В каких целях создаются кадровые реестры государственных должностей

Обновлено: 16.05.2024

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ –должности, устанавливаемыеКонституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются ФЗ или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно. Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в социальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы РФ и принципов её построения и функционирования.

Государственная должность устанавливает перечень функций и полномочий в части реализации компетенции государственного органа одним лицом.

Должности гражданской службы можно классифицировать по критериям и группам.

Категориями должностей гражданской службы являются:

1) руководители –должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты –должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты –должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К группам должностей гражданской службы относятся:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.




Классные чины гражданской службы установлены ст. 11 указанного ФЗ. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с занимаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы по результатам квалификационного экзамена.

Законом предусматриваются следующие классные чины гражданской службы:

1) действительный государственный советник РФ 1,2 или 3 класса;

2) государственный советник РФ 1,2 или 3 класса;

3) советник государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса;

4) референт государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса;

5) секретарь государственной гражданской службы РФ 1, 2 или 3 класса.

Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов федеральным гражданским служащим утверждено Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113. Классный чин гражданской службы – действительной государственный советник РФ 1, 2 или 3 класса – присваивается Президентом РФ.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется указом Президента РФ.

Для других видов государственной службы в соответствии ФЗ вводятся воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т. д.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

1) должностей федеральной государственной гражданской службы;

2) типовых воинских должностей;

3) типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается либо законом, либо иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

Оба указанных реестра (реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ) составляют Сводный реестр должностей государственной службы РФ.

Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь: система органов, порядок формирования, компетенция, решения органов местного управления и самоуправления.

  1. Основные принципы государственной службы.
  2. Кадровые реестры государственных должностей. Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь.
  3. Классы государственных служащих и порядок их присвоения.
  4. Права государственного служащего.
  5. Обязанности государственного служащего.
  6. Порядок поступления на государственную службу. Основания для отказа в приеме на государственную службу.
  7. Аттестация государственных служащих: сущность и порядок проведения.
  8. Ответственность за нарушение законодательства о государственной службе.
  9. Декларирование доходов и имущества государственных служащих.
  10. Ограничения, связанные с государственной службой.
  11. Публикации и выступления государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей.
  12. Эффективность работы с обращениями граждан и юридических лиц как важная составляющая построения государства для народа.
  13. Работа по осуществлению административных процедур в рамках реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 “О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества жизнедеятельности населения”.
  1. Цели, задачи, принципы государственной кадровой политики Республики Беларусь.
  2. Приоритетные направления реализации государственной кадровой политики Республики Беларусь.
  3. Механизм реализации государственной кадровой политики.
  4. Квалификационные требования, предъявляемые к государственному служащему.
  5. Требования к руководящим кадрам и работникам организаций.
  6. Резерв руководящих кадров: порядок формирования и организация работы с резервом.
  7. Перспективный кадровый резерв: порядок формирования и организация работы с резервом.
  8. Порядок подбора и назначения на должности (освобождения от должностей) руководящих кадров.
  9. Профессиональное развитие государственных служащих. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, стажировка, самообразование государственных служащих.
  10. Государственная политика в сфере борьбы с коррупцией. Понятие коррупции.
  11. Публикации и выступления государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей.
  12. Система мер борьбы с коррупцией.
  13. Виды коррупционных правонарушений.
  14. Конфликт интересов. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в связи с исполнением обязанностей государственного должностного лица.
  1. Идеология белорусского государства: понятие, составные элементы и концептуальные положения.
  2. Основные этапы становления современной белорусской государственности.
  3. Государственные символы Республики Беларусь, их основные характеристики, порядок использования.
  4. Функции органов местного управления и самоуправления различных уровней в организации и осуществлении идеологической работы.
  5. Роль руководителей государственных органов, иных организаций в осуществлении идеологической работы.
  6. Стратегические национальные интересы Республики Беларусь
  7. Система и субъекты обеспечения национальной безопасности.
  8. Основные принципы и стратегические цели внутренней политики Республики Беларусь.
  9. Основные принципы и стратегические цели внешней политики Республики Беларусь.
  10. Общественные объединения в Республике Беларусь: понятие, условия создания и принципы деятельности, роль в решении задач идеологической работы.
  11. Политические партии в Республике Беларусь: понятие, условия создания и принципы деятельности. Общенациональная составляющая в идеологической деятельности политических партий.
  12. Профессиональные союзы в Республике Беларусь: права и полномочия профессиональных союзов в обеспечении прав и интересов граждан, формы взаимодействия с органами государственного управления.
  13. Религиозные организации в Республике Беларусь: понятие, взаимодействие с государством в решении задач общественного развития, гражданско-патриотического и нравственного воспитания различных групп населения.
  14. Основные направления и пути реализации государственной молодежной политики, формы участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики.
  15. Роль молодежных объединений в политической социализации и привлечении молодых граждан к государственному строительству.
  16. Патриотическая направленность физкультурно-спортивного движения и туризма.
  17. Средства массовой информации. Их виды и социальные функции.
  18. Основные принципы деятельности средств массовой информации.
  19. Методы влияния средств массовой информации на формирование идейно-политических установок различных групп населения.
  20. Организация информационного обеспечения деятельности государственных органов.
  21. Социальные сети, интернет-ресурсы как каналы информационноговзаимодействия государственных органов с населением и средство политической мобилизации.
  22. Требования законодательства к сайтам (страницам) государственных органов в глобальной компьютерной сети Интернет.
  1. Характерные черты белорусской модели экономики. Ключевые задачи в экономике.
  2. Роль и место регулирования экономики в системе государственного регулирования Республики Беларусь. Его современные инструменты, актуальные для Беларуси.
  3. Система программных и прогнозных документов, используемых в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь.
  4. Бюджет Республики Беларусь. Его функции и цели. Налоговая система Республики Беларусь.
  5. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь. Ее цели. Инструменты регулирования. Влияние на экономическое развитие.
  6. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь. Его характеристики на современном этапе. Развитие конкуренции.
  7. Необходимость поддержки и развития предпринимательства в Республике Беларусь.
  8. Основные направления инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе. Цели и способы привлечения инвестиций.
  9. Приоритетные направления социальной политики Республики Беларусь на современном этапе. Государственное регулирование рынка труда Республики Беларусь. Укрепление демографического потенциала.
  10. Научно-технические приоритеты и инновационная политика Республики Беларусь. Наукоемкий и высокотехнологичный сектор как основа устойчивого роста белорусской экономики: проблемы развития и перспективные направления.
  11. Приоритеты и направления внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь. Развитие экономической интеграции: ЕАЭС, Союзное государство, вступление в ВТО. Ключевые векторы двусторонних торгово-экономических отношений.
  12. Цифровая трансформация экономики как один из приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь.
  13. Текущее состояние и необходимость развития транзитного потенциала Республики Беларусь в условиях членства в ЕАЭС, сотрудничества с ЕС, участия в китайской инициативе по построению Экономического пояса Шелкового пути.
  14. Развитие сферы услуг в Республике Беларусь: цели, задачи, основные целевые индикаторы.
  1. Делопроизводство в государственных органах и иных государственных организациях.
  2. Общие требования к текстам документов и порядку их оформления.
  3. Организация работы с документами, контроль исполнения документов.
  4. Работа с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения.
  5. Системы электронного документооборота.
  6. Особенности работы с документами в электронном виде и электронной цифровой подписью.
  7. Государственные информационно-правовые ресурсы, предоставляющие доступ к официальной правовой информации Республики Беларусь.

ВОПРОСЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Утверждены протоколом экзаменационной комиссии главного управления юстиции Гродненского облисполкома по проведению квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на государственную службу № 8 от 01.03.2018

Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.

Категории государственной службы

По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной службы

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  4. Старшие: специалисты и ОС.
  5. Младшие: ОС.

Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):

  • главный специалист (эксперт);
  • ведущий специалист (эксперт);
  • специалист (эксперт).

В реестре федеральной ГГС закреплено, к какой группе должностей относится ведущий специалист, — к ведущей группе. Такая группировка присутствует в каждом ведомстве из указа № 1574.

В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

таблица групп должностей государственной гражданской службы

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Группы должностей государственной гражданской службы

Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:

Должностные группы ГГС Необходимый стаж
Высшая Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Главная Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Ведущая, старшая и младшая Без предъявления требований к стажу

Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

К госслужащим относятся лица, которые в установленном законом порядке занимают госдолжности в:

1) палате представителей и совете республики парламента

2) в правительстве и его аппарате

3) конституционном, верховном, высшем хозяйственном судах РБ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов

4) администрации президента, государственных секретариатах совета безопасности, управления делами президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РБ

5) органы КГК, прокуратуры, нацбанка, центральной избирательной комиссии

6) министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях

7) дипломатических представительствах РБ

8) местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации)

9) государственных нотариальных конторах

10) таможенных органах

11) иных госорганах.

Рассматривая административно-правовой статус госслужащих, необходимо учитывать, что к служащим госаппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечение функций госаппарата (пример: работники хозчасти, архива, канцелярии, библиотеки, автохозяйства, обслуживающие госорган и т.д.)

Кадровые реестры

В целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров, их расстановки создаются кадровые реестры государственных должностей (далее – кадровые реестры).

Кадровый реестр – система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов.

В кадровые реестры включаются:

высшие государственные должности Республики Беларусь: Премьер-министр Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

иные государственные должности, назначение (согласование назначения) на которые осуществляется соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Перечни высших государственных должностей Республики Беларусь, иных государственных должностей, подлежащих включению в кадровые реестры, утверждаются соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Резерв кадров.

В государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания).

В резерв кадров государственных служащих включаются:

граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;

государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата работников.

В резерв кадров государственных служащих не включаются государственные служащие, достигшие:

предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе.

Порядок формирования и организации работы с резервом кадров государственных служащих определяется Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: