем, как венчаться, все-таки прийти на исповедь и покаяться. Дело не в том, что перед венчанием надо каяться в каких-то специфических грехах: исповедь перед венчанием ничем не отличается от любой другой исповеди. Хотя, если свадьбе предшествовал блуд, в этом надо покаяться особенно.

Если венчание проходит в день торжественной свадьбы, то не вполне удобно в этот же день исповедоваться и причащаться, и тогда сделать это можно накануне или за несколько дней до насыщенной программы. Если же свадебной суматохи нет, то можно прийти в день венчания на утреннюю службу, исповедаться, причаститься, а после службы обвенчаться.

Исповедь перед смертью

Перед смертью человек особо переживает свою неготовность предстать перед Богом, так что его покаяние может отличаться особой глубиной — для этого и нужна исповедь перед смертью.

Все мы стремимся к тому, чтобы быть удостоенными исповеди и причастия перед смертью, но сподобиться этого удается не каждому. Чаще всего истории о том, как человек исповедовался, причастился и отошел ко Господу, мы можем встретить в житиях святых. Возможность покаяния перед смертью — это знак особой милости Божией.

Именно поэтому в Церкви нас призывают исповедоваться как можно чаще, стремиться работать над собой на протяжении всей жизни, чтобы приблизиться ко Христу и быть готовым отойти в Царство Божие в любой момент.

А для верующего человека, который находится на смертном одре или болеет смертельной болезнью, совершенно естественно пригласить священника для исповеди, соборования и причастия.

Как подготовиться к исповеди?

Первый шаг — увидеть свой грех. Осознать греховность поступка, почувствовать укор совести. С этой ступени и начинается подготовка к исповеди — именно факт того, что вы согрешили, и приводит вас на нее.

Второй шаг — понять, насколько грех ужасен, страшен, губителен для вас. Кто-то в полной мере ощущает это уже во время исповедания грехов в храме. Но искреннее чувство сожаления о содеянном может настигнуть вас и раньше, в любой момент, в любой ситуации. Вы можете заплакать о своем грехе, гуляя по лесу, ухаживая за больными, находясь в метро или в храме на службе. И тогда на самой исповеди вы уже констатируете свое раскаяние.

Третий шаг — назвать грех, озвучить, вынести его из своей души, то есть исповедоваться. Для чего это нужно? В Евангелии есть замечательные слова: если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф 6:23). Когда мы выносим грех из своей души на свет Божий, то перед нами он предстает совершенно в другом виде. Мы начинаем видеть нюансы: осознаем тяжесть греха, или, наоборот, понимаем, что то, что мы считали грехом, не является им.

Озвучить грех надо на исповеди, в присутствии священника как друга, которому дана власть отпускать грехи. Священник становится свидетелем вашего покаяния, а затем прочитывает разрешительную молитву — как знак того, что Бог вас простил.

Если вы очень волнуетесь перед исповедью, боитесь забыть все, о чем хотите сказать, — запишите свои грехи. Идти на исповедь всегда страшно, так что я уверен: исповедь — это единственное место, где можно пользоваться такими письменными шпаргалками. Зачитайте грехи с бумажки или подсмотрите в нее в конце исповеди, чтобы убедиться, что вы ничего не забыли. Богу не так важно, прочитаете вы свои грехи или назовете по памяти — Ему важно, чтобы вы это сделали искренне.

Четвертый шаг — получить прощение. Вы должны почувствовать это прощение, понять, что прощение настигло вас. Это момент крайне важен, потому что Иуда, например, смог пройти только первые три ступени, но не дошел до четвертой. Он не поверил, что Бог его может простить. А мы, приходя на исповедь, должны помнить о любви и милости Божьей, о том, что Господь прощает искренне кающегося человека, который намерен изменить свою жизнь.

Молитвы перед исповедью

Перед исповедью читать какие-то определенные молитвы не предлагается. Да, будет прекрасно, если вы прочтете покаянный канон, но это не обязательно.

Нужно ли поститься перед исповедью?

Поститься перед исповедью не нужно, и никакой другой специальной подготовки именно перед исповедью тоже не требуется.

Поститься необходимо перед причащением, а поскольку причащение в русской церковной традиции предваряется исповедью, чаще всего пост перед причащением просто совпадает со временем совершения исповеди. Но, повторю, от этого условием самой исповеди пост не становится.

Как начать исповедь?

Подойти к незнакомому человеку и открыть ему душу очень непросто из-за волнения, поэтому люди часто теряются и не знают, как начать исповедь. У меня есть несколько простых советов.

Второе — встаньте так, чтоб вас было слышно священнику. Если батюшка сильно ниже вас ростом или он немощен и поэтому сидит — встаньте на колени (но только если вы сами в состоянии физически это сделать). В других случаях вставать на колени на исповеди не обязательно. На колени лучше вставать перед причащением, когда священник выносит из алтаря чашу со Святыми Дарами, или перед теми людьми, против которых вы согрешили.

Самостоятельно же пересказывать обстоятельства ваших грехов не нужно. Это стоит сделать только в том случае, если вас мучает какой-то определенный грех и вам нужно обличить себя, проговорив детали ситуации.

Конечно, желательно, чтобы у человека был духовник, то есть постоянно исповедующий его священник. Когда вы будете ходить регулярно на исповедь к одному и тому же батюшке, у него сложится картина вашей духовной жизни и он сможет лучше помочь вам советом или наставлением.

Нужно ли говорить на исповеди о дурных мыслях?

Исповедование помыслов — это скорее удел монахов, которые ведут особую духовную жизнь. Постом и молитвой они борются с грехом уже на стадии его зарождения в мысли, отсекая возможность даже помыслить греховно. Мирянину, тем более человеку, который только воцерковляется, сделать это непросто, поэтому упражняться в исповедовании помыслов не советую.

Если вас мучают какие-то определенные греховные мысли, которые не дают вам покоя, расскажите об этом своему духовнику. Исповедовать помыслы первому встречному священнику не надо — в этом не будет смысла. Он не знает вас и не сможет дать вам конкретного совета.

Как часто нужно ходить на исповедь?

Исповедь — не повинность, которую мы должны отработать какое-то обязательное количество раз. Исповедь — это одно из семи таинств Церкви, которое помогает нам в главном деле каждого христианина — стремлении к Богу. Избавляя свою душу от грехов, мы освобождаем в ней место для Бога.

Так что исповедоваться можно всегда, когда этого просит душа, когда мы точно знаем, что нам есть, в чем раскаиваться. Если же вы чувствуете, что каяться вам не в чем — это тоже тревожный звоночек, и нужно тем более идти на исповедь и сообщать об этом вашему духовнику.

Регулярная исповедь учит нас быть внимательнее к себе, своему внутреннему миру, а как итог — к своей духовной жизни. В целом исповедоваться рекомендуется не реже одного раза в месяц. Если промежутки между исповедью будут больше, тяжелее будет вспомнить и перечислить грехи, тяжелее будет выстраивать духовную жизнь, следить за изменениями в ней и бороться с грехами.

Для примера, даже те, кто исповедуются еженедельно, имеют практику записывать в конце дня свои прегрешения, чтобы более осознанно подходить к исповеди.

Кроме того, в практике церковной жизни Русской Православной Церкви установилось правило: перед Причастием мы почти всегда исповедуемся (могут быть исключения, но их всегда надо обсуждать со священником, у которого вы обычно исповедуетесь). Соответственно, чем чаще вы причащаетесь, тем чаще исповедуетесь.

Можно ли причащаться без исповеди?

Почему же в Церкви появилась такая традиция обязательной исповеди перед причащением? Это связано с принципиальными изменениями, которые произошли в устройстве приходской жизни после того, как в перипетиях XX века люди потеряли возможность постоянно, на протяжении многих лет пребывать в одном приходе, окормляться у одного священника. Ведь раньше священник, как правило, хорошо знал каждого из прихожан, мог выработать личный подход к духовному руководству конкретного человека и в зависимости от его текущего духовного состояния позволить или не позволить в какой-то момент причащаться без исповеди. Однако такая практика стала со временем невозможна.

А также есть те самые исключительные случаи, когда человека по особому благословению священника могут причастить без исповеди:

  • Если умирает или тяжело болеет воцерковленный человек, и он физически не может исповедоваться
  • На Страстной седмице и в Пасху, если человек регулярно исповедовался на протяжении поста. В эти дни, по благословению священника, можно обойтись без подробной исповеди.
  • На Светлой Седмице для верных христиан есть возможность по благословению священника причащаться без исповеди, потому что исповедь — это обращение взгляда на себя, а в Пасху мы должны воспевать Христа, смотреть только в Его сторону

Конечно, нельзя регламентировать все сложные жизненные ситуации, поэтому в остальных случаях возможность причаститься без исповеди отельно оговаривается со священником, который по результатам беседы дает или не дает на это благословение.

Боюсь идти на исповедь, что делать?

Страх исповеди может быть обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, чувством стыда. Стыд — это замечательное чувство, свидетельствующее об остроте совести, в нем нет ничего плохого. Но чувство стыда не должно отвращать вас от исповеди. Поверьте, если священник служит хотя бы пять лет, удивить его вашим грехом невозможно — как бы грустно это ни звучало.

Люди боятся идти на исповедь, потому что думают, что священник (тем более тот, который уже их знает) будет идентифицировать названный грех с их личностью. Но этот страх тоже напрасен. Когда священник видит искренность исповеди человека, то этот человек сразу вырастает в его глазах — только сильный человек может признаться в своих согрешениях и покаяться.

А еще у священников есть уникальный дар блаженного забывания. Это действительно очень интересное состояние, когда ты помнишь человека, но совершенно не помнишь, в чем он исповедовался. Даже если священник имеет прекрасную память, то большинство грехов, исповеданных его духовными чадами, Господь стирает из его памяти.

Кроме того, скрывать грехи на исповеди от своего духовника — значит лукавить, обманывать его, что тоже является грехом. Ваш духовник, как ваш личный лечащий врач, должен знать всю историю болезни — от него не должно быть никаких секретов.

Во-вторых, боязнью осуждения. И этого вы тоже зря опасаетесь: священник не осудит вас, а, наоборот, порадуется, что вы каетесь в совершенном грехе, осознавая свои вину. Батюшка может быть строгим, но это не значит, что он гневается на вас, осуждает или презирает.

Если же вы наткнулись на эмоционального, несдержанного священника, который отругал вас, примите это со смирением, проявите кротость. И увидите, что вам воздастся за это. Помните, что не священник решает, кто войдет в Царствие Небесное. Да, священник будет свидетельствовать о Вашем покаянии, но не он является тем судьей, который будет судить вас на Страшном суде, — так что бояться надо не гнева священника, а гнева Божия.

В-третьих, страхом того, что священник наложит наказание — надолго отлучит от Причастия. Но по установлению Синода священник не имеет права отлучить человека от Причастия более чем на одну службу. На более долгий срок отлучить от Причастия может только правящий архиерей или епископ, если священник, которому вы исповедовались в каком-то тяжком грехе, обратится к нему по этому вопросу.

В-четвертых, убеждением, что священник вас не выслушает. Такое возможно только в том случае, если священник будет очень сильно ограничен во времени: например, в день большого церковного праздника, когда количество кающихся увеличивается в разы.

Исповедоваться лучше всего в будний день или в субботу, накануне воскресной службы. Если вы чувствуете, что ваша исповедь требует дополнительной беседы, лучше заранее договориться со священником о встрече и прийти к назначенному времени.

Сервисы для исповеди онлайн

В последнее время на просторах Интернета стали встречаться сервисы для исповеди онлайн. Я думаю, что сам факт создания такого сайта — это чье-то своеволие, которое не могло быть благословлено священноначалием. Уже поэтому исповедь на сервисах онлайн не несет ничего хорошего.

Более того, в такой исповеди нет никакого смысла. На исповеди всегда присутствуют трое: кающийся, священник и Бог, Которому вы и приносите покаяние. Прощение в грехах вы получаете, когда над вами священник, как свидетель вашего покаяния, читает разрешительную молитву. Это возможно, только когда есть факт личного присутствия, личного общения. А о каком личном общении может идти речь, когда вы обращаетесь к безликому сервису, даже если он обещает передать ваши признания некоему священнику?

В крайнем случае, как это было во время пандемии, вы можете позвонить священнику и принести покаяние по телефону или пригласить священника на дом для исповеди и причащения.

Исповедь и причастие (евхаристия, Господня Вечеря) – основные таинства Православной церкви, в которых полагается принимать участие всем верующим людям. Исповедание грехов чаще всего проводится в вечернее время, после воскресной церковной службы. Также этот обряд проходит в другие дни до начала утренней литургии. Причащение совершается по воскресеньям и в дни церковных праздников. Каждому христианину необходимо знать, когда эти священные обряды объединяются друг с другом, а в каких случаях они становятся самостоятельными ритуалами и могут осуществляться по отдельности.

чаша

Почему исповедь и причастие тесно взаимосвязаны

Суть исповеди заключается в осознании и принятии человеком своей греховности, духовного несовершенства. За ней следует раскаяние, которое должно быть искренним, помогать христианину в недопущении повторных ошибок.

Негативные деяния отпускаются через слова и действия священнослужителя, выступающего главным земным свидетелем этого таинства. Мирянин, который исповедовался и раскаялся в неправильных поступках:

  • очищает свою душу от зла;
  • становится ближе к Творцу;
  • получает надежду быть услышанным Господом и прощенным Им.

Причастие считается бескровным повторением жертвы Иисуса Христа, которую он принес, пребывая на земле в человеческом облике. Причащаясь, человек соединяется со Спасителем, возвышается духовно, получает защиту от темных сил. Православные священники утверждают, что христиане должны причащаться как можно чаще, начиная со дня крещения и до наступления физической смерти.

Исповедь и причастие имеют единую суть и общую цель, которой является прощение человеческих грехов и единение с Богом. Эти ритуалы обладают неразрывной духовной взаимосвязью, а также представляют собой важный обычай, устоявшийся на протяжении многовекового существования христианства.

Возможна ли исповедь без последующего причастия

Многие представители православной церкви приравнивают исповедь ко второму крещению, поскольку во время этого обряда происходит внутреннее обновление христианина. Человек приобретает духовные крылья, сбрасывает с себя тяжесть накопившихся грехов, дает обещание Господу начать новую, достойную жизнь.

В большинстве случаев за исповедью, которая может проводиться с семи лет, следует ритуал причастия. Очистившись и покаявшись в совершенных поступках или негативных помыслах, верующий может со спокойно душой принимать Святые Дары, то есть причащаться.

В то же время представители духовенства не исключают проведение исповедального ритуала в качестве самостоятельного обряда. Исповедь без причастия проводится в том случае, если человека беспокоят муки совести и он ощущает необходимость поскорее покаяться в совершенном проступке.

Чтобы покаяться в своих прегрешениях и получить прощение, мирянину можно посетить храм в любой из дней недели. При этом нужно предварительно согласовать время с батюшкой и провести правильную подготовку. Она подразумевает глубокий анализ своих деяний, примирение с окружающими, чтение покаянных канонов, изучение специальной литературы, помогающей лучше понять суть священного таинства.

таинство

Почему исповедь всегда проводится перед причастием

Ситуация с причащением обстоит несколько иначе, чем с покаянным обрядом. Исповедание грехов перед евхаристией является обязательным. Особенно важно исповедоваться с последующим причастием в большие церковные праздники и посты (на Пасху, Рождество, в Великий пост, в Светлую седмицу).

Священнослужители считают, что причастие без исповеди лишается своего глубокого смысла и большой силы. При отсутствии покаяния этот обряд скорее превращается в формальность, поэтому не способен принести верующему человеку духовные плоды.

Исповедавшись, христианин сможет:

  • очистить свои помыслы от всего, что неугодно Богу;
  • подготовиться духовно к участию в великом таинстве причащения.

После того как человек покаялся, священник принимает решение относительно того, сможет ли он теперь причаститься. После исповеди обязательно даются рекомендации, помогающие правильно подготовиться к ритуалу причащения. В течение нескольких дней (как правило, не более двух-трех), предшествующих обряду, потребуется усилить молитвенное правило и соблюдать пост. Это подразумевает отказ от употребления некоторых видов пищи (животной, острой, пряной) и от различных увеселений, ограничение в общении с окружающими и в супружеских отношениях, а также регулярное чтение специальных молитв и посещение церковных служб.

в храме

Существуют ли исключения, позволяющие причащаться без исповеди

Порядок проведения обряда причащения считается достаточно строгим, однако иногда допускается его послабление. Это возможно только в крайних случаях, при наличии у христианина уважительной причины.

Подходить к таинству причащения без исповедания и покаяния разрешается мирянам, которые:

  • принимают хлеб и вино, являющиеся символами тела и крови Спасителя, через небольшой временной промежуток после предыдущего таинства;
  • не успели исповедоваться в храме по объективной причине, однако попросили у Бога прощения за совершенные грехи во время усердной домашней молитвы;
  • за период, прошедший после предыдущей исповеди, вели правильный образ жизни и не совершили никаких негативных поступков.

Также существуют обстоятельства, которые не зависят от верующих. Например, если храм, который они посещают, небольшой и в нем служит только один священник. В таком случае у батюшки не всегда имеется возможность отпустить грехи перед причастием каждому мирянину. В подобных ситуациях проводится причащение без исповеди.

Если христианин собирается причащаться без предварительной исповеди, священник всегда должен знать об этом. При таких обстоятельствах нужно обязательно поставить служителя церкви в известность и согласовать с ним возможность проведения этого таинства без покаяния.

IMG_0026-1-1024x548.jpg

Так много уловок, штампов, предрассудков встает между человеком и Богом, особенно когда наступает необходимость в покаянии! Казалось бы, храмы всегда открыты, священники доступны, выбирай любой день и беги. Сокрушайся, накладывай пластырь на сочащуюся рану души. Но… что-то или кто-то постоянно мешает. Комплексы и страхи (а вдруг осудят – не поймут), горе от ума и завышенные требования к себе, к исповедникам, а бывает, и вовсе пустяковые обстоятельства, которые встают железным занавесом на пути к аналою с крестом и Евангелием. На вопросы конкретных людей о покаянии и исповеди отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки в Нижегородской области протоиерей Владимир Гофман.

В некоторых храмах практикуется общая исповедь. Батюшка перечисляет грехи из общего перечня, а затем люди подходят только под епитрахиль. Меня смущает такая исповедь, она мне кажется не совсем полноценной. Можно ли попросить, чтобы батюшка меня выслушал, или лучше вообще не подходить?

Если же вы хотите побеседовать с батюшкой, договаривайтесь о времени индивидуальной беседы. Перечисление общего списка грехов предполагается в подготовительных молитвах Таинства исповеди для того, чтобы человек настроился на покаяние, вспомнил, возможно, забытые грехи.

Многие пишут свои грехи на исповедь списком. В нем они пытаются все детально перечислить и рассказать обо всем в подробностях. Но есть и другой вариант, когда люди перечисляют свои грехи лишь отдельными словами. Насколько конкретно надо излагать свои согрешения, чтобы не превратить исповедь в краткий отчет или беседу о жизни?

Поэтому готовиться к исповеди надо дома – не просто каноны читать, а проанализировать, что же мне мешает быть чище, ближе ко Христу. Одному мешает зависть, другому – злость, третьему – желание отомстить. Отыскав свой главный грех, надо настроиться на серьезную борьбу с ним.

А кому нужно простое перечисление? Тем более перечисление грехов, с которыми зачастую человек и бороться-то не собирается. Проговорил, получил разрешение на причастие, ушел из храма, чтобы жить так, как жил раньше… Для чего все это делал?

Если на исповеди от волнения много забыла, значит ли это, что исповедь моя недействительна и я не прощена? Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения что-нибудь да забуду.

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью?

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания.

Но другое дело, если вы не очень-то и хотите расставаться с грехом. Может, и сил бы хватило, да желания нет. Тогда, разумеется, нечего об этом и говорить. Исповедуясь, мы просим у Христа помощи только в том случае, если имеем твердое намерение расстаться с грехом навсегда.

Допускается ли исповедь по интернету или по телефону? Если да, то в каких случаях?

– Не думаю, что в обозримом будущем станет возможна исповедь по интернету или телефону. Да и необходимости в такого рода исповеди я не вижу. Если мы, конечно, говорим о Таинстве покаяния, совершаемом священником. Само же раскаяние не нуждается ни в интернете, ни в телефоне, ни в каком-то даже собеседнике. Кайтесь дома перед иконой – никто не мешает. Бог услышит и примет покаяние. Но для совершения Таинства нужен действующий священник, нужно ваше засвидетельствование перед Крестом и Евангелием своего намерения оставить грех. В определенном смысле – клятва при свидетеле.

– Я не знаю приходов, где причащали бы без исповеди, за исключением греческих. Исповедь перед причастием – давняя традиция Русской Православной Церкви. Такой же благочестивой традицией является и невкушение пищи с полуночи накануне причащения. Для больных людей существует исключение в виде литургического поста – за шесть часов до причастия.

Недавно у меня случился спор с человеком, имеющим теологическое образование. Он доказывал, что грех мужеложества не тяжелее, чем грех взяточничества. Разве противоестественные плотские грехи не являются более тяжелыми проступками, которые наносят душе более глубокую рану?

Протоиерей Андрей Лоргус

Тень здорового сомнения

В первую очередь, не все, что говорят на исповеди, можно принимать на веру. Люди могут быть не всегда адекватны. Важно поставить себе задачу отделить то, что имеет отношение к исповеди, от того, что подлежит сомнению. Но священник не всегда может быстро понять и разобраться в том, что имеет, а что не имеет отношения к исповеди, что достоверно, а что нет, но тень здорового сомнения священнику требуется всегда. Вовсе не из презумпции недоверия кающемуся, а из здоровой осторожности. Задача заключается в том, чтобы переспросить, ­удостовериться: речь идет о грехе или речь идет о сомнении, речь идет о какой-то сомнительной идентификации замысла, поступка, мысли. И это требует, разумеется, внимательного отношения к кающемуся. Когда этот вопрос исходит из опыта, тогда гораздо легче, но начинающему священнику очень трудно бывает отделить одно от другого. То есть здесь здоровое сомнение бывает по-настоящему необходимо.

Надо сказать, что сами по себе вопросы и вспомогательная беседа на исповеди необходимы, чтобы уточнить, прояснить, грех это или не грех, речь идет о совершившемся поступке или о не совершившемся.

Без подробностей

На исповеди священник может услышать такие обстоятельства, при которых был совершен грех, которые могут его шокировать. Поэтому необходимо попросить кающегося избегать подробностей, если они не имеют отношения к конкретной квалификации греха. Прежде всего это касается темы плотских грехов. Есть физиологические подробности, которые могут квалифицироваться как грех, а могут не иметь к нему никакого отношения. Основной критерий в такой квалификации — что подвластно человеку и что неподвластно.

Другой пример — женщина страдает тем, что у нее часто громко отходит воздух из желудка. У нее тоже психосоматически происходит нервное напряжение, она старается на службе об этом не думать, чтобы не допустить неприятного момента. Когда она чувствует, что воздух подпирает у нее в пищеводе, она пытается с этим бороться. Бороться не получается, женщина теряет терпение, начинает паниковать, состояние обостряется, и она выбегает из храма. Она считает, что это грех, и очень этим мучается. А я считаю, что в этом случае священник, избегая, опять же, подробностей, должен всегда человека успокоить и разобраться, является ли это грехом.

Грех только то, о чем человек знал и чего мог избежать, но не сделал этого. И, тогда есть некая произвольность в этом, некая невнимательность к себе. Но, разбираясь в этом, нужно быть очень деликатным. И только если есть ощущение того, что хватит любви, спокойствия и благожелательного отношения к человеку это уточнить, можно в эти подробности погрузиться. Если нет, лучше этого избегать.

Истерика мешает покаянию

Нередко священник сталкивается на исповеди со слезами и истериками, которые могут оказаться лишь защитными механизмами. В каких случаях слезы — не покаяние за грех, а невротическая реакция? Прежде всего, когда человек привычно использует для себя в отношениях с людьми, в нашем случае в отношениях со священником, модель жертвы. Модель жертвы — это такая личностная позиция, в которой человек заранее воспринимает себя ­несчастным, обиженным, кем-то наказанным, считает, что он жертва какого-то заговора, интриги. Конечно, чаще это бывают женщины, но не только. Мужчины тоже прибегают к такой неосознанной модели поведения. У жертв очень много вторичных выгод, как говорят психологи. С жертвы меньше спрос, ее меньше наказывают, к жертве относятся с бóльшим состраданием. Поэтому слезы при такой позиции могут быть защитным механизмом от страха наказания, от страха неуважения или презрения, но не слезами покаяния.

Если священник воспринимает слезы как сигнал к тому, чтобы утешать и оправдывать человека, то тем самым он отодвигает человека от исповеди, мешает ему сосредоточиться на покаянии. Если слезы являются защитным механизмом, то самая лучшая позиция священника — исключить какое-то душевное участие в этих слезах. Это очень важно. Истерики, конечно, бывают редко на исповеди, но тем не менее люди, склонные к истероидному поведению, могут демонстрировать подобное поведение. Истерика может начинаться со всхлипываний, частых вздохов, закатывания глаз, ломания рук, их расчесывания, сопровождаться прерывистой речью, потерей памяти, обмороками, головокружением, тошнотой. Нужно понять, какую причину имеет эта истерика. У здоровой истерики есть всегда какая-то очень важная эмоциональная причина. Либо это какое-то потрясение, либо паника. Если это привычное для человека истероидное поведение на исповеди, тогда можно сказать, что это тоже носит характер защитного механизма. В таком случае лучшая прагматическая позиция священника заключается в том, чтобы избегать эмоциональных вопросов и стараться кающегося подвигать, подталкивать к более сухому изложению событий, не вдаваясь в подробности.

Цинизм — один из признаков выгорания священника

Когда человек кается в тяжких грехах — абортах, изменах, пьянстве, наркомании, то от священника в этот момент требуется максимальная любовь. Любовь не в том смысле, что надо любить исповедующегося, как друга, как жену, как детей, как мать, а любовь в виде безусловной благожелательности и безусловного приятия кающегося человека. Если такого настроения в этот момент нет, то лучше священнику избегать исповеди в этом состоянии. А если нет такой возможности, то ограничиться почти формальным отношением к исполнению своего богослужебного долга. Да, это крайний случай, но я думаю, что для священника такое формальное исполнение долга возможно в том случае, если иначе этот долг выполнить невозможно. Но лучше формальное исполнение богослужения, чем циничное.

Двойная ответственность за испуг

Да, покаяние — это очень тяжелое переживание. Но добавлять к этому еще душевную рану, если в этом нет острой необходимости, не стоит. А какая может быть в этом необходимость? Она может быть только в том случае, если человек отказывается принимать грех за грех, ­упорствует в этом и, может быть, священник чувствует, что кающийся не хочет признавать совершенного им греха и всей его тяжести. Я знаю, что некоторые священники, чувствуя нераскаянное упрямство и упорство, окаменелое нечувствие, переходят к запугиванию человека. И достигают в этом довольно большого успеха, потому что опыт в этом у них, безусловно, есть. Достаточно просто привести в совокупности слова Евангелия и каноны Церкви, выстроить их в определенную схему, и это может испугать кого угодно. Я видел, как на исповеди пугаются государственные чиновники, как пугаются полицейские, как пугаются бандиты, как пугаются отъявленные алкоголики и развратники, если только священник разворачивает перед ними свою покаянную проповедь. Да, иногда угрожающая проповедь важна, но ответственность за этот испуг должна быть особенная и двойная. И мы, священники, за это будем нести ответственность перед Господом.

Кредит доверия

Важно понимать, что кающийся имеет к священнику некое доверие. Это доверие выглядит как предварительное условие, с которым человек приходит. То есть человек приходит именно к вам, он выбрал именно вас. Может быть, это была случайность, как он думает, может быть, он выбрал из нескольких священников, которых наблюдал в течение какого-то времени. Так или иначе, он подошел к вам. Перед этим он готовился, слушал свою совесть, долго, может быть, с ней препирался, обдумывал, может быть, лукавил, а может быть, глубоко раскаивался в минуту искренности. Так или иначе, придя и начав исповедь перед Христом в вашем присутствии, кающийся проделал большую работу, которая в том числе заключается в том, что он здесь и сейчас стоит перед вами. Это его кредит доверия, но этот кредит — не бесконечный. Поэтому ошибки, равнодушие, цинизм, непонимание или даже нежелание вникнуть человек стерпит не всегда. Этот кредит может быть израсходован за одну исповедь. Но важно помнить, что это доверие есть реальный внутренний ресурс человека, с которым он приходит к священнику.

Запрещенные вопросы

Одна из самых сложных тем на исповеди — это тема плотских грехов: измены, связи вне брака и т. д. Она требует особой деликатности. Очень важно понять, что искушение для священника здесь велико. Священник — мужчина, и поэтому любые исповеди женщин на данную тему — это встреча всегда сверхнапряженная. Очень важно помнить, что женщина, приходящая на исповедь, есть женщина, приходящая к мужчине, и то, что она не хотела бы никогда и никому рассказать, рассказывает священнику. Для того чтобы эта исповедь была исповедью перед Богом, священнику важно самому себе стать стражем своего сердца, чтобы не допустить искушения искренностью женщины.

Если исповедуется мужчина, то в этом случае, конечно, соблазн принципиально другой и гораздо меньше. Но нужно понимать, что к рассказам мужчины тоже необходимо относиться с особой осторожностью. Для многих мужчин рассказы о своих грехах могут быть бравадой, желанием показать, насколько мужчина в этом смысле себя высоко ставит. Даже если он кается, он может рассказывать с каким-то внутренним довольством, что он — ловелас и казанова. Здесь требуется, может быть, больше четкости, строгости, сухости — без дополнительных расспросов. Да, конечно, мужчины бывают на исповеди более аккуратны, строги и, как правило, немногословны. Женщины могут быть тоже немногословны, потому что им очень стыдно рассказывать священнику-мужчине о своих прегрешениях, но есть некоторые невротические состояния, когда женщина стремится к этому многословию и желает рассказать подробности. Это надо сразу остановить и сказать, что подробностям и всяким прочим уточнениям здесь места нет. Только покаяние и молитва.

Перекрестные исповеди

Есть еще несколько соблазнов, которые могут встретить молодого священника. Это совместные исповеди или перекрестные исповеди, когда муж и жена, мужчина и женщина приходят к одному и тому же священнику, пытаются согласовать тему своей исповеди друг с другом и проверяют, насколько священник соответствует их замыслу, получилось ли у них втянуть священника в этот разговор. Этому всячески надо противостоять и избегать таких ситуаций. Конфиденциальность касается не только священника, она касается и исповедующихся, поэтому никаких переходов событий от одного к другому не может быть. Священник ничего не может рассказать мужу об исповеди жены, а жене — об исповеди мужа. Нельзя допускать такой ситуации, даже если эта пара еще не находится в брачных отношениях.

Наложение епитимий на плотские темы — полностью на совести священника. В сегодняшней ситуации, когда огромное количество молодых пар живут друг с другом, меняя партнеров без какого бы то ни было брачного договора, регистрации или венчания, совесть священника находится перед постоянным вызовом.

Однако следует сознавать, что нравственные нормы христианства, отраженные в том числе и в церковных канонах, являются непреходящими, несмотря на множество их нарушителей.

Читайте также: