В каких случаях банк имеет право осуществить зачет в отношении денежных средств клиента

Обновлено: 28.06.2024

Банк вправе списать деньги без распоряжения клиента по решению суда и в случаях, предусмотренных законами или банковским договором с клиентом. В статье разбираем каждый случай и рассказываем, что делать, если деньги сняли без законных оснований

Леонид Яковлев

Эксперт по праву

Обычно банк списывает деньги со счета по запросу или как минимум с согласия клиента. Такое согласие называют акцептом. Но есть исключения, когда для списания денег с расчетного счета банку не требуется разрешение.

В статье разберем, в каких случаях у банка есть право на безакцептное списание средств со счета ИП или компании, а в каких — нет.

Что такое безакцептное списание и когда банк имеет на него право

По общему правилу банк переводит деньги с расчетного счета по распоряжению клиента, например платежному поручению.

Безакцептное списание — операция, когда банк списывает деньги без распоряжения клиента — владельца счета.

Банк вправе безакцептно списать средства:

  • по решению суда;
  • в случаях, предусмотренных законодательством;
  • по договору с клиентом.

По решению суда. Когда суд взыскивает долг, он выдает документ, на основании которого можно получить деньги.

Список документов, которые чаще всего используют для взыскания:

  • исполнительный лист;
  • судебный приказ;
  • постановление государственного органа или решение суда;
  • решение трудовой инспекции о взыскании задолженности по зарплате.

Взыскать деньги по исполнительному документу можно самостоятельно или через приставов.

ИП Петров не платит алименты уже год. Его бывшая жена Елена обратилась в суд и выиграла дело. Суд решил, что Петров должен уплатить долг по алиментам — 70 000 ₽, и выдал исполнительный лист.

Если Елена знает, в каком банке бывший муж хранит деньги, она может обратиться туда напрямую. Банк за семь дней проверит исполнительный лист и, если все законно, переведет деньги.

Если Елене ничего не известно о счетах Петрова, она может обратиться к приставам. Они найдут счета должника и направят запросы на взыскание. Банк обязан перевести деньги сразу, без дополнительной проверки.

Кажется, что взыскивать долги через приставов быстрее: не нужно ждать неделю. Проблема в том, что приставы постоянно перегружены работой и могут месяцами откладывать обращение в банк. Поэтому многие кредиторы сами ищут банк должника и требуют перевести им деньги.

Ограничений по сумме списания для ИП и компаний нет. Если с предпринимателя взыскали миллион рублей, а у него на счете 700 000 ₽, банк переводит кредитору все деньги, и если потом у должника появится еще 300 000 ₽ в этом же или другом банке — спишут и их. Безакцептное списание можно производить сразу с нескольких счетов в разных банках, чтобы покрыть всю сумму долга.

По закону. Приведем распространенные примеры списаний по закону. Так банк может безакцептно списывать деньги в случаях, если бизнес не уплатил или не полностью уплатил:

1. Налоги, сборы, страховые взносы, а также пени и штрафы по ним — на основании решения налоговой инспекции о взыскании задолженности.

2. Таможенные платежи и пошлины, проценты и пени — на основании решения таможенного органа о взыскании в бесспорном порядке.

3. Лизинговые платежи более двух раз подряд — на основании распоряжения лизингодателя на списание просроченных лизинговых платежей.

4. Арендные платежи по договору проката — на основании исполнительной надписи нотариуса.

В каждом из случаев есть свои нюансы. Например, налоговая служба не сразу выносит решение о взыскании. При неуплате налога в срок она сначала направляет должнику требование и указывает дату, до которой недоимку нужно погасить. И только после этой даты налоговики выносят решение о взыскании и направляют его в банк должника.

По договору с клиентом. Когда компания или ИП открывают счет или берут кредит, банк обычно прописывает в договоре возможность безакцептно списать деньги со счета клиента.

Это прежде всего нужно банку для списания ежемесячных платежей или долгов по кредиту, а также долгов или штрафов по требованиям взыскателей-кредиторов.

Условие о безакцептном списании денежных средств банк включает в текст договора обслуживания, кредитного договора или дополнительные соглашения к этим договорам.

Обычно банк устанавливает порядок безакцептного списания денег и прописывает условие, что клиент не может отказаться от исполнения этой договоренности в одностороннем порядке. Если клиент не соглашается с этими условиями, банк может не заключить договор.

Пример пункта о безакцептном списании средств

Пример пункта о безакцептном списании из кредитного договора с банком

Бывают ситуации, когда клиент банка кредитуется еще у . В таких случаях банк может составить отдельное соглашение о том, что он имеет право без разрешения клиента переводить с его счета деньги по этим обязательствам.

Когда банк не имеет права на безакцептное списание

В большинстве случаев запреты или ограничения на безакцептное списание относятся к счетам граждан.

Например, запрещено взыскивать деньги, которые должник получил в возмещение вреда здоровью, в качестве пенсии по случаю потери кормильца или в виде помощи при радиационных или техногенных катастрофах.

Но в законе есть и запреты, которые касаются ИП и компаний: банк не имеет права безакцептно списывать долги с залогового и брокерского счетов.

Что делать, если банк неправомерно списал деньги

В статье мы перечислили законные основания для списания. Если компания или ИП считает, что банк произвел безакцептное списание неправомерно, они могут оспорить действия банка через суд.

Если клиент докажет, что списание было необоснованным, банк обязан вернуть деньги и уплатить проценты на эту сумму.

Банк безакцептно списал штраф по кредитному договору, но компании удалось в несколько раз снизить его через суд и вернуть разницу

Что случилось. Завод взял в банке кредит под залог нескольких зданий. По условиям договора завод не имел права делать перепланировки в заложенной недвижимости — за это предусмотрели штраф.

Завод без разрешения банка сделал перепланировку в одном из залоговых объектов, и площадь помещения уменьшилась на 35,4 м². Банк потребовал объяснений, а затем назначил штраф 1 473 265,38 ₽ и списал его со счета завода в безакцептном порядке.

Завод посчитал сумму штрафа несоразмерной последствиям нарушения и обратился в арбитраж.

Как суд принимал решение. Изменение площади в результате перепланировки снизило залоговую стоимость помещения, но не настолько, чтобы назначать такую сумму штрафа. Банк рассчитал неустойку исходя из залоговой стоимости всех объектов, а нужно было — только из стоимости помещения с перепланировкой.

Кроме того, завод аккуратно платил по ипотеке и даже погасил ее досрочно всего через несколько дней после безакцептного списания штрафа.

Решение суда. Апелляционный суд снизил штраф до 313 749,68 ₽ и обязал банк вернуть излишне списанную сумму штрафа.

Что было дальше. В следующем судебном разбирательстве завод взыскал с банка 45081,15 ₽ процентов за пользование чужими денежными средствами с даты неправомерного списания части штрафа до дня ее возврата.

Главное

  1. Безакцептное списание — операция, когда банк списывает деньги без распоряжения клиента — владельца счета.
  2. Банк вправе безакцептно списать средства по решению суда и в случаях, предусмотренных законодательством или банковским договором с клиентом.
  3. Если клиент не соглашается с условиями безакцептного списания, банк может не заключить договор обслуживания или не выдаст кредит.
  4. Банк не имеет права безакцептно списывать долги с залогового и брокерского счета.
  5. Если банк произвел безакцептное списание неправомерно, это можно оспорить через суд.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Как открыть валютный счет

Валютный счет понадобится любому бизнесу, если собираетесь работать с зарубежными партнерами. Разбираемся, на что стоит обратить внимание при открытии валютного счета

Правила работы с самозанятыми

Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.

Как подготовить и провести презентацию

Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Основные термины и определения

Клиент – физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель и лицо, занимающееся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой) или юридическое лицо (в том числе кредитная организация) находящееся или принимаемое на обслуживание в Банке, а также лица, обращающиеся в Банк для проведения операций разового характера, включая операции без открытия банковского счета (вклада);

Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента;

Выгодоприобретатель – лицо, не участвующее в проведении операции, но к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договора поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок;

Представитель Клиента (Представитель) – лицо, совершающее сделки и/или операции с денежными средствами или иным имуществом от имени Клиента, полномочия которого подтверждены доверенностью, договором, законом либо актом уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в том числе лица, которым предоставлены полномочия по открытию/закрытию, распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологии дистанционного банковского обслуживания;

Идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, не включенным в указанный перечень, но в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

1. Клиенты обязаны:

Предоставлять Банку, информацию, необходимую для выполнения Банком требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию необходимую для идентификации клиента, его представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Кроме того, в соответствии с данной нормой, Клиент обязан по запросу Банка представлять документы, являющиеся основанием для проведения операций.

2. Идентификация клиентов

2.1. При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов Банк идентифицирует клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

При идентификации Банк устанавливает следующую информацию:

  • в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (при наличии), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) и другие сведения, в соответствии с законодательством РФ и внутренними нормативными документами Банка;
  • в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения и другие сведения, в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами Банка.

К другим сведениям, подлежащим установлению в отношении юридических лиц, законодатель относит:

  • информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с Банком, а также о целях финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента;
  • информацию по бенефициарным владельцам, с установлением в отношении них сведений, необходимых для идентификации физического лица.

В случае, если бенефициарный владелец не выявлен, Банк может признать бенефициарным владельцем единоличный исполнительный орган клиента.

В целях идентификации клиента, представителя клиента, идентификации выгодоприобретателя и бенефициарных владельцев клиент предоставляет в Банк Анкету клиента-юридического лица, Анкету клиента-физического лица, представителя клиента, индивидуального предпринимателя (в одном файле) и, при наличии у клиента выгодоприобретателя, Анкету выгодоприобретателя (отдельно: ЮЛ, ФЛ, ИП).

2.2. Банк обновляет информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится:

  1. при осуществлении Банком операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  2. при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо не превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
  3. при осуществлении Банком, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.

Несмотря на наличие вышеуказанных оснований для неосуществления идентификации, Банк обязан будет её провести в случае, когда у работников Банка возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. Приостановление операций клиентов

Банк приостанавливает операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию таких организации или физического лица.

По истечении двухдневного срока приостановленная операция может быть проведена Банком в обычном порядке только в случае отсутствия каких-либо указаний, относительно данной операции, со стороны Росфинмониторинга.

4. Отказ в заключении договора банковского счета (вклада). Расторжение договора банковского счета (вклада).

4.1. Банку запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента.

4.2. Банку запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

4.3. Банку запрещается открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации, а также открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы).

4.4. Банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

4.5. Банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 5 настоящей памятки.

4.6. Банк вправе при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

5. Отказ в выполнении распоряжения клиента

Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации, в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если у работников Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Обращаем Ваше внимание на то, что действия Банка по приостановлению операций, в соответствии с пунктом 3 настоящей памятки, и отказ от выполнения операций, в соответствии с пунктом 5 настоящей памятки, не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности Банка.

Читайте также: